18 прибрежных достопримечательностей балтийска

Что посмотреть за 1 день в Балтийске

Конечно же, Балтийск не может сравниться по числу достопримечательностей с Калининградом или Псковом, но его достопримечательности все же достаточно многогранны и короткого временного промежутка точно не хватит, чтобы все их посмотреть. Предлагаем подборку самых интересных мест, которые можно успеть посетить за один день, — с фотографиями туристов.

Крепость Пиллау

Координаты на карте: 54.642823, 19.887261.

Цитадель начали строить шведы в 1626 г. Заключив перемирие с Пруссией в 1635 г., они продали крепость Курфюрсту Георгу Вильгельму. 10 тыс. талеров, выплаченных за фортификационное сооружение, вернулись в казну в виде налогов с городских жителей.

Форт Пиллау представляет собой пятиугольную звезду. У нее имеется 5 бастионов, расположенных по вершинам пятиугольника. У каждого из них есть собственное имя – Пруссия, Кениген, Альбрехт, Кениг и Кронпринц. Крепость окружает широкий водный ров. Подступы к нему охраняют 5 равелинов, также имеющие свои названия — Контргард Кёниг, Кронверк, Шинкеншац, Шторнест и Фаульвинкель.

Цитадель перешла к Пруссии в недостроенном виде. Полностью работы по ее возведению закончились в 1670 г. Она всегда была военным объектом, когда-то здесь находился и военный арсенал.

В послевоенные годы Форт Пиллау был закрыт для посещения гражданскими лицами. Запрещающие таблички можно увидеть и сегодня. В 1999 г. цитадель стала филиалом Музея Балтфлота. Попасть сюда можно с организованной экскурсией по предварительной записи.

Балтийский маяк

Адрес: Морской бульвар.

Одна из знаковых достопримечательностей Балтийска. Первое подобное сооружение было построено в Пиллау в 1741 г. Но гавань быстро развивалась и мощности деревянного маяка стало не хватать.

Новое, каменное, строение возвели в начале XIX столетия (1813-1816 гг.). Его высота достигает 33 м, а световой сигнал указывает путь судам с расстояния в 16 миль. До сих пор ведутся споры о том, кто стал автором проекта маяка. Претендентов на это звание двое – это немцы К. Шинкель и гидроинженер Шульц. Электричество для подачи светового сигнала маяка стали использовать с 1913 г. До этого времени для создания луча использовались растительное масло, керосин и газовые лампы.

Война обошла стороной сооружение. Маяк получил лишь некоторые повреждения. С его восстановлением долго не тянули – уже осенью 1945 г. его привели в порядок. Сегодня – это культурное наследие региона.

Музей Балтийского флота

Адрес: Кронштадтская ул., 1.

Историческое здание бывшего суда Пиллау стало домом для Музея Балтийского флота. Он считается одним из главных культурных центров города. Дом построили, в уже далеком, 1903 г. Об истории музея можно сказать, что она началась в 1957 г.

С этого времени начали сбор экспонатов будущего музейного комплекса, посвященного становлению и развитию Российского флота на Балтике. С 1959 г. здесь стали принимать посетителей, однако через 3 года (в 1962 г.) музей перенесли в Таллинн.

После развала СССР, в 1992 г., экспонаты музейного комплекса вернулись в Балтийск. Сегодня коллекции центра культуры имеют более 20 тыс. экспонатов, связанных с первыми шагами России, как морской державы.

Музей располагает документами, образцами вооружения моряков, предметами морской формы. В его коллекции имеются многочисленные фото, наградные знаки, найдутся и модели кораблей, некогда бывших в составе Балтийского флота.

Большой интерес у гостей комплекса вызывают экспозиция кортиков, принадлежавших ранее выдающимся флотским офицерам и адмиралам. Не оставляет равнодушными посетителей и выставка холодного и огнестрельного оружия. Некоторые ее экспонаты были изготовлены в XVIII веке.

При культурном центре работает интересная библиотека. Ее книгофонд составляет более 12 тыс. экземпляров печатной продукции – книг, газет, различных альманахов и журналов. Сюда туристу также наведываются

Достопримечательности в центре Балтийска

Кафедральный Свято-Георгиевский морской собор Балтийского флота. Он располагается в здании старой немецкой кирхи, построенной из красного кирпича в 1866 году. Кирха была сильно повреждена в ходе штурма Пиллау в 1945 году. Затем ее восстановили и долгое время здесь располагался сначала Клуб моряков, а потом военный склад.

Затем постройку передали церкви. И в мае 1991 года здесь открылся кафедральный собор, получивший имя святого Георгия Победоносца.

Немного необычно смотрится сам вход в храм: современные стеклянные двери, козырек, полукруглая паперть. И системы сигнализации прямо над мемориальной доской.

Я крайне редко фотографирую интерьеры храмов. Здесь не удержалась и сделала один-единственный кадр. Потому что подобного я нигде раньше не видела и вряд ли увижу в другом месте.

Во-первых, в интерьере четко проявляется морская тематика

Обратите внимание на форму креста сверху в алтарной части

Во-вторых, в 2001 году в собор были перенесены частицы мощей известного русского адмирала Федора Федоровича Ушакова. Справа как раз и находится рака с мощами — небольшой сундучок из дерева. Самого Ушакова причислили к лику святых. Вам доводилось когда-нибудь видеть на иконах изображение адмирала?

Рядом с собором находятся не менее интересные постройки.

На фотографии слева — Балтийский матросский клуб. Раньше в этом здании размещались Королевская реальная школа, а затем казино для унтер-офицеров.

На фото справа — Музей Балтийского флота. Он располагается в бывшем здании городского суда с тюрьмой. К сожалению, в музей мне попасть не удалось: в тот день он был закрыт. Точнее, там проводились экскурсии только для организованных туристических групп.

В первую минуту я на себя разозлилась. Ну, как можно было приехать в Балтийск и заранее не посмотреть расписание работы музея? Однако решила себя по этому поводу не накручивать — вот как есть, так и есть.

Когда ты принимаешь сложившуюся ситуацию, не злишься, не расстраиваешься и не накручиваешь себя по этому поводу, то происходят чудеса. Меня ждал приятный сюрприз: вместо закрытого музея посчастливилось сходить на экскурсию в закрытую крепость Пиллау. О ней напишу отдельный очерк.

Рядом с крепостью находится небольшая площадь. Там установлен монумент в память о защитниках Пиллау.

Бывшие пехотные казармы. Именно здесь располагается штаб военно-морской базы Балтийского флота. Мы же помним, что Балтийск долгое время был закрытым военным городом?

На территории казарм также находится очень красивая водонапорная башня. Её построили в 1905 году и использовали для обеспечения гарнизона водой.

Школа искусств имени Иоганна Себастьяна Баха расположена прямо напротив бывших пехотных казарм. Очень атмосферно смотрятся вот эти ноты и скрипичные ключи на решетках окон.

Об истории города

Балтийск ведёт свою историю с XIII века, т.к. первые упоминания о рыбацкой деревне Вограм, располагавшейся в пределах современного города, относятся к 1258 году. В 1З6З году здесь уже существовала крепость Пиле или Пиль, известное впоследствии под названием Старый Пиллау.

Сильнейший шторм 10 сентября 1510 года образовал судоходный пролив, и сейчас отделяющий Балтийскую косу от материка. Это способствовало росту и развитию Пиллау, ставшего крупным портом и транспортным узлом.

В начале XVII века этот порт захватила шведская армия. В этот период была заложена пятиугольная крепость — цитадель Пиллау, одна из основных достопримечательностей города. Город три раза посещал царь Пётр I, в ходе своих поездок в Европу.

В 1725 году Пиллау получил статус города и собственный герб – осётр с короной. В 1758 году, в правление Елизаветы Петровны, город был занят русскими войсками и пять лет после этого входил в состав России. Здесь построили Русскую Дамбу (ныне Русскую набережную) и православную церковь. Через Пиллау проходило отступление войск Наполеона во время их бегства из России.

Городской пейзаж.

В ноябре 1918 года, с падением кайзеровского режима, в Пиллау произошла революция, и в городе до марта 1919 года установилась власть совета рабочих и солдатских депутатов. Город в это время напоминал интернациональный военный лагерь: кроме прусских солдат и моряков, здесь было много военнопленных – русских, французских, американских и австралийских. Все они постепенно разъехались домой.

На исходе Великой Отечественной войны город стал ареной ожесточённых сражений наступающей Советской Армии с сильной группировкой немецко-фашистских войск. Тяжёлые бои на подступах к Пиллау, а затем и на его улицах, продолжались почти всю вторую половину апреля 1945 года. После войны город был назван Балтийском и был определён как крупнейшая на Балтике база Советского ВМФ. Это предопределило всю его дальнейшую судьбу. Но не только военно-морским флотом живёт этот город.

После развала СССР Балтийск перестал быть закрытым для иностранцев военным городом, и часть военно-морской базы стал использоваться для торгового мореплавания. Ведущим промышленным предприятием Балтийска является Судоремонтный завод № ЗЗ, восстанавливающий как военные, так и с гражданские суда. Другие ключевые для жизни и развития города предприятия – это морской порт, через который ежегодно проходит несколько миллионов тонн грузов, и 3А0 «Балтийская нефтеперевалочная компания».

Как попасть внутрь Пиллау

Крепость или цитадель Пиллау находится в Балтийске, Калининградской области. Общую информацию о Балтийске, как до него доехать из Калининграда можно прочитать в заметках Балтийск-самый западный город России, о зимнем Балтийске или весеннем посещении Балтийска.

Нужны ли билеты для посещения цитадели Пиллау?

Чтобы попасть в крепость Пиллау нужно обратиться в Музей Балтийского флота, который находится рядом — практически на площади Балтийской славы (как ориентир может выступать церковь — старая кирха), по адресу г. Балтийск, ул. Кронштадтская, 1.

Для посещения крепость Пиллау открыта туристам (по состоянию на весну 2018 года) ежедневно в 14-00. Соответственно до этого времени необходимо приехать или прийти в Музей Балтийского флота и купить билеты. Экскурсия проводится с сопровождением экскурсовода. И на территории крепости все еще находятся военные.

На подходе к воротам крепости Пиллау. Фото: Vladimir Shveda

Внутри Пиллау, экскурсия

Итак, мы приобрели билеты и в сопровождении экскурсовода солдаты караула пропустили нас за ограждение. Группа была небольшая — пять человек.

Сейчас вход в цитадель не имеет башни, какая была когда-то. Остались только изображения. Возможно, когда-нибудь будет произведена реконструкция этих архитектурных элементов.

Ворота Пиллау. Фото: Vladimir ShvedaГерб над входом в Пиллау. Фото: Vladimir ShvedaЧто было над воротами в Пиллау. Фото: Vladimir Shveda

Внутри крепости на здании казармы установлены действующие до сих пор солнечные часы. Хотя что с ними будет? Солнце есть — они работают!

Солнечные часы. Фото: Vladimir Shveda

Внутри крепости довольно большой двор. В период посещения военные убирали территорию.

Строения внутри крепости. Фото: Vladimir ShvedaЗдание углом во дворе цитадели Пиллау. Фото: Vladimir ShvedaКрепость Пиллау, старое фото. Фото: Vladimir Shveda

Потом мы пошли внутрь казармы. Надо сказать, что температура внутри казармы была существенно ниже, чем на улице. Большая масса камня, кирпича и земли выстыла за зиму и теперь жадно впитывала тепло посетителей.

План казармы. Фото: Vladimir Shveda

Внутри организован небольшой музей с найденными на территории крепости Пиллау предметами.

Каски солдат. Фото: Vladimir ShvedaНаходки на территории крепости Пиллау. Фото: Vladimir ShvedaТопорик. Фото: Vladimir Shveda

Затем после казармы экскурсовод провел нас в каземат бастиона Альбрехт.

Карта каземата бастиона Альбрехт. Фото: Vladimir Shveda

Фундамент крепости выложен еще пруссами из камней

Мы обратили внимание на кладку. Эта кладка очень напоминает так называемую полигональную кладку камней, по нашему мнению. А сверху уже на камни выложен кирпич

А сверху уже на камни выложен кирпич.

Граница кладки камня и кирпича. Фото: Vladimir ShvedaВнутри каземата. Фото: Vladimir Shveda

Из каземата можно попасть по лестнице как бы из-под земли на бастион.

Лестница к небу. Внутри каземата крепости Пиллау. Фото: Vladimir Shveda

А снаружи, с земляного наката, виден город и канал, соединяющий Балтийское море и Калининградский залив. Свежий ветер и солнце!

Вид на морской канал. Фото: Vladimir ShvedaВид на Балтийск. Фото: Vladimir ShvedaКорабль идет по каналу. Направо — море, налево — залив. Фото: Vladimir ShvedaВид на город. Фото: Vladimir Shveda

Сама экскурсия длилась примерно один час. Если честно — очень интересная и информационно наполненная экскурсия! Рекомендуем обязательно посетить крепость — цитадель Пиллау. Тем более, что к тому, чтобы она существовала, приложили руки не только наши современники, но и русские гардемарины времен царствования императрицы Елизаветы Петровны, памятник которой стоит на пирсе в Балтийске.

Приятных путешествий! И добавляйте сайт в закладки! Подписывайтесь на наши обновления (письма шлем не чаще одного раза в неделю). Будет много интересного!

Церкви и Храмы

Кафедральный Свято-Георгиевский морской собор Балтийского флота

Православный кафедральный собор Балтийского флота открылся в 1991 году в мае в помещении бывшей немецкой кирхи. В 1996 году в храме установили часть красивейшего деревянного резного иконостаса, изготовленного резчиками из города Сафоново Смоленской области.

Само здание кирхи было построено в 1866 году в архитектурном стиле готика. Во время штурма города в 1945 году кирха была частично разрушена, но восстановлена. В советское время в помещениях располагался клуб моряков и военный склад..

Храм во имя Святого благоверного великого князя Александра Невского

В центре города на горе Школьная находится небольшой православный храм, построенный в конце 2000 годов. Изначально храм был посвящен праведному воину Федору Ушакову, но в 2011 году патриарх Кирилл освятил церковь в честь Александра Невского.

Здесь регулярно ведутся богослужения, проходят занятия воскресной школы, работает православный лекторий.

Архитектура Балтийска и ее особенности

Балтийск за свою богатую историю входил в состав нескольких государств. Был он и шведским, и русским, и немецким городом. Архитекторы и строители из разных стран оставили свой след в истории приморского поселения. Кроме объектов военного назначения, в Балтийске сохранились и строения, не использовавшиеся для обороны. Большинство из них было построено в конце XIX – начале XX столетий.

Водонапорная башня Пехотных казарм

Адрес: пер. Водолазный.

Для решения проблемы городского водоснабжения в Балтийске было построено несколько водонапорных башен. Одна из них, входящая в комплекс строений Пехотного полка, была поставлена в начале прошлого века. Ее высота достигает 30 м. В резервуарах могло помещаться до 150 тонн воды.

Здания Пехотных казарм Пиллау

Адрес: улица Красной Армии, 19.

Для размещения гарнизона, несшего службу в городе-крепости, в 1904 г. были выстроены казармы. В их состав входили Южная и Северная части комплекса. На территории городка имелись склады, водонапорная башня, помещения вспомогательных служб. Здесь же располагался воинский штаб. Для отдыха и развлечения офицеров работало казино.

После Первой мировой войны в зданиях казарм располагались многие армейские склады. С 20-х годов прошлого века здесь квартировали различные части немецкой армии. Не изменили своей принадлежности к военному ведомству казармы и во время ВОВ. В эти годы здесь готовили подводников.

Войсками, штурмующими крепость в 1945 г., здания казарм были сильно разрушены. Их восстановили к середине 50-х гг. прошлого века. И снова комплекс Пехотных казарм служил для нужд военного ведомства – здесь размещался штаб базы ВМФ в Балтийске и штаб городского гарнизона.

Отель «Золотой якорь»

Адрес: Морской бул., 6.

«Балтийский отель», построенный в 1909 г., после реконструкции 1939-1941 гг. стал называться «У Золотого якоря». Во время Отечественной войны в здании находился пункт по эвакуации военных, получивших ранение. Помогали здесь и гражданскому населению. Через 8 лет после окончания ВОВ разработали проект по восстановлению здания. Еще через 3 года здесь открылась гостиница, почти полностью сохранившая свое имя.

В «Золотом якоре» останавливалось много знаменитостей прошлых лет. Здесь бывали Крючков, Чурсина, Меньшов, Макаревич, Шевчук и другие известные люди. В 1963 г. в Балтийске побывал И. Бродский, будущий Нобелевский лауреат. Об этом говорит памятная табличка, размещенная на стене здания. Сейчас «Золотой якорь» все также встречает гостей города, даря им свою заботу и радушие.

Заброшенный аэродром «Нойтиф»

Координаты GPS: 54.627318, 19.871919.

Бывший аэродром был построен перед началом Отечественной войны. Он предназначался для приема разных типов самолетов. Взлетно-посадочный комплекс обеспечивал и прием гидросамолетов. Их встречали в специально построенной для этого гавани.

Аэродром интересен тем, что две его полосы укладывались не на твердой почве, а на песчаных дюнах. Поражает, что бетонные дорожки сохранились в очень хорошем состоянии, несмотря на почти вековой возраст.

Кроме взлетных полос сохранились и несколько бетонных и металлических ангаров, где когда-то находились самолеты и вспомогательная техника.

В советские годы здесь базировалась эскадрилья морской авиации. После перевода части в другое место, аэродром стал приходить в упадок. Обсуждаются планы по его восстановлению.

Что посмотреть в цитадели «Пиллау»

Фортификационное сооружение со всех сторон окружено 30-40-метровым рвом с водой. К главным воротам с аркой и изображением двуглавого орла, именуемым Людвигом, ведёт асфальтированная дорожка.

Перед ними — братская могила советских воинов, погибших при штурме Пиллау. Мемориал «Они сражались за Родину» появился здесь не так давно — в июле 2021 года. С тех пор каждый год 25 апреля у комплекса проходит торжественный митинг, посвящённый памяти воинов и очередной годовщине взятия города-крепости.

Прежде чем зайти внутрь форта, посмотрим на равелины — вспомогательные треугольные сооружения. С этой точки открывается вид на «Шикеншанц» и «Людвиг». Да-да, они тоже обзавелись именами. Ещё три равелина — «Сторхнест», «Кронверк» и «Фаульвинкель» — окружают цитадель с других сторон.

Свои имена собственные есть и у пяти бастионов: «Альбрехт» (в честь последнего магистра Тевтонского ордена и первого герцога Пруссии), «Пруссия», «Кёнинген», «Кёниг», «Кронпринц» (Наследный принц). Последний находится по правую сторону от главного входа. В наши дни некоторое время использовался в качестве тира. Об этом красноречиво сообщают сохранившиеся мишени.

Недалеко от бастиона оборудован военно-полевой лагерь с плетнями, будками охраны, кузницей и гончарной мастерской с самой настоящей глиняной посудой.

Экспозиция посвящена тому периоду, когда Восточная Пруссия считалась провинцией Российской империи. Кстати, именно тогда над главными воротами и появилось изображение двуглавого орла. Сегодняшняя версия — восстановленная.

А вот другие постройки на территории цитадели «Пиллау» реконструировать пока не спешат: одни пребывают в полуразрушенном состоянии, другие — и вовсе можно увидеть только на архивных снимках. Это, например, касается кирхи и домов священника, губернатора, коменданта и арсенала. Сейчас на месте строений располагается выставка современной военной техники.

Настало время познакомиться с ещё одним бастионом — «Альбрехтом». Оборонительный элемент находится с левой стороны от главного входа. Пройдём по его подземным кирпичным коридорам и выйдем на крепостную стену.

Один из равелинов, A.Savin

Тайны

Все перемещения, как правило, сопровождаются увлекательными историями экскурсовода о суровых тевтонцах, старом коменданте, у которого была привычка спать в гробу во время осады форта, язычниках-пруссах и штурме города-крепости в 1945-м.

Расскажут вам и об уникальности солнечных часов, датируемых 1799 годом и расположенных на фасаде одного из изданий. Это единственные в Калининградской области вертикальные часы.

Гид погрузит и в тайны замурованных подземных переходов. Их точное количество никто не знает: во время войны немцы заминировали проходы. Ходят слухи, что из крепости есть подземный ход на косу и что где-то здесь может быть спрятана знаменитая Янтарная комната.

Те самые солнечные часы, Наталья Гудкова

Латвия, Юрмала

Самым известным курортом Балтики, безусловно, является Юрмала. Русские туристы уже давно по достоинству оценили крупный курорт на берегу Рижского залива. Здесь сочетаются прекрасные пейзажи, богатая культурная программа и лечебно-курортные организации.

Размер и многопрофильность Юрмалы позволяют каждому путешественнику выбрать отдых по вкусу: семьи с детьми отправятся в аквапарк или на аттракционы, молодежь насладится ночными дискотеками, а люди, уставшие от мегаполиса, отдохнут в небольших тихих санаториях.

Отдых в Юрмале стоит от 600 $ в неделю, но здесь такое количество развлечений, что еще половину суммы вы наверняка потратите на них.

Лучшие места Калининграда

Некоторые достопримечательности Калининграда заслуживают отдельного внимания. К таким относятся знаменитые ворота города. В конце девятнадцатого века их насчитывалось десять. До наших дней сохранилось всего семь.

Фридландские ворота

Фридландские ворота

Это самые «молодые» из семи ворот города. Через них проходила дорога на Фридланд (Правдинск). Их архитектор неизвестен, также как неизвестна точная дата строительства. Фридландские ворота построены из красного кирпича, украшены декоративными башенками и зубчатой стеной. Два арочных пролета декорированы орнаментом. Рядом с воротами сделаны места для караула. Сегодня в здании находится краеведческий музей, основу экспозиции которого составляют археологические экспонаты, найденные во время расчистки старых прудов. В музее можно посмотреть хронику и совершить виртуальную прогулку по Кёнигсбергу XIX – нач. XX века.

Росгартенские ворота

Росгартенские ворота

Росгартенские ворота считаются одними из самых красивых. Они построены из красного кирпича и имеют только один проезд. Главной особенностью ворот является декор только одной их части, той что смотрит в сторону города. Здесь в архитектуре присутствуют арочные конструкции, скульптуры, широкие окна. Внешняя сторона построена без декора, с окнами-бойницами и помещением для караула. Сегодня внутри находится ресторан, где можно поужинать под арочными сводами XIX века.

Бранденбургские ворота

Бранденбургские ворота

Бранденбургские ворота построены в готическом стиле с использованием горельефов. Первые ворота на этом месте появились еще в XVII веке. Они были деревянными с дополнительной защитой в виде рва с водой и земляным валом. Затем их заменили на каменные. Через два арочных проезда шла дорога к замку Браденбург. Сегодня они единственные из семи ворот города выполняют транспортную функцию. Через них проходят трамвайные пути.

Королевские ворота

Королевские ворота

Когда Калининграду (Кёнигсбергу) исполнялось 750 л. со дня основания, главным символом праздника стали Королевские ворота. Ворота были построены из красного кирпича в неоготическом стиле в первой половине XIX века. Их главным элементом было три барельефа с изображением «трех королей». К 1910 году Королевские ворота лишились транспортной функции. Здание пустовало, какое-то время здесь находился склад, книжный магазин. К 1990 году ворота находились в плачевном состоянии и медленно разрушались. Но ко дню празднования города их восстановили и передали в ведение Музея Мирового океана. Сегодня это одна из знаковых достопримечательностей города.

Закхаймские ворота

Закхаймские ворота

Строительство Закхаймских ворот пришлось на период XIX века. Они, как и остальные ворота Кёнигсберга, были возведены из красного кирпича. Проезд осуществлялся через арочный проём. С четырех сторон ворота обрамляют угловые башни. В декоре используются горельефы, стрельчатые окна, ажурные арки. Закхаймские ворота хорошо сохранились и сегодня стали домом для выставок современного искусства.

Аусфальские ворота

Аусфальские ворота

В отличие от остальных ворот города, Аусфальские были возведены для пешеходов. Перед воротами располагался глубокий ров с водой, через который был перекинут узкий мост. При строительстве не использовался декор, поэтому здесь нет барельефов или дополнительных украшений. В период Второй Мировой войны ворота были приспособлены для военных целей. После войны помещения длительное время пустовали. В 1993 году над воротами была построена православная часовня. Сегодня Аусфальские ворота нуждаются в реставрации, как и многие другие достопримечательности города.

Железнодорожные ворота

Железнодорожные ворота

Еще один интересный объект на карте города. Через ворота следовали поезда в направлении современного города Балтийск (Пиллау). Железнодорожные составы проходили здесь вплоть до конца Второй Мировой войны. После войны была проложена новая дорога, а эта была заброшена. Сегодня это пешеходные ворота, которые ведут в парк. Они также нуждаются в реставрационных работах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: