Базилика святой клотильды: «изюминка» в архитектуре парижа

Информация для туристов

Адрес Кафедрального собора – площадь Pla de la Seu в Готическом квартале (Barri Gotic). До него можно доехать по линии L4 метро, сойдя на станции Jaume I. Альтернативный транспорт – автобусы 17, 19, 40, 45 до остановки Barri Gotic. До этой же остановки может довезти специализированный туристический автобус Barcelona Bus Turistic. Нужно воспользоваться его красным маршрутом Red Route.

Кафедральный собор Барселоны действующий, и в нём регулярно проводятся мессы. Но он открыт и для туристов ежедневно с 8 до 19:30. Утром до 12:45 (в воскресенье – до 13:45) и вечером после 17:15 его можно посетить бесплатно. Но за осмотр хоров нужно будет заплатить 2,8 EUR, а за подъём на крышу – 3 EUR. В остальные часы – с 13 (в воскресенье – с 14) до 17, стоимость входного билета с осмотром храма, хоров и подъёмом на крышу – 6 EUR. Следует учесть, что в часы бесплатного посещения выстраивается большая очередь.

На площади перед собором местные жители часто берутся за руки, и, под звуки флейты, танцуют хороводный танец сардана. Замкнутый круг символизирует общность каталонцев перед лицом внешнего мира

Они ценят внимание к своей культуре, поэтому с радостью примут иностранца в круг

Архитектурные решения

Барселонский собор Святого Креста и Святой Евлалии – прекрасный образец готики, позднее дополненный неоготическими деталями. Длина сооружения – 93 м, ширина – 40. 8-угольная центральная башня достигает высоты 50 м. Несмотря на внушительные размеры, колонны, держащие своды, не давят на зрителя. Специалисты считают, что лёгкость и даже изящность собору придали добавленные позднее элементы французской готики (по образцу Руанского собора). Многочисленные витражи с льющимся через них светом усиливают это ощущение.

Внутреннее устройство барселонского собора не совсем привычно. Основную часть центрального нефа высотой в 26 м занимает помещение для хора. Его ограждение декорировано красивыми мраморными рельефами, изображающими сцены жизни св. Евлалии. Верхний ярус сидений хора украшен рыцарскими гербами.

За поперечным нефом (трансептом) находится пресвитерий, предваряющий алтарную часть, и главная капелла Майор. Под ней расположена крипта с алебастровым саркофагом, выполненным итальянским мастером Лупо ди Франческо в XIV в. В нём покоятся останки св. Евлалии. Поверхность саркофага покрыта рельефами со сценами её пыток. По бокам саркофага – четыре изваяния ангелов с подсвечниками, а в центре – небольшая статуя Богоматери с Младенцем. На своде крипты находится рельефный медальон со сценой небесной коронации святой.

Справа от главной капеллы находится сокровищница собора с предметами культа и образцами церковного искусства. Среди них выделяются дароносица XVI в. из золота и серебра, украшенная драгоценными камнями, и деревянный стул короля Мартина, покрытый позолоченным серебром. Рядом с главным алтарём установлены надгробные памятники основателям прежнего романского собора – графу Рамону Беренгеру I и его супруге.

Всего в соборе – 26 капелл. Каждая из них – произведение искусства. В их алтарях, созданных в XIV–XV вв., изображены архангелы, отцы церкви и святые. Согласно, католической традиции, иконостасы не декорированы. Наиболее известна капелла св. Причастия с алтарным изображением архангела Михаила.

Готические капеллы Санто-Кристо де Лепанто и Преображения выделяются своими рельефными украшениями. В алтарной части первой из них установлена деревянная скульптура распятия Христа. Первоначально она находилась на носу испанского корабля. Легенда гласит, что распятие увернулось от неприятельского снаряда, после чего застыло в таком положении. Приглядевшись, действительно можно заметить некоторую кривизну статуи. Компонент Santa Cruz (Святой Крест) в полном названии собора появился именно из-за этой истории.

Ренессансный орган собора XVI в. был отреставрирован в конце XX столетия. С этого времени ежемесячно в соборе проводятся органные концерты.

Во внутреннем дворике (клуатре) находятся высокие одноярусные галереи, фонтан со статуей Sant Jordi (св. Георгия), и сад с пальмами, апельсиновыми и мушмуловыми деревьями. Здесь постоянно живут 13 белых гусей. Их количество соответствует прожитым годам юной святой, а белый цвет символизирует её чистоту и непорочность. Здесь же действует небольшой музей, где экспонируются церковная утварь, гобелены, требник Евлалии, и её терракотовая скульптура.

В 2006 г. произошло редчайшее для католического собора событие: перед мощами св. Евлалии был совершён православный молебен.

История строительства Базилики Святой Клотильды

В 1827-м году на заседании муниципального совета Парижа было принято решение о строительстве в городе новой церкви в честь Святого Чарльза.

Тогда же был определен и архитектор будущего строения, им стал Jean-Nicolas Huyot, который и разработал первый проект храма. Однако из-за многочисленных проблем, которые возникли вокруг сооружения будущей базилики, строительство так и не было начато.

Башни базилики

Прошло довольно много времени, пока не было принято новое решение о строительстве храма, посвященного Святой Клотильде. С новой идеей выступил префект Парижа Рабутье, который лично назначил ответственного за создание церкви. Им стал немецкий архитектор Кристиан Го.

Появление во Франции архитектора из Германии объясняется довольно просто: префект города, согласно новым веяниям того времени, отдавал предпочтение строительству католической церкви в неоготическом стиле, а на тот момент в Париже просто отсутствовали специалисты, которые бы могли возвести такое сооружение.

Главный фасад церкви

Этот неоготический стиль в архитектуре и выделяет Базилику Святой Клотильды из всех церквей столицы Франции. Однако, после того как было вновь принято решение о возведении храма, до начала непосредственного строительства прошло много времени. Лишь в 1846-м году началось возведение здания в новом для города архитектурном стиле. Согласно некоторым историческим документам, основным строительным материалом, который использовался при строительстве Базилики Святой Клотильды, стал камень, добытый в каменоломнях французского кантона Шатийон-сюр-Сен.

Главный вход в церковь

Разрабатывая архитекторский план новой церкви, Кристиан Го планировал завершить строение очень высокими острыми шпилями. Однако его идея не была поддержана французскими властями, которые считали, что подобные шпили могут быть небезопасны для конструкции всего храма, так как его основание будет подвержено дополнительной нагрузке.

Они запретили Го реализовывать свой проект в жизнь. По этой ли причине, либо же была еще какая-то, но практически сразу же после этого предложения, главный архитектор Кристиан Го подает в отставку. Спустя буквально несколько месяцев он умирает, так и оставив свое дело незавершенным.

Фасад украшен готическими статуями

Окончание строительства Базилики Святой Клотильды было доверено ученику и последователю Го Теодору Баллю. Он с особым рвением взялся за работу, которую так и не завершил его учитель. И хотя молодой архитектор на тот момент еще не имел практического опыта возведения храмов, как утверждают специалисты, со своей работой он справился великолепно. Базилика Святой Клотильды прекрасна, а главной ее особенностью считаются шпили-близнецы, устремленные в небо, которые и венчают собор.

Вид на тыл здания

Торжественное открытие Базилики состоялось в последний день осени 1857-го года, в тот день, когда она была освещена в честь Святой Клотильды, супруги короля Хлодвига и святой мученицы Валерии Лиможской. Спустя практически сорок лет в 1896-м году к 1400-летней годовщине крещения короля Хлодвига, папа римский Леон XIII даровал церкви звание малой базилики и соответственно причитающиеся этому статусу все привилегии, прерогативы и инсигнии.

Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что именно жена Хлодвига I Клотильда, которая со временем была причислена к лику святых, убедила своего супруга принять католическое вероисповедание

Орган базилики

История и описание

За половину тысячелетия украшательства базилика Святого Климента превратилась в настоящую шкатулку с драгоценностями. Богаче её в Риме только собор Святого Петра (Basilica di San Pietro). Но это не все, чем удивительна эта церковь в Риме. Благодаря любознательности приора церкви Джозефа Маури, в середине XIX века начались археологические раскопки, которые позволили обнаружить элементы раннехристианской базилики под средневековыми строениями.

Храм Святого Климента – уникальнейшее сакральное место. По данным современных археологов стало известно, что структура здания – это своеобразная пирамида, содержащая три яруса построек:

  • нижний (I – III века н. э.);
  • средний (IV век н.э.);
  • верхний (XII – наши дни).

Нижний уровень

Был раскопан храм Митры, относящийся к III веку. От него остался триклиний – длинный грот со сводчатым потолком, каменными скамьями для адептов и алтарем, где изображена Митра – древнее божество, олицетворяющее солнечный свет, согласие и дружбу.

После отведения воды от фундамента удалось докопаться до руин гражданских зданий, сожженных Нероном в 64-м году. Удалось выяснить, что одно из зданий принадлежало римскому консулу Титу Флавию Клименту. Он был тайным христианином и был казнен в период правления императора Домициана. Возможно, что именно его имя было рассмотрено строителями раннехристианской базилики как некий сакральный знак для увековечивания памяти святого Климента, четвертого Папы римского.

На гробнице святого Климента, находящейся в нижней церкви этого необыкновенного культового сооружения, нарисован якорь. Это символ орудия его казни – он был утоплен по приказу императора Трояна за проповедь христианства на каторге, куда был отправлен из Рима за отказ выполнять языческие требы.

Средний уровень

Примечательно, что прилегающая к базилике Святого Климента улица носит название Via dei Normanni. Разрушенный храм был засыпан, а все что удалось сохранить перенесли в новостройку. Во время раскопок были обнаружены великолепно сохранившиеся фрески. Одна из них рассказывает о злоключениях римского префекта Сизиния, жена которого дала обет целомудрия по подсказке Святого Климента.

Можно сказать, что эта фреска – средневековый комикс. Фразы, принадлежащие изображенным героям, практически нецензурные. Одна из них, самая лояльная, гласит: “Trahite, fili de puta!” (“тащите, сукины дети”), – так Сизиний приказывает слугам изгнать Климента из его дома. Эти надписи стали материальным подтверждением существования раннего итальянского языка и являются лингвистическим памятником.

В IX веке базилика Сан-Клементе наконец-то стала хранилищем мощей святителя, который дал ей имя. Православные святые Кирилл и Мифодий сумели найти останки на территории Крыма и доставили их в итальянскую столицу. Понтифик Адриан II принял священный дар и поместил его в саркофаг, хранящийся в среднем ярусе базилики. Зимой 869 года Кирилл умер в Риме и по настоянию Папы был похоронен в Сан-Клементе.

Гробница равноапостольного Кирилла находится слева от алтаря (к югу). Это место превратили в «славянский уголок», где сербы, хорваты, болгары, русские, украинцы установили памятные доски в благодарность своему просветителю.

Верхний уровень

Войдя через дверь базилики, посетители попадают в царство великолепия раннего барокко (сейченто). Построенная по стандартному проекту – длинный узкий неф со сводом на столбах, эта церковь украшена со всей возможной пышностью. Великолепные барельефы, картины, фрески, мраморный мозаичный пол

В апсиде базилики привлекает внимание мозаичное панно XII века, изображающее древо жизни: райских птиц, оленей на водопое, небесный Иерусалим

Полы храма украшены великолепной мозаикой в стиле косматеско, а потолки отделаны кессонными плитками с рисунками (XVIII в.). Стены Сан-Клементе украшает цикл из 10 фресок, посвященных деяниям равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, а также Игнатия Богословца и Святого Климента. Основным украшением апсиды базилики является фреска “Крест – дерево жизни”. На ней изображен Иисус Христос на распятии, окруженный птицами, цветами, виноградной лозой (XII в.). Красота исполнения и многогранный символизм росписей завораживают и производят глубочайшее впечатление.

История

Строительство церкви было впервые обсуждено городским советом
Парижа 16 февраля 1827 года. Она была спроектирована архитектором Ф.
К. Гау из Кельна в неоготическом стиле. Работа началась в 1846 году,
но Гау умер в 1853 году, и работу продолжил Теодор Баллю,
завершивший строительство церкви в 1857 году. Она была открыта 30
ноября 1857 года
кардиналом Морло. Папа Лев XIII объявил церковь
малой базиликой в ​​1896 году.АрхитектураЭта
неоготическая базилика отмечена двумя башнями высотой 69 метров.Интерьер чистый, и есть витражи Тибо (стеклодува 19 века),
картины Жюля Эжена Ленепве, скульптуры Джеймса Прадье и Франциска
Жозефа Дюре. Серия скульптур Жана-Батиста Клода Эжена Гийома,
представляющих обращение Валери Лиможской, ее осуждение на смерть,
обезглавливание и появление святого Марсьяля.Здание
возвышается над площадью Самуэля-Руссо, где можно увидеть каштаны.Базилика была скопирована архитектором Леоном Вотреном для
строительства фасада собора Святого Сердца в Гуанчжоу между 1863 и
1888 годами.Настоятели и викарии Сент-КлотильдыАббат
Артур Мунье, прозванный «исповедником герцогинь» и оставивший
дневник, был одним из викариев.Аббат Анри Шомон, викарий
прихода с 1869 по 1874 год, в 1872 году вместе с Кэролайн Карре де
Мальберг основал Общество дочерей святого Франциска де Сальского,
чей материнский дом переехал в Лорри-ле-Мец.Аббат Альбер
Коломбель был первым викарием в 1914 году.Аббат Бернар
Буверес, член Сопротивления, был приходским священником и
настоятелем церкви Святой Клотильды с послевоенного периода до своей
смерти.В 1993 году настоятель церкви Сент-Клотильд аббат
Ален Майяр де ла Моранде был назначен капелланом парламентариев.В 1992 году кардинал Жан-Мари Люстигер, архиепископ Парижа,
создал пастырскую службу политических исследований. В 1995 году он
доверил руководство отцу Антуану де Виаль, получившему Папскую
прелатуру в 2001 году.С 2005 по 2012 год отец Матье Руж
занимал обе должности.В сентябре 2012 года отец Лоран
Сталла-Бурдийон, бывший викарий церкви Сен-Жермен-де-Пре, был
назначен ректором церкви Святой Клотильды и директором SPEP.
ОрганСвятая Клотильда известна органом Аристида Кавай-Колля
(1859 г., расширен в 1933 г. и электрифицирован в 1962 г.),
сыгранным Сезаром Франком, и чередой известных композиторов, которые
были титулованными организаторами:Сезар Франк 1859–1890
Габриэль Пьерне 1890–1898Шарль Турнемир 1898–1939
Джозеф-Эрменд Бонналь 1942–1944 гг.Жан Лангле 1945–1988Пьер
Коген и Жак Таддеи, 1987–1993 годыЖак Таддеи 1993–2012 гг.
Оливье Пенин 2012–В дополнение к этим титульным органистам,
Теодор Дюбуа служил Сент-Клотильде органистом хора с 1858 года и
хормейстером с 1863 года до своего назначения органистом в Мадлен в
1869 году.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: