Успенский кафедральный собор

Успенский собор в Советские годы и в наши дни

Успенский собор серьезно пострадал во время антибольшевисткого Ярославского восстания (6-21 июля 1918 года). Стены были повреждены артобстрелом, но затем отремонтированы на средства церковной общины.


Повреждения Успенского собора во время Ярославского восстания


Повреждения колокольни Успенского собора после Ярославского восстания

В 1922 году в Успенском соборе разместилась городская биржа труда, самые ценные предметы передали государству. В 1924 году была проведена частичная реставрация. В 1929 году разобрали колокольню, чуть позднее распустили церковную общину.

В помещении разместились швейная мастерская, склад художественных ценностей, затем — зернохранилище. 26 августа 1937 года Успенский собор был взорван, на его месте разбит городской парк культуры и отдыха.

В 2004 году по проекту архитектора Алексея Денисова на месте прежнего храма началось возведение нового, большего по размеру. Строительство шло со скандалами: опасались, что грунт Стрелки не выдержит такую махину и «поплывет», что храм исказит исторических облик города… Кроме того, новый храм по своему облику не похож на предшествующий и выбивается из местной стилистики, наследуя больше традиции московской архитектуры. Тем не менее, 12 сентября 2010 года Успенский кафедральный собор был освящен архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом.

Площадь храма составляет около 2 тысяч кв.м, вместимость — более 4 тысяч человек, высота до основания креста — 50 метров. В цокольном этаже разместятся зал церковных соборов, музей, трапезная палата и покои правящего архиерея. Планируется возведение отдельно стоящей колокольни высотой более 70 метров. А пока колокола установлены на временной звоннице рядом.

Около Успенского кафедрального собора со стороны Стрелки, на месте алтаря разрушенного Успенского собора в 1995 году была установлена статуя Троицы. Художник — Н.Мухин, скульптор — И.Б.Трейвус, архитектор — А.Бобович. Уникальность этого памятника в том, что в нашей стране нигде больше нет подобных скульптурных изображений Троицы. Неудивительно, что эта композиция вызвала неприятие части общественности.


Скульптурное изображение Троицы около Успенского кафедрального собора

Современные фотографии позволяют увидеть нынешний облик Успенского кафедрального собора и его внутреннего убранства. Безусловно, он стал украшением Ярославля и без него Стрелка выглядела бы незаконченной.


Вид со звонницы Спасо-Преображенского монастыря на Успенский кафедральный собор


Купола Успенского кафедрального собора


Сквозь молодую листву…


Белые стены и золотые купола


Мозаичная икона «Успение Пресвятой Богородицы» над входом в собор


Колокола Успенского кафедрального собора


Внутреннее убранство Успенского кафедрального собора


Иконостас Успенского кафедрального собора


Золотые купола Успенского собора

Необычайно красив Успенский кафедральный собор вечером, в лучах подстветки.


Успенский собор и Вечный огонь вечером


Успенский собор вечером


Купола Успенского собора


В лучах подсветки Успенский собор выглядит особенно эффектным


Мозаичная икона «Покров Пресвятой Богородицы» над входом в собор

Сказочно выглядит Успенский кафедральный собор зимним вечером.


Зимним вечером


Белое и золотое

История строительства Успенского собора

В 1215 году ростовский князь Константин Всеволодович (1186-1218, княжил в Ростове с 1208 по 1216 года) заложил «церковь камену на Ярославли на дворе своем во имя Богородицы Успения». В то время это была территория деревянного Ярославского кремля, или, как его еще называли, Рубленого города. В 1219 году ростовский епископ Кирилл I (епископ с 1216 по 1229 год) торжественно освятил его. Это была первая каменная постройка в Ярославле.

Советские археологи во главе с Николаем Николаевичем Ворониным (1904-1976), одним из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре, уже после уничтожения собора в 1937 году пытались найти остатки фундамента древнего домонгольского храма, но безуспешно. Однако по отдельным археологическим находкам удалось воссоздать его облик. Построен он был из тонкого красного кирпича — плинфы. Стены украшали белокаменные вставки с резными орнаментами и масками. Пол был выстлан разноцветными майоликовыми плитками, напоминавшими ковер; это было одно из главных украшений храма. Двери были обиты золоченой медью.

В первой половине XIII века для Успенского собора была написана икона «Спас», «моленная» икона ярославских князей Василия (1238-1249) и Константина (1249-1257). В 1238 году Ярославль, как и многие другие русские города, был сожжен Батыем. Успенский собор уцелел, но был полностью разграблен.

В 1501 году в Ярославле случился большой пожар, в результате которого обрушились своды храма. При разборе завалов обнаружили мощи благоверных князей Василия и Константина Всеволодовичей. К 1516 году был возведен новый храм, небольшой по размеру. По некоторым данным, своим обликом он напоминал Благовещенский собор Московского кремля. С запада к нему был пристроен небольшой придел «на полатях». В 1612 году в Успенском соборе митрополит Кирилл II благословил князя Дмитрия Пожарского идти с ополчением освобождать Москву.

XVII век — время расцвета Ярославля, становление самобытной школы ярославского зодчества. Старый Успенский собор уже не мог вместить всех верующих, и потому в 1643 году началось строительство нового собора, немного в стороне от прежнего. Старый собор было приказано разобрать, оставив лишь погреб, где хранилась «зелейная и церковная казна». Над ним на основании частично разобранных стен была надстроена казенная палата.

В 1646 году новый собор был освящен. Это был небольшой пятиглавый храм с 55-метровой шатровой колокольней. 10 июля 1658 года во время очередного пожара в Ярославле он пострадал: сгорели главы, крыша и некоторые другие наружные постройки. Поэтому в 1659 году он был перестроен в шестистолпный пятиглавый храм. К северному, западному и южному входу были пристроены каменные крыльца, характерные для ярославских построек того времени. Рядом с ним заложили новую шатровую колокольню.

В 1670 году случился новый пожар, после чего храм был отстроен вновь. В 1671-1674 годах его стены были покрыты росписью, которая сохранилась до 1825 года. В 1788 году в связи с переносом центра епархии в Ярославль, он стал кафедральным. Это потребовало дальнейших перестроек и переделок.

В 1832-33 годах к южной стене была пристроена небольшая теплая церковь во имя благоверных князей Константина и Василия. В конце XIX века её объединили с расширенной западной папертью. В 1836 году по проекту архитектора Авраама Ивановича Мельникова, ректора Императорской академии художеств, вместо старой колокольни была построена новая многоярусная, высотой 70 метров. Внизу была сделана арка для проезда.

На старых фотографиях можно увидеть, как выглядел Успенский собор в Ярославле в начале XX века.

Крестобогородская церковь

Несмотря на то, что эту церковь пытались неоднократно закрыть, она действует и на ней возвышается новый 200 пудовый колокол (один из самых больших в городе), пристроена паперть, обновлен пол, смонтировано отопление, выполнены новые росписи стен.

Возникновение храма связано с наступлением страшного бедствия средних веков чумы. Люди искали любые пути спасения жизни, в том числе и помощь бога. На самой высокой точке окраины города (Поклонной горе) местное духовенство читало молитвы, прося о помощи. Беда отступила.

В честь победы над эпидемией построили небольшую часовню. Вокруг неё постепенно зарождалась жизнь поселения, названного Кресты. Рядом с деревянной церковью построили каменный храм (около 1760 года).

Главную святыню в виде трёхметрового креста митрополита Ионы со святыми иконами, старинной надписью перенесли в новый храм, где он находится и сейчас. После реставрации в нижнюю часть креста помещены мощи святых. Местоположения церкви позволяет увидеть красивые окрестности, город Ярославль.

Адрес: Московский проспект, д. 161.

Чем дорога нам церковь Архангела Михаила?

Святые места – Ярославль и прочие города, входящие в Золотое кольцо России, — сегодня являются наиболее посещаемыми как паломниками, так и просто туристами. Исторический центр Ярославля внесён в список ЮНЕСКО, поскольку представляет собой значительную историческую и художественную ценность. Сюда со всей страны и из-за рубежа съезжаются тысячи людей, чтобы вдохнуть ни с чем не сравнимый воздух старины. Но не только культурным наследием прошедших веков славен этот волжский город.

Известен он и своими храмами, заметное место среди которых занимает церковь Михаила Архангела, описание которой сегодня можно найти как в печатных путеводителях, так и на принадлежащих ей интернет-сайтах. Здесь, в стенах, ставших свидетелями стольких богослужений, молитва становится особенно благодатной.

Важно отметить, что делу возвращения народа к его исконным духовным корням служат не только совершаемые в ней богослужения, но и концерты хоровой и колокольной музыки, проводимые здесь каждый август в рамках всероссийского фестиваля «Преображение». Участие в них принимают и профессиональные коллективы, и церковные хоры, созданные силами отдельных приходов

Их пение, сопровождаемое звоном колоколов, становится символом святости, возрождающейся после десятилетий духовного мрака и запустения.

Архитектура и внутреннее убранство

Благовещенская церковь – крестово-купольный храм, без подклета, опоясывающих галерей и трапезной. Его бесстолпный основной объем в виде четырехугольника завершает четырехскатная кровля. Стены церкви почти не имеют декора, за исключением арочных углублений для окон и лаконичного фриза на барабанах. С запада к храму примыкает паперть, над которой раньше стояла колокольня, разобранная в годы советской власти.

Храм увенчан пятиглавием. Специалисты считают, что первоначально главки имели традиционное луковичное завершение. Но позднее главки переделали, придав им причудливую форму бутонов в стиле барокко. Стройный Благовещенский храм стал образцом для многих ярославских культовых зданий более позднего времени, строители которых старались воспроизвести его лаконичные формы.

Вид на церковь Благовещения Пресвятой Богородицы с востока

Одноглавая Вознесенская церковь приземиста и имеет одну широкую алтарную абсиду. Ее небольшие объемы характерны для большинства теплых храмов. Так помещения было легче протопить в холодное время года. Окна церкви, по подобию рядом расположенного Благовещенского храма обрамляют арочные наличники.

Традиция добровольных пожертвований

Дел предстоит ещё много, так как за годы тоталитарного богоборчества храму был причинён значительный ущерб. В 1995 году ей вновь, как и в давние годы, был предан статус гарнизонного храма. Но восстановительные работы это не ускорило. Видно, без щедрот добровольных жертвователей церковь Михаила Архангела (город Ярославль) в полной мере не возродить.

Впрочем, статистика показывает, что и в наши дни не оскудела русская земля добровольными жертвователями. Официально процент вложенных ими средств от общего объёма финансирования восстановительных работ не оглашается, но, судя по темпам, с которыми за последние десятилетия святыни, находившиеся прежде в запустении, принимают свой истинный облик, он достаточно велик.

Церковь Рождества Христова

В ней в 1600-ых годах хранилась, спасённая из Рождественского женского монастыря, икона Казанской Божией Матери. Белоснежная древняя церковь напоминает удивительные каменные кружева, застывшие над Волгой. Она сохранилась в своём первозданном виде.

В архитектуре церкви использовались оригинальные архитектурные решения. Многие элементы были впервые использованы в церковном зодчестве Руси. Например, столпообразная колокольня церкви, достигающая высоты около 40 м и заканчивающаяся шатровым верхом.

Первоначально в звоннице церкви было 8 колоколов. Часть из них привезли из Голландии. Самый большой колокол отправлен во время Советской власти на переплавку. Историки говорят, что знаменитые муравленые изразцы впервые стали использоваться в декоре этой церкви.

Из них выложена храмозданная надпись, увековечившая имена Назарьевых, митрополита, царя. Прочитать её можно и сейчас. Над ансамблем работали мастера по заказу двух поколений известных ярославских купцов. Сложная структура храма скрывается за очень красивой внешней отделкой.

Посещение церкви входит во многие туристические маршруты. В нём всегда находятся верующие. Интересная история церкви связана с похищением многих древних икон в 1989 году. Все они были проданы в другой стране. Похищенные иконы приобрел Владимир Рощин (коллекционер из Саратова) и вернул их в церковь.

Адрес ул. Кедрова, 1.

Второй собор

Новый Успенский храм, вероятнее всего был построен по образу московского Благовещенского храма. Небольшой по размеру собор, построенный вместо своего погибшего предшественника, был освящен в 1516 году

. В помещении его мощного подклета хранились казенные сбережения.

Древний Ярославль

Тот собор памятен очень важным для нашей страны событием Смутного времени

. Ведь именно в нем в 1612 году местным митрополитом Кириллом был благословлен военный руководитель Народного ополченияД.Пожарский перед началом освободительного похода на Москву. И этот же собор в марте следующего года торжественно встречал проезжающего из Костромского Ипатьевского монастыря на царствование юногоМихаила Романова .

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: