Церковь ильи пророка в ярославле: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото

Современное состояние и деятельность прихода

Сегодня храм принадлежит мужской Кирилло-Афанасиевской обители Ярославля. Церковь имеет несколько самостоятельных приделов с купольной и шатровой архитектурой. Она обстроена галереями, объединенными с колокольней. Весь интерьер украшен росписью с бытовыми и евангельскими сценами.


Благодаря своим знаменитым росписям церковь стала яркой достопримечательностью Ярославля

Особый интерес вызывает композиция «Распятие», которая регулярно обновляется во время ремонтных мероприятий.

На заметку! В настоящее время церковь действующая, но богослужения в ней проводятся только в летний период и по большим религиозным праздникам.

С мая по октябрь Ильинский храм работает, как подразделение Ярославского музея-заповедника. Сюда можно попасть с 8:30 до 19:30. Среда — выходной день.

XVII-XX века

Церковь Ильи Пророка почти полностью сохранила свой первоначальный облик, но все-таки и она подвергалась перестройкам. В XVIII веке позакомарное покрытие было заменено четырехскатной кровлей. Черепица была заменена на чешуйчатое покрытие. Такое покрытие, имитирующее деревянную черепицу на куполах, было характерным «фирменным знаком» ярославской архитектуры в это время.

Этот храм стал центром нового Ярославля, перестраивавшегося по генеральному плану 1778 года. Вокруг него развернулась главная городская площадь с административными строениями: здесь были поставлены губернские присутственные места и казенная палата (сейчас в этих зданиях по-прежнему располагается городская администрация). Неподалеку были торговые ряды Мытного рынка.

В конце XIX века реставрируется весь ансамбль Ильинской площади. Средства на это выделил Иван Вахрамеев, городской голова, общественный деятель и меценат из купеческой семьи. Он пожертвовал 60 000 рублей на благоустройство городского центра. При нем здесь появилось электрическое освещение, по площади прошла первая трамвайная линия. Церковь была отреставрирована и обнесена новой изящной оградкой, взамен обветшавшей старой. Она была создана по проекту художника и архитектора А. Павлинова, а автором реставрации самого церковного здания был Н. Султанов. Были заменены обветшавшие окна, двери и крыша, укреплен провалившийся с севера фундамент, заново позолочены главки и кресты, расчищены от копоти и новых слоев краски старые фрески.

После революции церковь была закрыта. В 1920 году она поступила в ведение Ярославского музея. В 1930-е годы храм пришлось отстаивать — атеистическая общественность требовала убрать церковь с главной городской площади, а на ее месте поставить памятник борцам революции, погибшим во время ярославского мятежа. Вмешался самый известный реставратор советского времени — П. Д. Барановский, а директор Ярославского музея Н. Кузнецов просто дневал и ночевал в храме, пока над ним нависала опасность сноса. Храм все-таки был сохранен. На некоторое время он стал антирелигиозным музеем под руководством одного из основателей ярославского Союза воинствующих безбожников В. Ковалева. Надо отдать ему должное — он постарался сохранить древние фрески и просто включить их в антирелигиозную экспозицию, а не уничтожить, как предполагалась раннее. Часть икон осталась в храме, часть хранятся теперь в собрании древнерусской живописи Ярославского музея-заповедника и выставлены в экспозиции келейного корпуса Спасо-Преображенского монастыря.

Под купол был подвешен знаменитый маятник Фуко. Тогда здесь появились новые экспонаты, которые находятся здесь и сейчас: два резных моленных места, больших помоста под балдахинами. Они поступили сюда из церкви Николы Мокрого, и по преданию были выполнены в 1650 году для патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Третий пример деревянной резьбы XVII века был здесь изначально — это узорчатая алтарная сень, которую удалось сохранить в XIX веке реставраторам под руководствами И. Вахромеева.

После войны храм был уже закрыт для посетителей, использовался для хранения музейных фондов и поэтапно реставрировался. С 1989 года здесь периодически проходят церковные службы по согласованию с музеем.

Архитектура церкви Ильи Пророка

Традиции древнерусского зодчества просматриваются в каждой детали церкви. Она представляет собой соборный тип храма с тремя алтарными апсидами с восточной стороны. Высокая двухъярусная галерея опоясывает здание с трех сторон. На западе и севере обустроено два крыльца. Западное служит парадным входом с улицы. Несмотря на то что снаружи храма не так много украшений, он все равно выглядит очень светло и празднично. Окна оставили без наличников, а стены просто разделены на три части лопатками.

В то же время убранство галерей и приделов демонстрирует богатую фантазию мастера, который их декорировал. Здесь можно увидеть белокаменные резные вставки, бусины, изображения зверей и птиц. У каждого фасада свой индивидуальный облик, при этом восточный и северный отличаются большей строгостью от остальных.

Описание

Ярославский храм Ильи Пророка представляет собой массивный четверик с пятью куполами на крыше. Внизу расположен высокий подклет. Световые барабаны обрамлены узорчатыми поясами и декорированы нарядными кокошниками. Зеленые главки увенчаны коваными позолоченными крестами, центральный из которых был выкован мастерами XVII века.

Интересно! Здание довольно асимметрично, если рассматривать церковь с разных сторон, то она каждый раз будет выглядеть совершенно иначе.

Многоярусная колокольня пристроена к храму с северо-запада. В ее шатре сделаны специальные прорези, которые призваны улучшить акустику во время звона колоколов. Все фасады сооружения украшены дополнительным декором.

Интерьер: как Скрипины украсили церковь

Внутреннее убранство поражает своей масштабностью и красотой. До наших дней сохранился резной иконостас, выполненный в лучших традициях «московского барокко». В нем можно увидеть иконы, написанные царским изографом Федором Зубовым.


Иконостас центрального храма Ильинской церкви

Всего в составе центрального иконостаса 100 икон.

Пожалуй, главное украшение Ильинского храма — это фрески. На стенах церкви нет ни одного пустого места. Многообразие сюжетов впечатляет. Росписью занимались знаменитые художники из Костромы — Гурий Никитин и Сила Савин. На это ушло два летних сезона в 1680-1681 годах. Особенностью ярославской школы живописи было то, что библейские сцены воплощались в образах существующей русской действительности. Например, Каин и Авель облачены в русские рубахи.

Нижняя часть стен расписана орнаментами. Два яруса, находящихся наверху, а также своды иллюстрируют евангельские сюжеты. Следующий ярус посвящен деяниям апостолов. Затем идет пояс росписей с изображением жизни пророка Ильи. Ризоположенский придел и галерейные стены расписали ярославские мастера уже в 1682 году. Здесь преобладает тематика обретения частицы ризы Господа царем Михаилом Федоровичем.

Интересно! Все работы были выполнены на высочайшем уровне, поэтому сохранили яркость красок до сегодняшнего дня.

Старинные иконы и пышно украшенные иконостасы добавляют очарования интерьеру Ильинского храма. Уникальные образцы резьбы демонстрируют талантливость русских мастеров.

Кто такой пророк Илья

Библия пишет, что его жизненный путь приходится на 900-е годы до нашей эры. Это один из самых почитаемых образов у христиан и иудеев. Известен Илья и протестантам, а также мусульманам. В этих религиях он может присутствовать под иными именами.

В современной жизни считается покровителем у десантников. Пророк может помочь в обретении веры, а еще способен воздействовать на погоду.

Происхождением Илья — из Фесвии Галаадской, по этой причине его часто именуют Илией Фесвитянином. Его отцу после рождения Ильи было явлено видение, в котором младенца кормили и пеленали огнем.

Известность Илья получил как борец за истинную веру в Израильском царстве. Наиболее знаменательное деяние он совершил в 852 году до нашей эры. В это время царствовал Ахав. На царя значительное влияние оказывала его властная жена Иезавель. Она стремилась установить языческие верования – культ Ваала и Астарты. При царском дворе сильное влияние получили жрецы Ваала, в то время как сторонники истинной веры оказались в изгнании.

Для возвращения веры царя Илья решил сравнить могущество Яхве и Ваала. Для этого на горе Кармель на алтарь принесли жертвоприношения. Истинный бог должен был принять дары и сжечь их. Как ни старались Вааловы жрецы задобрить своего бога, у них ничего не получалось. Илья же поливал жертвы и дрова водой. Несмотря на это, после молитвы пророка вспыхнул огонь, испепеливший не только дары, но и камни с водой.

Окончив ритуал, Илья пророк казнил жрецов неправедного бога Ваала. Сам же скрылся от гнева Иезавель у потока Хораф.

Согласно 4-й книге Царств, пророка Илью в царство Божие забрали живым. С неба скатилась пылающие лошади, мчащие огненную колесницу, и увезли святого. О его новом пришествии на землю сказано в книге пророка Малахии: Илья вновь посетит нас перед вторым пришествием Бога.

О значительном почитании пророка Ильи свидетельствует факт, что в Киеве воздвигли храм в его честь в 9 веке – за столетие до принятия на Руси христианства.

В современном православии признается два покровителя водной стихии – пророк Илья и Николай Угодник. Для исключения путаницы в народных поверьях Николаю Угоднику отводится время с конца мая по 2 августа. Остальную часть года покровителем воды считается Илья пророк.

В славянских традициях, частично сохранившихся и со времен язычества, Илья повелевает силами природы. Он ездит по небу на колеснице, гремит в небе, шлет молнии на землю. В его силах покарать темные силы ада. Он заботится о плодородии земли и посылает дожди. Став христианами, славяне дали пророку качества, которые ранее были присущи Перуну.

В Ильин день, приходящийся на 2 августа, не принято (нигде, в том числе в Ярославле) проводить торжественных богослужений. В то же время, эта дата была очень значима для простого народа. На нее приходится множество примет, верований и запретов. Ильин день тесно связан с работами на земле. Часто он совпадает с началом уборочных работ.

Илья Пророк в народном творчестве

В народном творчестве образ пророка Ильи как бы сливается с личностью Ильи Муромца. Считается, что подвиги богатыря Руси происходили при покровительстве святого. Часто в местах, где находились родники, ставились часовни в честь пророка. По преданиям, водные источники появлялись после удара копытом коня Ильи Муромца.

В русском фольклоре, дошедшем до наших дней, пророк Илья посылает свой праведный гнев на грешников. К добрым и благочестивым он проявляет отеческую заботу. Такой образ святого сформировался в давние времена у православных. Народ сохранил его до наших дней.

При посещении церкви перед образом Ильи Пророка можно попросить:

  • хорошей погоды и урожая;
  • защиту от болезней;
  • укрепления веры;
  • восстановления порядка в семье;
  • помощи в деньгах;
  • содействия в любви и замужестве.

Росписи храма

Прекрасно сохранившиеся росписи храма и его приделов — одна из главных достопримечательностей Ярославля. Они были написаны за два сезона 1680-1681 гг. артелью Гурия Никитина и Силы Савина, знаменитыми иконописцами, которые расписывали также Ипатьевский монастырь в Костроме, Троицкий храм в Даниловом монастыре в Переславле и многое другое.

Особенностью этой живописи является приближенность ее к русским реалиями. Библейские сцены переносятся здесь в привычный русский пейзаж, и художники с удовольствием рисуют обычную повседневную жизнь, которая их окружает. Самая известная и ставшая хрестоматийной фреска отсюда — это «Жатва», которая является частью повествования о самарянке и исцелении ее сына пророком Елисеем. Остальные фрески тоже интересны не столько религиозным смыслом, сколько обилием повседневных деталей, которые можно рассматривать часами. Церковь выполнялась для купцов и отражала их вкусы.

Всего роспись храма насчитывает 970 сюжетов на самые разные темы, 417 из них выполнены артелью Гурия Никитина. В основном это не просто изображения святых, а именно рассказанные в живописи истории: притчи, повествования о чудесах и т. д. Художники обращались к мировому опыту. Считается, что часть композиционных решений и сюжетов заимствованы из знаменитой «Библии Пискатора» — это изданная в 1643 году Библия, иллюстрированная голландскими гравюрами, которая затем широко использовалась русскими иконописцами XVII-XVIII веков.

В том же стиле, но другой артелью были выполнены росписи галерей и Ризоположенского придела.

Огромный резной иконостас в стиле барокко был создан ярославским мастером Иваном Якимовым уже в XVIII веке. Часть самых древних икон из него дошла до наших дней — они написаны иконописцами Стефаном Дьяконовом и Федором Зубовым. Храмовая икона св. Ильи сохранилась здесь с XVII века. Резной иконостас Покровского придела выполнен в ходе реставрации XIX века уже не в барочном а в псевдорусском стиле. Царские врата и иконы нижнего ряда написаны в XVIII веке, остальные более поздние.

Братья Скрипины

Ильинская церковь находилась в самом центре города, и была любима торговым сословием. Вскоре рядом была построена еще одна церковь — теплая Покровская, а в 1647-1650 гг., когда обе обветшали, возникло уже нынешнее здание. Деньги на это строительство пожертвовали братья Скрипины, Вонифатий и Аникей (Иоанникий).

Род Скрипиных — самый богатый и известный род посадских торговых людей Ярославля в XVII веке. Они переехали сюда из Новгорода, после того как он был разорен Иваном Грозным. Скрипины разбогатели на торговле с Сибирью — именно через них шел весь пушной промысел и сибирское золото. Для своего храма они получили святыню — частицу Ризы Господней от той, которая хранилась в Москве. Ее передал им в дар патриарх Иосиф. Для нее к церкви был пристроен отдельный шатровый Ризположенский придел, в котором эта святыня хранилась в богатой серебряной раке.

Для росписи церкви были приглашены самые знаменитые иконописцы — это была артель Гурия Никитина. Старший брат Вонифатий к 1680 году умер и работы были завершены при его вдове Улите Марковне. Внешние стены церкви также были расписаны орнаментом — травами и цветами, к сожалению, от этой росписи ничего не осталось. Сохранилось, правда, после многих подновлений, только «Распятие» на западном крыльце. Сохранился также богатейший резной декор окон и папертей. Это наличники, бусины, арочки, цветы, фантастические птицы и звери.

Бывшая теплая Покровская церковь была снесена, но был построен теплый Покровский придел, который был соединен галереей с основным зданием.

Для новой колокольни специально были отлиты колокола. Восьмигранная колокольня поставлена так, чтобы рифмоваться с шатровым завершением Ризоположенского придела. Получается, что традиционный пятиглавый храм находится между двумя похожими, но все-таки разными шатровыми башнями, окружен галереями и украшен парадным крыльцом с запада и еще одним попроще — с севера. Со всех четырех сторон церковь смотрится совершенно по-разному.

Церковь была построена Скрипиными фактически для себя, на собственном подворье, еще и как торговый центр: в ее подклетях и рядом находились склады товаров, а рядом с каменной оградой, которой она была обнесена, кроме домов для священника и притча были устроены торговые лавки. Весь комплекс, по словам позднейших краеведов, больше напоминал маленький монастырь. Ильинская церковь стала усыпальницей Скрипиных, оба брата — и Аникей, и Вонифатий похоронены именно в ней, в пределе мучеников Гурия, Саммона и Авива. Этот придел являлся их домовой церковью, а почитание этих святых, считавшихся покровителями домашнего очага и семьи, они принесли еще из Новгорода. Еще один предел был освящен в честь св. Варлаама Хутынского, также очень почитавшегося именно в Новгороде.

Всего у церкви сохранилось восемь захоронений представителей рода Скрипиных. Загадкой является, что случилось с этим родом дальше — упоминания о них есть только в XVI-XVII веках, а к XVIII веку род, видимо, угас.

Как добраться

Ильинская церковь расположена в Ярославле на Советской площади, 7.

На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. По нему нужно переехать по мосту реку Коротосль, а затем повернуть направо на улицу Нахимсона, которая и выведет к зданию храма на Советской площади.

На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до храма Ильи Пророка составляет 3,3 км. Их можно пройти пешком или проехать на маршрутном такси.

Рейтинг достопримечательности

← ЯРОСЛАВЛЬ РОССИЯ →
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: