Церковь иоанна богослова на ишне

Фото и описание

Церковь Иоанна Богослова на Ишне представляет собой редкий памятник
деревянного зодчества. Он был возведен в 1687 (1689) г.

Переправа через Ишню на пути из Ростова в Переславль-Залесский с древнейших
времен принадлежала Авраамиеву монастырю, им и взималась плата за переезд через
нее. Рядом с переправой стоял деревянный храм Иоанна Богослова, со
строительством которого связано знаменитое в истории предание. Оно связано с
жизнью преподобного Авраамия Ростовского, который основал Богоявленский
Авраамиев монастырь. Это произошло еще во времена существования в этих местах
язычества, когда большинство местных жителей поклонялось идолу бога Велеса.
Авраамий, охватываемый дьявольскими наваждениями, не мог никак подойти к этому
каменному идолу. Он долго молился и, наконец, ему явился старец, он посоветовал
преподобному Авраамию идти к Царьграду (Константинополь) и молиться в храме
Иоанна Богослова. Авраамий Ростовский расстроился, поскольку ему предстоял
долгий путь, а, значит, борьбу с идолопоклонничеством в Ростове он может не
скоро. Но он собрался и двинулся в путь. Перейдя реку Ишня, он встретил другого
старца, которому преподобный рассказал о своих намерениях, старец вручил ему
свой посох и велел идти к идолу Велеса, чтобы ниспровергнуть его тростью, чтобы
он рассыпался в прах. Этот старец и был сам Иоанн Богослов. Авраамий сделал все,
что ему велел святой. После этого на том месте, где он встретил святого,
преподобный Авраамий построил храм в честь Иоанна Богослова.

Предположительно, храм Иоанна Богослова в Смутное время был сожжен, и
некоторое время разоренное село жило без церкви (в исторических документах
середины 17 в. это место обозначается как деревня Богословская, то есть
поселение, не имеющее своего храма).

Дошедший до нашего времени Богословский храм построили только в конце 17 в.
Это довольно преклонный возраст для деревянного здания, что делает его
уникальным и очень ценным.

Сегодняшний храм Иоанна Богослова на Ишне представляет собой здание, имеющее
одну главу и стоящее на высоком подклете, с двух сторон оно обведено галереей.
Раньше с южной стороны также проходила галерея, она не сохранилась, но на стене
остались следы ее существования. С запада и востока на прирубах (западный прируб
− вход в храм, восточный − алтарь) установлены большие фигурные кровли-«бочки»,
которые покрыты лемехом.

Храм на Ишне – это образец использования разного рода украшений, которые
зодчие тех времен могли изобрести для деревянного храма. Храм снаружи кажется
гладким и строгим, внутри же поражает богатством убранства. Здесь – и коньки на
крыше, и «елочка», и резные колонки из дерева и другие элементы декора.
Сохранилась в храме даже выполненная их толстых досок деревянная дверь с
интересным замком.

Главная ценность храма – уникальные царские врата в иконостасе, изготовленные
еще в 1562 г. Сегодня эти врата можно увидеть в Ростовском музее. Заслуживает
особого внимания и сам иконостас. Тябловый, он был полностью расписан
орнаментами, в нем находились иконы 16-18 вв. Колокольня храма была построена в
19 в. и соединена переходом с галереей. Вероятнее всего, южную часть галереи
разобрали в то же время, поэтому высокий храм стал немного крениться набок. Храм
по периметру обнесен оградой с кирпичными столбиками.

Храм действовал до революционных событий, живописные окрестности его всегда
привлекали сюда много художников. Так, например, здесь писал свои картины В.В.
Верещагин. В 1913 г. храм посетила семья императора Николая II, будучи проездом
в Ростове.

В наши дни церковь Иоанна Богослова на Ишне – не действующая, она передана
музею и охраняется – на территории рядом с храмом запрещается курить и разводить
открытый огонь.

Стройный и высокий деревянный храм хорошо видно с трассы, а при ближайшем его
рассмотрении он производит колоссальное впечатление.

После революции

В 1923 году дулёвцы предприняли робкую попытку достроить храм и обратились за разрешением к властям. Однако натолкнулись на резкий отказ. Вскоре недостроенное здание было переоборудовано под общежитие. После войны, начиная с середины 1950-х годов, в помещении недостроенной церкви разместили склад, а в 1970-м она вообще была брошена и попала «в объятия» неумолимого времени.

Местные потихоньку растаскивали кирпич на бытовые нужды, а мальчишки жгли внутри разрушавшейся церкви костры. В конце концов, власти решили ее вообще снести. Однако рабочие-подрывники, обследовав «объект», объявили, что предстоят весьма затратные работы, поскольку архитектор Шерер строил церковь добротно, на века. Взрыв, к счастью, так и не прогремел.

Современное состояние и время работы церкви Иоанна Богослова на Ишне

Церковь прекрасно видна с Ярославской автотрассы и с железнодорожного полотна. Но наиболее сильное впечатление она производит с близкого расстояния. Дома села Богослово удалены от церкви достаточно далеко, поэтому ничто не мешает ее обзору со всех сторон.

Снаружи деревянная церковь выглядит величественно, строго и лаконично. Территория вокруг нее обнесена невысокой ажурной деревянной оградой, закрепленной на кирпичных столбиках. На территории Ярославской области это единственное деревянное культовое здание, дошедшее до наших дней с XVII века.

Сейчас храм недействующий и находится в ведении музея-заповедника Ростовского кремля. Церковь охраняется как памятник древнерусской деревянной архитектуры. Рядом со зданием строжайше запрещено курение и разведение открытого огня.

Зайти внутрь церкви можно с мая до сентября, с 10.00 до 17.00, в любой день, кроме среды. Богослужения здесь проходят только два раза в год.

Как добраться до церкви Иоанна Богослова на Ишне

Храм расположен в селе Ишна (Богослово), в 3 км к юго-западу от Ростова Великого.

На автомобиле. В Ростов Великий ведет федеральная автотрасса М8, связывающая Москву и Архангельск. От столицы до города — 220 км, а от Ярославля – 55 км. Двигаясь со стороны Москвы по Ярославскому шоссе, нужно проехать правый поворот к Ростовскому кремлю и повернуть налево на Шурскол и Жоглово. Затем, после железнодорожного переезда – свернуть вправо на направлению на Богослово. Путь на машине из Ростова до храма занимает 10-15 минут.

Своим ходом на поезде и автобусе. Из столицы до Ростова удобно доехать на Ярославских экспрессах. Они отправляются дважды в день – в 8.20 и в 16.20. До Ростова поезд идет порядка трех часов. Из центра города к церкви можно доехать на такси.

Рейтинг достопримечательности

← РОССИЯ ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ ЕВРОПА →

История возведения храма

И вот в середине 1880-х годов храм в селе Гора разобрали и вновь собрали в Дулёве рядом с заводом. На это потребовалось несколько лет. Наконец, 8 мая 1887 года освятили новый старый храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Старый храм изначально был однопрестольным, но в 1890 году его расширили, пристроив ряд помещений и колокольню. Теперь с высоты птичьего полета он выглядел крестообразным, в центре высился мощный световой восьмерик с куполом. Колокольня, как и полагается, примкнула к западной стороне храма.

Сохранился единственный рисунок первого дулёвского храма

Внутри обращала на себя внимание большая икона, обрамленная майоликовым киотом. История ее была связана со счастливым спасением царской семьи, попавшей 17 октября 1888 года в железнодорожную катастрофу у станции Борки под Харьковом

В память о том событии в 1894 году рабочие завода и поставили икону, самостоятельно изготовив киот.

Три десятилетия спустя после освящения деревянного храма, решено было рядом построить его каменного тезку. В 1909 году правление фарфорового завода безвозмездно выделило землю и ссуду в размере 11 тысяч рублей для постройки новой церкви. Автор проекта каменного храма — архитектор Леонид Михайлович Шерер.

21 апреля 1912 года Шерер подписал последние проектные чертежи, а 15 июня того же года их утвердили владимирские губернские власти. Стройка закипела, и к 1917 году здание церкви в общих чертах было готово. Были завезены доски для пола, залит фундамент под колокольню и доставлен кирпич для ее строительства. Но тут одна за другой грянули две революции, и все работы были остановлены аж до 1991 года.

Архитектура

Собор является также исторической достопримечательностью Нью-Йорка. Строительство церкви на возвышенности началось в 1892 году, в день Святого Иоанна. Проект архитекторов Д. Л. Хейнса и К. Г. ЛаФаржа сочетал романскую и византийскую архитектуру. Семь часовен за алтарем являются характерным образцом этого стиля. При этом каждая построена в разном национальном стиле и названа в честь святых разных этнических групп, к которым относились мигранты, составившее население города. К романской архитектуре относятся и гранитные колонны вокруг Высокого алтаря.

Однако после того, как был возведен главный купол, в проекте стали преобладать черты неоготики, поэтому дизайн сооружения называют эклектичным. Архитектор Ральф Крам выразил неоготику, в первую очередь, в нефе с ребристыми сводами, заостренными арками и витражами. Интересно, что витражи, по настоянию архитектора, были сделаны по средневековым технологиям. На западной стороне видно окно — «Большую розу» с диаметром 12 м, оно изготовлено из более чем 10 000 кусочков стекла. Под ним — окно «Малая роза» в виде 7-конечной звезды.

Первые службы проведены в подземной часовне в 1899 г., в 1910 началась установка органа. К 1941 г. завершена постройка полной длины собора. Однако на всем протяжении строительных работ возникала проблема нехватки средств, во время Второй мировой войны работы приостановились. Возведение собора продолжилось лишь в 1979 г. и длится по сегодняшний день. Поэтому сегодня внутри и снаружи можно обнаружить элементы совершенно разных стилей. Например, глядя на колокольню, легко понять, что она создавалась в несколько этапов с использованием разных материалов.

Кафедральный собор Иоанна Богослова в Нью-Йорке входит в список крупнейших церквей в мире и является самой большой англиканской церковью. Его площадь составляет более 11 000 кв.м, длина — 183 м.

Главный вход называют «Врата рая», на нем изображены фигуры из Ветхого и Нового Завета. Под ними, в соответствии с традициями Ренессанса изображать сцены из Библии, но в современных условиях, были созданы сцены разрушения Нью-Йорка и его небоскребов в результате ядерного взрыва.

Главный вход, Владимир Городзейский

История церкви Иоанна Богослова на Ишне

С очень давних времен переправа через реку Ишна принадлежала Богоявленскому Авраамиеву монастырю. Рядом с ней располагалось поселение Богословское, известное с XVI века. Еще раньше его называли Устретенский перевод. А часть древнего Ростова, примыкавшего к этому месту, – Устретенской стороной.

Через Богослов проходила дорога, по которой можно было попасть из Ростова в Переславль-Залесский и далее – в Москву. А монастырь брал с переезжавших через реку Ишну плату. Возле этой переправы в 1687 году (по другим данным – в 1689 г.) по заказу архимандрита Богословского монастыря Герасима и был срублен храм в честь Иоанна Богослова. Освящал его почитаемый ростовский митрополит Иона III Сысоевич.

С основанием этой церкви связано христианское предание, описанное в Житии преподобного Авраамия Ростовского. Текст Жития, по мнению специалистов, был составлен в XV веке и является единственным источником о жизни русского святого. Описываемые в средневековом Житии события относятся к временам, когда в Ростовской земле были еще очень сильны языческие традиции. И местные жители поклонялись нескольким божествам, особо выделяя и почитая Велеса. Близ Ростова стоял даже каменный идол, посвященный этому языческому божеству.

Авраамию, желавшему избавить ростовчан от идолопоклонничества и привести их к христианской вере, было видение. Некий старец посоветовал ему совершить паломничество в Константинополь, чтобы укрепить там свою решимость молитвами в храме Иоанна Богослова. Авраамий отправился в долгий путь. Но едва он отошел от города, возле реки Инши ему явился сам апостол Иоанн Богослов и вручил Авраамию посох, которым и был позже уничтожен идол Велеса. На месте пророческой встречи построили самый первый деревянный храм, а Авраамий стал основателем Богословского монастыря, названного позже его именем.

В начале XVII века, в Смутные времена, церковь, как и расположенное вокруг село, сожгли. И несколько десятков лет место оставалось пустым. По документам того времени поселение обозначено в статусе деревни. То есть оно тогда не имело своего храма. Новую церковь срубили только в 80-е годы XVII века. Она и простояла здесь до наших дней.

Богословский храм был действующим вплоть до прихода советской власти. Его величественный внешний вид и красота привлекали в эти места многих художников. Известный русский живописец Василий Васильевич Верещагин написал в окрестностях Богословской церкви несколько своих картин. Например, интерьер храмового гульбища запечатлен на полотне «Паперть сельской церкви. В ожидании исповеди».

В 1913 году, при проезде через Ростов в Кострому на торжества по случаю празднования 300-летия династии Романовых, храм посетил государь Николай II с семьей. Об этом визите упоминает памятная мраморная табличка, закрепленная на церковной стене. Сохранились также цветные фотографии самой церкви и ее иконостаса, сделанные в 1911 году известным русским фотографом Сергеем Михайловичем Прокудиным-Горским.

Архитектурные особенности и интерьер церкви Иоанна Богослова на Ишне

Живописный храм Иоанна Богослова – ярусная деревянная церковь, поставленная на высокий подклет. Подобные нижние этажи использовались в больших избах-хоромах как жилые, где размещались слуги или дети. А в храмах подклетья применяли, преимущественно, для складских и хозяйственных нужд. Здесь могли размещаться погреба или кладовая с казной.

В плане храм состоит их основного квадратного четверика и трапезной. Но кроме этого, он имеет деревянные пристройки, играющие второстепенную роль, но связанные с основным объемом здания. Это, так называемые, прирубы. Они сделаны с восточной (алтарной) и с западной стороны – на притворе, где расположен вход в церковь. Оба прируба увенчаны выразительной фигурной кровлей в виде традиционной для тех времен «бочки», крытой осиновым лемехом.

Средний четверик храма высок, как и нижний подклет. Над его кровлей установлен восьмерик. А верхний, третий ярус — «повал» по своей геометрии имеет шесть граней и немного расширяется кверху. Выше всего находятся купол и барабан, на котором стоит покрытая лемехом луковичная главка с крестом.

В декоре храма присутствует много рубленных и резных элементов – коньки на церковной крыше, потолки из тонких досок, подобранных «в елочку», а также изящные резные колонки. Над окнами и под ними установлены декоративные резные доски. Кроме того, оконные проемы закрываются сделанными из дерева ставнями специальной конструкции.

С западной и северной стороны церковь окружена висячими галереями-папертями или гульбищами, опирающимися на выпущенные из стены подклета бревна-консоли. Для их освещения были сделаны так называемые волоковые окна. По следам оставшимся на стене храма, заметно, что и с южной стороны была такая же галерея. Но по каким-то причинам ее разобрали.

Здание колокольни было построено позднее – в XIX веке. В плане она квадратная снизу и шестигранная наверху. Для удобства колокольню соединили с храмом деревянным переходом. Считается, что именно во время возведения колокольни разобрали южную галерею церкви, сам храм обшили тесом, а другие галереи-паперти укрепили снизу кирпичными столбиками, опасаясь возможного крена здания.

Внутри Богословская церковь очень светлая и просторная. Храм поражает богатством своего убранства. Его стены выстроганы так тщательно, словно они полированные. Составляющие их сосновые бревна умело и аккуратно подогнаны друг к другу, и стыки между ними малозаметны. Со старых времен в храме сохранилась мощная деревянная дверь, сооруженная из толстых досок, которая имеет затейливый замок. Перед алтарем, с обеих сторон солеи находятся клиросы, украшенные деревянной резьбой.

Сейчас в алтарной части храма размещаются фрагменты старинного тяблового четырехуровневого иконостаса, украшенного яркой орнаментальной росписью. Иконы, которые были в нем, специалисты относят к XVI-XVIII векам. Рядом установлена копия уникальных деревянных Царских врат, сделанных в 1562 году мастером-резчиком монахом Исайей. Эта копия ценна сама по себе, потому что была вырезана ростовским мастером В.Л. Никольским в 80-е годы XIX века.

А подлинник изящных старинных Царских врат экспонируется сейчас в Белой палате, в музейной коллекции Ростовского кремля. В Ростове также хранится принадлежавшая раньше храму икона XVIII века, на которой изображено явление Иоанна Богослова преподобному Авраамию. По периметру основного образа на ней изображены небольшие по размеру сцены, иллюстрирующие текст Жития Авраамия Ростовского.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: