Фонтан «пирамида»

Архитектурные объекты Нижнего парка

Дворец Монплезир

Название архитектурного памятника переводится как «мое удовольствие». Он располагается в нескольких шагах от побережья Финского залива, в окружении сада. Строение представляет собой одноэтажный особняк, построенный в 18 веке по проекту А.Шлютера. В его возведении также принимали участие многие архитекторы, живописцы и скульпторы: Браунштейн, Микетти, Леблон.

Несмотря на небольшую величину, Монплезир часто называют «сердцем» Петергофа. В свое время дворец был любимой постройкой Петра Первого, который дал ему название и определил место. Строительство особняка заняло более 6 лет. Весь комплекс включает в себя центральный зал и примыкающие галереи. Строгий фасад сооружения выполнен в голландском стиле.

В планировке дворца полностью воплотилась задумка Петра Первого. Моплезир примечателен не только стильным оформлением, но и рациональной планировкой. Обычные жилые помещения сочетаются с роскошно задекорированными залами. Самым красивым помещением дворца признан Парадный зал, его стены украшены огромными полотнами, а потолки покрыты цветной росписью. Особенно контрастно смотрится пол, выложенный мраморной черно-белой плиткой.

Для посещения также открыт Морской кабинет, задекорированный дубовыми вставками и картинами кораблей. Здесь хранится шкатулка Петра Первого и некоторые навигационные инструменты. Из окон комнаты прекрасно видно Кронштадт и Петербург.

Сегодня в покоях Монплезира открыта выставка, которую можно посетить во время экскурсии по Нижнему парку. Здесь хранится собрание полотен французских и итальянских художников 17-18 века, приобретенных Петром Первым. В Лаковом кабинете размещена выставка китайского фарфора и коллекция голландского фаянса. Среди экспонатов также можно увидеть разнообразные предметы быта петровских времен.

Екатерининский корпус

Рядом с западной частью Монплезира располагается здание желтого цвета, возведенное для Елизаветы Петровны в 18 веке. Первоначально строение, спроектированное в стилистике барокко, отводилось для организации балов и других торжеств.

Название дома связывают с именем Екатерины Второй, которая проживала здесь в 1760 годы. Именно отсюда она направилась в Санкт-Петербург, чтобы устроить заговор против императора Петра Третьего. В память об этом происшествии в вестибюле корпуса возведена ее статуя.

Екатерининский корпус располагает 9 помещениями. Самым интересным оформлением отличаются Зеленая и Синяя гостиные. Их помещения светлые просторные, стены украшены декоративной росписью, лепниной и панно. Красота интерьеров подчеркнута живописными композициями и дорогой мебелью. Самый роскошный интерьер можно обнаружить в Желтом зале, где ажурные позолоченные люстры гармонично смотрятся с античными вазонами и лепными гирляндами. В этом зале выставлен императорский фарфоровый сервиз, английский и русский хрусталь.

Дворец Марли

Расположенный в западной части Нижнего парка, дворец стал его архитектурной доминантой. Особо примечательно живописное место, в котором была построена усадьба. С двух сторон она окружена прудами, а от центральной части дворца видно три аллеи: Марлинскую, Малибанскую и березовую. Кроме того, рядом с Марли находятся два живописных сада.

В архитектуре дворца Марли элементы роскоши комбинируются с практичной планировкой. В его задумке улавливается классический стиль французских резиденций. Из оформления наиболее примечательны ажурные решетки.

Дворец располагает 12 комнатами, в которых сегодня хранятся личные вещи Петра Первого. Среди них вы увидите царские костюмы, подарки, мебель, книги, посуду, небольшую коллекцию картин. Коридоры дворца украшены полотнами голландских художников, а на стенах первого этажа висят портреты семьи Петра Великого.

Фонтаны Верхнего сада

К сожалению, фонтаны Верхнего сада, как и сам сад, находятся на реставрации до 2024 года.

Фонтаны Квадратных прудов

Один из фонтанов Квадратных прудов в Верхнем саде Петергофа, украшенный статуей юного Аполлона. Создан в 1734 – 1738 годах скульптором Бартоломео Растрелли и фонтанным мастером Поль Суалем.

Два фонтана, расположенные в прямоугольных («квадратных») прудах напротив флигелей Большого Дворца. Восточный пруд украшен скульптурой Аполлона, западный – статуей Венеры Италийской.

В 1737 году западный пруд был украшен композицией «Купание Дианы», восточный – фигурами бога Алфея и нимфы Аретусы, окруженных дельфинами. Затем их украшали статуи «Весна» и «Лето» и лишь в ходе послевоенной реставрации Квадратные пруды приобрели свой нынешний облик.

Фонтан «Дубовый»

Фонтан «Дубовый». Создан в 1734 году архитекторами Иваном Бланком и Иваном Давыдовым, а также скульптором Джованни Росси.

Фонтан «Дубовый» представляет собой статую Амура, надевающего маску. Скульптура располагается на островке в виде морской звезды, каждый луч которой украшен дельфинами, выпускающими струйки воды.

Первоначально в центре композиции размещался золоченый дуб авторства Бартоломео Растрелли, но в середине XVIII века его перенесли в Нижний парк и использовали для создания фонтана-шутихи «Дубок». В Верхнем же саду в 1809 году установили скульптуру бога Амура, созданную Джованни Росси. Однако старое название фонтана почему-то решили оставить.

Фонтан «Нептун»

Фонтан «Нептун», 1799 год установки. Архитекторы Хуберт Риттер и Г. Швайгер, отливщик — В. Херольд.

Центральный фонтан Верхнего сада представляет собой статую Нептуна с короной и трезубцем, который возвышается над другими обитателями морских пучин: нимфами, дельфинами и всадниками на морских крылатых лошадях.

Первоначально композиция имела совершенно другой облик – установленная в 1737 году «Телега Нептуна» изображала повелителя морей на коляске. В конце XVIII столетия износившуюся фигуру заменили новой композицией, созданной в Нюрнберге еще в XVII столетии, но так и не нашедшей применения на родине.

Фонтан «Межеумный»

Межеумный фонтан Петергофа. Установлен в 1738 году. Архитекторы: Иван Бланк, Иван Давыдов, Иван Яковлев. Скульптор — Бартоломео Растрелли.

Фонтан располагается возле главного входа в Верхний сад и представляет собой бассейн с четырьмя фигурами дельфинов и скульптурой морского дракона по центру.

Устаревшее слово «межеумный» означает «неопределенный», что отражает историю неоднократной смены декора фонтана.

Первоначально в центре бассейна располагалась композиция «Андромеда», затем ее сменила скульптура «Стерлядки», далее – фонтанирующая ваза. С течением времени центр композиции менялся еще несколько раз, лишь в 1958 году советские скульптуры по рисункам восстановили первоначальный замысел архитектора Ивана Бланка и вернули в центр бассейна морское чудовище.

История фонтана

Большие водометы были спроектированы итальянским архитектором Николай Микетти, который с 1719 по 1723 годы служил при дворе российского императора Петра I. Он выполнял обязанности главного архитектора и руководил всеми строительными работами в Санкт-Петербурге и его пригородах. Опытный зодчий расположил парные фонтаны по центру партерных цветников — обязательного украшения регулярного Нижнего парка.

Гидротехнической системой восточного фонтана занимался Поль Суалем, а западный водомет обустраивали гидротехники из Италии — братья Джованни и Джулиано Барратини. Из-за этого один из фонтанов получил наименование «французского», а другой — «итальянского». Пробный пуск водометов состоялся в присутствии государя в июле 1721 года.

Известно, что чертежи будущих фонтанов подготовил немецкий архитектор Иоганн Фридрих Браунштейн, а модели сделал французский скульптор Николя Пино. Массивные чаши были вырезаны из дуба и раскрашены их под разводы мрамора. Части, по которым должна стекали вода, защитили слоем листового свинца. Стены бассейнов для парных водометов вытесали из пудотского камня, а дно водоемов выложили темными и светлыми плитами мрамора.

К 1738 году водометы обветшали и их заменили на новые, тоже деревянные. Резные чаши и пьедесталы изготовил мастер Григорий Корнаков под руководством архитектора И. Давыдова. В середине XIX века вместо старых фонтанов в Нижнем парке появились мраморные чаши на гранитных пьедесталах. Проект для них подготовил архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер, а вырезали водометы мастера, работавшие на Петергофской гранильной фабрике.

Окружение парных фонтанов тоже претерпевало изменения. В XVIII веке Чаши стояли посреди красивых симметричных партеров, которые спроектировали и обустроили в Нижнем парке еще в 1716 году. Во время правления Екатерины II эти партеры срыли и заменили на зеленые лужайки. Травянистые площадки обрамляли фонтаны долгое время. Они прослужили до середины прошлого века.

Когда Петергоф реконструировали после Великой Отечественной войны, фонтаны восстановили. Реставрацией поребриков бассейнов и мраморных чаш занимался мастер Н. М. Михайлов. Парные водометы удалось запустить к концу августа 1946 года, а цветники со сложными узорами обустроили через несколько лет — в 1953 году. Для того, чтобы партеры приобрели первоначальный вид, ландшафтные дизайнеры пользовались рисунками Николы Микетти и Жана-Батиста Леблона.

Фонтаны Нижнего парка

Это основная достопримечательность Нижнего парка. Всего здесь насчитывается около 150 фонтанов, каждый из которых представляет собой скульптурно-художественную композицию.

Самые интересные из фонтанов:

Самсон, раздирающий пасть льва

Это самый высокий фонтан Петергофа. Из пасти льва бьет струя воды на высоту порядка 21 метра. Скульптура установлена в 1835 г. в честь победы русской армии в битве со шведами под Полтавой. Самсон олицетворяет победоносную Россию, лев — поверженную Швецию.

Римские

Они похожи на фонтаны, расположенные на площади перед собором святого Петра в Риме, за что и получили свое название. Сооруженные в 1739 г., они представляют собой сочетание чаш, расположенных на высоте двух ярусов. Вода, взмывая вверх до высоты 10 метров и падая вниз последовательно на чаши каждого яруса, стекает в бассейн, создавая при этом блестящую водную завесу.

Менажерные

Название фонтаны получили от французского слова menager, то есть экономный, бережливый. Секрет их в том, что они демонстрируют объем воды, больший, чем расходуется фактически. Это достигается специальными насадками, которые позволяют создать водяной столб диаметром 30 сантиметров, с виду похожий на сплошной. На самом деле в середине вместо воды – пустота и вода подается только по внешнему диаметру трубы.

Мнение эксперта

Екатерина Смирнова

Наш любимый историк

Исторический факт! Идея создания этой хитрости принадлежит лично Петру I. Он сам разработал конструкцию и сделал чертежи насадок.

После изготовления всех деталей и их установки появилась возможность создать эффект потока воды значительного диаметра, взмывающего на высоту 15 метров.

Оранжерейный

В аллегорической форме он демонстрирует борьбу России за выход к Балтийскому морю и олицетворяет победу русского флота над шведской эскадрой в сражении при Гангуте в 1714 г.

Скульптурная композиция представляет собой Тритона, вступившего в поединок с морским чудовищем в виде крокодила с рыбьим хвостом. Тритон не оставляет чудовищу никаких шансов и оно явно сдается, выпуская из пасти водяную струю высотой восемь метров. Практически, то же самое происходило в знаменитой морской битве. Российский флот в меньшем составе одержал победу над многочисленной шведской эскадрой, корабли которой бежали с места сражения, как на фонтане от Тритона бегут в разные стороны черепахи, вытянув в страхе свои шведские шеи.

Солнце

Технически очень сложная конструкция, не повторяющаяся ни в одном фонтане Петергофа. В центре бассейна располагается цилиндрическое основание, представляющее собой бассейн меньшего диаметра. Внутри него вращается цилиндрическая колонна высотой 3.5 метра с позолоченными дисками на вершине. Из дисков в разные стороны разлетаются потоки воды похожие на солнечные лучи.

Дельфины, размещенные на чаше бассейна, вторят им, выпуская из своих дельфиньих ртов радостные струи воды, приветствуя сверкающее солнце. В яркие солнечные дни создается невероятная хрустальная феерия сверкающих брызг и потоков воды. Интересно, что механизм фонтана находится в первозданном виде.

Чаши

На одной оси с Самсоном Большого каскада, по обе его стороны располагаются два интересных фонтана с диаметром бассейна свыше 25 метров. Западный фонтан называют итальянским. И, действительно его авторы – итальянцы братья Дассовани и Джулиано Бараттини. Восточный фонтан называется французским, ведь его построил француз Поль Суалем.

Воронихинские колоннады

Стройные белоснежные здания с парными колоннами и сияющими золотыми вазами на крышах отделяют цветники Нижнего парка от его основного зеленого массива. Фонтаны бьют из ваз и позолоченных куполов, придавая зданиям необыкновенно нарядный и праздничный вид.

В середине 19 века архитектор Андрей Штакеншнейдер заново отделал здания. Купола были покрыты позолоченной медью, а на полы колоннад выложена венецианская мозаика.

Сноп

Один из самых древних фонтанов расположен в центральной части Монплезирского сада. Он создан архитектором Н. Микетти по эскизу Петра I и представляет собой мощный водомет — из центральной конструкции, напоминающей связку колосьев, вверх бьет струя воды высотой 4,5 метра. В бассейне диаметром 20 метров по периметру расположены 24 наклонные форсунки, из которых бьют водяные струи, напоминающие по траектории колосья, дополнительно придавая фонтану очертания снопа.

Морской канал с аллеей фонтанов

Рекомендовать место

7

2

Создание Морского канала шириной 12 метров было идеей Петра I. Каналу отводилась не только декоративная, но и судоходная роль, по нему в середине XVIII века легкие суда могли проплыть в гавань перед Большим дворцом. Аллея фонтанов — это 22 бассейна с фонтанами на газонах по обеим сторонам Морского канала.

По идее Петра I вдоль канала были установлены 22 бассейна. Первоначально они назывались Нишельными, так как были расположены в нишах ,и дальше от воды, чем они находятся сейчас. Четыре бассейна были с фонтанами, украшенными скульптурными группами на сюжеты басен Эзопа. Были также фонтаны-вазы. В 1835 году бассейны с фонтанами были передвинуты ближе к каналу, трубы фонтанов были переделаны таким образом, что струи воды образовывали разные геометрические фигуры, в том числе пирамиды. Поэтому фонтаны стали называться Пирамидными.

В 1854-1860 годах четырнадцать бассейнов заменили новыми, из каррарского мрамора. Восемь бассейнов остались прежними, только были покрашены под цвет мрамора, их заменили позже, в 60-е годы XX века. В бассейнах были установлены одноструйные водометы, бьющие на четырехметровую высоту, возможно, именно с этих пор появилось название Аллея фонтанов, так как струи были похожи на удивительные деревья из воды.

Что посмотреть в Петергофе за один день

Если у вас только один день на посещение Петергофа, вероятнее всего он полностью пройдет на свежем воздухе. Даже если вы обойдете все фонтаны с утра (а расстояния между ними большие), избыток впечатлений не позволит полноценно осмотреть музеи. Впрочем, если к двум часам дня купить билет в Большой дворец, есть шанс примкнуть к одной из экскурсий, познакомиться с интерьерами в ускоренном режиме и вернуться к фонтанам. Очередь в кассу может уменьшиться ближе к закрытию, поэтому если доскональный осмотр дворца не входит в ваши планы, сможете пробежаться — фотографироваться внутри всё равно нельзя.

Сами фонтаны лучше рассматривать по часовой стрелке, так вы сможете дойти до Александрийского парка, императорской резиденции, тем более, что после 5 вечера туда бесплатный вход.

Планируя поездку в Петергоф, учитывайте размеры парка и павильонов. Чему бы вы не решили посвятить время, без обеденного перерыва вам не обойтись. В парке работают небюджетные ресторанчики и киоски с фастфудом, в которые очередь едва ли меньше очереди во дворец.

https://youtube.com/watch?v=LISw8-pHY6g%3F

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: