Посещение
Поэтому посещение данного места предполагает соблюдение ряда требований, таких как запрет на курение и употребление алкогольных напитков на территории, а также на нецензурную речь и неуважительное поведение по отношению к другим обитателям и гостям.
Запрет на видео и фотосъемку распространяется исключительно на внутренние помещения, на улице же фиксировать наиболее понравившиеся места в памяти своего фотоаппарата не возбраняется.
Осматривать территорию принято по часовой стрелке, то есть слева направо. Центральные ворота в датсан открываются обыкновенно несколько раз в год по большим праздникам, поэтому в будние дни посетители входят на территорию через калитку, расположенную слева от основного входа.
Возьмите на заметку: обход храмового комплекса (Горос) построен аналогично траектории движения солнечного диска, представляет собой своеобразный очищающий обряд и позволяет максимально подробно ознакомиться со всеми экспонатами. Туристы, не располагающие подобной информацией, обычно начинают хаотично метаться между домами лам, ступами и дуганами, упуская тем самым из виду массу интересных деталей.
Нетленное тело ламы Итигэлова выносится на обозрение посетителей не чаще 8 раз в году. Поэтому желающим лично взглянуть на этот феномен стоит заранее узнать дату ближайшего выноса.
История буддийского монастыря
История этого монастыря, где живут и молятся русские буддисты, начинается с 40-х гг. прошлого века. Она тем более интересна, потому что в это время любая религия в Советском Союзе подвергалась дискредитации.
Впервые на территории Российской империи буддизм появился еще в 17 в. До октябрьских потрясений в стране действовало более 30 буддийских центров. После 1917 г. начались гонения на все конфессии и монастыри, в т. ч. и дацаны Улан-Удэ, постепенно закрывались.
Возродить буддизм в Бурятии помогла Великая Отечественная война. Легенды гласят, что в те страшные годы последователи этой религии смогли собрать большую сумму, чтобы помочь фронтовикам.
За эту заслугу в правительстве страны было принято постановление, разрешающее буддистам начать возведение храма. Таким образом, Иволгинский монастырь начинает отсчет своей истории с середины прошлого века.
Современный духовный центр российского буддизма – это 10 храмов-дуганов, 5 ступ-субурганов, учебное заведение, оранжерея, в которой растет священное дерево Бодхи, дома проживающих в храме служителей и святыня буддистов – не подверженное тлению тело учителя буддистов Итигэлова.
История основания дацана в Иволгинске
Обитель построена в 1945 году в 35 км от Улан-Удэ — столицы Бурятии (республика входит в состав России). Дацаны, существовавшие ранее, в военные годы были уничтожены, и об их возрождении никто не задумывался. Правительство приняло другое решение — об основании самими верующими буддийских храмов в Бурятии.
Общий вид на Иволгинский дацан
Их заселили старые ламы, прибывшие на родину с каторжных работ, а также обыватели Верхней Иволги. Новому монастырю было дано название на местном языке «Түгэс Баясгалантай Үлзы Номой Хүрдын Хийд». Его перевод с бурятского таков: «Обитель учения Колеса, дарующего радость и наполняющего счастьем».
Много лет здание нового дацана было единственным местом, где могли собраться буддисты Бурятии, но в 90-х годах ушедшего столетия на здешних землях стали появляться и другие духовные центры, что порадовало и воодушевило верующих. Однако, Иволгинский дацан все равно оставался для них самым излюбленным местом.
Вид на Иволгинский дацан с дороги
С 1991 года при буддистском монастыре начинает функционировать университет «Даши Чойнхорлин». Занятия в нем проводятся и поныне, и аналогов на территории России у него нет. Студентам этого заведения преподаются все тонкости философии буддизма. Примечательно, что подача материала производится, в монастырских бурятских школах, которые существовали здесь до революции 1917 года.
Главные ворота Иволгинского дацана
История создания Иволгинского дацана
Храмовый комплекс заметен издалека. Его многоцветные необычные для жителей России крыши удивляют посетителей с 1945 года — именно тогда началось создание уникального буддийского сооружения. Достаточно необычным событием стало возведение религиозного сооружения в сталинские времена. К 1951 году храм получил во владение земельный участок, из-за чего началось развитие полноценного комплекса.
На территории построили дуганы, другие дацаны и ряд вспомогательных построек. Первое строение не было похоже на традиционный буддийский храм. Это было неприглядное деревянное сооружение, расположенное в поле, в таком виде дацан просуществовал до 1951 года. Более поздние дацаны содержат элементы традиционного китайско-тибетского стиля — отличительной чертой являются многоцветие и изогнутость крыш.
Иволгинский дацан начали строить в 1945 году в 35 километрах от Улан-Удэ. Во время Великой Отечественной войны все дацаны на территории Советского Союза были уничтожены, восстановлением заниматься не планировалось. Поэтому тогдашним правительством было решено предоставить возможность строительства подобного храма самим буддистам на территории Бурятии.
До конца XX века Иволгинский дацан являлся единственным духовным пристанищем для буддистов России. С начала XXI века на территории РФ начали возводить другие религиозные буддийские центры. Но именно Иволгинский дацан считается храмом международного уровня и наиболее излюбленным местом приверженцев данной религии, сегодня храм привлекает путешественников и буддистов со всего мира.
Что следует знать, отправляясь в Иволгинский дацан?
Лицам, прибывшим на территорию буддистской обители без сопровождающего, необходимо соблюдать определенные правила поведения, прописанные в «Кодексе поведения» дацана. Так, для прохода посетителей на территорию монастыря предусмотрена калитка, расположенная с левой стороны. Посторонним не разрешено пользоваться правой калиткой, а также центральными воротами. Осмотр монастырской территории необходимо проводить по направлению слева направо, имитируя движение солнца. Но это не только ходьба по тропинке, а ритуал очищения, выполняемый в виде обхода по кругу.
Субурганы
Возле каждого буддистского храма встречаются хурдэ — молитвенные барабаны, на которые нанесены тексты молитв. Их прокручивают по направлению часовой стрелки. Вращение барабанов является обязательным и признается равноценным чтению молитв. Но помолиться можно и другим способом, используя хии морины. На лоскутки ткани, которые предварительно освятил лама, наносится имя посетителя с текстом молитвы, а затем ими украшаются ветви кустов и деревьев. Когда хии морину треплет ветер, исходящий звук считается равноценным произнесению слов молитвы.
Дэваажин-дуган
Если двери священных храмов открыты, значит, в них разрешено заходить. Посетителям другой веры можно присутствовать на утренних молебнах (их начало назначено на 9 часов утра). На время 1,5-часовой церемонии прихожане рассаживаются по низким лавочкам, стоящим вдоль стен. При посещении храмов желательно оставлять подношения. Это могут быть либо денежные средства, либо продукты питания (чаще всего люди приносят сладости и молоко).
Молитвенные барабаны
Во время осмотра храмовых помещений запрещено находится спиной к скульптурным изображениям Будды и фигурам святых и направлять на них палец. Во время чтения молитв священнослужителями прихожане не должны скрещивать руки и ноги. Выйдя из храма, следует подойти к аршану – сосуду, наполненному святой водой. Далее правой рукой зачерпывают пригоршню воды и переливают ее в левую руку. Затем нужно сделать 3 глотка и всей оставшейся жидкостью намочить голову. Но это правило обязательно для исполнения только буддистами — люди другой веры могут его не соблюдать.
Рейтинг достопримечательности:
← РОССИЯ | РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ | ЕВРОПА → |
Ширээтэ Ламы Иволгинского дацана
Шэрээтэ Лама (ཁྲི་པ་བླ་མ།)- это титул, которого удостаивается настоятель дацана (монастыря).
Значение слова Шэрээтэ Лама, исходит от понятия «лама, имеющий трон (Шэрээ ཁྲི)». В некоторых текстах, Шэрээтэ Лама трактуется, как лама, восседающий на троне в центре дугана (храма).
В «Большом словаре земли снегов (གངས་ལྗོངས་ཚིག་མཛོད་ཆེན་མོ།)» говорится: «Шэрээтэ — на языке Шаншун означает: Храбрый, духовный герой (སེམས་དཔའ།)».
В некоторых районах Бурятии Шэрээтэ Ламу называют Ламхай, это понятие исходит согласно Жаиг — уставу (བཅའ་ཡིག), в каждой сангхе по уставу есть иерархия, самый высший иерарх -это Хамбо (མཁན་པོ།), его полномочия распространяются на все дацаны.
Далее ниже следует — Дид Хамбо (རྗེ་མཁན་པོ།), он же имеет полномочия на несколько дацанов.
Потом идет Лама (བླ་མ།), под этим понятием подразумевается Ламхай-Шэрээтэ, его полномочия распространяются лишь на один дацан, далее идут Ловбон или Соржо (སློབ་དཔོན། ཆོས་རྗེ།), Гыбгы (Гэсхы) (དགེ་བསྐོས།), Унзад (དབུ་མཛད།),
Засаг (ཛ་སག) и т.д, их полномочия заключаются в одном дацане, и на определенное направление.
Семантика слова Ламхай, произносительная норма : «Лам» -Лама, наставник, «Хай» -уважительная частица.
Трон Шэрээтэ Ламы называют «львиный трон» (སེང་གེའི་ཁྲི), или же «золотой трон» (གསེར་ཁྲི).
Этот трон имеет восемь украшений:
- изображение Слона (གླང་པོ་ཆེ།), символизирующего 10 сил Будды (སྟོབས་བཅུ།),
- изображение Льва (སེང་གེ), символизирующего четыре бесстрашия (མི་འཇིགས་པ་བཞི།),
- изображение Антилопы Кришнасара (རི་བདག་ཀྲྀཥྞ་ས་ར།), символизирующей сострадание (སྙིང་རྗེ།),
- изображение Журавля (ཤང་ཤང་།), символизирующего контроль благодеяния — не благодеяния (དགེ་སྡིག་བྱ་ར།),
- изображение Лебедя (བྱ་ངང་པ།), символизирующего доброту (བྱམས་པ།),
- изображение Макары (ཆུ་སྲིན།), символизирующей милосердие (ཐུགས་རྗེ།),
- изображение Нага, Дракона (ཀླུ་འབྲུག), символизирующих мудрость (ཡེ་ཤེས།),
- изображение Гаруды (བྱ་ཁྱུང་།), символизирующей благословения, взгляды (བྱིན་རླབས་ལྟ་བ།).
Львиный трон бывает не только у Шэрээтэ Ламы, но и у Хамбо Ламы, почему же понятие Шэрээ акцентируется с Шэрээтэ ламой? Шэрээтэ Лама взял на себя ответственность за дацан, также Хамбо Лама не может бывать во всех дацанах одновременно, и Шэрээтэ Лама сам восседает на троне в центре или же выше относительно других лам.
Трон Хамбо Ламы и Шэрээтэ Ламы отличаются габаритами и числом олбоков (тюфяк, подстилка под трон), у Хамбо Ламы трон выше и шире, на нем семь олбоков, а у Шэрээтэ Лаиы пять олбоков.
Ламхай на хурале (служении) возглавляет несколько текстов, такие как Этигэл (Прибежище སྐྱབས་འགྲོ), Шибдаг дорма (Подношения яства хозяевам сакральных мест གཞི་བདག་གཏོར་མ།), Өва юрөөл (Напутствие благопожелание, посвящая заслуги བསྔོ་བ་སྨོན་ལམ།), а остальные тексты возглавляет Унзад лама.
В тибетской системе понятие Шэрээтэ имеет несколько значений:
- Гандан Шэрээтэ (དགའ་ལྡན་ཁྲི་པ།), это глава традиции школа Гелуг,
- Цогчен Шэрээтэ (ཚོགས་ཆེན་ཁྲི་པ།), это глава центрального дугана, а настоятелей этих дуганов называют Ловбон,
- Галон Шэрээтэ (བཀའ་བློན་ཁྲི་པ།) — это премьер-министр.
Список Шэрээтэ Лам Иволгинского дацана:
1. Габжа лама Янгажинского дацана Ринчин Жамьянов (1946- 1950 гг.)
2. Габжа лама Анинского дацана Бал-Самбу Раднаев (1951- 1954 гг.)
3. Габжа лама Чесанского дацана Бадма-Доржо Жамбалов (1955-1967 гг.)
4. Габжа лама Янгажинского дацана Цыден Цыбенов (1967- 1974 гг.)
5. Габжа лама Тамчинского дацана Цыренжап Бальжиров (1974- 1976 гг.)
6. Лама Кижингинского дацана Нима Жапов (1976-1980 гг.)
7. Дарма-Доди Жалсараев (1980- 1986 гг.)
8. Чимит-Доржи Дугаров (1986-1989 гг.)
9. Содбо Доржиев (1989-1991 гг.)
10. Дашинима Гармажапов (1991- 1995 гг.)
11. Дашинима Содномдоржиев (1995-1998 гг.)
12. Балдан Жамсуев (1998-1999 гг.)
13. Дагба Очиров (1999-2011 гг.)
14. Аюр Цырендылыков (2011- н.в.)
Как попасть в главный храм Иволгинского дацана?
Для того, чтобы попасть в самый старый храм, Дворец Хамбо Ламы Итигэлова, надо сначала догадаться, как это сделать, т.к. никаких объявлений нет, а дверь закрыта.
По определённым дням этот храм открывают, и любой может зайти. В остальное время пускают по билетам. Моральная сторона этого не совсем мне понятна, однако как есть. При этом даже при покупке билета надо иметь в виду, что пропускают только группами от 8-10 человек и, как нам сказали, если приехали издалека. Вот заходит группа из Монголии:
У нас группы не было, и мы подождали, пока соберутся ещё желающие. Билет продаётся в храме из белого кирпича напротив (тот, что центральный, где штрафы за фото). Дальше надо постучаться в дверь, когда будет возможность зайти, её откроют. Пока стоишь снаружи, кажется, что стучишь впустую — никто не открывает и не отвечает. На самом деле, внутри всё прекрасно слышно. Пока мы сами были в храме, кто-то стучался каждые 2-3 минуты по причине такого же незнания. Это время было отведено на наш сеанс, а монах-хранитель был занят: что-то наговаривал на хадаки (дарственные шарфы), которые потом нам раздал. У него просто нет возможности отвечать на каждый стук.
Отпечаток кисти Зеленой Тары на камене, исполняющем желания.
Отпечаток кисти руки Зеленой Тары
По преданию, именно к этому камню прикасалась Ногоон Дари Эхэ (Зеленая Тара) и оставила на нем отпечаток своей кисти. Делая обход вокруг Драгоценного камня и прикасаясь к нему, можно попросить об исполнении своих благих желаний.
Также можно проверить, исполнится желание или нет. Для этого нужно отойти приблизительно на десять шагов и, загадав благое желание, с закрытыми глазами попасть ладонью руки точно в Драгоценный камень. Если попали – ваше желание исполнится.
Но стоит ли проверять? Может быть просто поверить?
Женщина проверяет, исполнит ли Тара ее желание
Возможно ли такое, чтобы человек и правда ушёл в нирвану?
К сожалению, потеряла наши билеты, но помню точно, что на них было написано что-то вроде «Аудиенция ламы Хамбо Ламы Итигэлова». Я ничего не знала о его истории, поэтому не поняла, что имели в виду. Когда зашли в храм, монах указал рукой вперёд и предложил нам подойти ближе и помолиться, попросить что-то или просто поразмышлять. Я подумала, было, что сейчас и правда выйдет лама и будет с нами разговаривать, но никого не было, абсолютная тишина.
И тут впереди за стеклом я увидела ламу, и я не сразу поняла, что он уже ушёл из жизни. Он сидел в позе медитации лицом к нам, прямо сидел, и выглядел почти живым. Трудно объяснить это, но лама не был похож на мёртвеца. Я видела мумии не один раз, и у них совсем не такая кожа. Она только слегка высохла там, где веки и губы, но сохранила естественный цвет. Между тем, лама сидит в этом положении уже не один десяток лет и не принимал никаких специальных составов, не был мумифицирован (последнее проверено исследователями). Это нечто, что невозможно описать просто на словах, а необходимо увидеть своими глазами, чтобы осознать. У меня не было абсолютно никаких мыслей в этот момент, но как будто бы что-то поменялось. Может быть даже многое.
Через несколько минут мы вышли, и монах раздал всем хадак. Он закрыл за нами дверь и остался какое-то время в одиночестве (?), прежде чем пустить следующую группу.
Дни выноса тела Хамба Ламы Этигэлова.
Увидеть нетленное тело Итигэлова и поклонится ему могут все желающие, и буддисты, и православные, и мусульмане, и даже неверующие. Это возможно лишь 8 раз в году, в дни главных буддийских праздников. Ежегодно список праздничных дат обновляется, их можно узнать, позвонив в дацан по бесплатному номеру 8-800-1003-108 в рабочее время. Разница во времени с Москвой – плюс пять часов. То есть когда в Бурятии 15-00 ч., в Москве только 10-00 утра.
Ближайший вынос тела Хамба Ламы Этигэлова состоится 5 сентября 2016 г.
Следующий — 22 октября 2016 г.
Затем — 23 ноября 2016г.
И следующий — 26 января 2017 г.
По вышеуказанному телефону желательно еще раз уточнить. На всякий случай
История буддизма в России
Первые признаки проникновения религии на территории современной России относят к далёкому VIII веку нашей эры. В это время на землях современного Приамурья располагалось государство Бохай, которое черпало культуру из соседних стран: Китая, Кореи и Маньчжурии.
С XVII века тибето-монгольская форма буддизма появляется в Бурятии — сюда религия пришла вместе с тибетскими ламами (иначе – жрецами).
Одной из государственных религий России буддизм признали в 1764 году, когда императрица Екатерина II учредила пост главы буддистов (Пандита-хамбо-ламы).
В 1917 году буддизм занимал важное место в духовной жизни народов Забайкалья. Религии следовало почти всё проживающее здесь бурятское население (около 160 тысяч человек)
На этих землях действовало 44 буддийских монастыря (дацана), 144 малых храма, в которых насчитывалось около 16 тысяч монахов-лам.
В 1930-е годы буддизм был уничтожен правительством СССР. К 1941 году в стране не осталось ни одного дацана. Священные строения, книги и изображения – все бесследно разрушалось.
Медленный процесс восстановления религии начался лишь после Великой Отечественной войны.
Буддизм в настоящее время
В настоящее время в России буддизм исповедуют жители Бурятии, Забайкальского края, Калмыкии, Тувы, Алтая. Это около 900 тыс. человек, 1% от всей численности населения страны.
БТСР – Буддийская традиционная сангха России, зарегистрированная в 1999 году, включает в себя около 50 действующих храмов, в том числе и в Санкт-Петербурге, Новосибирске и других городах.
Буддийский дацан в Иволгинске.
Буддизм — одна из древнейших мировых религий, и на протяжении 2500 лет остается самой мирной. Ее целью является избавление от страданий и помощь живым существам в обретении непреходящего счастья. Конечная цель буддизма – достижение состояния Просветления, т.е. состояния Будды.
История Иволгинского дацана не такая уж примечательная на события и не такая уж древняя, о нем не сложено волшебных легенд и загадочных мифов, но все, кто хоть раз посетил это место уверяют, что здесь присутствует не что иное, как магия, поскольку это место необыкновенно и неожиданно по силе воздействия на духовный мир и энергетику человека.
Дружелюбие и теплота по отношению ко всем посетителям, вне зависимости от их веры, — самая главная особенность Иволгинского дацана для НЕ буддиста: миролюбие здесь разлито в воздухе в высоких концентрациях.
Попросить благословения, совета, помощи может любой человек у любого ламы.
В дацане ламы-астрологи расскажут о будущем, ламы-целители проконсультируют по вопросам здоровья, третьих можно расспросить про обычаи и ритуалы.
Чтобы сориентироваться и найти нужного ламу, достаточно спросить любого монаха в дацане.
Именно здесь, на территории Иволгинского дацана, находится резиденция Пандито Хамбо ламы — Главы Буддийской традиционной Сангхи России. Его нетленное тело является святыней бурятского народа и главной реликвией всех буддистов России.
О дацане
Этот буддийский центр страны, большой храмовый комплекс буддизма, исторический и архитектурный памятник был создан в 1945 году по личному разрешению И. В. Сталина — является резиденцией главы буддистов России XXIV Пандито Хамбо ламы Дамбы Аюшеева и носит название «Хамбын Хурээ».
Иволгинский дацан – поразительная местность, находясь на которой, созерцая ее храмы и субурганы, видя на горизонте степь и отроги хребта Хамар-Дабан, не можешь поверить в то, что вокруг – Россия. Пейзаж больше похож на монгольский, степной китайский или даже тибетский.
В черте Иволгинского дацана есть десять дуганов (храмов), пять культовых сооружений – субурганов (один из них посвящен Агвану Доржиеву, второй – великим делам Будды, три остальных – различным другим аспектам Будды, пятый также посвящен ламам, которые когда-либо служили в дацане). На территории дацана находятся и жилища лам, оранжерея, в которой растет священное дерево Бодхи, библиотека-музей и буддийский университет «Даши Чойнхорлин». Это единственное в своем роде учебное заведение в нашей стране. Его деятельность пропагандирует глубокое исследование и обучение философии буддизма по программам дореволюционных монастырских школ Бурятии.
Каждая частица земли Иволгинского дацана, каждая мельчайшая деталь его убранства отражает глубокое содержание складывавшихся веками обычаев, взглядов, вкусов. В дацане проводятся культовые службы в ознаменование важнейших событий из истории буддизма, регулярные ритуалы-чествования буддийских вероучителей и хранителей веры – сахюусанов и др. Помимо отправления обрядов в дацане проводят лечение верующих лекарственными средствами тибетской медицины, обобщающей тысячелетний опыт использования лекарств натурального происхождения.
В дацане покоится не подверженное тлению тело Даши Доржо Итигэлова (Пандито Хамбо Лама XII). 15 июня 1927 года лама призвал учеников и принял позу лотоса. Он завещал им навестить его тело по прошествии 30 лет и велел читать молитву для умерших «Нуга Намши». Так, медитируя, Лама XII погрузился в нирвану, как думали, навечно. Его погребли в кубе из кедра в той же позе лотоса, в которой он сидел в момент прощания с учениками.
По завещанию Пандито Хамбо Ламы XII в 1955 году несколько лам под началом ламы Лубсан-Нимы Дармаева тайком от правящей власти извлекли кедровый саркофаг с телом XII Пандито Хамбо Ламы, находившийся в местности Хухэ-Зурхэн. Увидев воочию нетленность тела, ламы выполнили над ним соответствующие обряды, переодели его и снова положили в саркофаг (бумхан). Процедура еще раз повторилась в 1973 году, и вновь была засвидетельствована сохранность тела ламы.
7 сентября 2002 года Дабаев, которому тогда было 88 лет, указал Хамбо Ламе Д. Аюшееву, где находится захоронение Итигэлова в Хухэ-Зурхэне. 10 сентября того же года Аюшеев во главе группы лам и при представителях светской власти и специалистах по криминалистике извлек саркофаг с телом Итигэлова. Пандито Хамбо Лама XII находился все в той же позе лотоса, принятой им 75 лет назад, при вхождении в последнюю медитацию. После совершения нужных ритуалов тело ламы было перенесено в Иволгинский дацан и помещено в саркофаг из стекла, где невозможно регулировать ни влажность, ни температуру. В нем тело Итигэлова находится и сейчас, оно сохраняет сидячее положение самостоятельно, без помощи каких-либо устройств и подпорок, и продолжает оставаться нетленным. С точки зрения естественных наук это явление необъяснимо. Ведь подобный биологический объект, никогда не подвергавшийся мумифицированию и бальзамированию, просто не должен существовать. Тем не менее он существует.
Почему стоит обязательно посетить монастырь
Посещение объекта позволяет ознакомиться с историей возникновения и развития одной из древнейших религий мира – буддизма. Несмотря на довольно молодой возраст, его посещение является запоминающимся и ярким событием, позволяющим обрести гармонию, получить ответы на ряд волнующих вопросов и просто отдохнуть от мирской суеты.
Помимо внушительного количества буддийских реликвий и образцов аутентичной архитектуры, на территории монастыря можно найти вольеры для косуль, музей памятников, библиотеку, ступы и различные скульптуры. Также здесь можно посетить монахов-астрологов, провидцев или научиться стрелять из лука.
Обзорную экскурсию по Иволгинскому дацану вы можете посмотреть в следующем видео:
Что посмотреть
В отличие от тибетских культовых сооружений, возведенных из камня, в Монголии и Бурятии основным строительным материалом является дерево. Подобные архитектурные решения выглядят несколько непривычно для тех, кто уже посещал буддистские храмы в теплых азиатских странах, однако ничем им не уступают по красоте и обилию ярких красок.
Остальные элементы, такие как загнутые вверх углы крыш, многочисленные изображения, статуи и изваяния, являются вполне типичными для подобных построек. В главном дворце комплекса находится тело нетленного ламы Хамбо Итигэлова, а сам дуган назван в его честь, для поклонения ему в дацане выделяются специальные дни.
Будучи 15-летним подростком, Хамбо остался без родителей и решил присоединиться к одной из буддистских общин, расположенной в Анинском дацане. Для этого мальчику пришлось проделать огромный путь пешком в несколько сотен километров. Чтобы постичь премудрости философских и духовных истин, будущий учитель провел в стенах монастыря более 20 лет, и только после этого принялся за самостоятельное распространение учения.
Вскоре он стал наиболее авторитетным учителем среди всех религиозных деятелей Сибири. Появившись на свет в средине девятнадцатого века, учитель Доржо Даша Итигэлов в 1927 г. принял решение покинуть этот мир посредством ухода в нирвану.
Важно знать: приняв позу лотоса, старец велел своим последователям и ученикам похоронить его тело в коробе из кедра, а спустя семь десятков лет достать его обратно.
В точности выполнив наставление своего гуру, удивлению монахов, извлекших ламу, не было предела: мало того, что у тела учителя отсутствовали какие-либо признаки разложения, идеально сохранился эпителий, глазные яблоки, суставы и хрящевые ткани.
Коллектив врачей, которые с 2002 г. ведет постоянное наблюдение за состоянием данного феномена, утверждает, что тело ламы поддерживает постоянную температуру, способно потеть и даже периодически набирать и сбрасывать вес. Создаётся впечатление, что учитель является спящим. Далай лама сказал, что состояния Будды Итигэлов еще не достиг, но на пути к этому.
Интересный факт: биохимические анализы подтверждают тот факт, что состав тканей кожного покрова и внутренних органов полностью идентичен составу, который присущ абсолютно здоровому человеческому организму. При этом судмедэксперты отрицают какое-либо вмешательство извне вроде мумифицирования или бальзамирования.
Чойра Дуган
Помимо главного дворца, в котором до сих пор находится нетленное тело учителя, на территории присутствует немало интересного. Чойра Дуган предназначен специально для коллективных молебнов, которые начинаются ежедневно с 9:00 утра. Посвящен шестирукому Белому Махакале, в буддистской традиции считающимся одним из центровых божеств процветания и богатства. Махакала является обладателем трех глаз и носит яркую одежду, с которой свисает множество украшений. Участие в подобном молебне будет полезно тем, кто хочет улучшить свое материальное положение и «поймать за хвосту птицу удачи».
Храм Зеленой Тары
Храм Зеленой Тары, которая считается прародительницей всех Будд, называется Ногоон Дара Эхын. Великая богиня имеет 108 обличий и является одной из главных защитниц всего человечества. Согласно мифологии, именно Зеленой Таре первой среди всех женщин удалось достичь просветления и совершенства, однако она отказалась от вечной нирваны для того, чтобы помогать людям. Посетить данный храм стоит всем тем, кто желает обрести божественное покровительство и воздать почести матери богов.
Обратите внимание: на территории храмового комплекса присутствует волшебный камень, к которому, согласно древним преданиям, однажды прикоснулась сама Зеленая Тара. Говорят, что данная реликвия обладает колоссальной силой и способна исполнять любые желания
Причем можно сразу проверить: сбудется оно либо нет. Для этого потребуется отойти от камня на 8-10 шагов, закрыть глаза и пойти с вытянутой рукой навстречу артефакту. Если рука попала точно в область камня, не столкнувшись при этом с какими-либо другими препятствиями, то загаданное непременно произойдет.
Дэважин представляет собой небольшое двухэтажное строение из глины, посвященное божествам, охраняющим буддийское учение в целом и всех его адептов в отдельности. Майдарин Сумэ возведен из дерева в 1970-х годах двадцатого века в честь Будды-Майтреи. Можно посетить также тантрический дуган Жуд, Маанин, Сахюусан и другие храмы, каждый из которых обладает собственным предназначением и отличительными особенностями.
Как добраться до Иволгинского дацана
Доехать до монастыря можно как на автобусе, так и на личном автомобиле. Храмовый комплекс находится недалеко от Иволгинска. Это райцентр, на который нужно ориентироваться.
Общественный транспорт
От столицы до районного центра постоянно ходит автобус номер 130, а до монастыря курсируют маршрутные такси. Весь путь занимает не больше 1 часа.
Личный автомобиль
Чтобы добраться до храма собственными силами, необходимо найти Иволгинский дацан на карте. Ехать нужно по шоссе А-340 от столицы до Иволгинска, а потом и до Верхней Иволги.
Бурятский монастырь Колеса учения
Среди населения Бурятии широко распространился тибетский буддизм, который является самым северным ответвлением буддизма Махаяны, сформировавшегося в Тибете. В 1918 году с выходом антирелигиозного закона, в Бурятию пришло разрушение духовной культуры. Все созданное веками было уничтожены за короткий период. Из большей части сооружений практически ничего не сохранилось.
Лишь в 1945 году были заново открыты два комплекса, один из которых Иволгинский дацан, ставший началом возрождения буддизма в СССР. Ему было дано название «монастырь Колеса учения, приносящего счастье и полного радости». С тех пор и по сегодня Иволгинский дацан является буддийским религиозным центром на территории Бурятии.
Полное название комплекса — Иволгинский дацан «Хамбын Хурээ», или же «Хамбо Ламын Хурээ». Такое название говорит о зданиях, которые располагаются вокруг основного храма. Всего же на территории комплекса находится 10 храмов (дуганов). Главным храмом является Согчен Дуган. Это классический образец трехэтажного согчена. Храм выполнен из дерева. Высота здания 20 метров. Иволгинский дацан архитектурой дугана отобразил опыт бурятских зодчих, накопленный за 250 лет.
Иволгинский дацан помимо дуганов включает в свой комплекс библиотеку, летную гостиницу, музей памятников буддийского искусства, священные ступы, служебные помещения и дома лам. А с 1991 года начал работу Буддийский Университет, получивший государственную лицензию высшего учебного заведения. В Университете функционирует четыре факультета — философский, тантрический, иконографический и медицинский. Студенты осваивают буддийскую философию, логику, гносеологию, тантру, ритуалистику, медицину, астрологию, старобурятскую письменность, тибетский и английский язык, компьютерную грамотность, историю, этнографию и многое другое.
В дацане ежедневно проводятся ритуалы, а по религиозным праздникам – соответствующие службы. Иволгинский дацан является местом пребывания довольно необычной святыни – нетленного тела Хамбо-ламы Итигэлова.