Казанский собор москвы

Сегодня

Сейчас достопримечательность выполняет свое прямое назначение: в храме каждый день проводятся службы. Расписание богослужений в Казанском соборе на Красной площади следующее: начало литургий в 8.00 утра по будням и дважды по выходным и праздникам (8.00. и 17.00).

Находящийся по адресу Никольская, д.3 храм вызывает различные эмоции у посетителей: кого-то покоряет его скромная красота, а кто-то считает «новодел» гораздо хуже оригинала и его атмосферы. Посетите место и составьте свое мнение! А фото достопримечательности вы найдете у нас на сайте.

На главную — Чем заняться — МУЗЕИ, ПАРКИ, ШОПИНГ, ЭКСКУРСИИ

Все права защищены. Россия 360o 2020.

История

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

6 (17) сентября 1733 года на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Автором проекта являлся архитектор Михаил Земцов. Освящение храма состоялось13 (24) июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны. За день до освящения в храм был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список с чудотворной иконы, обретённой в Казани в конце XVI века. В 1747—1748 годах живописец Луи Каравак создал храмовый образ «Рождества Богородицы».

В 1773 году в храме венчался цесаревич Павел Петрович. Церковь была местом, где отмечались многие победы русской армии.

В середине XVIII века планировалось придать храму более парадный вид. Так, архитектор Семён Волков разработал проект пятиглавого завершения и новой колокольни, но он не был осуществлён. В конце XVIII века ещё один проект разрабатывали Джакомо Кваренги и Николай Львов.

Строительство Казанского собора

В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс на проект нового собора взамен обветшавшей Рождество-Богородичной церкви. Среди участников конкурса были известные архитекторы: П. Гонзаго, Ч. Камерон, Д. Тромбаро, Ж. Тома де Томон. Однако, ни один представленный проект утверждён не был.

Через год граф Александр Сергеевич Строганов, вблизи резиденции которого находился храм, предложил императору новый проект, созданный молодым талантливым архитектором (и бывшим крепостным Строгановых) А. Н. Воронихиным. Этот проект получил одобрение, а граф Строганов стал председателем попечительского совета при строительстве собора.

Закладка нового храма произошла 27 августа (8 сентября) 1801 года в присутствии императора Александра I. На строительстве Казанского собора на общественных началах, в качестве помощника Воронихина работал архитектор и гравёр Николай Федорович Алфёров. Строительство было окончено в 1811 году и обошлось казне в 4,7 млн руб. 1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор А. Н. Воронихин, был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени.

15 (27) сентября 1811 года митрополит Амвросий совершил освящение собора. В том же году была разобрана старая церковь.

Собор в XIX—начале XX века

Казанский собор воспринимался современниками как памятник ратных побед русского народа в Отечественной войне 1812 года. В 1812 году сюда доставлены почётные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Здесь же был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов.

До конца 1829 года в соборе продолжалась работа по отделке, которой руководил О. Монферран. Первый ремонт в соборе прошёл в 1844—1845 годах, второй, включавший в себя реставрацию образов и стенной живописи, — в 1862—1865 годах.

27 октября (8 ноября) 1893 года в соборе отпевали П. И. Чайковского.

21 февраля (6 марта) 1913 года в соборе во время празднования 300-летия дома Романовых, произошла давка, по официальной версии унесшая жизни 34 человек.

24 мая (6 июня) 1917 года в соборе, путём «свободного голосования клира и мирян», состоялись выборы правящего архиерея (единственный раз за всю истории епархии). Большинство голосов выборщиков получил епископ Гдовский Вениамин (Казанский).

18 января 1921 года митрополит Вениамин (Казанский) освятил «пещерный» зимний придел священномученика Ермогена, Патриарха Московского.

С 1930-х годов

Гонения на церковь, происходившие при советской власти, коснулись и Казанского собора. Интерьер собора сильно пострадал при изъятии в 1922 году церковных ценностей. Храм перешёл в руки обновленцев и после закрытия в 1928 году Исаакиевского кафедрального собора получил статус кафедрального собора обновленческой Ленинградской епархии. 25 января 1932 года собор был закрыт, а 15 ноября1932 года в здании открыли Музей истории религии и атеизма. В 1950—1956 годах была проведена реставрация интерьера, а в 1963—1968 годах — фасадов.

Богослужения возобновились 25 мая 1991 года в левом приделе. В следующем году был освящён главный придел. 30 апреля 1994 года на купол был поднят крест. Полное освящение собора состоялось 29 марта 1998 года. Его совершил митрополит Владимир (Котляров). В 2000 году собор получил статус кафедрального. Ранее имел этот статус в марте—ноябре 1923, январе 1925 — январе 1932 года, когда находился у обновленцев.

Полезные советы для посетителей

Вот что обязательно следует знать:

  • Стоимость билетов – вход в собор бесплатный.
  • Богослужения проводятся каждый день.
  • Часы работы – в будние дни с 8:30 до окончания вечернего богослужения, которое приходится на 20:00. С субботы по воскресенье он открывается на час раньше.
  • Есть возможность заказать обряд венчания, крещения, панихиду и молебен.
  • В течение всего дня в соборе работает дежурный священник, к которому можно обратиться по всем волнующим вопросам.
  • Женщинам нужно посещать храм в юбке ниже колен и с покрытой платком головой. Косметика не приветствуется.
  • Делать фото можно, но не во время службы.

По собору ежедневно проводятся групповые и индивидуальные экскурсии длительностью 30-60 минут. За пожертвование их могут провести работники храма, какого-то определенного расписания тут нет. В программу включается знакомство с историей храма, осмотр его святынь, реликвий и архитектуры. В это время посетителям нельзя громко говорить, мешая окружающим и сидеть на лавочках. Исключения в Казанском соборе делаются только для лиц пожилых и с ограниченными возможностями.

Расписание богослужений: литургия утренняя – 7:00, поздняя – 10:00, вечерняя – 18:00.

Интерьер Казанского собора

Внутри собор имеет форму римской базилики, разделенной рядами гранитных монолитных колонн с капителями, коринфского ордера на три нефа (коридора).

Центральный неф в четыре раза шире боковых и перекрыт полуцилиндрическим сводом. Боковые нефы перекрыты прямоугольными кессонами.

Пол собора мозаичный. Выложен серым и розовым карельским мрамором.

Полы и ступени алтаря и амвона, основание царского места и кафедра облицованы малиновым шокшинским кварцитом (порфиром).

Неотъемлемой частью интерьера петербургского Казанского собора является живопись.

Иконостас собора был расписан лучшими художниками конца 18 — начала 20 веков. К. Брюллов, Бруни, Басин, Шебуев, Боровиковский, Угрюмов, Бессонов и другие расписывали иконостас собора, его стены и подкупольные столбы — пилоны.

Наиболее примечательной живописной работой в соборе является запрестольный образ «Взятие Богородицы на небо» работы К.П. Брюллова.

Главной святыней собора является чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список (копия) с чудотворной иконы, обретённой в Казани в 1579 году. Хотя икона в петербургском соборе и копия, но она, как и сама изначальная икона, признана чудотворной.

Казанскую икону, принадлежавшую царице Парасковии Федоровне, родственнице Петра, в Санкт-Петербург привезли при Петре I. Согласно исследованиям она была списком с изначального казанского прототипа. После длительного нахождения в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, икона была помещена в новом Казанском кафедральном, который был возведен для неё. Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга.

После закрытия Казанского собора в 1932 году икону удалось спасти — её перенесли в Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне в Петербурге. В августе 2002 года икону Казанской Божьей Матери вернули в собор и установили по правую сторону от Царских Врат воссозданного иконостаса.

Внутри, как и снаружи, Казанский кафедральный собор богато украшен скульптурой.

Рельефные скульптурные работы и внутри и снаружи созданы скульпторами Гордеевым, Рашеттом, Прокофьевым и другими.

Потолок собора украшен имитирующими живопись розетками в виде стилизованного цветка из французского алебастра.

Купол собора, вид изнутри.

Придел Святых Антония и Феодосия Киево-Печерских.

В северо-восточной части собора, напротив придела святых Антония и Феодосия Киево-Печерских, погребен М.И. Кутузов.

Над могилой возведена бронзовая ограда, созданная по проекту А.Н. Воронихина. Над памятной плитой из красного мрамора установлена икона Смоленской Божией Матери и укреплен герб Светлейшего князя Смоленского.

На стене над могилой укреплена картина художника Алексеева «Чудо от Казанской иконы Божией Матери в Москве». На картине изображено событие из истории российской воинской славы — освобождение Москвы ополчением под руководством К. Минина и князя Д. Пожарского в октябре 1612 года с Казанской иконой Божией Матери.

После успешного освобождения русскими войсками под командованием М.Б. Барклая де Толли Западной Европы от Наполеона в собор начали поступать ключи от французских крепостей, взятых русскими войсками. 97 ключей было размещено на стенах собора. Большинство из ключей сейчас находятся в Москве. 6 связок расположены над могилой М.И. Кутузова в петербургском Казанском кафедральном соборе.

У выхода из собора, по обеим сторонам от северной двери, размещены памятные доски в честь императоров — начало (основание) и окончание строительства собора: «Соизволеніемъ ПАВЛА I-го начата 1801» и «Попеченіемъ АЛЕКСАНДРА I-го кончана 1811».

Витражи в окнах — о жизни в Пруссии, внутреннее убранство в романском стиле

Храм Иконы Божией Матери Казанская в поселке Янтарном…

Калининградская область

Изначально каменное здание с красной крышей было кирхой, построенной в ХIХ веке для работников янтарной фабрики. В окрестностях — настоящие залежи янтаря, до 90% всех запасов Балтики. Кирха строилась из валунов и фигурного кирпича как уменьшенная копия капеллы Святого Георгия, что расположена в саду замка Монбиньон под Берлином. После Великой Отечественной войны кирху приспосабливали под клуб, бильярдную, спортивный зал и склад. В 1991 году митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл лично освятил храм в честь Казанской иконы Божией Матери.

Архитектурные особенности Казанского кафедрального собора

План Казанского собора относительно прост. В основе его конструкции лежит так называемый «латинский крест». Он предполагает пересечение 2 корпусов здания – главного, вытянутого с запада на восток и более короткого – трансепта. В том месте, где они пересекаются (т.н. средокрестии) расположен купол. Торцы корпусов (кроме восточного) обрамлены колонными портиками. Есть одно исключение: восточная стена храма имеет полукруглую форму из-за т.н. алтарной апсиды. Купол с Невского проспекта стал восприниматься как завершение не основного объема, а всей колоннады.

Главное впечатление производит колоннада Казанского собора. Она отступает дугой от «красной линии» улицы. Колоннада производит впечатление стремительности и динамики и одновременно устойчивости и фундаментализма. Зодчий сумел гармонично сочетать «разлет» и декоративность. При этом боковые портики на концах колоннады массивны и грузны, они опираются не на колонны, а на пилоны — мощные столбы, квадратные в сечении. По верху колоннады идет изящная балюстрада, которая отсутствует над портиками, вместо нее на портиках расположены высокие парапеты – аттики. На аттиках размещены барельефные фризы.

При строительстве собора применялись почти исключительно отечественные материалы – тивдийский и рускольский мраморы (из сел Тивдия и Рускола у Онежского и Ладожского озер), на внутреннюю колоннаду шел красный гранит, добытый в каменоломнях под Выборгом, и др.

Архитектор собора А.Н. Воронихин был к тому же одним из крупнейших мастеров интерьера. Он тщательно продумывал и композицию помещения в целом, и расположение мельчайших деталей внутреннего убранства, в частности, разработал лепные орнаменты и скульптурные композиции. Он же создал проекты «Царского места», главного иконостаса, дарохранительницы из цветного уральского камня, которую изображали в виде маленького храма с ионическими портиками и на ступенчатом основании. Архитектор планировал также и внешнее устройство собора, в частности, он предлагал возвести с южной стороны еще одну полуциркульную колоннаду, соединив в западной части их концы прямыми колоннадами с портиком, за которым находился бы главный вход. Перед входом была спланирована еще одна площадь, окруженная чугунной оградой на гранитных столбах.

Во время войны 1812 года в собор стали поступать военные трофеи, были сделаны 24 консоли, медная доска для маршальского жезла, до 1912 года здесь хранилось более 100 знамен и штандартов. 13 июня 1812 года в Казанском соборе состоялись похороны полководца М.И. Кутузова. Последняя работа А. Воронихина – мраморная плита на гробнице полководца и бронзовая ограда с родовым гербом с позолотой и атрибутами военной славы.

В 1836 году в соборе появился новый иконостас. В 1840 году – новые запрестольные картины, исполненные профессорами Академии Художеств: слева – «Покров Пресвятой Богородицы» Бруни, справа – «Введение во храм» П.В. Басина; в центре – «Взятие Богоматери на небо» К.П. Брюллова, одно из лучших его произведений на религиозную тематику.

25 октября 1837 года – в очередную годовщину победы – были торжественно открыты монументы Кутузову и Б. де Толли (по проекту скульптора Орловского). Это происходило в присутствии императора Николая I.

С 1932 года в соборе размещался Музей по истории религии. Кроме антирелигиозной пропаганды, музею пришлось поучаствовать и в политических кампаниях того времени. Зимой 1934 года в Чукотском море был раздавлен льдами пароход «Челюскин». Команда и пассажиры спаслись на льдине. За их судьбой следила вся страна. На Казанской площади перед собором на горе снега, специально привезенного для этих целей, был смоделирован «лагерь Шмидта», который запечатлели многие городские фотолюбители.

Две зеркальные части храма под общим притвором

Храм Иконы Божией Матери Казанская в Яропольце

Московская область

Проект необычной церкви в селе Ярополец приписывают известным зодчим — Матвею Казакову или Василию Баженову. Фельдмаршал Захар Чернышев пожелал, чтобы на территории его усадьбы рядом с роскошным дворцом появился храм-усыпальница. Сам граф до окончания строительства не дожил. Необычный проект завершал знаменитый архитектор Карл Бланк уже при супруге графа. Непростой оказалась судьба постройки еще на этапе строительства: рушилась колокольня, здание горело, было утрачено внутреннее убранство и иконостас. Полнейшее запустение довершила война. В усыпальнице Чернышевых немцы устроили склад боеприпасов. Храм не действует, однако поражает былым величием.

Реликвии

После смерти русского полководца Барклая-де-Толли было решено увековечить славу двух великих русских полководцев, уничтоживших армию Наполеона. Но сделать это удалось лишь спустя годы, к празднованию 25-летия русской победы. Император Николай II решил установить памятники на Казанской площади перед собором. В западной ее части стоит памятник Барклаю-де-Толли, в восточной — Михаилу Кутузову.

На памятнике Барклаю-де-Толли смотрит далеко вдаль, будто видит грядущую победу, в руке у него жезл маршала. Памятник Кутузову получился динамичным. Полководец будто грозит врагу обнаженной шпагой, у ног его поверженные знамена французской армии. Маршальский жезл в руках указывает направление будущей атаки. Оба памятника ограждены металлическими тумбами, которые соединены цепями.

Помимо могилы полководца М. И. Кутузова, большого количества военных трофеев после славных побед в прошлых столетиях, Казанский собор владеет многими уникальными реликвиями. Самый большой интерес у посетителей вызывает чудотворная икона Казанской Божией Матери. Удивительная ее история началась в XVI веке, когда в Казани произошел страшный пожар, в огне которого погибла большая часть города.

По старинному преданию, спустя две недели после ужасного пожара девочке, которую звали Матрона Онучина, приснилась Богородица — она велела ей пойти на кострище и отыскать там ее икону, указав девочке место, где ее найти. Именно там, на глубине почти в метр, нашелся нетленный образ Богородицы, который абсолютно не пострадал от огня. С тех пор многие столетия икону считают чудотворной.

О заступничестве Богородицы за свою страну и свой народ рассказывают старинные летописи. В самые тяжелые времена Смуты люди шли к Казанской иконе Богоматери. С этой иконой народное ополчение во главе с князем Д. Пожарским выгоняло поляков из Москвы в XVII веке. Горячие молитвы, обращенные к Божией Матери, помогли нашим воинам подавить сопротивление шляхтичей и выгнать их с русских земель.

После восхождения на престол первого государя из рода Романовых Михаила Федоровича святая икона стала для царской семьи реликвией. Именно в праздник Казанской Богородицы родился первый ребенок у государя Алексея Михайловича. Подобное совпадение так повлияло на него, что он повелел сделать праздник общероссийским, до самой революции он был официальным выходным днем.

Существует легенда, что перед началом прорыва блокады Ленинграда был отдан приказ привезти чудотворную икону и пройти со святыней по всем воинским частям. Согласно другим источникам, Казанская икона была привезена в осажденный город, и ее пронесли по всем его окраинам. Верующие и сейчас считают, что именно святой образ Богородицы посодействовал прорыву блокады Ленинграда.

Некоторая часть святых реликвий сегодня не располагается в храме. К ним относятся икона Спасителя в составе иконостаса, икона Ченстоховской Божией Матери и Святого Николая Чудотворца, преподнесенные в дар храму великим полководцем М. И. Кутузовым. К числу уникальных реликвий можно отнести икону Воскресения Христова, которая хранит частицу Гроба Господня, доставленную из Иерусалима.

Аудио

  • https://azbyka.ru/palomnik/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%95._%D0%A3%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0_-_%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80.ogg

    Е. Усова — Казанский собор

  • https://azbyka.ru/palomnik/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%A0%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BE_%D0%92%D0%95%D0%A0%D0%90_-_%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%BD%D0%B0_%D0%9A%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D1%89%D0%B0%D0%B4%D0%B8.ogg

    Радио ВЕРА — Казанский собор на Красной площади

Храм внутри Царицынской крепости с лучшим видом на город

Казанский собор

Волгоградская область

Это Казанский собор Волгограда построили в начале XVIII века. 120 лет назад деревянная церковь сгорела. На Дар-горе построили храм каменный — в древнерусском стиле. Фасады украсила кирпичная кладка и лепнина. Дополнила архитектурный ансамбль церковно-приходская школа для девочек, трапезная и колокольня. Существовал в обновленном виде собор недолго: революция лишила храм церковных ценностей, а во время войны при обстрелах уцелели лишь стены. Восстанавливали храм в середине ХХ века. Во Владимир приехали московские художники и расписали церковь изнутри. Со временем удалось вернуть исторический облик собора — утраченные шатровые купола, как до революции.

Возрождение

Благодаря сохранившимся чертежам, с начала 1990-х годов стало возможно восстановление святыни. Инициатором процесса оказалось Московское городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, ратовавшее за воссоздание этого своего рода монумента воинской славы России. Проект восстановления создан О.И.Журиным, учеником П. Барановского, которому архитектор передал чертежи церкви. Строительство проходило на пожертвования верующих, но основную часть финансирования взяло на себя правительство Москвы. Освящение совершил патриарх Алексий II (1993).

Архитектура Казанского собора в Санкт-Петербурге

Казанский собор построен в архитектурном стиле зрелого классицизма, иначе – русского ампира. На плане его форма – католический крест. Над средокрестием находится огромный купол, на тот момент – крупнейший в России. Крыша представляет сложную систему арок и стропил из кирпича и дерева.

Западный фасад с главным входом, а также южный оформлены в виде величественных портиков. Первый – с 12-ю, второй – с 24-мя колоннами. Восточный (алтарный) фасад выполнен в виде одинарной апсиды, украшенной большой Казанской иконой и золоченым образом Христа на сюжет Входа Господня в Иерусалим.

Колоннада

Знаменитая дугообразная колоннада Казанского собора в Санкт-Петербурге выходит на Невский проспект. Крыша – в виде аттика с балюстрадой наверху. Колонны выстроены в четыре ряда. Каждая их пара стоит на серьезном инженерном сооружении: мощном пилоне, поверх которого положены:

  • квадратная тумба в два кирпича;
  • гранитная плита толщиной 240 мм;
  • тонкая свинцовая плита по диаметру основания;
  • круглая рельефная база.

Колонны неровные. На каждой из них – по 20 желобков-каннелюров, создающих иллюзию дополнительной стройности.

В нишах северного фасада – четыре скульптуры святых: Александра Невского, князя Владимира, Иоанна Крестителя и Андрея Первозванного. Собственно вход располагается за портиком с золоченым «всевидящим оком» на фризе.

Воронихин дал архитектурному украшению здания и практическое назначение. Колоннада служит парадным подъездом. По ней кареты доставляли особо знатных персон к северному входу в храм. Въезд и выезд возведены по типу триумфальных арок. Они украшены двумя парами пилястр, барельефами с библейскими сюжетами по фризу, аттику и стенам. При отсутствии отдельной колокольни звонница устроена на стене западной «триумфальной арки».

Купол собора

Купол воздвигнут на высоком барабане из трех сопряженных частей. Первая – металлическая. Воронихин впервые применил стропильную конструкцию с вертикальными, горизонтальными ребрами и подкосами. Вверху на ней закреплен шестиконечный крест, а внизу – паникадило (люстра). Верхнее покрытие – ковкое железо. Ниже прочность поддерживают два купола из кирпича.

Кто же построил Казанский Собор на Красной площади в Москве?

Из многих достоверных источников, 1 дошедших до наших дней, известно, что строителем (в те времена так назывались люди, на чьи деньги строилось сооружение) Казанского cобора в Москве является великий гражданин России, освободитель Отечества – князь Дмитрий Михайлович Пожарский (17/30Х.1577-20IV/03V.1642).2 Собор был специально построен для помещения в него чудотворной Казанской иконы Божией Матери, которая сопровождала народное ополчение в 1612 году и в сильной мере способствовала победе ополченцев над литовско-польскими захватчиками.

https://youtube.com/watch?v=dAvgRBSWPTI

Известно так же, что чудотворная Казанская икона хранилась в период с конца 1612 года до построения Д.М.Пожарским Московского Казанского собора в приходской церкви князя, церкви Введения во храм Пречистыя Богородицы, которая находилась на Лубянке напротив его московской усадьбы. Для иконы князем в этой церкви был устроен специальный придел. И после того, как в построенный им Казанский собор был перенесен из Введенской церкви драгоценный Образ, «собор принял функции главного храма-памятника в честь победы 1612 года со всеми связанными с этим праздником особенностями ритуала».

Однако в последние два десятилетия стали появляться публикации, из которых следует, что князь Д.М.Пожарский непричастен к строительству Казанского собора на Красной площади в Москве. Этих публикаций немного, но они, к большому сожалению, оказали негативное влияние на лиц из властных структур, от которых зависит, например, такое решение ? поместить на стене Казанского собора информацию о его первостроителе, князе Пожарском, или не поместить. Пока не поместили. Поэтому мы поставили перед собой задачу рассмотреть эти публикации и дать оценку достоверности помещенной в них информации. Одним из авторов упомянутых публикаций является Павлович Г.А.4 За основу своего заявления о непричастности князя Д.М.Пожарского к строительству Казанского собора он принимает высказывание одного из деятелей середины XIX века, имеющего эту точку зрения, некоего И.Крылова. Крылов пишет в своей работе: «Однако же древние писатели не называют строителем этого собора Князя Пожарского,5 да и в самом Казанском соборе, кроме чудотворной иконы,6 нет ни одной малой черты, ни одной вещи, которая напоминала бы о Князе Пожарском, даже как и не о строителе собора; нет ни только рода Пожарского, но и его самого в Синодике Казанского собора»7. Павлович даже не пытается осмыслить изложенное Крыловым высказывание. А просто берет его слова на веру и все.

И это не случайно. Павловичу так удобнее, ибо высказывание Крылова увязывается и с его концепцией. Но позвольте. А как быть с иной точкой зрения по этому вопросу десятков других исторических деятелей ХVIII, XIX и XX вв.? Павлович об этом умалчивает. А напрасно. Любое высказывание столь значительного рода требует тщательного анализа. Иначе это ведет к искажению исторической действительности и наносит огромный вред как патриотическому и нравственному воспитанию, так и значению в истории нашего Отечества таких выдающихся личностей, как Д.М. Пожарский.

Наряду с этим, в своей публикации Павлович допускает грубые исторические ошибки. Например, на стр. 226 он пишет, что, по вероятному благословению патриарха всея Руси Гермогена, из Казани было «принесение списка (выделено авт.) с чудотворной иконы в первое ополчение, после чего была одержана победа в «е. Однако среди подавляющего большинства ученых существует мнение, что патриарх Гермоген ради спасения Руси приказал принести из Казани в первое ополчение не список с Казанской иконы Божией Матери, а сам новоявленный Образ, свидетелем явления которого был сам Гермоген. Общеизвестно также, что «етманский бой» был не при первом ополчении, а при втором. Бой второго ополчения, которым командовал князь Пожарский, с войсками гетмана Хоткевича начался 21 августа 1612 года и закончился 24 августа полным разгромом последнего. Не верна ни хронологически, ни исторически и следующая фраза в публикации Павловича: «…сам же Образ, уже прославленный в бою (выделено авт.), взяли в поход в Москву?. Но Образ перед походом в Москву второго ополчения прославлен в бою еще не был. До появления во втором ополчении Образ ранее находился в войске князя Д.Т. Трубецкого, который за ненадобностью отправил его в начале 1612 года обратно в Казань. При этом напрашивается мысль. Если у князя Трубецкого, по мнению Павловича, был список с иконы, а не сам подлинник, какая необходимость была отправлять список в Казань? Ответ очевиден.

Внешний вид объекта

Собор Казанской Божьей Матери в Москве – классический представитель одноголового типа с горкой кокошников, тремя приделами и шатровой колокольней с северо-западной стороны. Несмотря на кажущуюся сложность и многоуровневость архитектура собора создает впечатление гармоничной целостности. По мнению историка П. Раппопорта, объект можно считать предвестником эпохи «узорочья» в русском зодчестве. 

Цветовое решение во внешней отделке говорит о том, что храм возводился как воинский. Это подтверждается еще и тем фактом, что здесь хранится список самой почитаемой в православии иконы Казанской Божьей Матери – именно её изображения были на знаменах Второго всенародного ополчения, которому удалось освободить Москву от интервенции. 

Рейтинг достопримечательности

Собор возглавляет список самых знаменитых и посещаемых мест столицы.

Этому послужили важные, памятные исторические события:

  • Дважды в год, летом и осенью, верующие вместе с царем совершали крестный ход от стен Кремля до Казанского собора. Во время шествия служители церкви, получив разрешение патриарха, поворачивали к Китай-городу. У крепости они читали молитвы, и окропляли строение святой водой.
  • В стенах собора читали службы знаменитые протопопы Неронов и Аввакум, отрицавшие реформу Никона. Они считали, что нововведение патриарха вызовет раскол и разногласия в русском православии.
  • При правлении Великого Петра I Казанскую икону переправили в северную столицу Санкт-Петербург и возвели Казанский собор.
  • В 1812 г. в храме прошла служба, на которой был М.И. Кутузов. Молились о сохранении Отечества.

    Храм казанской Иконы Божией матери находится в Москве на красной площади. Попасть туда может каждый.

  • Летом 1918 г. в церкви читал проповедь патриарх Тихон. Он рассказал присутствующим о расстреле Николая II и его семьи.

Казанский собор на крепостной горе и архитектурная доминанта Ставрополя

Казанский собор

Четырехъярусная стометровая колокольня. Цокольный этаж колокольни являлся усыпальницей для знатных горожан. В 30-е годы кафедральный собор разрушили. Колокольня сначала стала радиомачтой, а затем — парашютной вышкой. Не суждено было воплотиться планам о превращении культового сооружения в памятник героям Гражданской войны. В мае 1943 года самое высокое здание города взорвали, чтобы убрать ориентир для немецких самолетов. В 90-х годах ХХ века собор решили восстановить, а Крепостную гору объявили заповедной зоной. После археологических раскопок обнаружен старый фундамент храма и на Пасху 2010 года в восстановленном Казанском соборе прошла первая служба.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: