Информация для туристов
Комплекс открыт для посещения ежедневно с 8 утра, входной билет стоит 15 евро (для льготных категорий 8 евро или вовсе бесплатно). Отметим, что график и часы работы меняются в зависимости от времени года. Актуальную информацию про Кносский дворец и описание работы смотрите здесь.
Напоследок приведем полезные советы и рекомендации, которые мы почерпнули из отзывов туристов.
- Если вы решили ехать на автобусе Ираклион – Кносс, учитывайте, что время экскурсии в среднем составляет 2 часа.
- Летом лучше отправиться на экскурсию ранним утром, т.к. позже начинается полуденный зной, а укрыться в тени на раскопках негде.
- Возле Кносского дворца расположен магазин сувениров, где среди прочего продаются карты и путеводители на русском языке.
- У входа на территорию прибывшие самостоятельно могут присоединиться к организованной экскурсии с гидом. Цена вопроса – 10 евро.
- Рядом с проходной организовано маленькое кафе, но цены в нем сильно завышены. Если лишние траты в тягость – перед поездкой запаситесь небольшим перекусом и водой.
И, конечно, не забудьте надеть комфортную обувь и прихватить головной убор, защищающий от солнца.
Увлекательных поездок и незабываемых впечатлений!
Открытие Эвансом
Изначально раскопки на месте существования Кносского дворца провел в 1878 году греческий археолог Калокеринос. Ему удалось обнаружить некоторые артефакты, после обнародования которых к раскопкам проявили интерес европейцы. Англичанин Артур Эванс один из них. Эванс приезжает на остров в 1900 году и выкупает все земли, где, по его мнению, находятся остатки уникального здания. Но до 1905 года его работу нельзя назвать удачной: находки незначительны и малоинтересны.
А в 1905 году Эванс раскапывает артефакты, значение которых трудно переоценить:
- обилие предметов домашнего обихода
- фрески Принц с лилиями и Процессия
- фреску Игры с быком
- фреску Парижанка
- остатки дворцовых покоев, включая Тронный зал, и служебных построек (мастерские, хранилища)
- надписи на досках
Но Эванс не остановился на достигнутом: он провел масштабную реконструкцию построек. При этом сам выполнял работу архитектора. Именно благодаря этой колоссальной работе сегодняшние посетители имеют представление о том, каким было это сооружение после первой реконструкции (1700-1450 годы до н.э.).
Конечно, не обошлось без введения абсолютно новых деталей. Все колонны, которые украшают постройку, заново созданы Эвансом: минойцы для изготовления колонн использовали дерево, которое отлично предохраняло здание от разрушения во время толчков при землетрясении, но быстро сгнивало и повреждалось жучками-короедами. При реконструкции здание получило колонны, вытесанные из камня.
Ученые не имеют единого мнения о правильности принятого Эвансом решения: некоторые считают, что достаточно было просто законсервировать раскоп, а артефакты передать в музеи. Но, тем не менее, благодаря реконструкции памятник привлекает туристов.
Кносс, «дышащий» преданьями
Память о Кноссе хранят предания и легенды, где много надуманного и запутанного, но порой в них отражаются исторические факты. Кносский дворец «дышит» преданиями.
Зевс и Европа
Легенда утверждает, что владыка олимпийских богов Зевс родился и вырос на Крите. В обличье белого быка повелитель украл Европу, которая играла с подругами на берегу моря, и увез на спине на свой остров.
Здесь он принял вид прекрасного юноши и овладел Европой: у них родилось трое сыновей, младший, по имени Минос, основал Кносс.
Зодчий Дедал с сыном Икаром украсили город. Царь приютил мастера на острове и пользовался его искусством. Дедал вылепил статуи Миноса и его дочерей. Для жены Миноса, Пасифии, изготовил деревянную корову на колесах, обшил свежесодранной шкурой и выставил на луг.
Наказание Миноса
Повелитель богов Зевс и бог морей Посейдон покровительствовали Миносу, за что Посейдон попросил в жертву из стада царя самого красивого быка. Минос пожалел любимца и отдал Посейдону красавца коня.
Рассерженный бог в отместку пробудил у жены Миноса страсть к быку. Женщина втайне от мужа скрылась с предметом страсти в деревянной корове, стоящей на лугу, в результате чего родился Минотавр – человек с бычьей головой, жестокое кровожадное чудовище.
Дедал создал лабиринт, куда Минос поселил Пасифию с Минотавром. Чтобы чудовище безвылазно жило в построенном для него лабиринте, ему бросали на съедение преступников. Раз в 8 лет он просил дань – 14 юношей и девушек.
Царь Минос, не желая посылать на смерть подданных с Крита, приказывал высылать в жертву чудовищу молодых людей с Афин.
Подвиг Тесея
Афинский принц Тесей решил убить чудовище. Отправившись на Крит, Тесей договорился с отцом, царем Эгеем, если победит Минотавра, то при возвращении заменит черные паруса на корабле белыми.
Оказавшись во дворце Миноса, принц очаровал дочь царя, Ариадну. Влюбленная девушка знала, что, победив Минотавра, Тесей самостоятельно не выберется из лабиринта. Ариадна подарила ему клубок, нить которого указала дорогу домой.
Отважный Миноса и вместе с Ариадной отправился на родину. Минос, обещавший дочь в жены богу Дионисию, требовал вернуть Ариадну. Тесей никого не слушал, и боги поняли, что уговоры напрасны. Тогда всемогущие наслали на Тесея проклятье: он, торопясь с невестой домой, забыл про обещание отцу.
Эгей ждал сына на скале и, увидев черные паруса приближающегося корабля, в отчаянии бросился в море. С тех пор море называют Эгейским.
Гибель Дедала и Икара
Когда Тесей вышел из лабиринта, убив Минотавра, Минос запер туда Дедала с сыном, откуда пленники сбежали. Сделав искусственные крылья, отец и сын поднялись в небо, так что царь не мог их вернуть.
Икар погиб, неосторожно приблизившись к солнцу: воск, связывающий перья крыльев, растопился, и Икар упал на землю. За сыном добровольно последовал безутешный отец
Немного о Минойской цивилизации
Кносский дворец – самый, пожалуй, известный объект Крито-Микенской, или Минойской, цивилизации, существовавшей 3-4 тысячи лет назад. А эта цивилизация – первый (из известных) росток европейской культуры.
Крит лежит на крайнем юго-востоке Европы, совсем недалеко от Азии и Африки, но дошедшие до нас произведения критского искусства того времени сильно отличаются от созданного на Древнем Востоке. Они светлы и жизнерадостны. Их художественный язык внятен нам, их образы, их эстетика вполне созвучна европейской.
Некоторые вещи удивительно повторяются в искусстве 20 века. Изображения людей с их удлинёнными руками и огромными миндалевидными глазами будто выполнены художниками-модернистами.
Фреска под названием «Коридор процессий»
А труженики на празднике урожая со счастливыми лицами несущие полновесные снопы пшеницы, и могучие круторогие быки не напоминают ли нам скульптуры на ВДНХ?
На Крите существовал культ быка, символизировавшего, вероятно, мощь природы и плодородие. Изображения быка или бычьей головы, порой очень выразительные, попадаются регулярно. Кроме того, на стенах дворца довольно часто попадаются изображения рогов.
Частью этого культа были игры с быками. Есть несколько изображений, показывающих акробатические прыжки через несущегося быка. С этими эгейскими обычаями связана, предположительно, иберийская традиция корриды. И греческий миф о кровожадном монстре Минотавре, человеке с бычьей головой, которого побеждает Тесей, — тоже отсюда.
Фреска «Игра с быком»
Прекрасные изображения гордых женщин говорят о высоком положении женщин в критском обществе, что не похоже на восточные страны того времени.
Эта фреска получила название «Парижанка»
Некоторые историки предполагают, что на Крите той эпохи было вполне демократичное общества с культом сельского труда и что дворцы в Кноссе, Фесте, Малее и Закросе были не дворцы царей, а центральные части городов, в которых столетиями жили свободные и счастливые люди, занимавшиеся творческим трудом. Настоящий золотой век!
Возможно, что и царей в ту эпоху на Крите не было. За это говорит тот факт, что в египетских папирусах, посвящённых Криту (а таковых много, ибо древние египтяне активно торговали с Критом) ни разу не названы имена царей Крита, не указаны их титулы, но всегда говорится о народе Крита. При том, что обожествлявшие своих фараонов египтяне очень внимательно и уважительно относились к владыкам других земель и их титулам
В этих дворцах очень сложная планировка, в них отсутствует симметрия, но при этом они ориентированы строго по сторонам света. Наверное, это потому, что они строились постепенно в течение длительного времени, и к старым постройкам по мере надобности и развития пристраивались новые.
План Кносского дворца
Считается, что легенду о лабиринте, из которого практически нет выхода, греки создали, увидев дворцы на Крите. Ну, а творцом чудесного дворца-лабиринта, согласно мифам, был знаменитый мастер Дедал, тот самый, который улетел с Крита вместе с сыном Икаром на самодельных крыльях. Впрочем, это совсем другая история.
Возможно, однако, что легендарный царь Минос всё-таки имел реальный исторический прообраз, и только буйная фантазия древних греков придала ему сказочные черты и сделала сыном Зевса.
Сказать точно, стоял ли во главе Крит царь или нет, как было устроено критское общество, о чём думали и чем занимались древние критяне, историки пока не могут.
Им остаётся делать догадки и предположения, ибо письменности (а их было несколько: иероглифическое письмо, линейное А и линейное Б) пока расшифрованы очень приблизительно, да и короткие записи носят в основном хозяйственный характер.
Достоверно известно, что долгое время критяне господствовали в восточном Средиземноморье. Их мощь была так велика, что во дворцах на Крите не обнаружили никаких следов укреплений. Не от кого им было обороняться. Наоборот, отсталые окрестные народы вынуждены были платить дань гордым критянам и посылать им в качестве заложников или рабов своих юношей и девушек. Вспомните ту же легенду о Тесее.
Но не мифический Тесей победил царя Миноса и его сына Минотавра. Если бы не чудовищное извержение вулкана на Санторини, произошедшее около 1500 года до нашей эры и вызвавшее гигантскую в условиях замкнутого Средиземного моря волну цунами высотой до 100 метров, которая буквально смыла города минойской цивилизации, то история Европы пошла бы по-другому. О высоте этой волны ярко говорит тот факт, что разрушенный ей Кносский дворец расположен на холме высотой 85 метров над уровнем моря.
Древний Кносс
О самом городе Кносс известно крайне мало – он был основан примерно за два тысячелетия до Рождества Христова и являлся одним из основных центров древнегреческой культуры и в какой-то период им правил полулегендарный царь Минос. Увы, но это практически все достоверные данные – дальше придется уйти в царство догадок и домыслов. Впрочем, кое-какие моменты из истории Крита мы затронем несколько ниже, когда будем рассказывать о легендах Кносса.
Известно, что Крит, за время существования минойской цивилизации (почти тысяча лет, с момента основания Кносса и до его гибели), дважды подвергался масштабным катаклизмам – землетрясение примерно в 1700 до н. э. и извержение вулкана двести лет спустя.
Также, примерно в 1450 году, на Кноссе произошел большой пожар, уничтоживший остатки второго Кносского дворца и практически все археологические свидетельства минойской цивилизации.
Примерно в это же время Кносс был захвачен Микенами – одним из материковых греческих полисов. Микенские греки довольно бережно обращались с наследием Миноса, но достоверно об их правлении известно мало.
Кносс пришел в запустение примерно в начале первого тысячелетия до нашей эры. Впоследствии на его место пришли римляне и основали там колонию, которой и было передано имя легендарной столицы древнего Крита. Увы, о ней известно еще меньше и основной причиной этого является главный герой следующей части этой статьи.
Кносский дворец
Дворец располагается на Крите близ столицы – города Ираклиона. Он имел огромную площадь и около 1200 комнат, располагающихся крайне хаотично и непонятно. Отсюда и пошли ассоциации дворца с лабиринтом. Дворец отстраивался несколько раз из-за того, что частыми были землетрясения, которые его разрушали. Новые дворцы настраивались поверх остатков старых, из-за чего постройка имела несколько этажей.
Учёные выделяют два периода в существовании минойской цивилизации: раннедворцовый период (ок.2000 – 1700 гг. до н.э.) и новодворцовый (1700 – 1450 гг. до н.э.). Второй период был временем наибольшего могущества минойской культуры и её центра Кносса. В этот период минойцы имели развитое искусство, им было знакомо инженерное мастерство и врачебное дело, а также письменность. Во дворце находились комнаты для царя, который в то же время был и жрецом; ямы для хранения зерна, световые колодцы; сокровищницы; святилища.
Организация пространства внутри дворца
Необычно, что во дворце не было ни одного окна: их функцию выполняли световые колодцы. Они были проделаны в крыше постройки таким образом, что давали прекрасное освещение комнат. В то же время колодцы служили вентиляцией помещений. В западном крыле дворца находились административные и религиозные помещения. В этой же части дворца располагается Тронный зал – комплекс комнат. В них находились сам зал, бассейн очищений и святилище. В центре тронного зала возвышается трон из алебастра. Стены дворца были исписаны яркими фресками, изображающими процессии, сцены боёв с быками. Комнаты царской семьи находились отдельно от других помещений. Они были также светлыми и украшенными чётко прорисованными фресками.
Минойскую цивилизацию, а с ней вместе и Кносс погубило извержение вулкана на острове Санторин (Тира), произошедшее между 1645 и 1500 гг. до н.э. Конец цивилизации пришёл не столько с извержением, сколько с цунами, вызванным им. После этой трагедии минойская цивилизация не смогла оправиться. Вся флора и фауна погибла из-за пепла, покрывшего территорию Крита. Эти земли станут использоваться через долгое время уже другим племенем – ахейцами. Сам дворец был обнаружен на окончании XIX века Артуром Эвансом, он же и руководил его реконструкцией. Сегодня Кносский дворец посещает огромное количество туристов, приезжающих на гостеприимный остров.
Как посетить Кносский дворец
Самостоятельно посетить Кносский дворец на острове Крит довольно просто.На Крите хорошо развито автобусное сообщение и есть понятный график движения. На остановках висят таблицы с режимом движения автобусов. Ехать до Кносса проще всего с автовокзала Ираклиона. Если вы остановились в другом городе, придется доехать оттуда до Ираклиона сначала.
От автовокзала ехать минут тридцать, проезд стоит 1,5 евро. Вход платный — 6 евро. бывает большая очередь, но она быстро движется.
Также можно приехать на арендованном авто или на такси.
Фрески Кносского дворца
У людей, изображённых на фресках, европейский облик и черты лица. Мужчин изображают с красно-коричневой кожей, женщин — с молочно-белой. Все эти люди танцуют в роскошных садах, пируют, держа в руках чаши, беседуют, сидя в непринуждённых позах. Кажется невероятным, что эти люди жили несколько тысячелетий назад.
Минойскому искусству присущ исключительно мирный характер. В бешеном XX веке минойскую цивилизацию назвали «праздничным обществом». Мы встретим на фресках росписи садов, цветов, птиц, дельфинов, обезьян и других животных, а также изображения прекрасных, изысканно одетых женщин, танцовщиц и жриц. Искусству минойцев совершенно чуждо прославление военных побед, здесь не найти сцен битв и пленения врагов. Фрески Кносского дворца в большинстве своём и не религиозны. Древние художники не возвеличивают даже вождей! Уникальные по манере написания, они прославляют красоту, жизнь и природу. Красота в некой высшей степени. Обожествление красоты.
Сэр Артур Эванс — заслуги и ошибки
Справедливости ради надо сказать, что первым, кто начал вести раскопки в Кноссе и обнаружил место минойского дворца, был грек, выходец из Ираклиона, Минос Калокеринос. Он начал раскопки на холме Кефалос в 1878 году, но три недели спустя работы окончательно прекратились из-за запрета турецких властей (Крит в то время был оккупирован турками).
Легендарный дворец царя Миноса предстояло открыть английскому археологу сэру Артуру Эвансу. Он и представить не мог, какие невероятные исторические и культурные сокровища он найдёт. Эванс посвятил изучению минойской цивилизации 40 лет своей жизни. Его заслуги нельзя отрицать, он открыл миру древнейшую европейскую цивилизацию. Но он, увы, наделал и множество ошибок.
Уже с первых лет раскопок в Кноссосе Эванс понял необходимость укрепления руин дворца. Сначала Эванс использовал те же стройматериалы, что и минойские архитекторы (туф, алебастр, дерево), а затем совершенно неразумно начал использовать более современные бетон с арматурой. Используя этот новый стройматериал, он копирует древние материалы и красит их.
Самой большой ошибкой английского археолога было широкое использование материалов (таких, как цемент и железо) непрочных во времени, с бОльшей степенью разрушения, чем у древних материалов. Дело в том, что восстановление было сделано таким образом, что древнее и современное стало единым целым, незащищённым от погодных условий и повреждений, связанных с большой посещаемостью; постройки нуждались в постоянном уходе и реставрации.
Также подверглись жесточайшей критике смелые и полные фантазии работы по реконструкции, проводимые Эвансом, с щедрым использованием ярких красок. Но тогда археологическая наука только развивалась, в ней не было тех разумных ограничений, которые существуют сегодня.
Посещение Кносского дворца
Первый и главный совет. Если будете на Крите, побывайте на раскопках Кносского дворца! Постарайтесь не разочаровываться из-за толп туристов и не раздражаться из-за них. Летом людей, конечно, больше всего. Если есть возможность — выбирайте гида, потому что от него зависят ваши впечатления от дворца в колоссальной степени! Уж лучше совсем не иметь гида, чем мучиться, слушая плохого.
Не забудьте запастись водой и приготовьтесь к жаре и палящему солнцу, если поездка планируется в летнее время.Время работы: апрель-сентябрь ежедневно с 8.00 до 19.30, октябрь-март с 8.00 до 15.00.
Возможно, вам также будет интересно:
- Минойский дворец в Малии
- Малия — оживлённый курорт Крита с песчаными пляжами
- Курортный городок Агиос-Николаос на Крите
- Спиналонга — ещё одна достопримечательность Крита
- Фото острова Крит
Кносский дворец: как добраться
Способов добраться до древнего Кносса несколько. Однако все пути ко дворцу начинаются в столице острова Крита — городе Ираклионе. Таким образом, сначала необходимо приехать в HERAKLION, лучше прямо на центральный автовокзал, откуда и отправляются синие автобусы под номером 2 в город Кносс. Садиться нужно на платформе с надписью BUS TO KNOSOS.
Стоимость проезда по маршруту Ираклион-Кносский дворец — полтора евро в одну сторону, но брать следует билет в оба конца, так как в Кноссе нет билетных касс, и купить там билет невозможно.
Ехать лучше всего до конечной остановки. Для большей уверенности можно отыскать Кносский дворец на карте и определить его положение относительно автовокзала в Кноссе. В крайнем случае, любой местный житель подскажет путешественнику дорогу.
Итак, на подходе к дворцу можно быть уверенным, что экскурсия состоялась, и через минуту Кносский дворец, часы работы которого строго регламентированы (c 8 утра до 19 вечера, без выходных), гостеприимно распахнет свои двери. Обо всех изменениях в расписании работы музея администрация объявляет заблаговременно.
Кносс или лабиринт?
Это сегодня лабиринт — путаные хаотичные галереи, которые созданы, чтобы сбивать с толку всех в них входящих. Но изначально древние греки называли лабиринтом… сам Кносский дворец, и это неслучайно. Вероятно, планировка дворца со множеством комнат и напоминала лабиринт, поэтому многие исследователи полагают, что именно это и дало основание для создания легенды о Минотавре и Тесее.
Суть этого мифа в том, что сын афинского царя Тесей услышал о кровавой дани, которую требовал царь Крита Минос за то, что афиняне убили его любимого сына. Он требовал, чтобы из Афин на Крит каждый год доставляли семь юношей и семь невинных девушек на съедение Минотавру. Тесей добровольно зачислился в юноши для ежегодного пожертвования и убил Минотавра. Но перед тем как вместе с остальными жертвами отправиться на Крит на корабле с черными парусами, Тесей дает своему отцу Эгею обещание: если ему удастся убить Минотавра, он на обратном пути сменит черные паруса на белые — это будет знаком, что Тесей остался жив. Однако судьба распорядилась по-своему. Дочь царя Миноса Ариадна влюбилась в Тесея, как только он ступил на берег, и согласилась помочь ему одолеть Минотавра.
Ариадна дала Тесею клубок шелковых нитей, с помощью которого он смог найти дорогу из лабиринта обратно. Вдвоем с Ариадной они отправились обратно в Афины, но, сделав остановку на острове Наксос, Тесей по приказу бога Диониса оставил там девушку. Расстроенный Тесей забыл об обещании заменить черные паруса на белые. Эгей, увидев их, бросился в море со скалы. Это море назвали Эгейским.
Происхождение слова «лабиринт»
У этого слова необычное происхождение. Древнегреческое слово «лабиринтос», возможно, происходит от того же корня, что и древнегреческое «лабра» — улица, переулок, ущелье. Другая версия — происхождение от слова «лабрис» — так назывался церемониальный топорик с двумя лезвиями, который в древности использовался на Крите и изображения которого можно повстречать в Кноссе и сегодня.
Во всяком случае, в античную эпоху лабиринт ассоциировался с лабиринтом Кносса и с Минотавром.
Время работы Кносского дворца и стоимость билетов
Время работы археологического комплекса: с 8:00 до 19:00 с июня по октябрь и с 8:00 до 15:00 — с ноября по май.
Входной билет во дворец стоит 15 евро (для льготников — 8). Если взять комплексный билет за 16 евро, то по нему можно пройти еще и в Археологический музей Ираклиона, который тоже надо посетить — без музея впечатление о Кносском дворце (и особенно о Минойской цивилизации) будет не полным.
Нам повезло — мы отправились в Кносс и Ираклион в последнее воскресенье сентября, в день культурного наследия, когда вход во все музеи свободный. Так что посещение Кносского дворца и Археологического музея в Ираклионе не стоило нам ни евроцента. Будете на Крите в конце сентября — используйте эту возможность.
Сенсационная находка
В 1878 году критский коллекционер древних артефактов Минос Калокеринос обратил внимание на холм и начал раскопки. Он обнаружил древние складские помещения — часть дворцового комплекса
Однако в те годы Крит оккупировали турки, и серьезно изучить находку Калокериноса просто не дали. Генрих Шлиман собирался продолжить дело Миноса: ему было известно о развалинах древнего сооружения на острове из писем Калокериноса. Но и в этот раз археологическим планам не суждено было сбыться из-за скандала, связанного с попытками вывезти золото, минуя власти.
В 1894 году на Крит прибыл сэр Артур Джон Эванс. Этому любителю древностей не давала покоя Минойская цивилизация: именно ему приписывают удивительные находки в пещере Дикта. Мистер Эванс выкупил участок земли как раз в районе Кносса, и в 1900 году приступил к раскопкам. Английскому археологу везло, как никогда: каждый день приносил какие-нибудь да открытия. У Эванса, и без того обладающего профессиональным чутьем, проснулся нюх «охотника». Он подгонял рабочих, носился по руинам, высматривая что-нибудь интересненькое. Раскопки велись невероятно быстро даже для сегодняшних дней.
Что удалось найти Эвансу и его команде?
- Статую Богини плодородия;
- Фреску «Принц с лилиями»;
- Фреску «Парижанка»;
- Статуэтку «Игрок с быками».
Среди прочих артефактов были обнаружены сосуды и чаши из бронзы, вазы из камня, игральные доски. Все это сокровище хранится в Археологическом музее Ираклиона. Эвансу также принадлежат знаменитые линейные письма, которые до сих пор не расшифрованы и остаются загадкой для ученых.
На самом деле весь Кносский дворец опутан тайнами и легендами. Сэр Джон Эванс принял непростое решение восстановить храм, но так, как ОН его видел. Его действия подвергались резкой критике. Тем не менее, благодаря настойчивости археолога тогда, каждый из нас сейчас имеет возможность прикоснуться к прошлому и перенестись на тысячи лет назад, в Минойскую эру.
Дворец
Кносский дворец находится на холме Кефал, на севере острова Крит в административном округе Греческой Республики, в четырёх километрах от побережья Критского моря, южнее столицы Ираклион. Найти город можно по следующим координатам: 35° 17′ 52″ с. ш., 25° 9′ 47″ в. д. или по адресу: Крит, Minoiton, Heraklion 71409.
Лабиринтом дворцовый комплекс прозвали неслучайно. Кносский дворец царя Миноса был построен до того запутано и хаотично, что многие посетители, незнакомые с его планом, попросту терялись и выход находили с трудом. Интересно, что дворец строился дважды. Первый дворцовый комплекс, построенный царем Миносом (по предположениям, главным архитектором являлся Дедал), был возведён около четырёх тысяч лет назад и оказался разрушен мощнейшим цунами, который по оценкам геологов обрушился на остров между 1645 и 1500 гг. до н.э. Второй дворец был отстроен ахейцами по плану первого, но они пробыли в нём не больше века, после чего по неизвестным причинам покинули город.
Период, когда был создан первый дворец и последующие за ним годы (1700 по 1450 гг. до н.э.), считается временем расцвета минойской цивилизации, в частности, города Кносс, а потому архитектура, живопись и даже инженерные технологии находились на высоком уровне. Довольно показательным является факт, что археологи среди развалин Кносского дворца нашли немало документов, которые дали возможность определить, что на острове существовало сразу три вида письменности: иероглифическое письмо (знаки были запечатлены в виде рисунков), а также линейное письмо А и Б – знаки изображались контурными линиями.
Считается, что Кносский дворец являлся самым большим сооружением, возведённым представителями минойской цивилизации: площадь его составляла 130 на 180 метров (многие его называют первым небоскрёбом древнего мира: в нём были постройки, насчитывающие около пяти этажей). Во дворце был предусмотрен водопровод, канализация, вентиляция, а также находилось огромное количество жилых комнат, мастерские, залы для приёмов, комнаты правителя и т.п.
К сожалению, точных данных о том, как именно выглядел этот памятник архитектуры, не сохранилось, а по найденным развалинам об этом можно лишь догадываться. В результате реконструкции, археологи смогли хоть и не полностью, но восстановить облик древнего строения.
Гибель Кносса
Извержение вулкана Санторин, произошедшее между 1645 и 1500 гг. до н.э. на соседнем острове Тира, который был расположен в Эгейском море, разрушило все ближайшие города и поселения не только на Крите, но и на берегу Средиземного моря. Гибель соседних с Тирой территории вызвало не столько само извержение (оно было такой силы, что вулкан полностью развалился и его конус исчез с лица Земли), сколько последовавшее за ним цунами, которое смело всё на своём пути, в том числе и разрушило Кносский дворец.
Интересно, что при раскопках остатков людей или животных, которые погибли бы в результате катаклизма, не было обнаружено, это означает, что люди, предупрежденные землетрясением, успели покинуть опасную территорию.
Когда извержение закончилось, большое число пепла, которое полностью покрыло остров (в центре Крита его слой составлял около двадцати сантиметров, а на восточном побережье – около метра), полностью препятствовало произрастанию любой растительности на этой территории на протяжении не одного десятка лет.
https://youtube.com/watch?v=I126vt54fnQ
Через некоторое время жизнь на острове всё же возобновилась – в XV ст. до н.э. его заселили ахейцы, которые восстановили замок, сохранив прежний план Кносского дворца. Прожили они здесь не более века – и в 1380 г. до н.э. Кносс, а с ним и Кносский дворец полностью пришёл в упадок.
Кносский дворец в наши дни
Кносский дворец был обнаружен британским археологом Артуром Эвансом в конце XIX ст
после того, как его внимание привлёк холм Кефал, внешний вид которого сильно напоминал занесённые песком развалины древнего города. А ещё через какое-то время он услышал об одном из купцов, который обнаружил на своём участке возле холма огромные горшки и развалины каких-то сооружений. Для Эванса этих сведений оказалось достаточно: он организовал раскопки, а параллельно с ними восстанавливал разрушенные древние постройки, поэтому туристам тяжело отличить остатки древних сооружений от тех, что построил Эванс
Для Эванса этих сведений оказалось достаточно: он организовал раскопки, а параллельно с ними восстанавливал разрушенные древние постройки, поэтому туристам тяжело отличить остатки древних сооружений от тех, что построил Эванс.