Колокольня «иван великий»

Архитекторы колокольни Ивана Великого

В 1532 году к северной стороне храма зодчим из Италии Петроком Малым была пристроена звонница с храмом Вознесения Господня, в ней разместили колокол «Благовестник» в тысячу пудов. Сама святыня занимала третий ярус, чтобы войти в нее, построили лестницу.

Постройка подобных башен-кампанилл является итальянской традицией, которую в ансамбль московского Кремля привнес архитектор Бон Фрязин, до того момента большое количество времени проработавший в Венеции. Бон Фрязин сохранил замысел первого храма-колокольни из дерева и стал создателем новой каменной колокольни с пространством для совершения служб. Он занимался постройкой двух нижних восьмигранных ярусов и частью третьего. В конструкции первого яруса он заложил балки из металла.

Площадь, находящаяся к востоку от святыни, получила название ИвановскойИменно здесь во всю мощь, «во всю Ивановскую», оглашались указы царя и наказывали провинившихся.

В 1600 году зодчий по имени Федор Конь органично дополнил композицию и надстроил колокольню, не испортив замысел Бон Фрязина. В качестве заказчика выступил царь Борис Годунов.

В XVII веке церковь сделали звонницей, она получила название Успенская. В годы, когда на престоле был Михаил Романов, к северной стороне архитектор Важен Огурцов пристроил еще одно сооружение — Филаретовскую пристройку, имеющую белокаменные пирамидки и черепичный шатер.

Отечественная война 1812 года привела к разрушению звонницы и пристройки, целой осталась лишь колокольня. С нее сняли крест, который до сих пор числится утерянным, в настоящее время на позолоченный купол колокольни разместили железный восьмиконечный крест, его покрывают медные позолоченные листы. Верхняя перекладина дополнена вырезанными на ней словами «Царь Славы».

Сергей Кузнецов

В 1819 году разрушенную звонницу и Филаретовскую пристройку восстановили и вернули им прежний вид, в основу работ был положен проект архитектора Доминико Жилярди, также в восстановлении были задействованы архитекторы Луиджи Руска и Иван Еготов. Строения были дополнены элементами архитектуры XIX века.

На протяжении долгого времени колокольня оставалась наиболее высоким и значительным зданием в столице. Она служила дозорным пунктом и помогала страждущим объединиться в вере. Тем не менее из-за революционных событий привычный ход истории пошатнулся.

В 1918 году территорию московского Кремля превратили в общежитие, ставшее ночлегом для более чем двух тысяч человек. Начавшаяся Великая Отечественная война привела к размещению командного пункта Кремлевского полка на территории Успенской звонницы. В рядом расположенном Царь-колоколе поместили узел связи.

Уже после войны церковь начала превращаться в музей.

Ольга Державина

Строительство колокольни

В 1532 году было принято решение пристроить к зданию храма Ивана великого большую колокольню. Эту задачу возложили на итальянского зодчего Петрока Малого Фрязина. Архитектор с задачей справился, пристроив к храму звонницу вместе с церковью, которую назвали в честь Воскресения Господня. В этой церкви был установлен колокол весом в тысячу пудов (более 1.5 килотонн), названный «Благовестник». Храм расположили на 3-ем ярусе всего архитектурного комплекса, причем для того, чтобы в него попасть, была сооружена специальная лестница. В начале 17 века по инициативе Михаила Романова церковь Воскресения Господня трансформируют в Успенскую звонницу. А в 30-е годы того же века в период патриаршествования отца Филарета храм Ивана Великого дополняется ещё одним строением — пристройкой с шатром из черепицы и пирамидками из белого камня. Пристройка в честь патриарха была названа Филаретовской.

Вид колокольни от Успенского собора

Строительство Успенской звонницы

Возле колокольни в XVI веке была построена Успенская звонница. Изначально итальянский архитектор Петрок Малой воздвиг храм Рождества Христова рядом с Ивановым столпом, но позже храм был реконструирован в звонницу для больших колоколов.

Самый большой колокол носит название Успенский, поэтому и звонница была названа в его честь. Ранее сторожа и звонари жили прямо в здании звонницы, на первом этаже. Сейчас там располагается один из кремлевских музеев.


Надпись под куполом Колокольни Ивана Великого

В храме Рождества Христова хранились мощи Николая Чудотворца и чудотворная икона святителя Николая. Во время реконструкции Святыни вывезли из храма, их местонахождение неизвестно до сих пор.

Интересно знать! Несмотря на то, что храм Рождества Христова был реконструирован, а чудотворная икона исчезла, обычай приходить к звоннице для благословения перед свадьбой сохранился до сих пор.

Как гласит легенда, один обедневший горожанин выдал замуж трех дочерей, обратившись за помощью к Николаю Чудотворцу. Святой Николай даровал по узелку с золотом каждой девушке в виде приданого. С тех пор многие новобрачные посещают Успенскую звонницу, чтобы брак был крепким.

Особенности архитектуры и интерьера колокольни Ивана Великого

Храм-колокольня Ивана III органично соединил в себе характерные черты зодчества двух различных веков ‒ строгость конструкций, присущую XV столетию, и декоративность отделки, подаренную XVI веком. Немало решений было позаимствовано из итальянского архитектурного наследия. Однако многие из них были творчески переосмыслены и адаптированы к русским традициям.

Цоколь легендарной звонницы возведен из белого тесаного камня. Его сменяет кладка, выполненная из крупного кирпича. Нижние этажи создали единый монолит с фундаментом здания. Второй восьмигранный ярус колокольни стремится повторить очертания первого ‒ массив стен также идентично прорезан несколькими узкими окнами, над которыми располагается открытая галерея с колоколами.

Невероятная стройность и легкость башни достигнута за счет того, что каждый следующий ярус уменьшается по отношению к предыдущему по высоте и диаметру. Аркады на уровне площадок для звона дарят еще больше изящности восьмичастным вытянутым объемам. Декоративные элементы сооружения в виде угловых лопаток, неглубоких ниш-впадин и фигурных межъярусных карнизов, как и подобает классике, лаконичны и одновременно выразительны.

Внутреннее помещение Успенской звонницы переоборудовано под музей. Здесь собраны всевозможные артефакты, наглядно рассказывающие об архитектурном прошлом Кремля. Музейная коллекция знакомит с существующими и уже исчезнувшими постройками. Также действует выставочный зал, где регулярно обновляются разнообразные передвижные экспозиции.

Значение здания

Время не щадит никого и ничего. Уходят люди. Ветшают и разрушаются здания. Трескаются и утрачивают чистоту звука колокола.

Однако столп Ивана Великого стал исключением из правила.

Его колокола не раз пытались заставить умолкнуть, а саму церковь разрушали.

Она выстояла под напором времени и человеческой ненависти, став объектом поклонения для детей и взрослых.

И сегодня во время служб в кремлевских соборах разносятся над Москвой голоса этих колоколов, которые, словно люди, имеют собственные имена. Гордо возвышается над мирской суетой златоглавый храм, доказывая всем нам, что истинное искусство неотделимо от веры, а вместе они способны творить чудеса.

Год и век создания

Данный храм — очень древний памятник архитектуры, его история насчитывает более чем 500 лет. Первые сведения о существовании в сакральной топографии столицы престола во имя преподобного Иоанна Лествичника историки относят к 1329 году. В летописях указано, что именно тогда была заложена каменная церковь, а затем освящена. Святыню относили к типу «иже под колоколы» из-за расположения яруса звонницы над самим помещением.

Весь храм был возведен в течение трех месяцев, из-за этого предполагают, что церковь имела малые размеры. Считается, что она стала первым московским храмом, освященным во имя преподобного.

В 1346 году храм расписали, а спустя 129 лет в него перенесли несколько саркофагов с мощами святителей из второго Успенского собора, который на тот момент разобрали. Позже храм тоже был разобран, а весной 1505 года было начато строительство новой святыни, продлившееся три года. Постройку новой церкви приурочили к кончине князя Ивана III, полностью ее завершили к 1508 году.

Колокольня Ивана Великого в Москве на google-панораме:

Назначение

Как правило, в колокола звонят для призыва на церковную службу, отмечания времени и особых событий, таких как свадьба (венчание), похороны (отпевание), или, особенно в старые времена, для призыва к защите города или для сигнала о пожаре.

Кроме колоколов на колокольне может иметься карильон, особенно в Европе. В современных постройках вместо тяжелых колоколов для извлечения звуков иногда устанавливают небольшие металлические прутья, вибрация от которых усиливается с помощью электроники и выводится через громкоговорители. Звукоотражающие пластины, устанавливаемые на колокольне, называются абасонами.

Месторасположение сооружения

Можно говорить о том, что Ивановский столп является своего рода архитектурным центром Московского Кремля, объединяющим все его сооружения в единое целое.

Поскольку столп Ивана III является частью архитектурного ансамбля центра Москвы, рядом расположено множество достопримечательностей, снискавших мировую известность:

  • Успенский собор;
  • Архангельский собор;
  • Патриаршая палата;
  • Грановитая палата;
  • Церковь Ризоположения;
  • Царь-колокол;
  • Царь-пушка.

Таким образом, турист, намеренный посетить колокольню, неминуемо увидит и другие шедевры московской архитектуры.

Как добраться

Чтобы своим глазами увидеть колокольню Ивана III, оценить ее масштабы и насладиться архитектурными изысками, туристам следует ориентироваться на простой адрес — Москва, Кремль, Соборная площадь.

Добраться до центра российской столицы можно по четырем веткам метро:

  • Сокольническая линия — станции «Библиотека имени Ленина» и «Охотный Ряд»;
  • Серпуховско-Тимирязевская линия — станция «Боровицкая»;
  • Арбатско-Покровская линия — станция «Площадь Революции»;
  • Филевская линия — станция «Александровский Сад».

В Западной Европе

В Западной Европе, начиная с в., число колоколен быстро возрастает — не потому, чтобы их требовала величина колоколов, все еще незначительная, а потому, что в наступившие смутные времена, когда церквам и монастырями ежеминутно грозила опасность нападения со стороны баронских дружин и хищников, эти сооружения, кроме религиозной цели, удовлетворяли и мирской, а именно играли роль подзорных башен, с которых можно было наблюдать приближение неприятеля и предупреждать о нем окрестных жителей посредством набата.

То, что сперва обуславливалось пользой и необходимостью, вскоре превратилось в предмет соперничества и кичения: каждая церковь хотела иметь свою колокольню, каждый епископ или аббат считал важным делом воздвигать в своей резиденции высокую башню — видимый знак своей силы. Место, отводившееся колокольням романским зодчеством в общем плане церкви, было различно. Вначале она ставилась, по-прежнему, отдельно — обычай, удержавшийся надолго в Италии и, отчасти, в южной Франции. Потом ее стали воздвигать в связи с храмом, в середине его западного фасада, над главным входом. Далее, появились две башни на краях этого фасада, с обеих сторон притвора, пара башен над концами боковых нефов, примыкающими к трансепту, башня над пересечением продольного корпуса с трансептом, а иногда во всех этих пунктах одновременно. Таким образом произошли храмы о нескольких колокольнях. Их особенно много в Нормандии, где второстепенные церкви имеют по три, большие соборы пять, а некоторые даже и большее число башен (в реймсском соборе — их семь, в лаонском — девять).

Форма башен изменялась, смотря по произволу зодчих и по стране, в которой они строились. Вначале цилиндрическая, она перешла потом в четырехгранную и в восьмигранную, суживающуюся кверху. Обыкновенно башня разделялась на несколько этажей, снабженных окнами и отверстиями для пропускания звука (Schallöffnungen). Этим пролетам придавался вид двулопастных и трехлопастных арок, а также трифория, столь обычный в романской архитектуре. Крыши башен были по большей части свинцовые, хотя иногда делались также из каменных плит и черепицы. Им сообщалась форма остроконечного конуса, но чаще форма четырехгранной или восьмигранной более или менее высокой пирамиды, у основания которой, по углам башни, иногда ставились четыре такие же небольшие главки или балдахинчика.

С приближением к готической эпохе, крыша становится все выше и выше, все более и более остроконечной. В упомянутую эпоху число колоколен. при церкви сокращается: их бывает или одна, в середине главного, западного фасада, или — что встречается чаще — две, по краям этого фасада. Готические колокольни имеют в плане вообще форму квадрата и образуют несколько этажей, постепенно суживающихся кверху и почти незаметно переходящих в остроконечную крышу. Каждая сторона колокольни, в каждом этаже, почти вся занята одиночным или двухчастным и вообще сложным стрельчатым окном. При этом, чем выше этаж от земли, тем все его вертикальные линии длиннее; крыша над последним из них имеет форму весьма высокой восьмигранной пирамиды, которая, к концу развития готики, становится совершенно сквозной, состоящей из орнаментированных каменных, плотных ребер и из узорчато-резных промежутков между ними. При ее основании, с верхнего этажа, поднимаются небольшие башенки, которые, вместе с подобными башенками, высящимися с устоев нижних этажей, с остроконечными фронтончиками над окнами и с балдахинчиками в других частях колокольни, придают ей вид как бы стройного кипариса или другого хвойного дерева, вытянувшегося на громадную высоту. Самая вершина колокольни увенчивалась крестом, фигурой петуха (эмблемой христианского бодрствования), но, всего чаще, так называемым флероном или крестоцветом. Многие готические колокольни, спроектированные чересчур сложно и грандиозно, остались недостроенными, по недостатку времени и денег для их окончания. В эпоху Возрождения, колокольни, как сооружения, которых не знало искусство древнего мира, доставлявшее образцы художникам этой эпохи, утратили первенствующее значение, какое они приобрели перед тем в церковной архитектуре. Относительно места, отводимого для них в плане храма, их формы, их размеров, водворились произвол и крайнее разнообразие; но вообще они стали строиться в полнейшем слиянии с храмом, в общем его характере и гармонии с прочими его частями, постоянно уступая господство над собой куполу. Самые высокие колокольни на Западе и, вместе с тем, во всем мире — кельнского собора (512 футов), страсбургского собора (466 футов), собора св. Стефана, в Вене (453 фута), св. Михаила, в Гамбурге (426 футов).

Ночная жизнь древней колокольни

Сегодня в музее, что разместился в стенах Ивана Великого, можно проследить по экспозициям всю историю Кремля, начиная с XII в. Элементы первых белокаменных конструкций, произведения искусства русских мастеров, предметы быта – все это представлено в комнатах музея. А если подняться на смотровую площадку, то вся Москва окажется у ваших ног – в буквальном смысле. Высота площадки – 25 м, и до нее придется преодолеть сотню с небольшим ступенек.

Днем Иван Великий принимает гостей, услаждает их слух прекрасным звоном колоколов, повествует о делах давно минувших дней. А ночью, говорят, он живет какой-то своей, особенной жизнью. По крайней мере, охранники видели здесь привидение самого Ивана Грозного и слышали его вздохи, а однажды наблюдали мрачную фигуру в шинели, в которой признали Ежова – страшного помощника Иосифа Сталина. Правда, сам «вождь всех народов» не показывался ни разу.

Кто знает – может быть, действительно здесь творится что-то загадочное! Ведь стены старинной колокольни повидали немало за прошедшие эпохи. Лучше давайте сходим к Ивану Великому днем – полюбуемся его мощью и красотой, послушаем переливы колокольного звона.

Колокола «Ивана Великого»

«Иван Великий» служит колокольней для всех больших кремлевских соборов: Успенского, Архангельского и Благовещенского, которые своих звонниц не имеют.

Отсюда начинался колокольный звон по всей Москве. Этот негласный обычай был утвержден митрополитом Платоном в XVIII веке. Владыка особо указал, чтобы до удара большого Успенского колокола никто в Москве не начинал праздничного звона. Таким образом, праздничный перезвон от центра Кремля плавно раскатывался по городу, постепенно набирая силу и создавая всеобщее величавое звучание.

Успенский колокол звонил только в исключительных случаях и по великим праздникам

В центральном проеме Успенской звонницы висит самый большой колокол — Успенский, весом 4000 пудов (свыше 65,5 тонны). Он был отлит в 1817-1819 годах 90-летним колокольным мастером Яковом Завьяловым и пушечным мастером Русиновым из старого колокола, разбившегося при взрыве звонницы в 1812 году. При этом на колоколе были повторены изображения Спасителя и Богоматери, а также царей Алексея Михайловича и Петра I и добавлены изображения императора Александра I и членов императорской семьи. На нижней части колокола — надпись в пять рядов об изгнании из России войск Наполеона и отливке колокола. Колокол звонил только в исключительных случаях и по великим праздникам.

Висящий в соседнем проеме колокол «Реут» был отлит в 1622 году по повелению патриарха Филарета. Его, как и Царь-пушку, создал мастер Андрей Чохов. Вес колокола до сих пор точно не определен. Некоторые источники указывают 1200 пудов (19,6 тонн), другие — 2000 пудов (32,6 тонн). «Реут» (в просторечии — «Ревун») имеет очень низкий звук, который оттеняет звон прочих колоколов. После падения при взрыве в 1812 году ему восстановили отколотые уши, и «Ревун» не изменил своего тона.

В 1855 году во время торжественного звона в честь восшествия па престол Александра II колокол сорвался н при падении проломил своды звонницы, при этом погибло несколько звонарей. Это событие посчитали плохим предзнаменованием для императора. Действительно, после пяти покушений на его жизнь, Александр II, как известно,был убит террористами-народовольцами.

В Филаретовской пристройке висит Семисотный колокол, отлитый в 1704 году. Название происходит от его веса — 798 пудов (13 тонн). Его отлил известный мастер Иван Моторин, создатель Царь-колокола. Первые удары этого колокола ознаменовали начало Великого поста, когда замирали прочие колокола.

В нижнем ярусе колокольни «Иван Великий» висят шесть колоколов ХVII-ХVIII веков: «Медведь», «Лебедь», Новгородский, Широкий, Слободской и Ростовский. Новгородский колокол 1556 года Иван Грозный вывез из Софийского собора покоренного Новгорода. В 1730 году мастер Иван Моторин перелил его и, сохранив древние надписи, добавилизображение петербургской Петропавловской крепости.

Самый тяжелый колокол — «Лебедь» — весит около 7,5 тонны. Такое имя давали колоколам с резким «птичьим» звучанием. Колокол «Медведь» получил свое название по низкому ревущему звуку. Оба этих колокола были перелиты из старых колоколов мастером Семеном Можжухиным в 1775 году.

Слободской колокол также был отлит из старого в 1641 году. Только это и известно о нем из надписи на боку.

Трехсотпудовый (4,9 тонны) колокол Широкий отлит в 1679 году братьями Василием н Яковом Леонтьевыми. Его двухметровый диаметр больше высоты почти на 30 см. Обычно у русских колоколов эти размеры одинаковы.

Ростовский колокол, отлитый в конце XVII века знаменитым литейщиком Филиппом Андреевым, привезли из Ростовской епархии, которая славилась своими «ростовскими звонами».

На среднем ярусе висят 10 колоколов ХVI-ХVII веков. Среди них есть Мариинский колокол с изображением св. Марии Египетской, отлитый на помин душ бояр Морозовых, родственников царя Алексея Михайловича. Основатель знаменитой династии колокольных мастеров Федор Моторин отлил в 1678 году Даниловский колокол с изображением св. князя Даниила Московского и шестикрылых серафимов, которые напоминают о символическом толковании колокольного звона как звуков ангельских труб.

На верхнем ярусе колокольни находятся три небольших колокола XVII века.

В наше время обследованные и пригодные для звона колокола начали использовать во время служб в соборах Кремля. А когда-то одновременный перезвон всех колоколов «Ивана Великого» в дни больших праздников производил незабываемое впечатление на горожан и гостей Москвы.

  • Назад

  • Вперед

Судьба храма Ивана Великого во время войны с Наполеоном

Сохранились сведенья о колокольне и остальных сооружениях Кремля во время войны с французами. В это время со здания был полностью снят крест, который планировали перевезти во Францию, чтобы украсить крышу парижского дома.

Старинная легенда гласит, что жители Москвы верили, что город не будет сдан французами, пока крест висит на колокольне. Но французы смогли взять Москву, и крест был снят, хотя разрушить сооружение не удалось.

В 1812 году французские военные устроили пожар в Москве и заминировали многие здания Кремля, но колокольня смогла устоять и на ней появилась только трещина. Другие сооружения были полностью разрушены или спалены.

Во французских легендах есть сведенья о том, что крест был украден, но утерян в озере во время отступления. Позже элементы креста были найдены недалеко от Успенского собора. Со временем был выкован железный крест по новому образцу, который и сейчас занимает почетное место на колокольне.

Колокольня Ивана Великого сегодня

Помимо объекта для посещения туристами, звонница выполняет свое основное предназначение. Ее колокола вновь зазвучали после почти 75-летнего перерыва, в честь пасхальных праздников в 1992 г. Именно на башне Ивана Великого первыми начинают звонить колокола в дни главных церковных праздников.

Прежде чем колокола заработали снова, они прошли экспертизу. Реже остальных бьют в огромный Праздничный колокол. Поскольку для работы с ним требуется несколько звонарей. Вес колокольного языка составляет 2 тыс. кг. На верхнем ярусе, расположенном на высоте 80 м, открыта смотровая площадка. Посетители могут подняться на нее в теплое время года. Однако путь в 329 ступеней необходимо преодолевать пешком.

История колокольни Ивана Великого

В 1329 году на этом месте, по повелению князя Ивана Калиты, был построен небольшой храм с возведенной над ним колокольней в честь христианского подвижника и богослова Иоанна Лествичника. Среди историков бытует версия, согласно которой перед походом на Псков князь дал обет в случае удачи построить новый храм. Фортуна благоволила Калите, псковский поход завершился без жертв, и конфликт был решен миром.

Новая церковь с внутренним пространством в 5 на 5 метров была возведена всего за 3 месяца. Внешне она была похожа на древние армянские соборы: имела очертания восьмигранника с полуколоннами по углам, внутреннее помещение поделено на части по крестообразному принципу. На втором ярусе церкви разместились 5 колоколов. Прилежащая к ней площадь получила название Ивановской. Здесь оглашались царские указы и другие важные государственные решения.

Новым строительством, начавшимся в 1505 году, руководил итальянский зодчий Бон Фрязин, добившийся исключительной прочности храма. Для этого в его основание вбили дубовые сваи, приобретшие под действием грунтовых вод колоссальную крепость. Они служат до сих пор, хотя глубина фундамента не превышает 4,5 метров. Эту же задачу выполняют толстые стены нижнего яруса, металлические скрепы, замешенный на яйцах строительный раствор.

В 1508 году работа была завершена: 60-метровую двухъярусную колокольню увенчали куполом. Сооружение стало примером удачного перенесения на русскую землю итальянской традиции возведения кампанил ‒ отдельно стоящих башен с церковными колоколами. В 1532 году строительство возобновилось. Итальянский архитектор Петрок Малой приступил к возведению на северной стороне здания 4-ярусной Успенской церкви-звонницы.

В годы царствования Бориса Годунова мастер Федор Конь добавил к колокольне еще один ярус, после чего ее стены взметнулись вверх на 81 метр. Постройка стала самым высоким и красивейшим сооружением Москвы. Такой она оставалась до возведения в 1860 году храма Христа Спасителя. Наряду с религиозным и эстетическим, башня приобрела и стратегическое значение: с ее высоты появление противника обнаруживалось за 30‒40 км.

По архитектурному проекту Бажена Огурцова в 1624 году к северной стороне Успенской звонницы для большого колокола была добавлена еще одна площадка с шатровым покрытием, получившая название Филаретовой пристройки. На этом ансамбль, включающий три уникальных сооружения, был окончательно оформлен и стал своего рода архитектурным центром всех исторических памятников, расположенных на территории Московского Кремля.

Колокольня пережила немало испытаний. Во время войны с Наполеоном здесь разместилась штаб-квартира французов. Отступая, захватчики попытались взорвать Кремль. В итоге были полностью разрушены Успенская звонница и Филаретовская постройка. Сама колокольня устояла, но верхний ярус изуродовала огромная трещина. С вершины купола был сброшен крест. Не обнаружив золота, французы бросили изувеченную святыню возле Успенского собора.

Проект восстановления пострадавшего от разрушений архитектурного комплекса разработал зодчий Луиджи Руски, а воплотил его в жизнь архитектор из Швейцарии Доменико Жилярди. На куполе колокольни Ивана Великого установили новый крест с медными позолоченными листами. При воссоздании разрушенных зданий использовался белый облицовочный камень, также был перемещен на западную часть крыши купол Успенской звонницы.

Многие годы в церкви-колокольне ежедневно совершались богослужения. С приходом Октябрьской революции все изменилось. В 1918 году церковь закрыли, на территории Кремля колокольный звон запретили. Все вернулось на круги своя только в 1992 году, когда в пасхальные дни над российской столицей вновь разнесся переливный звон пяти колоколов Ивана Великого. В Пасху 1995 года уже звонили 20 колоколов Ивановской колокольни.

Колокола

Ивановская колокольня служит всем соборам кремля, так как у них нет собственных звонниц. Именно с нее начинается колокольный звон во всей Москве.

Интересно знать! Митрополит Платон в 18 веке издал указ, согласно которому колокольный звон в столице должен был начинаться с удара самого большого колокола, после чего он плавно разливался по городу, наполняясь переливами других колоколов. Так звучание получалось особенно красивым и торжественным.

Центральный ярус

  • Самый большой колокол — Успенский, он весит свыше 60 тонн. Он был отлит в 1819 году, заменяя колокол, разбитый при подрыве Иванова столпа во время нашествия Наполеона. На колоколе изображены лики Христа и Богородицы, присутствуют изображения членов царской семьи. Внизу на колоколе находится памятная надпись в честь освободительной борьбы 1812 года. Колокол звонит только в исключительных случаях.

    Основной ярус звона колокольни Ивана Великого

  • Второй по величине колокол — Реут. Во время взрыва колокольни он упал, но не раскололся, поэтому был восстановлен. Звучание колокола — необычное, низкое, оттеняет звон других колоколов, делая колокольный звон более насыщенным. Вес колокола порядка 30 тонн.

Интересно знать! В народе этот колокол называют «Ревун». В день, когда на престол взошел Александр II, колокол сорвался, и убил нескольких звонарей. В народе посчитали это дурным знаком. После нескольких покушений, Александр II погиб от рук террористов.

Семисотый колокол был отлит в 18 веке. Его удары возвещают о начале Великого Поста.

Нижний ярус

  • Новгородский колокол был вывезен Иваном Грозным из покоренного Новгорода;
  • Колокол Лебедь обладает резким, высоким звучанием;
  • Колокол Медведь, напротив, издает низкий, ревущий звук;
  • Кроме того, в колокольне еще есть Слободской, Ростовский и Трехсотпудовый колокола.

Средний ярус

В среднем ярусе колокольни находятся:

  • Мариинский колокол с изображением Марии Египетской;
  • Даниловский колокол с ликом князя Даниила Московского;
  • 8 колоколов, изготовление которых датируется XVI веком.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: