Мавзолей в галикарнасе

Судьба Мавзолея в Галикарнасе

Когда правитель Карии скончался, строительство Мавзолея еще не было завершено, а полностью отделка помещений закончилась только в 350 году до н.э. Усыпальница пережила и завоевание Галикарнаса Македонским, и нападение пиратов в начале I тысячелетия. Но в начале XV века в Малой Азии побывали мальтийцы, которые окончательно разрушили здание, забрав мраморные и каменные плиты для строительства крепости Св. Петра, которая располагалась на том самом месте, где стоял дворец Мавсола и Артемиссии. К концу XVI века от Мавзолея осталось одно основание.

Раскопки гробницы Мавсола, руководил которыми Кристиан Джеппезен, были закончены только в 1966-1977-х годах. По найденным барельефам, статуям и другим элементам обстановки и конструкции был восстановлен облик Мавзолея. Его проект послужил основой для строительства Здания Муниципалитета в Лос-Анжелесе, Мемориала Воинам в Индиане, лондонской церкви Св. Джорджа и многим другим архитектурным памятникам современности.

Описание мавзолея

Мавзолей в Галикарнасе имел три уровня, общая высота которых достигала 46 метров. Первый ярус был выполнен из красного кирпича, облицованного мраморными плитами. По всему периметру первого яруса были высечены фрески, изображавшие битву греческих воинов с амазонками.

На высоком белом цоколе располагался второй ярус усыпальницы. Стены ее по всему периметру украшали высокие одиннадцатиметровые колонны. Третий ярус являлся крышей этого сооружения. Форма ее напоминала пирамиду, к венцу которой вели 24 ступени. На крышу гробницы водрузили мраморную колесницу – квадригу, запряженную четверкой лошадей. Колесницей управляли мраморные скульптуры Мавсола и его жены Артемии II. Здание обрамляли многочисленные скульптуры вооруженных всадников и львов, призванных охранять покой царской четы.

Мавзолей в Галикарнасе не относится к какому-либо архитектурному стилю, именно это делает его по-настоящему уникальным произведением архитектуры и искусства. Именно это смешение стилей в сочетании с классической греческой простотой делало усыпальницу по-настоящему потрясающим памятником искусства.

Знаменитые строители

В те времена правителем этой страны был Мавсол. Еще при жизни он принял решение построить себе в столице государства великолепную гробницу, которая затмила бы известные египетские пирамиды. Для возведения этого сооружения пригласили самых знаменитых архитекторов того времени, имена которых – Пифей и Сатир. Скульптуры и великолепные фрески делали знаменитые скульпторы того времени, приглашенные со всех уголков ойкумены. Среди них был знаменитый Скопас, уроженец острова Парос, который до этого участвовал в сооружении храма Артемиды, Леохар, греческий скульптор, уже известный своими скульптурами Аполлона и Дианы, Брикасид и Тимофей, чьи работы, к сожалению, известны нам только по фрескам и остаткам убранства величественных храмов. Такая серьезная подготовка к строительству усыпальницы должна была сделать из обыкновенной гробницы нечто особенное.

Крепость

Галикарнасский мавзолей строили на века, а потому он, за исключением пирамид, продержался большее время, нежели другие чудеса света. Целых две тысячи лет он гордо стоял на своём исконном месте, пережив великое множество войн и катастроф. Однако постепенно и он обратился в руины в результате землетрясения, произошедшего в тринадцатом столетии. В XV веке развалины мавзолея были превращены в крепость родосскими рыцарями (Мальтийский орден госпитальеров). Ныне это Замок Бодрум, находящийся в современной Турции. Другое чудо света – Александрийский маяк, также было превращено в крепость.

Что касается ценных вещей, среди которых современники вспоминали золотые урны, в которых хранился прах царской четы, они, к сожалению, пропали. Мавзолей разграбили задолго до того, как руины стали собственностью родосских рыцарей.

Впервые руины мавзолея были найдены английским археологом Чарльзом Томасом Ньютоном в 1846 году, который отправился туда с научно-исследовательской экспедиции. Именно тогда и было обнаружено большинство археологических находок, которые ныне представлены в европейских музеях. Среди них учёные нашли остатки барельефов, плиты, а также скульптуры колесницы со статуями Мавсола и его супруги.

Часть археологических находок находится в музее, который сейчас располагается на месте легендарного сооружения. В музее представлена коллекция фрагментов барельефов. Также там есть макеты, благодаря которым можно увидеть, как выглядел мавзолей в древние времена. Другая же часть археологических находок находится в Стамбульском и Британском музеях.

Исследования

Представление в 21 зале Британского музея перед двумя статуями из мавзолея в Галикарнасе.

Барельеф с изображением амазономахии.

В XIX веке британский консул в Османской империи получил несколько статуй из замка Бодрум (в настоящее время они находятся в Британском музее). Это послужило стимулом британскому археологу Чарльзу Ньютону, который с 1852 года служил вице-консулом в Митилини, организовать экспедицию в Бодрум для поиска руин мавзолея. Чтобы обнаружить предполагаемое местонахождение мавзолея, Ньютон изучил описания античных авторов, в частности Плиния Старшего, после чего приобрёл участок земли в месте, наиболее перспективном для поиска. В ходе раскопок Ньютон обнаружил фрагменты рельефов, которые украшали стены мавзолея и части ступенчатой ​​крыши. Также было обнаружено каменное колесо колесницы диаметром около 2 м (6 футов 7 дюймов), извлечённое из скульптуры на крыше мавзолея. Кроме того, Ньютон обнаружил статуи Мавсола и Артемисии, стоявшие в колеснице на вершине здания. В октябре 1857 года Ньютон вывез мраморные блоки с места раскопок и доставил их на Мальту. Эти блоки использовались на Мальте для строительства нового дока британского ВМФ. Сегодня это место известно как док № 1 в Бормла, но строительные блоки скрыты от видимости в верфи Великой гавани.

С 1966 по 1977 год развалины мавзолея исследовал профессор Кристиан Джеппезен из Орхусского университета (Дания), по результатам раскопок он издал шеститомную монографию «Мавзолей в Галикарнасе».

В настоящее время замок рыцарей-госпитальеров (рыцарей святого Иоанна) по-прежнему стоит в Бодруме, в его стенах можно обнаружить встроенные каменные и мраморные блоки мавзолея. На месте самого мавзолея остаётся только фундамент и небольшой музей. Некоторые из сохранившихся фрагментов мавзолея, включая ряд статуй и множество плит фриза с изображениями битвы между греками и амазонками, находятся в настоящее время в Британском музее.

Исторический контекст

Голова царя Мавсола. Деталь гипсового слепка статуи Мавсола. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва

В 385 году до н. э. персидский царь Артаксеркс II назначил сатрапом (наместником царя) Карии Гекатомна, ставшего родоначальником династии Гекатомнидов, последовательно правивших Карией до прихода Александра Македонского в 334 году до н. э. Столицей Карии Гекатомн сделал свой родной город Миляс. У Гекатомна было три сына — Мавсол, Идрией и Пиксодар, и две дочери — Артемисия и Ада. Законы Ахеменидов разрешали кровнородственные браки, в силу чего Мавсол был женат на своей сестре Артемисии, а Идрей — на Аде (приёмной матери Александра Македонского). Гекатомн скончался в 377 году до н. э., передав власть своему сыну Мавсолу. Мавсол за время правления перенёс столицу Карии из древнего Миляса в прибрежный Галикарнас, подчеркнув своё намерение расширять пределы владений за счёт близлежащих греческих островов, а также подчинил себе часть Ликии и некоторые греческие города Ионии. Ликия в те времена была известна многочисленными монументальными гробницами, такими как гробницы Ксанфа, архитектурный стиль которых был использован для сооружения мавзолея в Галикарнасе.

Мавсол и Артемисия правили в Галикарнасе в течение 24 лет и за время правления вложили огромные средства в украшение города. По некоторым сведениям, строительство своей будущей гробницы Мавсол планировал ещё при жизни таким образом, чтобы она стала достойным украшением столицы, но документальных подтверждений этого нет. После кончины Мавсола в 353 году до н. э. унаследовавшая власть Артемисия проявила невероятную скорбь: по свидетельству римского писателя Авла Геллия, она подмешивала прах покойного супруга в своё питьё, тем самым понемногу доведя себя до смерти. Артемисия начала возводить гробницу Мавсолу, но скончалась в 350 году до н. э., когда строительство ещё не было завершено, и урны с пеплом Мавсола и Артемисии были помещены в ещё не законченную гробницу. В качестве ритуала жертвоприношения тела большого числа мёртвых животных были помещены на лестницы, ведущие к могилам монархов, а затем лестницы были заполнены камнями и щебнем, закрывающими доступ. По словам римского историка Плиния Старшего, ремесленники решили остаться и закончить работу после смерти своего покровителя, «считая, что это был одновременно памятник его собственной славе и искусству скульптора».

Для разработки проекта мавзолея Артемисия пригласила греческих архитекторов Сатироса и Пифея, и наиболее прославленных скульпторов того времени — Леохара, Скопаса (работы которого украшали также и второй Храм Артемиды в Эфесе), Бриаксиса и Тимотея. Композиция и оформление мавзолея были направлены на демонстрацию легитимности и преемственности власти Гекатомнидов в сложных политических условиях Карии IV в. до н. э.. Фактически гробница представляет собой сочетание династического памятника Гекатомнидов, героона и собственно усыпальницы Мавсола.

Удивительная находка

Путешественники по Малой Азии не раз обращали внимание на белые стены турецкой крепости. Необычные мраморные плиты были украшены изображениями забытых богов и людей, о красоте этих барельефов ходили легенды

Один из таких слухов достиг английского посла в Турции, сэра Ньютона. За огромные взятки он добился разрешения на вывоз бесценных плит в Британский музей. Британские ученые с удивлением узнали в изображениях сцены из знаменитой «Азономахии», которыми был оформлен мавзолей в Галикарнасе. Турция стала объектом пристального внимания английских археологов.

Прибыв на место, ученые убедились, что плиты и глыбы, использованные для возведения стен укрепления, были взяты из гораздо более древнего сооружения. За девять месяцев раскопок были найдены обломки мавзолея. Но главная находка ожидала ученых в конце раскопок. Под слоем многовекового мусора были обнаружены расколотые статуи Мавсола и Артемиссии. Так мавзолей в Галикарнасе вновь удивил мир.

Величественная усыпальница

Окончание строительства пришлось на 350 г. до н.э. Мавсол не дожил до этого времени, работами руководила его жена Артимия. Она добилась того, чтобы все замыслы покойного супруга воплотились в камне и мраморе, тем самым увековечив его память. Так усыпальница Мавсола стала символом супружеской любви и верности.

Гробница карийского царя получилась настолько потрясающей, что усыпальницу назвали по имени правителя – мавзолей. В Галикарнасе, да и во всей стране не было сооружения более величественного.

О том, где находятся мавзолей в Галикарнасе, знали все путешественники и торговцы, к зданию стекались паломники со всех уголков страны. Слава о великой гробнице облетела весь мир, ведь на земле еще не строили ничего подобного. Удивительное сооружение заслуживало упоминания в списках чудес света.

Уроженец Галикарнаса, великий Геродот писал о трех современных ему чудесных памятниках архитектуры. После его смерти список решили расширить. Мавзолей в Галикарнасе – чудо света под номером пять в общем реестре памятников Древнего мира, на равных соперничал с остальным памятниками архитектуры.

Строительство

Ещё в те времена, когда Галикарнасский мавзолей был только-только построен, он уже заметно выделялся на фоне других древнегреческих сооружений. Если классические античные храмы были с прямоугольным основанием, а высота самой постройки не должна была превышать длины фасада, то мавзолей обладал квадратным основанием, а его высота была намного больше, чем длина фасада. Но, невзирая на нарушение древнегреческих канонов, мавзолей сразу же завоевал славу по всему античному миру. Это уже не просто усыпальница очередного царя, но символ целой эпохи и одно из самых монументальных сооружений в мире.

Первый ярус мавзолея полностью занимал крупный кирпичный цоколь с мраморным покрытием. Второй же ярус больше всего напоминал классические греческие храмы: ровно тридцать шесть колонн по периметру, чья задача была в подпорке массивной крыши, имеющей пирамидальную форму. Сама же крыша состояла из двадцати четырёх ступеней, а на вершине этой «пирамиды» находилась огромная скульптура, изображавшая царскую чету, находящуюся в колеснице, которая была запряжена четвёркой лошадей. Высота самого здания в целом занимала сорок шесть метров.

Останки царя и его супруги находились внутри мавзолея. Для супружеской пары специально изготовили два массивных мраморных саркофага, которые охраняли каменные скульптуры львов. Внутри самого сооружения было множество барельефов, изображавших различные эпизоды и сцены из древнегреческих легенд. В основном здесь были представлены древнегреческие боги и знаменитые герои. Снаружи здание охранялось массивными статуями воинов. Исходя из всего описания, неудивительно, что сооружение сразу же было признано настоящим чудом света.

Самому Мавсолу так и не было суждено при жизни увидеть завершение строительных работ. Так, постройка была бы и заброшена, если бы не его супруга, Атемисия, продолжавшая фанатично любить своего мужа. Изо всех сил она пыталась ускорить строительство и бросала всё больше денег и ресурсов мастерам и строителям. Однако, при всём желании, ей также не довелось дожить до того момента, как здание будет полностью возведено.

Получившееся сооружение получилось настолько массивным и величественным, что храмы и святилища таких богов, как Арес, Гермес и Афродита, на его фоне казались совсем маленькими и неказистыми. Они полностью оказались в тени царской усыпальницы.

Строительство мавзолея

Место для мавзолея было выбрано в самом центре города Галикарнаса. По замыслу строителей, усыпальница должна была выполнять одновременно и функции храма, быть значительнее всех зданий, расположенных в этом городе. Место для строительства выбрали на морской набережной, неподалеку от гавани. Гробница возвышалась на самом оживленном месте города, посреди главной улицы, ведущей в основное святилище страны – храм бога Ареса.

Форма усыпальницы была довольно необычной для того времени. Треугольное основание, известное еще со времени возведения египетских пирамид, заменили огромным прямоугольником. Мавзолей Мавсола в Галикарнасе имел в основании пятиярусный квадрат, на облицовку которого пошли огромные плиты белого мрамора. Следует учесть, что месторождения белого мрамора находятся довольно далеко от Галикарнаса, поэтому транспортировка огромных белых мраморных плит стоила целое состояние.

Царь Мавсол

Оглавление

В далёкие времена на западных берегах полуострова Малая Азия, заселённого тогда древними греками, существовало царство Кария. Одним из правителей этого государства был царь Мавсол, правивший в период с 377 года по 353 год до нашей эры. Правил он не один, а вместе с сестрой Артемисией, которая одновременно была его женой. Греки вспоминали о Мавсоле, как о жестоком и суровом тиране, угнетавшем собственный народ, однако подмечали, что он при всём при этом очень интересовался различными искусствами. Желая оставить своё имя для потомков и войти в историю, он ещё при жизни приказал строить себе величественную гробницу в городе Галикарнас, где в наши дни располагается турецкий город Бодрум.

Согласно планам царя, здание должно быть самым большим и прекрасным сооружением в мире и располагаться прямо в центре города, будучи доступным для всеобщего обозрения. Строительными работами руководила его супруга. Для выполнения столь грандиозного и крупного проекта, царская чета не пожалела денег и пригласила самых лучших архитекторов и скульпторов своего времени, среди которых стоит отметить Пифея, Сатира и Скопаса. Последний уже работал над Храмом Артемиды в Эфесе, ещё одном чуде света. Гробница вышла настолько огромной, величественной и прекрасной, что ещё современники её строительства называли сооружение чудом света.

Много древних правителей пытались построить для себя похожую усыпальницу. Все эти сооружения были названы «мавзолеями», от имени царя Мавсола.

Примечания

  1. Gloag, John. Guide to Western Architecture (англ.). — Revised. — The Hamlyn Publishing Group, 1969. — P. 362.
  2. Smith, William . Дата обращения: 21 сентября 2006.
  3. . Дата обращения: 5 февраля 2014.
  4. . Дата обращения: 5 февраля 2014.
  5. . Дата обращения: 5 февраля 2014.
  6. . Дата обращения: 17 ноября 2019.
  7. Авл Геллий. Аттические ночи X 18, 3
  8. Кишбали Т., с. 64
  9. ↑ Fergusson.
  10. Плиний Старший. Естественная история, XXXVI, 30-31 // Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. М.: Ладомир, 1994, ISBN 5-86218-131-8
  11. « mausoleum room.» (1886). the trustees, London England
  12.  (англ.). SDU. Дата обращения: 8 декабря 2017.
  13. . State of Indiana. Дата обращения: 21 декабря 2010.
  14. . in.gov. Дата обращения: 18 ноября 2019.

Литература

На русском языке
На других языках
  • The Maussolleion at Halikarnassos. Cph., 1981—1991. Vol. 1-9.
  • Fergusson, James. «The Mausoleum at Halicarnassus restored in conformity with the recently discovered remains.» J. Murray, London, 1862
  • Brandt, J. Rasmus, Erika Hagelberg, Gro Bjørnstad, and Sven Ahrens. 2017. Life and Death in Asia Minor in Hellenistic, Roman, and Byzantine Times: Studies In Archaeology and Bioarchaeology. Philadelphia: Oxbow Books.
  • Cook, B. F., Bernard Ashmole, and Donald Emrys Strong. 2005. Relief Sculpture of the Mausoleum At Halicarnassus. Oxford: Oxford University Press.
  • Dmitriev, Sviatoslav. 2005. City Government In Hellenistic and Roman Asia Minor. Oxford: Oxford University Press.
  • Jeppeson, Kristian. 2002. The Maussolleion at Halikarnassos: Reports of the Danish archaeological expedition to Bodrum: The superstructure, a comparative analysis of the architectural, sculptural, and literary evidence. Vol. 5. Aarhus, Denmark: Aarhus Univ. Press.
  • Steele, James, and Ersin Alok. 1992. Hellenistic Architecture In Asia Minor. London: Academy Editions.

Сооружение и архитектура

Миниатюрная копия Мавзолея в стамбульском парке Миниатюрк.

Колоссальные статуи мужчины и женщины из мавзолея в Галикарнасе, традиционно считаются изображениями Мавсола и Артемисии, ок. 350 г. до н. э., Британский музей.

Большая часть сведений о мавзолее, которыми располагают современные исследователи, почерпнута из трудов римского историка Плиния Старшего. По-видимому, Плиний основывался на источниках, автором или авторами некоторых из которых были архитекторы, но при этом Плиний не в полной мере описал конструкцию мавзолея, хотя сообщает о многих интересных особенностях сооружения. Наряду с трудами Плиния, известны труды Павсания, Страбона и Витрувия, также содержащие данные о мавзолее.

Так, о расположении мавзолея и планировке города сохранилось свидетельство Витрувия. Галикарнас находился на берегу моря, в опоясанной горами полукруглой котловине. На почти прямой линии побережья располагалась гавань, куда прибывало множество кораблей из разных уголков Средиземноморья и Причерноморья. Недалеко от гавани раскинулась рыночная площадь, где торговали товарами, привезёнными из разных стран. Далее, в сторону гор, стояли жилые дома. Главная улица Галикарнаса полого поднималась вверх. Гробница Мавсола возвышалась посередине главной улицы. Выше её на склоне горы стоял храм бога войны Ареса. Справа на склоне горы находилось святилище Афродиты и Гермеса.

Плиний Старший так описывает мавзолей:

Архитектура мавзолея была нехарактерна для греческой архитектуры того времени: если классические эллинские храмы в плане прямоугольны и их высота не превышала длины фасада, то мавзолей в Галикарнасе в плане представлял собой почти квадрат (33х39 метров), а его высота (порядка 45 метров) значительно превышала сторону основания. Скульптурное убранство мавзолея включало три скульптурных фриза и по меньшей мере 330 статуй (скульптурные группы на ступенях цоколя, гигантские статуи представителей династии в проёмах колоннады, колесница на вершине пирамиды, акротерии). Акротерии двух фронтонов мавзолея были украшены скульптурами женских голов, которые, возможно, представляли шесть городов Карии, подчинённых Галикарнасу. Отдельные скульптурные группы, изображавшие конницу, размещались по углам подиума. В верхней части мавзолея, высотой примерно в треть от общей высоты здания, располагалось тридцать шесть тонких колонн, по десять на каждую сторону (угловая колонна вписывалась одновременно в два ряда). Между каждой парой колонн стояла статуя. За колоннами располагался сплошной, похожий на целлу блок, который нёс на себе вес массивной крыши мавзолея. Крыша, которая составляла большую часть последней трети высоты, имела пирамидальную форму, а на самой вершине мавзолея возвышалась квадрига: четыре массивные лошади, тянувшие колесницу, на которой находились величественные статуи Мавсола и Артемисии.

При раскопках мавзолея было найдено 20 статуй львов, имевших 1,5 или 1,60 метра в длину. Здание мавзолея стояло в выкопанном прямоугольном углублении, глубиной 2,4 или 2,7 метра и размерами 33 на 39 метров. Мавзолей был украшен множеством больших и красивых скульптур, значительная часть которых утрачена полностью, от других уцелели только фрагменты. Некоторые из первоначальных мест размещения статуй известны из исторических источников.

Влияние на архитектуру

Здание мавзолея в Галикарнасе оказало определённое влияние на мировую архитектуру, особенно мемориальную. Так, среди схожих по архитектуре или сооружённых со значительным влиянием этого мавзолея историки архитектуры называют такие современные здания, как Башня PNC в Цинциннати, здание гражданских судов в Сент-Луисе, Национальное здание Ньюарка в Нью-Джерси, мавзолей Гранта и Бродвей, 26 в Нью-Йорке, здание мэрии Лос-Анджелеса, Мемориал войны в Индиане (и, в свою очередь, башня Salesforce) в Индианаполисе, масонский храм в Вашингтоне, округ Колумбия, Мемориал солдатам и матросам в Питтсбурге, здание парламента Японии в Токио, Монумент памяти в Мельбурне, церковь Св. Георгия, Блумсбери в Лондоне.

Начало строительства

Несмотря на то, что уже в IV веке до н.э. государство было колонией персидской Империи, Мавсол правил властно и упрямо, стараясь не прогибаться под имперским давлением. Его положение было столь крепким, а связи настолько широкими, что даже после подавления поднятых им же восстаний ему удавалось оставаться на троне. Во время правления энергичного и амбициозного царя Геликарнас превратился в столицу Карии.

При этом строительство гробницы, которая впоследствии вошла в список семи самых прославленных достопримечательностей античного мира, было начато задолго до смерти правителя – приблизительно в 353 году до н.э. Проект Мавзолея разрабатывался греческими архитекторами – Сатиром и Пифеем. Для оформления постройки были наняты скульпторы Тимофей, Леохар, Скопас и Бриаксид. А всего в строительстве принимали участие сотни талантливейших мастеров, чьи имена, к сожалению, не сохранились в истории.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: