Радоница
03.05.2011 20:43
Во вторник второй недели, в девятый день по Пасхе, которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Само его название привилось от общеславянского языческого весеннего праздника с поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами или Тризнами.
Этимологически слово “радоница” восходит к словам “род” и “радость”, причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников – сразу после Светлой пасхальной недели – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную.
Выставка – ярмарка плодов «Божий дар» в Николо-Перервинской обители
25.09.2011 20:11
Осень – щедрая урожайная пора, время, когда можно насладиться сладкими плодами летних и осенних трудов.
25 сентября 2011 года, по завершении Божественной литургии, настоятель Патриаршего подворья храмов Николо-Перервинского монастыряпротоиерей Владимир Чувикин под отрытым небом совершил благодарственный молебен у Никольского собора, где состоялась выставка собранного учащимися воскресной школы урожая.
«Мы благодарим Господа за плоды дарованные нам, — говорит отец Владимир, — это тот самый хлеб насущный, о котором мы просим в молитве». На основе многовекового опыта русский земледелец знал, что урожай растит не земля, а небо, потому что все находится в воле Божией. «Бог не даст – и земля не родит»,- говорили наши предки. Поэтому при всяком деле православный христианин мысленно просит Бога о помощи в его трудах. Через веру и молитву благодать Божия воздействует на все, что нас окружает.
История
Документально обитель известна с 1623 года (достоверных сведений о существовании монастыря до XVII века нет). С середины XVII века началось каменное строительство. Расцвет монастыря наступил в конце XVII века, когда патриарх Московский Адриан сделал монастырь своей летней резиденцией. В —1700 годах построен Никольский собор (с нижней церковью Сергия Радонежского), соединённый галереей-папертью с ярусной Успенской церковью-колокольней (расположена к северо-востоку от собора). Ярус звона Успенской церкви украшен изразцами с изображением херувимов.
В 1750—1760-х годах в Успенской церкви выполнены барочные росписи и золочёная лепнина (есть предположение, что лепнина выполнена Бартоломео Растрелли). В — над Водяными воротами монастырской ограды выстроена церковь Толгской иконы Богоматери в стиле барокко.
В 1775 году в монастыре была открыта Перервинская семинария. Екатерина II останавливалась здесь по дороге в Крым. В XVIII—XIX веках к монастырю приписаны часовни в Москве — в Сухаревой башне, у Калужских и Серпуховских ворот Земляного города, Иверская у Воскресенских ворот Китай-города.
В 1834—1836 годах были построены (или перестроены из старых) жилые и хозяйственные корпуса (архитектор Михаил Бове). В — построен монументальный соборный храм Иверской иконы Богоматери в русско-византийском стиле (архитектор Пётр Виноградов).
Монастырь в древних грамотах
Именно так именовали монастырь во времена, предшествовавшие его первому упоминанию в дошедших до нас документах, что, кстати, является косвенным доказательством его древности. Логика простая – если монастырь уже в те годы значился как «старый», следовательно, основан он гораздо раньше.
Название же Перервинский впервые появляется в одном из указов царя Михаила Фёдоровича, датированном 1623 годом. Из этого документа явствует, что на территории обители находилась бревенчатая церковь в честь святителя Николая, и, кроме монахов-чернецов, проживали два старца и игумен. В период польского нашествия монастырь был разорён, так же как и большинство подмосковных обителей, и трудно сказать, спаслась ли упомянутая в указе церковь от пожара, или была отстроена заново по окончании Смутного времени.
Настоятели
- игумен Александр (упоминается в выписи 1632 года)
- игумен иеросхимонах Иосиф
- игумен иеросхимонах Герасим I (упом. в 1654)
- игумен иеросхимонах Митрофан (упом. в 1654)
- игумен иеросхимонах Герасим I
- игумен иеросхимонах Иона (упом. в 1668, 1671 и 1675 гг.)
- игумен иеросхимонах Прокл
- игумен иеросхимонах Дионисий
- игумен иеросхимонах Марк (ум. 1683)
- игумен иеросхимонах Симон (ум. 1706)
- игумен Корнилий (упом. в 1712)
- игумен Виктор I
- игумен Варлаам I (1722—1734); с 1735 по 1741 годы — игумен Николо-Угрешского монастыря
- игумен Виктор II (1734—1746)
- игумен Лаврентий I (1746—1748)
- игумен Илларион (Завалевич) (1748—1753)
- игумен Варлаам II (1753—1756)
- игумен Кирилл (1756—1759)
- строитель иеромонах Сильвестр (упом. в 1755—1756)
- игумен Афанасий (1756—1759)
- игумен Порфирий (Гжатский) (упом. в 1775—1776)
- игумен Ириней (Клементьевский) (12 сентября 1776—1782)
- Гедеон (Замыцкий) (1782—1783)
- игумен Досифей (Григорьев) (1783—1787)
- Иероним (Ершов) (1787—1788)
- Агапит (Скворцов) (1788—1789)
- игумен Иоанн (1789—1806)
- Лаврентий (Бакшевский) (1806—1808?)
- иеромонах Аарон (1818—1822)
- иеромонах Герман (1822—1826)
- иеромонах Амвросий (1826—1828)
- иеромонах Мефодий (1828—1831)
- иеромонах Пармен (1831—1848)
- иеромонах Константин (1848—1861)
- иеромонах Венедикт (1861—1866)
- иеромонах, затем архимандрит Никодим (1866—1883)
- архимандрит Викентий (1883 — после 1886)
- Никанор (Морозкин) (?—1928)
- Протоиерей Владимир Чувикин (25 декабря 1995 — 1 мая 2020)
- Архиепископ Матфей (Копылов) Егорьевский (1 мая — 22 июля 2020 года) (в/у)
- Протоиерей Владимир Чувикин (восстановлен с 22 июля 2020 года).
Как добраться
Обитель возведена в Москве, на ул. Шоссейная 82 в изолированном районе Печатниках. Его местность со всех сторон ограничена железной дорогой, рекой или промзоной. Большую часть территории занимают различные предприятия. Остановка с одноименным названием находится в юго-восточном московском округе. Практически из любой точки города добраться сюда можно автобусом № 161, 292, 30, 438, 524, 703, 736.
При поездке на метро, необходимо сначала доехать до остановки «Печатники» или «Текстильщики», а оттуда – на автобусе до монастырских ворот. От железнодорожной платформы (остановка «Депо») к монастырю можно пройти пешком за 15 мин.
Информация паломникам
Подробная информация о жизни обители представлена на официальном сайте: pererva.org. При необходимости все вопросы можно уточнить по телефону: +7 (495) 354-49-65.
В монастыре действует запрет на фото- и видеосъемку. При крайней необходимости нужно получить разрешение у настоятеля.
Совет автора
Престольные праздники
Престольные праздники в обители празднуются несколько раз в год:
- в Никольском храме в честь святителя Николая Чудотворца – 22 мая и 19 декабря;
- в Иверском соборе – 6 мая, 26 октября, 25 февраля и вторник Светлой седмицы;
- в церкви Успения Пресвятой Богородицы – 28 августа;
- в надвратном храме в честь Толгской иконы Божией Матери – 8 августа, 16 сентября;
- в церкви Иоанна Богослова – 21 мая, 9 октября;
- в нижнем храме Никольского собора в честь св. Сергия Радонежского – 18 июля, 8 сентября.
В эти дни богослужения особенно торжественные. В обитель стекается множество паломников. Служба проводится при участии многих священников их других храмов.
Интерьер собора Иконы Божией Матери Иверская
Режим работы
Сегодня богослужения совершаются только в Никольском соборе. Его двери открыты для прихожан с 7:00 до 17:00. Расписание богослужений следующее:
- Литургия. В будние дни в 7:30. В воскресные и праздничные дни в 6:30 и в 9:00, в 8:00 для детей.
- Вечернее богослужение – 17:00.
- Акафист – 16:00.
К таинствам исповеди и причастия верующие могут приступить на каждой литургии. Венчание и крещение проводятся только в выходные дни. Предварительно нужно согласовать осуществления Таинства в иконной лавке и записаться там же. Перед Венчанием священник проводит с будущими супругами беседу по понедельникам в 20: 00. Перед Крещением крестные родители и сам желающий принять таинство, если он уже взрослый, должны поучаствовать в двух огласительных беседах. Они проводятся по пятницам в 19:30.
Сегодня богослужения совершаются только в Никольском соборе
Как добраться
Монастырь находится в Москве по адресу: ул. Шоссейная, 82. Район Печатники довольно уединенный. Обитель здесь оказалась окруженной железной дорогой, рекой и промышленной зоной.
Удобнее всего доехать сюда на метро:
- от станции метро «Текстильщики» идут автобусы №703 и 161, маршрутное такси №38М. Ехать необходимо до остановки «Николо-Перервинский монастырь»;
- от станции «Печатники» до обители идет автобус №292.
От платформы «Депо» курской Ж/Д можно дойти до монастыря за 15 мин.
Николо-Перервинский монастырь – уникальная обитель, хранящая тайны старой Москвы. Несколько веков назад на берегу реки стали возносить молитвы и проводить богослужения. Несмотря на тяжелое испытание коммунизмом, обитель остается духовным щитом русского православного народа.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Слово святого праведного Иоанна Кронштадского в день Рождества Пресвятой Богородицы
21.09.2011 21:53
Тропарь Рождеству Богородицы, глас 4:
Рождество Твое, Богородице Дево, / радость возвести всей вселенней: / из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, / и разрушив клятву, даде благословение, / и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Торжественно празднуем, дорогие братья и сестры, рождество Пресвятой Девы Марии от неплодных родителей, благочестивых Иоакима и Анны. С первых веков христианской веры святая Церковь установила этот праздник. Празднуемое событие — рождение Богоизбранной Отроковицы – принесло радость всему миру, ибо Богочеловек Христос Иисус, воссиявший из Нее, разрушил проклятие Божие, тяготевшее на преступном и окаянном роде человеческом и низвел на него благословение Божие, и, поправ всеродную смерть, даровал людям жизнь вечную. Так уясняет святая Церковь причину настоящей радости.
Возрождение
Таким был Иверский собор… 1993 г.
По завету митрополита Платона, если отнести слова архипастыря к основанной им духовной школе, Господь Бог и Его Пречистая Матерь, Небесная Покровительница обители, не дали ей прерваться. Отсчет новейшей истории духовной школы на Перерве следует начать с 1996 года – тогда она была возрождена. Но предыстория этого события началась немного раньше. После закрытия Николо-Перервинского монастыря его не постигла, Божией милостию, участь многих русских храмов и монастырей – обитель уцелела. В послевоенные годы в нем располагались склады разных предприятий, а позднее – цехи Металлоштамповочного завода и завода «Станкоконструкция». В середине 1980-х годов в ведение Русской Православной Церкви стали возвращаться поруганные храмы и обители. 8 января 1991 года решением Исполкома Моссовета православной общине во главе с настоятелем протоиереем Владимиром Чувикиным был передан Никольский храм Перервинского монастырского комплекса1. Начались регулярные богослужения, была организована воскресная школа, приступили к работе реставраторы – жизнь обители возобновилась.
Ректор семинарии прот. Владимир Чувикин с первыми прихожанами возрожденной обители(1991 г.)
Решение о возрождении духовной школы пришло как-то само собой. С первых дней после начала богослужений в Перерву стали приходить юноши, желающие нести послушание алтарников и трудиться в обители. Одни уходили, приходили новые, и со временем образовался постоянный юношеский приходской коллектив. Многие из молодых людей к этому времени уже сознательно решили посвятить свою жизнь Богу и Православной Церкви и изъявляли желание встать на путь пастырского служения. В одно из посещений обители владыка Арсений2 посоветовал настоятелю, отцу Владимиру, организовать обучение юношей в стенах Николо-Перервинского монастыря. В том же году было получено благословение Святейшего патриарха Алексия II на открытие Пастырских курсов.
4 октября 1996 года состоялся первый педагогический совет под председательством настоятеля обители протоиерея Владимира Чувикина. На совете обсуждался учебный план курсов, состав будущего педагогического коллектива и время начала занятий. 2 декабря, в день памяти святителя Филарета Московского, прошел молебен на начало первого учебного года в возрождающейся духовной школе. 9 декабря начались занятия на Пастырских курсах – за партами сидели лишь 9 человек. Первый урок провела преподаватель церковнославянского языка Наталья Ефимовна Афанасьева. Через некоторое время Пастырские курсы были преобразованы в Перервинское Духовное училище. Так, год за годом возрождалась жизнь училища на Перерве. Увеличивалось число преподавателей и воспитанников.
Первые воспитанники возрождающегося духовного училища. 1996 г.
В первые годы существования вновь открытого училища преподавателей было больше, чем студентов. Несмотря на то, что Духовные училища в это время работали по трех- или даже двухлетней учебной программе, в Перерве взяли курс на четырехлетнюю программу обучения. Училище росло и крепло, набирало силы. В 2000 году состоялись два важных события в истории духовной школы: 225-летие основания семинарии на Перерве митрополитом Платоном (Левшиным) и первый выпуск возрожденного Перервинского Духовного училища. А через год, 17 июля 2001 года, училище получило статус семинарии, ректором которой был назначен настоятель обители протоиерей Владимир Чувикин. В 2004/2005 учебном году состоялась первая защита дипломных работ и первый выпуск студентов семинарии.
Поэт на митрополичьей кафедре
Вошёл он в историю и своей литературной деятельностью – в частности, поэтической полемикой с А. С. Пушкиным. Хорошо известен его публичный ответ великому поэту на полные отчаяния и безнадёжности строки стихотворения «Дар напрасный, дар случайный». В нём сетующему на пустоту и бессмысленность жизни Александру Сергеевичу владыка Филарет в высокохудожественной форме возражает, что не саму жизнь, и не Того, кто её нам даровал, следует упрекать в душевной пустоте, охватившей нас, а лишь самих себя, погрязших в суете и страстях. Выход, по его словам, заключается в обращении своих помыслов к Богу.
Режим работы
В настоящий момент богослужения проводятся только в Никольском соборе, работающем с 7:00 до 17:00. Прихожанам можно заказывать здесь требы, венчаться и креститься.
Расписание следующее:
- в 7:30 – проходит божественная литургия;
- в 16:00 – читается акафист, после чего идет вечерняя служба;
- по воскресеньям и праздничным дням проходит 3 литургии: в 6:30 и в 9:00 для всех, а в 8:00 – для детей.
Венчаются прихожане только по нечетным дням недели, начиная с воскресенья. Исключениями становятся понедельники, дни перед большими праздниками и главными постами. Венчание обязательно предполагает запись в иконной лавке и беседу с батюшкой, которая называется предварительной и проходит только по понедельникам в 20:00.
Крестят только по выходным дням. Перед этим в обязательном порядке нужно прийти на 2 огласительные беседы: если это взрослый человек, то крестимый также приходит на беседу, если младенец, то она касается только будущих восприемников – крестных отца и матери. Беседует с ними священник с половины восьмого вечера каждую пятницу непосредственно в крестильне, что располагается при храме.
В работе иконной лавки при обители нет перерывов: приобрести церковные товары можно с 7:30 до 19:00. Воскресная школа начинает работать сразу после богослужения для детей.
Открытие приходского и уездного училища
В 1824 году монастырская семинария, основанная митрополитом Платоном, была упразднена, и на её месте создано Николо-Перервинское приходское, а затем и уездное училище. Несмотря на крайнюю занятость, владыка Филарет находил время регулярно бывать на проводимых в них публичных экзаменах. В те годы такая форма испытаний была принята повсеместно и способствовала объективности выставляемых оценок. Известно, что он нередко сам задавал вопросы и несказанно радовался, когда ученик обнаруживал знания, необходимые для ответа на них. Оказывал владыка и практическую помощь в дальнейшем строительстве и благоустройстве монастыря.
Крупнейший отечественный богослов XIX века, за свои труды и жизнь, ставшую образцом христианского служения Богу и людям, митрополит Дроздов был прославлен в лике святых. Любопытная деталь: его двоюродным праправнуком является профессор МГУ Николай Николаевич Дроздов, хорошо известный всем как ведущий программы «В мире животных».
Архитектурные особенности
Главным строением на территории обители является Никольский храм. На его месте раньше стояли три каменные церкви, построенные в XVIII ст. Усилиями патриарха Адриана они были объединены в часть большого собора. Строительство заняло порядка четырех лет.
На юго-восточной стороне близко к храму высится колокольня. Ее высота практически соответствует таковой храма. В 1767 г. мастера расписали трети этаж, выполнили ряд серебряных клейм. В сохранившихся документах XIX века указано, что восточная часть обители была отведена под кладбище.
На востоке от старого собора находится Иверский храм. Его возвели в начале ХХ ст. Здание настолько большое, что в нем одновременно может находиться до 3000 молящихся. На соборе красуется 16 синих куполов. Их видно очень далеко, поэтому по ним можно ориентироваться, добираясь в монастырь от станции «Прерва».
Над монастырскими воротами размещен храм в честь Толгской иконы пресвятой Богородицы. Его построили в 1733 г., но в 1924 г. безбожная советская власть разместила там клуб и столовую. А позже помещение переоборудовали под жилое.
Между монастырским огородом и рекой в 2014 г. поставили деревянный храм в честь Иоанна Богослова. Службы в нем совершаются редко. Обитель имеет ограждение только с востока, а с остальных сторон она ограничивается зданиями корпусов монахов и семинаристов.
Разорение
Иверский Собор.(фото 1952 г.)
С началом революционной смуты в 1917 году жизнь старого Перервинского духовного училища, как и всех духовных школ в нашем отечестве, обрывается. Точную дату закрытия установить трудно. Вероятнее всего, это был 1918 год. Из приходно-расходной книги монастыря видно, что расходы на нужды училища во второй половине 1918 года прекращаются. Монастырь был закрыт, точнее, на его территории до 1930-х годов еще действовал приход1, в котором проживало несколько монахов. Большевики отобрали у них сельскохозяйственное подворье в Царицыне, почти все съестные припасы, и оставшаяся братия обители вынуждена была жить впроголодь. В это лихолетье многие православные миряне и духовенство запечатлели свою веру во Христа мученическим подвигом.
Преподобномученик Никанор Перервинский (Морозкин, 1870-1938).
В число новомучеников и исповедников Российских Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании, проходившем 20 апреля 2005 года, включил последнего настоятеля Николо-Перервинского монастыря архимандрита Никанора (Морозкина, 1870–1938). Многие новомученики и исповедники Московской епархии были студентами и выпускниками Перервинского духовного училища. В настоящее время продолжается работа по канонизации, которая наверняка дополнит список имен новомучеников – выпускников Перервинского духовного училища. Приведем лишь некоторые имена: протоиерей Иоанн Виноградов (1879–1937), протоиерей Петр Любимов (1867–1938), священник Петр Косменков (1887–1937), священник Петр Пушкинский (1891–1937), диакон Симеон Кречков (1876–1937). Многие из новомучеников приняли насильственную кончину на одной из русских «Голгоф» того времени – Бутовском полигоне.
Иверский Собор в Николо-Перервинском монастыре
Православный Иверский Собор в Николо-Перервинском монастыре (Москва) – главный храм мужской обители в столице России. Адрес: улица Шоссейная, 82, строение 3 (ближайшие станции метро — Братиславская, Печатники).
Другие названия
Собор Иконы Божией Матери Иверская в Николо-Перервинском монастыре; Новый собор в Николо-Перервинском монастыре.
Архитекторы
- 1904-1908 гг.: Виноградов П.А., Соколов И.А., — интерьеры, внутренний/внешний декор (иконостас).
- 1909 г.: Гурьянов В.П. — интерьеры, внутренний/внешний декор (росписи).
- 2000-е гг.: Алексеев В.Р., Коваленко И.В. — интерьеры, внутренний/внешний декор (иконостас).
Закладка храма
Новый величественный Иверский Собор для размещения знаменитого образа Иверской Божией Матери заложили в 1904 году. Главный храм обители соорудили к востоку от старого Никольского Собора. Строительство вели по проекту известного архитектора Павла Алексеевича Виноградова. Храм построили в русско-византийском архитектурном стиле.
Краткое описание Собора
Собор представляет собой пятиглавый храм вместимостью до 3000 человек. Шестнадцать куполов окрашены в небесный синий цвет и хорошо видны издалека. После завершения строительства в 1909 году по свои габаритам Собор уступал только храму Христа Спасителя. Длина Собора составляла — 36 м, ширина — 34 м, а высота вместе с куполами — 53 м.
Роспись храма
Над росписью Собора работала артель художников во главе с Василием Павловичем Гурьяновым, придворным иконописцем и реставратором, автором нескольких книг. Происходил он из семьи потомственных художников-иконописцев Владимирского села Мстеры. В искусстве того времени преобладал так называемый стиль модерн. Образцом для Гурьянова, как и для многих других церковных художников того времени, служило творчество Виктора Михайловича Васнецова. Отчасти это влияние сказалось и на живописных изображениях Иверского Собора.
В советское время
С приходом советской власти Монастырь закрыли не сразу. Лишь в 1928 году распустили братию обители. Однако церковные службы в Никольском и Иверском соборах проходили до 1940 года. После этого часть бывшей монастырской территории использовали под склады, другие хозяйственные нужды. В 1948 году в Никольском Соборе разместили металлоштамповочный завод, затем — фабрику по производству детских игрушек. Подобная участь коснулась и нового Иверского Собора. После 1952 года снесли главы с крестами Иверского Собора, уничтожили иконостас и всё убранство интерьера. Цветные стекла заменили на простые. Утратили большую часть кровли. Заложили боковые проемы крыльца. В конце 1960-х годов при приспособлении под цех завода, с разрешения Госинспекции по охране памятников города Москвы, полностью забелили живопись. Внутреннее пространство храма варварски разделили на три этажа перекрытиями из железобетонных плит.
Возрождение Иверского Собора
Лишь после передачи в 1993 году всех зданий Монастыря Русской Православной церкви ситуация стала меняться. Иверский Собор стал постепенно восстанавливать своё величие и былую красоту. В апреле 1996 года из Иверской часовни Воскресенских ворот Московского Кремля в Собор крестным ходом принесли Иверскую икону Пресвятой Богородицы. Это стало знаковым событием, ознаменовавшем возрождение главного храма обители.
Освящение главного Креста Собора
Пятого апреля 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение восьмиметрового позолоченного креста. После этого крест водрузили на главный купол Иверского собора. В течение последующих лет на Иверский собор вознесли и укрепили остальные шестнадцать крестов.
В наши дни
Ныне Иверский Собор в Николо-Перервинском монастыре живёт полноценной монастырской жизнью, лаская взор голубыми куполами, увенчанными позолоченными православными крестами.
Статус
В настоящее время упомянутый Собор, как неотъемлемая часть ансамбля Николо-Перервинского мужского монастыря, является объектом культурного наследия России федерального значения. Имеет статус памятника истории и архитектуры и охраняется государством.
Другие храмы на территории обители
В настоящее время на территории обители кроме упомянутого Иверского Собора расположены также:
- старинный Никольский Собор в Николо-Перервинском Монастыре (Москва),
- надвратная Толгская Церковь в Николо-Перервинском Монастыре (Москва).
Возможно, Вас заинтересуют также:
Владимирский Собор в Сретенском монастыре (Москва)
Собор Воскресения Словущего в Андреевском монастыре (Москва)
Количество просмотров: 14
Смешанный хор Патриаршего подворья Николо-Перервинского монастыря принял участие в чине освящения закладного камня в основание храма памяти жертв теракта на Дубровке
29.04.2011 20:38
29 апреля 2011 года на улице Мельникова Патриарх Московский и всея Руси Кирилл,в сослужении протоиерея Владимира Дивакова и благочинного церквей Петропавловского округа протоиерея Анатолия Родионовасовершил чин освящения закладного камня в основание первого из 200 храмов, которые планируется построить в Москве.
Храм в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия возводится в непосредственной близости от театрального центра на Дубровке, в память о погибших в результате теракта, который произошел осенью 2002 года во время представления популярного мюзикла «Норд-Ост».
На церемонии присутствовал мэр Москвы С.С. Собянин. Его Святейшествои столичный градоначальник возложили цветы к мемориальной стеле памяти жертв теракта, где по окончании чина освящения была совершена лития по погибшим.
Слово святителя Луки Войно-Ясенецкого в празднование Воздвижения Креста Господня
27.09.2011 11:48
Праздник Воздвижения Креста Господня очень древний. Нам известно, что он праздновался в уже V веке, а установлен по поводу великой радости — обретения Креста Господня.
Елена, мать первого христианского римского императора Константина, отправилась в Иерусалим, чтобы найти Крест Господень. Это была трудная задача, ибо Иерусалим, после мученической смерти на Кресте Голгофском Господа Иисуса Христа, был дважды разрушен римлянами и лежал в развалинах, на месте Голгофы языческий император Адриан, чтобы уничтожить память о Кресте Христовом, велел насыпать много земли и построить языческое капище Венеры.
Мать императора Елена не знала, где начинать поиски Креста, но Господь послал ей одного старого еврея, Иуду, который указал, что Крест находится под капищем Венеры. Велела царица разрушить капище, и под ним нашли три Креста.
Создание Николо-Перервинской семинарии
Будучи человеком высокообразованным, митрополит Платон скорбел о низком уровне знаний у духовных пастырей, которые несли службу в многочисленных храмах России. В то время подготовкой священников занимались только два учебных заведения – Славяно-греко-латинская Академия и Троицкая семинария. Их выпускников явно не хватало, чтобы удовлетворить потребности огромной страны. В результате духовным окормлением паствы подчас занимались люди, не имеющие специальных знаний.
Чтобы по возможности исправить сложившееся положение, в 1775 году он даёт распоряжение учредить в Николо-Перервинском монастыре семинарию, которая в честь него с первых же дней стала именоваться Платоновской. Открыв новое учебное заведение, митрополит Платон до конца жизни не прекращает заботиться о его нуждах. Регулярно посещая монастырь, церковный иерарх детально вникает во все проблемы, связанные с ним, и не жалеет сил для их решения. Его попечение распространялось и на хозяйственные нужды, связанные с питанием и одеждой семинаристов, и на уровень преподавания.
Митрополит лично присутствовал на экзаменах и диспутах, проверял работы учеников и выставлял оценки. Его труды не пропали даром – с годами из стен семинарии вышла целая плеяда выдающихся религиозных деятелей, и в течение тридцати девяти лет она давала духовных пастырей для многочисленных приходов бескрайней России.
Проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в день памяти Собора новомученников, в Бутове пострадавших
21.05.2011 19:52
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры, отец настоятель Кирилл!
В этот день, когда мы по традиции собираемся на Бутовском полигоне, на месте мученической кончины множества наших соотечественников, я хотел бы сердечно поздравить с праздником Святой Пасхи духовенство Московской городской и Московской областной епархии, матушек игумений и всех тех, кто сегодня находится здесь, предстоя Богу в молитве о безвинно убиенных, умученных на сем месте, а также и обращается к ним с молитвой о ходатайстве за землю нашу и за Церковь нашу. Христос Воскресе!