Экскурсия по ростовскому кремлю: показываю самое интересное

Архитектурные особенности Ростовского кремля

Помимо Успенского собора и звонницы, на территории Митрополичьего двора находились и здания административного назначения. Одним из них было здание Судного приказа.

Слева направо: Одигитриевская башня, церковь Иоанна Богослова, главный вход, касса

Двухэтажная постройка появилась здесь в середине XVII столетия. Спустя некоторое время рядом с ней возвели надвратную церковь Воскресения с парой крепостных башенок. Прямо под церковью располагались Святые ворота, которые выступали в роли парадного въезда во двор. Из-за малого количества архитектурных изысков в верхней части церкви она кажется грозной подобно сторожевой башне. Зато нижняя часть, перетекающая в арку Святых врат, благодаря киоту, изразцам и кирпичному узору кажется просто роскошной.

Слева направо: Церковь Одигитрии, Успенский собор, церковь Воскресения

Также по замыслу Ионы для его проживания и сохранения немалых денежных накоплений были возведены митрополичьи хоромы.

Изначально они представляли собой 2-этажный корпус, но в конце XVII века к ним пристроили 3 этаж, а еще через столетие все здание украсили классицистическим декором. Сегодня митрополичьи хоромы опознаются по узким окнам на первом этаже и орнаментальному поясу.

Церковь Воскресения

Государственные хоромы, или Красная палата – еще одна солидная постройка, являющаяся достопримечательностью Ростовского кремля. Особая красота сооружения достигается за счет крыльца, завершенного двумя шатрами. Не менее ценным историческим памятником на территории Архиерейского двора остается комплекс церкви Спаса Нерукотворного образа.

Нижний этаж этого здания, возведенного в 1675 г., занимали хозяйственные службы, на верхнем этаже располагалось само церковное помещение, Отдаточные палаты и Трапезная. Эта святыня считалась домашним храмом Ионы.

Церковь Иоанна Богослова вид со двора кремля

Надвратная церковь Иоанна Богослова с пятью главами строилась в последнюю очередь. Она стала лучшим сооружением того времени – от предыдущих построек ее отличал богатый декор на всей внешней поверхности здания. Вытянутость основной части святыни в совокупности с барабанами визуально делают ее более высокой. Строительство церкви Одигитрии стало окончательной точкой в формировании ансамбля Ростовского кремля.

Что касается кремлевских стен и башен, их возведение обычно осуществлялось после построения большинства зданий. Как подобает настоящим крепостным стенам, они были оборудованы бойницами. В то же время, в кремлевских башнях были прорублены широкие оконные проемы, что нехарактерно для крепости. По общему декору башен также становится понятно, что никакой защитной роли ни башни, ни стены не играли, а бойницы служили данью традициям.

Церковь Одигитрии

Из построек хозяйственного значения особого внимания заслуживают собственная пивоварня и пекарня. Их оформление было довольно примитивно, что и выделяло оба здания на фоне богатой резиденции митрополита.

История создания

Большая редкость — сохранились имя и фамилия мастера, который, судя по всему, играл видную роль в процессе проектирования и строительства. Его звали Петр Досаев. Известно о нем мало, только то, что он был первоклассным каменщиком из рода переселенцев и происхождение имел восточное. Строительство началось в 1650 году с возведения административных помещений и жилой зоны, затем строители перешли к церковным сооружениям. Искусствоведы выделяют четырнадцать отдельных памятников, которые сохранились до наших дней и входят в ансамбль Ростовского кремля: Успенский собор, звонница Успенского собора, Святые ворота, Надвратная церковь Воскресения, Судный приказ, церковь Иоанна Богослова, церковь Одигитрии, церковь Спаса на Сенях (или, как ее еще называют, Спаса Нерукотворного), церковь Григория Богослова, Красная палата, Дом на погребах, Самуилов корпус, Белая (Столовая) палата и башни кремля. В архивных документах историки то и дело находили упоминания о фресках внутри Успенского собора, но сами фрески отсутствовали. Только в 1950 году ученые обнаружили, что под верхними слоями масляной росписи сбора есть еще один — те самые фрески, упомянутые в архивах и воспоминаниях очевидцев. Частично фрески начали «проявляться» из-под потрескавшегося верхнего слоя в куполах, барабанах и подпружных арках. Фрагменты первоначальной росписи реставраторам удалось «извлечь» в алтаре, а за иконостасами были обнаружены участки, даже не скрытые под поздними слоями росписи. Почему фрески в итоге было приказано «закрасить» и чья это была воля — пока остается загадкой.

Центральной точкой исторического ансамбля, конечно же, является Успенский собор — он стоял тут еще до того, как митрополит Иона начал масштабное строительство. Это фактически визитная карточка музея-заповедника. Место, на котором воздвигнут собор, можно назвать поистине «намоленным», хотя без странных и даже трагических событий не обошлось. Успенский собор — не первое храмовое сооружение, построенное на этой территории. Первая деревянная церковь была возведена в 991 году, еще при князе Владимире. Но всякий раз с постройками что-то случалось: то пожар, то вдруг ни с того ни сего крыша рухнет.

Доподлинно известно, что в одном из прежних храмов, стоявших на этом месте, был крещен Сергий Радонежский, а также то, что одним из настоятелей в свое время был отец знаменитого русского богатыря Алеши Поповича. Нынешний Успенский собор появился в начале XVI века. Будь то случайно или намеренно, но сооружение получилось очень похожим на Московский Успенский собор. Правда, есть детали, характерные именно для Ростовского собора. Особенно красив и самобытен узорчатый аркатурно-колончатый пояс, уникальный для архитектурного наследия того времени.

Звонница Успенского собора прославилась на всю страну после того, как на экраны вышел фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Съемки проходили на территории кремля, и именно внутри звонницы снималась знаменитая сцена погони. Потомкам в прекрасном состоянии достались 15 колоколов, из которых самые большие — колокол «Полиелейный» весом в 1000 пудов и колокол «Сысой», который весит 2000 пудов (кстати, митрополит Иона назвал колокол в честь своего отца).

Последним, завершающим сооружением стала церковь Одигитрии, строительство которой, согласно отчетам, завершилось в 1693 году. На этом была поставлена точка. Но даже когда строительные работы еще шли, кремль заслужил многочисленные похвалы высшего духовенства и знати, сюда постоянно приезжали, как на экскурсию, высокопоставленные гости.

Самыми приближенными людьми к митрополиту были дворецкий, приказной и, конечно же, казначей. У каждого из этих «менеджеров высшего звена» были свои ведомства: казенный приказ, судный и домовый. В каждом из подразделений трудились чиновники различных рангов. Штат у митрополита был немаленький — вместе с домашней прислугой, церковными служителями и подручными боярами набиралось под двести человек. Однако в пределах митрополичьих палат жили только самые высокие чины. Остальные (простые служащие, прислуга и «черное духовенство») проживали за пределами стен кремля, в многочисленных слободах, которые тоже подчинялись власти митрополита.

Постройки хозяйственного двора

Хозяйственные помещения находились в восточной части Ростовского кремля. При Ионе была построена южная часть непримечательного, но большого здания, в котором находились ледники. Это здание с четырьмя фонариками, под которыми устроены четыре дверцы. В Крещение лёд, который вырубали на озере Неро, привозили в ледник, клали на пол, закрывали соломой и рогожами, а сверху загружали рыбу и мясо.

Хозяйственный корпус

Наверху здания располагались сушила, где хранили травы с аптекарского огорода и крупы, в том числе экзотический в то время рис, который получали из Азии.

Под личной церковью митрополита находилась запасы муки, а в соседней постройке хранили пришедшие с востока за сумасшедшие деньги специи, орехи, цукаты. Здесь же работал целый штат поваров, которых сегодня мы назвали бы кондитерами. Рядом находится большая знаменитая ростовская пивоварня. Но самое большое богатство находилось в знаменитых ростовских погребах. Там хранилось вино, которое митрополиты выписывали из Франции и Италии.

На всей этой красивой территории площадью в два гектара жили 25 – 30 человек. Ростовский митрополит входил в тройку самых богатых митрополитов России. По богатству он уступал только патриарху. Но когда Пётр Первый отменил (на 200 лет) патриаршество, митрополит стал одним из самых богатых людей в государстве. Поэтому у него была возможность возводить из красного кирпича такие постройки. Откуда у него были деньги?

Прежде всего от больших наделов земли, на которых работало 16 тысяч крепостных. Часть денег поступала от паломников, приезжающих к мощам Леонтия Ростовского. Они оставляли вклады, которые шли в первую очередь митрополиту, а не Успенскому собору, как многие думают. Но главный поток средств шёл от знаменитого ростовского промысла. Здесь впервые стали писать финифтевые иконы, некоторые из них в XVIII веке приравнивались к бриллиантам. А писались они в Ростове Великом десятками тысяч. Поэтому у митрополита и была такая большая казна. В XIX веке финифтевые иконы стали дешевле.

Присоединение Ростова к Москве

Постепенно княжество мельчало и делилось на уделы. Пользуясь слабостью местных правителей, московские князья прибирали к рукам разделенные земли. Первым приобрел часть княжества Иван Калита, а последний удел был куплен в 1447 году Иваном III.

Более того, из-за стремления к власти сам Ростов в 1320 году был разделен на две части между братьями Константином и Феодором Васильевичами. В результате в 1409 году Усретинская часть города, принадлежащая Федору, была выкуплена Великим князем Московским Василием I а в 1474 году Иоанн III приобрел Борисоглебскую часть у Константина. Так Ростовская земля полностью была присоединена к Московскому княжеству.

Инфраструктура

Помимо объектов культурного значения, на территории государственного музея «Ростовский кремль» есть сувенирные лавки, заведения общественного питания, развлекательные учреждения.

  • Гостиница в кремле Ростова «Дом на погребах». Туристы, желающие погрузиться в историческую атмосферу, могут остановиться переночевать на территории Кремля — в каменной или деревянной части старинного дома. Номера декорированы старинными изделиями русских мастеров — у каждой комнаты свой уникальный дизайн.
  • Ресторан Ростовского кремля. Ресторан находится в Красной палате. Гостям предлагаются блюда русской кухни, с уклоном в региональную — большое количество рыбных блюд из местной рыбы. Также предлагается постное меню и комплексные обеды по доступной цене.
  • Кинотеатр «Часовая башня». В музейном кинотеатре можно посмотреть фильм «Ураган 1953 года».

В отзывах о Ростовском кремле посетители отмечают то, как органично вписана современная инфраструктура в историческую обстановку музея.

Для детей

Ростовский кремль предлагает интерактивные программы и экскурсии для детей разного возраста. Для самых маленьких организована программа «Музей для малышей». Для школьников организуются образовательные лекции-прогулки. Тематические интерактивные программы проходят по праздничным дням. В течение года организуются мастер-классы народных промыслов. Подробнее на странице «Мастер-классы» на сайте кремля Ростова.

Цены

Посещение территории музея-заповедника за крепостными стенами — платное. Вход на территорию стоит 70 рублей. Далее билетные цены в Ростовский кремль зависят от посещаемой экспозиции — у каждой своя стоимость:

  • Экспозиция «Хвост кометы» — 200 рублей.
  • Экспозиция «Ростовская земля: 100 веков истории» — 100 рублей.
  • Музей церковных древностей в белой палате — 80 рублей.
  • Музей финифти Ростовского кремля — 200 рублей.
  • Центр колокольного искусства — 70 рублей.

Цены на посещение экспозиций и музеев кремля Ростова на официальном сайте

Если вы планируете посещать все музеи, выставки и экспозиции, выгоднее будет приобретать единый билет. Его стоимость — 850 рублей.

За 1500 рублей можно посетить концерт колокольных звонов — уникальное представление, которое на регулярной основе проводится только в Ростове.

Экспозиция «Ростовская земля: 100 веков истории», Lyudmila_Klyopova

Льготы

Визитеры музея-заповедника, проживающие в Ростове и Ростовском районе, могут посещать территорию и экспозиции бесплатно, при предъявлении паспорта с пропиской. Также, в любой день недели бесплатно посетить музей могут студенты художественных учебных заведений (средне специальных и высших), участники военных конфликтов, сотрудники музеев, дети до 16 лет, дети-сироты, участники ВОВ, герои РФ и СССР.

В первое воскресенье месяца ГМЗ «Ростовский кремль» могут бесплатно посетить дети до 18 лет, студенты, многодетные семьи. Бесплатный день для пенсионеров — первая среда месяца.

Красная палата, Lyudmila_Klyopova

Торговые ряды Ростова Великого

Рядом с Ростовским кремлем на несколько кварталов раскинулись торговые ряды. Ростовские торговые ряды – это целый архитектурный комплекс, включающий постройки XVIII-XIX вв.

Предназначались торговые ряды в основном для ярмарок, обильно пополняющих казну города. Множество купцов приезжало в Ростов со своими товарами. Ярмарки проходили весело и многолюдно, сопровождаясь музыкой, танцами, гуляньями и театрализованными исполнениями.

Торговые ряды в Ростове Великом

Самый древний ряд торговых лавок протянулся вдоль северной стены Ростовского кремля на улице 50 лет Октября. Они представляют собой невысокие одноэтажные павильоны с широкими арочными проемами.

По другую сторону улицы выстроился более крупный «Емельяновский ряд», названный по фамилии трёх братьев-купцов Емельяновых, принимавших наиболее активное участие в его постройке (это был конец XVIII века). Позже ряды перестраивались и в 1840-х гг. обрели черты классицизма, после чего стали называться Московскими.

Торговые ряды в Ростове Великом на улице 50 лет Октября. «Емельяновский ряд» слева.

В своих документах братья Емельяновы указывали, что торговые ряды строились на месте бывших деревянных домов и лавок, и за их перенос пришлось заплатить немало денег!

Торговые ряды в Ростове Великом

С восточной стороны от Ростовского кремля выстроен целый квартал Гостиного двора. Длинные галереи с аркадами были построены в 1841 году после пожара, уничтожившего деревянную версию Гостиного двора 1820-х годов постройки.

Гостиный двор в Ростове Великом

Над стройной галереей Гостиного двора гордо возвышается церковь Спаса на Торгу. Деревянные церкви на этом месте возводились с 1206 года, а нынешнюю каменную церковь начали строить в 1685 году и закончили спустя 5 лет.

Церковь Спаса на Торгу в Ростове Великом

Посмотрите еще раз, как выглядит Гостиный двор Ростова с высоты:

Гостиный двор и церковь Спаса на Торгу в Ростове Великом

Все эти торговые ряды до сих пор используются по своему прямому назначению: в них разместились всевозможные магазинчики и закусочные. Гуляя по Ростову, не откажите себе в удовольствии попробовать горячий ростовский сбитень – сладкий и бодрящий напиток с медом и разными травами.

Горячий ростовский сбитень

Основные достопримечательности

Ростовский кремль

Ростовский кремль был построен в XVII веке по проекту Ионы Сысоевича, сподвижника Никона. Пытаясь создать идеальной место, приближенное к образу рая, Иона создал несколько проектов в своей митрополии, по которым были построены известные монастыри в Борисоглебске, Угличе и Ростове. После переноса митрополии в Ярославль увядание коснулось и Кремля: его здания сильно разрушались. Лишь в начале XX века стали проводиться масштабные реставрационные работы.

Несмотря на большое количество людей, здесь невероятно спокойная атмосфера, и легко мысленно перенестись на несколько эпох назад.

Кремль не раз входил в списки символов России — будучи выразительным примером расцвета архитектуры XVII века, в общем представлении он по всей видимости является и образцом типичной «русской архитектуры».

Красная палата

В Ростовском кремле снимались известные фильмы: “Иван Васильевич меняет профессию”, “Борис Годунов”, “Невероятные приключения итальянцев в России” и другие. Почти все они так или иначе происходили вокруг Красной палаты — гражданской постройки 17 века. Её выразительный «русский» стиль отлично подходит для исторических декораций. Сейчас внутри ресторан, интерьеры которого стилизованы под старину.

Соборная площадь, 8

Время работы: 10:00-17:00

Вход: 70 руб., со всеми выставками и экспозициями — 750 руб.

Успенский собор

Когда-то собор был главным для всей Ярославской епархии, но после переноса митрополии в Ярославль стал приходить в упадок. Реставрация 1980-90-х годов спасла его от разрушения, и первоначальный облик был восстановлен.

Современное здание было построено в XVI на месте более старинных храмов. В Успенском кафедральном соборе можно увидеть, как обычно выглядят интерьеры без реставрации.

Соборная площадь

Когда-то главная площадь комплекса, на которой находится Успенский собор со Звонницей, была частью города. Затем её обнесли стенами, тем самым расширив площадь Кремля.

Церковь Одигитрия

Церковь Иконы Божией Матери Одигитрия XVII века в стиле московского барокко. Специальная роспись фасада создаёт впечатление рельефности. Сейчас внутри музейные экспозиции.

Музеи комплекса

На территории комплекса есть несколько музеев. В них представлены коллекции, посвящённые истории и культуре, например, археологические находки, декоративно-прикладное искусство и иконы, собрание колоколов, церковных древностей и финифти. Также есть картинная галерея и музей семьи Кекиных. На входе продаются общие билеты, включающие посещение всех экспозиций.

Звонница

У главного собора невозможно не заметить внушительную звонницу. Масштабные и старинные колокола известны далеко за пределами Ростова, а их перезвон считается на редкость гармоничным. На звонницу можно подняться, чтобы увидеть комплекс и озеро Неро сверху.

Митрополичий сад

Митрополичий сад появился на территории Кремля практически одновременно с основанием. Сейчас сад максимально приближен к первоначальному облику, в нём растут плодовые деревья, и есть грядки. Стоит обязательно зайти в кафе на территории сада, где предложат травяной чай и пирожки. Сесть можно на террасе, чтобы полюбоваться садом, либо внутри на втором этаже, где воссоздан аутентичный исторический интерьер.

Водяная башня

Водяная башня — самая выразительная башня и отличный пример древнерусского фортификационного сооружения. Теперь на башню можно подняться, и с неё открывается лучший вид на город.

Ростовская финифть

Город известен производством финифти и чёрнолощеной керамики. Чёрная керамика и финифть — это главные продукты народного мастерства, и именно их обычно привозят отсюда в качестве подарков и сувениров. Здесь есть музей финифти для тех, кто хочет больше узнать о необычном местном промысле.

Керамическая мастерская

В керамической мастерской производится чернолощеная керамика, которая была известна здесь ещё в XIX веке. Что покупали в то время на ярмарках? Взрослые привозили домой посуду, а детям дарили ростовские свирели. Это были действительно народные промыслы в отличие от финифти, которая многим была недоступна из-за высокой стоимости.

Чернолощеная керамика

В небольшом магазине-мастерской «Чернолощёная керамика» на глазах туристов мастера изготавливают сувениры: фигурки животных и птиц, кувшины, вазочки и другую посуду.

Процесс производства чернолощёной керамики

Местная глина разводится до состояния жидкой сметаны и отливается в формы. Здесь нет гончарного круга, это шликерное литье. Затем изделие вынимается из форм, ставится на полку, чтобы оно естественным образом высохло.

Следующий этап — глину надо заластить, то есть сделать её ровной, гладкой и блестящей. Для этого наносят немного растительного масла и сглаживают фигуру. Затем её помещают в печь, где изделие находится более восьми часов при температуре более 800 градусов без доступа кислорода, то есть активного пламени нет, а есть тлеющее, коптящее пламя, поэтому на выходе получается чёрное изделие.

Коллекция финифти

Крупнейшая в России. Всего в экспозиции представлено порядка двух с половиной тысяч миниатюр. Экспонаты датируются XVIII‒XX веками.

Судя по летописям, местную казну нельзя назвать бедной. Помимо денег в активах были ценные бумаги, редкие для той эпохи книги, запасы дорогих тканей, из которых шились парадные одежды для выхода в свет, роскошная посуда, мебель, иконы и оружие. Однако не успел митрополит Иона как следует обжиться на новом месте, как по «воле свыше» митрополия была перенесена из Ростова в Ярославль. Он был вынужден вновь переехать. Без хозяина тут все изменилось: свита разбежалась, хоромы пришли в упадок, даже богослужения прекратились. Был момент, когда архиереи подумывали о том, чтобы пустить кремль на слом, ведь содержать его было слишком дорого, да и незачем. Памятник помогли сохранить меценаты — богатые купцы пожертвовали средства, на которые кремль был отреставрирован, а вскоре после реставрации в Белой палате был открыт Ростовский музей церковных древностей.

В ХХ веке вновь настали трудные времена: революция, советская власть, борьба с церковными институтами и религиозными настроениями в обществе. Тем не менее, богослужения здесь проводили вплоть до 1935 года, а потом было принято решение партийного руководства страны о том, чтобы всю религиозную деятельность прекратить, а Успенский собор передать под склад кофе-цикорной фабрики. Почти два десятилетия спустя по Ростову прокатился мощнейший смерч, который частично разрушил купола отдельных церквей, снес кровлю многих зданий и повредил звонницу. После этого весь комплекс, включая Успенский собор, передали Ростовскому музею-заповеднику, но его состояние оставалось плачевным вплоть до 90-х годов прошлого века. В 1991 году начались первые богослужения и реставрационные работы, и к настоящему времени усилиями общественных организаций и спонсоров, а также благодаря государственной поддержке Ростовский кремль практически восстановлен.

В наши дни Ростов — один из главных городов Золотого кольца, а Ростовский кремль находится под охраной государства. Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1995 года музей-заповедник «Ростовский кремль» был включен в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

История Ростовского кремля

Началом формирования Ростовского кремля является 911 год. Именно тогда на месте исторического центра древнего Ростова была сооружена первая христианская церковь — это было небольшое деревянное строение. Возведением занимались епископы Иларион, Феодор и Леонтий. В тех краях христианство распространялось очень медленно, в результате Леонтий был убит язычниками, Иларион и Феодор успели скрыться от преследования.

Началу строительства Ростовского кремля предшествовал ряд печальных событий, впоследствии ставший стартом для стройки. Язычники, нашествие монголо-татар, попытки присоединения к Москве спровоцировали истощение ростовских земель. Отдельно горожан угнетало отсутствие оборонительного сооружения для защиты княжества. Первая половина XVII века ознаменовалось началом создания Ростовского кремля.

Строительство контролировал специально приглашенный голландский инженер Роденбург. Изначально возводили насыпи и рвы — земляные укрепления были выполнены в девятиугольной форме и оснащались тремя воротами: Петровскими, Борисоглебскими, Фроловскими. К середине XXVII века крепость еще не была полноценным укреплением и находилась в плачевном состоянии. В связи с этим стройку решили продолжить.

Ростовский кремль должен быть стать аналогом Ватикана — таковы были планы митрополита Иона. В течение 30 лет стройка велась под его присмотром, а после его смерти возведением ансамбля занимался митрополит Иоасаф. Готовые строения выглядели шедеврально — в центре размещались башни и купола, справа находился Авраамиев монастырь, слева — Яковлевский. Все башни и здания были соединены крылатыми переходами.

Комплекс строений Ростовского кремля на тот момент состоял из 6 церквей, кафедрального собора, теремов и палат. В конце XVIII века митрополия переехала в Ярославский кремль, из-за чего ростовская резиденция оказалась невостребованной и начала медленно разрушаться. Ростовский инженер Бетанкур хотел снести кремль, построив на его месте гостиный двор. Но местные купцы отреставрировали и сохранили комплекс.

В конце XIX века Ростовский кремль полностью восстановили на средства местных купцов. Комплекс строений приобрел прежнее величие, превратившись в полноценный музей. До сих пор в некоторых церквях хранятся артефакты того времени — древняя керамика, финифть, уникальные изделия из фарфора и церковная утварь. На данный момент сохранились церкви, возводимые после разрушений в течение нескольких веков.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: