Отдел декоративных и визуальных материалов
Коллекция декоративных и живописных материалов музея состоит из эскизов костюмов и декораций; живописные, графические и скульптурные портреты театральных деятелей; изображения театральных зданий, актеров и театральных постановок; мультфильмы и карикатуры; и макеты декораций.
Александр Головин. Эскиз декорации к балету Чайковского «Лебединое озеро». 1901 г.
В театре работают творения выдающихся артистов: Пьетро Гонзага, Иван Билибин, Н. Рерих, Федор Федоровский, Александр Головин, Михаил Врубель, Александр Бенуа, Леон Бакст, Константин Коровин, Борис Анисфельд, Александра Экстер, Наталья Гончарова, Мстислав Добужинский, Роберт Фальк, Владимир Татлин, Александр Тышлер, Борис Кустодиев, Константин Юон, Натан Альтман, Аристарх Лентулов, Юрий Анненков, Николай Акимов, Сергей Эйзенштейн, Александр Родченко, Петр Вильямс, Борис Мессерер, Валерий Левенталь, Эдуард Кочергин и другие.
Вот портреты Карл Брюллов, Орест Кипренский, Артур Фонвизин, Зинаида Серебрякова, так далее.
Первые коллекции
Основатель музейного собрания много ездил по России и Европе, и всякий раз интересовался частными коллекции. Предприниматель страстно рассказывал о своем увлечении, вдохновлял актеров, и те передавали ему безвозмездно свои «сокровища».
Так в музей попали личные вещи Южина, Ленского, Ермоловой, Федотова, Шаляпина, Собинова, Станиславского и Немировича-Данченко. Однажды во время встречи с Бахрушиным известная российская актриса Гликерия Федотова подарила музею хранящиеся у нее подарки, которые были получены ею за всю долгую жизнь.
В начале существования музей был литературно-театральным. В литературном отделе хранились оригиналы произведений, написанные Пушкиным, Княжниным, Сумароковым, Грибоедовым, Гоголем, Островским и другими знаменитыми российскими авторами. Основателю музея удалось собрать более 1000 редких рукописей.
В залах выставляли личные вещи актеров, гримерную Варламова и предметы обстановки из комнаты Комиссаржевской. Здесь находилась коллекция балетных туфель и подарки–красивые поздравительные адреса и ленты, роскошные юбилейные венки и подношения на бенефисы. Особой гордостью были портреты в виде гравюр, рисунков, литографий и фото актеров.
Rабинет Алексея Александровича Бахрушин
Помимо этого, в залах экспонировалась коллекция театральных труб и биноклей. В отделе, посвященном музыке, создатель музея хранил русские гусли, кобзу из Румынии, мандолину из Европы, флейту из Китая и трубы из Африки. Оригинальные коллекции былина столько великолепны, что их показали на Всемирной выставке, которая проходила в столице Франции в 1900 году.
Кабинет руководителя
Одним из самых примечательных залов музея Бахрушина безусловно следует признать кабинет руководителя. Сформировавшийся в нем интерьер отражал пристрастия самого Алексея Александровича. Экспонаты являются подлинными произведениями высокого искусства.
Живописные полотна на холсте и карандашные рисунки на бумаге, скульптурные работы запечатлели многих артистов и режиссеров российского театра. Здесь выставлены подлинные картины Брюллова, Кипренского и Репина, многих других известнейших мастеров живописи.
Письменный стол в кабинете более похож на выставочную площадку, нежели на рабочее место, и в действительности руководство музея Бахрушина располагалось в другом здании. На столешнице размещены раритеты, которые были наиболее дороги многолетнему хранителю сначала частного собрания, а затем центрального государственного музея.
Все экспонаты имеют индивидуальную историю, от происхождения и автора до приобретения или принятия в дар. Пояснительные таблички к выставленному предмету сообщают заинтересованным посетителям эти данные.
В противоположном углу кабинета привлекает внимание мраморный бюст на постаменте. Это изображение великого трагического актера, итальянца Томмазо Сальвини
Он побывал в особняке Бахрушина после одного из спектаклей во время московских гастролей, внеся определенный вклад в устройство здания. Но об этом будет рассказано позднее.
Возле бюста в застекленном прилавке можно увидеть перчатки Ермоловой, появление которых в экспозиции связано с пребыванием Сальвини. Знаменитый трагик поинтересовался, будучи за театральными кулисами в антракте, кто из актрис России лучшая трагедийная исполнительница. Бахрушин без колебаний указал на Ермолову, находившуюся неподалеку.
Галантный итальянец , не долго думая, поцеловал руку актрисы, а заодно и другую, которая была в перчатке. Из-за грима на белой ткани остался отпечаток, что сразу сделало эти перчатки музейным экспонатом.
Множество экспонатом имеют подобное необычное происхождение, однако большинство попало в коллекцию с рыночных развалов, из антикварных лавок, а также были подарены Бахрушину многочисленными знакомыми из числа театральных деятелей и мастеров изобразительных искусств.
Женские и мужские портреты и изображения в полный рост запечатлели выдающихся мастеров сцены за исполнением ролей в спектаклях либо в повседневной обстановке.
Издательский
Издательский отдел Музей выпустил ряд научных и научно-популярных изданий, основная цель которых — популяризация художественного наследия и научного потенциала Государственного Центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина, а также отражение современной выставочно-выставочной деятельности всех структурных подразделений музея.
В 2011 году вышли первые выпуски «Бахрушинской серии» — масштабного издательский проект, созданный на основе уникальных фондовых материалов Государственного Центрального театрального музея им. А.А. Бахрушина с участием ведущих театральных критиков и критиков — изданы. Музей издает как собственные издания, так и осуществляет совместные проекты с Тончу издательский дом, издательская программа «Интеррос», фонд «Поколение» и другие.
Библиотека (отдел книжного фонда)
Книжная коллекция музея формируется на базе личной библиотеки основателя музея Алексея Александровича Бахрушина. В начале ХХ века специалисты характеризовали его театральную библиотеку как самую полную и значительную в своем роде.
Позже в собрание книги пополнилась библиотека Г.Н. Федотова, режиссеры и театральные деятели Н. А. Попов и С. В. Виноградов, декоратор Большого театра К. Ф. Валец и некоторые другие. От дочери Ф. И. Шаляпина Ирины Федоровны поступили книги из библиотеки великого русского певца.
В наше время фонд пополнился книжными фондами профессора В. А. Филиппова, И. Ф. Боярского, сборником литературы по антреприза Дягилева Николай Элиаш. Хронологически Фонд включает литературу на русском и иностранных языках с конца XVII века до наших дней.
Экспозиции музея
В музее, адрес которого – ул. Бахрушина, 31/12, стр. 1, действуют постоянные экспозиции. Побывав на экскурсии, можно осмотреть:
- Вестибюль. С начала XX в. обстановка музея изменилась, и единственным, на что не повлияло время, остался вестибюль с тяжелыми дверями, резьбой по дереву, витражами и расписным потолком. Здесь находятся 2 витрины, правая из которых повествует о семье мецената, а левая – о создании музея и его первых годах.
- Кабинет основателя. С него экскурсанты начинают знакомство с экспозицией. Здесь можно увидеть личные вещи мецената и старинный альбом с автографами, ставший свидетелем визитов известных личностей. Присутствуют и экспонаты, рассказывающие об истории театрального искусства, о театрах – драматическом и музыкальном. Это вещи прославленных и не слишком известных актеров, фотографии и т.п. Стены кабинета украшены множеством живописных полотен.
- Выставку «Федор Волков и театр XVIII в.». Посвящена она актеру, постановщику и художнику Ф. Волкову и русскому театру его времени. Вторая половина XVIII в. отмечена подъемом национальной драматургии. А. П. Сумароковым, Д. И. Фонвизиным и другими авторами создаются новые произведения, реализуемые на театральных подмостках. В эти годы возникает и блестящая актерская школа.
- Выставку «Золотой век русского театра», расположившуюся в 2 залах. Она повествует о новых драматургах и сценическом реализме XIX в.
Вестибюль имеет тяжелые двери и резьбу по дереву.
Театр в России XVIII века
Еще одна экспозиция познакомит посетивших Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина экскурсантов с основными этапами развития театра XVII–XVIII вв.
В коллекцию выставки включены:
- портреты актеров, постановщиков, музыкантов и др.;
- архитектурные планы, схемы театральных зданий и зрительных залов;
- рисунки и схематические изображения сценических декораций;
- эскизы, рисунки театральных костюмов, которые не сохранились до нашего времени;
- театральные афишки и афиши (некоторые сохранились только в эскизах, на литографиях и гравюрах).
Наибольшую часть исторического наследия составляют тексты: пьесы (русские и переводные), либретто, сценарии и т.д.
В России того времени была принята театрализация любых мероприятий: празднеств, процессий, приемов. Тогда театр и зрелищные события шли рука об руку. И в музее Бахрушина можно видеть изображения маскарадов, фейерверков, иллюминаций разных отрезков XVIII в.
Хранилище А. А. Бахрушина
Хранилище ГЦТМ им. Бахрушина – небольшая комната на цокольном этаже, где хранятся мебель, вещи владельца и ценные театральные реликвии.
Хранилище Бахрушина — комната, где хранятся ценные театральные реликвии.
Создана она была после того, как итальянский актер-трагик Сальвини посетовал на неудобство осмотра коллекции. Прислушавшись к его мнению, А. А. Бахрушин из своего кабинета прорубил ход и создал лестницу, ведущую вниз. Последняя сохранилась до наших дней.
Образовательные программы для детей
В помещении Бахрушинского музея и его филиалов регулярно проводятся образовательные экскурсии для детей всех возрастов и их родителей. В 2021 г. подготовлены мобильные версии 3-х самых популярных программ, знакомящих маленьких зрителей с театральным миром, сценическими искусствами: «Театр в коробке», «Театральный словарь», «Тайна балетной туфельки».
Во время Нового года и Рождества в музее демонстрируются спектакли, проводятся различные игровые мероприятия и детские праздники. Самым крупным мероприятием для детей является ежегодный Бахрушинский фестиваль, проводимый для детей-сирот и проживающих в многодетных семьях.
Отдел фотоотрицательных документов
Второй по величине в Музее отдел фотоотрицательных документов насчитывает более 500 тысяч единиц хранения. Это фотографии сцен из спектаклей (драма, опера, балет, оперетта); портреты актеров (в натуре и в ролях), писателей, драматургов, режиссеров, художников, предпринимателей и других деятелей театра; групповые портреты; фотографии театральных зданий внутри и снаружи. Описаны императорские театры: Большой Театр, Мариинский Театр, Малый Театр и Александринский театр, МХАТ (Чехов) и МХАТ (а также Общество любителей искусства и литературы и Алексеев кружок), Студия Художественного театра (1, 2, 3, 4), Театр Габима, Зимин Опера, Московская частная Русская опера Частная опера Мамонтова; другие дореволюционные частные театры и репертуар: Корш Театр, антреприза Суходильский, в частности провинциальная: Харьковская репертуарная труппа под руководством Н. Синельникова, Соловцовский театр, Московский Свободный театр, Советский (Государственный театр Всеволод Мейерхольд, Московский камерный театр ) и современные театры. Среди наиболее интересных и подробных «личных» коллекций — сборник, посвященный Мария Ермолова, Александр Южин, Гликерия Федотова, Осип Правдин, Надежда Никулина, Александр Ленский; Мамонт Далский, Юрий Юрьев, Павел Орленев, Екатерина Рощина-Инсарова, Леонид Собинов, Федор Шаляпин, Антонина Нежданова, Надежда Обухова, Анастасия Вяльцева, Надежда Плевицкая, Николай Монахов, Николай Легат, Сергей Легат, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский, Анна Павлова, Матильда Кшесинская, Ольга Преображенская, А. А. Горский, Михаил Фокин, Ольга Книппер-Чехова, Василий Качалов, Иван Москвин, Алиса Коонен, Александр Таиров, Александр Румнев, Михаил Чехов, Иван Берсенев, София Гиацинтова, Мария Бабанова, Людмила Целиковская, Алла Тарасова, Ольга Андровская, Михаил Яншин, Марк Прудкин, Николай Хмелёв, Мария Миронова, Андрей Миронов, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Олег Даль, Юрий Богатырев, Иннокентий Смоктуновский, Михаил Козаков и многие другие, некоторые иностранные художники как Эрнст фон Поссарт, Элеонора Дузе, Сара Бернхардт.
Выставочный комплекс и прогулочная терраса
В последние годы специалисты отреставрировали отдельные памятники, входящие в состав усадьбы. А в 2019-м Министерство культуры Российской Федерации выступило с инициативой расширить деятельность музея и создать на его базе музейно-театральный квартал «Бахрушинский». По проекту историческую усадьбу продолжат реконструировать, в некоторых ее зданиях откроются новые культурные учреждения.
«Все здания, находящиеся на этой территории, вслед за главной усадьбой и соседним зданием, которое нами уже отреставрировано, будут приведены к единому стилю», — рассказал Министр культуры Владимир Мединский.
Во флигеле разместится детский центр. В бывшем помещении медсанчасти после реконструкции откроется музейно-театральный центр, а в здании, где был каретный сарай, — визит-центр. На первом этаже центра появятся кассы, стойка информации с экскурсионным бюро и зона отдыха, а на втором — книжный магазин.
Также в театральном квартале планируется построить трехэтажный выставочный комплекс. Там откроют залы для размещения экспозиций и кафе-ресторан. Музейные фонды будут храниться в подвальных помещениях на двух уровнях.
На кровле здания сделают озелененные террасы для отдыха и прогулок. Территория усадьбы станет еще одним городским парком в Замоскворечье с открытой театрально-концертной площадкой.
Собрание экспонатов
Фонды музея располагают разнообразными экспонатами. Вся коллекция разделена на отделения:
архивно-рукописное, в котором представлено собрание уникальных документов;
декорационно-изобразительное отделение содержит собрание костюмов из театральных постановок, фрагменты декораций, портреты актеров, их скульптурные изображения;
отделение фотографий содержит более полумиллиона экспонатов. В нем можно найти фотографии актеров в разных образах фото сцен из спектаклей, портреты театральных деятелей;
отделение афиш – это самая многочисленная часть собрания, в нем представлены афиши к различным спектаклям, которые ставились в русских театрах в XIX-XX веках;
вещевое отделение хранит в своих фондах предметы, связанные с театром. Тут представлены вещи корифеев театра, награды, предметы прикладного искусства и пр. Большая часть экспонатов была собрана основателем;
отделение кино и аудиоматериалов представляет коллекцию грампластинок, записи на магнитофонной ленте и дисках. Видеозаписи представлены редкими кадрами из спектаклей, а также кинохроникой, относящейся к творчеству известных театральных деятелей;
библиотечное отделение представляет коллекцию редких изданий книг, связанных с театром;
отделение детских театров является самым молодым, оно основано в 2008 году.
Экскурсии музея имени Бахрушина
Бахрушинский музей предлагает посетителям множество экскурсий различной тематики, предназначенных как для взрослых, так и для детей. Все они очень интересны и познавательны.
Детские программы
Детям в музее предлагают образовательные программы. Школьников приглашают на экскурсию под названием «Волшебная страна – театр». Во время нее дети узнают о процессе создания спектаклей, о том, как Алексей Бахрушин постепенно превращал свой дом в хранилище театральных коллекций, увидят сами композиции.
Детей школьного возраста также могут заинтересовать программы:
- «Тайна балетной туфельки»;
- «Мы идем в театр»;
- «Театральный словарь»;
- «О чем расскажет театральное закулисье» и др.
Школьники узнают о процессе создания спектаклей. Совсем маленьким здесь предложат русскую песенную вечерку, праздник именин Мухи-Цокотухи и похожие мероприятия.
Экскурсия «О чем говорят портреты»
О том, что портреты способны доносить информацию до созерцающего, известно давно. Но, учитывая индивидуальность восприятия, для каждого она будет разной. А если к голосам картин присоединится голос гида, рассказывающего о жизни изображенных на полотнах персонажей, о судьбе создателей портретов, слушатель узнает много нового как о людях, так и об истории русского театра.
«Тема театра в произведениях Островского»
А. Н. Островский как никто знал тему театра, и в его творчестве драматургия занимала главное место. Его сочувствие тяжелой жизни артиста нашло отражение в пьесах «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые», «Лес». Экскурсовод расскажет об этих произведениях, об их постановках, о самом Островском и его деятельности.
Кроме того, можно выбрать туры:
- «Женские образы в пьесах А. Н. Островского»;
- «Деловые люди в пьесах А. Н. Островского»;
- «Музыка в жизни и творчестве А. Н. Островского»;
- «Сказочная тема в творчестве А. Н. Островского»;
- «А. Н. Островский и Малый театр» и т.п.
Экскурсовод расскажет об Островском и его деятельности.
«Сокровища Бахрушинского музея»
Музей Бахрушина смело можно назвать сокровищницей. В этом красивом готическом здании собрано более 1,5 млн экспонатов. Среди них:
- архивы актеров и других театральных деятелей;
- личные вещи известных личностей;
- реквизит и костюмы;
- афиши и программы.
Обзорная экскурсия «Сокровищница Бахрушинского музея» поможет гостям составить общее представление о театральных действах того времени. Экскурсантам расскажут о:
- скоморошьих забавах;
- спектаклях крепостных театров;
- постановках государственных публичных театральных организаций.
«Актерские секреты»
У каждого человека, особенно если он творческая личность, есть свои маленькие тайны. На экскурсии «Актерские секреты» юные посетители музея узнают, какие тонкости актерского мастерства скрывали великие, и делились ли они своими тайнами с другими. Тур для школьников состоит из 2 частей. Сначала они познакомятся с именами театральных деятелей, получат представление, что такое перевоплощение и актерское амплуа. А вторая часть станет прикладной: юные посетители поучаствуют в мастер-классе и выполнят упражнения по сценическим речи и движению.
В музее раскрывают тонкости актерского мастерства.
Тематическая экскурсия «Версаль на зацепе»
Современники А. А. Бахрушина прозвали возведенный им псевдоготический замок с театральным музеем «Версалем на Зацепе». Российский меценат сам проводил экскурсии для публики и, хотя Алексея Александровича давно нет в живых, традиция сохранилась, туры по «Версалю» идут до сих пор. Экскурсоводы делятся с посетителями знаниями об истории театра, рассказывают о семье Бахрушина, и каждый, благодаря интерьерам и предметам коллекции, может почувствовать себя живущим в XIX в.
«Жизнь и творчество великой балерины XX века Г. С. Улановой»
Обзорную экскурсию «Жизнь и творчество великой балерины XX в. Г.С. Улановой» проведут экскурсоводы Бахрушинского музея. В тур входит посещение музея-квартиры балерины.
Здание
Основная часть коллекции выставлена в бывшем доме основателя, находящимся в Замоскворечье. Этот дом был построен в конце XIX века, проке его постройки разработал архитектор К. Гиппиус.
Особняк одноэтажный, построен в стиле ранней английской готики
Обращает внимание входная группа дома, выполненная в форме квадратной башни с шатровой крышей. Еще одной интересной деталью является крупное окно с аттиком, расположенное на фасадной стене дома
Наружное оформление особняка сохранилось неплохо, а вот внутренние интерьеры сильно пострадали от времени. В наши дни в первозданном виде хорошо сохранился только интерьер фойе и некоторые элементы декора кабинета. Остальные детали подвергались переделкам.
Залы театрального музея Бахрушина
Один из центральных залов музея повествует о развитии театрального искусства России в XVIII веке. Первая половина этого столетия знаменовалась гастролями заезжих актерских трупп из стран Европы и формированием отдельных самодеятельных российских коллективов.
Начиная с середины века театральные постановки приняли более распространенный характер. Спектакли ставились в дворянских и помещичьих усадьбах силами родственников и друзей. Тогда же сформировалась свойственная только России категория крепостного театра, где труппы создавались из подневольных крестьян.
На торцевой стене этого помещения размещены портреты выдающихся театральных деятелей того времени, начиная от считающегося основателем нашего театра Федора Волкова. Именно он основал в Ярославле любительский коллектив, который после легализации театров в 1750 году стал давать публичные спектакли, а затем по приглашению императрицы Елизаветы Петровны стал основой труппы первого Императорского театра.
Создатели и актеры крепостных театров также получили широкую известность, особенно граф Шереметев и актриса его театра Прасковья Жемчугова, которой он дал вольную, впоследствии женившись.
Крепостными начинали свой путь к высотам актерского признания трагическая актриса Е. Семенова и гений Малого театра Михаил Щепкин.
Недостатком экспозиции следует признать слишком большую высоту расположения верхних экспонатов, что затрудняет их восприятие. Однако помочь могут стоящие рядом мониторы, на которых можно рассмотреть не только предметы и пояснения, но и получить более подробную информацию.
На стендах можно видеть сведения о самых известных российских театральных коллективах, их создателях и участниках. Приведены сохранившиеся планы зрительных залов, расположения подсобных помещений и мест для зрителей. Здесь же эскизы декораций выдающихся спектаклей, некоторые афиши, личные вещи известных актеров и актрис.
Зал временных выставок в момент посещения демонстрировал экспозицию к 170-летию исполнителя театральных декораций для спектаклей Императорских театров К. Вальца. Карл Федорович получил профильное образование в Германии, продолжив дело своего отца, механика сцены.
Долгих 65 лет он работал над оформлением спектаклей ряда театров, в основном в главном театре страны – Большом, выполняя попутно функции механика и осветителя сцены. Кроме постоянной работы, несколько лет он сопровождал труппу Дягилева и оформлял ее гастрольные спектакли в европейских странах.
Выставка работ Вальца размещена в помещении, находящемся непосредственно за центральной аркой холла.
Выставочный зал достаточно просторен, посетители не испытывают неудобств при большом количестве народа. Спокойные приглушенные тона отделки помещения не затрудняют восприятия содержания экспонируемых картин и эскизов.
Кроме запечатленных различными живописными формами известных актеров и театральных деятелей, многочисленных сценических костюмов и личных вещей, в музее Бахрушина представлена и такая отрасль, как информация о предстоящих спектаклях.
Афиши и программы выпускались во все времена, менялись только возможности полиграфии. Одноцветные чисто текстовые извещения о постановках были актуальны и достаточны в начальный период развития театрального искусства, когда зрительский интерес был гарантирован собственной новизной театральных жанров. Далее дизайн афиш и программ усложнялся и становился привлекательнее.
Экскурсии
Музей и его филиалы организуют обзорные и тематические экскурсии для студентов, школьников, иностранных делегаций, туристов и других категорий посетителей.
- Обзорная экскурсия «сокровища музея Бахрушина».
- Обзорная экскурсия «Театр А.А. Бахрушина и его музей».
- Тематическая экскурсия «Версаль на крючке. Архитектурный образ дома. Театральные раритеты»
- Тематический тур «О чем говорят портреты»
- Тематическая экскурсия для детей «Идем в театр»
- Тематический тур для детей «История балеток».
- Тематическая экскурсия «Тайна рыцаря Замоскворецкого замка» «Тайна рыцаря Замоскворецкого замка» (на иностранном языке) »
- Пешеходная экскурсия «Замоскворечье Бахрушин. Холодные места у кожевников».
Хранилище цокольного этажа
Цокольный этаж особняка изначально был определен местом хранения коллекции, а доступ к сокровищам обеспечивала обычная лесенка для подвальных помещений. Уже упомянутый итальянский маэстро Томмазо Сальвини, будучи в гостях у Бахрушина, посетовал на неудобный спуск к занятным экспонатам.
Пристыженный хозяин дома при первой же возможности провел реконструкцию, построив удобную и красивую лестницу в хранилище прямо из собственного кабинета.
Сразу же возникло ее название – лестница Томмазо Сальвини, сохранившееся до наших дней. Под размещение живописных произведений использована даже стена лестничного марша. Перила здесь изготовлены в той же манере, что и на парадной лестнице особняка.
Подвальное хранилище благодаря использованию под экспозиции жилых помещений дома уже не выглядит перегруженным экспонатами. Хранилище А.А. Бахрушина – нынешнее название этого зала одноименного музея, стоящего на улице с таким же названием. Память основателя театрального музея достойно увековечена.
Мебель в этом помещении антикварная, хотя и разнородная, она принадлежала самому основателю музея. Застекленный шкаф черного дерева наполнен различными сувенирами.
Посередине комнаты большой стол с резными ножками и четыре стула ручной работы, автор которой не кто иной, как живописец Виктор Васнецов, на столе им же искусно вырезанная из древесины статуэтка балерины.
Картины на стене и театральный женский костюм дополняют интерьер. Крупный бюст из белого гипса на темном пьедестале изображает самого Бахрушина в последние годы жизни.