Ивановский успенский монастырь

Верхний Чусовской городок

Как и Нижний, Верхний Чусовской городок первое время представлял собой крепость для защиты от набегов. Он возник предположительно в 1616 году (по другой версии — около 1568 года) в устье реки Усолки.

В 1616 году в Верхнем Чусовском городке у Строгановых начали действовать соляные промыслы. Соль вываривали до 1785 года. После окончания соледобычи местные жители занимались различными промыслами.

В городке было несколько церквей. В 1678 году Строгановы построили себе большой каменный дом, а в 1773 году рядом возвели каменную пятиглавую Рождественскую церковь. Во второй половине XIX века тут появились мужское и женское училища, больница. В 1875 году Верхний Чусовской городок стал волостным центром. Известно, что в начале XX века тут проживало около 2 тысяч человек.

Храм Рождества Христова и Строгановский дом в селе Верхние Чусовские Городки. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1912 г.

Предполагалось, что эта территория уйдет под воду при строительстве Камского водохранилища, поэтому в середине XX века все постройки разрушили, а населённый пункт перенесли на другой берег.

Современный посёлок Верхнечусовские Городки стоит на левом берегу Чусовой. В 1953 году сюда переселили жителей Чусовских городков перед затоплением.

Сейчас на месте бывшего Верхнего Чусовского городка расположена паромная переправа к нынешнему поселку Верхнечусовские Городки. Слева от переправы на берегу установлен металлический крест на месте снесённой церкви. GPS-координаты: N 58° 11.509´; E 57° 07.783´.

Священник П. Первушин в 1848 году писал про жителей села Верхнечусовские городки Пермского уезда:

Территория Верхнего Чусовского городка обследовалась в 1981 году археологом В.А. Обориным, а в последующем и некоторыми другими исследователями.

Время благих перемен

Следующее XIX столетие было наиболее благодатным периодом в жизни Вышенского Успенского монастыря, достигшего во второй его половине наивысшего своего расцвета. Этому во многом способствовал переход обители в ведение Тамбовской епархии, руководимой тогда выдающимся религиозным деятелем своей эпохи – архиепископом Феофилом (Раевым). Благодаря его заботе братия получила возможность заново отстроить обветшавшие и пришедшие в негодность помещения, а также произвести капитальный ремонт там, где это было возможно.

Не остались вышенские иноки и без мудрого пастыря, которым по распоряжению архиепископа Феофила стал переведенный к ним из Саровской обители иеромонах Тихон. Получив настоятельский жезл, он в течение 44 лет нес пасторские труды, направляя братию на путь духовного совершенствования и аскезы, включавшей в себя строжайшие самоограничения, направленные на освобождение разума от уз суетного мира.

История

История складывается из различных источников. Часть их них – это сказания, предания и легенда. А есть и документально подтвержденные факты.

О первоначальном существовании Вышенской Успенской Пустыни известно отчасти по преданию, отчасти по документам, приведённым в книге игумена Тихона (Ципляковского), изданной в Тамбове в 1881 г.

Основание его приурочивают к 16-17 векам. Однако достоверно известно, что уже в первой четверти 17 столетия, это строение существовало.

Стоит отметить: первоначально Вышинский монастырь, по некоторым данным, находился в нескольких километрах от его нового расположения.

В 18 в. святыня подвергалась разорению и грабежам, но обитатели ее уцелели. Свой расцвет монастырь получил в 19 в., когда перешел во владения Тамбовской епархии. Двадцатый же век ознаменовался для обители как разорением, так и новым возрождением.

Храм Успения Пресвятой Богородицы. Иваново

Старообрядческая церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иваново была построена в конце ХVI — начале ХVII веков. Первоначально деревянная Троицкая церковь с приделом великомученицы Варвары находилась на Покровской горе, и только в 1815 году была перевезена на Успенское кладбище, где и освящена в честь Успения Божьей Матери. В 1883 году в церкви за ветхостью были прекращены богослужения. В 1904 году церковь перенесена со старого Успенского кладбища (улица Смирнова) на новое Посадское кладбище (улица Фрунзе) и отреставрирована по инициативе Д.Г. Бурылина, основателя городского музея.

В середине 1920-х храм находился в юрисдикции Высшего Церковного Совета Российской Православной Церкви (ныне известной как обновленческая церковь). С усилением гонений на религию храм был закрыт, и в 1935 году в здании разместился антирелигиозный музей.

После Великой отечественной войны, когда гонения на религию ослабли, по просьбам верующих в 1946 году древнюю церковь передали общине старообрядческой Архиепископии Московской и всея Руси, после чего её освятили в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Внутреннее убранство храма создавалось заново, иконостас привезли из Шуи, из закрытой старообрядческой церкви. Много старинных икон пожертвовали прихожане.

В 1991 году по причинам личного характера часть общины РПсЦ во главе с уставщиком Лаврентием Селиным перешла под омофор Московской Патриархии. Законодательство того времени имело определенные недостатки, что позволяло общинам вместе с храмами дрейфовать из одной конфессии в другую. Также храмы иногда передавались зарубежным религиозным объединениям или вовсе продавались в частные руки. Подобная участь постигла и ивановский старообрядческий храм. Церковь стала старообрядным храмом в лоне РПЦ МП, то есть единоверческой. Настоятелем стал Лаврентий Селин, рукоположенный во иерея епископом РПЦ МП Амвросием (Щуровым) Иваново-Вознесенским и Кинешемским.

Эта история на протяжении долгого времени оставалась камнем преткновения в имущественных отношениях РПсЦ и РПЦ, поскольку в Иванове продолжала существовать община РПсЦ, но уже без храма.

Вопрос неоднократно поднимался на встречах представителей двух конфессий. Так, он обсуждался во время встречи митрополита Андриана (Четвергова) с председателем ОВЦС РПЦ митрополитом Кириллом (Гундяевым) в 2005 году. Митрополит Московский и всея Руси РПсЦ Корнилий (Титов) в апреле 2006 года встретился с архиепископом РПЦ МП Иваново-Вознесенским и Кинешемским Амвросием (Щуровым), с которым были обсуждены юридические основы передачи храма в ведение РПсЦ. Владыка Амвросий согласился, что храм следует вернуть старообрядцам. После этого состоялась беседа с губернатором Ивановской области М. Менем, который пообещал оказать хозяйственную поддержку в восстановлении и поновлении храма.

Также в Иванове в начале мая 2006 года побывал секретарь Старообрядной комиссии РПЦ МП, сотрудник ОВЦС диакон И.И. Миролюбов (ныне протоиерей Иоанн Миролюбов) с целью ускорить вопрос передачи храма РПсЦ. Однако по результатам его поездки Московская митрополия получила уведомление, что передача храма откладывается. Причиной названо желание нескольких ивановских единоверцев, т.е. прихожан РПЦ МП, исправляющих службу по старому обряду, продолжать молиться в храме.

В августе 2007 г. митрополит Корнилий встретился уже с новым, пришедшим на смену вл. Амвросия епископом Иваново-Вознесенским и Кинешемским Иосифом (РПЦ МП). На предложение владыки Корнилия о возвращении старообрядческих храмов, епископ Иосиф высказался о невозможности передачи и предложил оказать содействие в строительстве для старообрядцев нового храма в центральной части города.

Однако дальше слов дело так и не двинулось.

Успенская церковь — одна из достопримечательностей города Иваново и всей Ивановской области, незаурядный памятник древнерусского деревянного зодчества. Но до сих пор она остается малоизвестным и почти совсем не изученным памятником, о котором в научной литературе сказано буквально лишь несколько слов.

Второй старообрядческий храм в Иванове, каменный, был занят РПЦ МП еще в начале 1990-х гг. Теперь там помещается епархиальная соборная церковь РПЦ МП.

Храм Успения Пресвятой Богородицы полностью сгорел 18 ноября 2015 года.

Предсказание святого Леонтия

Все эти события привлекли внимание не только ивановцев, но и жителей других городов как СССР, так и всего мира. Об этом заговорили в новостях

Христианские общины разных стран стали собирать подписи в защиту верующих.

Сбылось сказанное архимандритом Леонтием Михайловским, который, предвидя долгую борьбу за храм, говорил, что его отдадут, но кричать об этом нужно будет всему миру.

Женщины, объявившие голодовку, были силой отправлены в больницу, где с ними долго беседовал секретарь облисполкома. Чиновник убеждал их прекратить протест. Женщины согласились лишь после обещания, что этот вопрос будет решён в кратчайшие сроки.

Резонансность не обеспечила быструю победу, но позволила найти множество единомышленников, которые внесли свой вклад в то, чтобы Свято-Введенский женский монастырь (Иваново) был наконец-то открыт. И общими усилиями на Страстной седмице 1990 года ключи от церкви наконец-то отдали церковной общине.

Иконы собора

В Успенском Кафедральном Соборе хранятся уникальные иконописные образы. Из наиболее почитаемых икон можно выделить Божью Матери Скоропослушницу. Образ, хранящейся в храме, написан в 1908 году, и является точным списком с Афонской Чудотворной иконы.

Образ целителя и покровителя воинов Пантелеймона написан в 1901. Этой иконе молятся об исцелении от недугов.

Икона Иоанна Предтечи написана по заказу и на средства прихожан в Афонских мастерских. Этот образ будет храниться в Успенском соборе до тех пор, пока не будет освящен Предтеченский Храм.

Федоровская икона Божией Матери особо почиталась жителями Иваново-Вознесенска и села Иваново. Этот образ покровительствует городу и занимает почетное в место в иконостасе Кафедрального Собора.

В Соборе также хранятся иконы особо почитаемых Святых:

  • Петра и Февронии;
  • Матроны Московской;
  • Леонтия Михайловского;
  • «Неупиваемая чаша» Матери Божией.

Особо стоит отметить соборную икону Иваново-Вознесенских святых. На ней изображены подвижники и святители, чья вера и подвиги прославили город. Праздник в честь этих святых отмечается 20 июня.

Список храмов и скитов Тихвинского монастыря

Храмы

Успенский собор. Самый древний, большой и красивый Успенский собор возведен в 1515 году, при Василии III; много раз перестраивался и обрастал пристройками, так что теперь сочетает элементы множества архитектурных стилей от XVI до XX веков. Здесь хранится Тихвинская икона Божией Матери.

Покровская церковь и звонница при ней. Храм был построен в XVI веке, в XIX веке получил новый облик, но в 1960-70-х годах реставраторы восстановили памятник таким, каким он появился на свет. В Покровском храме Тихвинская икона хранится зимой.

Надвратная церковь Вознесения Господня родом из XVI века (детище блаженного государя Феодора Иоанновича).

Церковь Двенадцати Апостолов возведена при монастырской больнице в конце XVII века, перестроена в XIX, а во время Великой Отечественной утратила всю алтарную часть и навершие. Сейчас в церкви иконная лавка монастыря.

Крестовоздвиженский собор построен на заре правления Петра Великого, а при Александре III был коронован пятью куполами. В нем совершаются богослужения зимой.

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери «Крылечко». В 1669 году на том месте, где пребывала Тихвинская икона до постройки Успенского собора, была возведена Надвратная башня. Фреска с изображением Богородицы на фасаде башни, к которой вела лесенка в 24 ступени (отсюда название «Крылечко») послужила к исцелению мещанина А. А. Боровского. В память об этом исцелении к башне была пристроена церковь Тихвинской иконы Божией Матери «Крылечко», так что икона оказалась внутри алтаря. Храм был возвращен Церкви в 1944 году и еще в советские годы стал местом паломничества: многие приезжали сюда крестить или венчаться.

В 1920 х годах — монастырь закрывают, а монахов выселяют из обители

В 1920 годах монастырь закрывают, имущество всей обители национализировано, монахов выселяют.

1938

с этого года в строениях монастыря разместили областную психиатрическую больницу

Территория обители после стала использоваться как лесное хозяйство, а также совхоз по свиноводству. А с 1938 года в строениях монастыря обосновали областную психиатрическую больницу.

В 1960-х годах колокольня была взорвана.

Однажды летом в 1972 году иерей Георгий Глазунов и игумен Марк вместе с еще двумя студентами духовной академии, проникли в закрытый тогда монастырь, где был погребен почитаемый епископ Святитель Феофан.

Они увидели, в каком ужасном запустении находится сам монастырь и мощи святого. Они все вместе потихоньку забрали мощи с собой.

Новое возрождение монастыря началось в 1990 году, тогда часть здания была передана церкви для организации в нем женского монастыря.

29 июня 2002 года при поддержке и участии патриарха Алексея II было проведено торжественное мероприятие мощей Святого Феофана Затворника в Вышенскую обитель.

Иваново

Иваново — город в центральной России, центр Ивановской области. Город образован в 1871 году путём слияния старого центра обработки льна села Иваново с индустриальным Вознесенским Посадом (образован в 1856). До 1932 года носил название Иваново-Вознесенск. Входит в «Золотое кольцо России».

Достопримечательности Иванова

Щудровская палатка.

Щудровская палатка — древнейшее гражданское кирпичное здание города Иваново. Построена в конце XVII века. Название постройка получила от фамилии купца и промышленника Осипа Щудрова, в чьём владении находилась продолжительное время.

Деревянная церковь Успения.

Успенская церковь – построена в начале XVII века на высоком холме правого берега Уводи в Покровском монастыре. Деревянная церковь клетского типа. Первое письменное упоминание о ней относится к 1851 году.

Усадьба А. Дюрингера.

В 1909 году представитель московской фирмы «Гандшин и К°» швейцарец А. Дюрингер приобрёл дом В.И.Охлопкова (вторая половина XIX в.). К старому дому примыкают ворота, расположенные вдоль улицы III Интернационала.

Дом-корабль.

Один из символов Иваново. Здание построено в 1930 г. по проекту архитектора Д.Ф.Фридмана по заказу жилищно-кооперативного товарищества «Второй рабочий поселок».

Свято-Введенский монастырь.

Монастырь действующий, женский. Основан в 1991 г. при Свято-Введенском храме (нач. XX). Архитектурный ансамбль монастыря сформировался в конце XX в. Введенская церковь, главная церковь монастыря, за мощной каменной оградой несомненно является доминантой всей окрестности.

Церковь Иконы Божией Матери Казанская.

У храма очень сложная и интересная история. В 1787 году талантливый крестьянин О.С.

Соков (его именем до сих пор называется мост через Уводь — Соковский), изучив технологию отделки тканей на английских мануфактурах, вернулся в Иваново и выстроил на берегу Уводи кирпичные набойные корпуса.

С его именем связано начало ситцепечатания в ивановском крае.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Свято-Успенском мужском монастыре.

Церковь построена в традициях позднего классицизма. Колокольня и портики утрачены, а сама церковь вполне сохранилась. Теперь здесь действующий мужской монастырь.

Ивановский областной художественный музей.

Ивановский художественный музей открыт в 1960 г. В состав музейной коллекции вошли произведения из частных собраний иваново-вознесенского фабриканта, мецената, создателя Музея редкостей и древностей в Иваново-Вознесенске — Д.Г.Бурылина, а также фабрикантов Каретниковых и генерала Рузского.

Запись опубликована в рубрике Центральная Россия с метками Золотое кольцо, Иваново. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Свято-Введенский женский монастырь: подворья

Их на сегодня несколько:

  • Преображенское в деревне Доронино;
  • Покровское, которое находится в помещичьей усадьбе села Златоуст;
  • Ильинское, расположенное в городе Гаврилов Посад;
  • восстанавливается также ещё одно, которое находится в селе Ступкино, его назвали Сергиева Пустынь в честь преподобного Сергия игумена Радонежского.

Каждое подворье — это отдельная история. Были восстановлены храмы и усадьбы, возведены новые строения. Сегодня подворья охватывают не только домовые, приходские храмы и сельскохозяйственные угодья. Покровское подворье готовится к открытию школы-интерната для девочек: уже возведено трехэтажное помещение. Также здесь стараются создать все условия для развития давно забытых промыслов. Сестры монастыря помогают детским приютам и домам малютки, которые расположены в близлежащих районах.

Свято-Введенский женский монастырь: подворья

Их на сегодня несколько:

  • Преображенское в деревне Доронино;
  • Покровское, которое находится в помещичьей усадьбе села Златоуст;
  • Ильинское, расположенное в городе Гаврилов Посад;
  • восстанавливается также ещё одно, которое находится в селе Ступкино, его назвали Сергиева Пустынь в честь преподобного Сергия игумена Радонежского.

Каждое подворье — это отдельная история. Были восстановлены храмы и усадьбы, возведены новые строения. Сегодня подворья охватывают не только домовые, приходские храмы и сельскохозяйственные угодья. Покровское подворье готовится к открытию школы-интерната для девочек: уже возведено трехэтажное помещение. Также здесь стараются создать все условия для развития давно забытых промыслов. Сестры монастыря помогают детским приютам и домам малютки, которые расположены в близлежащих районах.

История Успенского Кафедрального Собора

Храм был заложен более 180 лет назад, в сентябре 1834 года. Проект здания разрабатывал владимирский архитектор Петров, а средства на строительство церкви выделили ивановские фабриканты – Косьма Бутримов и Николай Шодчин. Строительство продолжалось около 9 лет, и достраивать собор пришлось уже сыну Шодчина – Антону Николаевичу.

В сентябре 1843 произошло освящение Собора. Главный Престол был посвящен Успению Матери Божий, приделы Храма – Рождению Иоанна Крестителя и Великомученице Варваре.

Успенский собор имел богатое внутреннее убранство: иконы обрамляли серебряные оклады, стены расписывали лучшие русские живописцы.

Большой вклад в обустройство Кафедрального Собора внесла семья Щаповых. Эти крепостные крестьяне, ставшие впоследствии знаменитыми российскими предпринимателями и меценатами, на собственные средства благоустроили территорию нового храма.

Николай Терентьевич Щапов, а затем и его сын – Николай были назначены старостами Храма. Они отвечали за благоустройство Собора и нередко проводили необходимые работы за собственный счет. При них была построена новая ограда, возведена Троицкая часовня. Именно Щаповы были инициаторами открытия приходской школы.

В 1933 году Успенский Кафедральный Собор в Иваново закрыли. На месте кладбища устроили парк с танцевальной площадкой, кинотеатром и читальней, а здание Собора использовали для рабочего общежития. Позднее, уже 50-х годах, в церкви разместили контору Ивановской электросети.

В 1991 году Успенский Собор вернули Православной церкви, на территории кладбища был открыт мужской монастырь, но само здание церкви освободила только в 2003 году, а восстановление Храма началось в 2007.

В июле 15-го восстановленный года Храм был освящен, ему было присвоено звание Кафедрального Собора.

Фото и описание

Свято-Успенский монастырь в городе Иваново был образован по благословению Патриарха Алексия II 25 мая 1998 года.

С конца 18 века в юго-восточной части Иваново находилось Успенское кладбище. В 1815 году сюда перенесли из Покровского монастыря деревянный храм. В 1819-21 годах при храме в традициях классицизма построили колокольню по проекту владимирского архитектора Е.Я. Петрова В 1834-43 годах по его же проекту фабрикантами К.И. Бутримовым и Н.С. Шодчиным был возведен новый Успенский храм с приделами во имя вмц. Варвары и Рождества Иоанна Предтечи.

В 1924 году община храма была обвинена властями в хранении имущества, которое было сдано церковным старостой Н.Т. Щаповым в целях «укрытия от реквизиции». Договор с православной общиной расторгли, а Успенский храм передали обновленцам. В 1933 году кладбище разрушили, а на этом месте устроили парк развлечений Меланжевого комбината, в народе называемый «парком живых и мертвых». Церковь была изуродована и разграблена. Ее перестроили для нужд предприятия «Ивановские электрические сети».

В 1995 году, когда храм вернули православной церкви, здесь стала собираться община тех, кто выбрал для себя монашеский путь. С того времени многое было сделано. С момента основания обители монахи особо почитают семью святых мучеников и страстотерпцев царской фамилии – Николая II, государыню Александру, царевну Татьяну, Ольгу, Марию, Анастасию, цесаревича Алексея. В монастырском парке уже практически достроили храм во имя этих страстотерпцев, который является главной святыней монастыря. Храм, который был построен русскими архитекторами, величественен в своем архитектурном решении. Длительные усердные молитвы монахов, тонкая работа рабочих, и личные молитвы архиепископа Амвросия, управляющего Иваново-Вознесенской, а также Кинешемской епархией не прошли даром.

В строительстве храма принимал участие весь народ. Это – и прихожане монастыря, которые постоянно вносили свою лепту, местные благотворители, родственники царственных мучеников, монархи из европейских стран, российские благотворители, в числе которых Никита Михалков, Михаил Чепель, Андрей Быков.

В будущем планируется построить еще одну святыню – музей памяти царственных мучеников. Эта идея принадлежит протоиерею Василию Фонченкову, ему в 1978 году явился в видении сам государь. После этого отец Василий начал собирать различные святыни, имеющие отношение к Государю. Сейчас с ктитором храма, Андреем Быковым, готовится создание подобного музея.

У Свято-Успенского монастыря есть несколько подворий. Казанское подворье расположено в селе Котцыно Ивановского района. Здесь есть деревянное здание с домовой Казанской церковью, которая находится в стадии ремонта и разрушенный каменный Воскресенский храм с приделами в честь святителя Николая и Казанской иконы Божьей Матери.

Знаменский скит расположен в селе Буньково Ивановского района. Здесь расположена деревянная Знаменская церковь, которая находится на завершающей стадии строительства, идет ее отделка. Храм Воскресения Словущего расположен в селе Топтыгино Приволжского района. В подворье находится храм в честь Воскресения Словущего, освященный в 2001 году с приделами во имя Николая Чудотворца и Смоленской иконы Божией Матери. Лежневское подворье находится в поселке Лежнево. Сюда входят храмы Покрова Богородицы, Казанский храм, Рождества Христова и Никольский храм. В состав подворий монастыря входят также два больничных храма Иваново: в честь Николая Чудотворца в Областной Клинической Больнице и в честь Иконы Божией Матери «Помощница в родах» в НИИ материнства и детства.

Описание монастырского архитектурного ансамбля

В состав архитектурного ансамбля входит несколько строений. Среди них можно встретить Успенский храм, Казанский, колокольню и другие здания.

Стоит отметить: в таком составе монастырский ансамбль появился в 19 в.

Сегодня обитель представляет собой уникальный объект, который стремятся посмотреть многие паломники, прикоснуться к истории православного мира, окунуться в неповторимую атмосферу этого места, приложиться к святым мощам батюшки Феофана.

Христорождественский собор

В конце 19 века как часть настоящего архитектурного ансамбля комплекса построили собор, который ныне носит название Христорождественский.

Знаете ли Вы, что: с самого начала здание задумывалось в качестве «теплого» храма, где было бы возможно и удобно проводить богослужения в холодное время года. Особенно в зимний период, в лютые морозы.

У сооружения имеется 2 престола и 5 куполов.

Девять мучеников Кизических – такое название носит почитаемая и располагающаяся в соборе икона.

Казанский собор

Строительство шло более 10 лет, окончилось только в 1844 г. Саровский Успенский собор послужил основой проекта Казанского, который расположен в Рязанской области. Однако убранство и его размеры все же не смогли достигнуть уровня своего прототипа.

Постройка имеет 3 престола и является по своему строению пятикупольным. Сам по себе храм очень красив. Его колонны и фронтоны отличаются особенной утонченностью и изысканностью.

Полезно знать: епископ, богослов и публицист Феофан — является автором многих икон, украшающих соборный иконостас. А сам служитель был захоронен близ стен Казанского собора.

Успенская церковь

Её по праву можно назвать самым первым строением, которое появилось как часть архитектурного комплекса Вышенского монастыря.Датируется ее возникновение еще 17 веком. Однако история церкви не так благополучна и прекрасна.

В настоящий момент она располагается не там, где стояла ранее, так как первую деревянную постройку перенесли. Сейчас церковь является каменной, заново отстроенной на месте сгоревшей.

Освещена она в 1988 г. после долгой реставрации. Кстати, это строение решено было приводить в порядок одним из первых.

Домовая церковь епископа

Комплекс включает в себя много различных строений. Некоторые из них появились еще в 17 веке. А другие были отстроены несколькими веками позже.

Каждое из них уникально, имеет свою историю, архитектурные особенности. Так, в ансамбль входит и домовая церковь. Ее неразрывно связывают с именем епископа.

Так как этот святой человек был затворником, то все свои литургии он совершал именно тут.

Примите во внимание: на организацию домовой церкви получали официальное разрешение. Благословило ее устройство епархиальное начальство

Событие произошло в 1867 г.

Колокольня

В настоящий момент колокольня представляет собой разобранное здание. Случилось это ещё в 70-х гг. 20 в. Таковая учесть постигла множество православных построек. Не щадили ни маленькие церкви и часовни, ни большие соборы и храмы. Не брался в расчет даже факт того, что объекты имеют особую культурную, историческую ценность.

Примите к сведению: колокольню построили в первой половине 19 века. Имела ранее 14 колоколов уже в начале 20 столетия. Самым тяжелым колоколом был тот, чья масса составляла 726 пудов.

Другие здания

На территории располагались и иные здания, сооружения. Так, чтобы вести грамотную хозяйственную и иную жизнедеятельность, использовались 12 каменных корпусов для братии.

Еще существовала 1 деревянная постройка. Она использовалась как амбар.

Богата внешняя территория была и гостевыми домами. Таковых насчитывалось два. Такое обустройство комплекс получил к началу нового 20 столетия.

История Введенской церкви

В 1900 году прошел сход крестьян Ушаково и Яма, и они приняли решение построить в посадской части города новый храм. Участок под церковь был выделен по распоряжению графа Сергея Дмитриевича Шереметьева, а средства для нее решено было собирать при помощи частных пожертвований. За сбор денег взялись строительная комиссия из крестьян, управляющий вотчинной конторой Шереметьевых К.Ф. Кнорре, а также Павел Никанорович Дербенев — городской голова тогдашнего Иваново-Вознесенска.

Дербенев принадлежал к богатому роду владельцев текстильной промышленности, и его дед – Тимофей Васильевич организовал первую ткацкую мастерскую еще в 30-е годы XIX века. Стараниями семьи Дербеневых к началу XX века их мануфактурное производство в Иваново-Вознесенске сильно выросло, и на текстильных фабриках работали почти 6,5 тыс. человек. Кроме городского головы, честь спонсирования строительства принадлежит местным фабрикантам И.К. Маракушеву, Н.Г. и Н.Х. Бурылиным, И.А. Соколову, М.Н. Гарелину и П.И. Витовой. Деньги для храма давали также городские служащие, работники мануфактур и анонимные жертвователи.

Проект новой церкви выполнил Петр Густавович Беген — губернский архитектор, который построил много зданий в Владимирской губернии и в самом Иваново-Вознесенске.

Наконец, в 1901 году прошла торжественная закладка храма, и начались строительные работы, непосредственное руководство которыми поручили архитектору Алексею Федоровичу Снурилову.

Вид на монастырскую колокольню на фоне церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы

Спустя шесть лет храм освятили. На деньги, пожертвованные промышленниками Бурылиными, в художественной мастерской А.И. Шорохова для новой церкви вырезали красивый трехярусный иконостас. А с юга-запада от основного здания поставили деревянную колокольню.

В церкви обустроили три придела. Центральный посвятили Введению во Храм Божией Матери, а боковые – Святителю Николаю и великомученику Феодору Тирону. Новый храм получился очень красивым, и особенно впечатлял его пол, который покрывала разноцветная метлахская плитка. Из церковной летописи известно, что первым священником храма стал Михаил Степанович Кохомский.

Введенская церковь стояла на небогатой, рабочей окраине города, и у его приходской общины постоянно возникали проблемы со средствами. Из-за недостатка финансов храм не стали расписывать, а богослужебную утварь и необходимые стройматериалы прихожане приобретали в кредит.

В 1914 году община получила разрешение церковных властей и стала искать средства, чтобы построить каменную колокольню. Спустя два года штатный архитектор епархии Л.М. Шерер создал ее проект. Однако, власти сочли, что место выбрано неудачно, и колокольню так и не построили.

В 1918 году во Введенской церкви побывал патриарх Тихон (Беллавин) и провел здесь службу. К середине 30-х годов прошлого века власти передали отделениям обновленческой церкви сначала один из пределов, а потом и весь храм целиком. Но в 1938 году церковь закрыли, а ее внутреннее убранство и иконы были разграблены.

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (Красная церковь)

В середине Великой Отечественной войны по инициативе горожан предпринимались попытки возобновить богослужения, но это так и не было сделано. Более 50 лет храм, как культовое здание, бездействовал и использовался для областного государственного архива. Церковные службы стали проводится здесь только с 1990 года.

Восстановление и реставрация собора

Уже давно пронёсся над Россией свежий ветер перестройки, и правительство конкретными делами подтвердило свой новый подход к вопросам, связанным с религией, а ивановские электрики упорно продолжали держаться за своё помещение. Лишь в 2003 году удалось их вынудить освободить его. К этому времени распоряжением Священного Синода на территории бывшего кладбища был открыт мужской монастырь, и храм, таким образом, оказался в его владениях.

Однако впереди ещё предстояло много дел. Собор был возвращён верующим в ужасном состоянии. Восстановительные и реставрационные работы начались в 2007 году и проводились не только на средства, отпущенные Патриархатом, но и на добровольные пожертвования граждан – жителей Иваново и других городов России. Когда их основная часть была завершена, было принято решение о придании храму статуса городского кафедрального собора.

Восстановление и реставрация собора

Уже давно пронёсся над Россией свежий ветер перестройки, и правительство конкретными делами подтвердило свой новый подход к вопросам, связанным с религией, а ивановские электрики упорно продолжали держаться за своё помещение. Лишь в 2003 году удалось их вынудить освободить его. К этому времени распоряжением Священного Синода на территории бывшего кладбища был открыт мужской монастырь, и храм, таким образом, оказался в его владениях.

Однако впереди ещё предстояло много дел. Собор был возвращён верующим в ужасном состоянии. Восстановительные и реставрационные работы начались в 2007 году и проводились не только на средства, отпущенные Патриархатом, но и на добровольные пожертвования граждан – жителей Иваново и других городов России. Когда их основная часть была завершена, было принято решение о придании храму статуса городского кафедрального собора.

Начало жизни монастыря

Приходским храм пробыл непродолжительный период. Вокруг отца Амросия образовалась небольшая группа его духовных чад, выразившая своё желание служить Богу. И уже в марте 1991 года архимандрит подал прошение о том, чтобы благословить создание монастыря. И вот 27 марта, по благословению патриарха Алексия ІІ, Свято-Введенский женский монастырь начал свою духовную миссию. Через полгода был совершён первый постриг.

Совместными усилиями насельниц монастыря, прихожан и жертвователей церковь была быстро восстановлена. Рядом с ней построили несколько двухэтажных корпусов, колокольню. Все строения возводились с учётом архитектурных особенностей Красного храма. Результатом стало появление в сердце города красивейшего архитектурного ансамбля. Так здесь обосновался Ивановский Свято-Введенский монастырь (женский). Эта обитель со временем стала расширяться за счёт подворий, которые были организованы в Ивановской области.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: