Водный транспорт Стамбула
До середины прошлого века только водный транспорт соединял европейскую и азиатскую части города.
С открытием мостов он не только не исчез, но и стал оживленнее. С каждым годом растет число желающих посмотреть на красоты города, который расположен на море между двумя континентами.
Сегодня паромная система Стамбула – крупнейшая в мире. В Стамбуле много причалов и транспортных компаний, которые оказывают услуги перевозок по морю. Будет логично разбить их на две большие группы: государственные фирмы и частные.
Государственный транспорт
Муниципалитет Стамбула управляет 15 паромными линиями и 28 скоростными двухпалубными судами, которые известны как морские автобусы.
Наравне с метро и трамваями паромы и морские автобусы входят в общегородскую сеть IETT. Поэтому за поездку выгодно платить картой Istanbulkart. Это дешевый способ прокатиться по Босфору.
Морскими автобусами управляет государственный перевозчик IDO. На борту судна огромными буквами должна значиться эта аббревиатура. Эти транспортные средства были закуплены в Норвегии и перевозят только пассажиров.
Морские автобусы IDO курсируют по расписанию между 29 терминалами. Шесть из 28 автобусов – скоростные.
Перевозчик IDO также управляет 86 причалами и:
- 32 обычными паромами;
- 18 паромами для автомобилей;
- 10 скоростными паромами для автомобилей. Каждый рассчитан на 1,2 тыс. пассажиров и 225 машино-мест.
Это делает IDO крупнейшим паромным оператором планеты.
Его ключевой конкурент – муниципальное предприятие Sehir Hatlari. Название переводится с турецкого языка как «Общественные паромы». Компания работает с 1851 года. Управляет 29 паромами и 48 причалами. В год перевозит 40 млн пассажиров.
В 2017 году муниципалитет Стамбула организовал на нижних этажах большинства паромов регулярные концерты живой музыки.
Именно Sehir Hatlari контролирует небольшие катера вапуры, которые ходят на скромной скорости. Для стамбульцев вапур – это морская маршрутка, на которой ездят на работу.
Частный транспорт
Услуги частных извозчиков стоят дороже. Но при этом выше качество предоставляемых услуг и меньше толпа перед сходнями.
Самая крупная частная транспортная компания Стамбула носит название Mavi Marmara. На ее судах туристы и экспаты обычно добираются до пляжей Принцевых островов.
Mavi Marmara управляет службой морского такси Deniz Taxi. Ее катера доставят в любую точку Стамбула, где есть причал.
Ключевые конкуренты Mavi Marmara – турагенства Dentur Avrasya и Turyol. Располагают собственным флотом паромов и катеров. Только у Turyol 60 пассажирских судов.
Обычно гости и жители Стамбула пользуются услугами туроператоров, когда хотят отправиться в морской круиз, свозить любимую посмотреть на закат в романтической обстановке.
Заплатить картой Istanbulkart у частных перевозчиков не получится. Они принимают только наличные и билеты, купленные онлайн.
Скоростной трамвай Т1
В Европейской части действуют две линии: линия T1 от Кабаташа, которая обеспечивает легкий доступ к Султанахмету , и линия T4, которая идет обратно к северо-западу от города. Работает с 6:00 до 23:00.
Современный трамвай в Стамбуле
Трамвай в Стамбуле очень чистый и с кондиционером. Линия T1 доставит вас к основным туристическим объектам города. Мы рекомендуем вам воспользоваться им, это действительно самый простой, дешевый и быстрый способ добраться до старого города. Основные остановки для T1:
- Кабаташ — Дворец Долмабахче, соединение с Таксимом на фуникулере (F1).
- Топхане — Стамбульский музей современного искусства.
- Каракёй — соединение с Тюнелем (F2), который доставит вас до улицы Истикляль.
- Eminönü — Рынок специй.
- Сиркечи — Вокзал.
- Султанахмет — дворец Топкапы, собор Святой Софии, Голубая мечеть, Цистерна Базилика, Археологический музей.
- Беязит — Гранд базар.
- Зейтинбурну — сообщение со станцией метро M1 от старого аэропорта Ататюрк.
Линии стамбульского метро
Обычная посадка в метро
Протяженность линий различна, как и их востребованность у пассажиров. А потому время ожидания транспорта не везде одинаково.
Часто задаваемые вопросы
Какой график работы стамбульского метро? Вагоны выходят на первый рейс в 6.00, кроме линии М2, которая начинает работать в 6.15. Метро Стамбула работает до 00.00, интервал движения поездов в среднем составляет 5 минут.
Yenikapı — Atatürk Havalimanı. Это линия М1А, по ней можно добраться – правда, с пересадкой — от аэропорта до центра Стамбула (исторического района Султанахмет). Функционирует данная ветка с 1989 года, но вплоть до 2014-го велись работы по ее расширению. Сейчас это 21 км пути 18 станций. Ежедневно по линии проезжают около 400000 жителей и гостей города. Время ожидания поезда – не более 6 минут в часы пик.
От линии М1А отходит М1В, направление – 14 км на запад. Движение — Yenikapı –Kirazlı. Пассажиропоток такой же, интервал в движении поездов – 4 минуты
Обе линии на карте обозначаются красным цветом, а потому пассажиры нередко не обращают внимание на то, что линии М1А и М1В расходятся.
Yenikapı — Hacıosman. Линия М2
Растянулась на 23,5 км. Проходит через 16 станций и ведет к площади Таксим. Работать начинает чуть позже остальных веток – в 06.15. На карте зеленого цвета.
Kirazlı – Olimpiyat – Başakşehir. Ветка М3. Строительство шло с 2006 по 2013 год, линия растянулась на 15,9 км. Вагоны проходят через 11 станций с интервалом в 3 минуты. Обозначена синим цветом.
Kadıköy – Tavşantepe. Линия М4. Достаточно молодая (полностью запущена в 2016 году) и самым большим количеством станций (их всего 19, протяженность – 26 км). На карте ветка розовая.
Üsküdar – Yamanevler. Линия М5. В процессе строительства: пока запущены 10,5 км, на пути 9 станций, после полного запуска их количество увеличится до 17,8 км и 16. Цвет на карте – фиолетовый.
Levent — Boğaziçi Ü./Hisarüstü. Ветка М6. Самая короткая в стамбульском метрополитене, ее протяженность — 3,3 км. Проходит всего через 4 станции. Обозначена коричневой линией.
На всех ветках, кроме М2, движение начинается в 06.00 и заканчивается в полночь. Поезд в среднем приходится ждать около 5 минут.
Канатная дорога
Канатная дорога в Стамбуле
В европейской части Стамбула расположены две канатные дороги.
Первая канатная дорога — TF1 Maçka – Taşkışla проходит над парком Democracy Park и соединяет между собой отели Hilton Istanbul Bosphorus и Swissotel The Bosphorus. Длина этой дороги, открытой в 1993 году, составляет 347 метра.
Две гандолы, по 6 человек в каждой, курсируют с 08-00 до 19-00 каждые 5-10 минут.
Вторая линия канатной дороги — TF2 Eyüp — Piyer Loti открыта в 2005 году. Она проходит между историческим районом Эйюп (Eyüp) и холмом Пьер Лоти (Pierre Loti). Длина TF2 составляет 384 метра.
Время работы TF2 – с 08-00 до 23-00. Частота движения — каждые 5 минут.
Актуальную информацию о фуникулерах Стамбула можно уточнить официальном сайте метрополитена.
История
Tünel — старейшая из сохранившихся подземных городских железных дорог в континентальной Европе.
Фотография трамвая времен Османской империи
Общественный автомобильный транспорт в Стамбул датируется 30 августа 1869 г., когда был заключен контракт на строительство трамвай система в столице Османская империя был подписан. По этому соглашению «Société des Tramways de Constantinople» Константина Крепано Эфенди получило уступка работать общественный транспорт сорок лет. Торжественное открытие четырех линий конные трамваи был в 1871 году. В первый год конки перевезено 4,5 млн человек по линиям Азапкапы-Галата, Аксарай -Едикуле, Аксарай-Топкапы и Eminönü -Аксарай. В последующие годы было добавлено больше линий. На 430 лошадей было запряжено 45 экипажей, в том числе 15 летних и несколько двухэтажные машины, на 1000 мм (3 футов33⁄8 в) измерительный прибор отслеживать. В 1912 году конный трамвай должен был прекратить работу на один год, потому что Министерство обороны отправило всех лошадей на фронт во время Балканская война.
А ностальгический трамвай на проспекте Истикляль
Трамвайная сеть была электрифицирована. контактный провод 2 февраля 1914 года. Трамвай начал курсировать по Анатолийский часть Стамбула 8 июня 1928 г. Ускюдар и Кысыклы. К 1950-м годам длина трамвайных линий достигла 130 км (81 миль). Трамваи ходили на европейской стороне города до 12 августа 1961 года, а на азиатской — до 14 ноября 1966 года.
В то время как конка тронулась, строительство Tünel, короткое фуникулер между Пера и Галата, начался 30 июля 1871 года. Фуникулер открылся для обслуживания 5 декабря 1874 года, став вторым старейшим метро в мире после Лондонское метро. Вначале перевозили только грузы и скот. 17 января 1875 года, после завершения пробных запусков, фуникулер был открыт для публики. Он все еще в строю.
На европейской стороне города была построена пригородная линия. Sirkeci в Хадымкёй в 1872 г., за которым последовал в 1873 г. на анатолийской части от Терминал Хайдарпаша к Измит.
Паром является одним из старейших транспортных средств Стамбула, города, где две части разделены Босфор пролив и окружен морем. В 1837 г. британские и русский собственные лодки начали перевозки по Босфору. Стамбульская морская компания была основана в 1851 г. указ из Османский Султан Абдулмеджид I. Паромное сообщение началось в 1853 году с шести пароходы построен на верфи Роберта Уайта в Англия. Служба была распространена в 1859 году на места вокруг Золотой рог. После 1903 г. винтовой пароходы были введены в эксплуатацию. До 1929 года лодки импортировались; позже паромы были построены на верфях в Золотом Роге. На пике популярности флот насчитывал 40 лодок. В 1867 году эта же компания начала перевозить автомобили через Богазичи (Босфор) между Кабаташ и Ускюдар с двумя паромами, приобретенными в Англии, в качестве первых регулярных паромных линий в мире. Все паромные компании были национализированы в 1945 году.
Автобусные перевозки в Стамбуле начались в 1926 году с четырех автобусов Renault-Scania между Beyazıt и Каракёй. Парк вырос с 9 автобусов в 1942 году до 16 в 1955 году и до 525 автобусов в 1960 году, а затем стал основой общественного транспорта в постоянно растущем городе.
Железнодорожная станция Хайдарпаша в Кадыкёй округ.
Несколько Британский и Французский компании использовали весь общественный транспорт в Стамбуле до 16 июня 1939 года, дата национализации. Недавно созданная компания İETT (İstanbul Electric Tram and Tünel Company) взяла на себя задачу общественного транспорта в Стамбуле.
27 мая 1961 г. троллейбусы были введены в эксплуатацию первыми между Топкапы и Эминеню после ликвидации трамваев. Однако через некоторое время они были выведены из эксплуатации, поскольку они также препятствовали растущему трафику на узких улочках старого города.
В 1988 году компания под названием Ulaşım A.Ş. (Transport Inc.) была создана для предоставления услуг LRT (с 1989 г.), метро (с 2000 г.) и Современные трамваи (с 1992 г.) муниципалитетом Стамбула. Компания по-прежнему активна и будет оператором новых железнодорожных линий.
Терминал Сиркечи на европейской стороне Стамбул был открыт в 1890 году как конечная остановка железной дороги Румели и Восточный экспресс
Такси в Стамбуле
Такси, конечно, не совсем общественный транспорт, но раз уж мы коснулись всех возможных способов перемещения по Стамбулу, стоит и о нем пару слов сказать. Почти в любой точке города и в любое время суток вы без проблем сможете найти желтые машины — смело тормозите их и езжайте куда нужно. Посадка обычно стоит 4 лиры, а дальше зависит от километража. Один километр — 2,5 лиры, в независимости от загруженности дорог. Так что истории про высокий спрос и увеличенный коэффициент — не более чем желание водителей подзаработать на наивных туристах. А еще можно воспользоваться приложением BiTaksi — что-то вроде нашего «Яндекс.Такси». Скачать его можно и на Android, и на iOS.
Водный транспорт
Первые паромы через Босфор были запущены в 1837 году. До открытия Босфорского моста в 1973 году паромы были единственным видом транспорта, связывающим европейскую и азиатскую части города. Впоследствии, в 1988 году, был открыт мост Султана Мехмеда Фатиха, а в 2013 году был открыт тоннель в составе первой очереди железнодорожной системы Мармарай.
Сегодня водные перевозки в Стамбуле осуществляются скорыми паромами İDO (тур. İstanbul Deniz Otobüsleri—Стамбульские морские автобусы) и традиционными паромами (тур. Vapuru). В основном паромы обслуживают пассажиропотоки Европа—Азия. Название традиционных паромов происходит от тур. yolcu vapuru — ‘пассажирский пароход’, но сегодняшние паромы оборудованы двигателями внутреннего сгорания. Так как сеть паромов в Стамбуле связана с другими видами общественного транспорта, на паромах нет резервирования мест, оплата проезда производится при входе и в качестве валидных билетов принимаются транспортные карты, действующие на других видах транспорта — AKBİL.
Особый вид транспорта
Фуникулёры
Их в Стамбуле два.
Фуникулер Кабаташ – Таксим подземный и больше похож на метро.
А еще на портал между Европой и Азией. Блогер Arinam7 подтверждает:
Нижняя станция Кабаташ находится рядом с выходами с одноименного порта. Здесь будет и конечная остановка трамвая Т1. На верхней станции Таксим можно пересесть на ветку метро М1. Там же много автобусов и долмушей, чтобы продолжить путь.
Поездку на фуникулере оплатите жетонами или «Истанбулкарт».
Туннель (Tunel). Через “у” — так называют его местные. Скажете им «тоннель» – вас не поймут и пошлют не туда.
Поезд тоже бегает под землей, он длиной в два вагона. Связывает Галатский холм и район Бейоглу, а точнее самый конец пешеходной улицы Истикляль.
Вход в туннель со стороны Истикляль спрятался в обычном здании. Нашли его на фото?
За поездку заплатите так же, как и на фуникулере Кабаташ-Таксим.
Ностальгический трамвай
В европейской части это маршрут Т2. Он соединяет площадь Таксим и станцию метро Шишхане (Şişhane). Ходит такой трамвай только по улице Истикляль.
В азиатской части ищите исторический транспорт на маршруте Т4. Трамвай следует по историческому району Кадыкей.
Вот так сказочно это выглядит:
Канатная дорога Teleferic
-
Teleferic TF1 Мачка – Ташкишла. Проходит над парком Мачка. Поездка займет две минуты. Для оплаты подойдут жетоны и «Истанбулкарт».
- Teleferic TF2 Эюп – Пьер Лоти. Две кабины в каждом направлении, три минуты в пути, работает с 08:00 до 23:00.
Эта канатка появилась в 2016 году. Власти построили ее, чтобы туристам было удобнее добираться на смотровую площадку и в популярное кафе «Пьер Лоти» на одноименном холме. Нижняя станция расположена на набережной залива Золотой Рог.
Долмуши в Стамбуле
Похожи на наши маршрутки. Они меньше автобусов, менее комфортабельные и здесь нельзя оплатить проезд Istanbulkart, только наличными. Стоимость проезда — от 2 до 8 лир. И на вход, и на выход останавливаются по требованию, причем не обязательно на остановках — где угодно. Иногда это удобно. Работают обычно с 6:00 до 00:00, но есть специальные ночные маршруты. И еще один момент, который вы сами отнесете к плюсам или минусам: водители долмушей из тех, кто считает, что правила нужны, чтобы их нарушать. Так что доедете с ветерком — быстрее, чем на автобусе. Но безопасности и комфорта от них ждать не приходится.
Долмуши
Аренда автомобилей
Арендовать автомобиль в Стамбуле можно, вопрос только в том, насколько это нужно. Движение в Стамбуле очень сумбурное и хаотичное, правила дорожного движения соблюдаются далеко не всегда, а сам город погружен в многочисленные пробки. Плюс ко всему, в Стамбуле сложилась очень плохая ситуация с местами для парковки, которых попросту не хватает для постоянно растущего числа автомобилей. Существуют, правда, платные парковки, где час стоянки стоит в районе 5 лир. Кроме того, цены на бензин также не обрадуют российского туриста — литр самого распространенного в Турции 95-го бензина обходится в Стамбуле в 4,50 YTL.
Оплата проезда
Кондукторов в Metrobus вы не встретите, потому что они не нужны. На всех станциях установлены турникеты, через которые можно пройти, только оплатив проезд.
Хотя автор наблюдал, как на станции «Босфорский мост» (Boğaziçi Köprüsü, первая остановка на азиатском берегу) несколько местных жителей без оплаты проникли на платформу.
Сама станция находится возле того места, где автобус съезжает с моста и вновь возвращается на свою выделенную полосу. Поэтому с одной стороны платформа здесь не ограждена.
Купить билет за наличные нельзя. Для начала вам необходимо обзавестись Istanbulkart («стамбульская карта») или Mavi Kart («синяя карта»). Для отдельных групп пассажиров действуют специальные карты и льготные тарифы — например, для студентов, учителей.
Затем в автомате нужно пополнить карту на определенную сумму, в зависимости от количества планируемых вами поездок. Оплата за проезд зависит от количества остановок, которые вы планируете проехать.
Скажем, за проезд 1-3 остановок пассажиру необходимо заплатить 1,95 лиры (около 12 грн), 10-15 остановок — 3,35 лиры (около 21 грн), 22-27 остановок — 3,5 лиры (около 22 грн), более 40 остановок — 3,85 лиры (около 24 грн).
С 24:00 до 06:00 эта тарификация не действует, ночью устанавливается единый тариф на все поездки, независимо от расстояния — 3,85 лиры.
Пополнение карты в автомате
Карта Istanbulkart является универсальной для использования во всех видах общественного транспорта Стамбула. К примеру, в трамваях и метро действует единый тариф. Если пассажир воспользуется этой картой при оплате за проезд в Metrobus, с него спишется максимальная сумма в размере 3,85 лиры.
Но деньги за неиспользованные остановки можно вернуть. При выходе со станции возле турникетов стоят специальные аппараты — Para Iade Makinesi (аппараты возврата денежных средств). Пассажиру необходимо приложить Istanbulkart, и деньги будут обратно на карту.
Одна из станций скоростного автобуса
Где купить Истамбул карт
Купить Istanbulkart в Стамбуле в 2023 году можно в любом терминале жёлтого или голубого цвета. Такие терминалы называются Biletmatik.
Жёлтые терминалы — самые распространённые в Стамбуле. Они принимают только бумажные деньги, то есть оплатить проездной монетами или банковскими картами в них нельзя. Жёлтые терминалы принимают купюры достоинством в 5, 10, 20, 50 и 100 турецких лир. Терминалы не выдают сдачу.
Голубые терминалы позволяют купить Istanbulkart за наличные деньги и с помощью банковских карт. Они принимают купюры достоинством в 5, 10, 20, 50, 100 и 200 турецких лир.
Наш опыт. Мы хотели приобрести проездной Istanbulkart с помощью банковской карты в голубых терминалах Нового аэропорта Стамбула. Пробовали три разные дебетовые карты и разные терминалы, но купить проездной не удалось.Пришлось искать банкомат и покупать Истамбулкарт за наличные деньги в жёлтых терминалах. Они работали исправно и без нареканий.
После того, как отменили возможность оплаты по истанбулкарт поездок в автобусах из Нового аэропорта, смысл покупать этот проездной сразу по прилету отпал. Удобнее всего будет купить Istanbulkart в самом городе, а не в аэропорту.
Билетматики Istanbulkart в Новом аэропорту Стамбула
Где купить Истанбул карт в аэропорту
В новом аэропорту Стамбула, возле автобусных платформ (-2 этаж), установлены специальные терминалы (Biletmatik) жёлтого и голубого цвета.
Также есть специальная будка с кассиром, там принимают только наличные.
Терминалы стоят по несколько штук в ряд, поэтому бросаются в глаза.
Терминалы для покупки Istanbulkart в Новом аэропорту Стамбула
Где купить Истамбул карт в городе
В Стамбуле приобрести транспортную карту можно в терминалах возле остановок метро, скоростного трамвая, паромов и фуникулёра.
Чаще всего в городе встречаются жёлтые терминалы, которые принимают только наличные деньги.
Терминалы на пристани Кабаташ (Kabataş)
Трамвай (Tramvay)
Улица Истиклал (Istiklal) сейчас является пешеходной, она закрыта для движения транспорта. Единственный вид транспорта здесь – это старые трамваи. Но они больше выполняют декоративную функцию. Вы можете приобрести трамвайный билет до поездки или очень попросить кондуктора позволить вам приобрести его там, где вы сели. К сведению, прогулка быстрым шагом и поездка на трамвае занимают практически одинаковое количество времени.
Другая трамвайная линия протяженностью 14 км проходит между Кабаташ (Kabataş) и Зейтинбурну (Zeytinburnu). Эта линия была продлена до Bağcılar (Zeytinburnu-Bağcılar) и сообщается с системой легкого метро (Hafif Metro) на станциях Zeytinburnu и Aksaray.
Трамвай в Стамбуле.