Маршрут аппиевой дороги в риме

Каменные мосты

Если маршрут дороги пересекала река, дорогу подводили к броду или строили деревянный мост. Каменные мосты в Риме появились в I в. до н. э. За строительство мостов отвечали кураторы дорог. По приказу куратора дорог Луция Фабриция в 62 г. до н. э. к острову Тиберин на Тибре в центре Рима проложили первый римский каменный мост — мост Фабричио. Опоры этого моста соединены арками, а небольшая арочная ниша в центральной опоре облегчает конструкцию и снижает напор воды при наводнении. Арки появились ещё во II тыс. до н. э. в Междуречье, но в римской архитектуре мост Фабричио — вероятно, первая постройка с арками.

Мост Фабричио. Рим. 62 г. до н. э. Длина 62 м, ширина каждой арки 24,5 м

«Milliarium Aureum»

Когда будущий император Октавиан Август стал уполномоченным по делам римских дорог, он установил на Форуме так называемый мильный камень «Milliarium Aureum» (Золотой миллиарий). Он представлял собой высокую мраморную колонну. Кстати, понятно, почему  камень был «мильным»? Им отмеряли мили. 

От этой колонны сохранилась лишь нижняя часть, так называемая база. На монументе были написаны крупнейшие города Римской империи и указано расстояние до них. Сейчас мы бы назвали подобный памятник «нулевым километром».

Что такое нулевой километр

Это пункт, от которого ведется расчет расстояний от данного места до других населенных пунктов.

В современных городах нулевой километр может быть представлен в виде памятного столбика, таблички, плиты и т.д.  Фотографии нулевых километров в некоторых городах  вы можете посмотреть в статье на моем авторском проекте «Дорогами Души». 

Достопримечательности Аппиевой дороги

Прежде, чем узнать, как добраться до Аппиевой дороги в Риме, стоит ознакомиться с перечнем достопримечательностей.

Путешествие можно начать у ворот Сан-Себастьяно. Это сооружение привлекает туристов разнообразной архитектурой. Обе части ворот имеют свою историю:

  • в III веке до н.э. из обработанного камня был выложен квадратный нижний ярус;
  • в V веке сооружение достроили и укрепили. На квадратной основе появились полукруглые башни, выложенные из кирпича. Они украшены зубцами, имеют небольшие окна.

Все желающие могут посетить здание ворот Сан-Себастьяно, ставшее музеем. За 3 € можно увидеть экспозицию, посвященную истории развития укреплений фортов. В стоимость входит прогулка по стенам, с высоты которых открывается вид на древние оборонительные сооружения. По понедельникам музей закрыт для посетителей.

Недалеко от ворот стоит церковь Domine Quo Vadis. На ее месте произошла встреча Петра и Иисуса Христа.

Следующим этапом путешествия может стать парк Карфарелла. Он занимает обширную территорию, по которой принято передвигаться пешком или на велосипеде. Двухколесные транспортные средства можно здесь же взять напрокат. Карфарелла интересна своими лугами, пещерами, ручьями. Здесь вы не найдете современных пунктов питания: кафе и ресторанов. На пути будут попадаться только небольшие фонтаны с питьевой водой. Можно посетить ферму по разведению овец и приобрести изготавливаемый на ней сыр.

Если гулять по парку не хочется, достаточно свернуть, обойти его. В этом случае экскурсия по Аппиевой дороге продолжится в местах захоронения древних римлян – Catacombe di San Callisto. Посетить достопримечательность можно в любой день, кроме среды. Прогулки по катакомбам разрешены только в присутствии экскурсовод. Стоимость билета 9 €.

Вдоль полотна расположены и другие знаменитые объекты:

  1. Вилла Квинтилиев – руины некогда величественного дома. Здесь произошло убийство членов семьи владельца и императора.
  2. Гробница Сципионов – фамильный склеп, обнаруженный археологами в 18 веке.
  3. Базилика святого Себастьяна, ставшая хранилищем мощей апостола Павла, оригинала плиты со следами стоп Христа. Здесь находятся и другие реликвии: мощи святого, именем которого названа базилика, стрела, вынутая из его тела.
  4. Катакомбы св. Себастьяна, экскурсия стоит 4 EUR.

Как добраться до Аппиевой дороге

Существует два варианта посещения достопримечательности: пешая прогулка или поездка на транспортном средстве. В первом случае туристу придется столкнуться с некоторыми неудобствами:

  • большие затраты времени и сил;
  • отсутствие тротуаров;
  • необходимость постоянно уступать дорогу автомобилям.

Как же доехать до Аппиевой дороги в Риме? Есть несколько решений:

  1. Аренда машины будет стоить 12-25 EUR за сутки.
  2. Путешествие на туристическом автобусе «Археобас», которое начинается со станции «Термини».
  3. Поездка на рейсовых автобусах: № 118 идет от станции метро «Piramide», а № 218 – от собора San Giovanni.

Какой бы способ передвижения вы не выбрали, путешествие по Аппиевой дороге принесет только положительные эмоции!

О месте Археологический парк Аппиева дорога

Археологический парк на Аппиевой дороге предлагает своим гостям  получить незабываемые впечатления в одном из самых живописных мест Рима. Именно здесь  в полной гармонии друг с другом находятся природа и важные археологические памятники Рима.История возникновения
 
Сама Аппиева дорога появилась  в 312 году до н.э. После чего  сразу же стала одной из самых значимых общественных дорог Рима. Через неё были проложены маршруты соединявшие Рим с  Грецией, Малой Азией  и Египтом. Чуть позже Аппиева дорога  стала излюбленным местом семейных захоронений, что повлекло за собой появление вдоль дороги различных  памятников, семейных гробниц и мавзолеев. На протяжении многих столетий на территории вокруг Аппиевой дороги появлялись и другие постройки, например  виллы знатных семей, театры, крепости, монастыри и  колумбарии. Именно  это многовековое наследие и послужило основной идеей для создания большого археологического парка. В конце XVIII века вдоль Аппиевой дороги впервые стали проводить восстановительные работы, в которых принимали участие знаменитые итальянские архитекторы, строители, инженеры, ученые, художники и археологи.  Правда, позже энтузиазм поубавился, да и территорию вдоль Аппиевой дороги решено было застроить частными апартаментами и прочими сооружениями общественного значения. Лишь благодаря публичной огласке и общественному противостоянию, направленному против уничтожения исторических и архитектурных памяток, территорию удалось спасти.  После всех треволнений учреждение регионального археологического парка на Аппиевой дороге было одобрено лишь в 1988 году.Архитектура
Сегодня территория парка охраняется и занимает 3400 га. Расположен  он в регионе Лацио и занимает территорию трёх городов Рима, Чампино и Марино. Благодаря кропотливой работе архитекторов, художников, строителей и ученных, окрестности  удалось   превратить в  прекрасный археологический парк,  и при всём этом сохранить его исторические и природные ресурсы, остался неизменным также  и ландшафт местности. С момента создания парка строительство в нём запрещено.
Отправная точка экскурсии находится на территории бывшей бумажной фабрики Латина. Сам парк начинается с Аврелиевых стен, у ворот Сан-Себастьяна.Вдоль Аппиевой дороги находятся такие известные и интересные достопримечательности, как  катакомбы Сан-Каллисто и Сан-Себастьяно. К основным и хорошо сохранившимся сооружениям также можно отнести: театр Максимус, цирк Максенция и замок семьи Каэтани. К основным  и известным местам захоронения относится гробница Ромула, которого считают основателем Рима, гробница Присциллы и гробница дочери одного из римских патрициев,  Цецилии Метелла.Окрестности
В этом районе вы найдете и музей с археологическими находками, найденными на этом месте. Стоит заметить, что даже  сейчас  здесь часто работает команда археологов. Недалеко от этого места  находятся  гробницы Orazii и  Curiatii. Здесь же есть и акведук Клавдия, который,  не смотря на то, что построили его в I веке н.э., до сих пор хорошо сохранился.Туристу на заметку
Закрыта Аппиева дорога лишь в праздничные дни. Во все остальные дни это не только идеальное место для пеших прогулок, подойдет она также и для любителей езды на велосипеде. Сегодня парк является одной из самых известных достопримечательностей Рима, посещение которой возможно круглый год. 

История Аппиевой дороги

В первой четверти IV века до нашей эры Рим являлся важным политическим и торговым центром Италии. В ходе многочисленных военных кампаний римляне подчиняли себе новые территории и обретали союзников, укрепляя свое положение на Апеннинах и налаживая торгово-экономические и политические отношения. Город рос и развивался. Одной из самых масштабных строек этого периода, а также важнейшим военно-стратегическим решением, стала прокладка новой магистрали, соединившей Рим с южным городом Капуа. Строительство дороги началось в 312 году до н.э. по приказу Аппия Клавдия Цека, влиятельного государственного деятеля и военачальника, и была названа в последующем его именем — Аппиева.

Аппий Клавдий Цек (ок. 350—273 гг. до н. э.) — древнеримский политический деятель, военачальник, реформатор. Считается основателем судопроизводства. Благодаря Аппию Клавдию Цеку в Риме появился первый акведук и была проложена стратегически важная магистраль в древнем мире — Аппиевая дорога.

Одна из самых древних дорог Рима, в связи с постоянными войнами, строилась в несколько этапов. Первый участок магистрали, соединивший столицу республики с городом Капуа (провинция Казерта, Кампания), был построен для решения военных задач. Исследователи предполагают, что сама дорога здесь существовала и ранее, а Аппий Цек лишь придал ей должный вид, вымостив камнем.

Строительство римских дорог

Веком позже был проложен следующий отрезок Аппиевой дороги — от Капуи до Беневенто (провинция Бенвенто, Кампания), а к началу II века до н.э. магистраль достигла Брундизии (совр. Бриндизи, Апулия). Это поспособствовало развитию торговли с восточными странами.

На протяжении многих веков вдоль Аппиевой дороги зажиточные граждане строили фамильные склепы. Некоторые из них с течением времени расширялись, превратившись в итоге в обширные городские кладбища — катакомбы. Вдоль дороги устанавливали многочисленные памятники и монументальные гробницы, некоторые из которых сохранились до наших дней.

Свою роль одна из главных магистралей древнего мира выполняла вплоть до VI века, после чего ее торгово-военное значение постепенно сходило на нет. Улицу Аппиа все чаще стали использовать паломники, следовавшие в Рим с целью поклонения реликвиям и мощам святых, захороненных в христианских катакомбах на обочине дороги.

Аппиева дорога. Артур Джон Стратт (1858 г.)

В средние века, когда бòльшая часть территории у Аппиевой дороги принадлежала Святому Престолу, многие фунеральные монументы были разобраны и использованы в качестве строительного материала для возведения новых сооружений. В XI веке некоторые земельные участки перешли в собственность представителям знати.

После строительства новой Апиевой дороги (via Appia Nuova) во второй половине XVII века старую начали называть Аппия Антика (via Appia Antica).

История

Древняя Аппиева дорога была построена в 312 году до нашей эры. Первоначально она появилась с военной целью, связывая Рим с крепостью Капуя в южной части Аппенинского полуострова. Позже маршрут продлили до города-порта Брундизия (Бриндизи), чтобы наладить сообщение с другими государствами: Египтом, Грецией, территорией Азии и т.д.

Аппиева дорога в древнем Риме. На карте видно, что всю страну пронизывала плотная сеть подготовленных маршрутов

Инициатором строительства самого первого пути был государственный деятель и патриций Аппий Клавдий Цек — именно в честь него и появилось название Виа Аппиа. Но после каждый новый правитель Рима укреплял древнюю трассу и привносил что-то свое. Она обновлялась при Максенции, Константине, Диоклетиане и других, заслужив неофициальное прозвище «Царица дорог». Вдоль каменной мостовой богатые римляне хоронили родственников, выстраивая роскошные гробницы.

Строительство Аппиевой дороги было обязанностью римских легионов, а дорогу могли прокладывать даже через овраги и болота

В Средние века Аппиева дорога утратила часть своей значимости в качестве военной и торговой артерии. Но зато появился большой поток паломников, которые хотели посетить гробницу Святого Себастьяна и римские катакомбы. Это продолжалось до конца 16-го века, когда папа Григорий XIII решил построить Appia Nuova, оттянувшую на себя почти весь поток путешественников.

В 16 веке дорога притянула к себе большое количество паломников разного социального статуса

В начале 19-го столетия в Риме набрал силу интерес к античным достопримечательностям, и древняя Виа Аппиа превратилась в одну из археологических зон. Спустя век, в 1988 году, появился археологический парк Parco Regionale Della’Appia Antica. Он помог сохранить в первозданном виде те километры мостовой, которые еще не превратились в асфальтированную трассу.

Сейчас Аппиева дорога относится к археологическому парку, который поддерживает ее и достопримечательности в должном состоянии

Интересно: после знаменитого восстания Спартака в 71 году до нашей эры Виа Аппиа стала местом казни — вдоль нее прошло массовое распятие рабов. Около 6 000 крестов были возведены от Рима до Капуи.

Рождение дороги

Римляне стремились соединять города прямыми дорогами, ведь прямая — это кратчайшее расстояние между двумя точками. Проектировщики, изучив местность, прокладывали дорогу на карте, обходя лишь те участки, где прокладка дороги невозможна (горные кряжи, болота, топкие берега рек). Но Аппиеву дорогу проложили через Понтийские болота, которые Аппий осушил, проведя каналы.

С картой дороги на место строительства выезжали землемеры и размечали её маршрут для строителей. Строительство начинали сразу на нескольких участках, которые потом соединяли. На стыках участков Аппиевой дороги допущены лишь небольшие отклонения, что говорит о высокой точности расчётов.

Место под дорогу освобождали от зарослей и выравнивали, засыпая ямы и срывая бугры. В низменности дорогу поднимали насыпью, чтобы избежать подтопления: вдоль дороги рыли канавы для стока воды, а земля из них шла на насыпь. На насыпи или на ровном участке по ширине дороги выкапывали траншею для укладки слоёв дорожных покрытий.

Разметка дороги римскими землемерами

Строительство дороги в низине

3Брундизий

Второй участок Аппиевой дороги шел от Капуи через Беневент, Венузию, Тарент, Урию до Брундизия в Апулии. Сначала, в III веке до нашей эры, был проложен путь от Капуи до Беневента. А во второй половине II века до н. э. дорога из Беневента была продолжена до Брундизия. Расстояние от Рима до Брундизия составляет 540 км.

Окончание Аппиевой дороги в Брундизии обозначали две мраморные колонны, возведенные во II веке. Сейчас в порту города находится лишь одна из них, украшенная изображениями Юпитера, Нептуна, Марса и восьми тритонов. Высота ее составляет 19 метров. Вторая колонна была перенесена в 1666 году в город Лечче.

Сегодня Аппиева дорога носит статус государственной, на ее территории расположен региональный парк. Она частично заасфальтирована, но все еще имеет участки с неплохо сохранившимся античным покрытием, на котором можно рассмотреть следы, оставленные древними повозками и колесницами. В праздничные и выходные дни дорога закрывается для транспорта и становится пешеходной.

Описание

Удивление качеству строительства дороги не уменьшается и сейчас. На ней нет бед современных дорог в виде ям, выбоин, трещин. Гладкие, ровные плиты восхищают своей упорядоченностью, силой, вечностью. Древние секреты технологии заключались в выполнении следующих этапов строительства:

  • Проведение геодезических измерений, расчётов, тщательной размётки, очистка территории от кустарника, деревьев, мешающих возвышенностей, углублений. Дороги Римлян отличаются прямым направлением на максимально возможном пути. Они редко проходят по болотам, непроходимым местам. Путь через все природные преграды в виде рек, горных ущелий проходил по каменным мостам. Некоторые сохранились и сейчас.
  • Создание специальных углублений в форме длинной траншеи. На дно укладывались каменные плиты из вулканического материала. Их закрывали слоем щебня, гальки и специальным известковым раствором. Боковые стороны траншеи укреплялись вертикальными каменными плитами.
  • Укладка мостовой. После уплотнения подстилки новые каменные плиты с особой аккуратностью укладывались на дороге. Существует легенда, по которой Аппий проверял качество подгонки плит своим кинжалом. Если он проходил между плитами, булыжным материалом, участок дороги переделывали.
  • Благодаря толщине дороги, она всегда находилась выше уровня земли окружающей местности. Вода легко стекала с неё, не образуя луж на поверхности.

Вдоль всей Аппиевой дороги строились удобные указатели, используемые путешественниками. К ним относятся следующие элементы инфраструктуры дороги:

  1. Своеобразная разметка в виде римской мили (1478 м). На конкретном расстоянии устанавливались столбы с табличками, указывающими время правления императоров, другие важные даты страны, путь до ближайшего поселения. Сейчас сохранился мильный камень первой мили с датой окончания строительства дороги. Кстати, метки выполнялись в виде цилиндрических колонн с высотой 4 м, толщиной 80 см в диаметре, весом свыше 2 тонн. Их крепили на мощных кубических основаниях, закреплённых в грунте.
  2. Станции для смены лошадей, ночлега, отдыха располагались каждые 15 км. При этом на три простых станции приходилась одна с возможностью ночлега. Для отличия их красили в красный оттенок. Здесь были удобные конюшни, кузнеца, постоялый двор, харчевня. Часто рядом со станциями вырастал новый город. Законы гостеприимного населения позволяли путешественникам селиться в домах местных жителей. Вдоль дороги были обустроены специальные амбары, склады для хранения продовольствия, поставляемого в Рим.
  3. Организация почтовой, курьерской, охранной службы. Налаженная система сообщения позволяла доставить требуемые письма в любой уголок империи. Курьеры могли проезжать за день расстояние в 75 км. Возможности других дорог тогда не превышали 45 км пути ежедневного передвижения. Для быстрой доставки использовалась верховая езда на лошади. При этом курьер должен был носить отличительный головной убор. При поездке на специальной колеснице почта находилась в коробе. Служба курьером в тот период характеризовалась опасностью нападения разбойников. Чтобы предотвратить подобное злодеяние римляне вдоль дороги строили военные, оборонительные сооружения. Часто они превращались в крепости, а несущие в них службу воины, занимались ремонтом, обслуживанием дороги.
  4. Создание культовых мест, священных памятников вдоль дороги связано с законом, согласно которого по периметру городской черты запрещали хоронить умерших. Вдоль дороги возникли колумбарии, величественные гробницы, некрополи, храмы, мавзолеи. Их основной целью являлось прославление великих личностей империи, победу войск, формирование духовной подпитки путников. Они имели возможность помолиться богу торговли Меркурию, Диане защищающей дороги, другим богам. Сейчас многие из них относятся к древним достопримечательностям Италии, принимающих огромное количество туристов из разных стран. На одной (колонне Трояна) можно увидеть изображение строительства знаменитой Аппиевой дороги.

Описание достопримечательностей

Аппиевы ворота

Первое, на что стоит обратить внимание, – это ворота святого Себастьяна или Аппиевы ворота. В свое время эта постройка была признана самыми большими воротами Рима. Грандиозное сооружение построили в 3 веке н

э. по приказу правителя Аврелиана

Грандиозное сооружение построили в 3 веке н. э. по приказу правителя Аврелиана.

Достопримечательность прекрасно сохранилась до сегодняшнего момента. Здесь работает музей стены, выставку которого можно посещать со вторника по воскресенье включительно. Часы работы экспозиции — с 9:00 до 2:00. Вход бесплатный.

Гробница Цецилии Метеллы

Монументальная усыпальница, напоминающая внешним видом башню, была возведена в честь дочери знатного римского вельможи, Цецилии. Диаметр строения составляет 11 метров, а высота – около 7 метров. В настоящее время башня сильно разрушена, однако гробница является главной достопримечательностью Аппиевой дороги и представляет собой яркий пример архитектуры древнеримских усыпальниц.

Для строительства гробницы были использованы каменные блоки, очень плотно подогнанные друг к другу: настолько плотно, что между ними нельзя просунуть даже швейную иглу. Башня украшена мрамором, сохранившим на поверхности рельефы в виде животных. В те времена такой материал стоил невероятно дорого. Подобную роскошь могли себе позволить только богатейшие представители знати. Сама Цецилия была похоронена в саркофаге, размещенном в центре усыпальницы. Позже ее останки перенесли в Палаццо Фарнезе. На сооружении высечена надпись, которая гласит, что покойная была прекрасной дочерью и матерью.

Катакомбы Домитиллы

Подземная часть сооружения представляет собой галереи, украшенные различными фресками, изображающими святых. Постепенно ее пространство было расширено для захоронения христиан. В период существования Римской Империи катакомбы облюбовали паломники и использовали их в качестве молелен и храмов.

Есть мнение ученых, согласно которому катакомбы были построены на месте гробницы древнего рода Флавиев. Они возведены на земле, находившейся в собственности Домитиллы, внучки императора Весписиана. Домитилла была в числе самых первых христианок, за что жестоко преследовалась и скончалась в муках, замученная палачами.

Руины виллы Квинтилиев

Некогда усадьба принадлежала братьям Квинтилиям. Вилла была настолько красиво и богато обставлена, что им мог позавидовать сам Коммод, император Древнего Рима. Сегодня увидеть часть ее фасада получится во время прогулки по Аппиевой дороге. Большая часть храма, включая скульптурные композиции и археологические находки, открыта для посещения.

Гробница Сципионов

Захоронение принадлежало одному из самых знатных родов Рима – Сципионам. В усыпальнице захоронен знаменитый поэт Квинт Энний, хотя он и не имел отношения к знатному роду. Данное строение – один из ярчайших и впечатляющих примеров погребальной архитектуры Древнего Рима.

Церковь Домине-Кво-Вадис

По-настоящему называется Санта-Мария-ин-Пальмис. Считается, что церковь стоит на том месте, где Иисус Христос явился перед апостолом Петром как раз в момент, когда солдаты уничтожили всех христиан Рима. Апостол спросил Иисуса, куда Святой держит свой путь. А миссия ответил, что направляется в Рим, чтобы принять второе распятие. Петр последовал за Господом в столицу. В Риме он встретил смерть мученика и принял ее достойно.

Кроме перечисленных достопримечательностей, рекомендуем также посетить арку Друза, гробницу Помпония, ворота Сан Себастьяна, первую мильную колонну, гробницу Геты, мавзолей Присциллы, колумбарии вольноотпущенников и Винья Ранданини, гробницу Волусия и колонну Пия IX.

Желающим ближе познакомиться с достопримечательностями Рима, рекомендуем присмотреться к списку экскурсий на портале «Спутник». Обзорные прогулки, поездки в пригороды, гастрономические и подземные туры – достаточно выбрать понравившийся маршрут и забронировать его на сайте.

1Рим

Аппиева дорога была проложена в 312 году до н. э. при цензоре Аппии Клавдии Цеке. Она шла из Рима в Капую, позднее, во II веке до н. э., была проведена до Брундизия. Аппиева дорога была самой значимой из античных общественных дорог Рима. Уже в древности она называлась «царицей дорог» — regina viarum.

Аппиева дорога имела важное военное, культурное и торговое значение. Она связывала Рим с такими богатыми регионами, как Кампания, Апулия. Первый участок дороги был построен во время второй Самнитской войны (326−304 г. до н

э.), затем использовался в военных целях и во время других конфликтов. В ходе строительства дороги был проведен канал через Понтинские болота, осушивший землю

Первый участок дороги был построен во время второй Самнитской войны (326−304 г. до н. э.), затем использовался в военных целях и во время других конфликтов. В ходе строительства дороги был проведен канал через Понтинские болота, осушивший землю.

Основание дороги было вымощено тесаными камнями из серого вулканического базальта, которые укладывали на слой гальки и цемента. Блоки укладывались таким образом, чтобы дорожное полотно имело немного выпуклую форму, благодаря чему вода сразу стекала. Ширина дороги доходила до 4 метров, что позволяло разъехаться двум колесницам, по бокам дороги шли похожие на тротуар возвышения и глубокие канавы для стока дождевой воды.

Мильный столб

Через каждую римскую милю (1478 метров) на Аппиевой дороге стоял мильный столб. Столб первой мили сейчас заменен на копию, оригинальных столбов не сохранилось. Приблизительно в 16,5 км от Рима, в конце девятой мили, располагалась первая почтовая станция, на которой меняли лошадей. На определенном расстоянии друг от друга находились дорожные станции, служившие местом отдыха. Одну из них — «Три харчевни», расположенную в 45 км от Рима, упоминал Цицерон в письмах, а также в своих произведениях.

Могила Цецилии Метеллы

Так как римский закон запрещал захоронения в черте города, для погребений римляне использовали крупные дороги. Сначала вдоль Аппиевой дороги появились колумбарии с урнами. А начиная со II века зажиточные граждане начали хоронить тела в земле. Самой выдающейся из гробниц считается хорошо сохранившаяся могила Цецилии Метеллы, жены одного из генералов Юлия Цезаря. Среди других выдающихся памятников можно отметить гробницу Марка Сервилия, римского военачальника Секста Помпея, философа Сенеки.

Порта Аппия

Аппиева дорога начиналась у Капенских ворот Сервиевой стены, именно с этого места шел отсчет мильных камней. После строительства Аврелиановой стены в III веке н. э. часть Аппиевой дороги оказалась в черте города. Она выходила из ворот Святого Себастьяна (Порта Аппия), следующие 90 км шла по прямой до Таррацины, пересекая Понтинские болота. Последние 28 км шли параллельно дренажным каналам, что позволяло продолжать альтернативный маршрут на лодке.

Каменный пирог

Конечно же, не все дороги, входившие в колоссальную коммуникационную сеть Древнего Рима, отличались одинаковым качеством. Среди них были и обычные грунтовые тропы, покрытые гравием, и гати из присыпанных песком бревен. Однако настоящим шедевром римской инженерии стали знаменитые via publicae — мощеные общественные дороги, построенные по технологии, пережившей тысячелетия. Именно их праматерью стала знаменитая Аппиева дорога.

Римская технология дорожного строительства довольно подробно описана выдающимся архитектором и инженером Античности Марком Витрувием Поллионом (I век н.э.). Строительство via начиналось с того, что вдоль будущего маршрута на заданном расстоянии (2,5−4,5 м) прорывались две параллельные канавки. Они отмечали зону производства работ, а заодно давали строителям представление о характере почв в данной местности. На следующем этапе грунт между канавками выбирался, в результате чего появлялась длинная траншея. Ее глубина зависела от рельефа геологических характеристик — как правило, строители старались докопаться до скального грунта либо до более твердого слоя почвы — и могла составлять до 1,5 м.

Дальше дорога строилась методом «слоеного пирога». Нижний слой имел название statumen (опора) и состоял из крупных необработанных камней — размером примерно от 20 до 50 см. Следующий слой назывался rudus (щебень) и представлял собой массу более мелкого битого камня, скрепленного связующим раствором. Толщина этого слоя составляла около 20 см. Состав древнеримского бетона варьировался в зависимости от местности, однако на Апеннинском полуострове в качестве раствора чаще всего применялась смесь извести с пуццоланом — перемолотой вулканической породой, содержащей силикат алюминия. Такой раствор проявлял свойства схватывания в водной среде и после застывания отличался водостойкостью. Третий слой — nucleus (ядро) — был тоньше (около 15 см) и состоял из зацементированных мелких обломков кирпича и керамики. В принципе, этот слой уже вполне мог использоваться как дорожное покрытие, однако часто поверх «ядра» клали четвертый слой — pavimentum (мостовая). В окрестностях Рима для мостовой обычно использовали крупные булыжники из базальтовой лавы. Они имели неправильную форму, однако их обтесывали так, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Мелкие неровности мостовой выравнивали цементным раствором, но даже на наиболее хорошо сохранившихся дорогах эта «затирка» в наши дни исчезла без следа, оголив отполированные булыжники. Иногда для создания мостовой применялись и камни правильной, например четырехугольной, формы — их, разумеется, было легче подгонять друг к другу.

Мостовая имела слегка выпуклый профиль, и попадавшая на нее дождевая вода не стояла в лужах, а стекала в идущие по обе стороны мостовой дренажные канавки.

Дорога сегодня

Сегодня путешествуя вдоль Аппиевой дороги можно увидеть руины античных вилл, гробниц и римских акведуков. Сразу за стенами античного Рима можно наблюдать римские античные захоронения. Дело в том, что по традиции античного Рима покойников хоронить полагалось за пределами городских стен.

Ворота Сан-Себастьяно

Достопримечательности вдоль Аппиевой дороги

Свое начало сегодня Аппиева дорога берет у ворот Сан-Себастьяно, которые также называются Аппиевыми воротами. В начале 5 столетия по приказу императора Гонория эти ворота были перестроены и укреплены. Сегодня внутри этих ворот находится Музей крепостных стен Рима. Кстати, с этого места можно прогуляться по участку крепостных стен до ворот Порта Адреатина.

Церковь Кво-Вадис

Там где от Аппиевой дороги начинается Виа Ардеатина, с левой стороны находится церковь Кво Вадис, знаменитая тем что именно на этом месте апостолу Петру явился Иисус Христос. После этой встречи Петр устыдившись своего бегства, вернулся в Рим, чтобы принять мученичество. Главная достопримечательность церкви – камень с отпечатками стоп Христа.

Отпечатки стоп Христа

Следующим памятником Аппиевой дороги являются катакомбы Домициллы, названные так от имени внучки императора Веспасиана Флавии Домициллы.

Это одни из самых больших катакомб Рима. Они уникальны тем, что внутри их находятся первые христианские церкви с уникальными мозаиками 4-5 веков.

Катакомбы Домициллы

Самыми протяженными катакомбами в Риме являются катакомбы Каликста, которые получили свое название от имени папы Каликста Первого. Эти катакомбы являются одним из самых посещаемых христианских подземных кладбищ в Риме.

Фрески в катакомбах Св. Калиста

Катакомбы Св. Калисто

Далее по Аппиевой дороги можно осмотреть Мавзолей Ромула и Цирк Максенция. Максенций в свое время претендовал на императорскую корону в Риме и был противником Константина Великого. После поражения в битве у Мильвийского моста в 312 году он погиб в водах Тибра, однако перед этим он успел построить цирк, который по своим размерам не особо отличался от цирка внутри городских стен.

Гробница Цецилии Метеллы

Далее можно осмотреть гробницу Цецилии Метеллы, которая была невесткой Красса. Красс был самым богатым гражданином в Риме, который во многом спонсировал приход к власти Цезаря. А гробница Метеллы послужила прообразом для гробниц Августа и Адриана.

Вилла де Квитили

Последним памятником который можно осмотреть на Аппиевой дороге является знаменитая вилла Квинтилиев. Это самая большая загородная античная вилла за пределами Рима. Ее строительство датируется серединой 2 века до н.э. В состав виллы входили обширные сады и даже ипподром.

Аппиева дорога на карте

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: