Каким он был?
Около 600 лет назад до н.э. в Риме появился первый цирк. Он состоял целиком из дерева, поэтому был небольшой ширины и высоты. Постепенно его перестроили, поэтому основа стала каменной с мраморными вставками и бронзовой отделкой, а верхушка так и осталась деревянной. Так ее можно было легко разобрать в нужный момент и увеличить. Снаружи постройка выглядела как большая кольцевидная стена, состоящая из аркад и колоннад. К каждому арочному проходу вела узкая лесенка, чтобы зрители не толпились, рассаживаясь по местам.Изнутри он выглядел как просторное поле в центре, окруженное нависающими трибунами. От дождя и солнца защищало натянутое поверху белое полотно. Самые нижние места – только для важных персон: самого императора, консула и другой знати – были каменными. Деревянные скамьи были предназначены для простых жителей. Часто экономия на верхних постройках приводила к трагедиям: часть верха могла загореться или попросту обвалиться, а огромная скученность людей не позволяла им спастись.
Расцвет и упадок Большого цирка
Гай Юлий Цезарь, который прославился не только своими победами на полях кровопролитных битв, но и талантом политика, по-настоящему любил Рим и свято верил в то, что он действительно станет «вечным городом», впрочем, как и вся Римская империя. Именно поэтому во время его правления строительство различных зданий и арен, руины которых сохранились и до настоящего времени, велось поистине бешеными темпами и, конечно же, с особым размахом. Не остался без его пристального внимания и Circus Maximus, который по его приказу был расстроен до невероятных размеров. Если сравнивать современные цирки и стадионы, к примеру, легендарный Уэмбли, то их площади просто меркнут перед площадью Большого цирка в Риме.
Невероятно, но кроме постоянных лож для знати за скачками могли сидя наблюдать 250 тысяч плебсов, ровно столько же (!) было и стоячих мест. Отсюда можно сделать вывод, зрелища привлекали полмиллиона жителей Древнего Рима. Три огромные башни, ворота, через которые покидали цирк победители на своих колесницах, и узкая площадка посередине арены были возведены в рекордно короткие сроки. Эту возвышенность было решено украсить потрясающими обелисками, которые были специально доставлены в Рим из Египта. К слову, эти обелиски чудом сохранились и продолжают удивлять современных туристов. Правда, уже не на территории Большого цирка: одну из них перенесли на Пьяцца дель Пополо, а вторую водрузили почти у входа в Латеранский дворец.
Свою лепту в строительство Большого цирка внес не только Гай Юлий Цезарь. Во времена правления Августа на нижних ярусах были построены каменные места, на них могли располагаться только те римляне, которые могли позволить приобрести себе специальные, изготовленные из бронзы, билеты. Верхние ярусы были выполнены из крепких пород древесины. Клавдий не остановился на достигнутом и решил выполнить некоторые меты из дорогого мрамора, которые были отделаны золотом. Правитель Нерон, прославившийся как злобный тиран, уничтоживший «вечный город», решил, что Цезарь слишком мало отвел места для всадников, и задумал увеличить число колесниц, участвующих в забегах. Для этого он попросту засыпал канал, который был вырыт задолго до его рождения.
Вид Палатин с Большого цирка
64 год нашей эры стал для Рима катастрофой. Пожар, уничтоживший практически весь город, не обошел стороной и Большой цирк: все верхние ярусы, которые были построены из дерева и в которых находились различные лавки и трактиры, были полностью сожжены. Несмотря на разруху, в эпоху властвования Марка Ульпия Нерва Траяна, уже в 81 году были построены роскошные ворота и воссозданы верхние деревянные ложи. Однако архитекторы того времени допустили массу ошибок в своих расчетах, и современным археологам удалось выяснить, что многочисленные обвалы унесли тысячи жизней римлян.
Последнее массовый конный забег состоялся в 549 году. После этого Большой цирк Рима начал приходить в упадок. Ярусы обрушивались, состязания всадников на колесницах более не стали интересовать римлян. В Средние века Рим постоянно расстраивался: строители недолго думали, где брать материал для постройки новых жилых домов. Они попросту разбирали Большой цирк и другие сооружения, возведенные еще во времена расцвета Великой Римской Империи.
Общий вид арены Большого цирка
Воинственные жители
Римляне-солдаты большую часть своей жизни проводили в набегах на соседние государства. Это не могло не наложить определенный отпечаток на их характер. Даже вернувшись домой, они требуют пролития крови и сражений. Именно это и происходило в стенах цирка.
Так, в нем могли сражаться люди друг с другом, люди с животными, хотя, скорее наоборот, так как часто дикие звери были в несколько раз сильнее и побеждали в один присест. Иногда на импровизированной арене выступали только животные, яростно пытавшиеся выжить в смертельной схватке. Но начиналось все со скоростных соревнований по езде на колесницах.
В двухколесные деревянные повозки запрягали четверку лошадей с наездниками, одетыми в разные цвета. Они должны были проехать семь раз, описывая круги. Побеждал тот, кто приезжал до намеченной линии быстрее всех. Обычно возниц было четыре, но делать заезды они могли по желанию зрителей и магистрата с утра и до вечера.
Кажется, будто ничего сложного в этом нет. На самом деле, управлять двумя парами взмыленных лошадей, которые так и норовят сбросить седока на каждом повороте, было очень опасно. Вдобавок ко всему, в центре цирковой арены была установлена каменная ость высотой до 1,5 метров, повторяющая форму самого цирка. На ее плоской вершине был установлен ряд статуй богов, в том числе Виктории (богини победы), Фортуны (богини удачи) и своеобразное счетное табло. А по углам стояли столбы, с которыми можно было легко столкнуться, неправильно рассчитав вход в поворот, и разбиться. Поэтому наездники на колесницах всегда выбирали между тем, чтобы срезать поворот, но подвергнуть себя риску смерти или потратить несколько секунд, но безопасно объехать препятствие.
Не стоит говорить, что на соревнованиях не обходилось без летальных случаев. Зрители тоже не скрывали своих эмоций. Сверху они изливали на участников потоки криков, хвалебных слов, брани, свистели неудачникам.
Цирк Мойры Орфей (Circo Moira Orfei)
Цирк Мойры Орфей был основан в конце 1961 года супругами Вальтером Нонесом и Мойрой Орфей. Именно в этом цирке в период «железного занавеса» побывал с гастролями Московский цирк в 1982 и 1987 годах. Среди городов, в которых выступал цирк Мойры Орфей за 50 лет его существования: Берлин, Мадрид, Барселона, Белград, Стамбул, София, Тегеран, Триполи, Валетта, Монте-Карло, Афины, Салоники, Загреб. И все эти годы его представления отличал высочайший профессиональный уровень. Мойра Орфей участвовала в самых различных цирковых номерах – как наездница, акробатка, гимнастка, дрессировщица слонов и голубей. А кроме того, она активно снималась в кино.
Mойра Орфей – артистка цирка и актриса кино. Фото moiraorfei.it
Вальтер Нонес стал автором множества революционных идей и инициатив, которые показали его одним из самых активных цирковых менеджеров за последние 40 лет. Сам он мог выполнять практические любые роли: от великолепного организатора до жонглера, акробата, конферансье, и наконец, укротителя. В профессию укротителя Вальтер Нонес привнес много нового, сочетая мягкость со строгой выучкой и дисциплиной, которая позволяла ему находится в близком контакте со зверями практически беззащитному, что, кстати, иногда приводило к неприятным инцидентам. Часто Вальтер Нонес выходит на арену вместе со своим сыном Стефано, наследником цирковой школы родителей.
Вальтер Нонес – укротитель. Фото moiraorfei.it
Уже много лет Вальтер Нонес является членом правления Национальной ассоциации цирков Италии, и в этой роли вместе с другими руководителями ассоциации и ее почетным президентом Эджидио Пальмири он основал Академию цирка.
В 80-х годах прошлого века Вальтер Нонес активно привлекал в Италию творческие коллективы других стран, такие как, например, Московский цирк, ансамбль песни и пляски Красной Армии, цирк на льду и национальный цирк Китая. С 1994 по 1998 год он пять раз организовывал цирковые конкурсы на национальную премию.
Московский цирк в гостях у цирка Мойры Орфей. Фото moiraorfei.it
Цирк Мойры Орфей был первым итальянским цирком, получившим в 1987 году Золотого Клоуна на Международном цирковом фестивале в Монте-Карло за номер с участием 12 тигров. В 1989 году пришло новое признание: два Серебряных Клоуна за номер с экзотическими животными и за высокое мастерство Стефано и Лары Орфей, которые были признаны одними из самых лучших артистов итальянского цирка нового поколения. В представлениях последних лет Стефано Орфей представляет великолепный номер с тиграми, который в 2004 году принес ему Серебряного Клоуна на Международном цирковом фестивале в Монте-Карло, а также со слонами и впечатляющим номером верховой езды.
Цирк Мойры Орфей выступает с гастролями в разных городах, перемещаясь с места на место, в цирке работают 180 человек (артисты и персонал) и сотня животных. Чтобы смонтировать шатер цирка диаметром 13,5 м, рассчитанный на 2100 зрителей, обычно уходит 8-9 часов времени.
Гастроли цирка Мойры Орфей в Генуе. Фото moiraorfei.it
Описание Circo Massimo
Если рассматривать исторические описания Большого цирка в Риме по различным периодам времени, то можно заметить, что они отличаются. Сначала желающие посмотреть на проводимые конные соревнования зрители находили себе место непосредственно на холме. Позднее на нем были организованы первые постройки. Это были скамейки, устанавливаемые для богатых и уважаемых граждан Рима. Также был установлен деревянный старт и стойла, предназначенные для коней.
Самый расцвет Большого цирка пришелся на времена правления первых императоров Рима. Тогда Большой цирк в Риме был одним из наиболее внушительных сооружений в городе. В I в. до н.э. Цезарь внес определенные изменения в его особенности.
Так, под его указом была проведена перестройка:
- При ней арена, которой располагал Circo Massimo, была расширена и удлинена. Вокруг нее был вырыт канал.
- С этого времени новые размеры Большого цирка позволили вмещать здесь сразу 12 квадриг. Арена в ширину составляла 118 м, тогда как в длину ее размеры составили 621 м.
- В окружении стадиона была возведена ограда, возведены были и деревянные трибуны, предназначенные для патрициев, а также ярусы, ориентированные на публику «попроще».
- В общей сложности в Большом цирке насчитывалось 150 000 мест, причем в следующие несколько веков их количество было увеличено и вовсе вдвое. Помимо этого, практически такое же количество зрителей наблюдали за исходом состязаний на арене Большого цирка стоя.
- Со стороны одного из концов арены Большого цирка были обустроены три башни. Из них центральная была оснащена воротами, обеспечивающими возможность въезда внутрь. К остальным двум башням пристроились карцеры для лошадей, то есть специальные стойла.
- Проходя через ворота, возведенные с противоположной стороны, Circo Massimo покидали победители соревнований.
Сохранившиеся отголоски прошлого
По центру вдоль арены Большого цирка проходила узенькая платформа, ее украшали древнеегипетские обелиски. Оба обелиска в таком украшении уцелели и по сей день. Увидеть их сегодня можно на Народной площади в Риме, или на Piazza del Popolo, а также на площади Рима, расположенной напротив Латеранского дворца, это Palazzo del Laterano.
Piazza del Popolo
Платформа по обеим сторонам завершалась метами, которые представляли собой закругления, оснащенные столбами и устроенные в форме конусов. Одна из мет служила местом для начала бега колесниц, завершение бега приходилось на противоположный конец арены Большого цирка, после преодоления семи кругов. Круги нужно было считать, для чего использовалась пара специальных подставок, установленных на платформе, каждая из них рассчитана на 7 шаров. Спустя некоторое время возле них были обустроены компактные фонтаны, имеющие вид дельфинов. У них было свое значение, ведь дельфины служили морскими конями для Нептуна — покровителя ристалищ.
Описание большого Римского цирка
Юлий Цезарь
расширил Большой цирк до 600 метров в длину, так что на нём могло разместиться 250 тысяч зрителей
(ещё столько же могли наблюдать за соревнованиями стоя). В середине короткой и полукруглой стороны описанного ограждения арены находились ворота, через которые выезжали из Цирка победители на скачках (лат. porta triumphalis). На противоположном конце арены стояли три башни (лат. oppida); в средней были проделаны также ворота, служившие для въезда колесниц внутрь Цирка (лат. porta pompae); между нею и боковыми башнями был устроен, справа и слева, расположенный по дуге круга ряд стойл (лат. carceres) для колесниц и лошадей. По середине арены тянулась длинная и узкая платформа (лат. spina) с полукружиями на обоих концах и стоявшими на них конусообразными столбами (лат. metae). Эта платформа была украшена сперва одним, а потом двумя обелисками; оба они уцелели и сохранились до наших дней; первый, вывезенный из Египта и водруженный Августом, высится теперь на Пьяцца дель Пополо; второй, ещё больший, поставленный Константином Великим, перенесён в 1588 г. на площадь перед Латеранским дворцом. Кроме обелисков, на платформе в двух местах было помещено на небольших постаментах (без сомнения, в честь покровителя ристалищ Нептуна Eqnestris) по семи изваяний дельфинов, изрыгавших воду в небольшие бассейны, и отдельно от этих фигур, на особых подставках, по семи шаров (лат. ova).
Гладиаторские бои
Позже заезды на колесницах сменились гладиаторскими боями и травлей животных. Римляне особо почитали эти виды «циркового мастерства», ведь на них регулярно проливалась кровь, слышались крики победивших и стоны побежденных. Но в боях не просто наносили друг другу раны: стычки гладиаторов требовали особых умений, хитрости и ловкости, чтобы как можно дольше продержаться живым, а зрители успели насытиться зрелищем.Именно поэтому, прежде чем выйти на поле, гладиатор проходил специальную подготовку в школе бойцов по умению держать любое оружие, метать копья. Как правило, школы обучали рабов и военнопленных. И у тех, и у других не оставалось другого выбора, как победить на поле и ждать следующего поединка или умереть. Иногда в ряды гладиаторов вступала и городская беднота, которая получала крышу над головой и пищу, однако никаких льготных условий содержания они не имели.
«Представление» могло иметь несколько сценариев, но чаще происходило так: на поле выходили два противника в ярких одеждах, которые прикрывали небольшие участки тела. Один из них играл роль рыболова, вооружался сетью и копьем с тремя наконечниками, а второй был рыбой со щитом и ножом, которым нужно было первым поразить ловца.
Чем больше ран наносили друг другу соревнующиеся, тем больше это распаляло зрителей, которые поддерживали их с трибун. Когда же один из гладиаторов понимал, что его время сочтено, он мог попросить пощады у зрителей, и только они решали исход битвы. Большой палец, поднятый вверх, даровал несчастному жизнь, если кулак с пальцем опускался вниз, побежденного добивали.
Гладиаторские бои просуществовали около половины тысячелетия (105 г. од н.э. – 404 г. н.э.). И все это время они пользовались большой популярностью.
Цирк Тоньи (Circo Togni)
Цирк Тоньи был основан в 1872 году Аристидом Тоньи, четверо из восьми его детей — Риккардо, Эрколе, Уго и Фердинандо организовали цирковой комплекс, который затем был провозглашен королем Италии Национальным цирком. Разделившись в начале 50-х годов, эта династия положила начало трем циркам: Circo Darix Togni (названный семьей Эрколе Тоньи в честь старшего сына Дарикса), Massimo Circo Togni (семьи Уго Тоньи) и Circo Ferdinando Togni (созданный семьей Фердинандо Тоньи).
Дарикс Тоньи. Фото circusnospin.blogspot.com
В 1976 году, после смерти Дарикса Тоньи, его сыновья Ливио, Коррадо и Давио объединились в создании своего цирка, который сейчас называется Circo Darix Togni и выступает также с программой Circo Maccheroni.
За более чем 130 лет существования династии, цирк Тоньи по-прежнему пользуется огромным успехом у зрителей. Воздушные гимнасты, акробаты, эквилибристы, дрессировщики, клоуны, наездники продолжают создавать славу этой цирковой династии.
Верблюды на арене цирка Тоньи. Фото m.123people.it
Выступление слонов в цирке Тоньи. Фото сirco.it
Описание
Описания цирка в разные периоды развития отличаются. Вначале зрители, желающие посмотреть на конные соревнования, размещались прямо на склонах холма. Постепенно появились первые постройки: скамьи для самых уважаемых и богатых горожан, деревянный старт и стойла для коней.
В период своего расцвета, который пришелся на правление первых римских императоров, Большой цирк представлял из себя одно из самых внушительных сооружений в Риме. Гай Юлий Цезарь в I веке до н.э. перестроил его, расширив и удлинив арену и выкопав вокруг нее канал.
Вокруг стадиона возвели ограду, построили деревянные трибуны для патрициев и ярусы для публики попроще. Сидячих мест насчитывалось 150 тысяч, в последующие века их число увеличилось более чем в два раза. Как минимум столько же болельщиков переживали за исход состязаний стоя.
На одном конце арены располагались три башни, центральная с воротами для въезда внутрь, к двум другим полукругом были пристроены стойла для лошадей – карцеры. Через ворота с противоположной стороны покидали цирк победители.
С обеих сторон платформу завершали закругления со столбами в виде конусов – метами. От одной из мет начинался бег колесниц, чтобы закончиться на противоположном конце арены через семь кругов. Круги приходилось считать, для этого на платформе были установлены две подставки, каждая на семь шаров. Со временем рядом появились небольшие фонтаны в виде дельфинов – морских коней покровителя ристалищ Нептуна.
Легенда о сабинянках
По мнению историков, события, актуальные для известной легенды о сабинянках, прижившиеся в качестве излюбленного сюжета в мировой культуре, произошли именно в Риме, в долине Большого цирка.
Времена Ромула характеризуются тем, что Рим, во всем его тогдашнем размере, помещался на холме Палатин. Однако он был настолько силен, что способен был подчинить всех вокруг себе. Между тем, в городе отсутствовали женщины, а потому даже такое место рисковало уйти в небытие из-за неспособности продолжать род. Воины обратились за помощью в этом вопросе к своим соседям, однако их ожидал отказ. Ромул не сдался, а поступил хитрее. Он организовал празднество, пригласив соседей отпраздновать его у самого подножия Палатина, в большой долине.
Празднеством стал день Нептуна, как нам известно, в данном случае речь идет о боге лошадей. На него, в числе других прибывших гостей, пожаловали и сабиняне, причем не в одиночку, а с женами и с детьми. В самом разгаре празднования римские юноши начали похищать сабинянок.
Мужья, равно как и их братья, не смогли стерпеть подобного оскорбления, а потому попытались напасть на Рим. Однако женщины, из-за которых, собственно, это и началось, нашли способ примирить мужчин. В результате разрозненные поселения, занявшие все семь холмов, объединились. Это и привело к образованию Вечного города.
Наши советы по Риму:
- Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Колизей минуя очередь.
- Как не быть обманутым местными таксистами. Заказывать такси заранее с фиксированными расценки online. Самый надежный сервис для заказа такси — KiwiTaxi.
- Экскурсии по Риму с местными жителями помогут узнать этот город по-настоящему. Лучший способ освоиться в незнакомом городе – это погулять по нему с человеком, который живет здесь уже много лет.
- Rome City Pass – это единая карта, которая упростит организацию Вашего отдыха в Риме и поможет существенно сэкономить время и деньги.
- City Sightseeing Rome – туристический автобус и отличный способ добраться до всех необходимых памятников Рима быстро, с ветерком и комфортом.
- Отели Рима: наш выбор и рекомендации.
- Как избежать очередей в достопримечательности Рима. Билеты в Ватикан минуя очередь.
- Дримсим – универсальная интернациональная сим-карта и бесплатное приложение для путешествий. Лучшие цены, быстрый интернет и звонки по всему миру.
- Советуем оформлять туристическую страховку, чтобы не возникло неприятных сюрпризов во время путешествия в Рим.
Закат
После Цезаря Circo Massimo привлекал к себе жителей Древнего Рима еще полтысячелетия. Казалось, закат его славы еще не скоро. Многие императоры, правившие в Риме, вносили свою лепту в украшение цирка.
Так, после пожара, случившегося в Риме в 31 г. до н.э., император Август восстановил цирк и придал ему окончательную форму. Ее основой стали каменные трибуны в виде ступеней для привилегированных зрителей – сенаторов и всадников. Два верхних яруса остались деревянными, снаружи появились аркады с магазинчиками и трактирами. Украшение продолжалось и после Августа: при Клавдии карцеры-стойла стали мраморными, а меты – золотыми, при Нероне во имя расширения арены закопали канал.
Камень с древних построек римляне разбирали на строительство новых зданий, остатки заносило грунтом. Археологи, проводившие раскопки в XIX веке перед строительством на этом месте газового завода, обнаружили нижние ряды цирка на глубине 6 метров.
Сегодня в Риме на месте Большого цирка раскинулась обширная поляна овальной формы. Оставшиеся руины – части дорожки, мраморных карцеров и каменных трибун – потрясают своими размерами наших современников.
Здесь расположена очень важная для города зона отдыха. Часто ее используют для проведения массовых торжеств, парадов военной техники, концертов и празднования дня рождения Рима.
Тайный смысл, или требование «хлеба и зрелищ»
Цирковые развлечения проводились довольно часто и требовали массивных финансовых вложений. Вход на зрительское место был бесплатным, кроме того, организаторы обязаны были хорошо покормить публику. И пока те наслаждались зрелищем, внизу их ждали горы мяса, вино, фрукты. Однако пока знать не наелась, простолюдинов к столам не подпускали.
Государство не терпело бы подобные растраты, если бы имело другую возможность создавать иллюзию процветающего государства. Таким способом пытались задобрить людей и предотвратить бунты, то и дело вспыхивающие на территории Италии. Девиз правящей верхушки гласил, что обычным горожанам нет смысла лезть в политику, лучше пусть они развлекаются просмотром поединков, которые император устраивает в их честь!
Вот откуда и пошло выражение «хлеба и зрелищ». Оно отображает культурный уровень римлян того времени, которые предпочитали не знать, что творится за пределами их страны, но не пропускали ни единого гладиаторского или бестиарийского поединка.
Главные римские цирки мира
Сегодня и благодаря археологам удалось найти местонахождение нескольких римских цирков в мире. Многие из них остаются в хорошем состоянии, несмотря на прошедшее время.
Между основными цирками они подчеркивают Александрийский цирк в Египте, Венский цирк во Франции (рядом с другими 3 важными цирками, также расположенными в Галльской стране), прибрежный цирк под названием Caesaera Maritima в Израиле, Римский цирк и Цирк. Максенция, также в Риме.
Многие римские императоры имели свои собственные цирки, и известно, что в том, что является теперь Римом, есть по крайней мере пять цирков, приписываемых различным императорам древнего периода..
Интересная легенда
С местом, где сейчас турист может увидеть немногочисленные развалины Большого цирка, связана одна очень интересная легенда. Справедливости ради стоит отметить, что она не подтверждена никакими научными фактами. Некоторые древние римляне в своих письменах говорят о том, что в Риме было сложно встретить хотя бы одну женщину: все население города состояло практически из мужчин. Римляне пошли на хитрость: точнее, небезызвестный Ромул. Он организовал грандиозный праздник между двумя холмами и пригласил на него семейства из близлежащих городов. В разгар представления, римские мужчины с оружием в руках бросились на приглашенных, и похитили всех девушек и женщин. Эта легенда даже носит свое название: «похищение сабиянок». Вслед за этим разразилась война, но эта история уже не имеет никакого отношения к долине, расположенной между Палатином и Авентином. Это, скорее всего, просто легенда, о ней можно узнать из рассказов, передававшихся из поколения в поколение. Также во Флоренции сейчас можно увидеть статую, датирующуюся 1583 годом, и названную скульптором – похищение сабиянок.
История
Для того чтобы делать выводы об истории этой огромной арены, слишком мало письменных доказательств. Поэтому точное время возведения этого сооружения не знает никто. Одни историки считают, что первые скачки произошли за тысячу лет до нашей эры. Тогда великой империей правил Тарквиний Приск. Эти мероприятия были популярны примерно двести лет. Однако, в эти года никаких построек не наблюдалось и колесницы ездили по открытым пространствам, такая организация позволяла делать скачки линейными. Примерно за триста лет до нашей эры эти состязания стали проводиться после окончания жатвы. То есть были приурочены к определенному празднику для крестьян. Учёные даже смогли найти остатки временных построек, которыми пользовались организаторы таких состязаний.
Большой цирк в Риме
Примерно за сто пятьдесят лет до нашей эры появились различные ворота и клетки, в которых содержались животные. Историки считают, что именно в те времена появились различные правила и схема проведения этого мероприятия. Например, посередине долины был прорыт канализационный тоннель. Его ширина была два с половиной метра, глубина четыре с половиной. Из-за этого канала появилось возвышение. По какой-то причине это возвращение выравнивать никто не взялся. Таким образом, скачки перестали иметь линейное направление и стали проводиться по кругу. Для соревнований такого типа, имеющих ограниченную территорию для проведения, можно возводить большие серьёзные постройки, которые будут служить не один год. Циркус Максимус стал первым таким строением.
Циркус Максимус
Цезарь — не только великий полководец, но и правитель. Он славился своим умом и любовью к Риму, который, как он искренне считал, будет центром мира. Во многом благодаря его необузданной любви к Риму и своей стране, во времена правления Цезаря было построено очень много сооружений, вошедших в историю и приводящих людей в восхищение и по сей день. Цирк в том числе попал под влияние великого полководца. По его приказу арену расширили в несколько раз. Если говорить о современных стадионах, сравнивая их размеры с Максимусом, это будет нечестно по отношению к молодым постройкам.
Цезарь
Древний цирк мог вместить до двухсот пятидесяти тысяч обычных людей, которые смогли бы сидеть, столько же тех, кто был вынужден стоять. Это количество мест, помимо знати. Из этих вычислений можно понять только одно — выступления, проводившиеся на огромной арене, привлекали полмиллиона жителей империи.
Само сооружение возводилось за очень короткий срок. Было сооружено три башни и ворота, предназначавшиеся для победителей. Для украшения арены из Египта привезли обелиски, которые и сейчас можно наблюдать приезжим. Для сохранности их перевезли в другие места. Одна украсила Пьяцца дель Пополо, другая стала частью лютеранского дворца.
https://youtube.com/watch?v=waYnILtK14k
Цирк менял облик постоянно. Например, император Август принял решение оборудовать арену специальными каменными местами. Они стали очень дорогими, билеты для этих особых мест отливались из бронзы, поэтому далеко не каждый мог позволить себе такое дорогое зрелище.
Ярусы, наиболее близко располагавшиеся к небу, были созданы из дерева. Для этих целей выбрали специальную, твердую древесину. Некоторые меты выполнили из мрамора, отделанного золотом. Такое решение принял Клавдий. Злобный правитель Нерон, во время которого было уничтожено множество построек, решил расширить арену для увеличения количества колесниц. Для этого он приказал закопать канал.
правитель Нерон
В шестьдесят четвертом году до нашей эры случился страшный пожар. Он уничтожил многие творения великой империи. Пострадал от бедствия и цирк. Были уничтожены верхние ярусы, основным материалом которых было дерево. Кстати, именно в них располагались различные лавки и увеселительные заведения.
Когда правил Марк Траян, было приказано построить ворота и восстановить деревянные сооружения. К сожалению, архитекторы, которые занимались постройкой этих сооружений, выполнили расчеты неграмотно. Поэтому предположительно произошли обвалы, которые погубили множество людей.
Марк Траян
Известно что последний забег был произведен в пятьсот сорок девятом году. В последующие годы цирк стал забываться. Во многом это произошло из-за того, что людям перестали быть интересны состязания такого рода, однако обрушение конструкций сыграло не последнюю роль.
Большой цирк в Риме
Как добраться
Добраться до Массимо пешком за 5 минут можно от Римского Форума (Foro Romano) и Колизея (Colosseo), а с холма Палатина прямо к цирку ведет лестница Кака (Scalae Caci). Она хранит память о десятом подвиге Геракла. Говорят, именно здесь изрыгающий пламя трехглавый пастух Как, сын Гефеста и Медузы, спрятал двух лучших коров Гериона, украденных им у Геракла, спящего на берегу Тибра. Здесь же Геракл вступил с Каком в единоборство и вернул украденное.
Если усталость берет свое, самое удобное – воспользоваться метрополитеном и доехать до станции Circo Massimo (линия В). Сюда также подвезут:
- автобусы № 60, 81, 75, 160 и 175;
- трамвай № 3.
Награждение
Победителей же ждала весомая награда: мешочек с золотом, лавровый венок, пальмовая ветвь. Кстати, награждались и люди, и кони. К скакунам в Древнем Риме вообще было особенное отношение. Их отбирали только из самых ценных пород, тратили на это уйму денег. За особо породистым рысаком могли ехать за тридевять земель. Наездники могли сколотить целое состояние, регулярно участвую в гонках. Но часто азарт превышал мнение рассудка, и они соревновались до тех пор, пока могли держать в руках поводья или пока не погибали там же. А на их смену приходили все новые жаждущие славы и денег.Вскоре для соревнований стали выбирать участников из четырех разных групп: белых, красных, синих и зеленых. На их победу делались разные ставки, даже император не видел ничего зазорного в том, чтобы поддерживать одного из наездников. Позже на основе игры были созданы четыре политических партии, и немалую роль в государственных интересах играло то, кто из ее представителей победил на скачках!