20 октября 1880 года открылся цирк на цветном бульваре

Потомственный директор

Максим Никулин полностью осознает ответственность, лежащую на нем, – достойно продолжить дело, начатое отцом. Может быть, поэтому так популярен и сейчас Московский цирк Никулина на Цветном бульваре. Афиша его часто обновляется. Сама по себе она необычайно красочна, и в ней заключена определенная информация. Помимо вздыбленных лошадей (традиционного символа), в ее шапке указана дата основания – 1880 год и находится портрет гениального Юрия Никулина в узнаваемом всеми гриме клоуна. 

Как отмечалось выше, всенародной славой и желанием посетить его пользуется Московский цирк Никулина на Цветном бульваре. Схема проезда, как и адрес, телефон, факс и электронная почта, находятся в широком доступе. 

Примечания[ | ]

  1. 12 Юрий Никулин, 2020.
  2. 12 Славский, 1979, с. 217—426.
  3. Кузнецов, 1938, с. 3—291.
  4. 123456 Бардиан, 1977.
  5. Кузнецов С. В цирке на Цветном бульваре гимнастка сорвалась с высоты 25 метров(неопр.) (недоступная ссылка). РИА Новости (13 декабря 2015). Дата обращения 9 августа 2020. Архивировано 28 сентября 2020 года.
  6. 12345 Московский цирк на Цветном бульваре отмечает 130-летие(неопр.) . Телеканал «Культура» (20 октября 2010). Дата обращения 7 августа 2020.
  7. «Почти серьёзно…», 2020.
  8. Энциклопедия российского купечества. Даниловы (неопр.) . Общество купцов и промышленников. Дата обращения 7 августа 2018.
  9. 123 Коренной москвич с Цветного бульвара(неопр.) . Культура.РФ. Дата обращения 7 августа 2020.
  10. Быков, 2020.
  11. «Цирк в России», 2004, с. 165—169.
  12. 1234 135 лет на Цветном бульваре: первый цирк Москвы отмечает юбилей(неопр.) . Информационное агентство ТАСС (20 октября 2015). Дата обращения 7 августа 2020.
  13. 12 Жарова, 1961.
  14. 12 Энциклопедия «Цирковое искусство России», 2000.
  15. Немчинский, 1991, с. 3—39.
  16. Беды и радости одной семьи. Сергей Юрский вспоминает родителей (неопр.) . Журнал «Театрал» (10 декабря 2013). Дата обращения 7 августа 2018.
  17. Кузнецова С. Отделение цирка от государства(неопр.) . Газета «Коммерсант» (31 июля 2006). Дата обращения 7 августа 2018. Архивировано 14 августа 2020 года.
  18. «70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ ПОСВЯЩАЕТСЯ: Деятели культуры — фронту» (неопр.) . Виртуальные выставки РНБ. Дата обращения 9 августа 2020.
  19. Московский цирк Никулина на Цветном бульваре (неопр.) . РИА Новости (7 февраля 2013). Дата обращения 7 августа 2018.
  20. Арсеньевич, 1980.
  21. Горшков О. Три эпохи на Цветном: цирк празднует день рождения(неопр.) . «Известия» (20 октября 2016). Дата обращения 7 августа 2020. Архивировано 9 августа 2020 года.
  22. Влчек, 1957.
  23. Эдер, 1957.
  24. Советский цирк, 1966.
  25. 123 Максим Никулин: Чтобы на манеже было смешно, вокруг должно быть всё серьёзно(неопр.) . «Новая газета» (22 января 2004). Дата обращения 9 августа 2018. Архивировано 11 августа 2020 года.
  26. Цирк, да и только! (неопр.) (недоступная ссылка). Газета «Сегодня» (27 ноября 1998). Дата обращения 9 августа 2020. Архивировано 1 августа 2020 года.
  27. Запашный, 2004.
  28. 123Дашковский И. Цирк с нолями: Как дрессировщики и акробаты теряют зрителей и доходы(неопр.) . «Коммерсант» (26 октября 2015). Дата обращения 9 августа 2020. Архивировано 6 декабря 2020 года.
  29. 12Скидан Ю. 1880 год: открылся Цирк на Цветном бульваре(неопр.) . Портал «Моя Москва» (20 сентября 2017). Дата обращения 7 августа 2020.
  30. 12 «Почти серьёзно…», 2020.
  31. Румянцева, 1986.
  32. 123Воробьёв В. Шапито «Никулин»(неопр.) . «Российская газета» (29 мая 2018). Дата обращения 9 августа 2018.
  33. Серкова С. Покушение на коммерческого директора. Коллеги покойного считают, что убийство не было заказным(неопр.) . Газета «Коммерсантъ» (28 августа 1993). Дата обращения 9 августа 2020. Архивировано 12 января 2020 года.
  34. Худенко К. Династия. Сын Юрия Никулина о латвийских корнях отца, сладкой жизни и медвежьих услугах(неопр.) . DELFI (15 декабря 2016). Дата обращения 9 августа 2020. Архивировано 2 апреля 2020 года.
  35. Скобло С., Бутузова П., Сахарова К. Цирк горит — директоров отстреливают(неопр.) . Газета «Московский Комсомолец» (30 ноября 1998). Дата обращения 9 августа 2020.
  36. Убийство циркача. Замдиректора цирка убили бутылкой шампанского (неопр.) . Газета «Коммерсантъ» (1 декабря 1998). Дата обращения 9 августа 2020. Архивировано 13 августа 2020 года.
  37. Hinich M. Максим Никулин: мы дети цирка(неопр.) . Интернет-журнал об израильской культуре и культуре в Израиле Israeli Culture (3 декабря 2016). Дата обращения 9 августа 2018.
  38. Садреев И. Чтобы помнили: Наследие Зураба Церетели(неопр.) . The Village (28 февраля 2012). Дата обращения 7 августа 2018.
  39. Яковлева Е. Глава цирка на Цветном Максим Никулин: «Русский цирк в Европе ещё помнят»(неопр.) . Газета «Аргументы и Факты» (23 октября 2015). Дата обращения 7 августа 2020. Архивировано 16 января 2020 года.
  40. Маргиева Н. Коллектив цирка на Цветном бульваре: «В домах лопались стекла, а земля дрожала». Цирк вернулся с гастролей из Японии(неопр.) . Газета «Комсомольская правда» (12 марта 2011). Дата обращения 7 августа 2020. Архивировано 25 марта 2011 года.
  41. 12Афанасьев Д. Цирк на Цветном остается. Скандал исчерпан(неопр.) . «Вести» (12 февраля 2013). Дата обращения 7 августа 2020.
  42. Из-за неподъемной аренды Цирк Никулина может уехать с Цветного бульвара (неопр.) . «Вести» (8 февраля 2013). Дата обращения 7 августа 2020.
  43. Бабушкин, 1988.
  44. Славский, 1979, с. 231.

Большой цирк на проспекте Вернадского

Одним из самых известных в России и за рубежом цирков является Большой Московский цирк, расположены на проспекте Вернадского. Он работает с 1971 г., рассчитан на 3 400 посетителей. Это самый большой цирк в мире.

Цирк имеет пять арен для выступлений (конную, иллюзионистов, водную, ледовую, арену световых эффектов) и одну для репетиций. Манежи расположены на 18 метров ниже уровня пола и могут меняться во время спектакля несколько раз. Амфитеатр конструкции имеет высоту 36 м.

Труппа российских артистов на протяжении многих лет организует туры за границу. За рубежом ценят представления отечественных циркачей, которые отличаются от традиционных программ европейцев наличием повествовательного сюжета. Первый тур труппы за границу, он был организован в 1956 году, удивил публику Лондона и Парижа и сделал цирк всемирно известным. В настоящее время заведение на Вернадском — популярное место в экскурсионных программах, прибывающих в столицу иностранцев.

Сегодня цирк предлагает публике несколько постановок одновременно. В представлениях используются новые технологии, световые и лазерные спецэффекты, профессиональное звуковое оборудование, необычные костюмы. Русские народные персонажи сменяются инопланетянами и загадочными существами с других планет. Координаторы проектов — известные артисты Братья Запашные. Труппа заведения — это жонглеры, гимнасты, акробаты, эквилибристы, клоуны.

В шоу участвуют тигры, лошади, пони, собаки.

Визитной карточкой заведения стал международный фестиваль «Идол». Он проводится с 2013 года. На несколько дней заведение превращается в арену для шоу различных коллективов со всего мира, которые демонстрируют зрителями лучшие номера. В представлении участвуют знаменитые и начинающие артисты из нескольких государств.

Рекомендации зрителей

Отзывы посетителей отмечают потрясающие манежи. Особенно нравится зрителям водная арена. Поднимает настроение публике возможность сфотографироваться с животными, аттракционы, расположенные на территории заведения, вкусная сладкая вата и пончики в буфете. Однако имейте в виду, фотографии в цирке недешевые, около 1 тыс. руб.

Если вы идете с детьми, то о длительности представлений лучше узнавать заранее. Не все дети могут на вечернем сеансе выдержать три часа подряд, многие засыпают. Чадам спектакли нравятся, а взрослым кажется слишком громким музыкальное сопровождение. Билеты на премьеры также лучше покупать заранее, т.к. совершенно не факт, что они будут в наличии, цирк очень популярен у публики. Льгот и скидок на представления нет.

Поклонники предыдущего руководителя цирка Костюка отмечают, что раньше представления были лучше. Это были постановки в русском стиле с привычными народными персонажами. С новым директором (им стал Эдгард Запашный) они сменились на мрачных вурдалаков, зловещих кащеев, инопланетян, пугающих маленьких посетителей. Если вам не по душе подобные герои, проверяйте программу заранее.

Добраться до цирка можно от станции метро «Университет». Для наземного транспорта возле цирка организована остановка «Цирк». До нее ходят маршрутки №57м и № 551м, троллейбус № 28.

Справочную информацию, данные о доставке и заказу билетов можно получить по телефону: (495) 9-300-300. Кассы работают каждый день. Информацию о спектаклях лучше уточнять заранее. В рабочие дни шоу преимущественно проводятся в 17:00 и 19:00, а в выходные концерты начинаются с утра и идут до вечера.

1. История

Цирк Саламонского

Московский цирк был открыт 20 октября 1880 года Альбертом Саламонским. Здание было построено архитектором Августом Вебером. На открытии выступали: гимнастка Генриетта, которая жонглировала на натянутой проволоке, госпожа Труцци, скакавшая на неоседланной лошади, наездник Фредди Саламонский, клоуны-гимнасты братья Паскали, а также сам Альберт Саламонский с 14 дрессированными жеребцами. Также был поставлен балет-пантомима «Жизнь в зимний вечер» с катанием на коньках и санках совместно с комическими сценками. Основными посетителями цирка было московское купечество. Кроме того, Саламонский старался привлечь в цирк и простой народ, делая дешёвые билеты на галёрку.

Кроме того, в цирке работало много клоунов. Основной принцип Саламонского был: «что это за цирк, если публика в нём мало смеётся?». В цирке выступали Анатолий и Владимир Дуровы, клоуны Козлов, Бабушкин, Макс Высокинский, Бим-Бом. Также гастролировали иностранные артисты. В течение многих сезонов выступали клоуны: Танти (Бедини), Вельдман, Сергей Альперов, Бернардо, Красуцкие, Сергей Кристов и многие другие.

Очень большое внимание Саламонский уделял работе с лошадьми, которые занимали в программах цирка значительную долю. Им были поставлены замечательные конные номера, где лошади по команде одновременно вставали на дыбы, вальсировали, ходили по канату, перепрыгивали через шесть других рядом стоящих лошадей

Памятник Юрию Никулину возле цирка

Интересно то, что до Саламонского цирк не считался зрелищным заведением для детей. Саламонский первый осознал, что дети — замечательная публика для цирка и что на этом можно неплохо зарабатывать. Он написал прошение о разрешении давать утренние представления (т. н. утренники), говоря о том, что программы будут адаптироваться к детскому восприятию. Цирк каждое воскресенье давал детские спектакли. На Рождество устраивались праздничные ёлки с хороводами и танцами, после чего дети получали подарки. Специально для детей Саламонский ставил детские балеты и пантомимы. Одна из них, «Фея кукол», была выпущена в 1895 и была весьма популярна долгие годы.

Почтовый блок СССР, 1989 год.

В 1919 году, с приходом советской власти, цирк был национализирован и стал первым государственным советским цирком. В цирке работали знаменитые клоуны Дмитрий Альперов, Карандаш, Борис Вяткин, Леонид Куксо, Олег Попов, Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, Леонид Енгибаров, Анатолий Евгеньевич Латышев (Антон и Антошка). Долгие годы в цирке бессменным инспектором манежа (шпрехшталмейстером) работал Александр Буше, который до сих пор считается одним из лучших в своей профессии. Большую роль в постановке многих программ сыграли Арнольд Григорьевич Арнольд и Марк Соломонович Местечкин, работавшие режиссёрами цирка.

В 1985 году цирк закрылся на капитальную реконструкцию и после неё был открыт в 1989 году. Реконструкцию вела финская строительная фирма «Polar». Деньги на реконструкцию тогдашний директор цирка Юрий Никулин смог получить с помощью Николая Рыжкова. В декабре 1996 года цирку было присвоено имя «Московский цирк Никулина на Цветном бульваре».

Московский цирк Никулина на Цветном бульваре до сих пор считается одним из лучших цирков мира.

Представления и афиша цирка на Цветном бульваре

В XXI веке, несмотря на появление новых видов зрелищных мероприятий с техническими новинками и компьютерными эффектами, цирк не утратил популярности, оставаясь местом, призванным дарить людям смех, радость и волшебство.

Программы в цирке на Цветном неизменно проходят при аншлагах и заканчиваются бурными аплодисментами. В сентябре обычно проводится международный молодежный фестиваль «Конкурс циркового искусства», собирающий участников из 15 стран мира.

Современное здание способно вместить 2000 человек, однако свободных мест не бывает, и билеты раскупаются задолго до представления.

Увидеть легендарные шоу можно не только в Москве: цирковая труппа в разном составе гастролирует за рубежом и по стране, выступая в разных городах России. Поскольку цирк должен не только удивлять, но и веселить людей, комические элементы присутствуют даже в номерах, далеких от жанра клоунады.

Продолжительность представления с антрактом составляет 2 ч. 20 мин. Помещение оборудовано для приема зрителей с ограниченными возможностями, лифт находится в помещении касс. За отдельную плату посетители могут сфотографироваться в фойе с разными животными — от кролика и удава до кенгуру и леопарда.

На втором этаже открыта выставка, посвященная жизни и творчеству Юрия Никулина. Здесь же расположены вход в партер и буфет, а также автоматы с поп-корном, палатки с едой, напитками, игрушками и сувенирами. Работает зона мастер-классов для детей.

В знаменитом Цирке Юрия Никулина в Москве выступают эквилибристы и воздушные гимнасты, жонглеры, эксцентрики, дрессировщики со своими подопечными и другие артисты разных цирковых жанров, мастерство которых отмечено на российском и международном уровнях.

В закулисье проводятся экскурсии: это шанс увидеть репетиции, гримерки клоунов и помещения для животных-артистов, слоновий лифт и прочие приспособления, обычно недоступные зрителям.

Афиша Цирка Никулина на 2020 год на официальном сайте

Расписание представлений

Июнь 2020

ЧИСЛО ДЕНЬ НЕДЕЛИ УТРО ДЕНЬ ВЕЧЕР
1 Понедельник ВЫХОДНОЙ
2 Вторник ВЫХОДНОЙ
3 Среда ВЫХОДНОЙ
4 Четверг ВЫХОДНОЙ
5 Пятница ВЫХОДНОЙ
6 Суббота ВЫХОДНОЙ
7 Воскресенье ВЫХОДНОЙ
8 Понедельник ВЫХОДНОЙ
9 Вторник ВЫХОДНОЙ
10 Среда ВЫХОДНОЙ
11 Четверг ВЫХОДНОЙ
12 Пятница ВЫХОДНОЙ
13 Суббота ВЫХОДНОЙ
14 Воскресенье ВЫХОДНОЙ
15 Понедельник ВЫХОДНОЙ
16 Вторник ВЫХОДНОЙ
17 Среда ВЫХОДНОЙ
18 Четверг ВЫХОДНОЙ
19 Пятница ВЫХОДНОЙ
20 Суббота ВЫХОДНОЙ
21 Воскресенье ВЫХОДНОЙ
22 Понедельник ВЫХОДНОЙ
23 Вторник ВЫХОДНОЙ
24 Среда ВЫХОДНОЙ
25 Четверг ВЫХОДНОЙ
26 Пятница ВЫХОДНОЙ
27 Суббота 14.30 18.00
28 Воскресенье 14.30
29 Понедельник ВЫХОДНОЙ
30 Вторник ВЫХОДНОЙ

Июль 2020

ЧИСЛО ДЕНЬ НЕДЕЛИ УТРО ДЕНЬ ВЕЧЕР
1 Среда ВЫХОДНОЙ
2 Четверг ВЫХОДНОЙ
3 Пятница ВЫХОДНОЙ
4 Суббота 14.30 18.00
5 Воскресенье 14.30
6 Понедельник ВЫХОДНОЙ
7 Вторник ВЫХОДНОЙ
8 Среда ВЫХОДНОЙ
9 Четверг ВЫХОДНОЙ
10 Пятница ВЫХОДНОЙ
11 Суббота 14.30 18.00
12 Воскресенье 14.30
13 Понедельник ВЫХОДНОЙ
14 Вторник ВЫХОДНОЙ
15 Среда ВЫХОДНОЙ
16 Четверг ВЫХОДНОЙ
17 Пятница ВЫХОДНОЙ
18 Суббота ВЫХОДНОЙ
19 Воскресенье ВЫХОДНОЙ
20 Понедельник ВЫХОДНОЙ
21 Вторник ВЫХОДНОЙ
22 Среда ВЫХОДНОЙ
23 Четверг ВЫХОДНОЙ
24 Пятница ВЫХОДНОЙ
25 Суббота ВЫХОДНОЙ
26 Воскресенье ВЫХОДНОЙ
27 Понедельник ВЫХОДНОЙ
28 Вторник ВЫХОДНОЙ
29 Среда ВЫХОДНОЙ
30 Четверг ВЫХОДНОЙ
31 Пятница ВЫХОДНОЙ

Представления, выделенные желтым цветом являются целевыми. Целевое представление

— представление, полностью выкупленное организациями. Билеты на него не продаются.

Цирк-клуб, актрисы и великие князья

Внизу были сидячие ложи для богатых, наверху — сидячие и стоячие для пуб­лики попроще. Снизу собирались в основном молодые холостые офицеры-гвардейцы, которые использовали цирк как клуб. Они посещали все пред­ставления, чтобы увидеть приятелей и обменяться последними военными сплетнями.

Фанни Лир (Генриетта Блэкфорд)theromanovfamily.com Самый большой успех цирковых актрис произошел благодаря великому князю Николаю Константиновичу, внуку Николая I. В цирке он увидел приехав­шую из Америки даму. Она ходила по канату и была похожа на Мэрилин Монро (об этом великий князь и его современники еще не знали). Даму звали Фанни Лир, и полиция штата Западная Вирджиния разыскивала ее за мошенничество. Когда Николай Константинович увидел Фанни, он потерял память, сон и аппетит, и в конце концов они сошлись. Фанни Лир была требовательная девушка: она не соглашалась жить с великим князем на недостойных условиях, поэтому пришлось купить ей Малый Мрамор­ный дворец, где сейчас находится Европейский университет. Отец Николая Константиновича, Константин Николаевич, как и большинство Романовых, не отличался мягкостью. Лишний раз попросить у него 50 тысяч рублей сын боялся. Поэтому вместе со своим адъютантом великий князь решил выломать бриллианты из иконы, принад­лежавшей его матери, Александре Иосифовне, сдать ростовщику, получить деньги — а потом уже выкупить и вставить обратно. Когда бриллиантов хватились, Николай Константинович свалил вину на прислугу. Позвали знаменитого сыщика Ивана Путилина. Тот довольно быстро организовал обыски у адъютанта и нашел часть бриллиантов. Великого князя объя­вили сумасшедшим и отправили подальше от двора, а Фанни Лир выслали из страны.

Скоморохи, бабы-баечницы и чревовещатели

Элементы цирковых представлений существовали в России начиная с XI века, ведь скоморохи уже в некотором смысле клоуны. При Алексее Михайловиче их популярность стала расти. Из постпетровских властителей циркачей любила императрица Анна Иоанновна. Развлечения она поставила на поток: со всех концов страны ко двору набирали баб-баечниц, которые рассказывали ей весе­лые сказки, в то время как другие бабы чесали ей пятки. Во время грандиозных празднеств, например на свадьбу карликов, ко двору звали чревовещателей и глотателей огня. В Летнем саду с позволения императрицы за деньги выступали голландские эквилибристы.

Амфитеатр Астлея в Лондоне. Гравюра из книги «Microcosm of London». 1808 год Houghton Library, Harvard University / Wikimedia Commons В XVIII веке в Европе появляются цирковые шатры, а вместе с ними — слово «шапито» Шапито (от франц. chapiteau) — «колпак», то есть шатер в форме шапки.. Отцом-основателем современного цирка был английский наездник, бывший кавалерист Филип Астлей. В 1773 году он открыл первый цирк в Лондоне, а потом в Париже и еще в 18 городах Европы. Сам Астлей называл свои заведения «амфитеатрами», но чуть позже за ними закрепилось название «цирк». В России до 1806 года искусства цирка как такового не было. Цирковые номера были частью или уличной культуры, или театрального представления. Само слово «цирк» существовало только как воспоминание о римском и константинопольском цирке.

Кузнецы всемирной славы цирка

Нынешний Московский цирк Никулина на Цветном бульваре, еще не будучи таковым, прославился выступлениями таких мастеров своего дела, как Д. Альперов, Б. Вяткин, Л. Куксо, А.Е. Латышев (Антон и Антошка). И кто не знает таких всемирно известных клоунов, как Олег Попов, Карандаш, Юрий Никулин и выступавший с ним в паре Михаил Шуйдин, или Енгибаров Леонид, или великий Юрий Куклачев? 

Это легенды цирка. Ведущим представление, или шпрехшталмейстером, долгие годы здесь служил Александр Борисович Буше, заслуженный артист РСФСР. Режиссерами, способствовавшими славе цирка, долгие годы работали Марк Местечкин и Арнольд Григорьевич Арнольд. Но целая эпоха в истории этого цирка связана с жизнью и деятельностью Юрия Владимировича Никулина, получившего при советской власти самые высокие знаки отличия за свою деятельность. Этим и многим другим объясняется его имя, возникшее в названии — Московский цирк Никулина на Цветном бульваре.

Создатель и хозяин

Сам Саламанский выступал с 14 дрессированными лошадьми. Во второй части был показан балет о зимнем вечере, в котором на арене цирка катались на коньках и скатывались с ледяных горок на санках. Будучи директором и хозяином цирка, Саламанский старался привлечь в него и простой народ, хотя основными зрителями было московское купечество. 

Стараниями директора в цирке проявились дневные представления для детей со специализированной программой. Цирк быстро стал очень популярным в Москве. Однако заведение Саламанского существовало в условиях жесткой конкуренции. Непосредственно рядом с ним, в здании нынешнего кинотеатра «Мир», располагался тоже пользующихся завидной популярностью цирк братьев Никитиных. Победил в борьбе за зрителя будущий старый-новый (так его называли москвичи) цирк Никулина.

Артисты и шоу-программы

Многие знаменитые артисты выступали в цирке, и сложилась такая традиция, что целые семьи выступают под одним куполом, сменяя друг друга, поколение за поколением.

В 1946 году была открыта студия клоунады, где обучались будущие артисты цирка – Борис Романов, Юрий Котов, Леонид Енгибаров. Но конечно же, самым известными клоунами стали студенты Юрий Никулин и Михаил Шуйдин. Многие зрители только ради них приходили в цирк.

Ежегодно зрители могут увидеть новую программу, которую готовит Московский Цирк Никулина на Цветном бульваре. Афиша лишь вкратце может рассказать, что же ждет зрителей. В 2017 году, например, вышла довольно необычная программа под названием «Магия цирка».

Сегодня на арене цирка также выступают знаменитые артисты, о которых знают во всем мире. Среди них дрессировщики (семья Багдасаровых), воздушные гимнасты (семья Гарамовых) и многие другие.

Труппа

Артисты цирка Никулина являются лауреатами или призерами очень многих Международных фестивалей. Их хорошо знают в Париже, Будапеште, Монте-Карло. Выступления труппы и ее мастерство высоко оценили в Японии и Корее, Китае и Франции, Англии и Австралии. Цирк организует выступления на любых сценических площадках, разъезжая не только по России, но и по всей планете.


Смотреть галерею

В его труппу входят известные дрессировщики Багдасаровы, эквилибристы, которых тренирует Алиханов, воздушные гимнасты Волковы, Азиз Аскарян – руководитель шоу обезьян, С. Богданов со своим шоу воздушного полета «Heros» и многие другие талантливые артисты цирка.

Постановки

  • 1942 — «Трое наших»
  • 1949 — «Маленький Пьер»
  • 1956 — «Юность празднует»
  • 1959 — «Счастливого плавания»
  • 1962 — «Карнавал на Кубе»
  • 1962 — «Трубка мира»
  • 1971 — «Юность празднует»
  • 1977 — «Счастливого плавания»
  • 1979 — «Московскому цирку 100 лет»
  • 1982 — «Любовь, комсомол, и весна»
  • 1982—1984 — «Аттракцион» (эстрадно-цирковое представление с участием Аллы Пугачёвой, Игоря Кио и многих других эстрадных артистов)
  • 1984 — «Мира радостный салют»
  • 1989 — «Здравствуй, Старый цирк!»
  • 1992 — «Берегите клоунов»
  • 1994 — «Бульвар нашего детства»
  • 1995 — «Улыбки старого цирка»
  • 2007 — «Мир Цирка»
  • 2007 — «Цирк со звёздами»
  • 2007 — «Новогодняя сказка»
  • 2008 — «Цирк»
  • 2009 — «Держава»
  • 2010 — «Время Клоуна»
  • 2011 — «Спасибо, цирк!»
  • 2013 — «На бис!»
  • 2013 — «Золотой сезон»
  • 2014 — «Ёлка желаний»

Расцвет цирка Гинне — Чинизелли

1 / 3

Водная пантомима в цирке Чинизелли. Плакат 1890 годаМузей циркового искусства Большого Санкт-Петербургского государственного цирка / World Digital Library

2 / 3

Номер Гаэтано Чинизелли с лошадьми «на свободе». Э. Мартиник. 1877 годМузей циркового искусства Большого Санкт-Петербургского государственного цирка / World Digital Library

3 / 3

Номер Сципионе Чинизелли с лошадьми «на свободе». Литография 1900 годаМузей циркового искусства Большого Санкт-Петербургского государственного цирка / World Digital Library

Время Александра II, 1860–70-е годы, чрезвычайно напоминает наши девя­ностые. Все стремительно менялось. При отмене крепостного права помещик сразу получал половину денег за свою землю и за освободившихся крестьян. Огромное количество Коробочек, Маниловых, Собакевичей получили неслыханные деньги и отправились кутить — кто в Санкт-Петербург, кто в Париж, кто в Ниццу. С этим связан расцвет самых простых искусств: балет для них был слишком аристократическим зрелищем, французский они знали плохо и в Михайловский на французскую труппу не ходили. Больше всего им нравились оперетта и цирк — жанры жизнерадостные и понятные необразованным людям.

Гаэтано Чинизелли. Фотография Карла Бергамаско. 1870 годМузей циркового искусства Большого Санкт-Петербургского государственного цирка / World Digital Library В крупных городах: Петербурге, Москве, Ярославле — появляются шапито с иностранными труппами, которые показывают конные пред­ставления. В 1867 году в Петербурге, рядом с Михайловским манежем, открывается цирк Карла Гинне, а в 1872 году им начинает руководить его родственник — Гаэтано Чинизелли. Между цирком, императорским двором и гвардией складываются глубоко личные отношения. Между великими князьями и гвардейскими полковни­ками идут ожесточенные сражения за актрис, балерин и наездниц. Иногда это были случайные связи, часто гражданский брак. Дочь Чинизелли, Эмма, жила с цесаревичем Алек­сандром, будущим Александром III, а невестка Люция — с великим князем Владимиром Александровичем. В России все персональное имеет огромное значение, и по бросовой цене Чинизелли получает в аренду землю под строительство каменного цирка на Фонтанке. Срок аренды невероятен — до 1915 года.

В цирке Чинизелли была царская ложа и 1500 мест, из которых 50 — в партере, а остальные — на верхних ярусах. Цирк пользовался ошеломительным успехом. Достать билеты в ложи было тяжело: их раскупали на год вперед. Появлялись барышники, которые перепродавали билеты втридорога. Несмотря на это, среди зрителей были и довольно простые люди — чиновники 12-го класса или владельцы столярной мастерской, как в «Каштанке» Чехова.

Современность

Акробатический номер «русская перекладина», 2007 год Артисты на манеже, 2020 год По словам директора Максима Никулина, к 2004 году цирк превратился в процветающее предприятие, в которое входят продюсерский центр и агентство. В некоторые дни на Цветном бульваре проходит по три представления в день, а в сезоне — по шесть программ. Благодаря успешным коммерческим проектам удаётся полностью покрывать творческие расходы. Стоимость подготовки одной программы составляет примерно 120 тысяч долларов США.

В 2011 году администрация начала попытки возродить практику европейских гастролей: впервые за почти 40 лет состоялись представления во Франции. В целом этот опыт был признан успешным, однако, по словам Максима Никулина, «у русского цирка есть знаменитые артисты, но уже нет знаменитого бренда». Для его продвижения требуются средства, которыми цирк не располагает. По состоянию на 2020 год основные выезды проходят в Японию: в этой стране лояльность публики наиболее высокая.

В феврале 2013 года администрация цирка получила уведомление о четырёхкратном повышении арендной ставки: вместо 40 млн рублей новый тариф должен был составить 160 млн рублей. Художественный руководитель Максим Никулин выступил с сообщением в СМИ, что такая сумма превышает половину годового оборота цирка и в случае окончательного подтверждения размера оплаты труппе придётся освободить здание. Неделю спустя мэрия приняла решение не поднимать тариф, цирку Никулина предложили ставку в 1 рубль за 1 квадратный метр:

Это исключение. Город решил сохранить льготную ставку. Чиновники согласились, что сравнивать цирк с торговым или офисным центром по доходам неправильно.

Работники циркового искусства отмечают затяжной кризис в профессии, как финансовый, так и касающейся интереса публики: традиционному жанру трудно конкурировать с современными шоу и развлечениями. Цирк Никулина остаётся одним из немногих коммерчески успешных в России благодаря государственным дотациям, льготным условиям аренды и высокой посещаемости: продажи билетов составляют до 98,5 %.

Информация для посетителей

Зрительный зал цирка вмещает 2000 человек. Представления проходят в дневное и вечернее время. Билеты в цирк продают в театральных кассах Москвы и онлайн. Детей до 6 лет пускают сюда бесплатно, при условии, что они будут смотреть цирковое шоу на коленях у взрослого.

В фойе цирка до начала представления и после спектакля юные зрители могут сфотографироваться с собачками или тигром, а также сделать веселый фейс-арт — рисунок на лице. В фойе торгуют попкорном, фастфудом, прохладительными напитками и конфетами, а в сувенирном киоске продают яркие клоунские носы и другие недорогие сувениры.

Памятник Юрию Никулину

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: