Архитектурные особенности
Арсенал точно вписан в северный угол Московского Кремля и похож на вытянутую трапецию. Две его стороны плотно примыкают к стене Кремля. Самый длинный фасад здания проходит от Угловой Арсенальной башни до Троицкой башни, через которую все гости попадают в Кремль. Противоположный фасад протянулся от Никольской башни к центру кремлевской территории. Он выходит на Сенатскую площадь, отделяющую Арсенал от величественного Сенатского дворца.
Здание стоит рядом с глухой стеной, поэтому при его возведении пришлось решать проблему освещения. Чтобы в Арсенале всегда было достаточно света, высоту Кремлевской стены понизили почти вдвое.
Здание Арсенала в Кремле
Один из въездов во внутренний двор находится со стороны Троицкой площади. Посетители, которые входят в Кремль через Троицкую башню, могут видеть южную въездную арку, установленную прямо по центру представительного фасада. Она декорирована красивым портиком, который изготовлен в традициях барокко и классицизма. Другой въезд по внутренний двор расположен со стороны Сенатской площади. Эта территория закрыта для посетителей.
Кремлевский Арсенал возведен в стиле позднего классицизма и со всех сторон выглядит очень монументально. Этому способствует строгий белокаменный декор фасадов, два ряда спаренных оконных проемов и отделанные рустом углы. Желтое здание также украшают рельефные изображения знамен и оружия.
Здание Арсенала в Кремле
Внешне Арсенал напоминает старую крепость. Такое впечатление создается, благодаря глубоким откосам арочных окон, пологой двухскатной кровле и мощным стенам, толщина которых составляет почти три метра. Несмотря на то, что в здании всего два этажа, оно поднимается на три десятка метров, что соответствует высоте десяти этажей современной постройки.
История
После большого московского пожара 1701 года Пётр I повелел начать строительство Цейхауза, который по задумке царя должен был стать военным складом и местом хранения военных трофеев, в приказе от 12 ноября 1701 года значилось: «от Никольских ворот до Троицких всякое по правую сторону строение ломать до пошвы, и на том месте строить вновь оружейный дом, именуемый цейхоуз». Здание было заложено в 1702 году на месте сгоревшего Государева Житного двора, разобранных Сахарных палат, церквей Параскевы Пятницы и Входа Господня в Иерусалим, а также усадеб Трубецких и Стрешневых. Цейхауз начала возводить группа зодчих, которую возглавлял автор Сухаревой башни архитектор Михаил Чоглоков. В группу входили М. Ремезов, И. Салтанов, саксонец Кристоф Конрад и другие зодчие. Проект ворот Цейхауза выполнили архитектор Д. Иванов, живописец В. Минин и гравёр А. Шхобенек. Работы шли медленно, с перерывами, что было связано со скудными ассигнованиями на строительство. В 1711—1713 годах двухэтажное здание было подведено под крышу. Первоначально здание не имело окон со стороны города и имело довольно мрачный вид; с внутренней стороны стены должны были покрывать росписи с изображением колонн, увитых виноградными листьями, а парадные ворота предполагалось оформить скульптурой. В 1713 (или в 1714) году крыша недостроенного здания под тяжестью позолоченой черепицы рухнула и пробила своды обоих этажей.
Последствия разрушений устранили не сразу: средств выделялось всё так же недостаточно, архитектор Цейхауза М. И. Чоглоков умер, а другие мастера были заняты на других постройках в Петербурге. Лишь в 1722 году Кристоф Конрад был специально возвращён из столицы в Москву для строительства Арсенала. После смерти Петра I ассигнования на строительство практически прекратились. Однако Конраду удалось достроить периметр трапециевидного в плане здания и частично подвести его под крышу. Представленный им проект отделки был отвергнут, и в 1731 году Конрад был уволен. С того же года строительство Арсенала передали в ведение артиллерийской конторы Правительствующего сената. Строительные работы осуществлял архитектор И. Я. Шумахер и резчик И. Мускоп под наблюдением фельдмаршала Б. К. Миниха. В ходе строительства своды заменили плоскими перекрытиями, был оформлен западный фасад, на стене между Средней и Угловой Арсенальными башнями были пробиты окна, а со стороны Никольских ворот появился богато декорированный главный портал. Внутренний фасад здания был оформлен в стиле барокко, кровля восстановлена в прежних формах, а вдоль неё устроили галерею с балюстрадой. К 1736 году строительство здания было закончено.
Здание Арсенала в конце XIX века
Во время Троицкого пожара в 1737 году кровля и все деревянные части здания сгорели. Долгое время Арсенал стоял в руинах. В 1754 году архитектор Д. В. Ухтомский составил проект восстановления и реконструкции здания, однако, по некоторым данным, он использован не был. У других исследователей архитектуры и историков, например, И. Е. Забелина, И. М. Снегирёва, И. Э. Грабаря, А. И. Михайлова, М. А. Ильина, Т. В. Моисеевой, участие Ухтомского в строительстве Арсенала не вызывает сомнений. Восстановление Арсенала в 1786—1796 годах осуществлял инженер А. И. Герард под руководством архитектора М. Ф. Казакова. Во время строительных работ были возвращены сводчатые перекрытия, допожарный силуэт кровли и цветовое решение фасадов здания. Главный портал приобрёл классический фронтон, а вместо старых крылец были построены пандусы для въезда сразу на второй этаж.
Экспозиция пушек у стен Арсенала
В 1812 году по приказу Наполеона часть здания была взорвана. Арсенал был восстановлен и получил новую отделку в 1815—1828 годах по проекту разработанному московскими зодчими А. Н. Бакаревым, И. Л. Мироновским, И. Т. Таманским и Е. Д. Тюриным. Дворовым фасадам Арсенала был придано позднеклассическое оформление, живописный фриз наружного фасада заменили лепным, углы здания обработали рустом. Вместо пандусов во внутреннем дворе устроили лестницы, а высокая кровля была заменена на более пологую двускатную. Тогда же здание было окрашено в распространённый во время позднего классицизма однотонный жёлтый цвет.
Вновь здание Арсенала пострадало во время октябрьской революции; было отреставрировано в 1922 году. В 1927 и 1965 годах на фасаде были установлены мемориальные доски в память расстрелянных юнкерами солдат 56-го полка и в честь погибших офицеров кремлёвского гарнизона.
Интересные факты
При Иване 3 на территории располагалась Большая казна. Историки считают ее предшественницей будущей Оружейной палаты. В первой половине 16 века сформировался Оружейный приказ. Он использовался для складирования оружия. Во второй половине 16 века название изменилось на Оружейную палату.
Мало кто знает, что Иван 4 организовал в хранилище оружия мастерские. В них изготовлялись разные предметы по государеву заказу. Во второй половине 17 века хранилище дополнилось предметами искусства. Именно с этого времени кладовая стала центром общерусского национального искусства.
В государевых мастерских изготовляли:
- оружие
- знамена
- броню
- золотили кость и дерево
- резали и ковали железо
- писали иконы
Фонды палаты пострадали во время пожара Кремля в первой половине 18 века. Сгорели знамена полков Карла Шведского, захваченные в Полтавском сражении. Часть раритетов оказалось повреждена и не подлежала восстановлению. Сокровища, пережившие пожар, разместили временно в Теремном дворце.
Построенное для сокровищницы здание не имело отопления. К тому же, оно было из дерева, то есть пожароопасного материала. Раритеты то пересыхали, то отсыревали, плесневели и ржавели. Переоборудовать старое помещение оказалось слишком дорого. Поэтому потребовалось строить новое здание.
К началу войны 1812 года фонды экспозиции были довольно внушительны. Их эвакуировали в Нижний Новгород. К сожалению, на месте временного хранения условия оказались не подходящими: части предметов потребовалась реставрация.
Во время Великой Отечественной войны остро встал вопрос о сохранении раритетов. Сначала предполагалось укрыть экспонаты в Тайницкой башне. Но уже к осени стало понятно, что эвакуация неизбежна. Сокровища погрузили в вагоны и отправили в Свердловск. С ценностями поехали 11 сотрудников. Операция была секретная, контролировалась НКВД.
В Свердловске раритеты приняло на хранение местное НКВД. Сотрудников поселили в бараках. Но ценности не остались без надзора. Эвакуированные работники осматривали сокровища, своими силами проводили реставрацию.
В Кремлевской Оружейной палате оставили экспонаты, которые было трудно перевозить: кареты, троны. Их сохраняли оставшиеся в Москве сотрудники. Руководили работами комендант Кремля и директор музея. В 1943 году их наградили орденами.
Подготовка к возвращению раритетов началась после того, как угроза, нависшая над Москвой, миновала. Это заняло несколько лет. Сокровища вернулись на свое постоянное место только в феврале 1945 года.
История
По повелению Петра Великого государевы мастерские и склады должны были преобразоваться в музей. Называться это учреждение должно было по самому старому хранилищу – Оружейной палате. Но завершить эту работу удалось только Александру I в 1806 году.
Для новой экспозиции построили отдельное здание. Во время работ проводились изучение и опись коллекции. Руководил всем Почетный член Малиновский. Первая часть каталога была издана через год. Тираж оплачивал лично император Александр I. Малиновский впервые описал раздел экспозиции – Государственные регалии.
Здание для размещения коллекции строил архитектор Еготов. Оно было готово в 1809 году, но отделка продолжалась до лета 1812.
Во время вступления Бонапарта в Москву зданию нанесен ущерб. Ценности эвакуировали, но из-за того, что они хранились в ящиках, экспонаты утратили былое великолепие. Требовалась реставрация. После реконструкции здания и работы с артефактами экспозиция переехала на постоянное место. Это произошло только в 1814 году.
Цель организации выставки – воспитание патриотических чувств у граждан России, напоминание о ратных подвигах.
Скоро стало ясно, что здание не отвечает многим требованиям. Отсутствовало отопление, экспонаты сырели и поражались грибком. Деревянные конструкции могли легко воспламениться. Было принято решение разместить кремлевский гарнизон в строении Еготова, а для экспозиции выстроить новое помещение.
Фото: pastvu.com
Еготовская постройка использовалась как казармы более 100 лет. Затем советское правительство решило возвести Кремлевский Дворец съездов, и первое здание Оружейной палаты снесли.
Музеи Московского Кремля
Московский Кремль включает множество башен, каждая из которых обладает уникальной историей.
Тайницкая башня
Это первая башня Кремля, которая была построена в 1485 году. Ее название переводится как «секрет». Под башней находится колодец, который включал потайной ход для обеспечения водой и выхода во время осады.
Троицкая Башня
Это наиболее высокая башня, которая достигает 80 метров. Ее ворота не только выполняли функцию обороны, но и представляли собой проход для духовенства и монаршей семьи. В 1937 году на башню установили большую красную звезду, которая остается там и сегодня.
Никольская Башня
Эта восьмиугольная башня выполнена в необычном готическом стиле. Ее дополняют кружевные детали и узкие арки, которые переходят в крутой шпиль зеленого цвета. Башня была сильно повреждена в 1812 году и во время революции. Но впоследствии ее удалось реставрировать.
Спасская Башня
Это наиболее известная башня, которая располагается возле ворот. Изначально она называлась Фроловской. Тут проводились царские шествия и военные марши, а также приемы послов. Башня украшена белокаменными статуями и колоннами.
Кутафья башня
Эта башня отличается необычной формой. Ее решетки и зубцы обеспечивали защиту входа в Кремль через Троицкую башню. Строение окружала вода, которая часто поднималась по ее стенам. Это придавало ей приземистый вид.
Водовзводная башня
Изначально башню называли Свибловой. Это было связано с боярской семьей Свибло, двор которой находился около башни. Однако после установки первой машины для воды строение переименовали.
Боровицкая башня
Это одно из наиболее старых зданий Москвы, которое было построено в 1490 году. Согласно легенде, название строения было связано с хвойным лесом, который рос тут в давние времена. Боровицкая башня имеет единственные ворота. Через них проходит сейчас президентский кортеж.
Комплекс Большого Кремлевского дворца
Это наиболее крупный комплекс, который располагается на территории Кремля. Тут находилась резиденция императора и советское правительство. Сейчас здесь располагается парадная резиденция российского президента.
Терем Палас
Это главная резиденция российских правителей шестнадцатого века. Для теремного дворца характерно красочное внутреннее убранство. Тут используются восточные узоры, резьба, витражи.
Оружейная палата
Здесь выставлены парадные доспехи, оружие, государственные регалии русских правителей. Также в Оружейной палате представлены ювелирные изделия царей, подарки иностранных гостей, церковные облачения и одежда для коронации.
Экспозиции
Музей рассказывает посетителям о богатой событиями истории клуба. Выставка поделена на десятилетия, каждый стенд показывает и рассказывает о самых значимых событиях периода. Начинается история «Арсенала» в далеком в 1886 г., когда рабочими Королевского Арсенала в Woolwich был создан футбольный клуб, который вскоре был переименован в «Royal Arsenal». Спустя время клуб был разорен и пребывал в упадке, из которого вышел только в 30-х гг. XX столетия, благодаря руководству легендарного Герберта Чепмэна и его революционной тактике. Под его руководством «Арсенал» выигрывает свой первый большой трофей — FA Cup 1929-30г.г. и два Чемпионата Лиги (League Championship) в 1930–31 и 1932–33 г.г.
Отцы-основатели клуба, Gilad Pellaeon
Всего в музее 20 огромных экспозиций. Каждая зона содержит сведения о лучших игроках и выдающихся моментах. Здесь же выставлены трофеи, большинство из которых предоставлены бывшими игроками «Арсенала». Тут можно увидеть первую форму и обувь команды, кубки и полученные награды. В числе самых знаменитых и просматриваемых экспонатов, конечно же, изготовленный на заказ кубок Премьер-лиги сезона 2003—2004 гг., когда команда сыграла 49 матчей подряд без единого поражения, за что получила название «Непобедимые». Среди экспонатов есть и бутсы Майкла Томаса с матча на «Энфилде» 1989 г., футболка Чарли Джорджа с финального матча Кубка Англии 1971 г. Здесь можно увидеть майки игроков, забивавших голы в финальном матче Кубка Ярмарок (Джон Сэммэлс) и в финальном матче Кубка Европейских Чемпионов (Алан Смит), медали, кепки и футболки, принадлежащие Дэвиду О Лири, Ли Диксону, Брайену Марвуду и многим другим.
Музей оборудован двумя кинотеатрами, в которых транслируют фильм, посвященный истории клуба. Фильм условно поделен на 12 логических частей, связанных между собой и посвященных великолепной истории «Арсенала»: «Менеджеры, выигрывавшие чемпионство», «Непобедимые», «Дух Арсенала», «Хайбери» и т. д.
Часть стендов посвящена женской команде «Арсенала», являющейся самым успешным клубом в английском женском футболе, и Академии «Арсенала», в которой молодые игроки обучаются и тренируются, перед тем как попасть в основную команду клуба.
Стенды с трофеями, MandyL
В музее можно поучаствовать в целой серии забавных интерактивных викторин, в которых можно блеснуть знаниями об истории любимого клуба. Живые экспозиции музея дают посетителям представление о футболе в целом. Здесь есть фотографии, форма с автографами, экраны, транслирующие лучшие голы и ключевые моменты матчей.
«Большая Москва»
Год: 1925
Авторы: Сергей Шестаков
Цели: Из вступления к плану: «Задача современного городского строительства — создание здоровых и культурных условий жизни. Такая задача и стоит сейчас перед Москвой. Москва вновь стала государственным центром и едва ли с этого положения сойдёт. За это говорит и её географическое расположение, и историческое прошлое, и, наконец, та политическая роль, которую она заняла теперь. При таком условии есть полное основание полагать, что Москва в недалёком будущем превратится в один из величайших городов мира. С таким положением Москвы надо считаться и к нему подготовиться».
Новый план должен был учитывать стремительно растущий рост населения, так что перед советскими градостроителями стояла задача вновь расширить городские границы. 200 тысяч гектаров — именно такой должна была стать общая площадь Большой Москвы по расчётам инженера Шестакова.
Подольск, 1920-е годы, фото: vk.com/istorya_podolska
Что получилось: Как и другие эксперты тех лет, Шестаков возлагал большие надежды на развитие скоростного транспорта. Так что железные дороги и вокзалы в Москве стали точками особенно пристального внимания. Окружная железная дорога была отдана исключительно под пассажирские перевозки, а новая железная дорога предназначалась для транзитного движения грузов. К московским вокзалам протянулись широкие улицы и дублёры. Благодаря концепции 1925 года равномерно стали развиваться такие подмосковные города, как Дмитров, Сергиев Посад, Богородск, Подольск, Бронницы, Звенигород и Воскресенск. Кроме того, с заделом на будущее и опасаясь слишком быстрого роста населения, Шестаков настаивал на формировании агломерации, в которую вошли не только подмосковные города, но и посёлки Владимирской и Калужской губерний.
Что не получилось: В 1929 году генплан был отвергнут, а сам Шестаков репрессирован и погиб в заключении.
История строительства
В переводе с немецкого название арсенала значит военный дом. Пожар, который произошел в Москве в первом году восемнадцатого века, послужил поводом для возведения этого здания. От огня пострадала северная часть кремлевской территории, и сгорел Государев Житный двор. Последний использовали для хранения зерна еще со времен белокаменной Москвы.
Российский правитель Петр Первый выступил с идеей возвести на освободившихся площадях большое здание. В своем приказе правитель требовал снести все постройки от Никольских до Троицких ворот и выстроить на освободившемся месте Цейхгауз.
Арсенал Московского Кремля
К строительству приступили через год после того как сгорел житный дом, однако, шло оно не самыми быстрыми темпами. В начале восемнадцатого века Россия участвовала в затяжной русско-шведской войне и тратила на нее большую часть своего бюджета. По этой причине возведение нового Цейхгауза растянулось на целых тридцать четыре года.
В разное время строительными работами руководили различные архитекторы. В этом ряду много интересных и знаменитых имен, каждый из них — мастер своего дела. К семнадцатому году восемнадцатого века здание было готово к возведению крыши. По другому дело обстояло с отделочными работами, которые завершились только в тридцать шестом году восемнадцатого века. Это сооружение было самым крупным из тех, что Петр Первый построил в Москве.
Новый Арсенал прослужил очень недолго. Меньше чем через год в городе произошел огромный пожар, который вошел в историю, как Троицкий или Великий. Подгоняемое ветром пламя уничтожило практически весь центр Москвы и захватило территорию Кремля. Арсенал, как и другие здания, и дворцы, получил значительные повреждения — все его деревянные части, а также кровля полностью сгорели.
Во второй половине восемнадцатого века, в восемьдесят шестом году для восстановления Кремля нашли деньги, а руководить реконструкцией погоревших зданий поставили известного русского архитектора Матвея Федоровича Казакова. Помогал ему тайный советник и инженер Иван Кондратьевич Герард. Он был хорошо известен москвичам, ведь благодаря нему в городе появилась первая система водопровода.
Арсенал в Кремле
Арсенал восстановили, но сооружение ждало новое испытание. Когда наполеоновские войска отступали из Москвы, они взорвали часть кремлевского оружейного дома.
Двухэтажный Арсенал, который сохранился до сегодняшнего дня построили практически заново с четырнадцатого по двадцать восьмой год девятнадцатого века. Новое здание появилось, благодаря усилиям четырех талантливых зодчих — Алексея Никитича Бакарева, Ивана Львовича Мироновского, Ивана Трофимовича Таманского и Евграфа Дмитриевича Тюрина. Поначалу в нем хотели разместить музей, рассказывающий о сражениях и героях Отечественной войны. К Арсеналу свезли почти девять сотен трофейных французских пушек. Но музей так и не открыли, а пушки установили в ряд на небольшом постаменте.
Здание Арсенала в Москве
В дни Октябрьского вооруженного восстания в результате боев на территории Кремля стены и окна оружейного дома получили повреждения от выстрелов. Восстановили Арсенал в двадцать втором году двадцатого века, а чуть позже на нем закрепили мемориальные доски в честь погибших офицеров, которые служили в кремлевском гарнизоне.
В шестидесятом году двадцатого века, когда снесли старое здание Оружейной палаты, рядом с французскими пушками появились орудия, изготовленные русскими оружейниками в шестнадцатом и семнадцатом веках. Их установили на лафеты и расставили вдоль фасадов.
Залы
Артефакты распределены по нескольким залам:
- В зале 1 экспонируются самые древние сокровища. Драгоценности некогда принадлежали князьям, а потом и царям государства. На стендах выставлены предметы, привезенные из Византии в 4-15 веках. Никого не оставляют равнодушными экспонаты домонгольской Руси. Предметы декоративно-прикладного искусства изготовлены в Суздале, Киеве, Чернигове, Рязани. В витринах расположены золотые и серебряные украшения, произведенные в Московии в 15-16 веках. Отдельный стенд посвящен изделиям из серебра мастеров Великого Новгорода.
- В зале 2 представлены ювелирные изделия мастеров, произведенные в 17-20 веках. Ядро экспозиции – сокровища Золотой и Серебряной палат Кремля. Кроме этого, выставлены изделия провинциальных умельцев из Сольвычегодска, Великого Устюга, Костромы, Великого Новгорода. На следующих стендах экспонируются изделия мастеров-ювелиров знаменитых домов: Фаберже, Овчинникова, Семенова, Хлебникова.
- В зале 3 выставлено оружие, которое производилось в разных странах Запада и Востока. Вооружение либо специально закупалось, либо дарилось послами.
- В зале 4 экспонируется оружие, изготовленное русскими мастерами 12-19 веков. Здесь собрана обширная коллекция холодного и огнестрельного оружия. Отдельно выставлено парадное и охотничье оружие. Оно отличается богатым украшением.
- Зал 5 посвящен изделиям из серебра западных мастеров. В основном, артефакты – дары послов дружественных стран.
- В зале 6 выставлены парадные и коронационные костюмы императорской фамилии. Кроме того, здесь выставлены облачения митрополитов и патриархов Русской Православной церкви.
Зал 7 посвящен предметам, которые использовались в церемониалах. Часть из них передавалась по наследству и со временем стала иметь политическое значение.
В зале 8 можно ознакомиться с элементами парадной упряжи.
Зал 9 порадует посетителей парадными царскими экипажами.
Генеральный план реконструкции Москвы
Год: 1935
Авторы: Владимир Семёнов и Сергей Чернышев
Цели: Большая реконструкция Москвы — вот что подразумевал новый план. Документ расписывал стратегию развития города на десять лет вперёд. Причём охватывал он самые разные городские вопросы: расселение и застройка, планировка улиц и набережных, архитектурное оформление зданий, производство расчётов строительства, транспорт, водопровод и канализация, санитария города и многое-многое другое.
Что получилось: Именно благодаря плану 1935 года мы знаем гранитные набережные Москвы-реки. Реки рассматривались как ещё один путь сообщения, и потому они должны были обрести такой же парадный облик, как и широкие автомагистрали. Новые районы в отличие от исторического центра стали застраивать по строгой прямоугольной сетке. С этого периода Подмосковье рассматривается как придаток столицы. Там располагаются важнейшие стратегические военные базы, склады, сортировочные, сооружения коммунального обслуживания, которые до сих пор работают на Москву. Генеральный план предписывал построить там дома отдыха, пионерлагеря и дачи. По нему был построен и МКАД, который должен был снизить транзитный поток транспорта через город. Тогда же распланировали линии метро, которые должны были обслуживать разрастающийся город, и выделили территории для строительства высоток. Наконец, в Москве определили промышленные территории, где в скором времени выросли заводы и фабрики.
Проект Дворца Советов, авторы: Борис Иофан, Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх. Вариант 1937—1940 гг.
Что не получилось: Грандиозная 400-метровая башня Дворца Советов так и не возвысилась над Москвой, хотя проект её обсуждался и утверждался довольно долго. Разместиться она должна была на месте храма Христа Спасителя и стать кульминацией советского высотного строительства.
Главные экспонаты
По аналогии с 7 чудесами света, в Оружейной палате можно выделить 7 уникальных экспонатов:
- Конечно же, шапка Мономаха. Драгоценный мех соболя окружает узорчатую золотую тулью. Само по себе это красиво. Но шапка имеет еще и огромную историческую ценность.
- Перо-эгрет с сапфиром. Украшение всадника было преподнесено Екатерине Великой султаном Абдул-Гамидом после заключения Кучук-Кайнарджийского мира. Перо-эгрет украшает редчайший сапфир желтого цвета.
- Карета-сани. Сейчас такой комбинацией мало кого удивишь. А во времена Елизаветы Петровны это было новаторское решение. Историки утверждают, что императрица проехала в странном экипаже из Санкт-Петербурга в Москву всего 3 дня. Обычно на такое путешествие тратили около 10 дней. Сохранилось немного возков, елизаветинский – один из них.
- Мантия из горностаев последней императрицы Александры Федоровны. На парадную одежду пошли шкурки 800 зверьков. И сохранить реликвию было непросто.
- Большой Сион. Эта дарохранительница раньше использовалась в Успенском соборе Кремля. Уникальность ее в том, что она выполнена в виде православного храма. Дата изготовления – 15 век. Но некоторые исследователи придерживаются мнения, что некоторые элементы раритета намного старше.
- Оружейный гарнитур Остен-Сакена. Набор вручили парижане губернатору Остен-Сакену в знак признательности за образцовое поведение русских войск в захваченном городе. На рукояти был бриллиант 35 каратов, украденный в 20-е годы ХХ века. При реставрации камень заменили аналогичным.
- Ленный кубок. По традиции, вассалы подносили своему господину такой кубок, наполненный монетами. Особенность раритета в том, что букашки и лягушки, отлитые из серебра, в момент изготовления были живыми. В Германии 15 века такая техника была распространена.
Как добраться
Здание Арсенала находится в северной части Московского Кремля, рядом с Сенатским дворцом. До входа в Кремль добираются пешком от станций московского метро: Александровский сад, Библиотека имени Ленина и Боровицкая. Чтобы попасть к Арсеналу, нужно миновать Александровский сад, пройти через Кутафью башню и Троицкий мост. Двухэтажное здание Арсенала расположено за Троицкими воротами, с севера от Троицкой площади.
Ника
18
Увлекаюсь походами и путешествиями, фото и видеосъемкой. Хожу в походы с детства. Всей семьей ходили и ездили — то на море, то на речку, на озеро, в лес. Было время, когда в лесу мы проводили по целому месяцу. Жили в палатках, готовили на костре. Наверное, поэтому и сейчас меня тянет в лес и, вообще, на природу. Путешествую регулярно. Примерно три путешествия за год по 10-15 дней и множество 2-х и 3-х дневных походов.
Комментарии: 0Публикации: 668Регистрация: 23-10-2018
Ника Достопримечательности
Старинные орудия
Сегодня у двух фасадов Арсенала находится любопытная музейная коллекция. Первые экспонаты привез в строящийся Цейхгауз еще Петр I. Это были трофейные орудия, добытые русскими войсками под Полтавой и Смоленском.
Сегодня возле здания собраны артиллерийские орудия — 14 русских пушек и 15 орудий иностранного производства, отлитые в XVI-XVII веках. Кроме того, здесь установлены 754 трофейных орудий, отвоеванных русской армией во время сражений Отечественной войны 1812 года.
Среди них есть пушки, гаубицы и мортиры, сделанные на территории Франции, Австрии, Голландии, Пруссии, Италии и Испании.
Самый большой интерес у туристов вызывают старые русские пушки, установленные на высоких лафетах. Над их изготовлением трудились лучшие оружейники своего времени — Андрей Чохов, Яков Дубинин и Мартьян Осипов. Эти мастера умели отливать не только пушки, но и звучные колокола. Каждое из выставленных возле Арсенала орудий имеет свой неповторимый дизайн и даже имя — «Аспид», «Троил», «Гамаюн», «Единорог», «Орел» и «Перс». На пушках можно увидеть рельефные надписи, рассказывающее о мастере, весе орудия и времени, когда была произведена отливка.
К сожалению, посетители не могут осмотреть всю коллекцию выставленного возле Арсенала оружия, так как им разрешают подходить к зданию только от Троицкой площади, то есть с южной стороны.