Верхоспасский собор в московском кремле

Башни Московского Кремля

Стены Московского Кремля имеют 20 башен, среди которых нет одинаковых. История Москвы началась у Боровицких ворот. Здесь находится одна из юго-западных башен Кремлевской стены — Боровицкая. Она выходит к Александровскому саду и Боровицкой площади. По легенде ее имя произошло от бора, который покрывал один из семи холмов, на которых стоит Москва.

Через Водовзводную (Свиблову) башню имелся тайный выход к реке Неглинной и в ней был колодец.

Благовещенская башня получила свое название по Благовещенской иконе, когда-то здесь находившейся.

Тайницкая – это центральная башня южной стены Кремля, рядом с ней, также на южной стороне, находятся Первая и Вторая Безымянные. В Первой Безымянной хранили порох.

Петровская имела важное значение для обороны, поскольку располагалась рядом с Москвой-рекой и рвом. В Юго-Восточной части Кремлевской стены находится Беклемишевская башня. Свое имя она получила по Двору боярина Беклемишева, примыкающего к ней

Свое имя она получила по Двору боярина Беклемишева, примыкающего к ней

В Юго-Восточной части Кремлевской стены находится Беклемишевская башня. Свое имя она получила по Двору боярина Беклемишева, примыкающего к ней.

В 1490 году на месте Тимофеевских ворот в честь Кремлевской церкви Константина и Елены была построена Константино-Еленинская башня.

На Набатной размещались колокола Спасского набата — противопожарной службы. Для набатного колокола была построена Царская башня, небольшая, из четырех колонн.

Спасская служила для парадного въезда в Кремль. Ее ворота считались святыми. Со стороны Красной площади Кремль защищали Сенатская и Угловая Арсенальная (Собакина) башни.

Ворота Никольской башни служили дворянам для подъезда к своим дворам.

Описание

Патриаршие палаты строились в 1653-1658 годах. Для работ были приглашены лучшие мастера каменных шатровых храмов — Антип Константинов и Бажен Огурцов. Росписи внутренних помещений выполнили живописцы Ярославля и Костромы, а также лучшие царские иконописцы.

Первый этаж здания занимали дьяки многих приказов, также здесь находились хозяйственные помещения. На втором этаже располагались церковь во имя апостола Филиппа и парадные залы, в том числе Крестовая палата, или Мироварня (здесь готовилось миро, ароматическое масло, используемое для крещения и освещения храмов). Архитектура Мироварни уникальна – зал площадью 280 кв. метров был перекрыт сводом, не имеющим центральной опоры.

На третьем этаже находились покои патриарха Никона.

Существует легенда, что на четвертом этаже, где было лишь две комнаты, прятался от стрельцов малолетний Петруша, будущий император Петр Первый. От этих событий у него и сохранился нервный тик, возникавший в минуты сильного волнения.

По тем временам, трехэтажная постройка была огромной. Здание сооружено единым блоком и даже церковь Двенадцати апостолов составляет единое целое со всем строением. Храм, находящийся на уровне второго этажа, расположен на красивых проездных арках.

По своей красоте и роскоши Патриаршие палаты не уступали царским Теремным покоям. Позже, когда патриарха судили, Патриарший дворец был представлен как пример его необычайной гордыни и желания сравняться с царём.

На протяжении всей своей истории Патриаршие палаты много раз изменялись. Реконструкция была проведена после сильного пожара 1682 года. В это же время Филипповская церковь была перестроена в новый храм Двенадцати апостолов, ставший домовой церковью церковных иерархов.

Стены храма были украшены необычайно красивой росписью, пол покрыли керамической плиткой, а установленный иконостас, первоначально предназначенный для Вознесенского монастыря Кремля, был великолепен.

В 1690 годах со стороны Соборной площади к зданию была пристроена открытая галерея, ведущая к церкви от жилых помещений.

Однако, Петр Первый в 1721 году упразднил патриаршество.  Высшим государственным органом церковно-административной власти стал Святейший Синод. По сути, церковь утратила свою независимость и контролировалась императором. При новых хозяевах строение перестраивалось и потеряло свой первоначальный вид.

Историческое здание сильно пострадало во время артиллерийского обстрела в ноябре 1917 года. В 1918 году Святейший Синод был ликвидирован, а его полномочия были переданы патриарху.

Интересно, что архитектура храма и внутренние интерьеры были воссозданы в советское время. Так, вторая проездная арка была открыта в 1920 году, а открытая галерея – два года спустя. Белокаменные полы во дворце и керамическую плитку на полу восстановили в 1950 году. Также в 1950-1960- х годах восстановлены многие архитектурные элементы и значительная часть древних росписей.

В настоящее время в историческом здании находится музей прикладного искусства. Здесь представлены подлинные предметы царского и патриаршего быта, в музейное собрание вошла и патриаршая ризница — одно из древнейших хранилищ произведений искусства. Вы увидите редкие подписные иконы XVII века и ювелирные украшения, старинную мебель и книги, осмотрите коллекцию русского художественного шитья конца XVI–XVII веков. Среди интересных экспонатов – часы, подаренные Ивану Грозному. Одни из них карманные в виде книжки, другие – большие настольные.

Посетить Патриаршие палаты будет интересно всем, кто любит историю и интересуется  декоративным искусством.

История Московского кремля

В ходе археологических исследований было обнаружено, что на том месте, где сейчас располагается Архангельский собор, еще в железном веке было финно-угорское поселение. Первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 году, согласно нему недалеко от места впадения реки Неглинной в Москва-реку на Боровицом холме располагался укрепленный поселок. Первая крепость на этом месте была построена в 1156 году, она была типичной для тех времен: деревянные стены, земляной вал и ров. Однако цитадель была разрушена монголо-татарами в 1238 году. В 1339 году строятся новые дубовые стены. Уже тогда на территории кремля располагался самый древний московский храм – собор Спаса на Бору (был разрушен в 1933 году). Он служил усыпальницей московских князей (позже эта роль перешла к Архангельскому собору).

В 1367 году во времена правления Дмитрия Донского строятся стены из белого камня. Именно с тех времен появилось название «Москва белокаменная». Деревянные стены были заменены каменными не по всему периметру крепости, а лишь в наиболее уязвимых местах. В XV веке во времена правления Ивана III Московский кремль вновь перестраивается. Работы ведутся под руководством итальянских зодчих. На этот раз в качестве материала используется обожженный кирпич. Построенные тогда башни и стены с бойницами в виде ласточкиных хвостов и дошли до наших времен. Однако современный облик Московский кремль приобретает в XVII веке – тогда были достроены шатры на башнях.

В 1812 году Московский кремль захватила армия Наполеона. Однако пребывание французского императора в «сердце» Москвы было недолгим – он сбежал уже на следующий день из-за угрозы пожара. При отступлении он приказал заминировать кремль. В результате взрыва был нанесен серьезный урон.

Известно, что с начала XVIII века и до Октябрьской революции столица России находилась в Санкт-Петербурге. Кремль являлся московской резиденцией императора, однако появлялся он здесь не часто. В связи с этим территория Московского кремля была свободной для посещения. Любой желающий мог зайти внутрь крепостных стен, прогуляться, осмотреть архитектурные достопримечательности.

Во время революции в 1917 году постройки Московского кремля сильно пострадали от артиллерийского обстрела.

После свержения самодержавия столица была перенесена в Москву. Советское правительство во главе с В. И. Лениным базируется в кремле. Вход сюда простым гражданам запрещен. В те годы были уничтожены памятники так или иначе связанные с самодержавием. Не щадились и церковные постройки. Например, в 1929¬–1930 гг. были снесены Чудов и Вознесенский монастыри, издревле находящиеся на территории Московского кремля. Восточная часть территории превратилась в руины. Позже был уничтожен самый древний храм Москвы – собор Спаса на Бору. Во дворцах и уцелевших соборах устраивались различные учреждения (больница, спортзал, клуб и др.).

Во время Великой отечественной войны Московский кремль был тщательно замаскирован, что помогло его уберечь. Мавзолей укрыли бутафорским зданием, звезды с башен сняли, на стенах нарисовали изображения фасадов зданий и т. д.

В 1990 году Московский кремль был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Исключение составил Большой кремлевский дворец. Видимо посчитали, что его архитектура не вписывается в архитектурный ансамбль.

История храма в XVIII-XX веках

Собранные под одной крышей храмы не перестали выполнять своего изначального предназначения. Собор служил местом уединения государя и членов его семьи для размышлений, причащения и молитвы. Здесь крестили младенцев и совершали молебны в честь совершеннолетия наследных царевичей.

От собора по лестнице можно было подняться к Боярской площадке, соединявшей храм и жилые помещения Теремного дворца. Это место предназначалось для публичного чтения царских указов, а также раздаче знатным боярам и приближенным государя именинных пирогов. Над лестницей, ведущей к Боярской площадке, отделяя храм от улицы, была установлена кованная из меди решетка, покрытая сусальным золотом. Поэтому в обиходе о соборе говорили, как о Спасе за Золотой решеткой.

Во время Отечественной войны 1812 года собор сильно пострадал. Он лишился большей части своих материальных ценностей, а великолепная настенная роспись была сильно поуродована гвоздями. Спустя 14 лет храм восстановили, но с некоторыми архитектурными переделками. А в 1840 году стены Екатерининской церкви расписали новыми фресками. До начала XX века Верхоспасский собор открывали для всех молящихся один раз в году, в день храмового праздника.

Во время артиллерийского обстрела в ноябре 1917 года снаряды и осколки сильно повредили северо-западный угол здания. Большие реставрационные работы проводились в соборе в 20-е, 40-е и 60-е годы XX века. Они в значительной мере вернули этому старому архитектурному сооружению первоначальный вид. Особенно близко к первоначальному стал выглядеть северный фасад здания. Медная кровля, которая и сейчас покрывает собор, сохранилась на нем с XVIII века.

Памятные знаки и монументы комплекса

Помимо исторических зданий на территории Кремля расположено множество скульптурных композиций и монументов, которые служат памятниками событиям прошлого и знаменитым политическим деятелям.

Царь-колокол

Царь-колокол был отлит в 1737 году по указу императрицы Анны Иоанновной, которая задумала его в качестве памятника самой себе. Автором проекта выступил литейный мастер И.Ф. Моторин, он умер за год до завершения работ, и проект заканчивал его сын.

Колокол отливали из сплава, который включал в себя олово, медь, золото и серебро. Результатом долгой и тягостной работы более 200 мастеров стало великолепное изделие весом в 202 тонны и высотой в 6 метров. Колокол никогда не был поднят на звонницу и исполнял исключительно монументально-композиционную роль.

Царь-колокол известен тем, что в 1737 году во время великого Троицкого пожара на его раскалённый металл попала ледяная вода. Из-за резкого перепада температуры металл треснул и от колокола отделился осколок внушительных размеров.

В XIX веке Царь-колокол вместе с осколком был поднят на каменный постамент возле Колокольни Ивана III, где он стоит по сей день. В настоящее время Царь-колокол признан самым большим в России.

Царь-пушка

Артиллерийское оружие было создано в 1586 году русским пушечником Андреем Чоховым. Данная пушка является одной из самых больших в мире. Её вес составляет 400 тонн, а длинна достигает 5,5 метра.

Царь-пушка издавна считалась символом военного потенциала России, но никогда не применялась в бою. Только один раз она была заряжена и приведена в боевую готовность — в момент, когда к воротам Кремля подходили войска крымского хана. Но залп не состоялся.

Царь-пушка установлена на невысоком постаменте во дворе Арсенала. Рядом с ней лежат бутафорские пушечные ядра, служащие для дополнения композиции.

Артиллерийские орудия

В годы правления Петра Великого к зданию Арсенала свозились артиллерийские орудия — трофеи с полей сражений. Эту традицию продолжил Александр I, добавивший к экспозиции пушки, захваченные у наполеоновских войск.

Сегодня коллекция старинных пушек представляет собой настоящий музей под открытым небом. Экспозиция демонстрирует орудия, изготовленные в разные времена и в разных государствах.

Памятник Великому князю С.А. Романову

Памятник, представляющий собой бронзовое распятие с лампадой, был установлен в 1908 году на месте, где погиб князь Сергей — сын Александра II. Трагедия произошла 4 февраля 1905 года. Сергей Александрович стал жертвой теракта — в его карету была брошена граната.

Памятник был окружён кованной оградкой, а прилегающая к нему лампада зажигалась каждый вечер. В 1918 году революционеры снесли памятник. Восстановление мемориала пришлось ждать до 2021 года. Новый памятник полностью соответствовал своему предшественнику. По случаю открытия была проведена торжественная церемония, на которой присутствовала политическая и церковная элита.

История древней площади

Соборная площадь имеет статус одной из самых древних площадей города. Композиция и контуры ее будущей застройки были заложены в XIII-XIV веках, когда в Кремле существовали только деревянные здания. Площадь появилась на наиболее возвышенной части холма и стала местом, где построили главные храмы зарождающегося государства.

Каменные здания на площади возводили постепенно, и в их строительстве принимали участие зодчие из Москвы, Владимира и Пскова. Работали здесь и итальянцы, поэтому на внешний облик большинства построек сильно повлияла архитектура европейского Ренессанса. К началу XVI века на площади возвышались три больших собора, здание Грановитой палаты и высокая колокольня, с которой можно было осмотреть практически всю Москву.

Вид площади от Патриаршего дворца и собора Двенадцати апостолов. Слева направо: Архангельский собор, Благовещенский собор, Успенский собор

В течение нескольких веков Соборная площадь была местом проведения главных торжеств и церемоний. Здесь венчались на царство великие князья и русские цари, а также крестили наследников престола. В палатах принимали иностранных послов и проводили земские соборы. В древнем Архангельском соборе хоронили князей, царей и членов их семей, а в соседнем Успенском соборе находили последний приют митрополиты и патриархи.

В 1812 году, когда французы взяли Москву, площадь в Кремле пострадала от пожаров. Особенно сильные разрушения получили колокольня, Филаретовская пристройка и звонница. Когда война с французами была завершена, старые постройки восстановили.

Площадь перед церковью Ризоположения, Успенским собором и Патриаршим дворцом и собором Двенадцати апостолов.

Древнюю площадь несколько раз реконструировали. В XVIII-XIX веках ее фрагменты покрыли каменными плитами. Полностью всю площадь замостили к 300-летию празднования царской династии Романовых, в 1913 году. В 1930-е годы Соборную площадь заасфальтировали. Однако, асфальтовое покрытие быстро ветшало и рядом с древними соборами выглядело крайне убого. Поэтому в 1955 году его сняли, и старую площадь вновь замостили камнем.

Соборная площадь — не единственная на территории Кремля. Кроме нее за зубчатыми стенами существуют и другие исторические площади. Перед Спасской башней раскинулась знаменитая Красная площадь. На ней проходят военные парады, государственные торжества и большие фестивали. За зданием колокольни Ивана Великого находится просторная Ивановская площадь, которую в прежние времена называли Царской. Кроме того, внутри кремлевских стен есть еще две площади — Сенатская и Дворцовая, но для туристов они закрыты.

Вид колокольни Ивана Великого от Благовещенского собора

Кремлевские музейные экспозиции

Музеи Московского Кремля притягивают сотни туристов, что неудивительно, ведь местные экспозиции не имеют аналогов во всём мире. Экскурсантов ждёт путешествие в глубины веков.

Алмазный фонд

Алмазный фонд — самая знаменитая и впечатляющая выставка Оружейной палаты, экспонатами которой являются шедевры ювелирного мастерства XVIII-XX вв., а также коллекция драгоценных камней и самородков.

Алмазный фонд был основан Петром Великим и впоследствии пополнялся в период царствования династии Романовых.

Сокровищница понесла сильнейший урон в советские годы, когда власти распродавали регалии царской семьи. Тем не менее, Алмазный фонд сохранил большую часть своих богатств, и некоторые из его экспонаты заслуживают особого внимания.

Главной реликвией Алмазного фонда, без сомнения, является Большая императорская корона, изготовленная для венчания на царство Екатерины II. Ювелиры Г.Ф. Экарт и Иеремия Позье создали потрясающий венец, отражающий всю славу и могущество самодержца. В серебряной оправе короны сияют 4936 бриллиантов. Также корону украшают два ряда крупных матовых жемчужин и благородная шпинель — тёмно-красный камень редчайшей чистоты и прозрачности. Помимо короны на выставке представлены скипетр и держава — неотъемлемые элементы церемонии венчания на царство, символизирующие императорскую власть

Не меньший интерес представляют личные украшения императриц. На выставке представлены:

  1. корсажная брошь Елизаветы Петровны «Большой букет», которую она прикалывала к парадным костюмам;
  2. Большая пряжка-аграф, также принадлежавшая Елизавете. Она представляет собой бант, усыпанный бриллиантами;
  3. Диадема Марии Фёдоровны — жены Александра III. Это украшение в стиле ампир, выполненное в виде кокошника и декорированное бриллиантом редкого нежно-розового оттенка.

Алмазный фонд открыт для свободного посещения.

Археологические окна

На Ивановской площади расположен музей под открытым небом. «Археологические окна» находятся на месте раскопок и демонстрируют артефакты, которые не могли быть подняты из недр земли.

Сквозь прозрачное стекло туристы имеют возможность увидеть геологические срезы, в которых сохранились фундаменты древних монастырей и фрагменты давно исчезнувших храмов.

В ходе раскопок были обнаружены многочисленные ювелирные и керамические изделия, а также окаменелости. Все они причислены к коллекции «Подземного музея», открытие которого состоится в ближайшем будущем.

История собора

Исторический путь собора начинается в тридцать пятом году семнадцатого века. Он был построен как домовой храм монархов. Четверик храма построили над Царицыной палатой, позже, в шестьдесят третьем году, над ней была пристроена трапезная, принадлежащая собору. С ней собор и палата стали одним целым пространством.

В двадцать седьмом году семнадцатого века возвели домовую церковь для женских особ царского рода. Ее было решено расположить на втором ярусе Теремного дворца, напротив Золотой палаты. Церковь освятили в честь Екатерины.


Теремной дворец

В конце семнадцатого века, в начале восьмидесятых годов, изменения настигли практически все домовые храмы. Так, Придел Иоанна Предтечи был дополнен храмом Воздвижения Креста Господня. Его расположили непосредственно над первым. Для того, что бы храм был не крошечным, пришлось застраивать промежуток, который был между двумя соседскими храмами.

Перестройкой заведовал Осип Слывущий, известный мастер своего дела. Он решил возвести единый комплекс, поэтому возвел под одну крышу Вознесенскую и Воздвиженскую церкви. Над комплексом возвышалось одиннадцать золоченых глав. Их украсил своими работами старец Ипполит, который жил в Ново-Иерусалимском монастыре. В настоящее время клемма в главах пустуют, однако, раньше они были украшены фигурками святых. Последние располагались на медных листах. Восточный фасад храма объединяет все сооружения при помощи галереи. Сооружение последней  стало возможно благодаря возведению арки, которая опирается на два пилона.


Большой Кремлевский дворец

Ближе к середине девятнадцатого века, в сороковых годах, была новая масштабная перестройка. Тогда строили Большой Кремлевский дворец. Благодаря этой стройке, Верхоспаский собор практически встроили в новое сооружение. После этих масштабных работ было проведено несколько реставраций в двадцатом веке, благодаря которым облик собора приблизился к своему изначальному внешнему виду. Самым большим изменениям подвергся северный фасад, он и был наиболее близок к первоначальному своему виду.

В храме до сих пор сохранены оригинальные интерьеры, которые впечатляют своей красотой и уникальностью. Многие элементы отлично сохранились, несмотря на многочисленные перестройки. Например, иконостасы, которые были завезены в собор во второй половине семнадцатого века, иконы, возраст которых насчитывает не одну сотню лет. Сохранились и оригинальные хоры, украшенные интереснейшей резьбой.


Верхоспаский собор

Сама история сооружения домовых церквей очень интересна. Великие правители не могли посещать обычные места для молитв. Это было как минимум, небезопасно, как максимум, неудобно. Кроме того, титулованные особы привлекали слишком много внимания, чем, несомненно, срывали бы службу. Из сложившейся ситуации был найден простой выход: организовывать места молитв там, где такое лицо живет.

К семнадцатому веку Кремлевский ансамбль насчитывал несколько домовых церквей. Для того, что бы дворцовый ансамбль смотрела более цельно, было решено объединить все церкви в одну. Для этой сложной задачи был нанят мастер своего дела Осип Дмитриевич Старцев.

К восемьдесят второму году семнадцатого века он с успехом завершил свою работу. Итого послужило выравнивание всех религиозных сооружений одним карнизом. Кроме того, было решено сделать общей кровлю. Покрытие последней сделали медным.  Именно тогда храмовый комплекс стал иметь вид, который можно наблюдать и сейчас.

СЕНАТСКИЙ ДВОРЕЦ

Любившая Москву императрица Екатерина II, случалось, проводила в городе несколько месяцев. На это время все правительственные учреждения должны были перебираться из Санкт-Петербурга следом за ней. Их требовалось где-то размещать, поэтому большое правительственное здание, которого до того времени была лишена древняя столица, здесь было просто необходимо.

В 1776 г. императрица издала специальный указ «О постройке в Москве в Кремле особливого для присутственных по оному мест здания». Для этого потребовалось снести находившиеся в Кремле монастырские подворья и дворы. Здание предстояло вписать в треугольный участок между кремлевской стеной, Арсеналом и Чудовым монастырем.

В 1776 г. состоялась закладка. Возводимое здание должно было стать вторым по величине в Московском Кремле после Арсенала. Отведенный участок и требование императрицы неизбежно диктовали классическую правильность геометрических форм здания, на этот раз в виде треугольника, дополненного развернутыми поперечными корпусами. В 1787 г. Сенатский дворец был достроен.

По замыслу архитектора М. Ф. Казакова здание должно было символизировать высокие гражданские идеалы, правосудие и законность. Для их воплощения, согласно представлениям того времени, лучше всего подходили классические античные формы. Дворец имеет строгий и сдержанный декор. Его верх венчал геометрически правильный купол. Классические очертания дворца, внушительные размеры, высокий купол, который возвышался над кремлевскими стенами, изменили облик всего Кремля, придав ему черты, характерные для той эпохи.

В 1856 г., после ремонта, в здании разместились судебные учреждения, а купол увенчал столб с царской короной и надписью «Закон», что символизировало императорское правосудие. После переезда в Москву советского правительства столб с короной демонтировали, водрузив на куполе флагшток с развевающимся флагом СССР, а в здании разместился кабинет В. И. Ленина. Впоследствии в Сенатском дворце работал Совет Министров СССР. В настоящее время здесь находится рабочая резиденция Президента Российской Федерации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: