Теремной дворец в московском кремле

Кто рано встаёт…

В первой комнате Теремного дворца — Передней палате, или Проходных сенях, — собирались, чтобы приветствовать царя, немногие ближние бояре, имевшие доступ в личные покои. Иногда во время больших праздников — Рождества или Пасхи — ставили столы и угощали посетителей.

Рабочий день начинался рано, в семь часов утра, и опаздывать к царскому выходу было никак нельзя; можешь лишиться не только места, но и головы. Иностранцев во дворце не принимали. Но при царе Алексее Михайловиче было сделано дипломатическое отступление. Три посольства посетили Переднюю палату в XVII веке: английского короля, польского и австрийского императоров.

Роскошных паркетов еще не было. Полы выкладывали половицами из лиственницы, натирали воском, прокладывали войлоком, а сверху драгоценными персидскими коврами в два слоя.

Печи на парадном этаже не топились. Они размещались на первом этаже, откуда по специальным керамическим трубкам теплый воздух поднимался наверх. Удобная и пожаробезопасная система отопления, которую мы переняли у Византии еще XV веке. «Византийский след» и на великолепных изразцах, которыми украшены царские печи. Почти все изразцы московского производства имеют растительно-цветочный орнамент.

Окна, традиционно выходившие на солнечный юг, украшались цветными витражами. Солнце, проходя через них, создавало эффект радости и сияния — истинно райского места, коим и должен являться царский дворец.

Но даже здесь были палаты разного ранга. Если и в первую, где мы побывали, впускали немногих, то во вторую проходили только приближенные особы государя.

Теремной дворец в Московском кремле.

ТЕРЕМНОЙ ДВОРЕЦ В МОСКОВСКОМ КРЕМЛЕ — шедевр гражданской архитектуры XVII столетия. Построен в 1635 — 1636 гг. русскими зодчими Б. Огурцовым, Т. Шарутиным, Л. Ушаковым под «смотрением государева мастера» Антипы Константинова. Это каменное сооружение на 12 метровом подклете XVI в. При его постройке были использованы современные технические достижения: железные «связи» позволили уменьшить толщину стен и увеличить размеры проемов.
Живописная ступенчатая композиция объемов с пространственным обособлением отдельных частей и внутренняя структура дворца сохранили черты хоромных построек: первый этаж имел хозяйственное назначение; во втором находились царские покои; третий состоял из большого помещения терема (чердака), который стоял, в свою очередь, на плоской кровле — гульбище. Однако традиционная для богатых хором планировка помещений второго, главного этажа «стаей» приобрела здесь характер торжественной анфилады: приемная, гостиная, тронный зал, царская опочивальня, к которой примыкала маленькая домовая молельня.
Перед входом во дворец с востока был передний каменный двор, или Верхне-спасская площадка, названная так потому, что на ней стояла царская домовая церковь Спаса «на Сенях». С Верхнеспасской площадки во второй этаж дворца вело Верхнее Золотое крыльцо, увенчанное шатром и служившее парадным входом в царские покои. С расположенной перед арочным подклетом Т. Д. Боярской площадки к Верхнеспасской площадке поднималась открытая лестница (Нижнее Золотое крыльцо), которая у Верхнеепасской площадки запиралась медной золоченой решеткой (поэтому церковь иногда называют церковью «Спаса за золотой решеткой».
В западной части Т. Д. расположена церковь Рождества Богоматери «на Сенях», примечательная тем, что в ее подклете сохранилась четырехстолпная белокаменная церковь конца XIV в. — наиболее древняя из дошедших до нас кремлевских построек.
Одновременно с традиционными приемами декоративного убранства — ширинками, орнаментальной плетенкой, полихромией, изразцами, резным золоченым гребнем на коньке крыши, зодчие Т. Д. применили классические ордерные формы

В это время Приказ каменных дел уделял большое внимание ознакомлению русских архитекторов с западноевропейским строительным опытом. Внутреннее убранство палат Т

Д. было очень живописным: яркая орнаментальная роспись с вплетенными в нее геральдическими знаками покрывала поверхности стен, сводов, распалубок и даже подоконников; библейские сюжеты в символической форме иллюстрировали монархическую идею. В росписи Т. Д. (при ее возобновлении в правление Алексея Михайловича) принимал участие Симон Ушаков. Роспись не сохранилась.

Слово становилось делом

Красный цвет подчеркивает главенство Престольной палаты. Пурпур — привилегия государей. Когда-то при царе Алексее Михайловиче кабинет был затянут ярко-красной сафьяновой кожей, тисненной золотом. Именно здесь слово становилось делом — государь подписывал указы, которые «выкрикивали» со всех площадей Москвы. Но перво-наперво кричали с кремлевской Ивановской площади.

Отсюда и устойчивое выражение: «Кричать во всю Ивановскую».

Кому, кроме государя, была доступна Престольная палата? Очень достойным, по его мнению, людям. Орденов в ту эпоху не было, за заслуги награждали по-разному: могли одарить и ценным оружием, и платьем с царского плеча, и землей, и деньгами. Но была еще одна очень почетная награда — обед с государем, как равный с равным. В Престольную приглашались два-три особо отличившихся вельможи, для них выносили драгоценную посуду, хранившуюся в особой царской буфетной…

Чаши, братины, ковши украшали великолепный стол (до 50 перемен блюд, а общее их число достигало 500) и часто служили в качестве подарка после званого обеда. Сегодня посуда экспонируется в музеях Московского Кремля.

А еще государь иногда выбирал в Первопрестольной палате невесту. Со всех земель в Кремль свозили до 1000 девушек. Самых красивых приводили «пред светлые государевы очи». Наши государи имели возможность, которой были лишены западноевропейские монархи, — жениться по любви…

Со времен Иоанна Данииловича Калиты дворец великокняжеский занимал самое красивое среди Кремля местоположение, господствующее над всей видимой окрестностью… Алексей Малиновский, археограф (ХIХ век)

Дверь на красное крыльцо

В эту дверь выходит в наши дни президент после церемонии инаугурации к присягающему полку.

В Святых сенях, у дверей в Большую палату, гостю устраивали «большую встречу», где ему «почести ради» кланялись бояре. Менее важным гостям устраивали всего одну встречу — в Святых сенях, когда гость «не дошед порога с сажень».

Так встречали и приветствовали послов у Грановитой палаты, но по таким же правилам принимал гостей любой житель Москвы. Точно так же, как во дворце, гость, уважая хозяина, выходил из саней далеко от дома и шел через весь двор к крыльцу пешком. И хозяин, оказывая уважение гостю, спешил приветствовать его.

Спальня.

В спальне императрицы — мягкая стеганая мебель: диваны, кушетки, кресла. Для каждой комнаты характерно использование ткани определенного цвета и рисунка для обтяжки стен, мебели, для портьер. Все ткани для Большого Кремлевского дворца были выполнены в первой половине XIX века. А в 60-х годах нашего века часть их реставрировали, а часть делали вновь, сохраняя цвет и орнамент, лучшие мастерицы из Павловского Посада.

Опочивальня

Ряд комнат четвертого этажа Теремного дворца замыкает опочивальня. Ее главная достопримечательность — резная деревянная кровать. Балдахины, подобные тому, который возвышается над ней, называли «небом». Здесь государь мог отдыхать только днем.

Кровать появилась только в правление царя Алексея Михайловича. Выписали из Европы. До этого спали полусидя, следуя рекомендациям врачей: «Для лучшего состояния здоровья и чтобы кровь, притекая к голове, не приносила разных возмущений, спать высоко подняв голову».

Как же уютна опочивальня и почти сказочно красива!

Что касается личной жизни государя, она протекала на женской половине, или в так называемом «женском теремном дворце». Туда вел переход, начинавшийся за дверью в северной стене комнаты. Женская половина частично была сделана из дерева. Считалось, что дерево «дышит», а камень дает конденсат. Поэтому деревянные покои полезнее для здоровья. Но частые пожары и нашествия врагов не щадили сказочные резные терема. Увы, женская половина не дошла до наших дней.

Сенатский дворец

Сенатский дворец является творческим детищем русского архитектора Матвея Казакова, чей проект в 1776 году приглянулся императрице Екатерине II, желавшей возвести в пределах Московского Кремля здание для заседания Правительственного Сената. Это грандиозное строение в стиле классицизма, чей купол виден со всех пределов Красной площади, строился с 1776 по 1787 год и принес своему автору множество почестей, новый чин и бриллиантовый перстень от правительницы. К слову, Казаков проявил действительный талант, сумев подстроить архитектуру столь величественного строения под заданный ему неправильный ландшафт, ограниченный другими историческими постройками. Загнанный в рамки Матвей Федорович решил придать своему произведению форму равнобедренного треугольника с усеченными углами, облагороженными ризалитами в форме триумфальных арок.

Центральным элементом комплекса Сенатского дворца стала накрытая огромным куполом ротонда, в которой располагается Екатерининский зал. Существует легенда, будто Екатерина II, увидев сложенный из слоя всего в один кирпич свод диаметром 27,4 м, приказала Казакову подняться на него (29 м от земли) и в качестве доказательства его прочности сплясать любой танец.

Из-за пышного декоративного убранства именовавшийся в старой Москве русским Пантеоном Екатерининский зал является местом проведения основных мероприятий с участием Президента РФ, а сам Сенатский дворец служит его официальной рабочей резиденцией. В разное время в нем располагались кабинеты Владимира Ленина и Иосифа Сталина.

Государственный Кремлевский дворец (Кремлевский дворец съездов)

Еще одним архитектурным произведением, к строительству которых не были причастны ни итальянцы, ни немцы, является Государственный Кремлевский дворец, появившийся на территории исторической Москвы в 1961 году. Инициатором строительства выступил Никита Хрущев, а воплощать его идею должна была группа из 8 советских зодчих под руководством Михаила Посохина, которые всего за 16 месяцев возвели общественное здание на 6000 мест. Чтобы выполнить данное задание и не нарушить действующего на территории Кремля ограничения по высоте, архитекторы увеличили внутреннее пространство дворца за счет его углубления на 15 м. Облицованный анодированным алюминием и уральским мрамором, данный объект советской культуры первоначально назывался Кремлевским дворцом съездов, где проводились партийные собрания. В наши дни он превратился в главную концертную площадку страны, а также место проведения традиционных новогодних елок.

Интерьер Теремного дворца

Теремной дворец в Кремле время постройки превзошел не только по внешним характеристикам. Интерьер здания также поражает небывалым великолепием.

Если описать в трех словах, то это роскошь, разнообразие, богатство. Если же описывать все детали интерьера отдельно, то это займет уйму времени и не один печатный лист.

Каждый ярус строения имел свое предназначение. Цокольный предназначался для хранения запасов. Царица облюбовала первый этаж – в нем расположились ее мастерские. Второй – это ресепшн, если выражаться современным языком, где встречали гостей и послов из разных стран. Из одной из комнат опускался большой ящик, куда желающие помещали свои просьбы и жалобы.

Тут же находились и царские покои, купальня.

Стены палат расписаны цветочнымы узорами и золотом. Круглые своды украшены необыкновенными узорами и орнаментами, настоящей лепкой, позолотой, резным деревом дорогих пород.

К сожалению, роспись не сохранилась в первозданном виде. Ее восстановили по рисункам великого художника — археолога, живописца Федора Григорьевича Солнцева — и его ученика Киселева уже в 19 веке. Учитывая, что краска тех времен была чрезвычайно стойкой, причины повторного нанесения узора объясняются частичным или полным разрушением отделки стен. Это могло быть и нападение Наполеона, и решение переделать интерьер, которое так и не было воплощено в жизнь.

Таков Теремной дворец в Кремле. В каком веке был построен он — известно достоверно. Но немногие здания сохранились с тех времен. Сегодня он находится практически в таком же состоянии, в каком был почти четыре столетия тому назад.

Как жили в Кремле русские цари


Царь Алексей Михайлович, прижизненный портрет работы неизвестного художника В XVII веке дух Византии пропитывал стены Теремного дворца. Во всем существовал строгий распорядок и иерархия. Любое нарушение этикета и даже непристойное слово, произнесенное здесь, могло быть воспринято как оскорбление царя и повлечь опалу. Чтобы препятствовать заговорам и интригам, повсюду были устроены тайники.

Распорядок дня московских царей был традиционным. Вставали на рассвете, с первыми лучами солнца, часов в четыре-пять, а зимой — самое позднее в семь утра. В Крестовой палате перед образами уже горели свечи, на аналое (подставка для икон) лежала икона праздничного события или того святого, день памяти которого отмечался именно в этот день. Около четверти часа царь молился, затем получал благословение священника, который окроплял его святой водой, специально привезенной ко двору из отдаленных монастырей и святых мест. После царь сам или с царицей шел в одну из дворцовых церквей, где слушал заутреню, а иногда и раннюю обедню. В большие праздники это происходило в одном из кремлевских соборов. Обедня продолжалась часа два. В дни Великого и других постов Алексей Михайлович стоял на службе по пять часов и клал иногда по тысяче поклонов.


Убранство Крестовой (Думной) палаты

Никакого завтрака в нынешнем смысле не существовало — просто потому, что до службы есть было не принято, а после нее вскоре наступало время обеда. Затем царь приступал к текущим делам и заканчивал их около 12 часов дня. В эти же часы царь иногда принимал иностранных послов. Представители христианских держав входили к нему через Благовещенский собор, который был соединен с дворцом, а нехристиане — по отдельной лестнице, стоявшей между Благовещенским собором и Грановитой палатой.

Закончив дела, государь шел к трапезе. В постные дни ели только овсяную брагу с ржаным хлебом, запивая вином, пивом или яблочным соком, а в обычные дни к столу подавалось около 70 блюд, включая икру, похлебки, жаркое и прочее. Во время больших постов (четыре в году) скудно ели три раза в неделю, а в прочие дни ограничивались соленым грибом или огурцом да полстаканом пива.

Золотая чаша подарена патриархом Никоном царю Алексею Михайловичу в 1653 году

После трапезы царь ложился спать и спал обычно часов до трех дня, как это принято на Востоке, где полдень — самое жаркое время дня. После сна к царю снова приходили придворные, вместе с которыми он шел к вечерне в храм, а после нее час-другой обсуждал дела. Затем царь общался с домочадцами, читал душеполезные книги, слушал рассказы богомольцев о паломничествах в далекие земли, про сфинксов и людей «с песьими головами», виденных где-нибудь в Египте. Иногда играл в шахматы или смотрел выступления циркачей в Потешной палате. После вечернего кушанья шел па вечернюю молитву в Крестовую палату, с которой начал свой день.

Образ жизни цариц и царевен был также традиционен. Кроме того, им очень редко разрешалось выходить за пределы дворца, даже на территории Царского двора для них существовали строгие ограничения. Все приближенные, за исключением царя, общались с ними не напрямую, а только через доверенных боярынь. Радостью цариц и царевен были торжественные выходы па церковные службы, где они могли предстать во всем блеске своих нарядов, но — в пустынных храмах, поскольку в Кремль в это время никого не пускали. Так продолжалось из века в век, до Петра I. При нем этот распорядок был нарушен, и жизнь уже императорского двора на новом месте, в Санкт-Петербурге, пошла на европейский лад.


Заседание царя Михаила Федоровича с боярами в Теремном дворце

  • Назад
  • Вперед

Вход через Святые сени

Высота Святых сеней меньше высоты Большой палаты, так как над их сводами располагался скрытый этаж, где помещалась смотрильная палата. Это была небольшая, нарядно убранная комната. Ее пол выстлали войлоком, стены, потолки, лавки и двери обили красным и зеленым сукном, на фоне которого ярко блестели луженые ручки и петли дверей. Из смотрильной палаты в Большую выходило окно, через которое царица с малолетними царевичами да с царевнами, большими, т. е. старшими, и меньшими, наблюдали за всем, что происходит в тронном зале.

Это не было тайным подсматриванием и подслушиванием. Все знали, что у смотрильного окна, рама которого была обита красной тафтой, сидит царица, оттуда ей все хорошо видно. Прямо против окна, в восточном углу палаты, стоял царский трон.

По обычаю, гости не должны были лицезреть царицу и царевен, поэтому суконные занавески на окнах смотрильной палаты располагали так, чтобы женщин никто не видел. Петр I отменил этот обычай, и на заведенных им ассамблеях гости стали появляться с женами, а принимали их хозяин с хозяйкой.

Слева оркестровая часть с окном обзора из смотрительной палаты наверху

Теремок

И еще мимо одной комнаты, на пятом этаже Теремного дворца, никак нельзя пройти. В старину ее называли Каменным чердаком или Теремком. И устроили по повелению царя Михаила Федоровича для детей — царевичей Алексея и Ивана. По сводам комнаты порхают разноцветные птицы в натуральную величину, создается полная иллюзия, что вы в райском саду. А многократно усиливается это ощущение на открытой галерее пятого этажа, откуда открывается просто фантастический вид на столицу. Вдумайтесь: вы стоите выше почти всех зданий современной Москвы. И это постройка XVII века!

Многое изменилось в России при Петре Великом: на европейский манер поменялся уклад жизни двора, столицу перенесли в Санкт-Петербург. Но своим указом Петр приказал сохранить Теремной дворец как «дом своих предков». И ничего не менять на западный манер.

Поэтому сегодня мы смогли побывать в XVII веке нашей истории. А потомки Петра сделали все, чтобы связь времен не разорвалась. И построили удивительный Владимирский зал, который объединяет четыре эпохи — XV, XVI, XVII и XIX века.

Архитектура и планировка

Картина Василия Поленова «Теремной дворец. Выход из покоев на Золотое крыльцо», 1877 год

Стилевые черты

Пятиэтажный дворец Михаила Фёдоровича был крупным и монументальным сооружением. В его облике соединились элементы древнерусского стиля с итальянским зодчеством. Наряду с традиционными приёмами декоративного убранства — ширинками, орнаментальной плетёнкой, изразцами, резным золочёным гребнем на коньке крыши — архитекторы дворца применяли классические ордерные формы. Ярусная ступенчатая композиция с открытыми гульбищами, площадками и лестницами сохраняет черты хоромных построек древнерусского зодчества. Тем не менее, это был новый тип каменного строительства с характерной для дворцов более позднего времени анфиладой внутренних помещений.

Дворец выстроен из кирпича, отдельные его элементы — пилястры, оконные наличники, дверные порталы, парапеты гульбищ — выполнены из белого камня. Архитектура строения выглядит нарядной благодаря резным наличникам окон с треугольными фронтонами, широким карнизам из цветных изразцов четвёртого этажа и Теремка, окраске кровли «в шахмат», парапетам гульбищ, ширинки которых также украшены многоцветными изразцами. Пилястры, расположенные в простенках между окнами, использованы в декоративных целях. Многие мотивы внешнего убранства украшены резьбой в виде переплетающихся трав, цветов, плодов и изображением геральдических орлов, птиц, масок. Дворец с золочёной кровлей выделялся в XVII веке среди прочих строений и был неотъемлемой частью кремлёвского дворцового ансамбля.

Внутренняя организация

Интерьер палаты дворца, 2007 год

Теремной дворец имел два яруса ( XVI века и дворец XVII века) или пять этажей, у каждого из которых было свое предназначение. Два нижних этажа были отведены под хозяйственные службы. В цокольном этаже располагался Сытный дворец с 30 подвалами, оставшимися, как и второй этаж, от Постельных палат дворца Ивана III. Здесь хранились продовольствие, соль, свечи и прочие запасы, необходимые для обеспечения жизни царского двора. На втором этаже размещались мастерские палаты Московского Кремля, в которых работали оружейники, ювелиры, серебряники, мастера резьбы, высокой горельефной чеканки, мастерицы плетения кружев, золотого шитья и другие.

Основными помещениями Теремного дворца в XVII веке были третий и четвёртый этажи, где находились царские покои и комнаты детей. На уровне третьего этажа были расположены два верхних каменных двора, один из которых соединял Царский дворец с домовыми церквями и Боярской площадкой, а другой был связан с церковью Рождества Богородицы и хоромами царицы.

В Теремном дворце было печное отопление. Изразцовые печи дворца представляли особый предмет интерьера и были украшены многоцветной глазурованной плиткой различного цвета и формы. Печи XVII века не сохранились, и по их аналогам, найденным автором проекта реставрации Фёдором Солнцевым, в 1835—1837 годах были установлены новые образцы, четыре из которых находятся в царских покоях.

Перед входом во дворец с востока располагался каменный двор, или Верхоспасская площадка, получившая название от царской домовой церкви Спаса «на Сенях». С Верхоспасской площадки на второй этаж дворца вело Золотое крыльцо, служившее парадным входом в царские покои. Крыльцо было расписано золотом и красками и увенчано пирамидальным шатром. Во время перестройки дворца в XIX веке над Верхоспасской площадкой было устроено перекрытие, в результате чего Золотое крыльцо оказалось во внутреннем помещении. У крыльца поставили двух каменных львов, держащих щиты с вензелями Николая I.

Над входом в сени, ведущие во внутренние покои Теремного дворца

Московские мастера XVII века активно обращались к древним народным традициям. Параллельно развивалось и другое направление, использовавшее в ковке образцы западноевропейского искусства. При заказе так и определялось: «по заморскому образцу, тою же мерою». Но настоящие художники — а русские кузнецы и литейщики были художниками высокого класса — не могли слепо копировать, не внося в произведение своего понимания художественной выразительности изделия.Среди кузнечных работ этого направления особо выделяется знаменитая Золотая решетка в Кремле. Она была создана в 1670 г., в период правления Алексея Михайловича, отца Петра І. Ее установили на Верхоспасской площадке Теремного дворца, которая соединяла царские покои с домовой церковью — Верхоспасским собором. На площадку вела лестница, закрывавшаяся наверху этой кованой железной решеткой. Кремлевские мастера, использовав при ее создании спаренные спиральные плетения, включили в кружевную вязь и изображения из древнеславянской мифологической традиции, и реальных персонажей, да еще и с немалой долей юмора. Здесь можно увидеть загадочных зверей, птиц, рыб и скоморошьи головы с совершенно невообразимой мимикой. Мало того, среди нескольких десятков персонажей нет ни одной пары одинаковых! Дизайн решетки подсказывался окружающим архитектурным декором. Так, в каменной резьбе Теремного и Потешного дворцов присутствует не только растительный орнамент, но и изображения сказочных зверей и птиц. Пышная каменная резьба порталов, наличников, окон, наддверий этих дворцов окрашивалась в разные цвета. Так что Золотая решетка, форма которой навеяна окружающим декором и его цветностью, гармонично в него вписалась.

В XVII в. решетка являлась наружным оформлением каменного двора и стояла на открытом воздухе. А в XIX в. при строительстве Большого Кремлевского дворца архитектор К.А. Тон включил Верхоспасскую площадку в ансамбль дворца, и Золотая решетка оказалась внутри здания. Площадку перекрыли, на месте решетки соорудили три арочных проема. Саму же решетку же расчленили на три части и установили во вновь выложенных арках.Решетка выполнена с большим мастерством, декоративные вставки хорошо прочеканены. Несомненно, за образец были взяты решетки эпохи Ренессанса, в которых широко применялись круглые прутки, завитые в спирали. Аналогичные орнаментальные мотивы в XVII в. использовались кузнецами разных стран Западной Европы. Так, например, в Дании была создана решетка собора Резкильде, имеющая в своей основе те же спаренные спирали с неясно выраженными фигурами, вплетенными в ткань орнамента. То же можно заметить и в решетках Зальцбурга, Праги, Нюрнберга и многих других европейских городов.Популярность орнамента Золотой решетки была так велика, что его многократно повторяли в самых разных зданиях и сооружениях города вплоть до наших дней. Его можно обнаружить и в московском метро, и гостинице «Ленинградская», и в частных интерьерах. Существовал даже своего рода дубликат Золотой решетки, выполненный для Смоленского собора Новодевичьего монастыря через 15 лет после оригинала, в 1685 г.

Небоскреб ХVII века

Первый опыт постройки каменного жилья в Кремле заметно сказался на архитектурной композиции Теремного дворца, его планировке и украшении. Это не просто высокое сооружение. По меркам XVII века — небоскреб! Но отнюдь не «новодел». Ведь два нижних этажа — остатки дворца 1499-1508 годов, возведенного при отце Ивана Грозного, государе Василии III. Архитектура Теремного дворца сохранилась до наших дней без кардинальных изменений.

На входе два каменных льва держат вензель императора Николая I, еще раз напоминая, кому мы обязаны удивительным архитектурным комплексом в центре Москвы. Первые этажи в богатых русских теремах никогда не были жилыми. На первом располагались печи и кухни, второй был служебным, третий жилым, и наконец, парадный, четвертый этаж — гостевым. Сюда мы и входим сейчас, минуя служебные этажи. Но если вы хотите увидеть наш Кремль до постройки БКД, всмотритесь в чудесные акварели художника Федора Алексеева. А еще лучше — неторопливо перелистайте «Книгу об избрании и венчании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича», миниатюры для которой были написаны в 1672 году Иваном Максимовым и Сергеем Рожковым (книга хранится в Оружейной палате Московского Кремля).

Отдельные здания Теремного дворца были связаны сложной сетью лестниц, галерей, открытых внутренних дворов. Сложную композицию дополнял богатый и многоцветный декор зданий. Излюбленными цветами XVII века были яркая киноварь (оттенок красного) и травянисто-зеленый, дополнявшийся позолотой. Цветовое богатство Кремлевского дворца дополняла зелень «Красных верховых садов», которые устраивались на сводах каменных зданий на уровне второго и третьего этажей. Своды опаивались свинцовыми досками, сверху насыпался слой земли, после чего разбивались грядки, высаживались деревья, кусты. Пруд, фонтаны, купола церквей меж каменных зданий…

Рай в центре большого города!

Но за 380 лет дворец претерпел немало невзгод.

Давно ли Кремль разорванный дымился? Что зрели мы? Во прахе дом царей; Бесславие разбитых алтарей; Святилища, лишенные святыни; И вся Москва как гроб среди пустыни. И что ж теперь? Стою на месте том, Где супостат ругался над Кремлем, Зажженною любуяся Москвою, — И тишина святая надо мною; Москва жива; в Кремле семья царя; Народ, теснясь к ступеням алтаря, На празднике великом воскресенья… Василий Жуковский

Царская палата Гатчина

Более поздние постройки, возводимые по приказу царской семьи, продолжают поражать своими размерами и великолепием. Только с XVIII-XIX века их называют не царскими палатами, а дворцами. Например, Гатчина. Дворец сей был построен по указанию Екатерины II для ее фаворита Григория Орлова. Это место и проект будущего комплекса выбирался ими совместно, строительство официально было закончено в 1781 году, хотя опальный граф въехал в него раньше. В 1883 году, после смерти Орлова, Екатерина выкупила дворец у его наследников для Павла I. Каждый из семьи Романовых совершенствовал этот ансамбль для собственных нужд и перестраивал его с учетом новых технических достижений человечества. В настоящее время данный памятник архитектуры и истории находится в состоянии реставрации. Дворец очень сильно пострадал от рук фашистов в период Великой Отечественной Войны, некоторая часть экспонатов была вывезена в Германию.

Ансамбль дворца

Престольная Теремного дворца, изображение XIX века

Окна Теремного дворца, иллюстрация Фёдора Солнцева, между 1846 и 1853 годом

Царские покои

Царские покои находились на втором ярусе (или четвёртом современном этаже) и состояли из:

  • проходных сеней,
  • гостиной (Думной) комнаты или «Крестовой палаты»,
  • престольной,
  • буфетной
  • опочивальни.

Первое помещение царских покоев — передняя или проходные сени — имеет низкие сомкнутые своды с распалубками и парные стрельчатые окна с резными деревянными подоконниками, а также изразцовые печи. В XVII веке в сенях проходил утренний ритуал: собирались бояре, ожидая выхода царя. Позже здесь была устроена трапезная (горница).

Вторая комната называлась гостиной, потому что в ней проходило «сидение царя с бояры» и в редких случаях принимались иностранные послы. Её также называли Соборной, или Думской палатой.

Далее располагалось наиболее богато украшенное помещение Теремного дворца — Золотая (или Престольная) палата. Её стены расписаны золотом по красному фону, двери обтянуты золоченой кожей. По периметру стен палаты изображены гербы земель Московского государства. На своде изображён Спаситель на престоле, вокруг него расположились вселенские и московские святители. В помещении также стоял обитый бархатом царский трон. Как правило, в престольной принимались только приближённые к царю бояре. Среднее окно комнаты называлось «челобитным»: из него на верёвке спускался ящик, куда подавались челобитные. В народе этот ящик прозвали «долгим», так как прошения подолгу лежали без рассмотрения. По преданию, именно отсюда пошла поговорка: «не откладывай дело в долгий ящик».

Сбоку престольной находится так называемая буфетная. На её стенах сохранилась уникальная орнаментальная роспись XVII века.

Четвёртой палатой в царских покоях была опочивальня, в которой после реконструкции XIX века находится резная деревянная кровать с балдахином из китайского шёлка и пологом у изголовья. По стенам комнаты развешены медальоны с сюжетами из Священного Писания. Рядом с опочивальней находилась молельня, в которой в XVII веке хранились драгоценные иконы в серебряных и золотых окладах, отделанных самоцветами. Винтовая лестница соединяла царскую спальню с «мыленкой», вода в которую подавалась при помощи насоса из водовзводной башни Кремля. Покои царицы были отделены от этой части дворца и до настоящего времени не сохранились.

Златоверхий теремок

Главки Верхоспасского собора, 2012 г.

Почтовая марка России из серии «Архитектура Московского Кремля» с изображением Теремного дворца, 1993 г.

Пятый этаж Теремного дворца представляет собой отдельную палату (или каменный чердак), окружённую открытой галереей-гульбищем, — Златоверхий теремок. Эта часть дворца получила своё название от крыши, покрытой золотыми и серебряными листами. С запада к теремку пристроена так называемая Смотрильная башенка, украшенная разноцветными стёклами в старинных окнах и резьбой.

Церкви Теремного дворца

В ансамбль Теремного дворца входят также Золотая Царицына палата и домовые церкви.

Одним из старейших сооружений Московского Кремля является церковь Рождества Богородицы на Сенях (другое название — Воскрешения Лазаря), построенная в XIV веке. Верх церкви не сохранился, в XVI веке над ней был построен новый храм в честь Рождества Богородицы, возведённый заново в 1680-х годах. []

В 1635—1636 годах на мужской половине дворца была построена домовая церковь в честь Спаса Нерукотворного. Позднее она стала называться Верхоспасским собором. В 1660—1670-е годы Верхоспасский собор украсили стенописью, иконостас выполнен в барочных формах в XVIII веке.

В 1682 году три дворцовые церкви — Воскресения Словущего, Спаса Нерукотворного и придел Распятия — были объединены под общей кровлей, увенчанной одиннадцатью вызолоченными главками, барабаны которых были богато украшены изразцами и изображениями святых на круглых медных листах (листы не сохранились). Руководил строительными работами архитектор Осип Старцев.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: