Благовещенский собор кремля

Литература

  • Бартенев С. Большой Кремлевский дворец, дворцовые церкви и придворные соборы. — М., 1916. — 172 с.
  • Благовещенский собор Московского Кремля : Материалы и исследования / под ред. Л. Щенниковой. — М.: Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Московский Кремль», 1999. — 376 с.
  • Бусева-Давыдова И. Храмы Московского Кремля: святыни и древности: Подробный историко-культурный путеводитель. — М.: Наука, 1997. — 368 с. — ISBN 5-7846-000-4-4.
  • Гончарова А., Зонова А., Хамцов А. Древние соборы Кремля. — М.: Моск. рабочий, 1960. — 99 с.
  • Журавлёва И. Благовещенский собор. — М.: Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Московский Кремль», 2003. — 54 с.
  • Журавлёва И., Качалова И. Благовещенский собор: Путеводитель.. — М.: Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Московский Кремль», 2003. — 223 с. — ISBN 5-88678-065-3.
  • Качалова И., Маясова Н., Щенникова Л. Благовещенский собор Московского Кремля: К 500-летию уникального памятника русской культуры. — М.: Искусство, 1990. — 384 с.
  • Крашенинникова Т. Благовещенский собор Московского Кремля : итоги реставрации 2006—2010 годов. — М.: Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Московский Кремль», 2011. — 47 с.
  • Музеи Московского Кремля. — М.: Directmedia, 2014. — 95 с. — ISBN 978-5-87107-264-6.
  • Романюк С. Сердце Москвы : от Кремля до Белого города. — М.: Центрполиграф, 2013. — 908 с.
  • Сорок сороков : краткая иллюстрированная история всех московских храмов / под ред. П. Паламарчука. — М.: Центрполиграф, 1992. — 415 с.
  • Ульянов О. Г. «ROMA QUADRATA III». К 500-летию строительства дворца великого князя Ивана III в Кремле // Вехи русской истории в памятниках культуры.— Макариевские чтения.— Вып. V.— Можайск, 1998.— С. 508—529.
  • Ульянов О. Г. 500 лет собору «на еретиков» и его влияние на программу росписи 1508 г. Благовещенского храма Московского Кремля // Иерархия в Древней Руси. Мат-лы XII Рос. науч. конф., посвящённой памяти святителя Макария. — Вып. XII. — Можайск, 2005. — С. 153—172.
  • Ульянов О. Г. Благовещенский собор Московского Кремля в свете новейших открытий // Мат-лы науч. конф. памяти Г. К. Вагнера. — М., 1995.
  • Ульянов О. Г. Новая архитектурная реконструкция Благовещенского собора и судьба «Деисуса Андреева письма Рублева» // Царский храм. Святыни и сокровища Благовещенского собора. Мат-лы науч. конф. ГММК. — М., 2003.
  • Ульянов О. Г. Образ «Живоначальной Троицы» в росписи паперти Благовещенского собора Московского Кремля дионисиевского времени // Мат-лы XIII ежегодной Богословской конф. ПСТБИ. — М., 2003.
  • Ульянов О. Г. «Парадигмата» иконописца Андрея Рублева (к 600-летию первого летописного упоминания) // Вестник истории, литературы, искусства под ред. ак. Г. М. Бонгарда-Левина. — Т. 3. — М., 2006. — С. 78—93.
  • Успенский А. Фрески паперти Благовещенского собора в Москве // Золотое руно. — 1906. — № 2. — С. 41—45.
  • Юдаков И. Московский Кремль. Красная площадь. Путеводитель: Сокровища. Дворцы. Святые реликвии. Соборы. Музеи. Схемы. Экскурсии. История. — М.: Игорь Юдаков, 2013. — 160 с. — ISBN 978-5-904-81303-1.

Примечания

  1. Н. М. Карамзин. История государства Российского. Т. 2. СПб. 1816 г. 301 примечание.
  2. И. М. Снегирёв. Памятники московской древности. стр. 83.
  3. И. Е. Забелин. Домашний быт русских царей. стр. 9.
  4. Н. Д. Извеков. Московские кремлёвские дворцовые церкви и служащие при них лица в XVII веке. Церковн. археолог. исслед. М. Изд. А. И. Снегирёвой. Т. 2. 1906 г. Соборная церковь во имя Благовещения пресвятой Богородицы. стр. 6-34.
  5. ↑ , с. 63—65.
  6. , с. 5.
  7. , с. 172–222.
  8. ↑ , с. 141—151.
  9. ПСРЛ. Т. 8. стр. 77.
  10. Н.М Карамзин. История российского государства. Т. 5. стр. 249 примечание.
  11. ↑ , с. 6—16.
  12. ↑ , с. 40.
  13. , с. 140.
  14. , с. 10.
  15. , с. 11—13.
  16. , с. 3.
  17. , с. 22.
  18. . Православие.ru. Дата обращения: 6 мая 2018.
  19. , с. 41—45.
  20. , с. 8.
  21. , с. 102.
  22. ↑ , с. 28.
  23. ↑ , с. 16—17.
  24. , с. 54.
  25. , с. 13.
  26. , с. 18.
  27. ↑ , с. 46—49.
  28. . Татьянин день (7 апреля 2009). Дата обращения: 6 мая 2018.
  29. . Patriarchia.ru. Дата обращения: 6 мая 2018.
  30. ↑ .
  31. , с. 40—41.
  32. , с. 7.
  33. , с. 19.
  34. , с. 106.
  35. , с. 45—52.
  36. , с. 10.
  37. , с. 23—24.
  38. , с. 49.
  39. ↑ , с. 90—97.
  40. , с. 54.
  41. , с. 29.
  42. , с. 18—19.
  43. , с. 31.
  44. , с. 17.
  45. , с. 147.
  46. , с. 105.
  47. , с. 132.

О храме

На данный момент тысячи людей посещают этот храм, чтобы насладиться этим произведением искусства.

Большой интерес для посетителей представляет стенопись собора, на стенах изображены: Владимир Мономах, Даниил Московский, Александр Невский, Иван Калита, Иван III, Дмитрий Донской, также: Аристотель, Менандр, Плутарх, поэт Вергилий, Платон и другие.

Данный собор отличается от других церквей Кремля, потому что является частью самого дворцового комплекса, и из церкви можно было добраться до нужного места. В простонародье о нем говорили, «размещается в сенях у великого князя». Протопоп этого собора делал такие важные задачи, как: крестил, отпевал членов его семьи, венчал, и даже учил детей грамоте.

Так как изначально это было семейным собором, размеры храма не такие большие, но несмотря на это, архитекторы смогли зрительно увеличить пространство с помощью своих способов.

В Благовещенском соборе на данный момент можно увидеть более 100 икон в южной галерее начиная с 14 века, которые по сей день являются очень ценными и дорогими. Кроме того, в храме имеется огромная коллекция из браслетов, медальонов, одежды, головных уборов, топоров, оружий, слитков, которую можно посмотреть. Врата этого храма сделаны из меди с применением амальгамы.

Врата этого храма сделаны из меди с применением амальгамы (раствор золота в ртути), с медными пластинами. Но эта техника была опасная из-за того, что во время работы эта ртуть испарялась в воздухе. В верхней части изображена картина Благовещения, а в нижней античные мудрецы

Внутреннее убранство собора, великолепие фресок, крыльцо, специально простроенное для Ивана Грозного, именно это переносит в атмосферу истории и никого не оставит равнодушным, можно в полной мере насладиться созерцанием его росписей.

История

Сооружение отличается тем, что в основном большинство построек было возведено итальянскими архитекторами, но этот собор строили псковские мастера на протяжении 5 лет. Об этом свидетельствуют детали на храме, присущие именно псковскому зодчеству, к примеру каменная кладка. Расписывали этот храм иконописцы Андрей Рублев и Феофан Грек. В храме преобладает мрамор, яшма, агат, которые отправил царю персидский шах. А возле храма всегда стояла палатка, чтобы духовник не отходил от храма и всегда следил за ним.

Строительство окончилось в 1489 году, собор был освящён 7 апреля в честь праздника Благовещения.

Тогда собор украшали три купола. Но к середине 16 века над собором поднялось уже девять куполов, так как это был образ Девы Марии. Интересно, что царь Федор Иоаннович крест в соборе сделал из чистого золота.

В 1508 году князь Василий Иванович велел вызолотить «верх церковный», а иконы иконостаса обложить серебром, златом и бисером.

Здание церкви окружает галерея, к которой пристроены паперть и ризница. Были сделаны переходы, соединяющие Благовещенский собор с хоромами князей, так что, они могли ходить из своего дворца в церковь, при этом не выходить на улицу. С востока был присоединен сад, где находились различные деревья, в том числе и фруктовые, кроме того, здесь были пруды с плавающими в нем рыбами. Через южный вход в собор мог входить только государь и его семья.

Вскоре в 1547 году произошел пожар и собор заметно пострадал, уничтожив книги, иконы и другие драгоценности, но потом храм был полностью восстановлен даже в лучшем виде.

Второй раз сооружение пострадало в ноябре 1917 году, когда произошел артиллерийский обстрел Кремля, поэтому его закрыли. Но в 1955 году Благовещенский собор возобновил работу для туристов.

Архитектура

Фотография Н.Найдёнова, 1882

Вид на соборы с реки, 2014

Современный облик храм приобрёл в 1560-е годы. Стены четырёх приделов, возведённых над углами галерей, разделены квадратными ширинками. Подклет собора является памятником архитектуры конца XIV века. Он выложен из больших белокаменных блоков с установленным в центре столпом, с востока к нему примыкает апсида.

Вход в храм украшают парадные белокаменные резные порталы, созданные в 1508 году Алевизом Новым одновременно с северной и западной галереями, как было установлено в ходе натурных исследований Олегом Ульяновым. Дверной проём северного и западного порталов обрамляют две пары отдельно стоящих колонн с коринфскими капителями и антаблементом. На дверях северного портала изображены сцены пророчеств о Христе и Богоматери, созданные в технике «огневого золочения» по меди. Южный вход выполнен в традициях раннемосковского зодчества: прямоугольные выступы и полуколонки чередуются с бусинами и сноповидными капителями. Филёнки заполнены композициями с изображениями ваз, светильников, растительных гирлянд.

Северную, южную, западную стены четверика и своды под хорами украшают сцены из «Апокалипсиса» (Откровение Иоанна Богослова). На арках северной и западной галерей находится композиция «Древо Иесеево», состоящая из более чем 200 фигур. Она начинается от входа образом царя Давида и кончается у западного портала собора изображением Богоматери с младенцем. На сводах и внешних стенах изображены античные философы, историки, поэты, среди которых Платон и Аристотель, Фукидид и Плутарх, Гомер и Вергилий. На столпах — великие князья Владимир Святославич, Владимир Мономах, Александр Невский, Иван Калита и Дмитрий Донской.

В южной галерее устроена постоянная выставка икон XIV—XVI веков и фрагментов интерьера времени Ивана Грозного. Одна из икон — Смоленская икона Божией Матери — по преданию, написана евангелистом Лукой. В помещении также установлена бронзовая посеребренная рака с мощами 50 святых, присланная в дар в XV столетии русским царями из Греции. В подклете собора демонстрируется более 1500 экспонатов XII—XVII веков: образцы ювелирного искусства, оружие, слитки, монеты.

Иконостас

Иконостас собора является древнейшим в России . Его бронзовый чеканный остов был выполнен по рисунку Николая Султанова в конце XIX века. Иконостас состоит из пяти чинов: праотеческого, пророческого, праздничного, деисусного и местного. Иконы праздничного и деисусного, состоящего из девяти фигур в рост, относятся к концу XIV — началу XV века. Их авторами называют Андрея Рублёва и Феофана Грека. Самый древний образ — Всемилостивого Спаса — стоит первым справа от Царских врат, изготовленных в 1818 году. К XVI столетию относятся иконы в двух верхних ярусах и некоторые из местного ряда. В иконостасе находятся также тридцать таблеток. Одиннадцать из них представляют собой месячные минеи. Остальные олицетворяют праздники и избранных святых, почитаемых в XVIII веке: «Благовещение», «Поклонение волхвов», «Сретение Господне», «Крещение», «Преображение Господне» и другие.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: