Литература
- Бартенев С. Большой Кремлевский дворец, дворцовые церкви и придворные соборы. — М., 1916. — 172 с.
- Благовещенский собор Московского Кремля : Материалы и исследования / под ред. Л. Щенниковой. — М.: Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Московский Кремль», 1999. — 376 с.
- Бусева-Давыдова И. Храмы Московского Кремля: святыни и древности: Подробный историко-культурный путеводитель. — М.: Наука, 1997. — 368 с. — ISBN 5-7846-000-4-4.
- Гончарова А., Зонова А., Хамцов А. Древние соборы Кремля. — М.: Моск. рабочий, 1960. — 99 с.
- Журавлёва И. Благовещенский собор. — М.: Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Московский Кремль», 2003. — 54 с.
- Журавлёва И., Качалова И. Благовещенский собор: Путеводитель.. — М.: Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Московский Кремль», 2003. — 223 с. — ISBN 5-88678-065-3.
- Качалова И., Маясова Н., Щенникова Л. Благовещенский собор Московского Кремля: К 500-летию уникального памятника русской культуры. — М.: Искусство, 1990. — 384 с.
- Крашенинникова Т. Благовещенский собор Московского Кремля : итоги реставрации 2006—2010 годов. — М.: Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Московский Кремль», 2011. — 47 с.
- Музеи Московского Кремля. — М.: Directmedia, 2014. — 95 с. — ISBN 978-5-87107-264-6.
- Романюк С. Сердце Москвы : от Кремля до Белого города. — М.: Центрполиграф, 2013. — 908 с.
- Сорок сороков : краткая иллюстрированная история всех московских храмов / под ред. П. Паламарчука. — М.: Центрполиграф, 1992. — 415 с.
- Ульянов О. Г. «ROMA QUADRATA III». К 500-летию строительства дворца великого князя Ивана III в Кремле // Вехи русской истории в памятниках культуры.— Макариевские чтения.— Вып. V.— Можайск, 1998.— С. 508—529.
- Ульянов О. Г. 500 лет собору «на еретиков» и его влияние на программу росписи 1508 г. Благовещенского храма Московского Кремля // Иерархия в Древней Руси. Мат-лы XII Рос. науч. конф., посвящённой памяти святителя Макария. — Вып. XII. — Можайск, 2005. — С. 153—172.
- Ульянов О. Г. Благовещенский собор Московского Кремля в свете новейших открытий // Мат-лы науч. конф. памяти Г. К. Вагнера. — М., 1995.
- Ульянов О. Г. Новая архитектурная реконструкция Благовещенского собора и судьба «Деисуса Андреева письма Рублева» // Царский храм. Святыни и сокровища Благовещенского собора. Мат-лы науч. конф. ГММК. — М., 2003.
- Ульянов О. Г. Образ «Живоначальной Троицы» в росписи паперти Благовещенского собора Московского Кремля дионисиевского времени // Мат-лы XIII ежегодной Богословской конф. ПСТБИ. — М., 2003.
- Ульянов О. Г. «Парадигмата» иконописца Андрея Рублева (к 600-летию первого летописного упоминания) // Вестник истории, литературы, искусства под ред. ак. Г. М. Бонгарда-Левина. — Т. 3. — М., 2006. — С. 78—93.
- Успенский А. Фрески паперти Благовещенского собора в Москве // Золотое руно. — 1906. — № 2. — С. 41—45.
- Юдаков И. Московский Кремль. Красная площадь. Путеводитель: Сокровища. Дворцы. Святые реликвии. Соборы. Музеи. Схемы. Экскурсии. История. — М.: Игорь Юдаков, 2013. — 160 с. — ISBN 978-5-904-81303-1.
Примечания
- Н. М. Карамзин. История государства Российского. Т. 2. СПб. 1816 г. 301 примечание.
- И. М. Снегирёв. Памятники московской древности. стр. 83.
- И. Е. Забелин. Домашний быт русских царей. стр. 9.
- ↑ Н. Д. Извеков. Московские кремлёвские дворцовые церкви и служащие при них лица в XVII веке. Церковн. археолог. исслед. М. Изд. А. И. Снегирёвой. Т. 2. 1906 г. Соборная церковь во имя Благовещения пресвятой Богородицы. стр. 6-34.
- ↑ , с. 63—65.
- , с. 5.
- , с. 172–222.
- ↑ , с. 141—151.
- ПСРЛ. Т. 8. стр. 77.
- Н.М Карамзин. История российского государства. Т. 5. стр. 249 примечание.
- ↑ , с. 6—16.
- ↑ , с. 40.
- , с. 140.
- , с. 10.
- , с. 11—13.
- , с. 3.
- , с. 22.
- . Православие.ru. Дата обращения: 6 мая 2018.
- , с. 41—45.
- , с. 8.
- , с. 102.
- ↑ , с. 28.
- ↑ , с. 16—17.
- , с. 54.
- , с. 13.
- , с. 18.
- ↑ , с. 46—49.
- . Татьянин день (7 апреля 2009). Дата обращения: 6 мая 2018.
- . Patriarchia.ru. Дата обращения: 6 мая 2018.
- ↑ .
- , с. 40—41.
- , с. 7.
- , с. 19.
- , с. 106.
- , с. 45—52.
- , с. 10.
- , с. 23—24.
- , с. 49.
- ↑ , с. 90—97.
- , с. 54.
- , с. 29.
- , с. 18—19.
- , с. 31.
- , с. 17.
- , с. 147.
- , с. 105.
- , с. 132.
О храме
На данный момент тысячи людей посещают этот храм, чтобы насладиться этим произведением искусства.
Большой интерес для посетителей представляет стенопись собора, на стенах изображены: Владимир Мономах, Даниил Московский, Александр Невский, Иван Калита, Иван III, Дмитрий Донской, также: Аристотель, Менандр, Плутарх, поэт Вергилий, Платон и другие.
Данный собор отличается от других церквей Кремля, потому что является частью самого дворцового комплекса, и из церкви можно было добраться до нужного места. В простонародье о нем говорили, «размещается в сенях у великого князя». Протопоп этого собора делал такие важные задачи, как: крестил, отпевал членов его семьи, венчал, и даже учил детей грамоте.
Так как изначально это было семейным собором, размеры храма не такие большие, но несмотря на это, архитекторы смогли зрительно увеличить пространство с помощью своих способов.
В Благовещенском соборе на данный момент можно увидеть более 100 икон в южной галерее начиная с 14 века, которые по сей день являются очень ценными и дорогими. Кроме того, в храме имеется огромная коллекция из браслетов, медальонов, одежды, головных уборов, топоров, оружий, слитков, которую можно посмотреть. Врата этого храма сделаны из меди с применением амальгамы.
Врата этого храма сделаны из меди с применением амальгамы (раствор золота в ртути), с медными пластинами. Но эта техника была опасная из-за того, что во время работы эта ртуть испарялась в воздухе. В верхней части изображена картина Благовещения, а в нижней античные мудрецы
Внутреннее убранство собора, великолепие фресок, крыльцо, специально простроенное для Ивана Грозного, именно это переносит в атмосферу истории и никого не оставит равнодушным, можно в полной мере насладиться созерцанием его росписей.
История
Сооружение отличается тем, что в основном большинство построек было возведено итальянскими архитекторами, но этот собор строили псковские мастера на протяжении 5 лет. Об этом свидетельствуют детали на храме, присущие именно псковскому зодчеству, к примеру каменная кладка. Расписывали этот храм иконописцы Андрей Рублев и Феофан Грек. В храме преобладает мрамор, яшма, агат, которые отправил царю персидский шах. А возле храма всегда стояла палатка, чтобы духовник не отходил от храма и всегда следил за ним.
Строительство окончилось в 1489 году, собор был освящён 7 апреля в честь праздника Благовещения.
Тогда собор украшали три купола. Но к середине 16 века над собором поднялось уже девять куполов, так как это был образ Девы Марии. Интересно, что царь Федор Иоаннович крест в соборе сделал из чистого золота.
В 1508 году князь Василий Иванович велел вызолотить «верх церковный», а иконы иконостаса обложить серебром, златом и бисером.
Здание церкви окружает галерея, к которой пристроены паперть и ризница. Были сделаны переходы, соединяющие Благовещенский собор с хоромами князей, так что, они могли ходить из своего дворца в церковь, при этом не выходить на улицу. С востока был присоединен сад, где находились различные деревья, в том числе и фруктовые, кроме того, здесь были пруды с плавающими в нем рыбами. Через южный вход в собор мог входить только государь и его семья.
Вскоре в 1547 году произошел пожар и собор заметно пострадал, уничтожив книги, иконы и другие драгоценности, но потом храм был полностью восстановлен даже в лучшем виде.
Второй раз сооружение пострадало в ноябре 1917 году, когда произошел артиллерийский обстрел Кремля, поэтому его закрыли. Но в 1955 году Благовещенский собор возобновил работу для туристов.
Архитектура
Фотография Н.Найдёнова, 1882
Вид на соборы с реки, 2014
Современный облик храм приобрёл в 1560-е годы. Стены четырёх приделов, возведённых над углами галерей, разделены квадратными ширинками. Подклет собора является памятником архитектуры конца XIV века. Он выложен из больших белокаменных блоков с установленным в центре столпом, с востока к нему примыкает апсида.
Вход в храм украшают парадные белокаменные резные порталы, созданные в 1508 году Алевизом Новым одновременно с северной и западной галереями, как было установлено в ходе натурных исследований Олегом Ульяновым. Дверной проём северного и западного порталов обрамляют две пары отдельно стоящих колонн с коринфскими капителями и антаблементом. На дверях северного портала изображены сцены пророчеств о Христе и Богоматери, созданные в технике «огневого золочения» по меди. Южный вход выполнен в традициях раннемосковского зодчества: прямоугольные выступы и полуколонки чередуются с бусинами и сноповидными капителями. Филёнки заполнены композициями с изображениями ваз, светильников, растительных гирлянд.
Северную, южную, западную стены четверика и своды под хорами украшают сцены из «Апокалипсиса» (Откровение Иоанна Богослова). На арках северной и западной галерей находится композиция «Древо Иесеево», состоящая из более чем 200 фигур. Она начинается от входа образом царя Давида и кончается у западного портала собора изображением Богоматери с младенцем. На сводах и внешних стенах изображены античные философы, историки, поэты, среди которых Платон и Аристотель, Фукидид и Плутарх, Гомер и Вергилий. На столпах — великие князья Владимир Святославич, Владимир Мономах, Александр Невский, Иван Калита и Дмитрий Донской.
В южной галерее устроена постоянная выставка икон XIV—XVI веков и фрагментов интерьера времени Ивана Грозного. Одна из икон — Смоленская икона Божией Матери — по преданию, написана евангелистом Лукой. В помещении также установлена бронзовая посеребренная рака с мощами 50 святых, присланная в дар в XV столетии русским царями из Греции. В подклете собора демонстрируется более 1500 экспонатов XII—XVII веков: образцы ювелирного искусства, оружие, слитки, монеты.
- Иконостас
Иконостас собора является древнейшим в России . Его бронзовый чеканный остов был выполнен по рисунку Николая Султанова в конце XIX века. Иконостас состоит из пяти чинов: праотеческого, пророческого, праздничного, деисусного и местного. Иконы праздничного и деисусного, состоящего из девяти фигур в рост, относятся к концу XIV — началу XV века. Их авторами называют Андрея Рублёва и Феофана Грека. Самый древний образ — Всемилостивого Спаса — стоит первым справа от Царских врат, изготовленных в 1818 году. К XVI столетию относятся иконы в двух верхних ярусах и некоторые из местного ряда. В иконостасе находятся также тридцать таблеток. Одиннадцать из них представляют собой месячные минеи. Остальные олицетворяют праздники и избранных святых, почитаемых в XVIII веке: «Благовещение», «Поклонение волхвов», «Сретение Господне», «Крещение», «Преображение Господне» и другие.