6.Церковь Богоявления
Как и многие другие храмы того времени, которые строились на средства богатых людей, Богоявленская церковь была возведена на пожертвования купца Алексея Зубчанинова в 1684-1693 годах.
В последние годы ее строительства одновременно проводились работы по росписи храма. В них принимали участия местные мастера, а также известные в то время живописцы Федор Игнатьев и Дмитрий Плеханов. Согласно документальным описям церковных служителей, в храме в разное время были три важных святыни — напрестольный крест с частицей Креста Господня, голова Иоанна Предтечи, вырезанная из дерева и большой напрестольных крест, так же созданных из дерева. До наших дней сохранился только последний. В советское время церковь, как и многие другие, была закрыта. В 1938 году здесь даже организовали мастерскую по ремонту автомобилей и гараж. Однако для храма все же наступили хорошие времена. В прошлом веке проведены реставрационные работы, и в настоящее время в нем проводятся богослужения. Так же церковь является филиалом музея-заповедника Ярославля.
Архитектура и внутреннее убранство церкви Сретения Господня
Шатровый храм с часовней и оградой построен в архитектурном стиле ретроспективизма. Его высоко поднявшийся в небо шатер по сей день составляет архитектурную доминанту исторического центра Ярославля.
Сретенский храм отличает обилие декоративного убранства фасадов. Кирпичная кладка, выполненная с виртуозным мастерством, искусно имитирует лепнину и является прекрасным образцом псевдорусского стиля. Не менее интересно украшена и храмовая ограда, обращенная к Депутатскому переулку. Благодаря роскошному декору, в котором использованы мотивы русского зодчества XVII века, церковь выглядит нарядно и торжественно. Однако, сегодня остро стоит проблема реставрации церковных фасадов и восстановления куполов храма. И приходская община старательно собирает для этого деньги.
Церковная ограда
Архитектура и внутреннее убранство церкви Сретения Господня
Шатровый храм с часовней и оградой построен в архитектурном стиле ретроспективизма. Его высоко поднявшийся в небо шатер по сей день составляет архитектурную доминанту исторического центра Ярославля.
Сретенский храм отличает обилие декоративного убранства фасадов. Кирпичная кладка, выполненная с виртуозным мастерством, искусно имитирует лепнину и является прекрасным образцом псевдорусского стиля. Не менее интересно украшена и храмовая ограда, обращенная к Депутатскому переулку. Благодаря роскошному декору, в котором использованы мотивы русского зодчества XVII века, церковь выглядит нарядно и торжественно. Однако, сегодня остро стоит проблема реставрации церковных фасадов и восстановления куполов храма. И приходская община старательно собирает для этого деньги.
Храм Спаса Нерукотворного Образа
Рекомендовать место
13
2
Церковь Нерукотворного Образа Спасителя была построена в Ярославле в 1779 году на средства местных прихожан. Она достаточно прочная, так как возведена из камня. Неподалеку от храма расположен родник с кристально чистой лечебной водой. Ежегодно в праздники иконы Божией Матери «Живоносный Источник» и Крещения Господня здесь совершается чин освящения воды. При обители действует воскресная школа для взрослых и детей, а также имеется небольшая библиотека, в которой проводятся собеседования с теми, кто желает принять великое Таинство Крещения.
В 1941 году во время правления советской власти храм был закрыт. По рассказам старожилов, иконы были сняты со стен и сожжены прямо внутри церкви. Храм возвратили Русской Православной Епархии лишь в 1990 году. В это же время здесь начали проводить восстановительные работы. Первый настоятель Церкви Нерукотворного Образа Спасителя был назначен 20 октября 1991 года. Сразу же после этого в храме стали совершаться богослужения, которые проводятся и до сих пор практически ежедневно.
Достопримечательности Казанского монастыря
Основной достопримечательностью монастыря является, конечно же, Казанский собор
, сооруженной к концупервой половины 19 века . Массивное, сооруженное по правилам позднего классицизма, здание снабжено портиками с колоннами, которые окружают основной храмовый четверик. Над основным объемом вознеслось пять луковично-восьмигранных главок, покоящихся на световых барабанах. Главный придел собора освящен в честьиконы Казанской Богоматери .
Интерьер Казанского собора
Теплая одноглавая Покровская церковь
с двумя приделами, находящаяся с восточной стороны собора, является сооружением первой половины 19 века. Один ее придел посвящен Иоанну Предтечи, а другой Николаю Чудотворцу.
Покровский храм в Казанской женской обители сегодня
Сретенский храм
, сооруженный вовторой половине 19 столети я в качестве домового игуменьей монастыря Феофанией и на ее деньги, ныне используется православной гимназией.
Поклонный крест на фоне Сретенского храма
В память о жертвах красного террора 1918 года на монастырской территории в 2003 году устанавливается деревянный памятный знак в виде Поклонного креста
. В 2008 году он был переустановлен в гранитном виде.
Автор статьи: Касаткина Татьяна
Описание объекта
Аннинское училище
Во дворе за новым зданием Сретенской школы находится старое здание этой школы – бывшее Аннинское училище, построенное в 1846 году на средства свободных хлебопашцев. Это большое двухэтажное здание. Первый этаж построен из кирпича, верхний – деревянный. Аннинское училище было открыто 25 ноября 1846 года как одноклассное сельское училище со сроком обучения 3 года. В 1901 году оно было преобразовано в 2-классное училище Министерства народного просвещения с 5-летним курсом обучения.
В 1906 году Аннинское училище закончил Дважды Герой Советского Союза, выдающийся советский военачальник, участник Первой мировой, гражданской в России, гражданско-революционной в Испании, советско-финляндской и Великой Отечественной войн генерал армии Павел Иванович Батов.
В Сретенской школе работает краеведческий музей и музей истории школы.
Храмы села Сретенье
В селе Сретенское на Черемхе в прежние времена было две церкви: летняя — в честь Сретения Господня, освященная в 1790 г., и зимняя — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, освящена в 1836 г. Обе церкви устроены тщанием прихожан. В церковный ансамбль входили также колокольня и каменная ограда. Престолы в летней церкви: главный в честь Сретения Господня, в трапезной на правой стороне — в честь Успения Божией Матери и на левой стороне — во имя св. и чуд. Николая.
Сретенский храм был закрыт в 1930 году а в последующие годы разобран до основания. Благовещенскую церковь закрыли в 1937 году. Ее здание использовалось как сельский клуб. До наших дней сохранилась в руинном состоянии.
Мемориальный комплекс, посвященный Великой Отечественной войне.
Воинский мемориал
10 августа 2010 года в селе Сретенье Рыбинского района на частные средства открыт уникальный в своем роде в Ярославской области мемориальный комплекс. Он состоит из гранитных плит с именами 150 жителей Сретенья и соседних деревень округи, погибших в годы Великой Отечественной войны, и установленного на постаменте танка Т-62. Инициатором создания мемориала стал житель Рыбинска, уроженец села Сретенья Анатолий Александрович Вишняков.
Через дорогу от села Сретенье расположена деревня Филисово – памятное место Ярославии, малая родина дважды Героя Советского Союза, генерала армии Павла Ивановича Батова. Демилитаризованный танк Т-62А занимает центральное место в мемориальном комплексе. Это тоже дань памяти военачальнику Павлу Батову. Известно, что в 1942 году он был назначен командующим 4-ой танковой армией Донского фронта, а 14 октября 1942 года, в самый тяжелый период Сталинградской битвы, принял командование 65-й армией и до конца войны был её командующим. Имена 150 человек, высеченные на гранитных плитах, — это результат кропотливой поисковой работы по выявлению погибших земляков, проведенной работниками Волжского сельского поселения. Сретенский мемориальный комплекс — уникальный в своем роде воинский мемориал, аналогичного которому нет ни в одном сельском населённом пункте Ярославии.
11 июня 2015 году частью мемориальной композиции села Сретенье стал бюст прославленному земляку П.И.Батову.
4.Церковь Андрея Критского
В 1908 году из-за увеличения количества рабочих на производстве Ярославской Большой Мануфактуре выросло количество прихожан. Было принято решение о расширении прихода и в этом же году была построена церковь Андрея Критского. Названа она так не случайно. Средства, на которые возводили церковь, были выделены Иваном Андреевичем и Андреем Александровичем Карзинкиными, а так же Гавриилом Матвеевичем Игумновым. Престолы освятили по одноименным святым — главный престол в честь Иоанна Постника, два предельных — во имя Андрея Критского и Архангела Гавриила. В архитектуре храма преобладает новое для того времени направление модерн и византийский стиль. Храм был закрыт в 1923 году, но в 2010 году передан в ведение РПЦ и снова распахнул свои двери для верующих православных прихожан.
Достопримечательности Ярославля
Часовня Казанской Богоматери в Ярославле
Рубрика: Ярославль
Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и современной архитектуры, чем-то напоминая устремленную ввысь ракету и символизируя мужество русских воинов-ополченцев, спасших Россию от нашествия чужеземных завоевателей. Историческая значимость объекта подтверждается и тем, что его изображение нанесено на современную российскую денежную купюру достоинством 1000 рублей.
Торжественное открытие состоялась в конце лета 1997 г., в ознаменование 385-летней годовщины выхода за пределы монастыря в 1612 г. отряда русских ополченцев, возглавляемого Мининым и Пожарским. Костяк ополчения сформировался в Н. Новгороде с целью освобождения Москвы от интервентов. Выдвинувшись вверх по течению Волги, войско встало лагерем в Ярославле, где окончательно окрепло и набрало силу. Местом дислокации штаба ополчения был Свято-Преображенский монастырь. Покинув город, ратники устремились к Москве, чтобы в боях с врагом снискать бессмертную славу.
Характерной отличительной особенностью часовни является витражная перегородка, украшенная чудотворным образом Казанской Богоматери. Эту драгоценную реликвию воины отыскали в Ярославле и взяли в поход. В народе считается, что во многом благодаря ей русское воинство одержало победу над неприятелем.
Сооружение одновременно является и религиозно-культовым объектом благодаря наличию в нем образов православных святых, и памятным монументом во славу русского оружия: внутри, на специальной плите, высечена надпись: «Народному ополчению 1612 года от благодарных потомков».
Адрес: г. Ярославль, Которосльная набережная, 27.
Карта расположения:
← Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле |
Успенский кафедральный собор → |
---|
Похожие публикации:
Спасо-Преображенский собор
При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в…
Церковь Спаса на Городу в Ярославле
Церковь Спаса на Городу — древнейшее и одно из самых красивых культовых сооружений Ярославля. Посмотреть на каменную красоту — изменчивую с каждой стороны (композиция церкви несимметрична), построенную сложно, но поразительно гармонично, с изыском …
Церковь Михаила Архангела
Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов. Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей…
Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле
Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный.
Он первым в Ярославле оказался …
Успенский кафедральный собор
Ярославский православный собор Успения Пресвятой Богородицы, или, в обиходной речи, Успенский собор, с XVIII по XX столетия имел статус кафедрального – главного в епархии. Воздвигнутый при слиянии Которосли с Волгой и освященный в 1219 г., он был п…
Поделиться ссылкой:
Фото и описание
Православный храм Сретения Господня находится в Ярославле, по адресу: Депутатский переулок, 4. В первый раз деревянная Сретенская церковь упоминается в 1636 году. В 1685 году на средства, пожертвованные местным купцом Павлом Якимовичем Денисовским, был построен каменный двухэтажный храм с приделом во имя Стефана Сурожского.
В XVIII столетии с западной стороны Сретенского храма была пристроена теплая церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение». Оба здания были выполнены из камня, имели по одной главе, росписей не было, стены были выбелены, пол сделан из кирпича, верх покрыт тесом, главы – черепицей. После вокруг этих храмов был разбит сквер, распространившийся практически на целый квартал. В 1815 году на месте сквера были возведены торговые здания.
В XIX столетии комплекс Сретенской церкви два раза подвергался серьезным перестройкам. Впервые в 1819 году Знаменский храм был разобран и возведен вновь, пристроен к паперти с западной стороны Сретенского храма. В этом же году была начата перестройка и расширение храмовых зданий: были возведены трапезное помещение и новый алтарь. В это же время ярославским мещанином резчиком Кузьмой Гавриловичем Столарёвым был изготовлен резной иконостас. Царские врата были расписаны Семёном Степановичем Завязошниковым. В 1821 году иконостас вызолотил вологодский мещанин Алексей Михайлович Шитиков. В этом же году в церкви появилась стенная живопись, выполненная ярославским мастером Фёдором Банщиковым.
В другой раз, в период с 1891 по 1895 годы, церковь была перестроена в псевдорусском стиле. Архитектором выступил Николай Иванович Поздеев, а работы профинансировал ярославский промышленник Иван Николаевич Дунаев. В храмовом алтаре был устроен Пантелеймоновский престол. Для архитектуры Сретенского храма характерна творческая переработка мотивов древнего ярославского зодчества, виртуозное мастерство кирпичной кладки. В 1895 году была построена ограда и Знаменская часовня.
В 1918 году под управлением церковного композитора и священника Василия Николаевича Зиновьева здесь была организована певческая капелла, просуществовавшая до 1925 года. В конце 1920-х годов храм был упразднен, а в 1930 году здесь устроили клуб Медсантруда. В 1931 году было решено взорвать церковь, но это не случилось. В дальнейшем здание бывшей церкви использовалось под склад, пекарню, а с 1970-х годов здесь были оборудованы швейные цеха.
Архитектурные особенности храма
Храм Богоявления Господня стал объединяющим и доминирующим объектом архитектуры и уникальным украшением, как Богоявленской площади, так и Которосльной набережной
Легкая, гармоничная и нарядная квадратная церковь привлекает туристическое внимание не только своей историей, но и уникальным архитектурным исполнением, и внутренней росписью.. Богоявленский храм — памятник архитектуры конца 17 века. Богоявленский храм — памятник архитектуры конца 17 века
Богоявленский храм — памятник архитектуры конца 17 века
Надо отметить, что на внешний вид и на архитектурные особенности церкви большое влияние оказало современное тому периоду московское зодчество. Богоявленский храм является бесстолптым и безподклетным, и в этом отношении это одно из первых подобных архитектурных храмовых сооружений города.
На московское влияние в архитектуре этого сооружения указывает перекрытие основной храмовой площади посредством двух рядов кокошников и четырехскатная кровля. Луковичные главы как бы взлетают ввысь на высоких глухих изящных барабанах. Эти барочные главки появились на барабанах взамен деревянных после пожара 1753 года. Барабаны и карнизы облицованы изразцовыми орнаментами, которые добавляют праздничное настроение в итак довольно нарядное церковное оформление.
Главки на барабанах, ряды кокошников и изразцы в оформлении верха храма
Храм является пятиглавым. По трем его сторонам традиционно размещены закрытые галереи, оборудованные как приделы, а на северо-западной стороне пристроена восьмигранная шатровая Колокольня
Наружные фасады привлекают внимание декоративной отделкой с обильным использованием полихромных изразцов с растительными орнаментами. Вид на Богоявленский храм со стороны Колокольни
Вид на Богоявленский храм со стороны Колокольни
Вытянутые горизонтально повторяющиеся декоративные ленты изразцовых орнаментов, как на карнизах и барабанах, как бы очерчивают основные силуэтные очертания храма. Вертикальные изразцовые мотивы имеют замкнуто-центрические рисунки и зрительно удлиняют высоту сооружения.
Количество и качество русской керамики 17 века в виде поливного изразцового декора пяти цветов и пятивариантных рисунков при оформлении данного храма уникально и неповторимо.
Изразцовое богатство Богоявленской церкви
Как добраться до Толгской обители?
Есть три способа посетить Толгский монастырь. Как добраться на машине: по Московской трассе (М8) двигаться через г. Ярославль, за пос. Лесная Поляна, расположенным сразу за окружной, свернуть налево и двигаться по трассе до пос. Толгоболь, затем повернуть налево и ехать, никуда не сворачивая, около 2 километров.
Можно добраться на общественном транспорте. К сожалению, прямой автобус до Толгского монастыря не ходит, но можно доехать на маршрутном такси (номера 93 и 91) или на автобусе № 21 добраться до остановки «Песочное», а от нее пешком дойти до места (идти около 25 минут).
Летом до монастыря можно добраться на речном трамвайчике, который отправляется от Ярославской пристани.
Желающие спросить совета у матушки-настоятельницы или сказать добрые слова поддержки могут написать в Толгский монастырь. Адрес для писем: монастырь, пос. Толга, г. Ярославль, Российская Федерация, 150027.
Толгская обитель — уникальный архитектурный и историко-культурный памятник, который известен в православных кругах всего мира. Для верующих Толгский монастырь — это удивительно «чистое» намоленное место, здесь душа раскрывается и наполняется божьей благодатью, а главная святыня, мироточащая икона Богоматери, дарует исцеление от болезней хворым.
Сретенский храм
Рекомендовать место
4
1
Сретенский храм – это ярославский православный храм, который назван в честь Сретение Господнего — христианского праздника.
Первое упоминание деревянного храма Сретения Господня встречается в 1636 году в хронологиях с переписью строений.
Деревянные строения церкви со временем были заменены на каменные, которые за всю свою историю существования также дважды были полностью перестроены. В 1833 году Сретенский храм был видоизменен, но, как упоминается в записях, на то время был еще одноэтажным. В период с 1891 по 1895 годы церковь была перестроена в псевдорусском стиле.
В период Советского Союза в 1929 году церковь закрыли, а в 1930 году переоборудовали в клуб Медсантруда. С 1994 года Сретенский храм был передан Русской Православной Церкви.
Как добраться до церкви Сретения Господня
Сретенская церковь расположена в центре города (Депутатский переулок, 4).
На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. По нему нужно переехать реку Коротосль, и через 0,5 км – повернуть направо на Депутатский переулок, в котором расположен храм.
Иконостас церкви Сретения Господня
На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до Сретенской церкви составляет 3,1 км. До нее можно пройти пешком, а также подъехать на такси.
Рейтинг достопримечательности
← ЯРОСЛАВЛЬ | РОССИЯ → |
Деятельность прихода
Казанский монастырь в Ярославле один из первых был восстановлен в своем религиозном статусе — еще в 1988 году при советской власти. С началом его работы монахини получили список с той самой чудотворной иконы, которая до сих пор считается утраченной. Эта копия была создана монахинями этого же монастыря, но перед самым его закрытием большевиками. Теперь список вновь занимает свое место на иконостасе.
Сегодня насельницы постоянно живут в обители, но она не считается самостоятельной и относится к Толгскому монастырю. Тем не менее территория открыта для посещения паломниками ежедневно. Управляет монахинями игуменья Екатерина (Гаева).
Расписание богослужений
Ежедневно тут проходят богослужения по установленному расписанию:
- По будням и праздникам утренняя литургия в 6:30.
- По будням вечерняя служба в 17:00.
- По субботним праздникам всенощное бдение в 17:00.
Богослужение в Казанском женском монастыре
Помимо этого, работает православная гимназия, где учителями выступают священники и доктора наук, при этом дисциплины преподаются и мирские, и религиозные. Функционирует регентская школа, где готовят служителей для храмов Ярославской епархии. Кроме этого, монахини совершают миссионерское, катехизическое служение и паломническую и социальную службы.
Регулярно с 2002 года в июле тут проводятся крестные ходы с иконой Богородицы. Паломники двигаются по берегу Волги до города Рыбинска и возвращаются обратно по другому берегу.
Святыни и престольные праздники
Среди святынь, хранящихся в обители, находятся:
- Мощи святителя и мученика Агафангела, которые были переданы монахиням только в 2000 году.
- Список с иконы Богородицы «Казанская» 1918 года.
Казанская икона Божией Матери — главная святыня монастыря
Паломники могут поклониться святыням, а также приехать на торжественные богослужения в престольные праздники монастыря:
- День памяти образа Богородицы «Казанская» — 21 июля и 4 ноября.
- Покров Пресвятой Богородицы — 14 октября.
Сретенская церковь в Ярославле: что рядом?
Сретенская церковь в Ярославле находится в относительной близости от следующих
достопримечательностей этого региона
В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует
принять во внимание условную близость объектов.
Часовня Александра Невского в Ярославле
~ 0.2 км
Ярославская государственная филармония
~ 0.3 км
Гостиный двор в Ярославле
~ 0.3 км
Памятник Леониду Собинову
~ 0.3 км
Власьевская башня и Знаменская церковь
~ 0.3 км
Скульптурная композиция «Афоня»
~ 0.4 км
Казанский монастырь в Ярославле
~ 0.5 км
Ярославский драматический театр им. Ф.Волкова
~ 0.5 км
История Богоявленской церкви
Первоначально там, где теперь стоит храм, располагались обычные дворы посадских жителей. В начале XVI века указом царя Василия III эти земли были переданы в ведение Спасо-Преображенского монастыря, который построил здесь деревянный Богоявленский храм и монастырский конюшенный двор. А уже в XVII веке, после польско-литовского нашествия, в самой маленькой слободке обители стали жить «монастырские люди». И ее стали называть по церкви — Богоявленской.
Вид на церковь с востока
По другим историческим исследованиям, Богоявленский деревянный храм стоял здесь с XIII века. То есть еще со времен домонгольского периода в истории Руси.
Кирпичный храм начали возводить в 1684 году, и строительство его заняло 9 лет. По тем временам оно было очень дорогим и требовало большого количества денег. Они нашлись у местного именитого купца, члена ярославской «гостиной сотни» Алексея Абрамовича Зубчанинова. Интересно, что его предки были «закладчиками» Спасо-Преображенской обители. То есть людьми, вложившими средства в строительство этого монастыря. А значит Зубчанинов представлял целую династию ярославских благотворителей. Кроме купцов, в роду Зубчаниновых были также монахи и священнослужители.
Купец владел в Ярославле 24 лавками, где торговали хорошо выделанной кожей. И его семья издавна жила в Богоявленской слободе. Имя Зубчанинова было указано в храмозданной летописи возле алтаря. Но до наших дней она не сохранилась. И о существовании такой надписи стало известно из печатных работ прежних исследователей древнерусской архитектуры, заставших это памятное клеймо еще целым. Похоронили Зубчанинова на территории Спасско-Преображенской обители.
Церковь с автодороги Холмогоры
В 1692-1693 года церковь расписали ярославские мастера-изографы, которыми руководили Дмитрий Плеханов и Федор Игнатьев, признанные лучшими живописцами своего времени. Некоторые исследователи считают, что в росписи храмовых сводов мог принимать участие и знаменитый Гурий Никитич Кинешемцев.
Богоявленская церковь всегда была обычным посадским храмом. Долгое время труд священнослужителей оплачивала сама приходская община либо частные жертвователи. И хотя приход был небольшим – около 200 человек, храм никогда не был обделен богослужебной утварью и находил необходимые деньги на ремонтные работы.
В 30-е годы XIX веке вокруг церкви построили кирпичную ограду. А в 1886 году в ней сделали масштабный ремонт, деньги на который были выделены ярославским купцом Василием Яковлевичем Кузнецовым.
По описям, которые составляли служители церкви несколько раз за время ее истории, в Богоявленском храме было три уникальные святыни. Две из них в прошлом веке были безвозвратно утрачены. Это – напрестольный крест с частичкой Креста Господня и вырезанная из дерева голова Иоанна Предтечи. До наших дней удалось сохранить лишь уникальный по мастерству исполнения большой напрестольный деревянный крест.
Вид на церковь с колокольней и главный вход
С приходом советской власти храм закрыли. Он располагался в самом центре города и значительно пострадал во время белогвардейского восстания против новой власти. В результате обстрелов и пожаров в 1918 году повредились стены южного и западного фасадов, а также были сильно разбиты большие кокошники. Артиллерийский снаряд попал прямо в расположенный с юга придел. И эта часть храма из-за возникшего пожара почти полностью выгорела. Поскольку разрушений по городу было предостаточно, средств на восстановление Богоявленской церкви так и не выделили. Десятилетия она простояла почти без кровли и с пробитыми стенами.
Однако, несмотря на такую сложную обстановку, приходская община поддерживала храм вплоть до 1927 года, как могла. Затем власти признали его памятником архитектуры и отдали губернскому управлению музеями. Но никаких средств на восстановление не выделили, и храм продолжал ветшать. Более того, в 1938 году здесь разместили гараж и авторемонтную мастерскую, которые еще сильнее разрушили древнюю церковь.
Однако, церковь дождалась все-таки и лучших времен. В середине прошлого века в ней провели масштабные реставрационные работы. Во время них храму вернули первоначальный облик – восстановили кровлю, луковичные главки, оконные наличники и уникальные поливные изразцы, украшающие фасады здания. А в 2000 году реставрационные работы были продолжены.
Вид на северный фасад церкви
История храма
Место, на котором появился храм, с начала 16 века принадлежало Спасо-Преображенскому монастырю, а до того там находились дворы разрастающегося ярославского посада и с 13 века (по другим источникам с 15 века) — деревянная Богоявленская церковь. Монастырь разместил на бывших посадских землях вначале строения конюшенного двора, а после событий Смутного времени на этом месте было создано монастырское поселение, названное в связи с имеющимся храмом Богоявленской слободой, где проживал обслуживающий обитель персонал.
К концу 17 века принимается решение о возведении каменного храма взамен деревянного, и это строительство, как уже упоминалось, осуществляется в течение 9 лет на деньги купца первой гильдии А. Зубчанинова, который проживал в этой же слободе и считался потомком одного из спонсоров сооруженного ранее Спасо-Преображенского монастыря. Зубчанинов занимался продажей качественной кожи и имел 24 торговые точки. Дело его процветало, а строительство храмов всегда считалось богоугодным делом, которое к тому же обеспечивало и божье покровительство. Похоронен А.Зубчанинов был на Спасо-Преображенском Некрополе.
Богоявленский храм с ночной подсветкой
А возведенный с его помощью храм с момента основания существовал, как и все посадские храмы, только на собственные средства, поступавшие с торговли свечками, с треб, с кружечного сбора, ну и, конечно же, на частные пожертвования. На дотации у государства церковь никогда не состояла. Да и численность церковного прихода была довольно невелика. Лучшие времена храма пришлись на конец 18 века, тогда приход составлял порядка 200 человек.
В 19 столетии у церкви Богоявления появилось ограждение и притвор с резным крыльцом со стороны главного фасада. В 80-е годы 19 века другой ярославский купец – В.Кузнецов – спонсировал крупномасштабный ремонт храмового сооружения, в результате которого первоначальный вид строения несколько видоизменился.
Храм в 19 столетии
Во время революционных событий, а точнее при подавлении Ярославского антибольшевистского восстания 1918 года, здание церкви Богоявления сильно пострадало от артобстрелов. Больше всего досталось южному приделу. Новая власть средств на восстановление храма не выделяла, а прихожане были мало обеспечены, к тому же борьба с религией велась в городе по всем фронтам.
В середине 30-х годов 20 столетия церковь неожиданно признается ценным объектом архитектуры и заносится в соответствующий список. Тем не менее, западная паперть храма была превращена в автомастерскую с гаражом, что ухудшило и без того тяжелое состояние здания.
Бережного отношения и частичного восстановления церковь дождалась в начале 50-х годов, когда власти начали проявлять некоторое внимание к историческим архитектурным объектам. Полноценное же реставрационное обновление храма началось в самом начале 21 столетия, когда были восстановлены фасады с изразцовыми орнаментами, кровля и т.д. В вернувшейся к первозданному облику церкви опять стали проходить службы.
В вернувшейся к первозданному облику церкви опять стали проходить службы.
Богоявленская церковь. Фрагмент
Но в этом прекрасном храмовом творении сегодня можно попасть не только на богослужение, но и на экскурсию, так как оно числится к тому же и филиальным отделением Ярославского музея-заповедника.
Храм Михаила Архангела
Рекомендовать место
10
1
Самая древнейшая церковь в Ярославле – церковь Михаила Архангела. Она была построена в XVIII столетии. Из исторических источников известно, что судьба церкви была как и у всех деревянных церквей: сгорала и страдала от вражеских нашествий.
Храм во имя Собора Архистратига Михаила, который существует сегодня, возвели в 1657 году. Церковь, построенная на средства прихожан, сгорает на следующий год. Восстановление затягивается, поэтому освещают храм только в 1682 году.
Архитектурное решение соответствует XVII веку. Большой храм из четырех столпов с великолепным крыльцом соответствует традициям 1650-х годов. В глаза бросается небольшой шатер колокольни, который не вписывается в монументальное основание. У здания высокие окна, крупные главы. Обитель расписана мастерами из Ярославля в 1731 году.
В храме три престола: Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, зимний храм Благовещения Пресвятой Богородицы и придел Святых преподобных Зосимы и Соватия Соловецких чудотворцев.
В 1924 году церковь закрыли, ценности конфисковали, а помещение использовали под склад.
В 1922 году храм отреставрировали и передали православной церкви.
Координаты: 57.62208200,39.89249100