Характеристика стиля и особенности постройки
Постройка — просто набор из нескольких архитектурных стилей. Здесь есть и пилястры с капителями в стиле Раннего Возрождения, и готические вимперги, и классические русские кокошники. Понять, какой архитектурной стилистики придерживался архитектор сложно.
Среди элементов эпохи Ренессанса можно выделить следующие:
- ордер;
- порталы с прямыми архитравны ми перекрытиями проёмов;
- прорисовка готических вимпергов.
Высота храма башни целых 62 метра. По меркам тех времён это был впечатляющий показатель. Постройка являлась самым высоким православным сооружением. А за счёт летящей архитектоники создается ощущение, что здание парит над землёй.
Внутренних опор у здания нет, как и привычной алтарной апсиды. Она установлена на подклети, окружённой гульбищем, и хотя толщина стен от 2 до 4 метров, внешне церковь выглядит очень лёгкой. С восточной стороны уцелел каменный трон. Ножки сделаны в виде львиных лап, а подлокотники украшены затейливыми арабесками. Отсюда московские правители любовались необъятной ширью, открывающейся за Москвой рекой.
Внутреннее пространство здания не велико, ведь он был домашним княжеским храмом. Здесь могли молиться только члены государевой семьи и самые близкие, доверенные слуги.
Храм возводился, как летний, неотапливаемый. Здесь никогда не было печи или какого-либо отопления. Таким он и остаётся по сей день. Храм Вознесения считается первым шатровым храмом из камня. Кроме того, церковь имела функцию сторожевой башни. В толще одной из стен находится узкая лестница, ведущая вверх прямо к шатру. Там есть специальная смотровая площадка, используемая для подачи сигналов. Если находящийся там дозорный видел подозрительные движения, перемещения войск, то тотчас же загорался огонь. Ночью это было яркое пламя. Днём сигнал подавали дымом.
График работы
Церковь Вознесения, которая находится на обширной территории парка «Коломенское» работает по такому графику:
- с 1 апреля по 30 сентября: со вторника по пятницу и в воскресенье — с 10 до 18. В субботу — с 11 до 19 часов. Понедельник выходной;
- в остальные месяцы — с 1 октября по 31 марта — работает только выставка в подклете. По понедельникам всё закрыто. Остальные дни — с 10 до 18 часов.
В связи с тем, что Вознесенская церковь не отапливается, в холодное время года вход в верхнюю часть здания закрыт для посещения, работает только выставка в подклете церкви. В летние месяцы обзорные экскурсии в основном (верхнем) объеме церкви проводятся для соборных групп посетителей с 1 июня по 31 августа в 17.00 (по субботам, воскресеньям и праздничным дням).
Цена билетов на выставку:
- в основном помещении церкви: взрослым — 150 рублей, школьникам и пенсионерам — 50;
- билет на выставку в подклете Вознесенского храма для взрослых стоит 100, для школьников и пенсионеров — 50 рублей;
- для малышей до 6 лет и для студентов дневных отделений всех ВУЗов РФ вход на выставки бесплатный.
Координаты Вознесенского храма в Коломенском: 55.6673, 37.67069. Его легко можно найти на объемном плане заповедника.
Возле звонницы Вознесенского собора восстановлен Георгиевский храм, внутри которого действует очень интересная выставка. На территории парка есть еще одна необычная действующая церковь Казанской иконы Божьей Матери. Обязательно загляните сюда!
На карте Вы можете определить точное местонахождение Вознесенского храма (нажимайте «+» или «-«, чтобы приблизить или отдалить изображение.
Во время этого моего путешествия по Москве я бронировала жилье недалеко от Коломенского парка. Это была гостиница «Интурист-Коломенское», очень комфортный отель с приятным обслуживанием. Кроме этого, в Москве легко можно снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель в любом другом удобном месте.
Моя прогулка по парку Коломенское в Москве и посещение уникального храма Вознесения Господня состоялась 8 апреля 2018 года.
На карте ниже представлены другие достопримечательности Москвы и Московской области, где мне удалось побывать.
Особенности архитектуры
В первой половине XVI века русские правители приглашали итальянских архитекторов для сооружения оригинальных церквей и соборов, таких как например, Успенский собор Московского кремля, семейную усыпальницу Рюриковичей Архангельский собор и стены Московского кремля.
Архитектором церкви Вознесения в Коломенском стал Петр Францизск Анибале, зодчий из Италии, прославившийся на Руси как Петрок Малый или Петр Фрязин. Собор Вознесения в Коломенском был построен в 1528—1532 годах.
Необычная церковь поражает не только современных посетителей музея-заповедника, она была необычной и для людей, живших в XVI веке. На высоком берегу Москвы-реки вырастает 62-метровый белокаменный столп на мощном основании из галерей. Основное настроение церкви задают тройные кокошники, напоминающие языки пламени, и шатер, верх которого увенчан золотым крестом. Стройный, устремленный в небо силуэт Вознесенской церкви в Коломенском отсылает воображение и к образам оборонительных башен.
Своим обликом храм говорит о библейском событии — Вознесении Иисуса Христа к Богу-отцу.
Композиция храма Вознесения такова: на четверике, нижнем основании, возведен восьмерик, восьмигранный столб, увенчанный шатром. Шатер в данном случае — это пирамида из нескольких граней, внешне напоминающая тканевые походные шатры.
Основным материалом здания служит кирпич, присутствуют белокаменные элементы. Благодаря оригинальному внешнему виду устремленные ввысь шатровые церкви также называют «русской готикой», хотя в облике церкви Вознесения присутствуют и более поздние элементы. Ранее ни один каменный храм на Руси не был украшен шатром, использовались только своды и купола.
Распространено мнение, что храм Вознесения в Коломенском является первым русским храмом в шатровом стиле. Историками доказано, что первая шатровая церковь в России была построена из дерева около Кремля в честь рождения Ивана Грозного, но не сохранилась до наших дней.
Интерьер храма Вознесения Господня не сохранился в первозданном виде. Внутреннее пространство сравнительно не большое, т. к. церковь использовалась только княжеской семьей во время пребывания в своей резиденции в Коломенском. В Вознесенском храме очень светло благодаря умелому и пропорциональному сочетанию архитектурных приемов и материалов. Современный иконостас реконструирован по образцу иконостасов XVI века и более позднего периода.
Как добраться на машине
Чтобы добраться до храма Вознесения из центра Москвы, следует:
- через Китайгородский проезд выехать на Москворецкую набережную;
- двигаться вдоль Москвы реки до разделения Крутицкой набережной на Крутицкую и Симоновскую;
- в месте разветвления повернуть на Симоновскую набережную;
- повернуть налево на улицу Восточную;
- через улицу Восточную выехать на Велозаводскую улицу, которая в дальнейшем перейдет в проспект Андропова;
- по проспекту Андропова доехать до Каширского шоссе и развернуться на развязке около улицы Каспийской;
- повернуть на улицу 1-я Дьяково Городище и оставить автомобиль на въезде в музей-заповедник.
Далее нужно следовать до храма пешком. Длина пути – около 20 км, однако с учетом пробок преодолеть его можно только за 45-50 мин.
Чтобы приехать в Коломенское из самого загруженного аэропорта Москвы Шереметьево, необходимо:
- добраться до МКАД по трассе М-11;
- двигаться прямо по Зеленоградской улице;
- повернуть направо на Дмитровское шоссе;
- Повернуть направо на улицу Новая Башиловка;
- двигаясь прямо, достичь 3-го кольца;
- с 3-го кольца съехать направо на Варшавское шоссе;
- съехать с Варшавского шоссе на Каширское;
- развернуться на развязке и оставить машину около входа в Московский музей-заповедник.
Расстояние, которое придется преодолеть от Шереметьево до Коломенского, составляет около 50 км. На это уйдет примерно 1,5 часа времени.
Звонница
Тогда же, в 16 веке появилась колокольня храма Вознесения.
В её нижнем ярусе был освящён престол в честь Георгия Победоносца. Как рассказывает древнее предание, возвели её на том самом месте, где когда-то стояла небольшая деревянная церковь, которую построил ещё Дмитрий Донской в честь святого Георгия, покровителя воинов-защитников.
Есть также версия, что эта звонница была построена, опять же, Василием 3 в честь рождения у него ещё одного сына — Юрия, имя которому в Крещении — Георгий.
Известен такой исторический факт, что когда началось возведение каменной церкви святого Георгия, иконостас от храма, который был здесь ранее, перенесли на паперть Вознесенской церкви.
История создания белокаменного шедевра
А началось-то всё с Папы Римского
Не знаю точно условия этого, если так грубо сказать, наказания, но когда прошло 2 года этой епитимьи, он отправил к Папе Римскому своих послов с просьбой прислать в столицу Московского княжества знаменитого итальянского архитектора, именно, моленных церквей Петра Анибале или, как его называли в русских летописях, Петра Фрязина.
Забавная история связана с этой фамилией. Некоторые итальянцы, приезжая на русскую землю, сталкивались с суровыми погодными условиями, непривычными для них. И тогда они часто повторяли слово «фре» или «фря», что означало что-то типа «холодно тут у вас». Ну и наши, недолго думая, стали называть их Фрязиными.
В самом начале лета 1528 года будущий автор собора Вознесения уже был в Москве, и через несколько недель начал разрабатывать план своего сооружения.
Выбор подходящего места или Целебный источник
Место для будущего шедевра древнерусского зодчества было выбрано на высоком берегу Москвы-реки, где недалеко бил ключ, издавна почитавшийся в народе как чудодейственный.
По легенде, в этих местах, сражаясь со змеем, проскакал на своём коне Георгий Победоносец. И от копыт коня на земле оставались ямки, в которых потом появились родники.
Один из таких чудесно возникших родников носил название «Кадочка». Над ним поставили сруб с деревянными кадками, и каждый мог набирать себе целебной воды. Особенно она славилась тем, что обладала свойством исцелять женщин от бесплодия. Вполне возможно, что речь в этой истории идёт именно об этом источнике. К сожалению, со временем, его засыпали, да и не только его.
Ошибочка вышла!
Сначала заложили фундамент в форме буквы «Т», как это было нужно для трёхпрестольного храма. С запада планировалось установить звонницу. Но когда завершили закладку фундамента оказалось, что родник, с которым первоначально было связан план, не виден от церкви и от родника храм скрыт высоким берегом реки.
Наверное, для чего-то было важно зрительно связать здание и родник. Потому что именно для этого план строительства был изменён
Строители были вынуждены поставить церковь на высокий подклет, который ранее вообще не предусматривался.
С появлением подклета многое менялось, и нужно было переделать весь макет: пришлось отменить строительство боковых приделов, а звонницу перенести на новое, более соответствующее первоначальной задумке место.
Ну и, конечно, чтобы подниматься на второй этаж, нужно было проектировать внешние лестницы.
Исправили и построили
Начались непосредственно строительные работы, которые завершились в 1532 году. Именно 1532, как гласят летописи, стал годом создания прекрасного шатрового храма.
Его высота 62 метра. Это было едва ли не самое высокое здание своего времени. Одно время оно даже служило дозорной башней. Находясь вблизи южной границы Московского княжества, церковь Вознесения в селе Коломенском была удобным наблюдательным пунктом. Ведь именно с юга в то время часто приходила опасность, а именно, монголо-татарские набеги.
Во время строительных работ в связи с рождением наследника престола — Ивана 4, по традиции, на основании из белого камня было обустроено «царское место»: богато украшенный, с резной спинкой и фреской над ним трон.
Изменения в интерьере храма
Первоначальный интерьер храма, конечно же, не сохранился. Во время многочисленных ремонтов была частично отреставрирована и заменена плитка пола, появились царские врата, которые и сейчас представлены вниманию посетителей.
Большой ремонт в храме проводился, как предполагается, во время строительства Екатерининского дворца. После производилось ещё несколько, и каждый раз что-то убиралось, а что-то новое добавлялось.
Как была построена церковь
Первое упоминание о храме в Сторожах относят к 1619 году. В начале XVII века эта была малозаметная деревянная церковь. По сохранившимся документам известно, что она простояла 10 лет. В апреле 1629 года в Москве прошел большой пожар, который уничтожил западную и восточную части Белого города. В огне погибло множество построек, в том числе и небольшой деревянный Вознесенский храм.
В 1680-е годы царица Наталья Кирилловна Нарышкина – будущая мать Петра I выделила средства, и на них построили новую пятиглавую каменную церковь. В иконостасе храма находился образ Боголюбской Божией Матери. По преданию, во время чумы, которая свирепствовала в Москве в 1771 году, люди приходили в Вознесенскую церковь и получали исцеление от чудотворной иконы.
В 1781 году Григорий Александрович Потемкин-Таврический принял решение построить новый храм для Преображенского полка. Под строительную площадку светлейший князь отдал собственный двор, который располагался рядом с Вознесенской церковью. Случилось так, что смерть не дала ему осуществить задуманное, но Потемкин успел составить завещание. Душеприказчики князя получили необходимые деньги и в 1798 году приступили к строительству.
Новую церковь возводили по проекту знаменитого русского архитектора Матвея Федоровича Казакова. К 1812 году последователи Потемкина построили и полностью отделали трапезную, но летом началась война с французами. При вторжении войск Наполеона, когда в Москве был сильный пожар, чертежи Казакова сгорели.
Обновленный проект храма был подготовлен людьми, которые внесли неоценимый вклад в восстановление сгоревшей Москвы – Осипом Ивановичем Бове и Федором Михайловичем Шестаковым. Наконец, в 1831 году основное здание Вознесенской церкви было закончено.
Престольные праздники
Престольным праздником храма Вознесения является день Вознесения Христова – это 40-й день после Пасхи. Воскреснув, Иисус находился на земле именно столько дней, после чего вознесся на небеса. Праздник относится к двунадесятным, то есть входит в число 12-и самых почитаемых православными христианами дней.
Поскольку дата события отсчитывается от дня Пасхи, то она ежегодно меняется. Однако праздник Вознесения всегда выпадает на четверг. Верующие отмечают событие в течение 10-и дней: 1 день занимает предпраздничная подготовка, 1 день – сам праздник и 8 дней – попраздненство.
Традиционно в этот период соблюдаются следующие обычаи:
- сельские люди водят хороводы для богатого урожая;
- женщины готовят выпечку, начиненную зеленым перьевым луком, и хлебные лепешки;
- обязательно подается милостыня всем просящим.
По народным приметам считается, что в день Вознесения Господня начинается переход от весны к лету. В этот день нельзя мусорить на улице, плеваться. На праздник Вознесения принято ходить в гости друг к другу. Вечером деревенские жители собираются и разжигают большой костер.
Внутреннее убранство
Внутренний интерьер храма Вознесения не столь богат и изыскан, как наружная отделка. Стены помещения просто выкрашены в белый цвет. В углах стены имеют массивные выступы в виде колонн. Половина окон имеет угловое расположение на четверике, другая половина находится на гранях шатровой части. Напольное покрытие составлено из черной и коричневой керамической плитки треугольной формы.
До наших времен не дошли украшавшие стены росписи и старинный иконостас. Сейчас можно увидеть только элементы опорной конструкции, на которой он держался. Однако в церкви имеется современный иконостас, установленный в 2007 г. и освященный в 2008 г. Он воссоздан по образцу XVI в.
Храм выделяется на фоне других подобных построек своим просторным подклетом. Сейчас он занят постоянной экспозицией, повествующей об истории храма Вознесения. Внутренне помещение храма имеет площадь 8,5х8,5 м. Несмотря на малые размеры, комната выглядит светлой и просторной благодаря большой высоте шатра и обилию окон.
https://www.youtube.com/watch?v=kaeGr8XgMOw
Реликвии церкви Вознесения Господня
Самая известная икона храма — «Державная». С появлением лика Богородицы в церкви Вознесения Господня связана мистическая история. Накануне революции живущей в Подмосковье крестьянке приснился странный сон о том, как она стоит горе и слышит божественный глас, идущий из-под земли. Тот глас отправляет ее в соседнее село Коломенское, чтоб найти черную икону и сделать ее образ красным.
Женщина не могла выкинуть сон из головы и вечером начала молиться о том, чтоб ей было дано объяснение загадочного сновидения. И ночью она опять увидела сон, в котором над рекой стояла красивая белая церковь, а на порог церкви выходила Богородица. Крестьянка собралась и пошла в далекое Коломенское и еще на подходе увидела на высоком берегу реки церковь из своего сна. Это уверило женщину в его правдивости, и она сразу же отправилась к батюшке.
Священник внимательно выслушал взволнованную крестьянку и вместе с ней спустился в подклеть, где хранились все старые иконы, снятые со стен. Довольно быстро они нашли почерневший от грязи и копоти образ Богородицы, которого священник раньше не видел. Очищенная от грязи и чудесным образом обретенная икона была установлена в церкви и быстро стала привлекать паломников: народ заговорил о ее чудотворности.
Позднее произошло немало случаев чудесных исцелений от различных недугов. Люди приходили, молились Богородице и просили ее о помощи. Икона получила название «Державная». Во время гонений на церковь она долгое время находилась в запасниках музея и лишь в 1990 году стала доступна для прихожан — теперь икона находится в Казанском соборе усадьбы Коломенское.
Выставка позволяет ознакомиться со свидетельствами старинной истории храма, проектами храма, обмерными чертежами, фотографиями и изображениями. Также здесь выставлены список с Державной иконы Божьей Матери, фрагменты белокаменной отделки, другие старинные предметы, обнаруженные при раскопках и исследованиях. Экспозиция невелика, но очень интересна для посетителей.
История храма
Необычный храм заложили во время правления великого князя Василия III. О самом строительстве сохранилось мало сведений, но известно, что проект здания выполнил талантливый итальянский зодчий Пётр Франческо (Францизско) Анибале. В истории нашей страны он остался под именем Петрок Малый Фрязин. «Франками» в те времена называли иностранцев, которые приезжали в Россию из стран Южной Европы.
Историки уверены, что особое внимание к этому храму Василия III было связано с появлением на свет его сына – будущего царя Иоанна IV Грозного. Правителю Руси было уже за 50 лет, поэтому рождение наследника мужского пола расценивалось, как счастливое событие и настоящий божий промысел
Маленький Иоанн появился на свет 1530 году, а храм начали строить на два года раньше – летом 1528 года. Будущая церковь была не обетной, а молельной. Василий III создавал ее, чтобы молится о рождении желанного ребенка. К счастью, чаяния царской четы сбылись.
К концу лета 1532 года все строительные работы были закончены, и в сентябре новый храм в Коломенском освятили. На торжественном событии присутствовали сам великий князь, его супруга Елена Глинская и малолетний сын Иван. Освящение проводил митрополит Московский Даниил.
Вознесенская церковь поднимается на 62 м, что сопоставимо с высотой современного 20-ти этажного дома. В XVI веке это было одно из самых высоких зданий на Руси, поэтому храм использовали в качестве дозорной башни. С него отлично просматривалось долина реки Москвы и стоящие на другом берегу монастыри. В случае опасности дозорные передавали сигнал от храма к храму зеркалами, а в темное время суток – зажженными факелами.
На протяжении столетий церковь служила летним храмом для членов царской семьи. Здесь молились все российские императоры, их жены и дети. В дни своих рождений и именин в храме всегда бывал Иоанн IV Грозный. Но особенно любил старую церковь отец Петра I – царь Алексей Михайлович.
После революции храм закрыли. В советское время здание принадлежало Музею архитектуры. Повторное освящение церкви прошло в 2000 году. Несколько лет потребовалось на реконструкцию святыни, и в 2007 году масштабная реставрация была завершена.
Современное состояние памятника
Памятная монета Банка России Серьёзное опасение вызывает состояние памятника, стоящего на оползневом берегу. В 1970-е годы под видом укрепления берега строили бетонную набережную для повышения уровня воды в целях судоходства, засыпали грунтом древние родники. Берег заболотился, образовались промоины на 2 метра выше родников. Наиболее крупные оползни под церковью Вознесения произошли в 1981 и 1987 годах. Вместо серьёзного изучения оползневого берега и противооползневых мероприятий в конце 1980-х противооползневое наблюдение было ликвидировано.
Весь объём церкви Вознесения расколот осевыми трещинами на четыре блока (по наблюдениям архитекторов Б. Н. Засыпкина в 1914—1916 годы и архитектора С. А. Гаврилова в 1970—1990-е годы). Вместо серьёзного изучения состояния памятника решили залицевать трещины кирпичом. По сведениям главного архитектора музейного объединения О. Ягунова в 2003—2007 годах для перелицовки было использовано 40 тысяч штук кирпича. Со слов О.Ягунова, самоцелью восстановление первоначального облика не было; так, например, крыши над галереями сохранили, открытыми делать не стали.. Вся информация о работах на церкви Вознесения за 2001—2007 годы полностью закрыта. Научные исследования церкви генпроектировщиком ЦНРПМ были перепоручены фирме КРЕАЛ.
Деревянные конструкции крыш над папертями (использованные от разобранных коломенских дворцов) были полностью уничтожены при последней реставрации в 2002—2005 годы без необходимого исследования и фотофиксации.
Церковь Вознесения — краткое описание
Церковь Вознесения построена по проекту итальянского зодчего Ивана Фрязина (Пьетро Антонио Солари), работавшего в то время в России. Место для сооружения было выбрано рядом с тем местом, где находился целебный источник, о котором сложено немало легенд.
Согласно одному из преданий, Георгий-Победоносец (наиболее почитаемый в христианстве святой и великомученик) гнался по дну оврага на лошади за змеем и повсюду, где он проскакал, появлялись родники, исцеляющие от болезней. Место расположения храма считается святым.
Архитектура
Церковь Вознесения являлась одной из самых высоких построек в московском княжестве, ее высота составляет более 60 метров и долгое время она выполняла роль дозорной башни. Храм, расположенный на юге Москвы, был хорошим наблюдательным пунктом за южной границей княжества, откуда чаще всего грозила опасность, в первую очередь от татаро-монгольских набегов.
Церковь Вознесения выполнена в виде белокаменной башни с высоким шатровым завершением, что стало новшеством того времени. Шатер имеет четкие грани и украшен «бриллиантовым рустом» — отделкой в виде многогранников.
Плавный переход от одного яруса к другому выполняют ряды тройных кокошников. Входы в храм украшают остроконечные элементы — вимперги.
Храм опоясан двухъярусной галереей, имеющей три удивительные лестницы-арки, прекрасно вписывающиеся в окружающую местность.
В настоящее время под западным крыльцом расположен вход в подклет, где представлена выставка, рассказывающая об истории храма. Здесь Вы увидите фотографии и документы, а также найденные археологами интересные артефакты.
В подклете храма историки пытались найти знаменитую библиотеку Ивана Грозного. Именно он был последним владельцем ценных книг и документов, поиски которых вот уже несколько столетий ведутся безрезультатно.
Здесь же, в марте 1917 года была найдена Державная икона Богородицы, находящаяся в церкви Казанской богоматери в Коломенском. В подклете храма сейчас хранится ее список.
Внутреннее убранство
Церковь Вознесения являлась домовым летним храмом для княжеской семьи и поэтому внутреннее ее пространство сравнительно небольшое — около 100 кв. метров. Благодаря преобладанию белого цвета и умелому расположению окон, внутри храма очень светло и просторно.
Строгое декоративное убранство подчеркивает величие и стройность храма. Каждый элемент декора говорит о стремлении Петра Фрязина показать легкость и устремленность ввысь строения, символизирующего восшествие Христа в небо.
Первоначальная роспись, а также иконостас первой трети XVI века не сохранились. Иконостас, который Вы увидите, воссоздан в XVII веке из сохранившихся древних икон.
Храм был закрыт после революции. В 2000 году он была вновь освящен. Реконструкция и воссоздание строения завершились в 2007 году.
Церковь Вознесения Господня — это древнейший архитектурный памятник и шедевр мирового зодчества. В русской архитектуре, пожалуй, нет более совершенного строения по своим формам и пропорциям.
Характерные черты древнерусского православного храма
Закомара ― полукруглое завершение стены, повторяющее очертаниями внутренний свод.Кокошники ― ложная закомара, не повторяющая формой внутренний свод.
Световой барабан ― цилиндрическое завершение храма, окна в котором освещают интерьер.
Алтарная апсида ― выступ храма, ориентированный на восток.
Купол ― конструкция покрытия храма, близкая по форме к полусфере.
Зодчий (предположительно, итальянец Петрок Малый) без колебаний отбросил каноны византийского монументализма и обратился к изящной эстетике Возрождения. В церкви все было по-новому. Отсутствие традиционных для русских церквей более раннего периода архитектурных элементов ― закомар, световых барабанов ― и скромный по габаритам интерьер, всего 100 квадратных метров. Вместо традиционного купола здание завершалось многогранником. Опираясь на традиции своей родной страны, архитектор, тем не менее, с уважением отнесся к опыту раннего древнерусского зодчества и использовал элементы деревянных шатровых церквей.
Чудом обретенная икона
Эта история произошла в начале XX столетия, незадолго до революции. Началась она в одном из подмосковных сел, в доме простой крестьянки. Однажды ночью ей приснился удивительный сон, который она никак не могла объяснить. Ей снилось, что она стоит на горе и слышит голос, идущий неизвестно откуда. Он говорил о «черной иконе», которая находится в Коломенском, о том, что этот образ нужно «сделать красным».
Днем крестьянка стала молить Бога о том, чтобы понять значение загадочного сновидения. На следующую ночь ей приснился еще один сон: незнакомая белая церковь, а в ней — Богородица. Та словно бы восседала на троне под церковными сводами. Проснувшись, крестьянка поехала в Коломенское, куда повелел отправиться голос из первого сновидения. Увидев белоснежный храм, она обомлела: то была точь-в-точь церковь из ее сна!
Батюшка, услышав рассказ женщины, решил осмотреть старые иконы, хранившиеся в подклете. Спустившись туда вместе с крестьянкой, он быстро нашел почерневший от пыли и грязи образ. После того, как икона была отмыта, нашедшим ее открылся лик Богородицы. Чудесным образом обретенная икона была установлена в храме, к ней начали стекаться паломники. Было немало исцелений: люди приходили в храм с различными недугами, а уходили здоровыми.
После революционных событий икона долгое время находилась в запасниках одного из музеев. Церковь, в подклете которой был найден образ, закрылась, как и многие другие храмы. Лишь в 90-е годы образ снова вернулся под церковные своды — правда, Казанского храма, но в том же Коломенском. В тот день, когда икону везли из музея в церковь, шел сильный дождь. Но когда образ был доставлен на место, в небе показалось солнце. Сейчас эта икона известна под именем «Державная».
Церковь Вознесения в наши дни
Внутренняя и внешняя красота
Сегодня церковь Вознесения в Коломенском — это грациозная белокаменная башня, увенчанная шатром. Её высота 62 метра. Если посмотреть на неё сверху, то план храма напоминает равноконечный крест. Так как церковь с самого начала была предназначена исключительно для царской семьи, то внутренняя площадь её совсем невелика, примерно сто квадратных метров.
Иконостас, как и первоначальная роспись Вознесенского храма, до наших дней, конечно же, не сохранились. Тот иконостас, который сейчас видят посетители, воссоздан в 17 веке из старинных, сохранившихся к тому времени икон.
Храм окружает двухъярусная галерея, её ещё называют гульбище, по которой можно обойти церковь вокруг.
На второй ярус ведут 3 высоких лестницы оригинальной формы. Кстати, такой интересный факт: эти восхитительные лестницы и часть храма поклонники фильма «Гардемарины, вперёд» могли видеть во 2 серии сериала как монастырь тёти Анастасии Ягужинской. А зрители постарше могли увидеть церковь Вознесения Господня в Коломенском в первом звуковом фильме «Путёвка в жизнь».
У восточной стены галереи сохранился каменный трон, даже не сам трон, а царское место, созданное для Ивана Грозного. Когда-то с двух сторон его окружали фрески, изображавшие святых. Но сегодня их уже нет.
Венчает храм шатёр с чётко выраженными гранями. Всё очень гармонично сочетается!
Это лишь краткое описание храма Вознесения, который является шедевром мировой архитектуры и с недавних пор внесён в список культурного наследия ЮНЕСКО. Храм, действительно, прекрасен. Словами этого не передать. Лучше хотя бы один раз увидеть.
Нужна глобальная реставрация
В настоящее время памятник архитектуры мирового масштаба находится не в самом лучшем состоянии. В 70-е годы 20 века для развития судоходства нужно было повысить уровень воды в Москве реке. Для этого, чтобы укрепить берега, начали строить бетонную набережную.
Родники засыпали, и берег, спустя некоторое время, заболотился. Это привело к 2 сильным оползням под церковью. Весь объём храма, по оценкам архитекторов, расколот трещинами на 4 блока. Их залицевали кирпичом, но этого, конечно, недостаточно.
Экспозиция в подклете
После реставрации, прошедшей в 2007 году, нижний ярус церкви открыт для посетителей. Здесь работает выставка, рассказывающая долгую историю храма.
Здесь представлены редкие документы, раритеты и фотографии прошлых лет.
Среди экспонатов выставки находятся некоторые предметы, найденные на земле возле церкви: обломки старинной посуды, мелкие части бронзовых женских украшений, грузик, помогающий веретену вращаться и другие артефакты.
Тайны старинных подвалов: обретенная икона «Державная»
Храм Вознесения Господня в Коломенском знаменит еще и тем, что в подвале именно этой церкви в марте 1917 года случайно обнаружили одну из самых почитаемых икон Богородицы «Державная».
Храм изначально строился как летний, он не отапливается. Видимо, это стало одной из решающих причин того, что обретённая икона хранится сейчас в близлежащем Казанском храме.
Ведь постоянные перепады температуры могут отрицательно сказаться на состоянии святыни. В подклете же Вознесенского храма хранится список иконы «Державная»
По этой же причине, да и для сохранения этой непревзойдённой красоты, службы в храме не проводятся, несмотря даже на то, что церковь имеет высокий статус Патриаршего Подворья. Исключение составляют крупные церковные праздники.