Новости
С 4 февраля по 15 марта на всех территориях объединенного музея-заповедника «Коломенское» для организованных групп посетителей пройдут интерактивные программы, посвященные празднованию Масленицы. Они рассчитаны на разные возрастные категория, начиная от детей 5+. Наиболее популярны программы среди школьников.
Музей-заповедник «Коломенское»
На программах «Масленица» и «Государыня масленица» гости музея-усадьбы «Коломенское» узнают обо всем, что связано с Масленицей и что веками бережно передавал из поколения в поколение русский народ. Знакомство с традициями произойдет во время прогулки по царскому Государеву двору и в одном из залов экспозиции Комплекса Передних ворот XVII века, посвященного жизни крестьян дворцовой волости.
Гости приглашают принять участие в викторинах, попить чаю с блинами и спеть народные песни.
Продолжительность – 1 час 50 мин. Категория 7+. Предварительный заказ по телефонам,.
Программа «Веселая Масленица» приглашает познакомиться с традициями празднования Масленицы на территории Этнографического комплекса в Коломенском. Нарядив куклу-Масленицу, гости пройдут на двор в усадьбе кузнеца, поднимутся в горницу в его доме, попадут в настоящую кузницу. После угощения блинами с джемом и чаем детей и взрослых ждет, как того требует традиция, непременное катание с горки на современных санках – тюбингах. Продолжительность – 1 час 50 мин. Категория 7+. Предварительный заказ по телефонам,.
Программа «Боярыня Масленица» расскажет о традициях масляничной недели, гостей покатают на конных повозках, угостят блинами, покажут, как нарядить , куклу Боярыню Масленицу.
Продолжительность – 1 час 50 мин. Категория 7+. Предварительный заказ по телефону.
Музей-усадьба «Измайлово» пройдет программа «Широкая Масленица». В нее включена прогулка-экскурсия по Измайловскому острову, знакомство с памятниками архитектуры и осмотр выставки «Царская вотчина Измайлово – 17 век» в Большом выставочном зале.
Завершит программу фольклорный праздник, во время которого гости знакомятся с традициями каждого дня Масленичной недели, участвуют в праздничных забавах и играх.5+. Продолжительность – 1 час 50 мин. Предварительный заказ по телефонам, 8(499) 165-13-36.
Музей-усадьба «Люблино» приглашает на программу «Масленица во дворце Н.А. Дурасова».
Гостей познакомят с историей усадьбы, судьбами хозяев Люблина,а также с праздником Масленицы и знаменитым итальянским карнавалом. Гости также могут заказать угощение с блинами, джемом и чаем. Продолжительность – 1 час 50 мин. Категория 7+. Предварительный заказ по телефону.
Аккредитация СМИ, 8-499-614-82-98.
Село Дьяково
Отдельного внимания путешествующих заслуживает бывшее село Дьяково, расположенное вблизи. Село располагалось на высоком правом берегу Москвы-реки. С севера оно отгорожено от Коломенского глубоким и живописным Голосовым оврагом.
Название Дьяково, возможно, происходит от дьяка князя Владимира Андреевича Серпуховского, управлявшего селами и имевшего здесь двор. В дальнейшем жители Дьякова занимались разведением государевых садов и огородов, рыбы в прудах, то есть были поставщиками царского двора.
В наше время о Дьякове напоминает лишь живописный Дьяковский овраг, яблоневый сад и знаменитая церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, шедевр древнерусского зодчества. Построена эта церковь в 1547 году как храм-памятник венчанию царя Иоанна Грозного на царство.
Кроме московского храма Покрова на Рву, более известного под названием собор Василия Блаженного, Предтеченский оказался единственным многостолпным русским храмом ХVI столетия, уцелевшим до наших дней. Существует предание, что его возведением занимались те же русские зодчие – Барма и Посник Яковлев, которые построили и храм Покрова на Рву.
Церковь в Дьякове стала своеобразной «пробой пера» для мастеров и послужила прообразом их самой знаменитой постройки. Изначально сходство двух храмов было еще более заметным: храм на Красной площади был не таким полихромным, каким мы привыкли его видеть, – разнообразные цвета появились позже. А по замыслу зодчих он был красно-белым. Так же оформлена была и церковь в Дьякове.
Таинственность этого места ощущается еще у подножия холма, на вершине которого стоит Предтеченская церковь. Сюда надо подняться по крутой лестнице, здесь удивительно тихо. Сначала вы попадаете на старинное кладбище с загадочными надгробиями. И только потом, когда все суетное осталось там, внизу, перед вами открывается вид на Предтеченский храм, в котором каждую субботу проходят службы.
Самым спорным объектом всей усадьбы является недавно построенный «новодел» – дворец Алексея Михайловича. В 1667–1668 годах Алексей Михайлович построил великолепный деревянный дворец (100 м в длину, 80 м в ширину и 50 м в высоту), ставший олицетворением всех достижений русского зодчества того времени.
Дворец, или Хоромы, составили единый комплекс с домовой Казанской церковью, Сытный, Кормовой, Хлебный, или Хлебенный дворы или дворцы, Приказные палаты, Полковничьи палаты и караульни.
В ХVII веке дворец причисляли к чудесам света за сложную композицию, роскошный декор и интерьеры, во дворце было несколько блоков, внутренних дворов, фасадов, обилие башен, галерей, 270 комнат и 3000 окон!
Со временем дворец обветшал и во времена Екатерины был разобран. Предварительно его обмеряли и изготовили точный деревянный макет в масштабе. Вот по макету, чертежам и обмерам в начале XXI века было решено восстановить «восьмое чудо» русского зодчества.
Место для нового строения выбрали вдалеке от Государева двора, чтобы не нарушать средневековый контекст старых памятников. Новый дворец – это, скорее, культурный центр, здесь открыта экспозиция с реконструированными интерьерами. Сама архитектура здания максимально приближена к старым технологиям.
Дворец позволяет поразиться масштабу строения, его композиционному многообразию, получить удовольствие от изучения таинственных двориков, проходов, крылечек, галереек, башенок в виде бочек и кубышек.
Рядом с дворцом находится статуя императрицы Елизаветы Петровны. Это модель памятника, выполненного для г. Балтийска в 2004 году скульптором Георгием Франгуляном. Императрица смотрит на Европу, а рукой указывает на Россию. Елизавета Петровна была блестящей наездницей, очень любила верховую езду и даже парады принимала верхом.
Раньше Балтийск назывался Пиллау, это была территория Восточной Пруссии, там была одержана русскими войсками одна из самых громких побед Семилетней войны, и земли эти на несколько лет еще в те времена вошли в состав России.
Памятник является частью композиции «Елизаветинский форт», постамент решен в виде крепостного сооружения. Фигура Елизаветы покоряет легкостью, стремительностью, эмоциональностью. В Коломенском модель размещена совсем не случайно – в 1709 году именно здесь появилась на свет будущая царица.
В общем, идея с восстановлением деревянного дворца скорее удалась. В любом случае у посетителей есть возможность самим сделать выводы, посмотрев на реконструированный памятник.
Описание достопримечательностей
На территории музея-заповедника Коломенское расположены памятники архитектуры и природно-ландшафтные достопримечательности.
Храм Вознесения Господня
Вознесенский храм был построен повелением Царя Василия Ивановича в 1532 г. Белокаменное строение в стиле европейского ренессанса высотой 62 м имеет стены толщиной 2-3 м, поэтому внутренний объем всего 8,5 кв. м.
Храм не отапливается, поэтому осмотреть его можно только летом. Высокая подклеть доступна для посетителей круглый год.
Храм Вознесения — церковь для царской семьи.
Дворец Царя Алексея Михайловича
Царь Алексей Михайлович, прозванный в народе Тишайшим, был большим любителем соколиной охоты, поэтому летней резиденцией выбрал подмосковное село Коломенское. Для царской семьи в 1667 г. был заложен дворец, патриарх Питирим освятил его в 1672 г.
Построенные из дерева, хоромы состояли из 26 теремов, обшитых тесом с резными наличниками, украшенные сусальным золотом, 270 комнат освещали 3 тыс. окон.
В 2008-2010 гг. здание реконструировали, но разместили его не на историческом месте, а около бывшего села Дьяково.
Для сохранения прочности и защиты от пожара постройка выполнена из дерева с использованием железобетона в несущих конструкциях. На 5 уровнях воссозданы 23 помещения в 5 постройках, объединенных сенями и галереями.
Хоромы царя Алексея Михайловича.
Музей деревянного зодчества
Музей деревянного зодчества в Коломенском состоит из 6 зданий, которые были доставлены из разных регионов России:
- Церковь Святого Георгия VII в. из Архангельской области. В 2008 г. она была разобрана и перевезена в Москву.
- Башня из Сумского острога, расположенного на берегах Белого моря и принадлежавшего Соловецкому монастырю. Эта крепость устояла при атаках шведов и отрядов Лжедмитрия II. Здесь находится единственная уцелевшая экспозиция, которая показывает быт той эпохи.
- Проездная башня Николо-Корельского монастыря, игравшего роль первого международного порта Российского государства. Это памятник монастырского деревянного искусства VII в.
- Башня Братского острога, стоявшего на берегах реки Ангары с 1631 г., 3-ярусная башня имеет высоту 4,5 м.
- Домик Петра I стоит среди вековых дубов, был построен в устье реки Северная Двина в 1702 г. Он сочетает в себе особенности строительства: окна русского сруба выполнены на голландский манер и застеклены.
- Медоварня, возведенная в конце VII в. из стволов лиственницы диаметром до 75 см.
Объекты в музее деревянного зодчества — церковь Святого Георгия и домик Петра I.
Почему усадьба носит название Коломенское?
Относительно происхождения самого названия «Коломенское» существует несколько версий. Одна из них отсылает нас к старославянскому слову «коло» или, в современном звучании, «околица», что означает «округа», «окрестность». Согласно второй версии, на этом месте обосновались беженцы из города Коломны, спасавшиеся от военных набегов хана Батыя. События эти происходили, по некоторым данным, в 1237 году. Ну а третья версия связывает название с финским словом «колоймище», что в переводе значит «захоронение». Дело в том, что до славян на этих холмах жили финно-угорские племена — мещеры, чуди, карелы. Здесь они и возводили свои курганы для усопших.
Парадные ворота
Торжественный вход или Красное крыльцо — основной вход в любую монаршую резиденцию. Дворец царя в Коломенском — не исключение. По правилам имеющегося этикета, ко входу имел возможность приехать верхом или же на повозке лишь царь. Тех, кто осмеливался не соблюсти установленное правило, наказывали. В Коломенском замке во время дипломатических собраний даже почитаемые зарубежные гости слезали с лошадей перед главными воротами. Процедура приема была весьма сложной и требовала особой пышности при встрече именитых почитаемых гостей. Навстречу посетителям всегда шел священнослужитель или боярин со стольником. Иностранных гостей или особо приближенных господ приветствовали не один раз – сначала на въезде около лестницы, затем на крыльце и последний раз у дверей палаты.
На всем пути двумя рядами стояли дворовые и служилые люди в роскошных одеждах и с парадным оружием, которые для приемов специально выдавали из царской казны. Государь всегда выходил к подданным через переднее крыльцо. Здесь же царь давал аудиенцию, выслушивал отчеты, принимал всевозможные подношения
Обязательной и важной частью государственного церемониала была торжественная раздача праздничных пирогов, которые выпекали специально для членов царской семьи в честь Дня ангела. Великолепная архитектура здания и убранство крыльца, в котором использовалась государственная символика, придавали ощущение торжественности
Парадный вход во дворец был осенен иконами Спаса, Богоматери и Иоанна Предтечи. После завершения строительства величественное здание с новыми постройками неоднократно было запечатлено на различных гравюрах и картинах. В период с 1682 по 1696 года Коломенское (дворец Алексия) посещали цари Петр и Иван, царевна Софья Алексеевна. Петр I со своей матушкой Натальей Кирилловной Нарышкиной проводил во дворце очень много времени и контролировал состояние здания. В период посещения имения императором было сооружено новое основание дворца. И в последующие годы императоры и императрицы боярского рода Романовых часто посещали Коломенское. Дворец в то время был наполнен жизнью.
Дворец Алексея сегодня
Работы по воссозданию дворца велись по сохранившимся чертежам. Но при строительстве нового здания было выполнено множество изменений. Дворец построен не из дерева, а из железобетонных конструкций, покрытых бревнами. Также воссоздать первоначальное строение не удалось из-за изменения ориентации сторон света, которое было намерено нарушено в результате того, что макет здания был повернут в другую сторону. Что удалось воссоздать внутри дворца, так это старинные интерьеры и росписи времен правления Алексея Михайловича. Общая площадь всей застройки – более 5 тыс. кв. м., а площадь всех помещений — более 7 тыс. кв. м. В результате всех проведенных работ по реконструкции дворца были воссозданы дворцовые интерьеры эпохи Романовых. Огромное количество посетителей с удовольствием посещают дворец, чтобы окунуться во времена царствования императоров семьи Романовых, увидеть предметы интерьера, которые воссоздают образ эпохи и повествуют об устоях царской семьи. Сегодня резиденция представляет собой не только музей, но еще и дворец бракосочетания. В Коломенском можно провести незабываемую свадьбу. Здесь для этого созданы все условия. Вся эта красота располагается по адресу: г. Москва, пр. Андропова, д. 39, здание 69.
История дворца
В силу удачного стратегического местоположения Коломенское имеет бурную и многоликую историю. Кроме звучных великокняжеских и царских имен она связана с именами Лжедмитрия, Ивана Болотникова. А в XVII веке Коломенское стало центром известного Медного бунта.
Во времена царствований сюда наезжали пировать и охотиться Василий III, Иван Грозный, Петр I, Екатерина II, Александр I. Дворец много раз перестраивали, разбирали и вновь восстанавливали.
Царь Алексей Михайлович часто бывал в полюбившемся ему селе. Это было место торжественных приемов и соколиной охоты. И поныне на территории музея существует Соколиный двор, где живут ловчие птицы.
Алексей Михайлович постоянно обустраивал усадьбу, а 3 мая 1667 года собственноручно заложил новый дворец по принципу хоромного строения.
Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Гравюра Фридриха Гильфердинга, 1780г.
Для строительства дворца были привезены русские мастера — плотники патриарха Никона, который отстраивал в то время Новоиерусалимский монастырь.
Возведение дворца завершило ансамбль всего Государева двора. Иноземцы того времени сравнивали городок-дворец с новенькой игрушкой, только что вынутой из ящика.
После переноса столицы в Санкт-Петербург Коломенское потеряло свое особое положение. Во время Отечественной войны 1812 года порядком обветшавший дворец был разрушен французскими войсками.
Через некоторое время для императора Александра I построили новый дворцовый комплекс. Однако и он простоял всего несколько десятилетий. При разборке строения на его месте по линиям фундамента высадили акации.
Вид царского дворца в селе Коломенском с северной стороны, 1830-1840г.
Несколько веков назад село Коломенское отстояло от Москвы в семи верстах. Москва давно расстроилась и Коломенский дворец оказался практически в центре столицы, в районе Замоскворечье.
Реставрационные работы здесь впервые были проведены в 1913-1916 годах. А в 1920 году организован музей. Архитектор и реставратор Петр Барановский на энтузиазме начал доставлять на территорию памятники деревянного зодчества и артефакты со всей России. Основатель музея Барановский спас для потомков огромное количество раритетов.
Не удивительно что, имея в усадьбе архитектурную коллекцию деревянных памятников, специалисты много лет не оставляли мысль восстановить царскую резиденцию как чудо деревянного зодчества.
Жилой фонд
Жилые помещения в большинстве своем размещались на верхнем этаже здания. При строительстве помещения дворца были разделены на несколько территориальных зон: мужскую и женскую. В мужскую часть строений входили терема царя, его сыновей и парадные сени. А женская часть включала в себя покои царицы и царевен. Дворец царя Михайловича в Коломенском — одно из первых русских сооружений, практически полностью выполненных из дерева. Нарядные фасады и интерьеры дворца, созданные с применением принципа симметрии и украшенные разноцветными резными элементами и фигурными композициями, поражают своим великолепием и в настоящее время.
Выставки в Коломенском
В помещениях дворца Алексея Михайловича можно посетить выставки, где представлены старинные елочные украшения. Здесь можно узнать об особенностях Новогодних и Рождественских праздников, которые несла с собой русская зима 100 лет назад.
На территории Сытного двора начала работу экспозиция, где можно увидеть предметы, принадлежавшие детям последнего русского императора.
Выставочные экспонаты в Сытном дворе.
Подклет царского дворца приглашает посетителей на выставку, где можно увидеть образцы работы вышивальщиц с XVI по начало XX вв.
Артриум знакомит гостей с предметами быта, бывшими неотъемлемой частью усадеб XVIII-XIX вв.
Если пройти по галереям, которые находятся у хором царевичей, можно увидеть репродукции Андре Дюрана. Они входили в альбом, изданный под руководством русского мецената Демидова.
У входа №2 расположилась выставка в честь 25-летия внесения в списки ЮНЕСКО памятников русской архитектуры.
Георгиевская церковь развернула экспозицию, где представлены образцы икон и графики с изображениями лика Спасителя.
Крестьянская усадьба стала выставочной площадкой, где посетители знакомятся с элементами деревянного декора и инструментами для его изготовления.
Экспозиция, посвященная лошадям, находится в Усадьбе конюха.
Выставки, посвященные Елизавете и Петру I, представлены статуями под открытым небом.
Подклеть Вознесенского храма открывает перед посетителями свои тайны.
Статуи Елизаветы и Петра I находятся в музее под открытым небом.
Парк Коломенское
Коломенское – это полноценная резиденция царя. Здесь была также организована вотчина. На сегодняшний день территория считается памятником архитектуры. Миллионы туристов посещают музеи и выставки на территории парка. Его территория составляет более 390 га.
Парк входит в состав Московского музея-заповедника. В юго-восточной части открывается потрясающий вид на набережную города. Человек получает возможность прогуляться по водоему на теплоходе. Природа парка практически не тронута человеком. Здесь лес, овраги и холмы сочетаются с различными историко-архитектурными достопримечательностями.
Режим работы и способ добраться
Часы работы парка: в теплое время, а именно с апреля и по октябрь, заповедник работает с 8:00 и до 22:00, в зимнее время, то есть с ноября по март – немного меньше, с 10:00 и до 21:00. Часы работы музеев, расположенных на территории парка, с 10:00 до 18:00. В понедельник у музея выходной.
Коломенское расположено по адресу: проспект Андропова, 39. Добраться до заповедника можно на метро, доехав по Замоскворецкой линии до ст. м. «Коломенская», отсюда 10 минут пешком до входа в парк и Государев двор с историческими постройками.
Если ваша цель – посещение дворца Алексея Михайловича, то лучше проехать по этой же ветке до ст. м. «Каширская», там совсем рядом находится вход в парк и дворец.
Коломенское – один из самых популярных парков отдыха в Москве. Но это не только Коломенский парк, но ещё и усадьба, музей-заповедник. Именно поэтому ежедневно его посещают тысячи человек.
Воссоздание царских хором в Коломенском
Дворец в Коломенском – историческая реконструкция утраченных царских палат, прежде полностью сооружённых из дерева. Загородная резиденция царя Алексея Михайловича – отца императора Петра Великого – возведена в 70-х годах XVII века в селе Коломенском под Москвой.
В 1990 году правительство Москвы решило воссоздать хоромы самодержца. Строительные работы начались в 2007 году. Кропотливый неустанный труд строителей, реставраторов, историков и искусствоведов сотворил за три года великолепный дворец.
В оформлении интерьеров царских палат использованы как современные материалы, так и подлинные работы мастеров XVII-XVIII веков: старинные иконы, серебряные кубки и фаянсовая посуда, гобелены и предметы быта того времени.
Современные мастера, создавая дворец, руководствовались сохранившимися чертежами и рисунками, а также картинами западноевропейских художников. Миссии, сопровождавшие в Москву посольства своих стран, запечатлевали сцены царского приёма иностранных гостей в Коломенском дворце.
В царских покоях демонстрируют подлинные предметы эпохи царствования Алексея Михайловича: сервизы и оружие, украшения и книги, светильники и иконы. Дворец похож на сказочный терем, для осмотра доступны 24 помещения на пяти уровнях площадью 1775 кв. м.
Здесь царит дух московской старины, смотрители музея и экскурсоводы облачены в наряды бояр, стрельцов и придворных дам. На Государевом дворе перед дворцом проводят фестивали и праздники, ярмарки и гуляния.
Музей-усадьбаКоломенское
План усадьбы Коломенское
Художественный облик Коломенского начинает складываться со второй четверти XVI в.В 1532 г. Василий III, большой любитель «княжеских прохлад» (охоты) и загородных построек, воздвиг в Коломенском над самым обрывом к реке чудесную церковь Вознесения.Вот что писал по поводу коломенского шедевра французский композитор Берлиоз: «Ничто меня так не поразило в жизни, как памятник древнерусского зодчества в Коломенском… Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но кроме налепленных украшений я ничего не нашёл. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне всё дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и долго стоял ошеломлённый». Действительно, эта постройка, как бы оправдывая своё название, неудержимо возносится ввысь.Храм Вознесения стоит на подклете. К нему с трёх сторон идут широко раскинувшиеся крыльца с рундуками (площадками), позднее получившие кровли. Этот храм воспроизводит в камне формы деревянных шатровых церквей, издревле существовавших в русском народном зодчестве. Столпообразный храм Вознесения, представляет собой единый вертикальный массив большой высоты (около 70 м); суживаясь, здание переходит в стройный шатёр, увенчанный небольшим барабаном, с почти не заметной снизу маленькой главкой. Привычные алтарные апсиды — отсутствуют.Художественный облик Коломенского начинает складываться со второй четверти XVI в.В 1532 г. Василий III, большой любитель «княжеских прохлад» (охоты) и загородных построек, воздвиг в Коломенском над самым обрывом к реке чудесную церковь Вознесения.Вот что писал по поводу коломенского шедевра французский композитор Берлиоз: «Ничто меня так не поразило в жизни, как памятник древнерусского зодчества в Коломенском… Я видел Страсбургский собор, который строился веками, я стоял вблизи Миланского собора, но кроме налепленных украшений я ничего не нашёл. А тут передо мной предстала красота целого. Во мне всё дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и долго стоял ошеломлённый». Действительно, эта постройка, как бы оправдывая своё название, неудержимо возносится ввысь.Храм Вознесения стоит на подклете. К нему с трёх сторон идут широко раскинувшиеся крыльца с рундуками (площадками), позднее получившие кровли. Этот храм воспроизводит в камне формы деревянных шатровых церквей, издревле существовавших в русском народном зодчестве. Столпообразный храм Вознесения, представляет собой единый вертикальный массив большой высоты (около 70 м); суживаясь, здание переходит в стройный шатёр, увенчанный небольшим барабаном, с почти не заметной снизу маленькой главкой. Привычные алтарные апсиды — отсутствуют.Строитель храма не известен, но на основании стилистического анализа не приходится сомневаться, что он был русским. Сооружение храма такой формы и такой высоты было в те времена сопряжено с большими трудностями. Но задача была разрешена блестяще, и постройка безымянного мастера наглядно говорит потомству о высокой технике русского строительного искусства в XVI в. (Интересная особенность: для удобства ремонта зодчий устроил в толще стены хорошо освещённую лестницу; переходя у основания шатра в железную цепь стремянку, она позволяет подниматься до самого креста, где некогда была наблюдательная вышка. Таким образом, в старину Вознесенская церковь играла роль сторожевой башни, с которой о приближении врага давался сигнал — днём дымом, ночью пламенем.)Во всём основном церковь Вознесения, глубоко заложенный фундамент которой опирается на дубовые сваи, сохранилась хорошо и дошла до нас без существенных изменений. Разве что, первоначально её наружная отделка была построена на сочетании красного цвета с белым, побелка стен относится к более позднему периоду…Коломенское также славилось своим деревянным «Дворцом — сказкой», за величину, яркость и красочность образа, получившего имя — восьмое чудо света (был разобран из-за ветхости в 1768 г.). В 1770 г. на берегу Москвы — реки был выстроен дворец для Екатерины II, разрушенный французами в 1812 г., а в 1825 году его сменило ещё одно царское жилище, которое также не сохранилось.
История возникновения
Предание гласит, что село Коломенское основали еще в XIII столетии переселенцы из Коломны, которые, убегая от безжалостного хана Батыя, приняли решение обосноваться в этих местах.
Первые письменные источники о селе Коломенском относятся к XIV веку, времени правления Ивана Калиты, который передал эту вотчину своим наследникам, то есть уже тогда это были земли великих московских князей. Позже им владел внук Калиты, Владимир Андреевич Серпуховской, соратник Дмитрия Донского.
По некоторым сведениям, именно здесь встречались русские войска после Куликовской битвы. Считается, что в память о битве князьями Дмитрием Донским и Владимиром Серпуховским здесь был построен храм в честь святого Георгия.
Позднее здесь находился Государев двор – загородная резиденция, в которой в разное время проживали русские монархи от Василия Третьего и Ивана Грозного до Елизаветы Петровны и Екатерины Второй.
В годы русской Смуты Коломенское сначала служило ставкой Ивана Болотникова, затем здесь обосновался Лжедмитрий II. С Коломенским связаны события Медного бунта 1662 года.
Позже здесь нередко живал юный Петр I. Под Коломенским, на Кожуховском поле, он устраивал знаменитые «потешные бои». Однако наибольшего процветания резиденция достигла во второй половине XVII века в годы царствования Алексея Михайловича, для которого это было излюбленное место.
История возведения
Деревянный дворец возводился по эскизам и чертежам командой плотников, которыми руководил голова стрелецкий Иван Михайлов и староста Семен Петров. В зимне-весенний период 1667-1668 гг. во дворце выполнялись работы по резьбе и обивка дверей. После этого здание было подготовлено для росписи, и уже летом 1669 года была закончена роспись живописью и зарисовка икон. После окончания работ кузнецами, железных дел мастерами и замочниками летом 1670 года Алексей Михайлович, осмотрев свое владение, посчитал нужным украсить здание живописными изображениями, которые выполняли почти на протяжении 2 лет, в далеких 1670-1671 годах.
Практическая информация
Доехать до Коломенского можно двумя способами:
- Своим ходом — проще всего добраться на метро. Ближайшая станция — «Каширская». Двигаясь от нее на восток (по проспекту Андропова), можно попасть в восточную часть музея-заповедника, а выйдя из метро «Коломенская» посетитель окажется у его западной части.
- Для автомобилистов: и в северной, и в южной частях парка располагается много парковочных зон, куда можно свободно подъехать на машине.
Билеты можно приобрести в кассах или на официальном сайте (http://www.mgomz.ru/kolomenskoe). Ориентировочные цены (в рублях):
- для взрослых — 100
- для учащихся и пенсионеров — 50.
Часы работы:
- летом — ежедневно (кроме субботы) — с 10 до 18, в субботу — с 11 до 19
- зимой — с 10 до 18 ежедневно, кроме понедельника.
Для организованных групп до 30 человек сотрудники предлагают провести экскурсии по темам:
- «История дворца Алексея Михайловича»,
- «Загадки конюшенного двора»,
- «Александр I в истории Коломенского»,
- и много других.
Большинство посетителей оставляют хорошие отзывы о работе исторического комплекса Коломенское.
Зимой в историческом комплексе можно посетить каток. Расписание работы: с 12:00 до 22:00 в будние дни, с 11:00 до 22:00 – в выходные и праздничные дни.
Также есть возможность покататься на лыжах (имеются проложенные трассы) и на ватрушках. А рядом с дворцом Алексея Михайловича работает пункт, где можно взять в аренду зимний велосипед.
Для посетителей работает несколько кафе. А для будущих молодоженов руководство комплекса предлагает провести свадебную церемонию по музею-заповеднику, при этом автомобиль новобрачных сможет заехать на территорию совершенно бесплатно.