Преобразования Екатерининского дворца
Официальная резиденция трех российских монархов: Екатерины I, Елизаветы Петровны, Екатерины II, – дворец перестраивался и реконструировался, чтобы соответствовать архитектурным веяниям и личным пристрастиям владельцев. Неоднократно менялись названия резиденции: Царскосельский дворец, Старый дворец.
Взошедшая на престол императрица Елизавета Петровна, дочь Петра I, любительница роскоши, признала сооружение старомодным и маленьким. Архитектор Растрелли получил приказ перестроить здание.
30 июля 1756 года изумленным и восхищенным вельможам и иностранным гостям представили обновленный дворец – результат четырехлетнего демонтажа и перестройки. Парадный дворец с двух сторон окружили двухэтажными флигелями и соединили галереями.
100 килограммов золота потратили на позолоту изощренной отделки нового фасада и многочисленных статуй на кровле. Перед 325-метровым фасадом красовался величественный парк с позолоченными статуями, прямыми аллеями и многочисленными деревьями.
Анненгофский сад[править | править код]
Императрица, племянница Петра-I Анна Иоанновна (1730-1740) любила сад и приказала даже называть его своим именем — «Анненгоф».
Предание со слов П. Львова: «В первое время когда жила государыня перед дворцом лежал луг и не было ни одного деревца. Однажды гуляя со своими приближенными она сказала: «Очень бы приятно было бы гулять здесь, ежели бы тут была роща: в тени ее можно было бы укрыться от зноя». Несколько дней позже, встав утром императрица подошла к окну и увидела обширную рощу из старых деревьев. Оказывается накануне луг был разбит на участки по жребию и придворные со своими слугами в одну ночь насадили отборные деревья. По преданию известно, что долгое время по деревьям можно было узнать, кто их сажал».
Из отчетов и описей: В саду имелось девять прудов с рыбой и несколько беседок; так же стояли каменные статуи «Венус», Самсон, сфинксы золоченные и проч.
О размерах сада данные нет, но можно судить, что в году наряжены были Главное дворцоdою канцелярией дворцовые крестьяне из сел Троицкого-Голонищево, Измайлово, Коломенского, Софьино и Братовщино для перевозки в сад только навоза из Остоженских конюшен.
В настоящее время от XVIII в. в Головинском парке сохранились остатки террасы из красного кирпича, заросшие пруды, когда-то великолепный, а теперь полуразрушенный грот Ф.Б. Растрелли. Сохранился и мост-плотина, разделяющий пруды, по которому проходит главная аллея, обсаженная липами. Возле нижнего пруда расположена недавно отреставрированная полукруглая беседка в память о Петре I.
Осенью Правительством Москвы было принято решение о создании Московского государственного объединенного музея-заповедника, в который вошел Головинский парк. В перспективах развития нового музея значится реконструкция Головинского сада на период XVIII в. и открытие его для экскурсионного показа.
Парк Екатерининского дворца
Парковая зона дворца обустраивалась по моде времени. Недалеко от здания создали Зверинец, закрытую часть леса для царской охоты. Из парадных залов Екатерининского дворца в полной красе открывается верхний сад, в центре которого установлены две мраморные скульптуры «Мир» и «Великолепие».
Екатерина распорядилась построить оранжереи и провести каналы от бьющих неподалеку ключей. Так образовалось в парке пять прудов. Парк украшают зеленые боскеты – стены из стриженых деревьев и кустарников с нишами для статуй.
Цветочные партеры и плодовые деревья, березовая роща и зеленый театр, карусели и 37 беседок, концертный зал украшали парк. Дубы и липы, ясени и клены, вязы и березы, орешник и ива навевают «русский» дух.
В парке много фигурных водоемов, архитектурных сооружений и павильонов. Гармонируют с общим пейзажем два симметрично вырытых пруда, названных Зеркальными. На берегу одного из них – «Мыльня их Высочеств». «Кавалерская мыльня» – мужская баня для придворных, скрыта за стеной подстриженных кустов.
На берегу Большого пруда – изящное бело-голубое здание, Грот, место уединения и отдыха. Рядом насыпан берег и устроена пристань, украшенная бронзовыми статуями «Гладиатор» и «Умирающий галл». Внутри Грота – статуя Екатерины Великой.
Расположение аллей, прудов, боскетов строго симметрично. От главного дворца к малому дворцу (Эрмитажу) ведет Эрмитажная аллея, вдоль которой возвышаются скульптуры античной мифологии: Персея, Андромеды, Галатеи, Геракла.
Амазонка, опирающаяся на щит, олицетворяет противостояние России и Швеции. На щите – символическое изображение двух стран – орел и лев. Величественная статуя Геркулеса – символ победителя Петра I.
В Эрмитаже, уменьшенной копии дворца, собирались избранные. Роскошь интерьеров дополняли инженерные хитрости: запутанные тайные ходы, подъемные устройства.
Экскурс в прошлое
В XVII веке на месте Екатерининского дворца стояла усадьба шведского магната, окруженная небольшим парком. Петр I, изгнав шведов, подарил дом Марте Скавронской, ставшей супругой императора под именем Екатерины I.
На территории усадьбы императрица приказала заложить двухэтажный каменный дворец с 16 комнатами. В 1717 году немецкий архитектор Иоганн Фридрих Браунштейн начал строительство летней резиденции Екатерины I, в честь которой назван дворец.
В 1724 году торжественно праздновали открытие Каменных палат, сооружения в голландском стиле. Деловитая практичность и красота внешнего убранства дворца сочеталась с внутренним уютом и неприхотливостью интерьеров.
3. Парк
Дворцовый парк был разбит в 1703 году, в советское время неофициально назван Лефортовским, по имени Франца Лефорта, сегодня это стало официальным названием парка. В парке со времён Петра I сохранилась регулярная планировка: главные аллеи, Головинский пруд и Крестовый пруд, у которого находится ныне полуразрушенный «Грот» конца XVIII века (каменная подпорная стенка, с колоннами и нишами). Беседка поблизости была выстроена в начале XX века.
Общая площадь усадьбы 65,5 гектаров. Вход в парк свободный; дворец и ближайшая к нему территория по-прежнему находятся в ведении военных структур и закрыты для посещения.
Янтарная комната
Жемчужина Екатерининского дворца – янтарная комната, предмет гордости Петра I и Елизаветы Петровны. Екатерина II внесла в интерьер изменения, потратив 450 килограммов янтаря.
Комната использовалась как кабинет для уединения и размышления. Помещение, отделанное янтарем, возводилось в Германии для королевского дворца. Прусский король преподнес «восьмое чудо света» Петру I.
Особенности янтарной комнаты
Площадь янтарной комнаты – 100 квадратных метров, высота – 7,8 метра. На облицовку стен потрачено 6 тонн янтаря из Калининградского месторождения. Янтарь – податливый в обработке материал, но малопригодный для отделки стен: при изменении температуры и влажности отслаивается.
Интерьеры янтарной комнаты
Янтарным убором оформлены три стены комнаты. На средней – восемь вертикальных панно с композицией из цветных камней работы флорентийского камнереза Луи Сириеса. Картины, созданные из яшмы и кремния, изображают аллегории пяти чувств: зрения, вкуса, слуха, осязания, обоняния.
Комната обильно украшена деревянной золоченой резьбой и бронзовыми светильниками тонкой работы, зеркалами и живописным плафоном, паркетом из драгоценных пород дерева. В центре потолка – огромная картина неизвестного автора, изображающая Мудрость, которая охраняет Юность от соблазнов Любви.
Дополнительное убранство янтарного кабинета
Янтарный кабинет освещался 565 свечами, вставленными в бронзовые стенники. 24 зеркальных пилястры – вертикальных выступов стены – и зеркала в простенках между окнами делают комнату торжественной и парадной. Дополнительное убранство – комоды ручной работы и китайский фарфор.
Янтарный угловой столик на изящно изогнутой ножке, с часами в виде пастуха и пастушки, сидящими под цветущим деревом, крона которого поддерживает циферблат часов, уютно вписался в интерьер кабинета. Позолоченная бронза изделия сочетается с красочно расписанными фарфоровыми цветами.
В застекленных витринах – коллекция янтарных изделий. Здесь хранятся кресты и распятия, шахматы с футляром и шашки, ларцы и настольные украшения. Резные безделушки и табакерки, пудреница и коробочки, подсвечники работы русских мастеров дополняют коллекцию.
История Екатерининского дворца в Пушкине
Строительство
Когда-то на месте Екатерининского дворца находилась усадьба зажиточного шведа. Но, в результате Северной войны эти места перешли во владение Российского государства. Через некоторое время Петр Великий, подарил эту усадьбу Марте Скавронской, которая впоследствии приняла православие и стала Екатериной Алексеевной. Затем она стала женой Петра I.
Большой Царскосельский дворец 1755-1761. Гравюра по рисунку М.Махаева
Чтобы усадьба соответствовала императорскому статусу, Екатерина I велела возвести дворец с 16 комнатами. В 1717 году к строительству приступил Иоганн Фридрих Браунштейн – немецкий архитектор, который также работал над возведением Кронштадта и Большого Меншиковского дворца. Но он не единственный, кто построил Екатерининский дворец в Царском Селе – дворец неоднократно перестраивался, пока не обрел нынешний внешний вид.
Читать еще:Цена билета и режим работы дворца в 2022 году
Перестройка
Когда Елизавета Петровна взошла на престол, она приказала сделать дворец просторнее и роскошнее, и поручила это русским архитекторам. За работу взялись Михаил Земцов, Андрей Квасов и Савва Чевакинский. Именно они расширили дворец до современных масштабов, достроили некоторые корпуса, изменили интерьеры церкви и Тронного зала. Именно в это время внешний и внутренний облик дворца приобрел привычный вид.
Но на этом перестройка не остановилась. В 1752 году Елизавета Петровна поручила Бартоломею Франческо Растрелли вновь изменить дворец. Строительные работы длились 4 года, и появился дворец в стиле Русское барокко. На позолоту деталей интерьера и экстерьера ушло более 100 килограммов золота, а перед дворцом появился парк.
История Екатерининского дворца при Екатерине Великой
Елизавета Петровна перед смертью велела позолотить все статуи в парке. Екатерина Великая, став владелицей дворца, велела соблюсти волю покойной императрицы. Однако, уже после того, как несколько статуй были позолочены, она узнала стоимость такой работы, и тут же велела прекратить их.
Во время своего правления императрица переделывала стиль и особенности планировки Екатерининского дворца так, чтобы он стали более удобными для жизни и скромными, конечно, насколько это было под стать императрице. В этом ей помогал Чарльз Камерон, который создал Арабесковую и Лионскую гостиные, Китайский зал, Купольную столовую, Серебряный кабинет, Синий кабинет и Опочивальню.
Екатерининский дворец во время Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война – самая скорбная страница в истории дворца. Хотя, на самом деле, еще до начала войны императорская резиденция требовала реставрации, поскольку он пострадал во время революции 1917 года и Гражданской войны. Она как раз только началась в 1940 году: расчищали фасады, чтобы узнать оригинальный цвет краски, укрепляли лепнину, делали замеры. Вместе с этим к реконструкции готовили Янтарную комнату, поскольку окаменевшая смола пересохла и потемнела в некоторых местах, как и связывающая камни мастика. Жизнь шла своим чередом, пока не объявили о войне.
Обстрелы города начались в 1941 году, в Пушкине начали возводить оборонительные сооружения, оборонительные окопы. Однако работница музея, Вера Владимировна Лемус, которая оставила дворец одна из последних, вспоминала, что ни один из объектов дворца не пострадал при первых обстрелах. В ночь с 16 на 17 сентября фашисты вошли в город, и дворец был обстрелян. В него попал снаряд, большая часть дворца была разрушена, некоторые – пострадали от огня.
В войну не удалось сохранить ни один зал, авиабомбы были в каждом помещении дворца, он неоднократно горел. К 1945 году это были руины. Эвакуация ценностей в Новосибирск началась в июле, как только стало известно о нападении, она продолжалась до сентября – предметы искусства вывозили под огнем, рискуя своей жизнью ради наследия. Многое спасти не удалось. Когда работники не могли вывезти ценности, они прятали их в подвал, надеясь осуществить план при первой возможности. Скульптуры закапывали в парке. К сожалению, все, что не успели эвакуировать до сентября – безвозвратно утеряно.
Многое вывезти было просто невозможно: обивку стен, резьбу, паркеты – то, что было частью дворца. К тому же, появлялись и мародеры – иконы были вырезаны, а паркетными досками топили печи.
Реконструкция началась сразу после войны – летом 1945. Продолжается она до сих пор – мастера кропотливо восстанавливают каждую деталь. Работы начались там, где сохранилось хоть что-то, это были залы, построенные Чарльзом Камероном. Все остальное было воссоздано.
История дворца[править | править код]
ХVIII векправить | править код
В начале ХVIII века на левом берегу реки Яузы, находилась усадьба петровскому адмирала Ф.А. Головина, который возвёл на левом берегу Яузы дворец с регулярным голландским парком. Петр I вначале использовал усадьбу для приемов.
Петр I поручил дворцовому ведомству приобрести усадьбу у наследников Головина. Здесь был создан парк в духе голландских со множеством прудов и каналов.
к дворцу присоединена небольшая левобережная часть парка.
В годах по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли при Анне Иоанновне строится деревянный Летний дворец, а затем из Кремля перевозится Зимний дворец, включивший в свой объем палаты Головина. Перед Летним дворцом появился П-образный канал с гаванью, с другой стороны от дворца был разбит огромный регулярный парк.
В правление императрицы Елизаветы в середине XVIII в. усложняется общая композиция усадьбы, перестраиваются дворцы, рядом с Зимним дворцом появляется Воскресенская церковь.
В -х годах здания были разобраны, и на их месте в -х годах началось строительство нового дворца для Екатерины II по проекту, приписываемому А. Ринальди (упоминается также имя П. В. Макулова).
В 1771 году для соединения Екатерининского дворца с Лефортовским дворцом был построен Дворцовый мост (ныне Лефортовский).
К концу года завершил первый этап строительства, перестройка под руководством архитектора К. И. Бланка.
Екатерина II передала строительство в ведение Д. Кваренги, поручив ему внутреннее убранство, «а равно и фасад, по колику можно поправить». На завершающем этапе в строительстве также принимал участие Ф. Кампорези.
При этом сохранялась старая Успенская церковь-ротонда, стоявшая рядом с палатами Ф.А. Головина. Нижний парк тогда украшали фонтаны, беседки и скульптура, недалеко от Дворцового моста, ниже по течению Яузы, располагался театр – Оперный дом. При Екатерине II на месте Летнего дворца под руководством архитектора К.И. Бланка по проектам Д. Кваренги и А. Ринальди был возведен ныне существующий каменный дворец. Тогда же появился обширный комплекс служб у моста.
сразу после смерти императрицы, Павел I все постройки распорядился превратить в казармы Московского гарнизонного полка для размещения четырех батальонов. Часть парка перед дворцом вырублена для создания плаца. Отделка парадных помещений, в том числе тронного зала, была значительно упрощена.
ХIX векправить | править код
В 1812 году дворец был разрушен французами.
В 1823 году под надзором генерал-майора П. С. Ушакова, директора Смоленского кадетского корпуса (который в это время оставался в Костроме) дворец восстановлен.
(по другим источникам, в )- разместился Смоленский кадетский корпус в отремонтированном здании и был переименован в Московский кадетский корпус (с года Первый Московский кадетский корпус). Здание было вновь отделано внутри по проекту О. И. Бове.
В 1828 году с севера пристроено здание, в котором с разместился 2-й Кадетский корпус. Позднее в служебных корпусах дворца («Красных казармах») размещалось Алексеевское военное училище.
ХX векправить | править код
Во время октябрьского восстания велись бои в течение шести дней. Полковник В. Ф. Рар организовал оборону казарм 1-го кадетского корпуса в Лефортово силами кадетов старших классов. Когда к осаде подключилась артиллерия большевиков, он под свою ответственность распустил кадетов (часть пленных была потом расстреляна красными на территории соседних Лефортовских казарм).
— размещалась Военная академия бронетанковых войск, ныне Общевойсковая академия Вооружённых Сил Российской Федерации.
ХXI векправить | править код
В власти Москвы инициировали переговоры с Министерством обороны Российской Федерации о передаче прав собственности Екатерининского дворца городу.
Архитектурные сооружения в парке
Между Эрмитажем и дворцом – Холодная баня, двухэтажная постройка с купальным залом, русской парной и теплой ванной. Здесь расположены агатовы комнаты, стены которых отделаны яшмой (агатом). Самоцветы, мрамор, бронза дополняют интерьер.
Часть дворцового комплекса – Скрипучая Китайская беседка, чайный домик, место для созерцания и размышлений. Императрица, любившая китайское искусство, повелела построить павильон с флюгерами в виде китайского флага. Флюгера, вращаясь на ветру, скрипели. Отсюда название беседки.
От города парк отделен Каскадным каналом с гранитной набережной и литой оградой. Чугунные ворота, украшенные решеткой и надписью императора Александра I: «Любезным моим сослуживцам», поставлены в честь победы над Наполеоном. Высота колонн 5,7 метра, вес 100,6 тонн. На берегу канала – Эрмитажная кухня, или Придворная булочная.