Современный облик дворца
Дворец сильно пострадал во времена Второй мировой, однако благодаря трудам реставраторов к настоящему моменту восстановлены 32 из 58 залов. В 2019 году открылся после многолетней реставрации и знаменитый Лионский зал, самый парадный во всем интерьере, отделанный французским шелком. Излюбленным залом туристов со всего света является также Янтарная комната, полностью покрытая панелями из одноименного камня. Этот зал называют зачастую одним из чудес света.
Кроме роскошных комнат есть в Екатерининском дворце также картинная галерея примерно на 100 картин художников различных школ и направлений.
После осмотра Екатерининского дворца путешественники могут прогуляться по тихим аллейкам Екатерининского сада, посетить мемориальный музей — Царскосельский лицей, в стенах которого учились Пушкин, Пущин, Салтыков-Щедрин и др.
Царскосельский дворец — самый большой во всей Ленинградской области дворец, больше Петергофа и Зимнего дворца. Это место с уверенностью можно назвать культурной сокровищницей города Пушкин.
Картинный зал
Оформлять помещение данного зала начали еще при Елизавете Петровне. По ее указанию приобреталось множество красивейших полотен мастеров 17-18-го веков. Здесь есть произведения А. ван Остаде, Д. Тенирса, Я. Бота и Я. де Хема, Ж. Куртуа и Ж. Бланшара. Особую ценность представляют две картины, написанные по личному заказу Петра I, — это «Полтавская баталия» и «Битва при Лесной», изображающие победу в Северной войне русской армии. Однако император их не увидел, привезли полотна уже после смерти монарха.
Украшает свод зала плафон «Олимп», который является копией плафона, находящегося в Зимнем дворце над Иорданской лестницей. Автор произведения — художник Г. Дициани.
Картины не располагаются по видам или авторам произведений, а выложены вдоль всех стен сплошным ковром. При расположении подбирались полотна по размеру. Отделяет картины одну от другой узенький позолоченный багет.
Янтарная комната
Это, пожалуй, самая известная и обсуждаемая в мире комната. Внутреннее убранство сделано из кусочков янтаря. Ценность комнаты невероятно велика. Начало было положено еще в начале 18-го века, когда часть мозаичных панелей была подарена Петру I. Во время войны фашисты разобрали стены и панели комнаты и вывезли богатство дворца в замок Кенигсберг.
Однако после войны ее найти не смогли. Много разговоров происходило вокруг этого сокровища. В 1979 году было принято решение восстановить комнату. Было использовано 6 тонн янтаря, трудились лучшие мастера. Отзывы о посещении Екатерининского дворца только восхищенные. Люди не перестают удивляться талантам резчиков, декораторов и мастерству художников, воссоздавших настенные панно и медальоны. Открыта для посещений комната из янтаря была к 300-летию дворца.
Янтарная комната
Янтарный кабинет или Янтарная комната — одно из самых известных помещений расположенных в Екатерининском дворце.Всемирно известный шедевр, изначальное название имел как Янтарный кабинет. Исчез бесследно в годы Великой Отечественной Войны.
Материал используемый в отделке преимущественно янтарь. Кабинет создавался для прусского короля Фридриха I немецкими мастерами. В последствии в 1717 году был подарен сыном Фридриха, Фридрихом Вильгельмом I русскому царю ПетруI.
В 1743 году по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны кабинет был изменен и доработан под руководством архитектора Ф.Б.Растрелли. До 1755 года кабинет размещался в Зимнем дворце Санкт-Петербурга. В последствии Елизавета Петровна приказала создать новую Янтарную комнату в Царскосельском Дворце, кабинет разбирается и перевозится в Царское Село. На новом месте площадь отведенная для кабинета была значительно больше, и Растрелли пришлось дорабатывать интерьер. В отделке кабинета стала присутствовать золоченая деревянная резьба, появились зеркала и мозаичные картины из агата и яшмы. Приобретя еще больший размах и роскошь уже не янтарный кабинет, а янтарная комната становится одним из красивейших объектов Царского Села. Во времена Второй мировой войны немцы похищают все убранство Янтарной комнаты из Царского Села, после чего комната выставляется в музее Кенигсбергского замка, это последнее место где видели Янтарную комнату, дальнейшая ее судьба остается неизвестна.Восстанавливать Янтарную комнату начали в 1979 году. За 24 года работ, мастера смогли воссоздать утраченный шедевр. К 300-летнему юбилею Санкт- Петербурга были закончены все работы и Янтарная комната смогла принять своих первых посетителей.
Адрес и координаты Санкт-Петербург, Пушкин г., ул. Садовая, 7 Тел.: (812) 465-20-24 (автоответчик)Информационный центр: (812) 415-76-67 (с 10:00 до 18:00) Координаты:Широта: 59°42′57.64″N (59.716012)Долгота: 30°23′44.19″E (30.395608)Екатерининский дворец время работы и стоимость посещенияВремя работы: с 10:00 до 18:00; кассы и вход посетителей до 17:00По понедельникам: с 10:00 до 21:00; кассы и вход посетителей до 20:00.Выходные дни: вторник и последний понедельник месяца.В маршрут обзорной экскурсии по Екатерининскому дворцу входит посещение исторических интерьеров, в т.ч. Золотой анфилады и Янтарной комнаты.
Екатерининский парк (вход платный с апреля по октябрь)Вход в парк открыт с 7:00 до 21:00. Кассы парка работают с 9:00 до 18:00 ежедневно, с апреля по октябрь. В остальное время вход в парк свободный.
Янтарная комната
Жемчужина Екатерининского дворца – янтарная комната, предмет гордости Петра I и Елизаветы Петровны. Екатерина II внесла в интерьер изменения, потратив 450 килограммов янтаря.
Комната использовалась как кабинет для уединения и размышления. Помещение, отделанное янтарем, возводилось в Германии для королевского дворца. Прусский король преподнес «восьмое чудо света» Петру I.
Особенности янтарной комнаты
Площадь янтарной комнаты – 100 квадратных метров, высота – 7,8 метра. На облицовку стен потрачено 6 тонн янтаря из Калининградского месторождения. Янтарь – податливый в обработке материал, но малопригодный для отделки стен: при изменении температуры и влажности отслаивается.
Интерьеры янтарной комнаты
Янтарным убором оформлены три стены комнаты. На средней – восемь вертикальных панно с композицией из цветных камней работы флорентийского камнереза Луи Сириеса. Картины, созданные из яшмы и кремния, изображают аллегории пяти чувств: зрения, вкуса, слуха, осязания, обоняния.
Комната обильно украшена деревянной золоченой резьбой и бронзовыми светильниками тонкой работы, зеркалами и живописным плафоном, паркетом из драгоценных пород дерева. В центре потолка – огромная картина неизвестного автора, изображающая Мудрость, которая охраняет Юность от соблазнов Любви.
Дополнительное убранство янтарного кабинета
Янтарный кабинет освещался 565 свечами, вставленными в бронзовые стенники. 24 зеркальных пилястры – вертикальных выступов стены – и зеркала в простенках между окнами делают комнату торжественной и парадной. Дополнительное убранство – комоды ручной работы и китайский фарфор.
Янтарный угловой столик на изящно изогнутой ножке, с часами в виде пастуха и пастушки, сидящими под цветущим деревом, крона которого поддерживает циферблат часов, уютно вписался в интерьер кабинета. Позолоченная бронза изделия сочетается с красочно расписанными фарфоровыми цветами.
В застекленных витринах – коллекция янтарных изделий. Здесь хранятся кресты и распятия, шахматы с футляром и шашки, ларцы и настольные украшения. Резные безделушки и табакерки, пудреница и коробочки, подсвечники работы русских мастеров дополняют коллекцию.
↑ Архитектура
Главным достоянием дворцового комплекса является его архитектура. В его постройке и реконструкции принимало участие сразу несколько выдающихся зодчих. Строительство его было заложено по проекту немецкого архитектора Иоганна Фридриха Браунштейна. В 1743 году первая реконструкция сооружения велась под руководством отечественных архитекторов Квасова и Земцова.
Екатерининский дворец фото
В мае 1752 года работу над дворцом начал великий Бартоломео Расстрели. Именно при нем летняя резиденция династии Романовых превратилась в грандиозный проект, обличенный в стиле русского барокко. Дворец пестрел роскошью. Самые эффектные залы — Арабесковый и Бальный. Первый был создан шотландским архитектором Камероном, прибывшим в Царское село по настоянию императрицы Екатерины Второй. Зал получил свое название благодаря арабесковым росписям, которые украшали его стены.
Что касается Бального зала, то в нем отражена вся суть Российской империи – мощной, огромной и впечатляющей. В целом же, каждый из залов дворца, будь-то Тронный, Арабесковый или какой-нибудь еще, достоин отдельного и подробного описания. Потому даже не будем пробовать уложить рассказ о них в несколько предложений, дабы не оскорблять ценителей высокого искусства.
Арабесковый зал фото
Также одним из самых ярких помещений всего комплекса была Янтарная комната, подаренная королем Пруссии Фридрихом государю Петру Первому еще в 1716 году. В Царском селе она появилась в 1755 году. К сожалению, в годы немецкой оккупации она была вывезена в Калининград и так до сих пор и не найдена. В начале века она была восстановлена отечественными мастерами.
Янтарная комната в Екатерининском дворце
Подлинная Янтарная комната, созданная немецким мастером Андреасом Шлютером для короля Пруссии Фридриха I и затем подаренная монархом Петру I, бесследно исчезла во время Великой Отечественной войны.
Похитившие ее нацисты сначала выставили этот шедевр в Королевском замке Кёнигсберга с 1942 по 1944 год. Но в августе 44-го после налета британских ВВС в замке возник пожар. Однако янтарные панели вряд ли могли пострадать: их упаковали и спрятали в подвалы. Когда же в апреле 1945 г. Красная Армия стала штурмовать Кёнигсберг, Янтарная комната словно канула в Лету. С тех пор о ее местонахождении ничего не известно: поиски результатов не дали.
В 1981 году начались работы по воссозданию камнерезного шедевра XVIII века. Реконструкцией по 1997 год руководил А. А. Журавлев. Для этого в Пушкине была создана специальная янтарная мастерская. К 300-летию основания Петербурга, отмечавшегося в 2003 году, Янтарная комната была полностью восстановлена. По мнению барона Эдуарда фон Фальц-Фейна, видевшего в свое время утерянный оригинал, восстановленная Янтарная комната даже лучше прежней.
Растрелли — руководитель проекта
Растрелли не отошел от своего любимого стиля — барокко. Для фасада выбран голубой цвет. Для внутреннего оформления — позолота. По оценкам экспертов на декорирование стен потрачено 100 кг червонного золота. Главное здание становится анфиладой комнат и парадных залов. Фасад по всей длине украшен белоснежными колоннами, кариатидами, скульптурами, масками львов. Подготовка моделей для скульптур и всей лепнины доверена Ф. Дункеру. В это же время появляется «восьмое чудо света» — Янтарная комната. Стены помещения по приказу Елизаветы полностью оформляются панелями из натурального янтаря. Особого внимания заслуживал северный корпус, представлявший собой Дворцовую церковь. Его венчали пять луковичных куполов. Над южным корпусом возведен один купол, оканчивающийся шпилем и звездой. Подъезд ко дворцу был оформлен в виде плаца, окруженного дворцовыми и подсобными постройками. До Растрелли в России не практиковалось расположение комнат в виде анфилад. Итальянец стал законодателем моды на новое планировочное решение и для парадных дворцов, и для жилых особняков знати. Екатерининский дворец стал первым, где анфилада залов заняла все здание. Парадный корпус можно было пересечь полностью: комнаты начинались у парадной лестницы и заканчивались у Дворцовой церкви.
Как добраться до Екатерининского дворца в Царском Селе
Такой креативный автобус стоял на парковке в Царском Селе
До Екатерининского дворца в Царском Селе можно добраться следующим образом:
От Витебского вокзала г. Санкт-Петербурга:
Электропоезд до станции «Царское Село» (г. Пушкин) и далее автобус № 371, 382 или маршрутное такси № 371, 377, 382 до Государственного музея-заповедника «Царское Село».
От станции метро «Московская» г. Санкт-Петербурга:
Маршрутное такси № 342, 545 до Государственного музея-заповедника «Царское Село»;
или автобус №187 или маршрутное такси № 286, 287, 347 до ж/д вокзала г. Пушкин и далее автобус № 371, 382 или маршрутное такси № 371, 377, 382 до Государственного музея-заповедника «Царское Село».
С экскурсией в Царское село из Санкт-Петербурга:
Заказав экскурсии в Царское село из Санкт-Петербурга, вы не только экономите время на организацию поездки, но и получаете возможность узнать интересные, исторические детали о достопримечательностях и памятных местах. Цены на экскурсии начинаются от 600 руб. Более подробно с экскурсионными предложениями можно ознакомится, кликнув на фото ниже.
Янтарная комната
Янтарная комната. Фото с сайта tzar.ru
Самый знаменитый интерьер Екатерининского дворца — Янтарная комната, которая считалась восьмым чудом света еще при Елизавете. Комната была утрачена во время войны и воссоздана заново мастерами-реставраторами к 300-летию Санкт-Петербурга — 31 мая 2003 г. Именно тогда произошло ее официальное открытие.
Янтарный кабинет — это мозаичные панно из кенигсбергского янтаря, изготовленные в 1709 году для королевского Берлинского двора. В 1716 году при посещении Петра I Берлина, прусский король Фридрих-Вильгельм I преподнес ему кабинет в качестве дипломатического подарка. Взамен Петр отправил высоких 55 гренадеров для прусского полка «великанов» на службу сроком 25 лет, столярный станок, судно и кубок из слоновой кости собственного изготовления.
Янтарная комната первоначально была смонтирована в Зимнем дворце Александром Мартелли, это произошло уже при правлении Елизаветы в 1743 году. В 1755 году императрица Елизавета приказала Растрелли перенести ее в Царское Село
В течение нескольких дней янтарные панно в ящиках осторожно переносили солдаты из столицы в загородную резиденцию
Около года Растрелли создавал новый зал Екатерининского дворца — Янтарную комнату. Зал площадью 96 квадратных метров значительно превышал ее прежние размеры. Подаренные янтарные панно он разместил симметрично, разделив их пилястрами с зеркалами, увенчанные женскими головками.
Там, где не хватало янтаря, использовались флорентийские мозаики, выполненные из полудрагоценных камней: агата, яшмы, лазурита, оникса. Мозаики подарила Елизавете Петровне австрийская королева Мария-Терезия. Комната, как все парадные залы дворца, украшена деревянной золоченной резьбой. Немецкий Янтарный кабинет превратился в русскую Янтарную комнату.
Флорентийская мозаика
Во время Великой Отечественной войны оккупационные войска сняли янтарные панели и вывезли их в Кёнигсберг. Последний раз Янтарную комнату видели на выставке в Королевском замке. Следы ее теряются в 1945 году, во время штурма Кёнигсберга. Долгие годы Янтарную комнату пытались найти специалисты, историки, искатели сокровищ, но безуспешно.
В 1979 году было принято решение о ее воссоздании. Группа мастеров по янтарю «Царскосельской янтарной мастерской» 22 года вела кропотливую работу. Реставраторы работали по старым фотографиям, документам и рисункам Растрелли, воссоздавая Янтарную комнату с исторической точностью. Янтарь использовался, как и раньше, калининградский (кенигсбергский).
Часы-подсвечник
В Янтарной комнате можно увидеть работающие часы-подсвечник Елизаветы Петровны в форме дерева — это французская работа XVIII века. Они сохранились, потому что их успели эвакуировать.
Внешний вид дворца
За время своего существования дворец трижды перестраивался, а во времена Великой Отечественной войны очень сильно пострадал от бомбежки. Облик постройки, который могут видеть посетители во время экскурсии, появился благодаря творческому дару великого архитектора Б. Ф. Растрелли. Мастера после разрушений реставрировали здание именно по его проектам. Внешний вид Екатерининского дворца почти полностью восстановлен, не считая некоторых небольших изменений.
Центральный фасад здания оформлен в стиле барокко, декорирован фигурами атлантов и кариатид, лепными украшениями в виде масок львов над главным фасадом, над каждым окном. Вся лепнина выполнена по моделям, созданным талантливым скульптором И. Ф. Дункером.
От центральной части фронтона отходят симметричные флигели и галереи. Имеется в комплексе и своя Дворцовая церковь с небольшими, но золочеными пятью куполами. Расположена она над северной частью дворца. На противоположной южной стороне есть большой купол со шпилем, на котором находится звезда с множеством лучей. Все купола позолочены червонным золотом и при свете солнечных лучей ярко сверкают на фоне голубого неба.
Знаменитый Растрелли нарисовал узор для позолоченных ворот, которые украшают въезд в парковую зону Екатерининского дворца. Плац огражден полукругом служебными помещениями, флигелями и циркумференциями.
Режим работы Екатерининского дворца
Музей дворца проводит экскурсии только организованными группами с 10 утра до 18 вечера. Последние 15-20 человек собираются при входе в 17.00. Кассы работают только до 16.45. Экскурсовод рассказывает историю каждого зала. Везде, кроме Янтарной комнаты, разрешается фотографироваться. Но, по отзывам посетителей, экскурсия очень короткая и позволяет лишь бегло пробежаться по залам. Некоторые советуют отстать от ведущего и самостоятельно побродить по помещениям дворца подольше, внимательно рассмотреть всю красоту дворца.
Стоимость билетов в Екатерининский дворец различна для разных категорий посетителей. Так, взрослым он обойдется в 700 рублей, студентам — 350, а школьникам до 16 лет можно и вовсе пройти бесплатно. Пенсионерам придется заплатить 350 рублей. По отзывам туристов, войти во дворец можно только через парк, билеты в который продаются отдельно. После покупки нужно сразу идти на экскурсию, так как годен билет только 1 час после продажи.
Интересные факты
Большой Екатерининский дворец вместе с Екатерининским парком составляет единый дворцово-парковый ансамбль в музее-заповеднике «Царское Село».
В результате реставрации во дворце было восстановлено 18 залов, представляющих различные эпохи в развитии отечественного интерьера.
Реставрация дворца еще продолжается, причем на строго научной основе, и до ее завершения еще далеко. Но посетители могут смотреть выставки и в пока неотреставрированных помещениях.
Адрес: 196601, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Садовая, 7.
Время работы: понедельник – с 10:00 до 21:00, среда – воскресенье – с 12:00 до 18:00. Выходные: вторник и каждый последний понедельник месяца.
← Екатерининский парк в Пушкине – жемчужина музея-заповедника «Царское Село» |
Царское Село (Пушкин): величественный памятник дворцово-паркового искусства → |
---|
Похожие публикации:
Памятник Растрелли в Царском Селе
Памятник Растрелли, созданный в соответствии с проектом скульптора М.Т. Литовченко, был установлен в 1991 г. на территории Царского села, в непосредственной близости от Екатерининского дворца. Материалом для изготовления картуша и бюста высотой 1….
Екатерининский парк в Пушкине – жемчужина музея-заповедника «Царское Село»
В бывшем Царском Селе (ныне город Пушкин под Санкт-Петербургом) находится великолепный и роскошный Екатерининский парк. Он раскинулся на склоне Балтийско-Ладожского уступа и занимает площадь 107 га. Объект культурного наследия Российской Федерации….
Царское Село (Пушкин): величественный памятник дворцово-паркового искусства
Почти два столетия Царское Село под Петербургом служило для российских императоров летней резиденцией. В настоящее время имеет статус государственного музея-заповедника с тем же названием. Находится в городе Пушкине, и включает в себя дворцово-парк…
Поделиться ссылкой:
Лицей
В четырехэтажном флигеле, который был пристроен к Большому дворцу в конце XVIII века, 19 октября 1811 года открылось новое учебное заведение — Лицей. Мы знаем его сейчас, как школу, где учился Александр Сергеевич Пушкин. Первый выпуск лицеистов сохранил свою дружбу на протяжении долгих лет, день 19 февраля они отмечали на протяжении всей жизни и до конца жизни носили чугунные памятные кольца, и друг друга называли — чугунники.
Но кроме А. С. Пушкина, в первом выпуске лицея оказалось множество людей, которые стали известными и достигли высоких должностей. Однокашниками Пушкина были государственный канцлер А. Горчаков, директор императорской библиотеки М. Корф, декабристы И. Пущин и В. Кюхельбекер. После Пушкина здесь учился, например, писатель М. Салтыков-Щедрин.
Лицей находился в Царском селе до 1843 года, потом переехал в Санкт-Петербург. Сейчас здесь мемориальный музей, посвященный пушкинскому выпуску лицея. Воссозданы интерьеры Большого зала — того самого, где когда-то выпускники держали экзамен, Библиотеки, Газетной, комнат лицеистов, классов и комнат гувернера. Кроме воссозданных мемориальных комнат 9 залов заняты экспозицией, которая рассказывает об истории русского образования начиная с XVII века и об истории Царскосельского лицея. Конечно, самое главное место в ней уделено Пушкину. Именно здесь хранится знаменитая картина И. Репина «Пушкин на экзамене 8 января 1815 года», здесь хранятся подлинные рукописи и рисунки Пушкина, есть даже маленькая копия знаменитого опекушинского памятника поэту, который установлен в Москве на Пушкинской площади.
Музей был открыт здесь в 1949 году к очередному пушкинскому юбилею. Но он не является застывшим, а продолжает развиваться, так что сейчас его экспозиция включает интерактивные мультимедийные элементы — она заинтересует не только взрослых, но и современных подростков.