Большой дворец петергофа

Введение

      
Архитектура – это зодчество, искусство
проектировать и строить объекты, оформляющие
пространственную среду для жизни и деятельности
человека. Произведения архитектуры —
здания, ансамбли, а также сооружения организующие
открытые пространства

      
В произведениях архитектуры разрешение
практических утилитарных задач неразрывно
сочетается с художественным творчеством
– созданием архитектурных образов, выражающих
определенное идейно-художественное содержание.
Будучи частью материальной культуры
общества, архитектура является в то же
время одним из ведущих видов пластических
искусств, в формах которого выражается
общественное сознание. Поэтому архитектура
играет важную идеологическую роль, являясь
образным воплощением социальных, философских,
религиозных и художественных представлений
людей.

       
В архитектуре существует много различных
стилей и направлений, но в своём реферате
я хочу рассмотреть стиль барокко на примере
Большого Петергофского дворца.  

       
Замечательный пригород Ленинграда –
Петродворец – жемчужина отечественного
искусства, одно из величайших созданий
народного труда и таланта, составляющих
славу русской национальной культуры.
Ансамбль парков, дворцов, каскадов и фонтанов
в Петродворце, возникший в первой четверти
XVIII 18 в., имеет непреходящее историческое
и художествнное значение. По замыслу
и оформлению Петергоф – величественный
памятник, прославляющий героическую
борьбу русского народа за выход к Балтийскому
морю и возвращение земель «дедов и отцов».

      
Архитектурно – художественный ансамбль
Петродворца – выдающийся памятник русского
искусства, стяжавший мировую известность.
Он знаменует переходный этап в истории
отечественного зодчества, нашедшего
новые формы, соответствующие потребностям
времени и развитию строительной техники.
Петродворец – яркое свидетельство смелых
замыслов, высоких достижений и мастерства
русской архитектурной школы.

3.2 Н.Микетти.

      
Дальнейшие  работы  по  строительству 
и  отделке Большого  дворца  проводил
архитектор  Н. Микетти.

      
В  январе  1721  года  в  Верхних 
палатах  произошёл  пожар.  Восстановление 
отделки  в  пострадавших  от 
огня  помещениях  совпало  с  
началом  перестройки  палат  по 
проекту  архитектора  Н.  Микетти. 
Использовав, как основу  композиционное 
решение Монплезира,  архитектор 
решил пристроить  к Верхним палатам
два симметричных  флигеля,  связав 
их  с центральной частью  здания 
галереями с аркадами. Было закончено
декоративное оформление кабинета Петра,
украшенного резными дубовыми панно по
рисункам Н. Пино. Центральный  зал 
палат  (Итальянский  салон)  был 
декорирован  четырьмя  французскими 
шпалерами  и  картинами. К 1724 
году  основные  строительные 
и отделочные  работы  были  завершены. 

2.История создания Большого дворца

      
Основное  архитектурное  сооружение 
Петергофа  —  Большой  дворец, 
возвышающийся  на  краю  шестнадцатиметровой 
террасы.  Блестящий  памятник 
русского  барокко,  он  является 
неотъемлемой  частью  ансамбля, 
играет  роль  основного  организующего 
начала,  архитектурно-планировочной   
и  идейно-художественной  доминанты.

      
Если  подойти  к  дворцу  со 
стороны  Финского  залива,  взору 
открывается  почти  трёхсотметровый 
северный  фасад  с  ризалитами, 
пронизанными  светом  галереями 
и  золотыми  куполами  корпусов 
«Под  гербом»  и  Церковного. 
Разновысокие  шатровые  с  переломом 
кровли,  высота  которых  нарастает 
к  центру  здания,  создают 
выразительный  силуэт.  Центральная 
часть  здания  увенчана  большой 
золочёной  вазой,  поддерживаемой 
фигурами  крылатых  гениев.  Блеск 
золота,  архитектурная  пластика 
фасадов,  мощное  движение  и 
шум  низвергающей  воды  —  всё 
создаёт  ощущение  торжества.

Замысел  создания  этого 
дворца  с  гротом  под  ним 
и  каскадом  Пётр I  вынашивал
несколько лет.  Уже в 1712  году 
на  строительстве Верхних палат было 
занято  восемьсот тринадцать  рабочих
с двумястами  подводами.  Этим 
же  годом датирован собственноручный 
рисунок —  чертёж  Петра I  с обозначением 
расположения  дворца.  В «десяти
пунктах о Петергофе»,  датированных 
16  ноября  1715  года,  Пётр 
I  указывал:  «Палаты и грот достроить
и канал». Существующий облик дворца сформировался
не сразу, и в его становлении можно отметить
шесть периодов: первый (1714—1725 гг.) — постройка
петровских Верхних палат; второй (1725–1740)
— завершение и дополнение декоративной
отделки и первая попытка расширения дворца
пристройкой деревянных флигелей; третий
(1740–1760) — коренная перестройка всего здания
и превращение Верхних палат в Большой
дворец; четвёртый (1760–1800) — создание новых
парадных залов; пятый (1800–1917) — ремонты
и переделки интерьеров, декорированных
в 1850-х годах; шестой (1917–1983) — превращение
дворца в музей и возрождение его после
разрушений, причиненных войной.

4.1. Танцевальный зал

       Танцевальный (или
Купеческий) зал площадью около 270 кв.м
занимает всё западное крыло дворца. По
декоративному убранству — самый пышный
интерьер дворца, разработан в особом
праздничном ключе. Он создавался в 1751-1752
годах и полностью сохранил изначальный
замысел Растрелли. Особенность Танцевального
зала — фальшивые зеркальные окна-обманки,
занимающие основное пространство глухих
западной и северной стен. На противоположных
им стенах — окна настоящие, большие, в
два яруса. В отделке господствует золочёная
резьба по дереву. Орнаментальный узор
наборного паркета из клёна, ореха, светлого
и тёмного дуба дополняет интерьер.

3.1 И.Ф. Браунштейн и Ж.Б. Леблон

      
Строительство дворца (первоначально
его называли Верхними палатами) началось
в 1714 году под руководством рисовальщика
И.Ф Браунштейна, но через полтора года
приостановилось В 1716 году все работы
возглавил архитектор Ж.Б Леблон, внесший
существенные изменения в проект. Возведённый
им дворец представлял собой двухэтажное
здание, из окон которого открывался великолепный
вид на Финский залив и остров Котлин.
В центре дворца Леблон разместил двусветный 
парадный зал, украшенный деревянными
панелями, живописью и резьбой. Впервые 
прибыв  в  Петергоф  в  середине 
1716  года,  Леблон  застал  уже 
сложившуюся  композицию  ансамбля. 
Найдя  различные  дефекты,  он 
приступил  к  частичным  исправлениям 
и  переделкам.

      
До  конца  года  Леблон  успел 
укрепить  фундаменты  Верхних 
палат  и  соорудить  подземный 
акведук, отводивший  грунтовые 
воды.  Леблон  подчеркнул  парадное 
значение  дворца:  соорудил  сквозной 
парадный  вестибюль  с  колоннами, 
расширил  двери  и  окна  в 
центральном  помещении  —  Итальянском 
салоне,  укрепил  его  деревянными 
панелями,  живописью  и  резьбой. 
Он  укрепил  подвалы  дворца, 
соорудив  подземный  акведук 
для  отвода  вод,  затоплявших 
подвалы.  В  1719  году,  не 
успев  завершить  строительство, 
Леблон  умер.

Фото и описание

Большой дворец является центром Петергофского ансамбля, который расположен в
г. Петергофе в 29 км от Петербурга, на южном берегу Финского залива. Это так
называемая «коронная» резиденция русских царей. Почти на 300 м протянулось вдоль
террасы величественное трехэтажное здание.
Идея местоположения царской резиденции и первоначального облика Нагорных палат
принадлежала Петру Великому.

Над созданием архитектурного облика и оформлением внутреннего убранства
Большого дворца на протяжении 18-19 вв. работали знаменитые западноевропейские и
русские мастера: Ж.-Б.Леблон, И.-Ф.Браунштейн, Ф.-Б. Растрелли, М. Земцов, Н.
Микетти, А.И. Штакеншнейдер. До сих пор посетители Большого Петергофского дворца
не устают восхищаться его великолепием.

Первоначально дворец, построенный в 1714-1725 гг. по проекту Ж.-Б. Леблона и
И. Браунштейна, выглядел довольно скромно. Позднее в 1745-1755 гг. он был
перестроен Елизаветой Петровной по модели Версальского дворца по проекту Ф.-Б.
Растрелли в стиле зрелого барокко.

Особенно впечатляет вид на фасад Большого дворца из Нижнего или Верхнего
парка. Но на самом деле здание Большого дворца довольно узкое и не так огромно,
как кажется на первый взгляд. Большой дворец включает в себя примерно 30 залов,
куда входят роскошные парадные залы, оштукатуренные под мрамор, с
инкрустированным паркетом, расписанными потолками, позолоченными стенами.

Среди многочисленных залов дворца выделяют: Голубую приемную, Танцевальный
зал, Чесменский зал, Белую столовую, Аудиенц-зал, Китайские кабинеты, Картинный
зал, Куропаточную гостиную, Кабинет императрицы, Коронную, Большую голубую
гостиную, Кавалерскую, Туалетную, Штандартную и др.

В Петровской части дворца до настоящего времени сохранился Дубовый кабинет
первого российского императора. Главный элемент убранства этих небольших уютных
покоев — резные дубовые панно, которые были созданы еще при жизни царя Петра I
французским скульптором Николя Пино. В Дубовом кабинете представлены и личные
вещи Петра I, в числе которых дорожные часы, выполненные немецким мастером
Иоганном Беннером.

В период царствования дочери Петра I, Елизаветы, в середине 18 в., в
Петергофе работал непревзойденный мастер стиля барокко, знаменитый архитектор
Франческо Бартоломео Растрелли. Для интерьеров, которые были созданы гением
Растрелли типично обилие золоченой деревянной резьбы, многочисленные зеркала,
наборные паркеты, выполненные из разных пород древесины, яркие и красочные
потолочные плафоны.

Практически все западное крыло Большого дворца – это Танцевальный зал ( в 18
в. он назывался Купеческим залом). Легенда гласит, что императрица Елизавета
Петровна потребовала специально, чтобы Растрелли побогаче украсил этот зал,
поскольку основным назначением этого зала был прием именитых представителей
купечества, которые, по словам Елизаветы, очень любили все золотое.

Новые переделки и изменения интерьеров Большого дворца происходят во второй
половине 18 в. в модном в то время классическом стиле. Известные архитекторы
Ж..Б. Валлен-Деламот и Ю.М. Фельтен в 1760-1770 гг. занимались оформлением
интерьеров Чесменского, Тронного залов, Китайских кабинетов.

В результате двухсотлетнего строительства получился восхитительный дворец,
где рядом со скромными покоями петровских времен блистают роскошью и
великолепием залы середины 18 в. в стиле барокко. Рядом с ними хранят
спокойствие и строгость торжественные апартаменты в стиле классицизма. Их
сменяют покои середины 19 века, в которых возрождаются художественные принципы
стиля рококо.

Большой дворец в Петергофе являлся центром официальной летней жизни России:
именно здесь решались многие важные для страны вопросы, проводились приемы
именитых гостей, праздники, маскарады и балы.

Сегодня Большой дворец – это уникальный историко-художественный музей с
коллекцией, насчитывающей порядка трех с половиной тысяч экспонатов, куда входят
живопись, предметы мебели, ткани, светильники, посуда, которые отвечали вкусам
венценосных хозяев дворца.

4. Залы Петродворца

        Большой Петергофский
дворец довольно узкий и не настолько
большой, как выглядит. Насчитывает, примерно
30 залов, в том числе богато украшенные
парадные залы, отштукатуренные под мрамор,
с расписанными потолками, инкрустированным
паркетом и позолоченными стенами-  
Танцевальный зал, Голубая приёмная,
Чесменский зал, Тронный зал, Аудиенц-зал,
Белая столовая, Китайские кабинеты, Картинный
зал, Куропаточная гостиная, Диванная,
Туалетная, Кабинет императрицы,  Штандартная,
Кавалерская, Большая голубая гостиная,
Секретарская, Коронная, Дубовый Кабинет
и дубовая лестница.

3.3 Б. Ф. Растрелли

      
К  40-м  годам  XVIII  столетия 
назрела необходимость расширения 
Верхних палат.  В декабре 1745  года 
Елизавета Петровна  приказала «по
обе стороны Больших палат на  галереях 
сделать деревянные  апартаменты с
пристойными покоями».

Перестройка длилась с 1745 по 1755 года.
Архитектор  увеличил  центральную 
часть  дворца,  пристроив  два 
боковых   флигеля  и  соединив 
их  галереями  с  двумя  боковыми 
корпусами  —  Церковным   и 
«Под  гербом».  Внутри  дворца 
Растрелли  создал  роскошную 
анфиладу   парадных  залов 
и  жилых  покоев.  Все  помещения 
были  богато  украшены  золочёной 
резьбой  по  дереву,  зеркалами, 
живописными  плафонами  и  наборными 
паркетами.  Отделкой помещений занимались
талантливые художники и  искусные
резчики по дереву Дж. Валериани, Б Тарсиа,
И.Я Вишняков, И.И. и А.И. Бельские, С Архипов,
С.Данилов, Ф. Лаврентьев, В.Яковлев и многие
другие.

1.Общая характеристика эпохи

     
Вторая половина XVII в., считается началом
нового периода всемирной истории, получившего
название Нового времени. Весь XVIII в. прошел
в борьбе утверждение России на протранствах 
Восточной Европы от берегов Баренцева
и Балтийского до берегов Чёрного и Азовского
морей. Для ведения войн с крупными европейскими
государствами потребовались резкое усиление
военно – экономической мощи и подъём
научно – технического уровня страны.

       
XVIII век принёс российскому обществу существенные
перемены. Российская империя расширяет
свою территорию, выходит в число самых
крупных и мощных держав мира. Армия и
флот, прославленные многочисленными
победами, стали одними из сильнейшим
в мире.

       
В 1689 г. к власти пришел Петр
I. Он провел реформы государственного
управления. В 1711 г. создан Правительствующий Сенат (Верховный
орган управления страной в отсутствии
монарха). Начиная с 1711 г. вместо приказов
постепенно вводились коллегии – это были центральные
распорядительные учреждения со строгим
и четким разделением функций. В 1721 г. был
учреждён Святейший Синод – высший орган по
управлению церковными делами. Церковь
была окончательно подчинена государству.
В 1722 г. был принят «Табель о рангах»
– российский чиновный мир был разделён
на 14 разрядов. Были созданы органы высшего
государственного контроля и политического
сыска. В 1708 – 1710 г. страна разделена на
8 губерний. Построена новая столица —
Санкт-Петербург. В 1705 г. была введена рекрутская
повинность – крестьяне и посадские
люди должны от своих общин поставлять
определённое колличество солдат. В 1716
г. был издан “Устав воинский” Использовался
опыт западноевропейских стран в развитии
промышленности, торговли, культуры. Проводилась
политика меркантилизма (создание мануфактур,
металлургических, горных и других заводов,
верфей, пристаней, каналов).        

     
Реформы Петра I проводились жестокими
средствами, путем крайнего напряжения
материальных и людских сил, угнетения
народных масс (подушная подать и др.),
что влекло за собой восстания (Стрелецкое
1698г., Астраханское 1705-06г., Булавинское
1707-09г. и др.), беспощадно подавлявшиеся
правительством. Произошло много военных
событий. Азовские походы 1695-1696 гг. – в
апреле 1696 г. был взят Азов. Северная война
1700-1721 гг.(победа у мыса Гангут 27 июля 1714г.,сражение
у о. Гренгам – 27 июля 1720 г., Полтавская
битва – 27 июня 1709 г.). Прутский поход 1711г.
Персидский поход 1722-1723 гг. Взятие Нотебурга
(1702г.). Полтавская баталия 1709 г. и взятие
Выборга в 1710 г. сыграли решающую роль
в постройке Петергофа т.к. на Петергофской
мызе Пётр останавливался во время своих
поездок из Петербурга в Ораниебаум и
Кронштадт. Это место было подходящим
для строительства резиденции. По инициативе
Петра I открыты многие учебные заведения,
Академия наук, принята гражданская азбука
и т. д. Будучи создателем могущественного
абсолютистского государства, Петр I добился
признания за Россией странами Западной
Европы авторитета великой державы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: