Большой каскад петергофа

История дворцово-паркового ансамбля Петергоф

В самом начале XVIII века вместо современного Петергофа была пристань, с которой переправлялись на Котлин. Чтобы императору Петру Первому было где остановиться при поездке на остров, на котором строился порт Кронштадт, был построен двор, получивший название «Петергоф» — «Двор Петра». В 1714 году императором было задумано возведение тут дворца и парка в европейской манере с большим количеством статуй и фонтанчиков.

За работу взялись такие архитекторы, как Иоганн Браунштейн, Жан-Батист Леблон и Николо Микетти. Общая планировка комплекса и подробная разработка определённых архитектурных элементов принадлежат императору. Под его руководством спустя девять лет завершилась основная работа по строительству загородной резиденции с дворцами Монплезир и Марли, Нижним парком, водоемами и фонтанами.

За это время на территории Петергофа появилось более двадцати павильонов и галерей, а также уличные статуи из мрамора, дерева и алебастра. Однако вид комплекса был далёк от современного: ещё не был достроен Эрмитаж, а дворец Марли не был облицован мрамором. На месте Большого петергофского дворца было простое здание в два этажа — Верхние, или Нагорные палаты, служившие залом для торжеств и официальных приёмов.

Через нескольких лет после того, как основатель Петергофа умер, императорская резиденция была заброшена. Это объясняется тем, что к власти пришли противники его преобразований, которые убедили юного Петра II вернуть Москве статус столицы и переехать туда. Только в 1730 году указом новой императрицы Анны Иоанновны было возобновлено строительство Петергофа. При ней появились галереи, спроектированные Михаилом Земцовым.

К моменту унаследования трона преемницей Ивана VI, Елизаветой Петровной, Верхние палаты уже не восхищали роскошью и архитектурными решениями зодчих. Чтобы резиденция соответствовала последнему писку европейской моды, Елизавета Петровна пригласила Франческо Растрелли, опытного в возведении императорских дворцов архитектора. Перед зодчим стояла задача обновить дворец, придав ему роскошь позднего русского барокко.

Так, в середине XVIII века знаменитый зодчий взялся за перестройку летней резиденции. После проведённых им работ Большой дворец заметно увеличился: к расширенной центральной части был добавлен третий этаж и присоединены галереи с Церковным и Гербовым корпусами по бокам. Изначально последние строились как флигели, однако со временем стали отдельными сооружениями архитектурного ансамбля.

В результате работы Франческо Растрелли над внутренним обустройством сооружения залы дворца также прониклись барочной роскошью. Стены комнат были декорированы резьбой с позолотой, а появившиеся зеркала работали в пользу зрительного увеличения масштаба залов. Одним из немногих залов, не тронутых зодчим, был Дубовый кабинет Петра Первого. Уже в то время он стал неким музеем, реликвией среди пышного интерьера дворца.

Спустя пару десятков лет роскошное барокко потеряло свою актуальность. Ему на смену пришёл классицизм, и в Петергофе снова появилась нужда в талантливых зодчих. Ими оказались Юрий Фельтен и Жан-Батист Валлен-Деламот. Они занялись Столовой, Тронным и Чесменским залами, а также создали два Китайских кабинета. Основным декоративным элементом стала лепнина, совмещающая в себе скромность, изящность и благородство.

Помимо этого, император решил создать ещё один парк, названный в честь супруги «Александрией», и дворец Коттедж, отгороженный Нижним садом от дворцово-паркового комплекса Петергоф. С другой стороны от последнего на тот момент уже была возведена и усадьба Александра Даниловича Меншикова — Ораниенбаум. Связь со столицей осуществлялась по шоссейной и железной дорогам, возникшим при Александре II и Екатерине Великой.

Около двух веков Петергоф являлся летней резиденцией правителей, а после прихода советской власти и национализации территории его сооружения стали музеями. С начала войны до зимы 1944 года войска противника удерживали резиденцию. Оккупация привела к плачевным последствиям: дворцы были взорваны и сожжены, уличные статуи и музейные экспонаты — вывезены, сады — уничтожены, а фонтаны оказались в нерабочем состоянии.

Реконструкция резиденции Петергофа, переименованного в послевоенное время в Петродворец, заняла три года, однако часть резиденции до сих пор не реконструирована. Одним из таких сооружений является Нижняя дача Николая II. В XX веке дворцово-парковый комплекс Петергоф вошёл в число объектов культурного наследия ЮНЕСКО, а в XXI веке его признали одним из семи чудес России.

История создания фонтанов Петергофа

В 1703 г. на острове Котлин началось строительство военно-морской базы. За возведением крепости Петр I наблюдал лично. Для этого на берегу Финского залива к западу от Петербурга соорудили пристань и Петров двор – Питергоф по-голландски.

Замысел сделать Петергоф летней резиденцией появился у царя в 1705 г. Сохранились его рисунки и собственноручные чертежи проекта. Петр наказал, что и как делать в данный момент и в последствии.

Композиция центрального и восточного ансамблей Нижнего парка сада (рисунок Петра I)

Петр I планировал сделать фонтанный комплекс с дворцом по аналогии с Версалем, только в 10 раз лучше. Если в Версале было 14 фонтанов, то у нас должно было быть 140. Первоначально была попытка построить резиденцию в Стрельне, в районе Константиновского дворца. Там даже была сооружена плотина у Орловского парка и построен путевой деревянный дворец Петра I. Она сохранилась до сих пор. Об этом читайте в статье про Орловский парк. Но там не хватило мощности водяного потока и царь решил перенести строительство в Петергоф.

Посмотрите видео с прогулки по водоподводящей системе к фонтанам Петергофа:

Его идея была в двойном значении статуй, строений, фонтанов. Они имели скрытый смысл для посвященных. Многие сюжеты стали символами эпохи. Архитекторы полтора века сохраняли и воплощали задуманное царем преображение парадного представительства.

Устройство загородного местопребывания российских царей началось в 1714 г. На строительстве задействовали 5 000 человек. В 1723 г. в Петергофе заработали фонтаны, были построены дворцы Монплезир и Марли. К открытию распланировали Нижний парк и прорыли Морской канал.

В торжественный день Петр I устроил для иностранных послов экскурсию по Петергофу. Он лично проводил именитых гостей по паркам, к комплексу фонтанов Большой каскад, к фонтанам-«шутихам».

После кончины Петра императрицы, восходившие на престол, продолжали дело царя. И уже при Елизавете Петровне «столица фонтанов» красотой и роскошью превосходила аналогичные владения монархов Европы. Не уступала даже знаменитому Версалю.

Октябрьская революция 1917 г. сделала Петергоф доступным для народа. Он становится крупным центром просвещения. 2 июня 1918 г. Большой дворец впервые принял 400 посетителей. С этой даты начинает работу музей-заповедник. За 1919 г. все петергофские дворцы объявляются музеями.

В годы Великой Отечественной войны оккупанты заминировали парки, взорвали павильоны. Огонь артиллерии полностью уничтожил Большой дворец. Система фонтанов оказалась разрушенной.

Фото из архива ГМЗ «Петергоф»

Сотрудники музея предприняли героические усилия по спасению экспонатов Петергофа. Часть из них была закопана под землю.

План захоронения мраморной скульптуры Петергофа и их раскопки после войны. Фото из архива ГМЗ «Петергоф»

Восстановление петергофского ансамбля фонтанов началось сразу после освобождения от фашистов в 1944 г. В 1946 г. заработали первые фонтаны. В 50–70-е годы воссоздали основные дворцы. Реставраторы продолжали работы вплоть до 2000 г. Петергоф приобрел первозданный вид и блеск.

31 декабря 2010 года главную скульптуру Петергофа «Самсона» демонтировали для реставрации. В апреле, после окончания работ, памятник торжественно провезли по Санкт-Петербургу и установили на место.

Архив ГМЗ «Петергоф»

Достопримечательности Петергофа

При посещении Санкт-Петербурга туристы обязательно приезжают в городок, который расположен на южном побережье Финского залива. Достопримечательности окунают путешественников в эпоху пышных балов, богатых и замысловатых нарядов, помпезных резиденций.

Петергоф находится в 25 км к юго-западу от Санкт-Петербурга, а расстояние от Москвы составляет 731 км по трассе. Добраться до города от Северной столицы можно на электричке, маршрутке, автобусе, такси или личном автомобиле. Популярностью пользуются скоростные теплоходы. На них не только доставляют туристов к набережной, но и устраивают водные экскурсии.

Большой каскад

Фонтанный комплекс примыкает к Большому дворцу. Каскад украшен барельефами, которые рассказывают историю славных побед Российской империи. Комплекс впервые заработал в июле 1721 года.

Самсон / Фото: Pixabay

Центральная фигура каскада – статуя ветхозаветного героя Самсона, который раздирает льву пасть. Скульптура символизирует победу России над Швецией, на гербе которой изображены львы.

Дворец Марли́

Монплезир возник под впечатлением Петра Великого от поездки в Голландию, а Марли́ стал результатом визита царя в резиденцию Людовика XIV в Марли-ле-Руа. Дворец расположен в Нижнем парке Петергофа. К изящному двухэтажному строению прилегают аллея с фонтанным каскадом и водоемами.

Верхний сад

Зеленая зона, по задумке Петра, выполняла роль своеобразного парадного подъезда для Большого дворца. Центральной частью Верхнего сада, площадь которого составляет 15 га, является фонтан «Нептун».

Парк «Александрия»

Территорию, которую Николай I обустроил и подарил жене, расположена рядом с Нижним парком. Тихие тенистые тропы и готическая капелла создают романтическую атмосферу. К слову, храм Александра Невского был домашней церковью четырех императоров: Николая I, Александра II, Александра III, Николая II.

Парк «Сергиевка»

Зеленая зона расположена поодаль от главных достопримечательностей Петергофа. Созданы все условия для функционирования естественно-научных лабораторий Санкт-Петербургского госуниверситета. Жители Северной столицы и гости города приезжают в парк «Сергиевка», чтобы насладиться трелями птиц и отдохнуть у воды.

Туристической достопримечательностью считается гигантская каменная голова, которая выглядывает из-под земли. Предполагается, что памятник послужил прообразом головы богатыря из поэмы «Руслан и Людмила».

В Петергофе есть сотни объектов, на которые стоит посмотреть: Александрия, Собственная дача, Английский дворец, собор Петра и Павла, Львиный каскад, Ольгин пруд, Монплезир, Колонистский парк, музей-заповедник «Петергоф» – лишь малая часть достопримечательностей Петергофа.

Интересные факты

За 300 лет Петергоф пережил множество эпох, немецкую оккупацию и период кропотливого восстановления. Реставраторы постарались сохранить не только облик объектов, но и историю создания.

«Шутейные фонтаны»

За Большим каскадом фонтанов скрываются прохладные гроты и «шутейные фонтаны». Такое название им дал Петр I. Один из них был встроен в стол и начинал работать, когда гость тянул руку, чтобы взять фрукт с блюда. Второй такой фонтан представляет собой водную завесу и мешает выйти из грота.

Скромный сад

Петр хотел сделать из Верхнего сада помпезный подъезд к дворцу. Но при жизни правителя этот зеленый массив не имел парадного вида. Пруд использовали для разведения рыбы, которую специально привезли из Пруссии, на грядках выращивали овощи, на аптекарском огороде собирали лекарственную и пряную зелень.

Помпезный вид сад приобрел при Анне Иоанновне. Его расширили, окружили оградой, поставили кованые ворота, построили беседки, установили скульптуры и фонтаны.

Количество фонтанов

В 2021 году исполнилось 300 лет с момента, когда в Петергофе заработали фонтаны. Город украшают 147 объектов, которые работают без насосов. Для этого инженеры построили водовод, плотину, систему шлюзов и прудов. Самыми известными фонтанами считаются «Самсон», «Тритон», «Львиный», «Шахматная гора».

Площадь Петергофа

Обычно город ассоциируют с Большим дворцом, но ансамбль представляет собой сеть строений разной величины и стилей. Площадь Петергофа составляет 414,2 га, на которых расположено 155 музейных объектов.

Петергоф и Екатерина I

Считается, что супруга Петра Великого повлияла на создание города на южном берегу Финского залива. Царь часто путешествовал по морю в Кронштадт, поэтому государыня настояла на том, чтобы супруг построил себе путевой дворец.

Ворота на сайте объявлений

В середине XX столетия у Собственной дачи, которая расположена в Старом Петергофе, пропали ворота. Попытка выяснить обстоятельства по горячим следам результатов не дала. Только в 2016 году обнаружилась пропажа. Ворота пытались продать через сайт бесплатных объявлений за 200 тыс. руб. Позже продавец безвозмездно передал ворота комитету по охране памятников.

Монплезир и павильон Эрмитаж

Дворец «Монплезир» считается уникальным памятником русской архитектуры XVIII века. В строительстве дворца с 1714 по 1723 гг. принимали участие архитектурные таланты, живописцы. Монплезир – комплекс зданий усадебного типа. Фасады здания отличаются простотой и лаконичностью, однако интерьеры гармонично и богато оформлены.

Здание «Эрмитажа» располагается симметрично дворцу «Монплезир», стоит на берегу Финского залива на массивном каменном постаменте, окруженным рвом. Здание построено под руководством архитектора И. Браунштейна в 1722-1725 гг. Строение отличается легкостью архитектурных форм и совершенными пропорциями.

Замечание 4

Петергоф является поистине уникальным архитектурным и культурным наследием России и Санкт-Петербурга.

История Петергофа

До появления города на южном берегу залива располагались финские деревушки, которые в ходе Северной войны были захвачены русскими войсками и впоследствии присоединены к Российской империи. Непосредственно на территории Петергофа находились поселки Куусоя, что в переводе с финского означает «еловая яма», и Похьяёки – «донная река». Южнее этих деревень, на Поповой горе, – поселок Папингондо. Местность позже переименовали на русский манер – Бабий Гон.

Первое упоминание Петергофа приходится на 1705-й. Через 2 года после основания Петербурга Петр I по пути на остров Котлин упоминал в дорожном журнале Петергоф. Тогда это было непримечательное место, которое терялось в плеяде промежуточных станций, построенных для царя по дороге из Петербурга вдоль южного побережья залива.

Путешествовавший по Европе Петр Великий восхищался парижским Версалем. Русский правитель захотел построить нечто подобное на берегу Финского залива. Изначально строительство царской резиденции задумывалось на территории Стрельни, но идею не одобрил Христофор Миних. Инженер-гидротехник объяснил, что из-за особенностей рельефа строительство фонтанов в этой местности чревато затоплением. Поэтому проект перенесли из Стрельни в Петергоф.

В 25 км к юго-западу от Санкт-Петербурга развернулась масштабная стройка. В 1714-м приступили к возведению Большого дворца. Одновременно с ним строился Большой грот с каскадами. Петру Великому принадлежит идея завершить морской парадный въезд в резиденцию дворцом и каскадом с гротами.

При первом российском императоре начали возведение Монплезира. Отдельной страницей путешествия правителя по Европе была поездка в Голландию. В итоге Петр I задумал построить небольшой дворец у водной глади, который напоминал бы ему о визите в страну тюльпанов.

Постепенно строительство развернулось на полную мощь. Вблизи резиденции возводили новые объекты инфраструктуры. В 1721-м основали водяную мельницу, при которой построили Гранильную фабрику. За 300 лет промышленный объект прошел путь от изготовления изделий из камня до производства часов. При Петре работала Купеческая пристань, на которую заходили корабли из Кронштадта и Петербурга.

К предпоследнему году правления первого императора работы по формированию дворцово-паркового ансамбля были почти завершены. К этому моменту возвели Большой дворец и Монплезир, подготовили план Нижнего парка, создали систему фонтанов. Для снабжения гидрологических объектов построили 40-километровый водовод. На его пути лежит 18 прудов-хранилищ, водный ресурс которых составляет 1,3 млн куб. м. Торжественное открытие летней резиденции российских правителей состоялось 15 августа 1723 года.

На первых этапах поселения вокруг дворца возникали хаотично. Государственные крестьяне, составлявшие 90% населения, жили в землянках. Дальнейшее развитие Петергофа началось после смерти Петра Великого.

Немного истории

Ансамбль разработан по личному замыслу Петра I, первый торжественный пуск фонтанов состоялся летом 1723 года. Проект создавался 8 лет и неоднократно дорабатывался. Статуи были деформированы, нуждались в реставрации, поэтому в 1800 году началась замена. Они стали ещё красивее, благодаря царской позолоте и праздничному виду. Огромный урон каскаду нанесли немецко-фашистские захватчики в период Великой Отечественной войны. Центральная часть была взорвана, статуи украдены. Некоторые элементы культурного наследия удалось спрятать и увезти. Большой каскад был отреставрирован в послевоенное время, в 90-х заменялись коммуникации, к 2011 году отремонтированы скульптуры. Реставраторам нужно отдать должное: благодаря им, мы можем любоваться позолоченными статуями, сияющими фонтанами и целостностью грандиозного сооружения!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: