Собор петра и павла, казань: сказочный храм в подарок императору

Из истории

О Петропавловской церкви было известно еще в 1565 году, тогда на этом месте был деревянный храм. С 27 по 30 мая 1722 года в Казань перед Персидским походом приехал Петр Первый, остановившись в доме купца Ивана Афанасьевича Михляева, дом которого находилcя во дворе Петропавловской церкви.

30 мая в доме Ивана Михляева Петр Первый отпраздновал свой 50-й День рождения. В честь этого события и в знак благодарности за передачу ему убыточных Суконных мануфактур Михляев решил построить каменный Петропавловский собор на месте старой деревянной церкви.

В течение четырех лет храм возводился казанскими мастерами по традиционному плану посадских церквей. Но ими не была учтена высота храма и эта ошибка привела к тому, что ночью произошло обрушение свода. Узнав об этом государь прислал в Казань московских мастеров, есть также предположение, что с ними прибыли и флорентийские зодчие. Собор был построен быстро и уже в 1726 году он был освящен во имя Святых Петра и Павла.

За свою историю собор много раз страдал от пожаров, а в 1774 году он был разграблен войском Емельяна Пугачева. Во время пожара 1815 года выгорел нижний храм и северные пределы на 1-м и 2-м этажах. Иконостас уцелел, хотя и сильно пострадал. Реконструкция собора была выполнена в 1824–1825 годы на средства соборного старосты Саввы Зайцева.

К 1880 году стал разрушаться фундамент храма, сильно обветшали многие детали его декора, а колокольня даже начала крениться. Староста Петр Унженин и настоятель храма Петр Малов в 1888–1890 годах организовали реконструкцию, в ходе которой были разобраны старые и построены новые придельные храмы, лестницы и паперти. Под колокольню подвели новый фундамент и были обновлена лепнина на фасадах. Тогда же установили часы на колокольне, выполненные известным часовым мастером Петром Ионовичем Климовым. Это была высокопрофессиональная реконструкция памятника архитектуры, которая позволили сохранить его в почти неизменном виде до нынешних времен.

Собор был закрыт для богослужений в 1939 году и с этого времени он оставался памятником архитектуры, а в 50–80 годы в нем размещался планетарий. Благодаря активности верующих и епископа Казанского и Марийского Анастасия храм был возвращен верующим в 1989 году.

Полезная информация для посетителей

Церковь действующая, и ее двери открыты для верующих и туристов с утра до вечера. Казанский храм имеет статус кафедрального. Вход в него свободный.

По будним дням богослужения проводят в 8:15 и 17:00, а в воскресные дни – в 7:00, 8:40 и 17:00. На храмовой территории работает лавка, где продают церковную утварь и православную литературу.

Туристов просят уважать чувства верующих и соблюдать традиции. Для посещения храма женщинам необходимо иметь длинную юбку, закрытые плечи и покрытую голову. Внутри здания посетители не должны разговаривать громко. Мобильные телефоны лучше выключить.

История создания Петропавловского собора

Дело в том, что деревянный храм Петра и Павла был сооружен на месте сегодняшнего собора уже в 1565 году

Так случилось, что именно около этого деревянного храма в конце 17 столетия появился двухэтажный кирпичный особняк известного казанского промышленника и капиталиста И.А.Михляева. Иван Афанасьевич владел суконной мануфактурой и не только, а дела вел так успешно, что обратил на себя внимание самого императора Петра Первого, неоднократно посещающего Казань

Что же делал в Казани император Всея Руси? Император посещал Казань в связи с первыми азовскими походами. Как и повсюду, Петр искал места для создания российских адмиралтейств, а кроме того, он искал повсеместно возможности материальной базы для развития российского флота и армии. Казань Петр посещал трижды, и именно в последнее его посещение, пришедшееся на конец мая 1722 год

, Петр лично познакомился с передовым и довольно успешным казанским купцом и благотворителем – Иваном Михляевым, который имел суконную мануфактуру, а также кожевенный и винокуренный заводы.

Памятная доска на бывшем дома Михляева напоминает о визитах Петра Первого в Казань

Причем, Петр не просто лично познакомился с владельцем казанской суконной мануфактуры, но и посетил непосредственно производство, которое произвело на царя очень благоприятное впечатление. В результате данного знакомства Михляеву были переданы убыточные казенные мануфактуры, кои он обязался развивать на благо государства.

Побывал Петр Первый и в доме Михляева, который являлся очень интересным образцом гражданской архитектуры в стиле нарышкинского барокко, и который на сегодня является самым старинным гражданским строением Казани. Некоторые историки считают, что Петр Первый останавливался именно в доме Михляева, другие же уверены, что царь жил на галере, а в дом промышленника просто заходил с визитом. Так или иначе, но стены старинного михляевского особняка помнят этого удивительного российского государя.

Сам же Михляев в знак преданности и любви к императору, а также в связи с 50-летним юбилеем царя дал обет – возвести в Казани в честь Петра каменный храм небывалых размеров и удивительной красоты.

И действительно Петропавловский собор стал прекрасным памятником петровской эпохи

Храм начали строить в 1723 году на месте устаревшей деревянной церкви. Но с учетом того, что уникальных архитектурных проектов тогда еще не использовалось, и храм возводился по примеру традиционной посадской церкви – восьмерик на четверике. Единственное, чего страстно желал Михляев, так это возвести храм выше всех имеющихся и высота купола над полом должна была составить почти 40 метров. Однако, для подобного сооружения нужно было произвести дополнительные расчеты, чего казанскими строителями сделано не было, и купольная часть храма рухнула, не дождавшись завершения строительства.

После такого неприятного факта, Михляев обратился за помощью к московским строителям, и к весне 1726 года храм был, наконец, достроен и освящен. Однако, самого императора к этому времени уже не было в живых и Петропавловский Собор стал архитектурно-православным памятником памяти Петра Первого.

Архитектурный ансамбль Петропавловского собора

Основной храм

Архитектурный вид Петропавловского собора не является уникальным и заслуживающим особого внимания. Это самое типовое храмовое строение первой половины 18 столетия, состоящее из четверика, высокого восьмерика, галереи-гульбища и граненой карандашеподобной Колокольни. Общие очертания этой новой храмовой вертикали являлись традиционным продолжением уже существующей Спасской башни Казанского Кремля.

Внешний вид Петропавловского собора был достаточно традиционен

Но особую прелесть придает Петропавловскому собору его декоративное убранство, насыщенное многочисленными полихромными росписями и лепнинами. Резные орнаменты, виноградные лозы, травы, резьба оконных колонок и полуколонок – все эти удивительные сочетания плавно перетекающих друг в друга орнаментов производят неизгладимое впечатление на туристов. Самым нарядным и богатым на присутствие лиан является восьмерик.

Особое внимание туристы обращают на Парадную лестницу. Дело в том, что северный фасад храма, выходящий на Кремлевскую (тогда Воскресенскую) улицу, был изначально главным фасадом

От него можно было дойти до Спасской башни Кремля, Гостиного двора и Ивановской площади (ныне Площади 1 Мая). Парадная лестница полностью погибла в пожаре 1815 года и была восстановлена только к 80-м годам 19 века.

Первая Парадная лестница погибла в пожаре 1815 года

Южный фасад храма был оформлен коленчатой лестницей. Открытая галерея-гульбище огибает храмовое строение с северной и западной сторон. Поскольку северная сторона храма со временем была застроена жилыми домами, то главный вход в храм сегодня оказался с южной стороны.

Кроме внешних деталей удивительного растительного декора, туристов привлекает и внутреннее оформление храма, часть из которого чудом сохранилась до наших дней. Прежде всего, в Петропавловском соборе интересен семиярусный резной иконостас. Его удивительная высокохудожественная резьба, сочетающая в себе детали трав, цветов, фруктовых деревьев, виноградных лоз, была выполнена в 19 веке мастером Гусевым и покрыта позолотой.

Иконостас Петропавловского собора поражает богатством резного декора

Нижний теплый храм был оформлен менее художественно и его одноярусный иконостас был утрачен. Всего Петропавловский храм имел изначально четыре престола – два в верхнем храме и два в нижнем храме. Но, впоследствии функционировали только два основных престола – Верхний Петра и Павла и Нижний – Сретения Господня.

Колокольня

Шестиярусная Колокольня высотой почти 50 метров появилась рядом с собором практически сразу же. Ниши второго яруса были украшены скульптурами Евангелистов, а декоративное убранство Колокольни полностью соответствовало декору собора. В оформлении окон здесь присутствовали сине-желтые звездоподобные изразцы, все ярусы были украшены белокаменными кокошниками.

Колокольня Петропавловского собора очень гармонично соседствует рядом с храмом

Во время реставрации, проведенной в конце 19 столетия, Колокольню украсили часы мастера П.Климова и десять колоколов. На многих колоколах, находящихся здесь в первой половины 19 столетия, имелись барельефные иконописные изображения. Все дореволюционные колокола были утрачены, и сегодня Колокольня имеет трехтонный колокол ярославского производства.

Часы Колокольни продолжают отмерять время жизни города и самого собора

Дом Михляева

Сегодня этот уникальный дом гражданского строительства является самым старинным жилым особняком конца 17 столетия. Этот дом, который посещал Петр Первый и в котором он по преданию отмечал свое 50-летие, принадлежал предпринимателю И.Михляеву, а затем к родне со стороны жены – семье Дрябловых.

Чудом сохранившийся Дом Михляевых ждет своего возрождения

В советские времена исторический дом Михляева стал собственностью казанской швейной фабрики №4, и почти был утрачен.

Архитектурный ансамбль

В Петропавловском соборе 2 храма – верхний и нижний, открытая галерея, лестница с множеством ступеней и колокольня. Фасады украшены рельефными растительными орнаментами.

Высота колокольни без креста – 49 метров. До революции на колокольне было 10 колоколов, все они были уничтожены. В настоящее время установлен новый трехтонный колокол ярославского литья. Но главным украшением храма был его великолепный 7-ярусный иконостас 25-метровой высоты, выполненный в технике золоченой барочной резьбы. Царские врата иконостаса – в технике сквозной резьбы.

Петропавловский собор был одним из самых известных казанских храмов. Все российские императоры (начиная с Екатерины Второй) посещали этот храм. Все они побывали в Казани, кроме Николая Второго. В храме побывал Александр Сергеевич Пушкин, здесь пел в хоре юный Федор Шаляпин.

Еще экскурсии сюда:

Купеческая Старо-Татарская слобода — это исторический район Казани, расположенный на правом берегу… Купеческая Старо-Татарская слобода

1

8

по договорённости

Новые ежедневные, авторские экскурсии по трём маршрутам! Стоимость экскурсии — 700 рублей с… «Встречаемся на Кольце»

2

6

по договорённости

Беговая экскурсия пройдет по самым интересным, красивым местам исторического центра города. Во… Беговая (для спортивных и активных туристов) — по достопримечательным местам Казани!

9

по договорённости

Сказочный терем

Петропавловский собор – огромный, словно уходящий вглубь неба, яркий, праздничный и нарядный. Роскошный храм, стоящий на возвышенности, виден издалека.

Внешний облик

52-метровый собор стоит на высоком подклете – цокольном этаже, который является тёплым храмом. С западной и северной стороны подклета к зданию примыкает аркада галереи, крыша которой служит гульбищем-террасой с двумя широкими лестницами.

Аркада – это непрерывный ряд равных арок, опирающихся на колонны. Галерея – крытое длинное светлое помещение, в котором одна из продольных стен заменена колоннами.

Фасады собора оформлены одинарными и спаренными лопатками (вертикальным плоским и узким выступом стены) и пилястрами (выступ на стене, который изображает колонну), а также полуколоннами (части колонн, выступающие из плоскости стены наполовину) и наличниками.

Пышная лепнина, характерная для стиля барокко, заменена охристо-жёлтым фоном фасадов с голубыми, зелёными, белыми и красными деталями. В феерию цветов вплетаются 87 живописных икон в резных узорных рамках, расположенных в простенках между окнами. По углам собора – фигуры ангелов в полтора человеческого роста.

Нишу на восточном фасаде собора занимала большая икона «Богоматерь на троне в окружении святых». Иконы, «писаные по жести», украшали входы в храм.

Стены по периметру собора венчают керамические изразцы. Пышное оформление завершает шахматное покрытие крыш и куполов. Килевидные очертания глав храма украшены ажурной бахромой из жести.

Барочный стиль выражает настенная роспись и лепнина в виде фруктово-цветочных букетов. Виноградные лозы со свисающими гроздьями ягод обвивают стволы колонн. На фоне яркой раскраски фасадов – ветки лепного орнамента с персиками, яблоками, грушами и сливами, Перемешанные с травами, цветами и листьями, они покрывают грани фасада и плоскости по сторонам окон, делая собор изысканным и незабываемым.

Интерьер собора

Собор состоит из верхнего и нижнего храмов. В верхний храм ведёт высокая и широкая лестница, поднимаясь по которой человек чувствует приближение праздничного торжества.

Главный летний храм, расположенный на втором этаже, освящён во имя святых апостолов Петра и Павла. Тёплый храм на первом этаже – в честь Сретенья Господня. Два придельных храма на первом этаже – в честь чудотворной иконы Божьей Матери «Живоносный источник» и «Неопалимая Купина».

Интерьер храма поражает пышностью. Большое пространство по центру собора позволяет видеть алтарь отовсюду. Свет, идущий сверху вниз, освещает позолоченные фигуры святых под куполом. Окна – из слюдяного стекла, чугунный пол, на стенах – фрески.

Яркие архитектурные узоры с обилием цветов, ветвей и гроздьев ягод – на потолке и стенах собора. Особая фишка убранства – внезапные ангелы, скрывающиеся в пышном орнаменте, который не смотрится вычурно, а создаёт ощущение благодати и праздника. Свод главного купола возносится вверх, освещает храм пятиярусное паникадило. В ковре растительных узоров – картины с библейскими сюжетами.

Иконостас

Великолепное украшение Петропавловского храма – семиярусный иконостас верхней церкви, созданный во времена Петра I, высотой 25 метров. Иконостас с четырёхэтажный дом, полностью занявший стену центрального помещения, вмещает 84 иконы, написанных на золотом фоне и объединённых единым стилем.

Иконы венчают вырезанные из дерева и сверкающие позолотой переплетения виноградных лоз, цветочных гирлянд и кручёных столбиков. Царские врата украшает позолоченная прорезная резьба – красота во славу Божию.

Ризница

В Петропавловском соборе – богатая ризница:

  • Три напрестольных креста с вставками из жемчуга, богато украшенными изумрудами;
  • Евангелие 1861 года с дробницами – миниатюрными вставками на переплёте книги с синим яхонтом и камнями-самоцветами;
  • Серебряное кадило, пожертвованное основателем собора, по форме повторяющее собор;
  • Богато украшенная церковная утварь, пожертвованная купцом Михляевым;
  • Лжица Петра I – специальная ложка из золота с крестом на конце, используемая во время причащения;
  • Аналойная икона святых апостолов Петра и Павла;
  • Пятиярусное паникадило весом 800 кг, освещающее церковь 40 свечами, –пожертвование купца Михляева.

Интересные факты о соборе Петра и Павла в Казани

Тысячелетняя Казань по праву считается одним из самых толерантных городов бескрайней России. Православный собор Петра и Павла не просто ее жемчужина, это символ ее толерантности и взаимного уважения. Практически все российские императоры, за исключением Николая II, останавливались в главном татарском городе и обязательно посещали собор. Сюда приезжали известные люди со всего мира. Здесь на богослужениях пел великий Шаляпин. Благодаря в том числе церкви Петра и Павла главный татарский город и по сей день являет собой эталон уникального гармоничного существования разных народов России. Вы можете посетить достопримечательность как самостоятельно, так и в рамках обзорной экскурсии по городу, а также сборной экскурсии по религиозной Казани.

Казанский Петропавловский собор расположен по адресу: улица Мусы Джалиля, 21, в центре города.

Расписание богослужений: 8.00 и 17.00 — литургия и вечернее богослужение, 07.00 и 08.40 — ранняя и поздняя литургии в воскресенье и праздничные дни.

Возведение собора

Строить храм он решил рядом со своим домом, где стояла ветхая деревянная Петропавловская церковь. Иван Афанасьевич задумал построить собор, который по размеру и роскошному убранству превзошёл бы все казанские храмы. В 1723 году он рьяно взялся за дело.

Для строительства храма меценат выбрал модный барочный стиль. Собор возводили быстро, но строителей постигла неудача. Здание собора уже царственно возвышалось над центром города, но при выкладке верхнего свода высотное сооружение рухнуло: местные мастера ошиблись в расчётах.

Пётр I, узнав о неудаче, срочно выслал из Москвы бригаду опытных мастеров, которые завершили строительство в 1726 году. Храм-подарок император не увидел, он умер в 1725 году. Вскоре собор освятили. При жизни купец Михляев обеспечил храм всем необходимым и завещал на содержание большую часть своего имущества.

История собора в XVIII-XX веках

Высокий храм несколько раз горел на пожарах. Самые сильные повреждения он получил в середине XVIII века, в 1815 и 1842 годах. Во время пугачевского восстания церковь Петра и Павла разграбили.

Пострадавший храм восстанавливали всем миром. Особенное усердие в этом проявили прихожане и церковные старосты. На собранные народом деньги были заново отстроены пределы, отреставрирован иконостас и иконы на железных листах, которые украшали фасады церкви.

В 1864 году жители города пожертвовали большую сумму на капитальное восстановление интерьеров любимого собора. На эти средства мастера сделали новую резьбу на иконостасе, написали иконы и заменили утраченную во время пожаров лепнину.

В 1889-1890-х годах была проведена полная реставрация фасадов здания. Стены собора и колокольню поставили на новый каменный фундамент. Строители заново сложили из кирпича двухэтажный северный предел. Галерею оформили затейливыми изразцами, в окна вставили разноцветные стекла. В это же время двор замостили булыжником, а внутри собора было сделано печное отопление.

Самый известный православный храм города пользовался вниманием всех, кто приезжал в Казань. На службах в соборе бывали многие российские цари, общественные деятели, министры и писатели

Об красивом храме писали Александр Дюма и Александр Пушкин.

После революции церковь не закрыли для верующих. Когда в стране началась активная антирелигиозная кампания, настоятель храма Андрей Боголюбов был арестован. Власти узнали, что протоиерей просил эмигрировавшего в Китай церковного старосту помочь собору деньгами. За это его обвинили в деятельности против Советского государства, осудили и отправили в лагерь. В расчет не приняли даже то, что священнослужитель происходил из обычной крестьянской семьи и ему уже исполнилось 67 лет.

В 1930-е годы храмы в городе закрывали один за другим, поэтому в собор Петра и Павла стали приходить верующие из Грузинской церкви, Феодоровской и Казанско-Богородицкой обителей. Люди приносили сюда чудом спасенные иконы, хоругви и церковную утварь.

Городские власти хотели закрыть храм и отдать добротную каменную постройку под книгохранилище, клуб или антирелигиозный музей. Наконец, в 1939 году здание переделали под партийный архив. В это же время мародеры разграбили усыпальницу ктитора храма – купца Михляева. С 1960-е годов внутри бывшего собора располагались планетарий, мастерские реставраторов, биллиардная и конференц-зал.

Верующим собор вернули одним из первых в городе – в конце 1980-х годов. В 1989 году многострадальный храм освятили. Старинная церковь выглядела плачевно и местами представляла собой настоящие руины. Потребовалось много времени сил и средств, чтобы привести ее в порядок. Профессиональные реставраторы и строители убрали мусор, восстановили кирпичную кладку, исправили кровлю, воссоздали разрушенные фасады и резьбу на иконостасе храма.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: