Калуга. собор георгия победоносца «за верхом»

Святыни

  • Частица ризы Пресвятой Богородицы, которая находится в небольшом ковчежце, хранящемся в алтаре. Каждый воскресный день, после Божественной литургии, ковчежец торжественно выносится из алтаря священником на середину храма, где совершается молебное пение Пресвятой Богородице «пред частицею Ея честныя ризы».
  • В храме находится около 300 частиц мощей святых угодников Божиих. Часть их помещена в мощевике, находящемся в храме у левого клироса. Остальные святыни обретаются в ковчежце находящемся в алтаре. Для поклонения ковчежец выносится из алтаря в дни празднования святых, мощи и святыни коих в нем находятся.
  • В храме также находится много святых икон.

Архитектурная уникальность и устройство храма

Стройные постройки двухэтажного каменного храма с богатыми архитектурными деталями, ярким дизайном издалека привлекают внимание прихожан и гостей Калуги. В основу архитектуры храмовых построек положено московское барокко

В основу архитектуры храмовых построек положено московское барокко.

Ещё интересные статьи о православии:

На втором этаже собора находится церковь Воздвижения. Главный придел Георгия Победоносца располагается на первом этаже, на южной стороне строения проводятся богослужения в церкви иконы Богородицы «Утоли Мои Печали». На севере — придел Иоанна Крестителя.

Архитектура колокольни Георгиевской церкви в Калуге поражает своей неповторимостью.

  • На трехъярусном четверике располагаются колокола восьмигранной звонницы, расположенные под шатровым покрытием.
  • Наличие двойных четырехугольных и закругленных проемов придает колокольне особого величия. Небольшие колонки служат украшением наличников.
  • Русский стиль архитектуры использован при постройке входных порталов верхней и нижней церквей. Использование витых колонок, резных крестов, ставен на окнах подчеркивают уникальность храмовой архитектуры.
  • Пять глав церкви украшены гранеными барабанами, украшенными куполами луковичной, шлемовидной формой.
  • Ползучие арки ранее украшали лестничные пролеты с севера и юга, на данный момент их заложили. Галереи ограждены глухим парапетом, его кладка украшена фигурными балясинами белоснежного цвета, что особенно выделяется на фоне красной окраски здания.
  • Кресты, заключенные в четырехугольную форму с круглыми дисками по углам, украшают бока контрфорса.
  • Контрфорс, придающий храму древний вид, служит укреплением нижнего яруса.

Интерьер Георгиевского храма

Святыней верхнего храма является иконостас, состоящий из пяти ярусов. Время изготовления его относится к середине восьмидесятых годов XVIII столетия. В основу пышной потолочной резьбы иконостаса положен стиль московского барокко.

Множество святых образов, украшающих верхний иконостас, выполнено индивидуально для него.

Иконы нижнего иконостаса по предположению историков перенесены из деревянной церкви, стоящей на месте теперешнего собора. Именно время написания святых образов Св. Георгия и мученицы Параскевы Пятницы реставраторами отнесено к началу XVII столетия.

Святыни

В соборе находится главная святыня Калужской земли — чудотворная Калужская икона Божией Матери. Из икон нижнего храма особо почитаются: икона Божией Матери «Утоли моя печали» (была написана по заказу купца Сысоева, получившего чудесное исцеление за границей в Кенигсберге), икона святителя Николая Чудотворца, икона Спасителя, иконы великомученика Георгия, святых мучеников Гурия, Самона и Авива, великомученицы Параскевы Пятницы.

В верхнем храме одной из почитаемых является Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1740 г. иконописцем Семеном Фалеевым. В алтаре хранились: напрестольный крест с частицами мощей девяти Печерских святых.

Святыни собора

Нескончаем поток паломников и прихожан к чудотворной иконе «Калужская».

В нижних церквях находятся храмовые святыни:

  • Богородицы «Утоли Мои Печали»,
  • святого Николая Угодника,
  • Спаса,
  • Георгия Победоносца,
  • святой Параскевы и другие.

Уникальной святыней Георгиевской церкви является святой образ Богородицы, которую написал в 1740 году иконописец Семен Фалеев.

Святые мощи угодников из Киево-Печерской лавры хранятся в напрестольном кресте.

Чтятся в калужской святыне мученики Гурий, Авив и Самон, пострадавшие за христианскую веру и принявшие мученическую смерть в разные года раннего христианства.

Калужский Музей Изобразительных искусств


Калужский Музей Изобразительных искусств.
93

Областной художественный музей был открыт в Калуге после революции 1917 года. Основу экспозиции составила коллекция произведений искусства, собранная калужским доктором Н.И. Васильевым и подаренная им городу. Собрание пополнили скульптуры и живописные полотна из национализированных после революции дворянских усадеб.

Экспозиция музея расположена в хорошо сохранившемся поместье Билибиных-Чистоклетовых. Главное здание признано памятником архитектуры начала XIX века и объектом культурного наследия России. Оно считается одним из лучших образцов классической архитектуры в Калуге. Музейная коллекция представлена старинными иконами, древними деревянными скульптурами, западноевропейской графикой и живописными полотнами выдающихся русских художников: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.К. Айвазовского, В.Д. Поленова, А.К. Саврасова.

Адрес: Калужский Музей Изобразительных искусств, улица Ленина, Калуга, Россия.

Внутреннее устройство

На первом этаже главный престол освящен в честь Великомученика Георгия, левый придел — во имя пророка Иоанна Предтечи, правый придел — в честь иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали». На втором этаже престол освящен в честь Воздвижения Креста Господня.

Главные святыни
  • икона Калужской Божией Матери. Празднования в её честь совершаются четырежды в год.
  • образ Божией Матери «Утоли Моя Печали»
  • образ Спасителя
  • образ святителя Николая
  • образ великомученика Георгия
  • образ великомученицы Параскевы Пятницы
  • образы мучеников Гурия, Самона и Авива
  • Иерусалимская икона Божией Матери, написанная иконописцем Семеном Фалеевым в 1740 году.
  • напрестольный крест с мощами девяти киево‑печерских угодников

Архитектура Георгиевского храма

Построенный в стиле московского барокко каменный Георгиевский храм в два этажа с колокольней типа шатра виден издалека. Пропорциональное произведение архитектора с четко выраженными деталями русского зодчества притягивает взгляд. Собор в виде полукорабля, имеет пять голов. Высота строения 43 м, длина 32 м.

На втором этаже установлены на романских арках галереи. Они пропускают свет к первому этажу через окна. Галереи накрыты крышей. Крыша установлена на пяти колоннах в виде четырёхугольников. Изначально пространство в галереях задумано пустое. Но в послевоенные годы установили стёкла. К второму этажу и к галереям с двух сторон ведут лестницы. Балясинами в виде кубиков украшены перила лестниц. Изначально вход в церковь был под колокольней. Сейчас входная арка заложена кирпичом.

Стены второго этажа снаружи имеют украшение в виде крестов. Храм имеет ограждение в виде кирпичного зубчатого пояса. Обустроены голосники в верхних частях стен. Кровля сделана в форме шатра, имеет четыре ската. Сверху выполнены 5 главков.

Сверху фасадов установлены кокошники. Они закреплены конхоидальными вставками. Алтарь просторен и разделён на три части одного помещения. Двери верхнего и нижнего храма одинаково отделаны мячковским камнем в русском стиле. Они не подвергались реставрации и окраске. Остались в том виде, что и много лет назад.

Внутреннее устройство

На первом этаже главный престол освящен в честь Великомученика Георгия, левый придел — во имя пророка Иоанна Предтечи, правый придел — в честь иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали». На втором этаже престол освящен в честь Воздвижения Креста Господня.

Главные святыни

  • Икона Калужской Божией Матери. Празднования в её честь совершаются четырежды в год;
  • Образ Божией Матери «Утоли Моя Печали»;
  • Образ Спасителя;
  • Образ святителя Николая;
  • Образ великомученика Георгия;
  • Образ великомученицы Параскевы Пятницы;
  • Образы мучеников Гурия, Самона и Авива;
  • Иерусалимская икона Божией Матери, написанная иконописцем Семеном Фалеевым в 1740 году;
  • Напрестольный крест с мощами девяти киево‑печерских .угодников.

Категория:Церкви КалугиЗарегистрированные пользователи могут принять участие в написании статьи и получить вознаграждение.

История Свято Георгиевского собора

Свято Георгиевский соборный храм с 1926 по 1999 год был кафедральным, то есть главным в Калуге.

С 1934 по 1937 г. в Георгиевском соборе служил священномученик Августин (Беляев). В суровые для Русской Церкви годы Августин собственным примером учил людей вере и бесстрашию. Люди шли в Свято Георгиевский храм с украшениями и цветами. В Георгиевском кафедральном соборе на фоне разрушения церквей, при помощи Августина, продолжалась духовная жизнь, проводились таинства. Такой уклад не нравился атеистически настроенной хунте. 23 ноября 1937 г. священномученика Августина расстреляли сотрудники УНКВД Тульской области. Вместе с Августином арестованы и расстреляны:

·протоиерей Иоанн Сперанский,

·протоиерей Павел Семеновский,

·протоиерей Иоанн Остроглазов,

·священник Василий Макаров,

·священник Афанасий Любимов,

·священник Александр Покровский,

·псаломщик Бабичев А.К.,

·диакон Василий Становов,

·староста Тащина З.М.,

·регент Виноградов А.Ф.,

·член церковного совета Филатова Е.А.,

·Сухов М.П.,

·певчий Смирнов.

С 1937 по 1942 г. в Калужском соборе часто менялись настоятели. Когда владыку Августина и его соратников расстреляли, в Георгиевском соборе совершали службы служители разных церквей города: священники Николо-Козинской церкви — протоиерей Александр Кедров и архимандрит Иоанникий (Дмитриев), впоследствии арестованный по делу Августина.

За многие годы существования храма произошло частичное обветшание здания снаружи и изнутри.

В 1950 году в Свято Георгиевском соборе к празднованию тысячелетия Крещения Руси выполнен капитальный ремонт:

·отремонтирован купол,

·отреставрирована роспись на стенах,

·стены снаружи оштукатурены и покрашены,

·сделан ремонт кровли,

·заменён центральный крест над куполом, покрытый позолотой.

·На западной стене алтаря нарисовали живописные росписи: в центре — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, справа — Георгий Победоносец и преподобный Пафнутий Боровский, слева — Лаврентий Калужский и преподобный Тихон Калужский.

В 1960 году собору присвоили статус памятника архитектуры и градостроительства республиканского значения.

После долгого перерыва, в сентябре 1990 г., при храме открылась первая в Калуге воскресная школа. Раньше приходская школа работала при соборе до 1918 года.

История

С этим домом связано 29 лет жизни учёного. Здесь им были написаны десятки важнейших работ по воздухоплаванию, авиации, реактивному движению, космонавтике и другим направлениям теоретической науки.

К. Э. Циолковский приобрёл этот дом весной 1904 года. Тогда дом был одноэтажным и имел одну жилую комнату. Весной 1908 года вследствие сильного наводнения дом серьёзно пострадал. Пришлось делать ремонт. Одновременно был пристроен второй этаж, где разместился рабочий кабинет учёного, и веранда, где была устроена его мастерская.

Последние два года своей жизни Константин Эдуардович жил в доме № 1 по улице Циолковского, который был подарен учёному Калужским городским советом в связи с его 75-летием.

19 сентября 1935 года Циолковский умер. Спустя год, 19 сентября 1936 года в доме был открыт музей. Первая экспозиция носила научно-мемориальный характер. Она рассказывала о наиболее важных направлениях творчества учёного.

Работа музея прервалась осенью 1941 года, когда Калуга была оккупирована фашистами. В доме поселились немецкие солдаты. Несмотря на то, что часть наиболее ценных экспонатов сотрудникам музея и родным учёного удалось спасти, огромной утратой было уничтожение многих мемориальных предметов, книг, фотографий. Сразу после освобождения Калуги в музее были начаты ремонтно-восстановительные работы и вскоре посетители снова переступили его порог.

Важным этапом в работе Дома-музея К. Э. Циолковского стал 1957 год. Страна отметила 100-летие со дня рождения учёного. К этому времени научно-технический раздел музея получил от Академии Наук СССР новую экспозицию, подготовленную по инициативе С. П. Королёва. Появились уникальные экспонаты, рассказывающие о претворении в жизнь идей Циолковского.

В 1967 году в Калуге был открыт Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского. Дом-музей стал его мемориальным отделом. Интерьеры дома, надворные постройки, двор и сад были воссозданы такими, какими они были при жизни семьи Циолковских в этом доме. Проект архитектора Г. П. Морозова.

Весной 1968 года музей был закрыт на реставрационно-ремонтные работы, а в октябре того же года открыт с новой экспозицией как биографически-мемориальный музей. Авторы тематико-экспозиционного плана А. В. Костин и В. В. Казакевич, художник-архитектор Г. Н. Билибина, автор проекта реставрации — Т. Д. Дмитрикова. Все помещения музея восстановлены в прежнем виде. Большинство мемориальных экспонатов подлинные, принадлежавшие самому учёному или членам его семьи.

Юрий Алексеевич Гагарин, посетивший Калугу вскоре после возвращения из полёта в космос, записал в Книге почётных посетителей Дома-музея следующее:

Архитектурные особенности и интерьеры

Пятиглавый храм «полукораблем» построен в лучших традициях русского барокко. Двухсветный четверик с примыкающей к нему трапезной стоит на высоком подклете, который с трех сторон окружает живописная галерея. С юга и севера на нее ведут две широких лестницы.

Окна оформлены витыми колонками и резными крестами, а углы здания – группами полуколонок. Вверху на вытянутых граненых барабанах возвышаются небольшие купола, которые характерны для церквей XVIII века. Стройная колокольня поднимается на высоту 43 м.

Вид Свято-Георгиевского собора с улицы Пушкина

В красивом и добротном здании хранятся многие святыни – почитаемая верующими икона Калужской Божьей Матери, образ Божией Матери «Утоли Моя Печали», иконы Спасителя, святителя Николая, великомучеников Георгия и Параскевы Пятницы.

На первом этаже находится главный престол в честь Великомученика Георгия, а на втором – в честь Воздвижения Креста Господня. Левый придел посвящен пророку Иоанну Предтече, правый – иконе Божией Матери «Утоли Моя Печали».

Вид на колокольню Свято-Георгиевского собора

Дом-музей А.Л. Чижевского

Дом-музей А.Л. Чижевского.
121

В Калуге расположен музей, посвященный жизни и деятельности выдающегося ученого А.Л. Чижевского. Семья Чижевских жила в старом двухэтажном доме с 1913 по 1929 год. Именно в его стенах Александр Леонидович написал свои первые научные и поэтические работы. В 2010 году в историческом здании, расположенном на Московской улице, был открыт Дом-музей А.Л. Чижевского.

Сегодня в этом здании размещается постоянная экспозиция, которая рассказывает о жизни профессора, его профессиональной и творческой деятельности. Кроме этого, в собрании музея представлено самое известное изобретение ученого – «люстра Чижевского». В комнатах дома воссозданы интерьеры, в которых проживала семья Чижевских. Здесь же находится небольшая обсерватория.

Адрес: Дом-музей А.Л. Чижевского, Московская улица, Калуга, Россия.

Архитектура

Церковь — пятиглавая, выстроена в форме полукорабля. Двухсветный четверик с примыкающей к нему трапезной поставлен на высокий подклет и окружен с трёх сторон галереей, опирающейся на четыре романских арки с каждой стороны. Четверик огибает поясок, украшенный полосой балясинок и ордерных сухариков и отсекающий декоративные закомары со вставленными в них раковинами. От подклета верхнюю церковь отделяет зубчатая полоса карнизов трехчастной апсиды в 5 кирпичей на угол. Порталы входов в верхнюю и нижнюю церкви выполнены из «мячковского камня» в русском стиле. На окнах витые колонки, а над ними резные кресты; в верхних окнах ставни. Углы церкви выделены группами полуколонок. Пятиглавье представляет собой вытянутые гранённые барабаны с маковицами типичной для XVIII века формы.

На галерею с северной и южной сторон ведут две широкие лестницы на ползучих арках (в настоящее время заложенных). Ограждающий галерею и лестницы, глухой парапет со стороны двора обработан ширинками. Со стороны улицы в кладку парапета вставлены фигурные балясины из белого камня. С галереи на колокольню ведёт внутристенная лестница. Колокольня — с шатровым верхом, представляет собой восьмигранное помещение с колоколами, поставленное на трехъярусный четверик. По всем граням шатра колокольни в четыре ряда расположены двойные, четырехугольные и круглые пролеты слуховых окон. Нижний ярус колокольни укреплен контрфорсом; по бокам его вырезано по кресту, заключенному в четырехугольник, по углам которого по круглому диску, так что кресты окружены четырьмя дисками.

История

Строительство собора в XVIII веке

Ранее на месте собора находилась деревянная церковь, именуемая в описи 1626 года — «Георгия за старым острогом» (однако тут не исключена путаница с двумя другими Георгиевскими церквями), а в описи 1685 года — «Георгия на песку 6 колоколами».

Современный каменный двухэтажный собор был сооружен в 1700—01 годах на средства купцов Коробовых. Иконы из деревянного храма были перенесены на нижний этаж новой. Первоначально приход состоял из 75 домов, причт — из священника, дьякона и двух дьячков. В приходе церкви состояли такие известные калужские семьи как Коробовы, Билибины, Гончаровы, Вяземские, Золотарёвы и Носовы.

Из семи колоколов, висевших на колокольне, один был отлит в 1739 на Невьянских заводах Демидова, а другой — в 1785 на заводе Ассона Струговщикова в Москве. В 1766—67 в церкви проведены крупные ремонтные работы, расписан верхний храм (впоследствии роспись неоднократно подновлялась), установлен пятиярусный липовый иконостас и переделаны купола, пострадавшие во время пожара. В 1776 году галерея второго этажа покрыта кровлей.

Собор в XX веке

В начале XX века был расписан нижний храм. После Великой Отечественной войны полностью застеклена галерея.

С 1926 по 1999 год храм выполнял функцию кафедрального собора. После ареста калужского архиепископа Августина (Беляева) в сентябре 1937 года, службу в соборе некоторое время проводили священники Николо-Козинской церкви, в числе которых был Иоанникий (Дмитриев), также вскоре арестованный и приговорённый к расстрелу. В феврале 1940 года собор был ненадолго закрыт. В 1950 году в соборе был тщательно заделан купол, подновлена роспись и промыта и восстановлена стенная живопись.

Современная история

В 1988 году к празднованию тысячелетия Крещения Руси в храме был произведен ремонт: здание подштукатурено и окрашено в красный цвет, перекрыта крыша, над главным куполом установлен новый крест, на западной стене алтаря выполнены новые росписи, иконостас, киоты и все храмовые иконы отреставрированы. В 1999 году титул кафедрального вернулся восстановленному Свято-Троицкому храму, однако церковь Георгия «за верхом» сохранила статус собора.

Собор имеет приделы:

  • один придел на верхнем этаже — во имя Воздвижения Креста Господня;
  • три придела на нижнем этаже:
  • главный — во имя великомученика Георгия Победоносца;
  • южный — во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали»;
  • северный — во имя Иоанна Предтечи.

Надписи на стенах верхнего храма указывают на роспись, сделанную в 1766-1767 годах. Время от времени росписи и надписи подвергались обновлению иконописцами Калужской епархии.

Ярким примером архитектурного стиля 17 века является колокольня Георгиевского собора. Восьмигранный звон установлен на трехъярусным четверике. Сверху сделана шатровая кровля, на которой проделаны слуховые окна в виде круглых и двойных четырехугольных пролетов. Снизу колокольня имеет вид крепостной стены, распространённой в древности.

Рядом расположены достопримечательности:

  • Каменный мост;
  • Гостиные ряды;
  • Калужский объединённый музей — заповедник;
  • Калужский областной художественный музей;
  • Палаты купцов Коробовых.
  • Свято-Троицкий кафедральный собор;
  • Городской парк культуры и отдыха;
  • Присутственные места;
  • Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы на рву;
  • Шарик — мемориал к 600 летию Калуги.

История возникновения Георгиевской церкви в Калуге

По историческим данным, Свято-Георгиевский храм был воздвигнут в 1701 году купцами Коробовыми, в нем было 2 придела. По неточным данным, ранее на этом месте находилась деревянная церковь, построенная в 1626 году.


Свято-Георгиевский собор в Калуге

На верхнем этаже нововозведенного храма располагалась, как и поныне, Воздвиженская церковь Креста Господнего, которая была расписана в семидесятые годы XVIII столетия. Через сто лет рисунки омыли и обновили, не нарушив качества первоначальной росписи.

В 1824 годы храмовый комплекс достроили двумя приделами, в честь Богородичной иконы «Утоли Мои Печали» и святого Иоанна Предтечи.

Нижний этаж окончательно был расписан только в начале XX века. В 1926 году собору присвоен статус кафедрального, ибо Свято-Троицкий кафедральный храм закрыли.

Советский период

В 1934 году, время особого гонения на Церковь, кафедру возглавлял священномученик Августин (Беляев). На собственном примере владыка проявлял верность христианской вере. В бесстрашии проповедовал Слово Божье, собирая под соборные купола православный народ. Архиерейская кафедра постоянно была украшена цветами от мирян.

Описание храма

Алексея Михайловича

Верхний этаж занимает всего один придел — во имя Воздвижения Креста Господня. В нижнем этаже три придела: главный — во имя великомученика Георгия Победоносца, южный — во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и северный — во имя Иоанна Предтечи. Южный и северный приделы в нижнем храме были устроены в г. Верхний храм расписан, как показывает надпись в алтаре и на стенах, в — гг. В — гг. она была промыта и подновлена, без отступления от древнего письма. Позднее ее также неоднократно подновляли, так что сейчас трудно судить о качестве росписи 20-х гг. XVIII в. Нижний храм был расписан в начале XX в. Трапезная часть нижнего храма вновь расписана в г. иконописцами Калужской епархии.

Пятиярусный иконостас верхнего храма относится к — гг. Его довольно пышная потолочная резьба выполнена в стиле московского барокко. Большинство икон, которые мы видим в иконостасе верхнего храма, были написаны специально для него. В нижний же храм, по окончании строительства каменного собора, иконы для трехъярусного иконостаса были перенесены, по преданию, из прежнего деревянного храма. И если судить по двум реставрированным иконам нижнего храма — великомученика Георгия Победоносца и великомученицы Параскевы Пятницы, датируемым специалистами концом XVI-началом XVII вв. — то это предание можно считать достоверным.

Колокольня Георгиевского собора — один из самых блестящих образцов распространенного в XVII в. архитектурного типа. Трехъярусный четверик легко несет восьмигранный звон, завершенный высоким шатровым верхом. На крыше колокольни симметрично расположены двойные четырехугольные и круглые пролеты слуховых окон. Нижний ярус колокольни укреплен контрфорсом, т.е. поперечной вертикальной скошенной стенкой, придающей архитектуре храма вид древней крепостной стены. Во втором и третьем ярусах есть оконца: два оконца во втором и одно в третьем. Наличники окон украшены небольшими колонками.

Дом дворянского собрания


Дом дворянского собрания.
91

Здание дворянского собрания было построено в 1848 – 1850 годах. Оно возведено в классическом стиле по проекту бывшего крепостного, архитектора П.И. Гусева. Дом дворянского собрания знаменит тем, что в 1866 году в его стенах имам Шамиль вместе со своими сыновьями принял присягу на верность русскому императору после завершения Кавказской войны.

Сегодня здание бывшего дворянского собрания находится в историческом центре Калуги и является объектом культурного наследия. В советское время его помещения занимали Дворец труда и Дворец пионеров, а сегодня здесь находится Центр дополнительного образования детей. Некоторые интерьеры сохранились до наших дней практически в неизменном виде.

Адрес: Дом дворянского собрания, ул. Карла Маркса, Калуга, Россия.

Авторские туры:
Путешествие в небольшой группе, организованное частным независимым гидом

История Свято Георгиевского собора

Свято Георгиевский соборный храм с 1926 по 1999 год был кафедральным, то есть главным в Калуге.

С 1934 по 1937 г. в Георгиевском соборе служил священномученик Августин (Беляев). В суровые для Русской Церкви годы Августин собственным примером учил людей вере и бесстрашию. Люди шли в Свято Георгиевский храм с украшениями и цветами. В Георгиевском кафедральном соборе на фоне разрушения церквей, при помощи Августина, продолжалась духовная жизнь, проводились таинства. Такой уклад не нравился атеистически настроенной хунте. г. священномученика Августина расстреляли сотрудники УНКВД Тульской области. Вместе с Августином арестованы и расстреляны:

·        протоиерей Иоанн Сперанский,

·        протоиерей Павел Семеновский,

·        протоиерей Иоанн Остроглазов,

·        священник Василий Макаров,

·        священник Афанасий Любимов,

·        священник Александр Покровский,

·        псаломщик Бабичев А.К.,

·        диакон Василий Становов,

·        староста Тащина З.М.,

·        регент Виноградов А.Ф.,

·        член церковного совета Филатова Е.А.,

·        Сухов М.П.,

·        певчий Смирнов.

С 1937 по 1942 г. в Калужском соборе часто менялись настоятели. Когда владыку Августина и его соратников расстреляли, в Георгиевском соборе совершали службы служители разных церквей города: священники Николо-Козинской церкви — протоиерей Александр Кедров и архимандрит Иоанникий (Дмитриев), впоследствии арестованный по делу Августина.

За многие годы существования храма произошло частичное обветшание здания снаружи и изнутри.

В 1950 году в Свято Георгиевском соборе к празднованию тысячелетия Крещения Руси выполнен капитальный ремонт:

·        отремонтирован купол,

·        отреставрирована роспись на стенах,

·        стены снаружи оштукатурены и покрашены,

·        сделан ремонт кровли,

·        заменён центральный крест над куполом, покрытый позолотой.

·        На западной стене алтаря нарисовали живописные росписи: в центре — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, справа — Георгий Победоносец и преподобный Пафнутий Боровский, слева — Лаврентий Калужский и преподобный Тихон Калужский.

В 1960 году собору присвоили статус памятника архитектуры и градостроительства республиканского значения.

После долгого перерыва, в сентябре 1990 г., при храме открылась первая в Калуге воскресная школа. Раньше приходская школа работала при соборе до 1918 года.

Архитектура и убранство


Многоярусный иконостас, установленный в 2001 В плане собор повторяет схем латинского креста, внешний декор выполнен в духе классицизма. Четырёхъярусная колокольня, увенчанная шпилем, изначально стояла отдельно с западной стороны, соединённая с храмом отдельным переходом-папертью. Впоследствии переход был застроен. Стены храма были облицованы разноцветным алебастром. Высота колокольни составляла около 70 метров. Иконостас был сделан в стиле ампир и возвышался в проеме арки алтаря примерно на восемь метров. Верхняя его часть была увенчана коринфским ордером, пилястры которого объединяли трехъярусные фланги, а в середине образовывали купольную полуротонду с дугообразной колоннадой, повторявшей изгиб внешней стены апсиды собора. Среднюю часть иконостаса занимала выдвинутая вперед арка с царскими вратами, завершавшаяся ступенчатым аттиком. Эту часть венчал ионический ордер меньшего масштаба с тонкими колоннами, продолжавшийся в иконостасах боковых приделов.

Оригинальный иконостас был утрачен в советское время. Интерьер храма, созданный в 1990—2000-е годы, отличается очень темными по тону росписями «в древнерусском стиле» и имеет многоярусный иконостас.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: