Церковь Воскресения Христова на Дебре
Прогуливаясь по улице Нижняя Дебря, нельзя пройти мимо самого красивого здания, расположенного на ней. Это Воскресенский храм, пленяющий внешней красотой своих форм и расцветкой. Он единственный из сохранившихся посадских религиозных объектов 17 века. Название улицы произошло от густых прибрежных зарослей – дебрей. И место, где стоит церковь-красавица, тоже было покрыто непроходимой растительностью.
Согласно преданию, каменный храм возвели на средства богатого купца Исакова (1645-52 гг.), прах которого похоронен в подклете построенного святилища. Каменное сооружение зиждится на высоком основании. 5 его глав опираются на массивные барабаны, узорчатые башни украшены куполами с крестами. В облике церкви Воскресения Христова воплотились лучшие традиции русского православного зодчества.
Святые ворота на центральном входе можно рассматривать как художественный шедевр каменной архитектуры. Над арочными проёмами надстроено три изящных гранёных шатра, увенчанных главками. Они щедро украшены резьбой многоцветными изразцами. На стенах ворот помещены символы воскресения – фигурки единорога, льва, неясыти, орла и сирены из белого камня. Внутри поражает красота 5-ярусного иконостаса (Трёхсвятский придел) – бесценного памятника прикладного искусства Руси.
Изумляет тонкая деревянная резьба, покрытая позолотой и красками. Здесь есть несколько древних икон и фресок – настоящих шедевров иконописи 17 века. В настоящее время в Воскресенской церкви регулярно проходят различные службы.
Богоявленско-Анастасиин женский монастырь
Эта обитель среди населения котируется как чудотворное место уже несколько веков. Благотворное воздействие на прихожан оказывает главная святыня Богоявленского монастыря – икона Феодоровской Божьей Матери. Ещё в 15 веке на этом месте был построен деревянный мужской монастырь. Руководил строительством ученик Сергия Радонежского преподобный Никита. Через столетие деревянные постройки заменили каменными и к мужской обители присоединили 2 женских – Анастасиин и Крестовоздвиженский (1863 г).
Пройдя через тернии и невзгоды, объединённая обитель стала возрождаться в 1990 году. Из 3-х древних соборов монастыря сохранился Богоявленский кафедральный собор, перестроенный в 1869 г. Необычайно красивое сооружение, восхищающее туристов, сияет золочёными главами. Здесь хранится главная святыня обители – чудотворная икона Феодоровской Божией Матери, переданная сюда в 1991 г.
Помимо неё, в монастыре присутствуют другие мироточащие иконы: Сергия Радонежского, Николая Чудотворца, Казанской Божьей Матери и др. Хранятся мощи святых, в том числе – частички ризы Христа. На сегодняшний день в монастыре находится 4 действующих храма. Кроме Богоявленского кафедрального собора, на территории находятся Смоленская церковь, собор Богоявления и колокольня.
Церковь Ильи Пророка
Старинное каменное церковное сооружение 17 в издавна позиционируется как храм военных. Сведений о строителях основного здания отсутствуют, а высокая 3-ярусная колокольня построена на средства купца Малышева в 1829 г. Иначе 3-главая церковь именуется как Казачий-Ильинский храм, куда приходят действующие военные, отставники, ветераны-афганцы, участники боёв в Чечне.
Недавно была отстроена колокольня, на которую водрузили шпиль с крестом. Это было сделано на добровольные пожертвования военных и актёров, среди которых Борис Галкин. Планируется дальнейшая реконструкция древней святыни. Намечено отстроить четверик храма, на месте бывшей проходной главпочтамта. Уже идёт оформление документов, ведутся подготовительные работы, будут проводиться раскопки. Церковь имеет 3 престола: Ильи Пророка, Божией Матери и св. Алексея, 3-х святителей вселен.
Празднование в честь образа Божией Матери проходит 1 сентября. По традиции накануне нового учебного года в церкви проводится молебен для школьников и студентов. После молебна их благословляют на учёбу, окропив святой водой.
Спасо-Преображенская церковь
Неотразимое впечатление производит на всех белоснежное церковное здание, изящная колокольня с конусообразной звонницей Спасо-Преображенского храма. Особенно красиво строение выглядит летом среди кудрявой зелени на фоне синевы неба. Спасо-Преображенскую церковь воздвигли на рубеже 18 столетия вместо старой деревянной церквушки на общественные пожертвования.
Когда старообрядцам, покинувшим пределы центральной России в период раскола, разрешили вернуться в Кострому в конце 20 века, им отдали этот объект. С 1998 г Спасо-Преображенская церковь стала кафедральным собором местных староверов. Благодаря тексту на фундаментной плите, храму удалось вернуть первоначальный облик. Квадратный четверик основного здания с 3-мя апсидами имеет 5 глав.
Углы украшены небольшими декоративными куполами, а центр увенчан более массивной главкой. Над окнами вылеплены старинные кокошники. На стене входного портала сохранилось изразцовое изображение Георгия Победоносца, пронзающего змея. Внутри под потолком сияют восстановленные фрески.
Архитектурные особенности и внутреннее убранство Спасо-Запрудненской церкви
Двухэтажная одноглавая церковь была выстроена на монастырской территории в середине XVIII века. А часовня, стоящая от нее с востока, по мнению специалистов, датируется второй четвертью XIX века. Храмовая территория с середины XIX века обнесена оградой, в которой в западной стороны есть Святые ворота и четыре угловых башенки. Ограда по церковному участку имеет прямоугольную форму и скругленную стену с востока.
Издалека заметно, что основное здание храма отличает стилевая разнородность. Это стало последствием проводимых на протяжении долгого времени переделок и реставраций. Храм «восьмерик на четверике» выполнен в стиле нарышкинского барокко, а более позднее строение — колокольню возвели в традициях классицизма. Кроме того, церковные фасады нижней части храма и трапезной при переделке наделили чертами эклектики.
Примечательно, что внутри нижняя часть храма имеет очень необычную структуру. Капитальная стена разделяет пространства для молящихся и алтарную абсиду на неравные по ширине части. И образованные такой планировкой северный и южный приделы имеют коробовые своды. На второй этаж церкви ведет одномаршевая лестница.
Внутренний декор, подобно самому храму, очень разностилевой, поскольку художественное оформление помещений делалось в разное время. Настенные росписи второго этажа и трапезной проведены в середине XIX века маслеными красками и позже многократно подновлялись. Художники, сделавшие их, работали в манере академического письма и писали фрески на иконографической основе.
Главный иконостас по форме напоминает силуэт трехглавого храма. Его основа имеет голубой цвет, а элементы декора позолочены. Иконостас был вырезан костромскими мастерами в конце XIX века. Тем же временем датируются и написанные для него иконы. Только «Нерукотворенный Спас» имеет более раннее письмо и перешел в каменную церковь из древнего деревянного храма – самого первого монастырского строения.
Храм Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова
Рядом с Ипатьевским монастырём, в бывшей Богословской слободе, расположен ещё один древний религиозный объект – церковь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Сегодня это культурно-исторический памятник17 в федерального значения. Каждый новый век вносил изменения в облик храма. В 18 веке пристроили южное крыльцо, с 3-х сторон огородили кирпичной стеной с 2-мя воротами.
В 19 веке добавили ограду с запада и возвели трапезную. Реконструкции продолжались и в советские годы. Как не залюбоваться ажуром решётки в стиле барокко, круглыми шапками куполов, стройной башней колокольни. Здесь всё поистине прекрасно. Внутренние интерьеры радуют глаз настенными фресками 18 века, над которыми трудились лучшие мастера-изографы города. После косметической реставрации стенопись сохранила первозданный вид.
Росписи изображают 4 сюжетных линии: Страсти Христовы, Христология, Акафист Богоматери, деяния апостола Иоанна Богослова. Росписи северной стены посвящены Николаю Чудотворцу. Фрески южного крыльца (конец 19 века) иллюстрируют жизнь Богослова и апокалиптические сюжеты. Сохранилась форма иконостаса 19 века, среди икон немало подлинников. Церковь Иоанна Богослова – яркий образец костромской архитектуры 17 в и художественных росписей 18 в.
Современное состояние и режим посещения
Спасо-Запрудненская церковь – действующая. Ее побеленное здание очень живописно смотрится на высоком берегу Запрудни и является памятником истории и культуры федерального значения. Богослужения здесь проходят в 8.00 и 17.00. При церкви создана воскресная школа и библиотека для прихожан.
Храм имеет пять приделов и отмечает несколько престольных праздников: 25 января, 24 февраля, 28 июля, 29 августа, 8 сентября и 20 октября. Главный церковный престол посвящен Нерукотворенному Образу Господа Иисуса Христа. Особо чтимыми святынями этой церкви считаются чудотворная икона Спаса Нерукотворенного, место погребения блаженной Дарьюшки, а также частицы мощей христианских святых. Ежегодно 29 августа сюда съезжается много паломников на большой праздник, посвященный чудотворной иконе Федоровской Божией Матери, и проходит большой крестный ход.
Храм во имя святых мучеников Александра и Антонины в Селище
Этот религиозный объект уникален тем, что он единственный в мире, посвящённый святым Александру и Антонине Римским. Интересна история его появления в селе Селище, вошедшего в черту города в 1932 г. В церковной летописи (1870-1917 гг.) описано древнее поверье о том, как во время поездки именитого вельможи с беременной женой она родила двойню именно на этом месте.
Произошло это событие 23 июня (по новому стилю), в день римских святых. Сыну дали имя Александр, а дочери – Антонина. Благодарный отец (подразумевается Захарий) в знак благодарности построил здесь деревянную церковь в честь святых. Сегодня церковь в бело-голубых тонах смотрится великолепно. Каменное здание взамен деревянной постройки в Селище было возведено в 1779-86 гг.
Каждый год сюда в Александров день привозили чудотворную Феодоровскую икону. В период гонений на русское православие храм не был закрыт, благодаря ходатайству прихожан. В 90-е годы 20 столетия Александро-Антонинская церковь получила новое развитие. Установили новый колокол весом 16 пудов, привезли 12 колоколов поменьше, открыли воскресную школу.
В наши дни в святилище хранится образ Николая Чудотворца, частицы мощей св. Климентия, Пантелеймона, Ф. Ушакова и Валериана. Туринский иеромонах вручил храму главную реликвию – частичку мощей Александра.
Церковь Спаса на Запрудне
Практически каждый религиозный объект города окутан легендами, связанными с именами святых. Яркий пример – церковь Спаса на Запруде. Об истории его появления бытует поверье о Феодоровской иконе Божьей Матери. Её образ явился князю Василию Ярославичу (младший брат А. Невского) в середине 13 столетия на берегу р. Запруда. Здесь и построили церковь и монастырь, позже заменив деревянные строения каменными.
На прилегающем к святилищу кладбище захоронены представители знатных костромских семей. Территория Спасо-Запрудненского храма обнесена кирпичным забором с угловыми башенками и арочными воротами. Внутри хранится немало святынь: мощевые частички святых: Агапита, врача Печерского; блаженного Августина и др. Главный символ поклонения – икона Спаса Нерукотворного.
Текущо състояние и режим на посещение
Спасо-Запрудненска църква — действа. Побелената му сграда изглежда много живописно на високия бряг на Запрудня и е исторически и културен паметник с федерално значение. Службите се провеждат тук в 8.00 и 17.00. Църквата разполага с неделно училище и библиотека за енориаши.
Храмът има пет параклиса и празнува няколко покровителски празника: 25 януари, 24 февруари, 28 юли, 29 август, 8 септември и 20 октомври.Основният църковен трон е посветен на Образа на Господ Исус Христос, който не е направен с ръце. Особено почитани светилища на тази църква са чудотворната икона на Спасителя Не е направен от ръце, мястото на погребението на благословената Дарюшка, както и частици от мощите на християнските светци. Всяка година на 29 август много поклонници идват тук за голям празник, посветен на чудотворната икона на Федорова Богородица, и се провежда голямо шествие.
Свято-Серафимовская церковь
Новый религиозный объект появился в м/районе Малышково совсем недавно. Свято-Серафимовская церковь, построенная в римском стиле, спроектирована архитектором в 1994 г. Тогда был заложен первый камень в её фундамент, но началось возведение только в 2003 г. Прихожане посещали старый храм, располагавшийся в бывшей земской школе – историческом памятнике 1907 г.
После пожара 2008 г. деревянное здание сгорело. Только после этого строительство продвинулось, и в январе 2015 года состоялось освящение нового церкви. Архитектор Васильев, проектировавший объект, сделал его в римском стиле. Величественное здание с 5-ю главами, в бежевых тонах, смотрится очень живописно в окружении кудрявой зелени берёз.
Колокольня со шлемовидным куполом и крестом пристроена к боковому фасаду, составляя единое целое. Во внутренних росписях участвовали опытные мастера и художники, сумевшие создать объёмные изображения, несущие духовный смысл. Тематика фресок очень разнообразна: ангелы, лики апостолов, святых, таинства, русские князья и др.
Другие церкви и храмы Переславля-Залесского
В Залесском можно увидеть множество церквей и храмов. Если вы решили ехать в этот город, то обязательно посетите и другие храмы.
Покровская церковь
Посещение возможно ежедневно с 8-00 до 12-00. Церковь интересна как внешним, так и внутренним интерьером. Выполнена в стиле барокко
Обязательно обратите внимание на евангелие 1701 года и напрестольный крест, на котором есть надпись 1758 года
Знаменская церковь
Построена в память о княгине Евдокии, жене Дмитрия Донского. Посещать церковь можно по выходным дням с 8-00 до 14-00.
Святыня интересна тем, что была полностью разрушена советской властью. Через какое-то время на этой земле был открыт магазин винных напитков. Позднее молельня была заново отстроена. Стройка длилась около 10 лет и началась в 1999 году.
Церковь Сорока мучеников Севастийских
Открыта для посетителей по субботам и воскресеньям с 7-30 до 23-00. Церковь следует посетить из-за красивых росписей, расположенных в главном и теплом пределах храма. Главный был полностью расписан в 2021 году. Теплый предел расписали в 2013 году.
Никольский монастырь
Был создан в середине 14 века. Принимает посетителей ежедневно с 8-00 до 20-00.
Что интересного хранится в монастыре:
- икона папы Римского с частицей мощей;
- крест Корсунский;
- рака с 84 частицами мощей Киево-Печерских святых.
История Спасо-Запрудненской обители
Приходящийся младшим братом Александру Невскому, костромской князь Василий Ярославович имел прозвище Мизинный, так как был самым младшим в семье. По старинному преданию, однажды в лесу ему была явлена икона Божией Матери. Князь торжественно перенес чудесный образ в главный собор Костромы, а на месте его обретения повелел основать монастырь. Произошло это в середине XIII века. Поэтому историки считают, что созданная обитель была первым мужским монастырем на костромской земле.
Обитель долгое время была небольшой, а все ее строения — деревянными. Самый первый монастырский храм, построенный еще Василием Ярославовичем посвятили Нерукотворенному Образу Иисуса Христа. Только в 1754 году здесь появилась первая каменная церковь. И деньги на ее строительство собирали все прихожане. Согласно преданию, храмовый алтарь устроили на месте соснового пня, где костромской князь впервые увидел чудотворную икону.
Спустя 6 лет на территорию обители перевели Костромскую Духовную семинарию. С приходом семинаристов жизнь в монастыре преобразилась. Для нужд учеников и преподавателей выстроили несколько деревянных корпусов и красивую Введенскую церковь. А первый этаж каменного храма отдали под аудиторные занятия и библиотеку.
Однако вскоре (1764 г.) монастырь упразднили, и семинария стала использовать все монастырские строения. Она просуществовала в обители чуть более полувека – до пожара, случившегося зимой 1813 года. Огонь уничтожил сделанный из дерева учебный корпус, и семинаристов вынуждены были перевести в Богоявленский монастырь.
За время своего существования в Запрудне семинария оставила заметный след и выпустила немало образованных священнослужителей и среди них – Михаила Диева, ставшего крупнейшим церковным историком Костромского края, и Федора Голубинского, занявшего в последствие должность профессора Духовной Академии в столице. С семинарией также тесно переплетена судьба священников их семьи Островских. Ее закончил дед известного русского писателя А.Н. Островского, автора сказки о Снегурочке.
Архитектурные особенности и внутреннее убранство Спасо-Запрудненской церкви
Двухэтажная одноглавая церковь была выстроена на монастырской территории в середине XVIII века. А часовня, стоящая от нее с востока, по мнению специалистов, датируется второй четвертью XIX века. Храмовая территория с середины XIX века обнесена оградой, в которой в западной стороны есть Святые ворота и четыре угловых башенки. Ограда по церковному участку имеет прямоугольную форму и скругленную стену с востока.
Издалека заметно, что основное здание храма отличает стилевая разнородность. Это стало последствием проводимых на протяжении долгого времени переделок и реставраций. Храм «восьмерик на четверике» выполнен в стиле нарышкинского барокко, а более позднее строение — колокольню возвели в традициях классицизма. Кроме того, церковные фасады нижней части храма и трапезной при переделке наделили чертами эклектики.
Примечательно, что внутри нижняя часть храма имеет очень необычную структуру. Капитальная стена разделяет пространства для молящихся и алтарную абсиду на неравные по ширине части. И образованные такой планировкой северный и южный приделы имеют коробовые своды. На второй этаж церкви ведет одномаршевая лестница.
Внутренний декор, подобно самому храму, очень разностилевой, поскольку художественное оформление помещений делалось в разное время. Настенные росписи второго этажа и трапезной проведены в середине XIX века маслеными красками и позже многократно подновлялись. Художники, сделавшие их, работали в манере академического письма и писали фрески на иконографической основе.
Главный иконостас по форме напоминает силуэт трехглавого храма. Его основа имеет голубой цвет, а элементы декора позолочены. Иконостас был вырезан костромскими мастерами в конце XIX века. Тем же временем датируются и написанные для него иконы. Только «Нерукотворенный Спас» имеет более раннее письмо и перешел в каменную церковь из древнего деревянного храма – самого первого монастырского строения.
Мед
В Костромской области развито пчеловодство. Владельцы пасек предлагают приобрести ароматный и вкусный мед по разумным ценам. Особым спросом пользуется мед, собранный на разнотравье. Его отличают высокие полезные свойства и яркий, насыщенный вкус. За продуктом лучше отправиться на местные пасеки.
Владельцы не только предложат качественные изделия, но и познакомят со своим хозяйством и расскажут о том, как пчелы добывают мед. Заслуживает внимания мед в сотах. Производители красиво упаковывают продукт. Он выглядит презентабельно. Поэтому такой сувенир часто выбирают для коллег или руководства.
Кроме того, можно приобрести и другие продукты, которые предоставляют владельцы пасечных хозяйств. Свечи, воск, прополис и другие изделия покупают не только в качестве сувениров, но и с практическими целями. Хотите среди зимы окунуться в аромат разнотравья и насладиться чаепитием в кругу семье? Непременно привезите из Костромы баночку душистого меда. Душевная атмосфера вам обеспечена.
Александровский
Континентальный завтрак сервируют каждое утро
9,4
Хорошона основании 911 отзывов
Забронировано сегодня 7 раз
Показать цены
Азимут Кострома
Всего в 10 минутах езды от реки Волга
8,2
Хорошона основании 1 028 отзывов
Забронировано сегодня 5 раз
Показать цены
Берендеевка
Гости могут отдохнуть на небольшом пляже у пруда
8,3
Хорошона основании 1 868 отзывов
Забронировано сегодня 5 раз
Показать цены
Архитектурни особености и вътрешна украса на Спасо-Запрудненската църква
Двуетажната еднокуполна църква е построена на манастирската земя в средата на 18 век. А параклисът, стоящ от него на изток, според специалистите датира от втората четвърт на 19 век. От средата на 19 век територията на храма е заобиколена от ограда, в която има Светите порти и четири ъглови кули от западната страна. Оградата на църквата има правоъгълна форма и заоблена стена от изток.
Отдалеч е забележимо, че основната сграда на храма се отличава със своето стилистично разнообразие. Това е резултат от промени и реставрации, извършени в продължение на дълъг период от време. Храмът «осмоъгълник на четворка» е направен в Наришкин бароков стил, а по-късната сграда — камбанарията е издигната в традициите на класицизма. Освен това фасадите на църквата в долната част на църквата и трапезарията са били надарени с еклектични черти по време на промяна.
Забележително е, че вътре в долната част на храма има много необичайна структура. Капиталната стена разделя пространствата за поклонници и олтарната апсида на неравномерни части по ширина. А северните и южните пътеки, образувани от такова оформление, имат кашони сводове. Еднопосочно стълбище води до втория етаж на църквата.
Интериорният декор, подобно на самия храм, е много разнообразен по стил, тъй като декорацията на помещенията е извършена по различно време. Стенните рисунки на втория етаж и трапезарията са изпълнени с маслени бои в средата на 19 век и по-късно са реновирани многократно. Художниците, които са ги направили, са работили по начина на академично писане и са рисували стенописи на иконографска основа.
Основният иконостас наподобява силуета на трикуполна църква по форма. Основата му е синя, а елементите на декора са позлатени. Иконостасът е издълбан от костромски майстори в края на 19 век. Иконите, рисувани за него, също са датирани едновременно. Само „Спасителят не е направен от ръце“ има по-ранно писмо и е преместено в каменната църква от древната дървена църква — първата сграда на манастира.
Кострома для детей
Дети в Костроме определенно не заскучают — самым маленьким будет интересно в компании со Снегурочкой, в окружении петровских игрушек и на представлениях театра кукол, школьников увлечет прогулка по следам Ивана Сусанина, экспозиция музея «Лес-Чародей», посещение зоопарка и аттракционы Никитского парка, а совсем взрослых и разумных порекомендуем отвести в Музей деревянного зодчества, Музей театрального костюма и на Сумароковскую лосиную ферму.
Снегурочка
Небезызвестная внучка Деда Мороза — самый раскрученный сказочный бренд Костромы. В самом центре города располагается «Сказочный край Снегурочки» (ул. Молочная гора, 9) — интерактивный музей для детей и взрослых, где верят в сказку даже самые закоренелые прагматики. Здесь расскажут об истории главной внучки страны, покажут ее наряды и познакомят с «вненовогодним» бытом. Еще в музее выставлена коллекция из 150 кукол, одетых в костюмы русских губерний, и проводятся мастер-классы по изготовлению обрядовых кукол и поясов-оберегов.
Продолжить знакомство со Снегурочкой стоит в ее Резиденции, совмещенной с Академией снежных чудес (ул. Симановского, 11). В резиденции внучка Деда Мороза постоянно проживает в течение года: меняет наряды, получает письма со всех уголков страны (и отвечает на них!) и развлекает посетителей музыкальной программой на русских народных инструментах.
Третье знаковое место — резной деревянный Терем Снегурочки (ул. Лагерная, 38) — отлично продуманный и организованный частный музей с массой интерактивных программ. Детей и взрослых здесь встречают веселые домовые, задумчивый Кот Баюн и сама хозяйка терема. В программе — веселые игры, представление от кота, посещение Ледяной комнаты и даже возможность выйти на прямую связь с Дедом Морозом. Родителей побалуют крепкой настойкой или медовухой.
На Новый год в Костроме проводится огромное количество тематических экскурсионных программ и праздников со Снегурочкой во главе торжеств. А в апреле празднуется День рождения Снегурочки.
Сказочную тему продолжает музей «Лес-Чародей». В остроконечном тереме с множеством башенок живут персонажи славянской мифологии, представлены самые разнообразные поделки из дерева, а экскурсовод расскажет о том, «откуда есть пошла» Баба-Яга и как мастера в старину различали виды деревьев — «доброе» и «злое». А самых маленьких туристов непременно стоит сводить в музей «Петровская игрушка», чтобы показать глиняные куколки и колокольчики и даже научиться лепить свистульки под руководством мастера-ремесленника.
Школьников, знакомых с подвигом Ивана Сусанина, стоит свозить в одноименное село, где располагается Сусанинский краеведческий музей. Здесь рассказывается не только о героическом поступке костромича, но и о семье Романовых, представлены любительские фотографии детей последнего российского императора, а еще можно увидеть небольшую коллекцию подстаканников, самоваров и масленок. Поблизости стоит посетить мемориальный камень у болот, откуда Сусанин уводил врага, и часовню на месте его дома.
Церковь в селе Сусанино знаменита еще и тем, что именно она запечатлена на картине Саврасова «Грачи прилетели».
Спасо-Запрудненская церковь: что рядом?
Спасо-Запрудненская церковь находится в относительной близости от следующих
достопримечательностей этого региона
В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует
принять во внимание условную близость объектов.
Музей Большой костромской льняной мануфактуры
~ 2.0 км
Музей льна и бересты
~ 2.5 км
Памятник труженикам тыла «Слеза»
~ 2.6 км
Церковь Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе
~ 3.4 км
Ипатьевский монастырь
~ 3.4 км
Церковь Алексия, человека Божия в Костроме
~ 3.4 км
Богоявленско-Анастасиин монастырь
~ 3.4 км
Троицкий собор Ипатьевского монастыря
~ 3.5 км
Архитектура храма
Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский) находится в центре древнего города, относится к Переславскому кремлю. Наряду с церковью Бориса и Глеба во Владимирской области, это древнейший белокаменный архитектурный памятник на северо-востоке Руси.
Стены храма составляли из белокаменных блоков в полубутовой технике. Это особая методика строительства, существовавшая в Средневековье. Ее особенность заключается в том, что сначала возводятся две параллельные стенки из каменных блоков, пустоту между ними заполняют обломками кирпичей и щебня, и только после этого заливают известковым раствором.
При этом толщина стен храма составляет от одного до полутора метров. Его первоначальная высота — 22 метра. В основании храма — ленточный фундамент, сложенный из булыжников, скрепленных известью. Глубина фундамента — больше метра, он доходит до слоя глины. Причем сам фундамент значительно шире стен. На сегодняшний день храм, по сути, «врос» в землю примерно на метр.
Внутри и снаружи очень строгий декор. Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский), архитектура которого напоминает Успенский собор во Владимире, — образец строгого, не терпящего ничего лишнего церковного стиля в православии.
До наших дней не сохранилось никаких пристроек к собору, более того, их следы пока не обнаружены даже археологами. Так что не факт, что каменные паперти или другие пристройки вообще существовали. Скорее всего, снаружи ко входу на хоры (верхнюю галерею внутри церкви) вела не каменная, а деревянная лестница.
Масштабные археологические раскопки велись в начале XX века. Тогда были обнаружены разноцветные майоликовые плитки, которые украшали пол. Спасо-Преображенский собор (Переславль-Залесский) — яркий образец православного храма домонгольского периода.
Как доехать до Спасо-Запрудненской церкви
Храм расположен в Костроме, на ул. Запрудня, 2.
На автомобиле. Дорога из столицы до Костромы занимает 4,5-5 часов (346 км) и проходит по Ярославскому шоссе и трассе М8 (Холмогоры). В Костроме по автомобильному мосту нужно переехать на левый берег Волги. Храм расположен в северо-западной части Костромы. И после Волжского моста путь к нему лежит по улицам Подлипаева, Ивана Сусанина, Калиновская и Рабочему проспекту.
На поезде или автобусе. От Ярославского вокзала в Москве до Костромы поезда доходят за 6,04-6,35 часа. Кроме того, от Центрального автовокзала столицы, расположенного возле станции метро «Щелковская», до Костромы можно добраться на рейсовых автобусах (7 рейсов в день). Путь этот занимает 6,50 часа. Костромской автовокзал удален от железнодорожного вокзала на 1 км. До храма ходят городские автобусы и маршрутные такси № 1, 2, 23, 47, 50, 55, 58, 66, 83. Ехать нужно до остановки «Фабрика Октябрьской революции».
Рейтинг достопримечательности:
← КОСТРОМА | КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ | РОССИЯ → |
Спасо-Преображенский собор
История главного собора Переславля Залесского насчитывает уже более 850 лет, ведь он фактически является ровесником самого города. Место для строительства выбрано не случайно — окруженный со всех сторон высокими городскими валами, он был надежно защищен от внешних угроз. Спасо-Преображенский собор был центральным строением Переславского кремля и самым главным.
Внешний вид собора довольно аскетичен, он практически не имеет никаких украшений, и связано это с тем, что XII век был временем бурных междоусобных распрей, зодчие как раз отразили суровый характер того времени во внешнем облике собора. Стены храма возводились по необычной технологии: одновременно строились две стены — внутренняя и внешняя. Все камни хорошо тесались с пяти сторон, а шестая, которая должна была быть к кладке внутрь, оставалась нетесаной. Между стенами укладывались осколки белого камня, который остался от тески, песок, булыжник и другие отходы строительства. Спаянные небольшим количеством известкового раствора стены превратились в монолит, который и позволил Спасо-Преображенскому собору сохранить свой внешний вид почти без изменений, несмотря на разорения и многочисленные пожары.
С конца XIII века Спасо-Преображенский собор в Переславле служил усыпальницей многих переславских князей. Здесь был похоронен сын Александра Невского — князь Дмитрий Александрович, здесь же в 1302 году был захоронен последний удельный переславский князь — Иван Дмитриевич. Гробница была вскрыта в 1939 году, и теперь ее можно увидеть в переславском музее. Надо сказать, что попасть внутрь Спасо-Преображенского собора нам не удалось, так как приоритет отдается экскурсионным группам, а в летние выходные их там очень много, идут буквально одна за одной.
За первые столетия своего существования в соборе собралась хорошая коллекция церковной утвари, но, к сожалению, храм довольно часто подвергался сначала набегам татар, а потом в начале XVII века к его разграблению приложили руки поляки. От ценностей XII века до наших дней сохранилась лишь серебряный потир (богослужебная чаша), которую подарил Юрий Долгорукий.
Сейчас этот удивительный памятник XII века можно увидеть в Оружейной палате Московского кремля. С XIV века до наших дней дошли серебряные звездица и дискос, их можно увидеть своими глазами в переславском музее. А вот знаменитая икона Преображения, написанная Феофаном Греком, как и потир, находится в Москве — в Государственной Третьяковской галерее.
В наши дни Спасо-Преображенский собор Переславля — один из уникальнейших памятников древнерусской архитектуры, который сохранился практически в неизменном виде.
Храм святых Апостолов Петра и Павла
Современный микрорайон Паново украсился новым строением религиозного культа в 2003 году, когда в январе состоялось его освящение. Петрово-Павловский храм начали строить в 2001 г. при финансовой поддержке полиграфического комбината и издательства «Кострома» по инициативе его руководителя П. Н. Русинова. Малое освящение объекта, проведённое архиепископом Костромским Александром, прошло в торжественной обстановке.
После введения в эксплуатацию колокольни со звонницей в 2012 г. прошло Великое освящение церковных помещений. Апостолы Пётр и Павел почитаются верующими как самые усердные ученики Христа, активно проповедовавшие Евангелие. Новую церковь назвали в их честь, но кроме них, здесь почитают преподобных Адриана и Феодосия Мюнзенских и Ферапонта.
Храм-новодел очень красив, имеет необычную архитектуру и привлекает всеобщее внимание своей оригинальностью. Боковые фасады 1 –го этажа имеют закруглённые формы с полукруглой крышей. Стены 2-го этажа заканчиваются кровлей, типичной для старинных царских палат
Розово-терракотовая окраска стен делает строение радостно-весёлым
Стены 2-го этажа заканчиваются кровлей, типичной для старинных царских палат. Розово-терракотовая окраска стен делает строение радостно-весёлым.