Спасо-преображенская церковь (карповская)

Другие церкви и храмы Переславля-Залесского

В Залесском можно увидеть множество церквей и храмов. Если вы решили ехать в этот город, то обязательно посетите и другие храмы.

Покровская церковь

Посещение возможно ежедневно с 8-00 до 12-00. Церковь интересна как внешним, так и внутренним интерьером. Выполнена в стиле барокко

Обязательно обратите внимание на евангелие 1701 года и напрестольный крест, на котором есть надпись 1758 года

Знаменская церковь

Построена в память о княгине Евдокии, жене Дмитрия Донского. Посещать церковь можно по выходным дням с 8-00 до 14-00.

Святыня интересна тем, что была полностью разрушена советской властью. Через какое-то время на этой земле был открыт магазин винных напитков. Позднее молельня была заново отстроена. Стройка длилась около 10 лет и началась в 1999 году.

Церковь Сорока мучеников Севастийских

Открыта для посетителей по субботам и воскресеньям с 7-30 до 23-00. Церковь следует посетить из-за красивых росписей, расположенных в главном и теплом пределах храма. Главный был полностью расписан в 2021 году. Теплый предел расписали в 2013 году.

Никольский монастырь

Был создан в середине 14 века. Принимает посетителей ежедневно с 8-00 до 20-00.

Что интересного хранится в монастыре:

  • икона папы Римского с частицей мощей;
  • крест Корсунский;
  • рака с 84 частицами мощей Киево-Печерских святых.

Карповская церковь в первой половине XIX века

Строительство церкви завершилось к 1817 году, и тогда же её торжественно освятил епископ Моисей в честь Преображения Господня.

Карповская церковь стала поистине духовным центром обширной округи, так как в то время относилась ко второму Благочинническому округу Балахнинского уезда Нижегородской епархии. В 1838 году при храме открыли приходскую школу, где обучение местных детей вели два наставника: учили грамоте и арифметическому счету, священной истории и Закону Божию.

Численность населения прихода возрастала. В престольные праздники храм, несмотря на внушительные размеры, уже не мог вместить всех желающих, поэтому в 1861 году над трапезной было решено возвести второй этаж, куда и перенести приделы. Дополнительные приделы позволили бы совершать богослужение дважды и трижды в день и принимать больше прихожан.

Разработка проекта кардинальной перестройки храма в Карповке была поручена архитектору Роберту Яковлевичу Килевейну (—). Килевейн изучал деревянное народное зодчество, особенно его интересовала глухая резьба. Под влиянием своего увлечения он привнёс в проект перестройки храма элементы деревянного народного зодчества.

2 июня 1868 года проект Килевейна был утверждён Строительным отделением губернского правления. Планировалось сохранить однокупольное завершение молельного зала и лишь надстроить над сводами трапезной второй этаж в высоту кровли главного четверика.

Но в процессе строительства первоначальный проект претерпел значительные изменения. Над сомкнутым сводом молельного зала вместо одного купола возвели пять. Купола покрыли железом, окрашенным зелёной масляной краской. Окна второго этажа трапезной получили рельефные наличники с треугольными фронтончиками, поднимающимися над карнизом кровли. Снаружи храм был отштукатурен, декоративные элементы выбелены.

История собора

Храмовое сооружение имеет богатую историю. Старинная постройка на сегодняшний день ушла под землю на 90 см. Толщина стен составляет более метра.

Возведение и основание

Князь Юрий Долгорукий, сын Владимира Мономаха, основал собор в 12 веке. Стены сооружения выложены из хорошо обтесанных блоков белого камня по полубутовой технике. Каменные блоки укладывались почти без связующих материалов и подгонялись друг к другу с большой точностью. Затем щели между булыжниками засыпали обломками камня, щебня и кирпича. Получалась стена, которая заливалась раствором извести. Подобная техника укладки испол ьзовалась, в основном, в Риме.

Ленточный фундамент храма сделан из булыжника и извести. Основание уходит на глубину, примерно, на 1,2 метра и доходит до плотного слоя глины.

Историческая судьба

Смерть Владимира Мономаха приостановила строительство святыни. Андрей Боголюбский, сын Долгорукого, завершил работы по возведению через 5 лет, в 1157 году.

В этом храме был крещен Александр Невский. Собор стал местом захоронения для русских князей. В его стенах обрели свой покой сын Александра Невского – Дмитрий Александрович и внук Александра Невского — Иван Дмитриевич.

Молельню разоряли много раз. Происходило это во времена татаро-монгольских набегов. Много ценностей было украдено. Собор восстанавливали после каждого набега.

В храме проводились собрания Русской православной церкви с 1310 года. Сергий Радонежский здесь был принят в сан священника. Сам Иван Грозный несколько раз приезжал на богомолье.

При советской власти храм работал, но с перебоями, и в конце концов был закрыт. Пока собор пустовал произошло разрушение здания и крыша протекла.

Большевики вывезли:

  • святые реликвии;
  • церковную утварь;
  • дорогие дары, принадлежащие святой земле.

Реставрировали здание в 2000-х годах.

Основные преобразования:

  • выполнено восстановление и укрепление стен;
  • крест позолочен;
  • заменена кровля.

История фресок

Храм пострадал не только от вредного воздействия влаги и времени. Наибольший урон ему нанесли реставраторы.

«Страшный суд» и «Богоматерь на престоле» — это фрески, которые нашел в 1862 году Н.А. Артлебен, знаменитый зодчий (архитектор) и краевед. В 1893-94 гг. проводили реставрацию, и святыни были аккуратно сняты с тонким слоем стен. Их уложили в ящики — реставрацию хотели проводить в Москве, так как не имели возможности провести ее на месте. Деньги на перевозку выделены не были.

На собрании Археологов в 1895 году было принято решение о том, что фрески не заслуживают дальнейшего хранения. Их беспорядочно сложили в холодном подвале. Хорошо сохранился только один небольшой кусок. На него можно полюбоваться в Московском Историческом музее. Фрагмент носит такое название – поясное изображение апостола Симона.

Все фрески, которые когда-то давно являлись украшением святыни, в 19 веке (в процессе реставрационных работ) были счищены. Посчитали, что они не представляют никакой ценности. И теперь в соборе просто пустые стены.

Современное положение

Сейчас храм является памятником старины и принадлежит Никольскому монастырю. Службы в нем проводятся редко, всего 3 раза в год. Собор носит статус музея-заповедника и является главным экспонатом.

В течение года туристы тысячами посещают Переславль Залесский. Многие паломники приезжают сюда для того, чтобы попасть внутрь храма и насладиться духом давно ушедших времен. На сегодняшний день музей принял более 70 000 человек.

Особенности архитектуры и интерьера церкви Спаса Преображения на Ильине улице

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице обязательна к посещению гостями Великого Новгорода и всеми, кто хочет прочувствовать связь времён, необыкновенную атмосферу минувшей эпохи. Интерьер храма являет собой величайший памятник архитектуры

А фасад с необычными по форме каменными рельефами и завораживающими переливами полутонов на стенах привлекает внимание каждого

Первоначальную архитектуру храма можно проследить по изображению на иконе, писанной в честь чудесного лика Богородицы «Знамение». Церковь была выполнена в стиле новгородского зодчества XIV века, характерной чертой которого стало множество декоративных элементов по фасаду и на внутренних стенах. Впервые мастерами был применён элемент украшения в виде нескольких оконных ниш, связанных между собой бровками из пяти лопастей.

Наружный облик храма квадратной формы солидный и основательный. Крыша состоит из треугольных скатов, верх венчает лишь один купол. Внешний вид изысканный, с богатством декора со сложным рисунком. Кроме арочек и бровок, в оформлении фасада выделяются пояски из кирпичной кладки — бегунцы, поребрики, из которых оформлен купольный барабан. Рельеф также выполнен с применением резных каменных крестов.

Возможно, большое количество выложенных ассиметрично вкладных крестов символизирует память о погибших в боях XIV века новгородцах. Та же крестообразность характерна и для внутреннего убранства храма. В интерьере имеются скрытые ниши, расположенные по углам на расположении хоров. В них можно попасть по лестнице, которая находится у стены. Но самое уникальное в интерьере храма, превращающее его в поистине драгоценный объект для изучения, — это фрески.

В большей степени сохранились фрески на барабане купола и в верхней его части. В центре торжественно предстаёт фигура Спаса Вседержителя. Вокруг расположились фигурки архангелов, херувимов и серафимов. Примечателен стиль новгородского письма: согласно его традициям, ангелов изображали с шестью крыльями. Далее купол украшают изображения праотцов.

Это Адам, Авель, Ной, Илия, Иоанн Предтеча… Надписи можно легко различить, время пощадило их все, кроме имени Адама. Фрагменты фресок также присутствуют в Троицком приделе. Его центральное изображение — Святая Троица. Знаменитый византийский мастер не поскупился на смысловые акценты. Особый феофановский стиль передаёт некую пульсацию божественных энергий, вспыхивающих на белильных бликах.

Архитектура и убранство сооружения

Современный храм представляет собой сооружение около 21 м высотой (пятиэтажный дом размером 20 метров). Это здание относится к одноглавым церквям и имеет 4 столпа.

Внешний вид

Как внешне, так и внутренне храм довольно прост и строг. Основание купола – барабан, украшен кирпичной кладкой под углом – поребриком, а также городчатым поясом – полоска орнамента со ступенчатыми висячими зубцами. Старый земляной вал, окружающий это величественное здание, сохранился в отличном состоянии.

Настенные граффити

Когда проводились реставрационные работы в 2000-х гг., на стенах были обнаружены настенные граффити. Правление и неудачи Андрея Боголюбского не устраивали жителей города. Случился заговор, и князь был убит. Об этом событии рассказывает граффити (надпись). Причем на ней указаны имена тех, кто был причастен к заговору и непосредственно к убийству.

Внутреннее оформление

Раньше в храме находился деревянный иконостас, но его пришлось заменить во время реставрации в 19 веке. Теперь здесь расположилась алтарная преграда из мрамора. Ее выполнили в псевдо-византийском стиле и украсили росписями.

Эта преграда в старину освещалась факелами Хореса. Это такая лампа, которая состояла из двух чаш. На нижнюю крепились подсвечники. Две чаши были скреплены тонкими металлическими цепочками, а сама лампа крепилась к своду специальными крюками.

Святыни храма

К святыням храма относятся:

  1. Икона «Преображение». Создана в 15 веке. По некоторым данным написана Феофаном Греком. Ее можно увидеть в Третьяковской галерее.
  2. Фрагмент росписи фрески – изображение апостола Симона.
  3. Церковная серебряная чаша (потир), датированная 12 веком. Ее можно увидеть в Оружейной палате Московского Кремля.
  4. Печать архимандрида, датированная 13-14 веком.

Архитектурные особенности

Прихожане стали собирать деньги и постепенно готовить кирпич, белый камень, известь для строительства будущего храма. С просьбой о разработке планов-фасадов обратились к губернскому архитектору Ивану Ивановичу Межецкому. Иван Иванович фасады церкви спроектировал в формах классицизма: молельный зал открывался во внутрь в высокий световой барабан с небольшой фигурной главкой, увенчанной золоченым кованым крестом.

Северный и южный входы в храм украшали по четыре пилястры, увенчанные треугольными фронтонами. Стены разбивались горизонтальными бороздками дождчатого руста. Окна храма получили рельефные обрамления, а фасады декоративные ниши в виде овалов, вписанных в прямоугольники.

Изначальный облик до нашего времени сохранила лишь колокольня. Она представляет собой суживающуюся кверху композицию из четверика и двух восьмериков. Вход в колокольню украшает декоративная килевидная арка. Первый ярус колокольни завершает треугольный фронтон. Карниз отмечен резным декоративным поясом, а тимпан — аркой приподнятого.

Боковые части второго яруса оформлены группами из трех приставных колонн, которые увенчаны фронтонами. База и капитель выполнены в тосканском стиле. Центральные части второго яруса украшены арками приподнятого типа с импостами и замковым камнем. Проемы арок закрыты фресками с изображениями Святой Троицы, Преображения и Вознесения Господня.

Третий ярус колокольни прорезан восемью арками приподнятого типа. Купол увенчан стройным шпилем, напоминающим завершение самых крупных монументальных сооружений Петербурга эпохи Петра Великого — Адмиралтейства и Петропавловского собора.

Карповской церкви, как и всем зданиям, построенным И. И. Межецким, была присуща простота и строгость форм, сдержанность в применении декоративных элементов и деталей. В Карповской церкви Межецкому удалось воплотить лучшие традиции русской архитектуры.

Карповская церковь в XX веке

В начале XX века были заново расписаны интерьеры храма — по рисункам М. В. Нестерова и В.М Васнецова.

После Октябрьской революции 1917 года Карповская церковь оставалось одной из немногих незакрытых церквей Нижнего Новгорода. Церковь действовала до 1941 года, когда её закрыли за неуплату налога райфинотделу города. К этому времени на территории города не оставалось ни одного действующего храма.

Во время Великой Отечественной войны советская власть несколько смягчила свою позицию по отношению к Церкви. По всей стране стали открываться храмы. 14 апреля 1943 года Горисполком передал церковь в Карповке церковной общине. Был назначен священник и отслужены три службы: 11, 12 и 13 июня. Но в ночь с 13 на 14 июня произошёл налёт вражеской авиации. Погибли пять человек из общины, пострадало здание церкви.

19 июля 1944 года, после капитального ремонта, Карповская церковь была вновь открыта. В приходе церкви числилось 2 тысячи прихожан.

Фото и описание

Церковь Спаса Преображения была построена в 1374 году; в 1378 году ее уже расписали фресками. Церковь выстроили жители улицы, а также боярин Василий Данилович в честь памяти всех новгородцев, которые пали в период неудачного военного похода на город Торжок.

Церковь Спаса — это один из самых выдающихся памятников 14 века, относящихся к новгородскому зодчеству. По своей архитектурной структуре церковь, а также выстроенная ранее церковь Федора Стратилата, оповестила о завершении достаточно длительного периода формирования нового течения в новгородском зодчестве, который начался в конце 13 века. Зодчий храма Спаса Преображения, ориентируясь на пропорции и формы, обозначенные Федором Старатилатом, решил пойти намного дальше по пути преобразования и развития декора фасадной части здания. Но стоит учесть, что барабан, стены и апсида церкви немного перегружены различными декоративными элементами, но все же конструктивная основа всего здания также остается простой и ясной. В центральной части южного фасада во время проведения последнее реставрации церкви была обнаружена и обновлена пятичастная композиция, состоящая из трех окон и парой ниш между ними. Композиция увенчана пятилопастной декоративной бровкой.

Церковь Спаса Преображения ранее имела трехлопастное завершение главных фасадов, которое отлично сочеталось с многолопастной украшающей аркой. Известно, что трехлопастное завершение фасадов являлось выражением сочетания угловых полукоробовых и среднего коробового сводов. Что касается интерьера церкви, то он повторяет ранее разработанное решение, характеризующееся выделением северо-западной, а также юго-западной камер, расположенных на полатях-хорах как замкнутый предел и помещение для хозяйственных нужд, соединенных переходом-балконом, сделанным из дерева. На сам переход ведет лестница, находящаяся в проеме западной стены.

Самым искусным мастером-исихастом того времени был Феофан Грек, который расписал стены церкви Спаса. Епифаний Премудрый писал, что Феофан никогда не обращал внимания на образы во время своей работы, а мог даже часами разговаривать с приходящими к нему людьми. Кроме этого, своим трудом Феофан Грек отчаянно боролся с ересью стригольников в Новгороде.

Невероятная напряженность образов, сдержанная внутренняя мощь, заостренность – все это было выражено бликами, мазками и почти скупыми линиями. С необычайной силой передается чувство необыкновенного величия и значимости. Духовный реализм представлен на грани гротеска. На многочисленных фресках изображены Святая Троица, столпники, пророки. Столпники созерцают Святую Троицу, а на них лежит сияние Святой Троицы. Фигура просвечивает огнем Небесного света.

Манера Феофана Грека совершенно не знает детализации, ведь он оперирует только обобщенной формой. Простая или сложная форма создается несколькими эскизно наложенными мазками. Вместо детальной разделки волос, которая характерна при росписи предыдущей поры, Феофан Грек наделяет все фигуры некой шапкой нерасчлененных волос, выраженных в обширной декоративной манере. Лимитом обобщенности живописного почерка является фигура пустынника Макария, представленного обнаженным и полностью покрытым белыми волосами. Свисающие с головы волосы и седая борода сливаются в единое белое пятно, прорезывающееся сквозь красно-коричневое острое лицо и мастерски написанные руки.

Вся живопись Феофана носит условный и плоскостной характер. Величественные фигуры святых, словно фантастические призраки, выделяются на одноцветном фоне стен и будто не имеют материальной тяжести и реального объема. Мастер почти не стремится реалистично растолковать формы, но все же искусно пронизывает своим зорким наблюдением природы. Именно Феофану Греку принадлежит действительно выдающаяся роль в культурном развитии монументально новгородской живописи.

Фото и описание

Спасо-Преображенский собор находится на территории Переславского кремля. Он был заложен в 1152 году Юрием Владимировичем Долгоруким, а достроен был в 1157 году при его сыне – Андрее Юрьевиче Боголюбском.

Храм – одноглавый, крестовокупольный, трёхапсидный, четырёхстолпный. Он является самым ранним из белокаменных памятников архитектуры Северо-Восточной Руси (как и Борисоглебская церковь в селе Кидекша Суздальского района Владимирской области). Стены Спасо-Преображенского собора выполнены в полубутовой технике из великолепно отесанных и положенных практически насухо белокаменных блоков. Толщина стен составляет 1 м -1 м 30 см. В древности высота храма равнялась примерно 22 м.

Фундамент здания – ленточный, то есть проходящий от стен к столпам, для своего времени – уже архаичный. Он был сложен из огромного камня на извести. Глубина составляет 1,2 м, доведен до пласта плотной глины. Фундамент – шире стен, с севера он выступает на 1 м, с востока – на 1,5 м. До глубины 80 см опускается отвесно, а потом сужается. Храм по сравнению с домонгольским периодом «врос в землю» почти на 90 см, ниже отлива проходят ещё 2 ряда кладки цоколя из камня.

Декор собора отличается строгостью. Барабан украшает поребрик и городчатый пояс. Верхняя часть апсид декорирована аркатурным поясом, поребриком и резным полувалом. А.Г. Чиняков, занимавшийся исследованием и реставрацией собора в 40-х годах XX века, предполагал, что барабан венчался цепочкой резных арочек, схожих с завершениями барабанов Успенского собора из Владимира.

Никаких каменных папертей и других пристроек к храму не сохранилось, никаких их следов археологические обследования не открыли. Скорее всего, к заложенному в наши дни входу на хоры во втором ярусе западного прясла северной стены храма была присоединена не каменная, а деревянная лестничная башня.

В ходе раскопок в соборе в конце 1930-х годов были найдены напольные майоликовые плитки зелёного, жёлтого и коричневого цветов. Более нарядные бело-голубые плитки, вероятнее всего, украшали хоры.

Во второй половине XII столетия Спасо-Преображенский собор был украшен фресками. Композиции «Богоматерь на престоле» и «Страшный суд» в 1862 году были обнаружены краеведом и архитектором Н.А. Артлебеном. В ходе реставрационных работ 1893-1894 годов старинные фрески сняли мелкими кусками, уложили в ящики и в беспорядке укрыли в холодном сарае. Спустя год, Археологическая комиссия признала, что фрески не заслуживают дальнейшего сохранения. Уцелевший фрагмент росписей – поясное изображение апостола Симона – в настоящее время хранится в московском Историческом музее.  Фрески XIX века, не представлявшие значительной художественной ценности, были счищены. Ныне внутри храма – белые стены. Здесь находилась икона «Преображение» (начало XV века), выполненная Феофаном Греком. Сейчас – в Третьяковской галерее.

Спасо-Преображенский собор является единственным из пяти первых белокаменных церквей Северо-Восточной Руси дошедшим до нас практически в полной сохранности. Здесь прошли обряд крещения многие переславские князья, включая, вероятно, Александра Невского, родившегося в Переславле в 1220 году.

В XIII—XIV столетиях собор был усыпальницей местных удельных князей. Здесь были погребены князья Дмитрий Александрович и Иван Дмитриевич. В 1939 году во время раскопок во главе с Н.Н. Ворониным была найдена редкая украшенная треугольно-выемчатым узором крышка саркофага с места погребения Ивана Дмитриевича.

В сентябре 1945 года в соборе был образован Музей Александра Невского.

Реликвии церкви Спаса Преображения на Ильине улице

Главными реликвиями являются как внутренние росписи и фрески, так и те, что украшают здание снаружи. Когда посетитель переступает порог храма, он поневоле изумляется: на него взирает святой лик Пантократора с необычайным огненным взором. Это изображение Христа выполнено в свойственной Феофану Греку манере игры с цветом и светом: кажется, что широко распахнутые глаза Христовы излучают молнии.

Всего два оттенка красок, охру и белила, использовал мастер, но ощущение божественных потоков энергии, способных разрушить всю тьму и нечисть, не покидает. Конечно, образ Пантократора является главным в общем пространстве храма. Его окружают светлые, словно выбеленные, образы святых отцов. Исследователи даже выдвигали мнение, что живопись Грека была обесцвечена пожаром.

Позже, убедившись, что его следов нет, поняли — необычное цветовое решение является особым метафорическим языком, говорящим о божественной энергии вокруг. Световые всполохи говорят об извечной борьбе добра и зла. Блики, играющие на крыльях ангелов, вспышки, отражённые в их глазах, нимбы, обозначенные теми же простыми красками, — во всём неповторимая манера автора, которая заставляет вспомнить сцены из Священного писания.

Примечательны фрески, на которых изображены преподобные Даниил и Алипий Столпники, Симеон Дивногорец, Макарий Египетский. Они словно оживают перед оробевшим зрителем, отражая и излучая сияние. Руки Даниила Столпника выставлены вперёд, на кончиках пальцев белые всполохи белил. И кажется, словно преподобный коснулся света, который свободно скользит, ниспадая по его одежде и снова напоминая молнии.

Преподобный Алипий, сложив руки на груди, словно прислушивается к собственному сердцу. Его очи плотно закрыты, он усердно молится, словно растворившись в своей молитве. Симеон же, напротив, раскинул руки в стороны, принимая божественное сияние, нисходящее на него. Распахнутые глаза его без зрачков, а из очей струится белый свет. Он словно познал Бога, который всполохами прошёл сквозь него.

Фреска преподобного Макария Египетского также достойна внимания. Это длинная фигура, изображённая Феофаном Греком объятой световым пламенем. Десницы подвижника раскрыты и выставлены вперёд ладонями, принимая божью благодать и открываясь перед Всевышним. Мастер не изобразил на лице глаз, словно давая понять: ему не нужно видеть, он взирает на Бога своей душой. Здесь также много света, белая фигура словно утопает в нём.

Фрески кисти Феофана Грека представляют особую ценность. Во время их написания византийский мастер не оглядывался на образцы — писал душой. А, кроме того, во время своей работы в храме Спаса Преображения на Ильине улице, стоя на лесах, свободно разговаривал с прихожанами, проповедовал им, с остроумием отвечал на вопросы. Свидетельства об этом сохранились в воспоминаниях современника Грека Епифания Премудрого.

Роспись выполнена в стиле исихастов — монахов и мистиков, которые могли созерцать Фаворский свет. Это неземное свечение, исходящее лишь от божественной сущности. Описано в Евангелиях и отображено в знаменитых творениях Феофана Грека, которые в единственном в мире экземпляре хранятся на стенах Спасской церкви Великого Новгорода. Конечно, до наших дней роспись сохранилась не полностью, но и те фрески, что можно видеть, поражают.

История строительства

В первые годы начала XIX века в селе Карповка (в настоящее время — территория Ленинского района города Нижнего Новгорода) произошло несколько пожаров. Огнем были уничтожены и деревянные Спасо-Преображенская и Никольская церкви. Прихожане хотели сразу же срубить новый деревянный храм и обратились за разрешением в духовную консисторию, но Нижегородский епископ Моисей (—) предложил им выстроить более величественный и пожаростойкий кирпичный храм, тем более что правительственным предписанием от 6 февраля 1801 года требовалось, что если деревянная церковь где сгорит, вновь деревянную не строить.

История города

Уникальный город основал Юрий Долгорукий. По его замыслу тут должен был быть отныне главный город северо-восточной Руси.

Переславль-Залесский был заложен на равнине, местами болотистой. К середине XII века это был крупнейший населенный пункт северо-востока Руси. Особенно он выделялся внушительными защитными укреплениями. Длина валов составляла около двух с половиной километров. Да и по меркам всей Руси город на тот момент уступал только Киеву, в котором обосновался князь Ярослав, и Смоленску, где правил князь Ростислав.

Строительство такого города практически на голом месте, да еще и на болоте, многие историки сопоставляют с основанием Санкт-Петербурга Петром I.

Правда, столицей город пробыл недолго. Вскоре он потерял этот статус. При этом оставаясь одним из ключевых населенных пунктов в данном направлении.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: