Храм святых Апостолов Петра и Павла
Современный микрорайон Паново украсился новым строением религиозного культа в 2003 году, когда в январе состоялось его освящение. Петрово-Павловский храм начали строить в 2001 г. при финансовой поддержке полиграфического комбината и издательства «Кострома» по инициативе его руководителя П. Н. Русинова. Малое освящение объекта, проведённое архиепископом Костромским Александром, прошло в торжественной обстановке.
После введения в эксплуатацию колокольни со звонницей в 2012 г. прошло Великое освящение церковных помещений. Апостолы Пётр и Павел почитаются верующими как самые усердные ученики Христа, активно проповедовавшие Евангелие. Новую церковь назвали в их честь, но кроме них, здесь почитают преподобных Адриана и Феодосия Мюнзенских и Ферапонта.
Храм-новодел очень красив, имеет необычную архитектуру и привлекает всеобщее внимание своей оригинальностью. Боковые фасады 1 –го этажа имеют закруглённые формы с полукруглой крышей
Стены 2-го этажа заканчиваются кровлей, типичной для старинных царских палат. Розово-терракотовая окраска стен делает строение радостно-весёлым.
Церковь святых мучеников Александра и Антонины Римских
Проехав немного в сторону реки Ключевки, на возвышенности увидели ещё один шедевр древнего зодчества. Ранее поселок Селище не входил в состав Костромы, а лишь в 1932 году стал её частью. Само село было известно уже в 14-м веке.
Набережная на правом берегу.
Шикарные ворота на улице Верхне-Набережной.
Чайка и Волга.
Александро-Антониновский музей.
Врата церкви с улицы.
Левая половинка врат Александр. |
Правая половинка врат Антонина. |
Каменный храм возводился на средства местных помещиков А. Мошкова, В. Д. Каблукова, П. Поливановой в 1779—1786 годах. Удивительным является тот факт, что в советские годы этот храм не закрывали.
Колокольня.
Вход в храм.
Мозаика перед входом.
Вход в храм.
Вид на село и Волгу от церковных врат.
Врата напротив входа в храм.
Информационное табло на территории церкви.
Церковный купол.
Возведению храма предшествовала красивая легенда о том, как у проезжавшего мимо именитого мужа жена родила близнецов мальчика и девочку. В день их рождения праздновали Александру и Антонину, поэтому такие имена и дали детям. А благодарный муж в четь такого события пообещал Богу устроить на сём месте храм.
Мост через реку Ключевку.
Вид на микрорайон Венеция.
Ключевка впадает в Волгу.
Вид из окна нашей новой квартиры.
С балкона хорошо видна Церковь святых мучеников Александра и Антонины Римских.
P.S. Насладившись местными красотами, поехали смотреть новый посёлок Малиновка. К сожалению, посёлок не оправдал наших ожиданий. Заехали в свою квартиру. Далее поспешили в отель, погода ухудшалась, пошёл дождь.
Фото на фоне любимого отеля «Круиз».
Картина «Кострома».
Картина-натюрморт. «Селёдочка».
Картина «Волна». А.Б. Лебедева
P.S. Вот такой благостный день мы провели в Костроме. Чего и Вам желаю.
Фото и описание
Спасо-Преображенская церковь – это старообрядческий храм, расположенный в городе Кострома, на улице Волгарей, на правом берегу Волги.
До строительства каменного храма в Спасской слободе было два деревянных храма: Никольский и Преображенский. Впервые они упоминаются в писцовых книгах 1628 года. Храм Спаса Преображения был возведен на их месте в 1685-1688 годах. Он был двухстолпный, пятиглавый, трехапсидный, имел шатровую колокольню и теплый придел в честь святых бессребреников Косьмы и Дамиана Асийских. Свидетельством тому была каменная закладная плита, расположенная на фасаде северной апсиды.
Изначально детали внешнего убранства храма были украшены полихромной росписью, а также для украшения храма были использованы зеленые поливные изразцы. В конце 17-начале 18 веков церковь расписали фресками, которые сохранялись вплоть до её закрытия. В начале 18 века перед северным входом к храму пристроили крыльцо, а в 19 – фасады храма, покрытые известковой обмазкой, были расписаны костромской художественной артелью Василия Кузьмина в «шашечку». Полы на солее храма выложили чугунными плитами, а церковь и кладбище были обнесены каменной кирпичной оградой.
В Преображенском храме хранились древние иконы, а также старинные предметы церковной утвари, кипарисовый напрестольный крест с частицами святых мощей, обложенный чеканным серебром.
На колокольне церкви было шесть колоколов, один из них был отлит на ярославском заводе Мартынова в 1761 году мастером Иваном Корниловым
В 20 веке в приход Преображенского храма входило 7 селений, расположенных в ближайших десяти километрах от храма. Церковь была закрыта в 1934 году и была приспособлена под заводское общежитие. Церковная ограда, главы и верхняя часть колокольни были разрушены, а внутренний объем разделили на два этажа.
В результате реставрационных работ, проведенных в 1968-1978 годах по проекту архитектора Л.С. Васильева храму Спаса Преображения был возвращен первоначальный облик.
С начала 1980-х годов руководитель известного стрельниковского хора И.А. Сергеев начал работу по получению разрешения создать в Костроме старообрядческую общину. На выбор ему было предложено два полуразрушенных храма в заволжской части Костромы: Ильинский, стоящий на холме, на землях, принадлежавших в 17 веке мужу боярыни Морозовой, которая впоследствии стала святой исповедницей и мученицей. Сергеевым был выбран более просторный храм – Преображенский.
В 1987 году группе христиан-старообрядцев, возглавляемой Иоанном Алексеевичем Сергеевым, были вручены ключи от Спасо-Преображенской церкви за Волгой. С этого времени были начаты реставрационно-восстановительные работы в храме. Сразу же начали с подготовки помещение для проведения богослужений, уже в 1989 году епископом Киевским и всея Украины Иоанном (сейчас архиепископ Костромской и Ярославский) был освящен придел в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Но и после этого продолжали вестись работы по благоустройству интерьера Преображенского храма. 27 октября 1990 года И.А. Сергеев умер, и заботы о приходе легли на плечи его дочерей, которые изначально помогали отцу. В те времена литургию иногда служили настоятель храма в селе Павлеиха, отец Анатолий Носочков, потом отец Василий Плевин, а потом отец Владимир Кузнецов из села Стрельниково. Но без постоянного священника приход не мог развиваться дальше. Прихожане долгое время искали подходящего священника и остановили свой выбор на Василии Терентьеве, стихарном стрельниковского храма.
26 июня 1994 года митрополит Алимпий рукоположил чтеца Василия в диаконы, а 23 октября 1994 года Василий Терентьев стал иереем Спасо-Преображенского храма Костромы.
Весной 1997 года главный храм уже был готов к освящению. На праздник Феодоровской-Костромской иконы Божией Матери, 27 марта, отец Василий установил походный престол. С этого времени службы совершались в основном храме. 7 августа 1997 года митрополитом Алимпием был освящен храм и престол в честь Преображения Господня.
Церковь Преображения Господня за Волгой
Поехали новым маршрутом в сторону своего микрорайона Венеция и первым на пути встретилась старообрядческая церковь.
Вид на церковь от угла дома №5.
Главный вход Преображенской церкви.
Вид на церковь от угла дома №11.
Колокола со стороны главного входа.
Те-же колокола изнутри колокольни.
Главный колокол.
Макушка колокольни.
Церковь стоит на возвышенном берегу напротив слияния рек Костромы и Волги. На улице Волгарей 4. Место дивное. Пришёл настоятель храма иерей Василий, предложил подняться на колокольню. Спасибо ему за это огромное. В самой башне оказался небольшой музей. Дивными видами на город, Волгу, монастырь готова поделиться с Вами-дорогие читатели. Храм построен в 17-м веке (1685—1688 года). Принадлежал той самой боярыне Морозовой. Храм белый, нарядный, праздничный.
Одна из старинных книг библиотеки.
Евангелие 17-го века.
Купольные кресты.
Идеальная гармония красоты.
Окно на колокольне.
Церковь, Волга, Кострома, Корабль.
Вид на Ильинскую церковь, улица Дачная.
Вид на защитные сооружения и часовню из Притыкино.
Река Кострома вливается в Волгу. Мост через Кострому.
Ипатьевский монастырь.
Великолепный вид на церковь Спаса в рядах.
Вид на пожарную каланчу.
Вид на бывший кремль.
Вид на телебашню.
Вид на Волжский мост.
Романтичный вид на Кострому от кромки реки Волги с правого берега.
Архитектура и внутреннее убранство
Двухстолпный храм и живописная шатровая колокольня связаны между собой широкой одноэтажной трапезной. Двухсветный четверик в форме куба имеет три алтарных абсиды и увенчан небольшими, поставленными близко друг к другу, чешуйчатыми главками. Колокольня, наоборот, имеет массивный силуэт. Выразительные арки звона на ней разделены тройными колонками, а в шатре проделаны слуховые отверстия – люкарны.
Выбеленный силуэт храма отлично вписывается в панораму окружающей одно-двухэтажной застройки и великолепно смотрится с реки, а также с противоположного берега Волги. Особенно хорошо видно его осенью, зимой и ранней весной, когда листвы еще мало.
К сожалению, древние фрески, за исключением отдельных фрагментов, расположенных в верхней части церкви, были утрачены. А те немногие участки, которые сохранились, свидетельствуют о высоком мастерстве иконописцев. Эти фрески были реставрированы в 1996 году художником Гимном Борисовичем Губочкиным.
Храм при Советской власти
После прихода к власти большевиков, началась политическая борьба против всего, что могло бы олицетворять старую Россию. Поэтому многие церкви подверглись разрушению. Церковь в Канищево простояла долгое время и была закрыта лишь в 1938 году.У местного настоятеля храма отца Василия, в скором времени конфисковали всё имущество и он был вынужден ходить по селу. Известно, что он умер в тюрьме.
Однако отношение между новой властью церковью были натянутыми. Ещё в 1922 году из храма были изъяли из храма ценные церковные вещи,в том числе сняли серебряно-вызолоченную ризу с иконой Божией Матери. Официальной причиной стала помощь голодающим, однако на сегодняшний день трудно сказать было ли это направлено в качестве помощи или было продано в частную коллекцию из-за огромной коррупции, которая царила в то время.
Храм после закрытия в 1938 году
С 1938 по 1988 год церковь была использована в качестве склада для зерна и не обслуживалась в техническом плане. Это привело к тому, что церковь со временем всё больше и больше приходила в упадок. Сначала в нём хранили зерно, потом стройматериалы, запчасти для техники.
Склад в бывшем Преображенском храме
Однако в 1988 году инициативная группа сельчан, смогла добится того, что церковь была возвращена обратно церковникам. Однако её состояние было слишком ветхим, чтобы в ней можно было вести богослужения и она нуждалась в ремонте. Жаворонков М. в своей мини-статье описал как происходил процесс восстановления храма. В частности было проведено несколько субботников, на которых было множество добровольцев. Также местные приносили иконы в церковь и была установлена чугунная печка. Новым настоятелем стал отец Василий. Во время церковных праздников служба уже велась в 1989 году.
Храм во время реставрационых работ
31 декабря 1989 года архиепископ Симон освятил данную церковь. 1 марта 1991 года настоятелем стал Иоанн Сипратов. Он провёл крупные реставрационные работы и при нём храм обрёл свой современный вид.
Храм Преображения Господня в 1997 году
23 июня 1991 года за несколько месяцев до официального распада СССР патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил этот храм. Таким образом после и по настоящее время этот храм продолжает функционировать и безусловно является одной из культурных достопремечательностей Рязанского края.
Список литературы:
1) http://www.metarya.ru/nash-khram/istoriya.html2)https://proreligiu.club/
3) Иоанн Добролюбов: Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных, со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX ст. и библиографическими указаниями том № 1. Материал о Преображенской церкви находится на с.№ 102.
4) Иеромонах Иоаким: Из новейшей истории Преображенского храма. Статья была опубликована в газете Преображение в 2003 году.
5) Фролов В.: О Преображенской церкви в Канищево. Была опубликована в 1993 году в газете Вечерняя Рязань
6) Игорь Алексеев: Преображенский храм. Статья была опубликована в газете Преображение в 2013 году.
7) Жаворонков М.: Преображение(о восстановлении церкви в Канищево). Была опубликована в 1989 году в газете Приокская правда.
Церковь Преображения Господня до 1917 года
Церковь согласно статье иеромонаха Иоакима берёт своё начало, только в 1824 году. Она была построена на пожертвования вдов воинов, а также ветеранов войны с Наполеоном 1812-1814 годов. Историю данной церкви также исследовал Фролов В. который в своей статье сравнивал этот храм с Храмом Христа-Спасителя, который был также построен на пожертвования и также был посвящён памяти жертвам войны с Наполеоном. Из-за пожаров было принято решение о постройке каменной церкви.
Согласно книге Добролюбова, который проводил описание всех рязанских церквей постройка данной церкви была поручена помещику Константину Сергеевичу Огорёву, однако приделы при этой церкви Никольский и Казанский строились под управлением другого помещика Петра Николаевича Колычёва.
В. Фролов в своей статье также пишет, что церковь была спроектирована известным русским архитектором Василием Петровичем Стасовым и А. Г. Григорьевым. Однако в своей статье о Преображенском храме информационный портал ПроРелигию пишет также и том, что церковь мог спроектировать и швейцарский архитектор Дементий Иванович Жилярди (Джилярди).
Игорь Алексеев также занимался историей этого храма и в 2013 году написал статью посвящённая истории данной церкви. Так в своей статье он пишет, что данный храм был построен в стиле классицизма. Также храм был очень прост в своих пропорциях, но в то же время величествен. Куб храма завершается низкой ротондой с плоским куполом. В толще северной и южной стен размещаются четырехколонные лоджии дорического ордера. В плане четверик церкви имеет сходство с самым знаменитым храмом Православного мира – Святой Софии в Константинополе.
Возвращаясь к статье Фролова В., то стоит отметить отметить, что он пишет о том, что первоначально помещение самой церкви и трёхступенчатая колокольня были отдельно друг от друга и только во второй половине XIX века были соединены трапезной. Об этом также подтверждается и в материле Игоря Алексеева. Сама трапезная была построена на деньги Петра Николаевича Колычёва. Путешественники, которые проезжали эту церковь называли её культурным ансамблем и отмечали, что данная церковь является уникальной в архитектурном стиле для рязанской земли. На Рязанской земле только одна была похожая колокольня в селе Перевес Спасского района.
Писцовые книги на которые ссылался Иоанн Добролюбов при составлении описания рязанских церквей даёт нам возможность нам определить площадь церкви, которая она занимала до революции. В состав церкви входили 2 десятины усадебной земли, 42 десятины пахотной земли и 3 десятины луговой и во владении причта было 42 десятин земли.
Также Иоанн Добролюбов пишет о известных ему священниках, которые когда-то служили в Канищево:
1) Филипп умер в 1676 году;
2) Сергей Иванов родился в 1703 году, умер в 1728 году;
3) Иван Иванов родился в 1739 году;
4) Иеропей Петров служил в церкви с 1727 года, умер в 1742 году;
5) Алексей Горовень родился в 1742 году;
6) Иоанн Яковлев-неизвестно;
7) Михаил Борисов родился 6 января 1809 года;
Николай Волхов родился в 1816 году;
9) Пётр родился в 1843 году;
10) Иоанн Смирнов умер в 1881 году;
11) Андрей уп. с 1882 года.
Как доехать
Храм расположен на ул. Волгарей, 4.
На автомобиле. Дорога из столицы до Костромы занимает 4,5-5 часов (346 км) и проходит по Ярославскому шоссе и трассе М8 (Холмогоры). В Костроме, не доезжая автомобильного моста через Волгу, нужно повернуть налево на улицу Широкую, идущую вдоль правого берега реки. По этой улице до храма – 2,2 км.
Вид на колокольню церкви Преображения Господня
На поезде или автобусе. От Ярославского вокзала в Москве до Костромы поезда доходят за 6,04-6,35 часа. Кроме того, от Центрального автовокзала столицы, расположенного возле станции метро «Щелковская», до Костромы можно добраться на рейсовых автобусах (7 рейсов в день). Путь этот занимает 6,50 часа. Костромской автовокзал удален от железнодорожного вокзала на 1 км. По городу к храму можно подъехать на автобусах № 20, 22, маршрутных такси № 22, 65, 66, 76, 88 или троллейбусах № 4, 5 (остановка «Широкая улица»), а затем 0,48 км пройти пешком. Или же воспользоваться услугами такси.
Рейтинг достопримечательности:
← КОСТРОМА | КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ | РОССИЯ → |