Церковь преображения господня (спасо-преображенская)

Храм святых Апостолов Петра и Павла

Современный микрорайон Паново украсился новым строением религиозного культа в 2003 году, когда в январе состоялось его освящение. Петрово-Павловский храм начали строить в 2001 г. при финансовой поддержке полиграфического комбината и издательства «Кострома» по инициативе его руководителя П. Н. Русинова. Малое освящение объекта, проведённое архиепископом Костромским Александром, прошло в торжественной обстановке.

После введения в эксплуатацию колокольни со звонницей в 2012 г. прошло Великое освящение церковных помещений. Апостолы Пётр и Павел почитаются верующими как самые усердные ученики Христа, активно проповедовавшие Евангелие. Новую церковь назвали в их честь, но кроме них, здесь почитают преподобных Адриана и Феодосия Мюнзенских и Ферапонта.

Храм-новодел очень красив, имеет необычную архитектуру и привлекает всеобщее внимание своей оригинальностью. Боковые фасады 1 –го этажа имеют закруглённые формы с полукруглой крышей

Стены 2-го этажа заканчиваются кровлей, типичной для старинных царских палат. Розово-терракотовая окраска стен делает строение радостно-весёлым.

Церковь святых мучеников Александра и Антонины Римских

Проехав немного в сторону реки Ключевки, на возвышенности увидели ещё один шедевр древнего зодчества. Ранее поселок Селище не входил в состав Костромы, а лишь в 1932 году стал её частью. Само село было известно уже в 14-м веке.

Набережная на правом берегу.

Шикарные ворота на улице Верхне-Набережной.

Чайка и Волга.

Александро-Антониновский музей.

Врата церкви с улицы.

Левая половинка врат Александр.

Правая половинка врат Антонина.

Каменный храм возводился на средства местных помещиков А. Мошкова, В. Д. Каблукова, П. Поливановой в 1779—1786 годах. Удивительным является тот факт, что в советские годы этот храм не закрывали.

Колокольня.

Вход в храм.

Мозаика перед входом.

Вход в храм.

Вид на село и Волгу от церковных врат.

Врата напротив входа в храм.

Информационное табло на территории церкви.

Церковный купол.

Возведению храма предшествовала красивая легенда о том, как у проезжавшего мимо именитого мужа жена родила близнецов мальчика и девочку. В день их рождения праздновали Александру и Антонину, поэтому такие имена и дали детям. А благодарный муж в четь такого события пообещал Богу устроить на сём месте храм.

Мост через реку Ключевку.

Вид на микрорайон Венеция.

Ключевка впадает в Волгу.

Вид из окна нашей новой квартиры.

С балкона хорошо видна Церковь святых мучеников Александра и Антонины Римских.

P.S. Насладившись местными красотами, поехали смотреть новый посёлок Малиновка. К сожалению, посёлок не оправдал наших ожиданий. Заехали в свою квартиру. Далее поспешили в отель, погода ухудшалась, пошёл дождь.

Фото на фоне любимого отеля «Круиз».

Картина «Кострома».

Картина-натюрморт. «Селёдочка».

Картина «Волна». А.Б. Лебедева

P.S. Вот такой благостный день мы провели в Костроме. Чего и Вам желаю.

Фото и описание

Спасо-Преображенская церковь – это старообрядческий храм, расположенный в городе Кострома, на улице Волгарей, на правом берегу Волги.

До строительства каменного храма в Спасской слободе было два деревянных храма: Никольский и Преображенский. Впервые они упоминаются в писцовых книгах 1628 года. Храм Спаса Преображения был возведен на их месте в 1685-1688 годах. Он был двухстолпный, пятиглавый, трехапсидный, имел шатровую колокольню и теплый придел в честь святых бессребреников Косьмы и Дамиана Асийских. Свидетельством тому была каменная закладная плита, расположенная на фасаде северной апсиды.

Изначально детали внешнего убранства храма были украшены полихромной росписью, а также для украшения храма были использованы зеленые поливные изразцы. В конце 17-начале 18 веков церковь расписали фресками, которые сохранялись вплоть до её закрытия. В начале 18 века перед северным входом к храму пристроили крыльцо, а в 19 – фасады храма, покрытые известковой обмазкой, были расписаны костромской художественной артелью Василия Кузьмина в «шашечку». Полы на солее храма выложили чугунными плитами, а церковь и кладбище были обнесены каменной кирпичной оградой.

В Преображенском храме хранились древние иконы, а также старинные предметы церковной утвари, кипарисовый напрестольный крест с частицами святых мощей, обложенный чеканным серебром.

На колокольне церкви было шесть колоколов, один из них был отлит на ярославском заводе Мартынова в 1761 году мастером Иваном Корниловым

В 20 веке в приход Преображенского храма входило 7 селений, расположенных в ближайших десяти километрах от храма. Церковь была закрыта в 1934 году и была приспособлена под заводское общежитие. Церковная ограда, главы и верхняя часть колокольни были разрушены, а внутренний объем разделили на два этажа.

В результате реставрационных работ, проведенных в 1968-1978 годах по проекту архитектора Л.С. Васильева храму Спаса Преображения был возвращен первоначальный облик.

С начала 1980-х годов руководитель известного стрельниковского хора И.А. Сергеев начал работу по получению разрешения создать в Костроме старообрядческую общину. На выбор ему было предложено два полуразрушенных храма в заволжской части Костромы: Ильинский, стоящий на холме, на землях, принадлежавших в 17 веке мужу боярыни Морозовой, которая впоследствии стала святой исповедницей и мученицей. Сергеевым был выбран более просторный храм – Преображенский.

В 1987 году группе христиан-старообрядцев, возглавляемой Иоанном Алексеевичем Сергеевым, были вручены ключи от Спасо-Преображенской церкви за Волгой. С этого времени были начаты реставрационно-восстановительные работы в храме. Сразу же начали с подготовки помещение для проведения богослужений, уже в 1989 году епископом Киевским и всея Украины Иоанном (сейчас архиепископ Костромской и Ярославский) был освящен придел в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Но и после этого продолжали вестись работы по благоустройству интерьера Преображенского храма. 27 октября 1990 года И.А. Сергеев умер, и заботы о приходе легли на плечи его дочерей, которые изначально помогали отцу. В те времена литургию иногда служили настоятель храма в селе Павлеиха, отец Анатолий Носочков, потом отец Василий Плевин, а потом отец Владимир Кузнецов из села Стрельниково. Но без постоянного священника приход не мог развиваться дальше. Прихожане долгое время искали подходящего священника и остановили свой выбор на Василии Терентьеве, стихарном стрельниковского храма.

26 июня 1994 года митрополит Алимпий рукоположил чтеца Василия в диаконы, а 23 октября 1994 года Василий Терентьев стал иереем Спасо-Преображенского храма Костромы.

Весной 1997 года главный храм уже был готов к освящению. На праздник Феодоровской-Костромской иконы Божией Матери, 27 марта, отец Василий установил походный престол. С этого времени службы совершались в основном храме. 7 августа 1997 года митрополитом Алимпием был освящен храм и престол в честь Преображения Господня.

Церковь Преображения Господня за Волгой

Поехали новым маршрутом в сторону своего микрорайона Венеция и первым на пути встретилась старообрядческая церковь.

Вид на церковь от угла дома №5.

Главный вход Преображенской церкви.

Вид на церковь от угла дома №11.

Колокола со стороны главного входа.

Те-же колокола изнутри колокольни.

Главный колокол.

Макушка колокольни.

Церковь стоит на возвышенном берегу напротив слияния рек Костромы и Волги. На улице Волгарей 4. Место дивное. Пришёл настоятель храма иерей Василий, предложил подняться на колокольню. Спасибо ему за это огромное. В самой башне оказался небольшой музей. Дивными видами на город, Волгу, монастырь готова поделиться с Вами-дорогие читатели. Храм построен в 17-м веке (1685—1688 года). Принадлежал той самой боярыне Морозовой. Храм белый, нарядный, праздничный.

Одна из старинных книг библиотеки.

Евангелие 17-го века.

Купольные кресты.

Идеальная гармония красоты.

Окно на колокольне.

Церковь, Волга, Кострома, Корабль.

Вид на Ильинскую церковь, улица Дачная.

Вид на защитные сооружения и часовню из Притыкино.

Река Кострома вливается в Волгу. Мост через Кострому.

Ипатьевский монастырь.

Великолепный вид на церковь Спаса в рядах.

Вид на пожарную каланчу.

Вид на бывший кремль.

Вид на телебашню.

Вид на Волжский мост.

Романтичный вид на Кострому от кромки реки Волги с правого берега.

Архитектура и внутреннее убранство

Двухстолпный храм и живописная шатровая колокольня связаны между собой широкой одноэтажной трапезной. Двухсветный четверик в форме куба имеет три алтарных абсиды и увенчан небольшими, поставленными близко друг к другу, чешуйчатыми главками. Колокольня, наоборот, имеет массивный силуэт. Выразительные арки звона на ней разделены тройными колонками, а в шатре проделаны слуховые отверстия – люкарны.

Выбеленный силуэт храма отлично вписывается в панораму окружающей одно-двухэтажной застройки и великолепно смотрится с реки, а также с противоположного берега Волги. Особенно хорошо видно его осенью, зимой и ранней весной, когда листвы еще мало.

К сожалению, древние фрески, за исключением отдельных фрагментов, расположенных в верхней части церкви, были утрачены. А те немногие участки, которые сохранились, свидетельствуют о высоком мастерстве иконописцев. Эти фрески были реставрированы в 1996 году художником Гимном Борисовичем Губочкиным.

Храм при Советской власти

После прихода к власти большевиков, началась политическая борьба против всего, что могло бы олицетворять старую Россию. Поэтому многие церкви подверглись разрушению. Церковь в Канищево простояла долгое время и была закрыта лишь в 1938 году.У местного настоятеля храма отца Василия, в скором времени конфисковали всё имущество и он был вынужден ходить по селу. Известно, что он умер в тюрьме.

Однако отношение между новой властью церковью были натянутыми. Ещё в 1922 году из храма были изъяли из храма ценные церковные вещи,в том числе сняли серебряно-вызолоченную ризу с иконой Божией Матери. Официальной причиной стала помощь голодающим, однако на сегодняшний день трудно сказать было ли это направлено в качестве помощи или было продано в частную коллекцию из-за огромной коррупции, которая царила в то время.

Храм после закрытия в 1938 году

С 1938 по 1988 год церковь была использована в качестве склада для зерна и не обслуживалась в техническом плане. Это привело к тому, что церковь со временем всё больше и больше приходила в упадок. Сначала в нём хранили зерно, потом стройматериалы, запчасти для техники.

Склад в бывшем Преображенском храме

Однако в 1988 году инициативная группа сельчан, смогла добится того, что церковь была возвращена обратно церковникам. Однако её состояние было слишком ветхим, чтобы в ней можно было вести богослужения и она нуждалась в ремонте. Жаворонков М. в своей мини-статье описал как происходил процесс восстановления храма. В частности было проведено несколько субботников, на которых было множество добровольцев. Также местные приносили иконы в церковь и была установлена чугунная печка. Новым настоятелем стал отец Василий. Во время церковных праздников служба уже велась в 1989 году.

Храм во время реставрационых работ

31 декабря 1989 года архиепископ Симон освятил данную церковь. 1 марта 1991 года настоятелем стал Иоанн Сипратов. Он провёл крупные реставрационные работы и при нём храм обрёл свой современный вид.

Храм Преображения Господня в 1997 году

23 июня 1991 года за несколько месяцев до официального распада СССР патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил этот храм. Таким образом после и по настоящее время этот храм продолжает функционировать и безусловно является одной из культурных достопремечательностей Рязанского края.

Список литературы:
1) http://www.metarya.ru/nash-khram/istoriya.html2)https://proreligiu.club/
3) Иоанн Добролюбов: Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных, со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX ст. и библиографическими указаниями том № 1. Материал о Преображенской церкви находится на с.№ 102.
4) Иеромонах Иоаким: Из новейшей истории Преображенского храма. Статья была опубликована в газете Преображение в 2003 году.
5) Фролов В.: О Преображенской церкви в Канищево. Была опубликована в 1993 году в газете Вечерняя Рязань
6) Игорь Алексеев: Преображенский храм. Статья была опубликована в газете Преображение в 2013 году.
7) Жаворонков М.: Преображение(о восстановлении церкви в Канищево). Была опубликована в 1989 году в газете Приокская правда.

Церковь Преображения Господня до 1917 года

Церковь согласно статье иеромонаха Иоакима берёт своё начало, только в 1824 году. Она была построена на пожертвования вдов воинов, а также ветеранов войны с Наполеоном 1812-1814 годов. Историю данной церкви также исследовал Фролов В. который в своей статье сравнивал этот храм с Храмом Христа-Спасителя, который был также построен на пожертвования и также был посвящён памяти жертвам войны с Наполеоном. Из-за пожаров было принято решение о постройке каменной церкви.

Согласно книге Добролюбова, который проводил описание всех рязанских церквей постройка данной церкви была поручена помещику Константину Сергеевичу Огорёву, однако приделы при этой церкви Никольский и Казанский строились под управлением другого помещика Петра Николаевича Колычёва.

В. Фролов в своей статье также пишет, что церковь была спроектирована известным русским архитектором Василием Петровичем Стасовым и А. Г. Григорьевым. Однако в своей статье о Преображенском храме информационный портал ПроРелигию пишет также и том, что церковь мог спроектировать и швейцарский архитектор Дементий Иванович Жилярди (Джилярди).

Игорь Алексеев также занимался историей этого храма и в 2013 году написал статью посвящённая истории данной церкви. Так в своей статье он пишет, что данный храм был построен в стиле классицизма. Также храм был очень прост в своих пропорциях, но в то же время величествен. Куб храма завершается низкой ротондой с плоским куполом. В толще северной и южной стен размещаются четырехколонные лоджии дорического ордера. В плане четверик церкви имеет сходство с самым знаменитым храмом Православного мира – Святой Софии в Константинополе.

Возвращаясь к статье Фролова В., то стоит отметить отметить, что он пишет о том, что первоначально помещение самой церкви и трёхступенчатая колокольня были отдельно друг от друга и только во второй половине XIX века были соединены трапезной. Об этом также подтверждается и в материле Игоря Алексеева. Сама трапезная была построена на деньги Петра Николаевича Колычёва. Путешественники, которые проезжали эту церковь называли её культурным ансамблем и отмечали, что данная церковь является уникальной в архитектурном стиле для рязанской земли. На Рязанской земле только одна была похожая колокольня в селе Перевес Спасского района.

Писцовые книги на которые ссылался Иоанн Добролюбов при составлении описания рязанских церквей даёт нам возможность нам определить площадь церкви, которая она занимала до революции. В состав церкви входили 2 десятины усадебной земли, 42 десятины пахотной земли и 3 десятины луговой и во владении причта было 42 десятин земли.

Также Иоанн Добролюбов пишет о известных ему священниках, которые когда-то служили в Канищево:

1) Филипп умер в 1676 году;

2) Сергей Иванов родился в 1703 году, умер в 1728 году;

3) Иван Иванов родился в 1739 году;

4) Иеропей Петров служил в церкви с 1727 года, умер в 1742 году;

5) Алексей Горовень родился в 1742 году;

6) Иоанн Яковлев-неизвестно;

7) Михаил Борисов родился 6 января 1809 года;

8) Николай Волхов родился в 1816 году;

9) Пётр родился в 1843 году;

10) Иоанн Смирнов умер в 1881 году;

11) Андрей уп. с 1882 года.

Как доехать

Храм расположен на ул. Волгарей, 4.

На автомобиле. Дорога из столицы до Костромы занимает 4,5-5 часов (346 км) и проходит по Ярославскому шоссе и трассе М8 (Холмогоры). В Костроме, не доезжая автомобильного моста через Волгу, нужно повернуть налево на улицу Широкую, идущую вдоль правого берега реки. По этой улице до храма – 2,2 км.

Вид на колокольню церкви Преображения Господня

На поезде или автобусе. От Ярославского вокзала в Москве до Костромы поезда доходят за 6,04-6,35 часа. Кроме того, от Центрального автовокзала столицы, расположенного возле станции метро «Щелковская», до Костромы можно добраться на рейсовых автобусах (7 рейсов в день). Путь этот занимает 6,50 часа. Костромской автовокзал удален от железнодорожного вокзала на 1 км. По городу к храму можно подъехать на автобусах № 20, 22, маршрутных такси № 22, 65, 66, 76, 88 или троллейбусах № 4, 5 (остановка «Широкая улица»), а затем 0,48 км пройти пешком. Или же воспользоваться услугами такси.

Рейтинг достопримечательности:

← КОСТРОМА КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ РОССИЯ →
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: