Церковь спаса в рядах

Сень и иконостас – гордость храма

Помимо мозаики в оформлении интерьера храма использованы полудрагоценные камни:

  • уральская яшма;
  • мрамор;
  • порфир;
  • лабрадорит;
  • орлец;
  • порфир;
  • змеевик;
  • горный хрусталь;
  • топазы.

Спас на Крови – единственный православный храм, где просят не зажигать свечи: огонь закоптит уникальные мозаики. По-особенному торжественно с оттенком светлой грусти смотрится убранство сени над местом смертного ранения императора. Сень – резной шатер из драгоценных самоцветов, который поддерживают четыре колонны из яшмы.

Здесь хранятся фрагменты Екатерининского канала с булыжной мостовой, тротуарные плиты и решетка, неизменно сохраненные с того времени, как на них пролилась кровь Александра II. Напротив – окно, через которое льется свет на памятное место. Над окном – икона «Новозаветная Троица», по обеим сторонам окна изображение ангела-хранителя царя и его небесного покровителя Святого благоверного князя Александра Невского.

Золотистый тон стены придает трагическому месту особый мягкий свет. Распятие, установленное здесь, всегда покрыто красными гвоздиками. На отделку сени потрачено почти столько же средств, сколько на создание остального храма.

Центральный иконостас, выполненный по проекту архитектора Парланда, – мастерство итальянских камнерезов. В центре – царские врата, украшенные резными кокошниками, с тремя крестами из горного хрусталя. По бокам – три резных колонны, каждая – с неповторимым узором.

Солея иконостаса и резные скамьи вдоль стен выполнены из зеленого мрамора. Справа и слева от царских врат – иконы по рисункам Васнецова «Богоматерь» и «Спаситель». Алтарная перегородка – из итальянского мрамора разных оттенков от красно-коричневого до нежно-желтого, кажется искусно вырезанной из дерева.

Церковь Ильи Пророка

Старинное каменное церковное сооружение 17 в издавна позиционируется как храм военных. Сведений о строителях основного здания отсутствуют, а высокая 3-ярусная колокольня построена на средства купца Малышева в 1829 г. Иначе 3-главая церковь именуется как Казачий-Ильинский храм, куда приходят действующие военные, отставники, ветераны-афганцы, участники боёв в Чечне.

Недавно была отстроена колокольня, на которую водрузили шпиль с крестом. Это было сделано на добровольные пожертвования военных и актёров, среди которых Борис Галкин. Планируется дальнейшая реконструкция древней святыни. Намечено отстроить четверик храма, на месте бывшей проходной главпочтамта. Уже идёт оформление документов, ведутся подготовительные работы, будут проводиться раскопки. Церковь имеет 3 престола: Ильи Пророка, Божией Матери и св. Алексея, 3-х святителей вселен.

Празднование в честь образа Божией Матери проходит 1 сентября. По традиции накануне нового учебного года в церкви проводится молебен для школьников и студентов. После молебна их благословляют на учёбу, окропив святой водой.

Интерьер собора

Церковь изначально строилась не для традиционных массовых богослужений

Внутри здания привлекает внимание красивая сень – роскошная шатровая конструкция, под которой хранится фрагмент мостовой из булыжника. Это и есть то самое место, где упал раненый Александр ІІ

Изумительное внутренне убранство помещения создавали самые известные русские и немецкие мастера. Они отошли от традиции оформления церквей живописными произведениями искусства. Это связано с сырым климатом Санкт-Петербурга.

Собор декорирован богатейшей коллекцией полудрагоценных камней и самоцветов, а мозаика покрывает все стены и своды храма Спаса на Крови. Ее площадь – более 7 тыс. кв. метров! Здесь даже иконы выполнены из мозаики.

Монументальные изображения набирали «венецианским» способом. Для этого в обратном отображении рисунок сначала копировали на бумагу. Готовую работу разрезали на части, на которые приклеивали смальту, подбирая соответствующие оттенки. Потом, как пазлы, мозаичные блоки собирали и крепили на стену. При таком методе живописный рисунок упрощался.

Иконы же набирали традиционным, «прямым» способом. При таком методе образ почти не отличался от оригинала. Как фон зодчие использовали много смальты золотого цвета. При солнечном освещении она наполняет внутреннее пространство мягким свечением.

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь

Древнейшая обитель России расположена в живописном месте впадения реки Костромы в Волгу. Об основателе мужского монастыря бытует легенда, связанная с именем татарского вельможи Чета из рода Годуновых. Во время поездки в Москву он заболел и остановился там, где сливаются реки Кострома и Волга. Во сне к нему явились Богородица, великомученик Ипатий и апостол Филипп, после чего Чет выздоровел.

Позже он крестился на православие под именем Захарий и возвёл в этом месте Ипатьевский монастырь, считающийся колыбелью русских царей. Пережившая расцвет, забвение и разруху, святая обитель в наши дни является действующим мужским монастырём. По сути, это монастырский комплекс, состоящий из монашеской территории, недоступной для посетителей, и Церковного историко-археологического музея. Для всех открыт Свято-Троицкий собор, где хранится чудотворная икона Тихвинской Божией Матери.

Чтобы поклониться ей, сюда приезжают паломники с разных концов света. Среди монастырских святынь находятся частицы ризы господней, мощей святого Ипатия в иконе, главы юродивого Симона Юревецкого, расстрельный камень Ипатьевского дома. Нельзя не восхититься великолепным видом монастырских строений, красивой ухоженной территорией обители.

Полезная информация

Все тайны, связанные с храмом, каждый турист может попробовать расшифровать самостоятельно. Для этого нужно просто приехать в Петербург. Здание находится по адресу: Наб. канала Грибоедова 2Б, корпус А. В храме Спаса на Крови верующие люди могут попасть на православную службу. В соборе есть свой приход. Расписание богослужений постоянно обновляется на сайте церкви.

Любители памятников искусства оценят красоту собора, записавшись на экскурсию. Предлагаются разные темы. Туристы узнают об архитектуре церкви, ее мозаике и сюжетах изображений. Режим работы предусматривает даже вечерние экскурсии в летний период. В среду музей не работает. Цены на билеты колеблются в пределах от 50 до 250 рублей. Желающим сделать фото или видео разрешают пользоваться аппаратурой без штатива и подсветки.

Запечатлеть неподвластную времени красоту захочется многим посетителям. По мнению британского портала Vouchercloud, храм Воскресения Христова – самый известный туристический объект России. Но ни фотографии, ни описание здания не смогут передать всю красоту собора. Храм откроется тем, кто познакомится с ним лично.

Архитектурные особенности и внешний вид

Собор Воскресения Христова (Спас на Крови) построен в неорусском стиле, как ветви эклектики. На волне патриотизма после успешной войны на Балканах высшее общество заинтересовалось допетровской историей Руси, ее образом жизни и зодчеством. Выбор архитектурного решения в стиле старинных московских или ярославских теремов и церквей стал следствием новых веяний. По формам и украшениям куполов собор имеет сходство с храмом Василия Блаженного на Красной площади.

Основной объем храма – четверик (куб). К нему пристроена алтарная часть в виде апсиды с двумя полукружьями и колокольня, полностью охватывающая место пролития крови императора. Для выполнения последнего условия пришлось изменить линию набережной – засыпать русло канала на 8 метров в ширину.

Над четвериком возвышаются 5 куполов, главный из которых – шатровый. Каждый из них имеет собственный рельефный рисунок и покрыт по медной основе несколькими видами ювелирной эмали. Еще четыре «луковицы» – над алтарем и колокольней – золоченые.

Входы в собор расположены по бокам колокольни, они оформлены в виде теремных крылец с характерными двускатными кровлями. Над ними – шатровые навершия, на остриях которых – гербы империи – двуглавые орлы.

Для облицовки здания использован красный кирпич германского производства. Нижний ярус (цоколь) отделан гранитом двух оттенков серого цвета. Декоративные детали подкупольных барабанов, оконных наличников, кокошников и закомар подчеркнуты светлым мрамором. Яркость стенам придают многочисленные изразцы и мозаичные иконы вместо росписей-фресок, совершенно не потерявшие цвет за столетие.


Мозаика «Несение креста» на фасаде

Мозаика «Воскресение Христово» на фасаде

Спас Нерукотворный на фасаде

Спас Нерукотворный

Мозаика «Распятие» на фасаде

Мозаика «Христос во славе» на фасаде

Мраморный пол

Мозаика «Сошествие во ад» на фасаде

Интересно: Еще Монферран при строительстве Исаакиевского собора заметил, что во влажном петербургском климате краска с живописных икон быстро осыпается, и стал заменять их мозаичными изображениями.

На фасаде колокольни, обращенном в сторону канала, всю стену занимает изображение распятия Иисуса с предстоящими. По боковым ее стенам до самых закомар (полукруглых наверший) – гербы городов и российских губерний.


Мозаичное панно «Распятие»на фасаде храма

В особых нишах цоколя размещены 20 памятных досок из красного гранита. На одной из них перечислены благотворители, на остальных – главные даты жизни и деяния царя-освободителя.

Храм кратко в цифрах

  • Высота Спаса на Крови (главного купола) – 81 м;
  • Длина – 56,7 м;
  • Ширина – 44,1 м;
  • Высота колокольни – 63 м;
  • Высота внутренних сводов – 45 м;
  • Площадь мозаичного покрытия: снаружи – 400 м2, внутри – 7065 м2;
  • Количество лампочек-свеч – 1689 шт.;
  • Вместимость – 1600 чел.

Фресковые росписи

Через год после освящения, в 1199 году, стены храма были полностью расписаны фресками.

Фресковые росписи Спаса на Нередице занимали всю поверхность стен, от пола и до верхней части сводов и купола. Это был целостный по своей композиции фресковый цикл. Живописный ансамбль был тщательно продуман до мельчайших деталей и исполнен с высоким профессионализмом.

Храм был расписан группой живописцев, и, при всём разнообразии индивидуальных манер живописи, фресковый ансамбль обладал художественным единством и ярким своеобразием, что говорит о принадлежности всех мастеров к местной новгородской культуре.

Фрески были исполнены в широкой размашистой манере, а образный строй отличается почти эпической масштабностью и жизненностью. Фигуры выглядят крепкими, живыми, а ликам присуща открытость и непосредственность — это те черты, которые, вероятно, были свойственны самим новгородцам. Мастера старались воплотить в нередицких фресках своё представление о Царстве небесном, где преобладают глубокие искренние чувства, переданные здесь прямолинейно и предельно выразительно, где господствуют чистые и яркие цвета.

Роспись была призвана запечатлеть память об умерших княжичах и чувство глубокой веры во всеобщее грядущее воскресение и вечную жизнь. Этим чувством озарены лики и святых, и обычных людей на фресках. Эта вера несла утешение скорбящим по сыновьям князю и его супруге.

Война и восстановление

Глядя на этот храм, трудно поверить, что он был почти полностью разрушен в годы Великой Отечественной войны и восстановлен из руин трудами археологов и реставраторов.

В августе-октябре 1941 года уникальный памятник архитектуры оказался на линии огня и неоднократно подвергался ожесточенному артиллерийскому обстрелу.

Церковь была разрушена более чем наполовину, уцелели только те части здания, которые оказались под завалами рухнувшего купола, сводов и верхних стен. Погибла и почти вся роспись храма. Полностью была сожжена деревня Нередица.

Руины храма после войны. (Фотографии с сайта novgorodmuseum.ru)

“Казалось, в этой груде камней погибло все, что было в этом уникальном памятнике драгоценного для истории и искусства”, — писала архитектор-реставратор Л. М. Шуляк, приступившая к разборке щебня и археологическим раскопкам остатков здания.

В марте 1944 года началась разработка плана восстановительных работ по архитектурным памятникам Новгорода. В Новгородский музей Всероссийской Академией Художеств была направлена экспедиция археологов, живописцев и искусствоведов для выполнение обмеров и фиксации состояния памятников. Храм Спаса Преображения на Нередице был включен в первоочередной список памятников, подлежащих восстановлению.

В первые послевоенные годы руины Нередицы были полностью освобожден от завалов. Стало ясно, что уцелело примерно 50% кладки и 15% живописи. В процессе работ было собрано более 70 корзин фрагментов фресок.

Храм Спаса на Нередице был восстановлен в 1950-х гг. Благодаря сохранившимся обмерным чертежам П. П. Покрышкина и другим исследовательским материалам стало возможно восстановить верхние части стен, своды и купол здания, причем реставрация выполнена уникально точно. (Разрушенную колокольню 18 века, как не соответствующую стилю и времени, решили не восстанавливать.) Но фресковые росписи были, казалось, безвозвратно утрачены.

В конце 60-х гг. были предприняты первые попытки реставрации фрагментов живописи. К сожалению, корзины с фрагментами фресок несколько раз перемещали из одного места в другое, и их осталось чуть больше половины. Сохранившиеся фрагменты были поставлены на учет в музее в отделе хранения памятников архитектуры и монументальной живописи. Значительная часть материалов утрачена безвозвратно. Но сохранившиеся бесценные фрагменты фресок дают возможность ученым осуществить работы по реставрации и возвращению хотя бы отдельных композиций на стены храма.

В 2001 году Новгородская архитектурно-археологическая экспедиция провела раскопки внутри храма. Под полом из каменных плит, уложенных в 18 веке, археологи нашли много интересного: участки первоначальной живописи 1199 года, погребение князя Афанасия Даниловича, внука Александра Невского, захороненного здесь, по летописным источникам, в 1322 году, два первоначальных престола.

Комплексная архитектурная реставрация церкви Спаса Преображения на Нередице завершилась в 2004 году. Работы по восстановлению и реставрации уникального фрескового ансамбля продолжаются.

Ктиторская фреска 2020 г.

Реставрацией фресок занимаются специалисты МКРХУ (Межрегионального Научного Реставрационного Художественного Управления) под руководством Т. А. Ромашкевич.

Уцелевшие на стенах после разрушений военных лет росписи укреплены и отреставрированы. Значительная часть ансамбля в виде тысяч разрозненных фрагментов разной степени сохранности находится в мастерской реставрации монументальной живописи в Новгородском музее. Реставраторы подбирают уцелевшие кусочки фресок, как паззлы, чтобы восстановить изображения. Это кропотливая и невероятно сложная работа — определить, откуда какой фрагмент. Собранные композиции затем должны быть закреплены на стенах с помощью особого клея.

Периодически реставраторы приезжают и добавляют подготовленные фрагменты к уже имеющимся фрескам. И, возможно, спустя время все уцелевшие фрагменты займут свое место.

Царь-освободитель

Самодержец и реформатор Александр II оставил добрую память в народе как царь-освободитель, отменив в 1861 году в России крепостное право. Освобождение от рабства и гражданские права получили 23 миллиона крестьян.

Преобразования в стране и реформы, проводимые императором, шли непросто. За «виновником» трудностей, императором Александром II, началась охота: на царя было организовано 8 террористических покушений. Последнее – на набережной Екатерининского канала – стало роковым для монарха.

1 марта 1881 года народовольцы взорвали карету возвращающегося домой императора. После взрыва царь не пострадал и вышел из поврежденной кареты посмотреть на тех, кто покушался на его жизнь. В это время никем не замеченный террорист Игнатий Гриневицкий кинул бомбу, оторвавшую царю ноги. Через несколько часов государь скончался.

Во время нападения на императора 17 человек были ранены, двое погибли на месте. Террорист Гриневицкий умер в больнице от ран через несколько часов после смерти Александра II. Организаторов теракта приговорили к смертной казни через повешение.

Спасо-Преображенская церковь

Неотразимое впечатление производит на всех белоснежное церковное здание, изящная колокольня с конусообразной звонницей Спасо-Преображенского храма. Особенно красиво строение выглядит летом среди кудрявой зелени на фоне синевы неба. Спасо-Преображенскую церковь воздвигли на рубеже 18 столетия вместо старой деревянной церквушки на общественные пожертвования.

Когда старообрядцам, покинувшим пределы центральной России в период раскола, разрешили вернуться в Кострому в конце 20 века, им отдали этот объект. С 1998 г Спасо-Преображенская церковь стала кафедральным собором местных староверов. Благодаря тексту на фундаментной плите, храму удалось вернуть первоначальный облик. Квадратный четверик основного здания с 3-мя апсидами имеет 5 глав.

Углы украшены небольшими декоративными куполами, а центр увенчан более массивной главкой. Над окнами вылеплены старинные кокошники. На стене входного портала сохранилось изразцовое изображение Георгия Победоносца, пронзающего змея. Внутри под потолком сияют восстановленные фрески.

История церкви Спаса на Нередице

Летом 1198 года на окраине Нередицкого холма началось строительство каменного храма. Князь Ярослав Владимирович решил таким образом увековечить память умерших сыновей — трагическое событие послужило началом рождения храма. После смерти старшего 7-летнего княжеского сына Изяслава в июне 1198 года был заложен первый камень в фундамент будущей церкви. Вскоре умер второй сын Ярослава Владимировича — 4-летний Ростислав.

Детей похоронили на территории Георгиевского собора в Юрьевом монастыре, а церковь Спаса на Нередице стала своеобразным памятником скорби об усопших наследниках князя. В течение года, следующего после смерти княжичей, церковь расписывали мастера, собранные со всех уголков тогдашней России. Фрески были выполнены в единой стилистике и придавали церкви довольно необычный вид.

Роспись проводилась разными живописцами одновременно и украшала всю внутреннюю поверхность однокупольного храма — стены, потолки, угловые выступы. Необычность оформления сочеталась с названием — слово «Нередица» означает нахождение за чертой города. В данном случае подразумевался холм, расположенный вне пределов Великого Новгорода. Рядом с церковью находилась резиденция Ярослава Владимировича.

Режим работы Спасской церкви на Нередице

Спас на Нередице находится в Новгородской области по адресу: Новгородский район, деревня Спас-Нередицы. Координаты для самостоятельного путешествия на автомобиле: 58.497180, 31.311541. В летне-весеннее время церковь работает ежедневно с 10.00 до 17.00, с октября по апрель — с 11.00 до 14.00. Храм может быть закрыт в плохую погоду — при выпадении осадков, особенно в зимнее время.

Добраться можно на автомобиле или общественном транспорте. Автобусный маршрут начинается на автовокзале Новгорода и заканчивается в деревне Спас-Нередицы. На автомобиле необходимо двигаться из Новгорода в сторону Москвы, повернуть направо возле мемориала с танком, проехать Спасскую церковь на Ковалёвом поле, село Шолохово, свернуть направо и доехать до указателя на деревню Спас-Нередицы.

Солея

Солея — это место в храме, расположенное на возвышении, перед алтарной перегородкой и иконостасом. В церкви Спаса на Сенях солея расположена необычно высоко, практически на высоте человеческого роста. Сама солея украшена аркадой, опирающейся на колонны. На восточную стену церкви и на аркаду помещены изображения иконостаса, которые выполнены в виде фресковой росписи, а не как конструкця из отдельных икон. В иконостас храма Спаса на Сенях вошли изображения деисусного, пророческого и праотеческого и праздничных рядов. Три первых верхних ряда изображены на сплошной стене, праздничный разместился ниже, между арками, которые соединяют аркаду солеи и восточную стену. Они размещены кольцеобразно: на внутренней стороне арки и на стене.

Деисус — ряд икон с изображением Иисуса Христа в центре. Справа и слева от него — Богородица и Иоанн Креститель. Помимо традиционного ряда, который расположился на восточной стене церкви Спаса на Сенях, есть еще одна деисусная композиция, которая размещена на аркаде солеи. Таким образом на обычных верующих, размещавшихся в западной части храма, смотрели сразу два деисусных ряда.

Церковь Спаса в Рядах

Посетители Гостиного двора (Рядов) всегда восторженно отзываются о старинной церкви, расположенной на примыкающей к нему территории. Белоснежная красавица, сверкающая зелёными куполами и золочёными крестами притягивает взоры. Нельзя не восхититься и грациозным строением – 3-ярусной колокольней.

Обращают внимание черты древнерусского религиозного зодчества: приделы, 5-главие, окна-бойницы. Хотя строение возводилось в эпоху царствования Екатерины II, но строители сохранили архитектурные элементы 17 в

В начале 17-го столетия здесь, на торговом месте, возле Кремля стояла деревянная Спасская церквушка.

Каменную постройку в середине 18 века возвели на пожертвования знатного купца С. С. Белова. Вначале церковь освятили в честь Животворящего Креста Господня, но прихожане продолжали называть её Спасской. Прежнее название так и закрепилось за ней до сих пор. Милая старина, запечатленная, в церкви Спаса радует душу.

Архитектура и описание строения

По исполнению Спас на Крови напоминает собор Василия Блаженного в Москве, но это уникальный и самобытный храм. Внешний вид здания – собирательный образ русского православного храма, праздничный и яркий.

Архитектурные особенности

Четырехугольное здание увенчано стройным шатром высотой 81 метр (год гибели императора), с 9 нарядными главами, с 63-метровой колокольней (возраст Александра II на момент покушения).

Пять из девяти куполов Спаса покрыты эмалированными медными пластинами, цветной узор которых не повторяется, еще четыре – позолоченной медью.

Разновеликие главки храма с девятью живописно скомпонованными куполами создают неповторимую асимметричную группу, которая делает собор узнаваемым в России. В основании восьмигранного шатра на стене – 8 продолговатых окон с резными наличниками в форме кокошников.

Вверху сужающегося шатра прорезаны 8 выступов с окошками. Шатер завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка, покрытая белой, желтой и зеленой эмалью в виде обвивающих ее полосок, смотрится нарядно. Вокруг шатра – 4 луковичных купола, покрытые цветной эмалью, с разными рисунками.

С западной стороны к храму примыкает 63-метровая колокольня, сооруженная на месте смертельного ранения императора. Ее купол самый большой из всех глав собора. Под колокольней, на месте убийства царя, установлено «Распятие с предстоящими» – уникальный крест выполнен из гранита и мрамора. На кресте в окружении икон – распятый Спаситель.

На кресте колокольни установили золоченую корону в знак того, что самый большой вклад в строительство внесло императорское семейство. Звонница с восемью арочными проемами, которые разделены колоннами.

Каменное убранство

При строительстве храма применяли передовые технологии того времени. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта под площадью храма сооружено гидроизоляционное бетонное основание.

Стены фасада облицованы долговечным эстляндским мрамором, глазурованным кирпичом, цветными плитками. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены 20 памятных досок из красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II.

В оформлении внешнего вида храма Спаса на Крови впервые применено наружное декорирование здания мозаикой. Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни и выложенные мозаикой – главное украшение фасада собора.

Воплощая в жизнь пожелание Александра III, при отделке храма архитектор Парланд использовал яркие, насыщенные декоративные элементы, присущие русскому стилю в архитектуре.

В облике собора – богатая палитра:

  • цветные кирпичи, гранит;
  • позолоченная медь, цветная эмаль;
  • ажурные арки и изразцы;
  • резные мраморные наличники с мозаичными вставками;
  • мозаичные панно с евангельскими сюжетами и изображением святых;
  • фронтоны-кокошники.

Купола и башни покрыты декоративными узорами. Белые арки на фоне красного кирпича смотрятся по-особому. Шатровые перекрытия отделаны цветной черепицей и увенчаны золочеными двуглавыми орлами.

Входы храма – нарядные сдвоенные крыльца, стенки которых украшают мозаичные картины на тему страстей Христовых. Над главным шатром – золоченый крест. При отделке храма выполнено 7065 квадратных метров мозаичных покрытий. К работе для создания эскизов привлечено 30 живописцев.

20 пород мрамора из России и Италии, золотая смальта и горный хрусталь, полудрагоценные и драгоценные камни, золото и серебро использованы при отделке 81-метрового здания. Полная электрификация собора, который освещается 1689 лампами, позволила разглядеть все детали шедевра.

Северная сторона фасада украшена мозаикой «Воскресенье», на южной – панно «Христос во славе», с запада фасад украшен мозаикой «Спас Нерукотворный», с востока – «Спас Благословляющий». Над окном колокольни – мозаичная икона небесного покровителя императора, Александра Невского, далее – изображения небесных покровителей членов императорской фамилии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: