История
История этой чудесной святыни начинается в XII веке. К сожалению дата его точного основания не известна. Впервые о нем упоминается в летописи в 1186 году. Первоначально храм был построен из дерева. Но спустя 30 лет князь Константин заложил в Ярославле каменную церковь и монастырь святого Преображения.
Справедливости ради нужно отметить, что «с руки» князя был построен не только храм, но и Спасо-Преображенский монастырь, первое на Руси духовое училище и многое другое. Говоря о святой обители нельзя не упомянуть тот факт, что он имел достаточно большую библиотеку, в которой было много греческих и русских рукописных книг. Сама же святыня играла роль религиозного и культурного центра данного края.
Святые стены стали частью достаточно сильной оборонительной линии вокруг города. Они выполняли защитные функции в основном с западной стороны. Это была едва ли не самая безопасная и защищенная часть города. Обитель пользовалась популярностью не только среди местных и московских князей, в него любил приезжать и сам Иоанн Грозный. Каждый раз по своему приезду он оставлял жалованные грамоты.
Не прошло много времени как владения монастыря стремительно начали расширятся, а богатства расти. Со временем она превратилась в феодала. В ее владения входило около пяти сел и более двухсот деревень. Несмотря на то, что монастырю принадлежали доходные соляные варницы и другие прибыльные места, он был освобожден от денежных повинностей. Такую привилегию он имел потому, что в его стенах от тяжких хворей излечилась жена Иоанна Грозного, по этой же причине и сам Иоанн давал постоянную поддержку храму.
В тяжелые времена для государства город был разорен врагами полностью. Не удалось разорить только монастырь. Он чудом остался не тронутым. После смутных времен стены святыни значительно укрепили, их высота достигала 10 метров, а в ширину они достигали почти километра.
Церковь Рождества Христова
Рекомендовать место
14
6
Церковь Рождества Христова — православная каменная церковь XVII века в Ярославле. Представляет собой надвратную четырехстолпную пятиглавую церковь-колокольню.
И хотя облик церкви неоднократно менялся, создается впечатление, что церковь окутана каменным кружевом, что абсолютно не характерно для русского зодчества. Еще одна особенность заключается в том, что в изразцах церкви упоминаются имена строителей церкви.
С начала XXI века вследствие ветхости стала рушиться одна из стен колокольни, поэтому храм был долгое время на реставрации. Сейчас храм и колокольня восстановлены, время от времени здесь проводятся богослужения.
В 1989 году из церкви были похищены уникальные иконы, которые были вывезены за рубеж и проданы на аукционе в Германии. В середине 90-х годов прошлого столетия их купил коллекционер Владимир Рощин, но узнав об истории своего приобретения, вернул иконы в храм.
Монастырские трапезные
С западной части звонницы, обрамляя площадь монастыря, установлена огромная трапезная в два этажа с Рождественской церковью. Она была построена в XVI веке, возможно, даже раньше самого собора. Центр этого здания состоит из просторной одностолпной палаты со сводами в виде паруса. Она предназначалась для торжественных приемов знатных гостей, трапезных мероприятий огромной монастырской братии. Своды, а также стены палаты богато украшали росписями. По красоте и благоустройству эта трапезная была лучше столичных зданий своего времени. Так, отопление шло сквозь отдушины от кухонного очага, расположенного внизу, блюда подавали из поварни через специально оборудованные люки. Внизу была кухня и хозяйственные помещения – кладовые, квасоварня. На втором этаже были расположены и жилые покои. Восточная часть здания обустроена трапезной церкви Рождества Христова. Это небольшой храм, который стоял на возвышающемся подклете. С запада к палате присоединялись покои настоятеля XVII века. Стены были лишены выдающегося убранства, кроме простых наличников и пилястр.
Расписание богослужений в Знаменской церкви
Храм открыт ежедневно с 10:00 до 18:00. Службы совершаются в дни православных праздников и еженедельно:
- в 17:00 — по пятницам и субботам;
- в 07:40 — в субботу;
- в 08:40 — в воскресенье.
О дополнительных службах можно узнать по телефону, на сайте или страницах соцсетей.
Расписание богослужений на сайте Знаменской церкви
В 11 часов утра, после воскресной литургии, в храме проводятся чаепития с задушевными беседами на евангельские и житейские темы. В их ходе настоятель церкви иерей Иоанн рассказывает об основах православной веры и отвечает на вопросы. По средам с 19:00 в церковной трапезной традиционно проходят Евангельские молодежные беседы.
Власьевская башня и Знаменская церковь на панораме google
Архитектура
Планировка Спасо-Нагородской церкви типична для ярославских церквей XVII века. Основной храм — кубического типа, четырехстолпный, без подклета, замыкающийся тремя невысокими апсидами главного алтаря и увенчанный пятью луковичными главами на вытянутых световых барабанах. С трёх сторон четверик окружён крытой галереей, с обеих сторон завершённой приделами с разновеликими алтарными апсидами. Северный шатровый башенный придел возведён в одно время с храмом. Южный купольный придел перестроен в XIX веке. К западной галерее пристроен притво XIX века в стиле классицизма. Над западным углом галереи возведена шатровая колокольня.
Особенностью храма является то, что его главным и более нарядным фасадом является не традиционно западный, а северный, в связи с тем, что он был обращён к городу, а с юго-западной стороны почти вплотную к храму проходила крепостная стена.
Церковь Ильи Пророка
Рекомендовать место
17
5
Церковь Ильи пророка — православный храм в центре города, является выдающимся образцом ярославской архитектуры XVII века. Храм является туристической достопримечательностью города, и объектом культурного наследия России.
Церковь была построена на месте деревянных церквей, которые, согласно легенде, были построены одновременно с самим городом.
Храм многократно реставрировался, только в советское время — трижды. В 1920 году был передан городскому музею-заповеднику, что спасло храм от сноса.
Здание храма было украшено сверкающей зеленой черепицей, которая позже была заменена чешуйчатым покрытием и кованым крестом. Внутреннее убранство храма украшают различные росписи известных мастеров, фрески и золоченный резной иконостас с древними иконами.
Церковь Ильи Пророка располагается на Советской площади города Ярославля. Вернее, Советская площадь располагается вокруг этого храма. Храм расположился в самом центре культурной жизни Ярославля.
Ликом — к Городу
Уникальность церкви Спаса на Городу — в обращении главного фасада на север, а не на запад, как обязывает традиция. Лицевым фасадом сделали тот, что обращён к людям, сделали его особенно нарядным и сохранили почти без изменений от XVII века.
Стройный храм — без хозяйственного подклёта, с тремя апсидами и пятью большими куполами, увенчанными золотыми крестами на «яблоках», несмотря на объёмы кажется лёгким и «плывущим».
Талант строителей, позволивших храму «плыть», проявился в выборе особых пропорций церкви: её мощные купола на высоких барабанах высотою равняются основному зданию и «поднимают» всю постройку вверх, к плывущим облакам и небу.
Обойдите церковь — с каждой стороны она открывается новой, где-то — скромной, где-то — печальной, но всегда величественной и живой красавицей.
Адрес: г. Ярославль, ул. Андропова, 1 (ул. Почтовая, 3).
Карта расположения:
Похожие публикации:
Спасо-Преображенский собор При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в…
Церковь Михаила Архангела Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов. Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей…
Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный. Он первым в Ярославле оказался …
Часовня Казанской Богоматери в Ярославле Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр…
Успенский кафедральный собор Ярославский православный собор Успения Пресвятой Богородицы, или, в обиходной речи, Успенский собор, с XVIII по XX столетия имел статус кафедрального – главного в епархии. Воздвигнутый при слиянии Которосли с Волгой и освященный в 1219 г., он был п…
Поделиться ссылкой:
Церковь Иоанна Предтечи (Ярославль)
Рекомендовать место
20
3
Церковь Иоанна Предтечи является ярким символом высшего расцвета древнерусской архитектуры. Церковь известна абсолютно любому жителю России, потому что она изображена на оборотной стороне банкноты номиналом 1000 рублей.
Церковь строилась в течении 16 лет и открыла свои двери в 1687-ом году. Знаменитая роспись церкви была выполнена несколько позже — в 1695-ом, знаменитыми ярославскими художниками — Дмитрием Плехановым и Фёдором Игнатьевым.
Одно из самых любопытных отличий церкви Иоанна Предтечи — способ завершения приделов. Дело в том, что все они венчаются главами — никогда ранее такого в Ярославле не встречалось, да и после подобный стиль применялся крайне редко. Всего в оформлении церкви использовано 15 глав.
Церковь Спаса Преображения на Городу
Эта старинная кирпичная церковь, построенная в 1672 году на средства купца Кислова. Она представляет собой крупный пятиглавый четверик с шатровым приделом у северо-восточного угла, шатровой колокольней у северо-западного угла и боковыми папертями.
Известно, что на этом самом месте, на главной торговой площади, так называемом «городском торгу», во времена удельных ярославских князей существовала древняя деревянная приходская церковь Спаса Преображения. Отсюда и её наименование – «Спас на Городу». И хотя деревянная церковь сгорела при пожаре 1658 года, новая каменная церковь сохранила её название. Её главная достопримечательность – это старинные фрески.
Власьевская (Знаменская) башня
Воротная крепостная башня из камня, одно из пяти проездных укреплений Земляного города и одно из двух сохранившихся до наших дней, возведена в 1658–59 гг. на месте сгоревшей в 1658 г. деревянной башни. Изначально фортификационное сооружение было оборудовано мостом, соединяющим его с охраняющей подступы к городу отводной стрельницей, где располагалась звонница и набатный колокол. К Власьевской вела дорога из Углича. В эпоху Петра I с бородатых и старомодно одетых мужиков за проезд в город здесь брали немалую плату, после чего давали им специальный разрешительный жетон.
Свое название башня получила благодаря расположенному неподалеку одноименному приходу, который до наших дней не сохранился. Второе название — Знаменская — связано с граничащей с ней церковью.
Власьевская башня, Николай Васильевич Белавин
Со временем Власьевская башня обросла пристройками, часть которых можно увидеть до сих пор. Во второй половине XVII в. к восточной стене примкнула часовня, а затем на ее месте появился Знаменский храм. В конце XVIII ст. с западной стороны было возведено здание банка, которое достраивалось как минимум 2 раза — в XIX и начале XX вв. В наше время оно было передано ЯрГУ под размещение Экономического факультета. Структурные подразделения университета частично занимают помещения и самой Знаменской башни.
До 1980 года с северной стороны фортификационного сооружения находился бывший дом купца и городского головы Рафаила Кокуева, где в мезонине и на втором этаже располагались лучшие в Ярославле гостиничные номера. Первый этаж здесь сдавался под магазины, самым знаменитым из которых был «Босфор» Лобанова с колониальными товарами — чаем, кофе, специями и др. Предполагается, что на освободившемся месте теперь может появиться торгово-развлекательный комплекс.
Вид на Власьевскую башню с Комсомольской улицы, Сергей Василец
Высота четырехугольной в плане Власьевской башни составляет 17 метров. Массивные стены оборудованы овальными бойницами и варницами, предназначавшимися для слива кипящей смолы на головы врагов. Строение венчает зубчатая корона кремлевских «ласточкиных хвостов». В 1880-е гг. на башне был установлен огромный напорный резервуар на 15 тысяч ведер, который сыграл огромную роль в развитии водопроводной сети Ярославля.
Обрамление Знаменской башни, Николай Васильевич Белавин
История
Говорят, что на месте храма Иоанна Предтечи в Ярославле ранее находился Вознесенский женский монастырь, разоренный в 1609 году поляками. Позднее здесь была возведена деревянная церковь Иоанна Предтечи. Она была тесновата, поэтому местные жители ходатайствовали о строительстве зимнего храма в честь Вознесения Господня. Вскоре разрешение на возведение постройки было получено, однако не успели они приступить к работам, как сгорела деревянная церковь. В связи с этим для начала была построена небольшая деревянная Вознесенская церковь.
После этого можно было приступить к более масштабному проекту, ведь новая церковь должна была стать особенной. Надо сказать, что в слободе тогда проживало множество зажиточных мастеров, которые не пожалели средств на воплощение своего грандиозного замысла. Слобода Толчково славилась своими мастерами-кожевниками, которые разбогатели благодаря таланту и трудолюбию. Даже в названии места отражен этот популярный в то время промысел — дубильную краску для него получали посредством толчения древесной коры. В устремлениях местных жителей присутствовал и некий соревновательный момент, они желали построить такой храм, которому не будет равных по красоте и величию в округе.
Наталья Воробьева
Каждый житель хотел внести свой вклад в строительство — кто-то деньгами, иные ценными вещами, у кого не было этого, предлагал свой труд. Кроме того, жертвователи находились и далеко за пределами города, к примеру, Казань передала царские врата великолепной работы. Именно поэтому храм считался поистине народным. Для его строительства было возведено два кирпичных завода, которые обеспечивали рабочих материалом. По проекту церковь должна была иметь два придела — во имя трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого) и во имя Казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия.
Строительство продолжалось 16 лет (с 1671 по 1687 годы), такой долгий срок обусловлен наличием большого количества деталей, что требовало от мастеров кропотливости, точности, на это уходило много времени. Рядом с церковью возвели шестиярусную колокольню, высота которой достигала 45 метров. Несмотря на обилие сюжетов роспись храма выполнили примерно за год. Восторгались красотой постройки как простые люди, так и царственные особы. Известно, что ее посещали цесаревич Николай Александрович, цесаревич Александр Александрович (будущий император Александр III), великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Федоровной. Церковь вдохновляла и художников, так, она была запечатлена на картине Василия Верещагина «Паперть церкви Иоанна Предтечи в Толчкове».
Декор фасада, Светлана Апполонова
При церкви существовала богадельня, позднее появилось приходское попечительство, выдававшее денежные пособия бедным прихожанам. Другими благими начинаниями были церковно-приходская школа с приютом для девочек, женская мастерская. Ввиду значимости храма, его плодотворной работы власти заботились о его состоянии — выделялись средства на ремонтные и реставрационные работы.
После революции для храма и его строений наступили времена тяжелых испытаний. Вознесенскую церковь стали использовать как заводскую столовую, а позднее и вовсе снесли. В самом же храме Иоанна Предтечи хранилось зерно. Один из ярусов колокольни приспособили под кузницу и мастерскую, вследствие такого обращения она начала крениться, что удалось исправить в 1958 году.
Использование храма не по назначению привело к плачевному результату — многие элементы декора были разрушены. Даже несмотря на это он вызывал глубокое чувство восхищения у всех, кто его видел. В наши дни он является музейным объектом. Долгое время церкви не уделяли должного внимания, однако в начале 2021 года были проведены исследовательские работы, и вскоре началась реставрация. Есть надежда, что со временем храму вернут его былое великолепие.
Табличка на фасаде, Наталья Воробьева
Храмы
Соборная площадь с Успенским собором (справа) и церковью Иоанна Златоуста (слева).
На территории Рубленого города исторически существовало шесть храмов, из которых два сохранились и один был построен заново в XXI веке:
- Успенский собор — духовный и архитектурный центр города на протяжении столетий. Как установлено раскопками Н. Н. Воронина (1940 год), первоначально построен в 1215 году из кирпича с белокаменными деталями. В 1501 году обрушился, равно как и его ровесник — собор Спасского монастыря. В 1510-е годы оба здания были восстановлены. В середине XVII века в связи с быстрым ростом населения Ярославля и его превращением во второй по величине город России собор строится заново (точная датировка вызывает споры). В 1830-е гг. на месте шатровой колокольни выстроена новая, огромная, несколько «подмявшая» под себя собор. В 1937 году Успенский собор был снесён, а в -2010 годах на этом месте построен новый собор, весьма отличающийся от взорванного. Новый собор вызвал многочисленную критику — в частности, из-за своих больших размеров — как изменяющий исторически сложившийся облик центра города.
- Ильинско-Тихоновская церковь — древнейшая, если верить «Сказанию…», церковь города, срубленная самим Ярославом Мудрым. «Сказание…» связывает её посвящение Илье Пророку с тем, что именно в день памяти этого святого был основан город, но не исключена и связь с именем первого сына Ярослава — Ильи. В средние века была ружной, получая содержание из княжеской казны. В камне перестроена то ли в 1684, то ли в 1694 году. Этот одноглавый храм явно терялся на фоне собора и в 1824-31 гг. был заменён типичным для николаевской эпохи двухэтажным «комодом» в формах позднего классицизма. В советское время боковые башни были сломаны, а само здание передано сначала под музей Ленина, а потом под реставрационные мастерские.
Вид с соборной звонницы на церковь Николая Чудотворца и далее в сторону Спасского монастыря.
- Церковь Николы Рубленый город — один из первых в Ярославле храмов трапезного типа (1695). Представляет собой интересный результат синтеза верхневолжской архитектурной традиции с московскими веяниями. Его непритязательный, сугубо провинциальный силуэт, будто состоящий из элементарных геометрических форм, отразил финансовые затруднения, испытываемые прихожанами при строительстве храма «своим коштом». В настоящее время здание занимает реставрационный отдел художественного музея; доступа внутрь нет. В местной прессе отмечается, что гигантское здание нового Успенского собора совершенно непропорционально этому старинному храму, который теряется на его фоне. В нескольких шагах от церкви в 2009 году велось строительство нового жилого дома.
- Леонтьевская церковь «на кладовых палатках» — строилась при Ионе Сысоевиче как домовая церковь архиерея и соединялась крытым переходом с Митрополичьими палатами. Освящена в честь Леонтия Ростовского — первого святого ростовской земли и основателя Ростово-Ярославской епархии. Церковь стояла на высоком подклете, вероятно, сохранившемся от Успенского собора XVI века и приспособленном для хранения «свинцовой и зелейной казны». В конце XVIII века прорабатывались планы строительства на подклете обветшавшей церкви новой соборной колокольни, но они не осуществились. В 1809 г. этот одноглавый храм был снесён.
-
Церковь Шуйской Богоматери — официальное название Златоустинской церкви после того, как она была отстроена в камне в 1690 году. Храм, стоявший на крутом волжском берегу между Леонтьевской и Ильинско-Тихоновской церквями, был увенчан пятью небольшими шлемовидными главами под стать соседнему собору. Снесён не позднее 1929 года.
На переднем плане — церковь Шуйской Богоматери, на заднем — Ильинско-Тихоновская.
- Церковь Толгской Богоматери — одноглавая бесстолпная церковь с северо-западной стороны собора. В 1686 г. освящена в честь величайшей святыни Ярославля и его небесной покровительницы, иконы Толгской Богоматери. Шатровая колокольня храма была надстроена прямо над трапезной — один из первых в Ярославле примеров такого рода. Церковь просуществовала как приходская до 1802 г., когда её снесли, якобы из-за малочисленности прихожан, но в действительности, видимо, чтобы не закрывать дорогу из переоборудованного в архиерейский дом Спасского монастыря к главному собору епархии, Успенскому.
Одним из проектов восстановления Успенского собора предполагалось не только восстановление храма с максимальной исторической точностью, но и сооружение часовен на месте разрушенных Леонтьевского, Златоустинского и Толгского храмов. В поддержку этого проекта высказывались видные историки архитектуры, в том числе А. Л. Баталов, однако осуществить его не удалось.