Описание памятника
«Означенная настоящая холодная во именование Богоявления Господня церковь с двумя приделами есть каменного здания одно этажная, о пяти главах, из коих большая срединная из луженого, а прочие четыре по углам из простого листового железа, выкрашенные зеленою краскою. Кресты на них железные луженыя. На придельных церквах главы крыты черепицею, кресты железные, укрепленные железными жь цепьми. Олтарь настоящей церкви крыт листовым железом и по железным стропилам, а церковь по кирпичу железом же. На приделах и паперти крыши листового железа по дереву выкрашенныя же все черною краскою. Под означенной крышею с полуденной строны на церковной стене написан образ Богоявления Господня в железном киоте. С запада над папертью Отечество. Стены церковные снаружи ничем не отбелены, а токмо карнизы верхние сделаны изразчатые. Всход с западной стороны приделан к паперти на каменных столпох с деревянною крышею во всех окошках решетки, затворы и закладки железные, оконницы слудяные в железных рамах».
Описание иконостаса
В иконостасе присутствуют шесть традиционных ярусов — местный, праздничный, деисусный, пророческий и два праотеческих, верхний состоит из полуфигурных изображений ветхозаветных патриархов в катушках — медальонах. Традиционный семифигурный деисус размещается в центральной иконе яруса. Иисус Христос здесь изображен на золотом престоле в образе Великого Архиерея, увенчанного короной. На боковых иконах деисуса изображены десять апостолов. В центре пророческого ряда находится изображение Богоматери с младенцем на престоле, над ним а праотеческом ряду помещена композиция «Отечество».
Завершается иконостас живописным Распятием с предстоящими Богоматерью, Марией Магдалиной, Иоаном Богословом и Лонгином Сотником, фигуры которых вырезаны по контуру из доски. На карнизе иконостаса справа и слева от Распятия укреплено по четыре золоченых резных ангела. Нижний, местный ряд продолжается вдоль южной и северной стен на ширину солеи. Здесь распологаются входы в алтарь: по центру — Царские врата, справа и слева — двери в дьяконник и жертвенник.
Церковь Богоявления
Действующий храм, построен на месте деревянной церкви XIII столетия в новом для города стиле московского зодчества. Девять огромных окон освещают безстолпную внутреннюю часть храма, делая его убранство торжественным, праздничным, выгодно освещая золотистые настенные фрески.
Основным сюжетом настенных росписей являются сцены из евангельской жизни Христа. Храм напоминает терем из русских сказок, былин. Автор создания фресок, красивого резного иконостаса точно не установлен.
Шатровая форма колокольни, необычные орнаменты из полихромных изразцов сделали храм главной архитектурной ценностью центральной площади города. Среди церковных реликвий в храме хранятся частицы мощей многих святых.
Сейчас в отреставрированной церкви, расположенной на ул. Богоявления12, проходят регулярные богослужения.
Стенные росписи
Точная дата создания росписи неизвестна. Надпись в алтаре около горнего места сообщает лишь дату освящения храма митрополитом Ростовским Иоасафом — 2 июля 1693. По-видимому, в 1693 роспись была завершена, а начата в 1692.
Авторство богоявленской росписи не установлено. Стилистическая неоднородность композиционно-образного и цветового строя росписи указывает на участие в ее выполнении представителей двух разных художественных артелей. В 1800-е нижний ярус стенописей и подзор были поновлены в клеевой технике Семеном Степановым Завязошниковым. В 1860-е была поновлена живопись в алтаре, в 1950-е красочный слой во всем храме был укреплен и промыт В. Брюсовой и А. Рогозиным.
Организаторы церкви
Главный епископ храма «Церковь Божья города Ярославля» – это Ряховский Сергей Васильевич. Он является Председателем Российского Объединенного Союза Христиан Евангельской Веры – пятидесятников. Он ратует за развитие духовности людей в нынешнее время и, конечно же, за развитие России в целом.
Главным пастором в церкви является Андрей Александрович Дириенко – отец большого и дружного семейства.
Также он — заместитель главного епископа. Его проповеди пропитаны необыкновенной верой и любовью к Богу, людям, жизни. Он очень бережно относится к каждому ученику церкви, помогает и поддерживает в духовном развитии.