Георгиевский Храм во Владимире
По адресу Георгиевская улица, 2а в самом ее начале на месте, основанного Юрием Долгоруким в 1129 году, находится Георгиевская церковь, построенная в 1784 году.
Основание Храма – равносторонний четверик, венчает его два восьмерика с куполом и крестом на шпиле. К зданию Храма примыкает аккуратная аспида и звонница под шатром. Архитектурный декор, белокаменные наличники, декоративные «лопатки» позволяют говорить о здании церкви как образце провинциального барокко. Своды и стены интерьера Храма расписаны мастерами-художниками в начале XIX века.
В усыпальнице Храма Георгия Победоносца погребен прах матери и брата Александра Невского. В период с 30-х годов прошлого века и до 2006 года Храм был закрыт и использовался в мирских целях. После возвращения церкви в собственность Епархии, указом архиепископа Евлогия, Георгиевский храм объявлен молодежным, сейчас это действующая церковь и отдел Владимировской епархии по работе с молодежью.
Описание[править]
Во фризе северного фасада помещены рельефы с фигурами целителей и патрональных святых — Пантелеймона, Дмитрия Солунского, Георгия Каппадокийского, Федора Стратилата и других. На угловой капители представлены (в профиль) княжеские дружинники. Северный притвор сохранился с незначительными переделками (вместо рельефа князя Святослава в замок внешней килевидной арки вставлен рельеф из барабана собора). Патрональный рельеф св. Георгия над порталом дан в патрицианском изводе и с гербовидным щитом (лев). Ниже — два рельефа с изображением Спаса Нерукотворного. Еще ниже — рельефы львов (охранителей входа). На резной тяге архивольта в круглых медальонах — Богоматерь Знамение и шесть пророков. Ближайшие к Богоматери — Давид и Соломон.
По бокам входа — резные «древа жизни». На углах — пилястры с рельефами зверей и Сиринов в круглых рамках. Рельеф князя Святослава определяется как портретное изображение князя Святослава Всеволодовича (строителя собора) благодаря своему положению (выше патронального рельефа св. Георгия; ныне — внутри собора) и сходству с изображением его брата Юрия на суздальской пелене.
Южный притвор над порталом имеет рельеф Богоматери Оранты — в качестве покровительницы владимирских князей. По бокам входа — рельефы барсов (традиционная княжеская эмблема). Ниже — стилизованные «древа жизни», почти аналогичные «древам» северного притвора. На угловых пилястрах — тоже птицы и звери, кроме того, оригинальный рельеф кентавра в кафтане и шапочке, которого Н. П. Кондаков сравнил с «доезжачим в княжеской свите». Рельефы южной стены все перепутаны. Среди них выделяются крупные рельефы святителей, первоначально входившие в алтарную преграду собора. На юго-восточном углу — скопление переложенных в 1471 г. рельефов зооморфного характера: дракон, грифон, лев и несколько Сиринов. Виден фрагмент фриза из львиных и человеческих масок. Среди других рельефов — ангелы из композиции «Вознесение Христа», а также рельефы святых в круглых рамках и ангела из композиции «Три отрока в пещи огненной». Лев — рельеф у западного портала — служил и охранителем входа и княжеской эмблемой. По сравнению с львами предшествующей владимиро-суздальской скульптуры отличается большей плоскостью рельефа и вместе с тем повышенной живописностью. Особенно примечателен древовидный хвост.
Апсиды собора не имеют ни резьбы, ни колончатого фриза. Есть основание считать, что они — плод работы В. Д. Ермолина. Арочный карнизный поясок — дань древней владимиро-суздальской (Кидекша, Переславль-Залесский) традиции. Внутри собора находятся рельефы: «Распятие» — композиция из нескольких камней, не вошедшая в кладку В. Д. Ермолина 1471 г., и Малый деисус, а также консоли в виде мужских и женских голов. Первоначально «Распятие» находилось в центральной закомаре северного фасада. Под ним располагался камень с резной надписью о постановке креста князем Святославом, откуда «Распятие» получило название «Святославова креста». Поникшая голова распятого Христа по тонкости резьбы и проникновенности образа — лучшая часть всей скульптуры Георгиевского собора, вполне в духе дученто. Слева Христа — Богоматерь и три святые жены. Справа — Иоанн и сотник Лонгин. Малый деисус входил в декор западной стены западного притвора. При строительстве в XIX в. у стены западного притвора колокольни (ныне не существующей) был вынут из кладки стены и перенесен внутрь собора. Фигуры деисуса отличаются большей проработанностью резьбы, нежели фасадные рельефы. Консоли в виде мужских и женских голов входили в декор верхних частей собора. Характеризуются сильно выраженной трехмерностью. Складки на лбу напоминают немецкую (прирейнскую) скульптуру — Вагнер.
Патриарший сад
Патриарший сад.
6
Патриарший сад – это живописный уголок в центре Владимира,
который террасами спускается к Клязьме. На участке около 4 гектаров, окруженном
с трех сторон возвышенностями, образовался особый микроклимат, благодаря чему
здесь удалось собрать богатую коллекцию растений. Этот сад, появившийся еще в
XVI веке, является настоящим украшением города. После революции Патриарший сад
стал сельскохозяйственной опытной станцией, а с середины прошлого века –
станцией юных натуралистов.
Несколько лет назад этому месту было возвращено его историческое название – Патриарший сад. Здесь находится питомник плодово-ягодных культур, цветочно-декоративный раздел и дендрарий, а в оранжереях растут обитатели тропиков. С террас открываются прекрасные панорамные виды на южную часть города. В Патриаршем саду в любое время года приятно прогуляться и сделать красивые фотографии. Здесь установлены беседки, скамейки, фонтан, а перед входом – памятник владимирской вишне, которая стала своеобразным символом города.
Адрес: Патриарший сад, улица Козлов тупик, Владимир, Россия.
Архитектурные решения
Георгиевский собор Юрьева монастыря имеет весьма внушительные размеры: длину около двадцати семи метров, ширину больше восемнадцати и высоту ровно в тридцать два метра. Его стены имеют смешанную кладку — сочетание каменных блоков и кирпича. Оригинальную кровлю вначале сделали позакомарной, покрыв свинцовыми листами, но позже ее заменили на четырехскатную. И именно в этом виде она сохранилась до настоящего времени.
Георгиевский собор Юрьева монастыря увенчан тремя расположенными асимметрично главами. Основной купол венчает средокрестие, второй, внутри которого расположен особый придел для монашеской службы в уединении, устроен над квадратной лестничной башней на северо-западном углу, а третий — малый — словно уравновешивает предыдущий.
Как и другие древнерусские храмы, Георгиевский собор Юрьева монастыря под Новгородом сделан как большое парадное здание. На его северо-западной части мастер Петр приставил прямоугольную башню достаточно большой высоты с внутренней лестницей, идущей к полатям собора. Выдающемуся русскому зодчему удалось достичь в этой постройке удивительной выразительности форм, доведенных до предела лаконичности, а также строгости пропорций.
Парк им. Пушкина
Парк им. Пушкина.
8
Поначалу этот парк был бульваром, который стали обустраивать
еще в начале XIX века. В 1899 году, когда
отмечали 100-летие со дня рождения А.С. Пушкина, бульвару было присвоено имя
поэта. В 1950 году на месте бульвара был создан благоустроенный парк.
Сегодня парк им. А.С. Пушкина – любимое место отдыха владимирской молодежи и гостей города. Он расположен в историческом центре Владимира, рядом с Успенским собором и парком “Липки”. В 1995 году рядом с входом в парк был установлен памятник иконописцу Андрею Рублеву. Со смотровой площадки парка открывается живописная панорама окрестностей и впечатляющий вид на старую часть города.
Адрес: Парк им. Пушкина, Владимир, Россия.
Описание[править]
Во фризе северного фасада помещены рельефы с фигурами целителей и патрональных святых — Пантелеймона, Дмитрия Солунского, Георгия Каппадокийского, Федора Стратилата и других. На угловой капители представлены (в профиль) княжеские дружинники. Северный притвор сохранился с незначительными переделками (вместо рельефа князя Святослава в замок внешней килевидной арки вставлен рельеф из барабана собора). Патрональный рельеф св. Георгия над порталом дан в патрицианском изводе и с гербовидным щитом (лев). Ниже — два рельефа с изображением Спаса Нерукотворного. Еще ниже — рельефы львов (охранителей входа). На резной тяге архивольта в круглых медальонах — Богоматерь Знамение и шесть пророков. Ближайшие к Богоматери — Давид и Соломон.
Дома по улице Георгиевской
Прогулка по Георгиевской непременно заставит обратить внимание на дома, казенные и жилые, которые сохранили в себе печать духа старинного Владимира. В самом начале улицы расположен каменный дом №1 , получивший название «Дом Вострухина»
Сейчас в нем находится Владимирская капелла. Дом был выкуплен купцом Вострухиным, позже новый обладатель облагораживает фасад здания, оформляет дом карнизами, оригинальными поясками по всему фасаду
В самом начале улицы расположен каменный дом №1 , получивший название «Дом Вострухина». Сейчас в нем находится Владимирская капелла. Дом был выкуплен купцом Вострухиным, позже новый обладатель облагораживает фасад здания, оформляет дом карнизами, оригинальными поясками по всему фасаду.
Дом 2б назван «»Домом Ильина» по имение купца, построившего его в 1844 году. Сегодня в нем функционирует Дом творчества. Ильину принадлежит и второе двухэтажное строение по адресу Георгиевская, 2д, в котором осуществляют свою деятельность представители творчества.
Дом № 7 по Георгиевской — это построенный в 1912 году купеческий дом Философова. Другие дома, расположенные по исторической улице в центре Владимира – также строения XVIII-XIX веков, которые сегодня активно используются и позволяют говорить о традиции умения адаптировать старинное прошлое к современным потребностям горожан.
Георгиевская улица во Владимире приведет нас по окончании прогулки к ансамблю Спасской и Никольской церквей. Здесь будет уже несколько другое, свойственное древним Храмам свое духовное начало и своя история. Знакомство с городской субкультурой Владимира позволяет заглянуть в старинные дома, подышать городом, присмотреться к самим горожанам. При внимательном взгляде на окружающее можно не только узнать любопытные факты, но и проникнуться их культурной сутью, в этом и состоит знакомство с прошлым исторического города, о котором бережно заботятся потомки князей-созидателей городской архитектуры.
Как добраться на машине
В Юрьев Польский, как и до Георгиевского храма, самый быстрый вариант доехать от близлежащих населенных пунктов — личный транспорт. Со стороны Москвы расстояние всего пути составляет 200-215 км. Среднее время маршрута без пробок: 3 ч. 30 мин.
Особенности маршрутов:
- Маршрут через Рижский вокзал и Мытищи: по трассе М8 (Ярославское шоссе) доехать до Большой Бремболлы, на кольце, свернуть на первом съезде. После д. Щелканка выехать на 78К-0041. Проехав 6 км от д. Елизарово, свернуть на 17-А1. Доехав до г. Юрьево Польский, выехать на ул. 1 мая. После магазина «Валентина» свернуть направо на ул. Школьная. Через 130 м у магазина свернуть налево на ул. Краснооктябрьская, через 380 м еще раз налево. Проехав по Владимирской улице 200 м свернуть направо, выехать на ул. 1 Мая. Доехать до здания ОМВД. Слева от него через дорогу, будет находится Георгиевский собор.
- Маршрут через Ярославский вокзал и ул. Стромынка: Выехать на Щелковское шоссе. Проехать г. Черноголовка и с. Стромынь, у д. Чёрново свернуть налево. У с. Филиповское выехать на А 108, доехать до д. Лисицино и свернуть налево, по трассе проехать г. Киржач, г. Кольчугино. Объехав г. Кольчугино по окружной дороге свернуть на трассу 17К-10, доехать до г. Юрьев Польский, ул. Свободы. Свернуть вправо на ул. Перфильева. На круговом движении, свернуть на 1 съезде. С ул. Владимирская свернуть направо на ул. 1 Мая. Доехать до ОМВД.
Расстояние от г. Владимир до г. Юрьев Польский 70 км. Ехать по трассе 17А-1, через, с. Кутуково., с. Андреевское, с. Федоровское. При въезде в город свернуть на 1 съезд, затем на ул. Владимирскую. На 2 –ом перекрестке свернуть налево. По ул. 1 Мая остановиться напротив ОМВД.
Чтобы попасть в Георгиевский Собор в Юрьеве Польском, нужно проложить подобный маршрут.
От г. Александров до г. Юрьев Польский 74 км, среднее время маршрута 70 мин. Ехать до г. Кольчугино по дороге 17А-2, дальше по 17К-10. Въезд в город по ул. Свободы. От г. Иваново до г. Юрьев Польский расстояние 190 км. Время Маршрута 3 ч. Ехать по трассе М8 до Б. Бремболы, дальше дорога совпадает с трассой г. Москва, маршрут 1
Музей хрусталя лаковой миниатюры и вышивки
Музей хрусталя, лаковой миниатюры и вышивки.
81
Этот музей находится в историческом центре Владимира и занимает
красивое здание бывшей Троицкой
старообрядческой церкви. В начале 1970-х годов помещение храма было
отреставрировано, и в 1974 году здесь разместилась выставка Владимиро-Суздальского
музея-заповедника под названием «Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка». Коллекция, включающая
дореволюционные шедевры и выдающиеся работы современных мастеров, объединила
лучшие образцы традиционного
декоративно-прикладного искусства.
Самая большая часть экспозиции демонстрирует хрустальные изделия. Эффектная подсветка стендов играет и переливается на гранях хрусталя, представляя художественные работы во всем великолепии. Во втором разделе коллекции показана лаковая миниатюра художников владимирского села Мстера. Основываясь на иконописи XIX века, несколько поколений местных мастеров сформировали узнаваемый стиль яркой и утонченной художественной миниатюры со сказочными и былинными сюжетами. Третья часть экспозиции посвящена вышивке, в том числе «владимирским швом», в утраченном стиле «мстеринской глади» и с применением других техник.
Адрес: Музей хрусталя, лаковой миниатюры и вышивки, Дворянская улица, Владимир, Россия.
Казус с захоронениями
Вы спросите, а о каком же Федоре идет речь? Долгое время считалось, что в Георгиевской церкви находятся захоронения брата и матери Александра Невского — Федора и Феодосии. Однако при проведении раскопок в 1900 году в могилах останки не были найдены.
В то же время под Великим Новгородом в Георгиевском соборе Юрьева монастыря есть еще одна пара захоронений тех же людей. Где правда, где ложь, сегодня трудно разобраться. Вот такие загадки истории.
Речь, кстати, идет о том самом Федоре, чьей женой должна была стать Ефросиния Суздальская. В миру — Феодулия Михайловна Черниговская. Но этого брака не случилось, так как юный жених (а Федору было от 13 до 15 лет) скончался незадолго до свадебного пира. Подробнее об этой истории мы рассказывали в выпуске про Ризоположенский монастырь в Суздале, где покоятся мощи Ефросинии.
Архитектурные решения
Георгиевский собор Юрьева монастыря имеет весьма внушительные размеры: длину около двадцати семи метров, ширину больше восемнадцати и высоту ровно в тридцать два метра. Его стены имеют смешанную кладку — сочетание каменных блоков и кирпича. Оригинальную кровлю вначале сделали позакомарной, покрыв свинцовыми листами, но позже ее заменили на четырехскатную. И именно в этом виде она сохранилась до настоящего времени.
Георгиевский собор Юрьева монастыря увенчан тремя расположенными асимметрично главами. Основной купол венчает средокрестие, второй, внутри которого расположен особый придел для монашеской службы в уединении, устроен над квадратной лестничной башней на северо-западном углу, а третий — малый — словно уравновешивает предыдущий.
Как и другие древнерусские храмы, Георгиевский собор Юрьева монастыря под Новгородом сделан как большое парадное здание. На его северо-западной части мастер Петр приставил прямоугольную башню достаточно большой высоты с внутренней лестницей, идущей к полатям собора. Выдающемуся русскому зодчему удалось достичь в этой постройке удивительной выразительности форм, доведенных до предела лаконичности, а также строгости пропорций.
Дмитриевский собор во Владимире: история и описание
История Дмитриевского собора во Владимире, его крестово-купольная архитектура и белокаменная резьба вызывают неподдельный интерес туристов.
- История собора
- Архитектура и внутреннее убранство
- Рельефные фасады
- Внутренняя отделка
- Святыни
- Адрес и как доехать
История собора
Здание собора во Владимире решил построить на своем земле великий князь Всеволод Большое Гнездо, для этого привлек русских мастеров. Работы велись в 1194-1197 годах, для строительства использовался белый камень-известняк.
Спустя 40 лет собор был разрушен и ограблен монголо-татарами, затем много раз полыхали пожары, он подвергался разграблениям. В итоге сооружение нуждалось в реконструкции, ее провели в 1837-1839 годах по указу Николая I. Здание собора приняло первоначальный облик, в котором и сохранился до наших дней.
В эпоху СССР собор уцелел, так как считался памятником древнерусского искусства. Здесь заседала комиссия, занимавшаяся сохранением памятников живописи. В 1919 году в соборе перестали проводить богослужения и стали заниматься его реставрацией. Работы длились годами и закончились лишь в 2004 году. На завершающем этапе в соборе здесь появились водосточные трубы, был установлен новый крест, а все рельефы и белый камень покрыли защитной смесью. Сегодня церковь считается музейной экспозицией и принадлежит Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, здесь не проходят богослужения.
Архитектура и внутреннее убранство
Дмитриевский собор отличается небольшой площадью, ведь использовался только семьей князя и был его личной церковью. Его когда-то обрамляли галереи с лестничными башнями, соединявшими его с дворцом великого князя. Впоследствии эти конструкции убрали при реконструкции, однако свое великолепие собор не утратил.
На южном фасаде находится композиция «Вознесение Александра Македонского на небеса», а главной фигурой на всех фасадах является псалмопевец царь Давид с гуслями в руках.
Сама фасадная часть собора включает три яруса, один из них декорирован белокаменными фигурами и узорами, а другой полностью покрыт резьбой, ее видно даже на купольном барабане. Венчает конструкцию храма пологий золоченый купол, исполненный в виде шлема богатыря, на нем установлен крест из золоченой меди.
Рельефные фасады
Известность Дмитриевского собора в белокаменных фасадах, из-за этого его еще называют «белокаменной книгой». Все здесь усыпано многочисленными рельефами, на которых изображены животные реальные и мифические, а также виднеются облики святых. Большая часть рельефов, а их тут около 600, имеют первозданный вид. Некоторые пришлось реставрировать, когда в 19 веке проводили реставрацию. Основной мотив, который прослеживается во всем оформлении фасадной части собора, — это прославление власти князя. Недаром тут изображены геральдические символы – грифоны и кентавры, львы, орлы, имеются сцены охоты и борьбы животных.
Внутренняя отделка
Отделка здания изнутри не отличается богатством, от первозданного вида сохранилось несколько фресок 12 столетия, например, композиция «Страшный суд».
Также тут хранится купольный крест высотой 4 метра, он имеет просеченный орнамент. Его сняли с купола в 2002 году, заменив на новый. В Дмитриевском соборе можно увидеть надгробие первого губернатора Владимира графа Воронцова.
Святыни
- Когда работы по строительству храма были закончены, князь Всеволод большое гнездо установил образ великомученика Дмитрия Солунского.
- Также здесь поместили серебряный чеканный ковчежец-мощевик с частицей его сорочки, она пропитана кровью мученика.
Эти святыни собор во Владимире хранит и сегодня.
Чтобы добраться до него, можно сесть на автобус из Москвы или воспользоваться пригородным поездом, он отходит с перрона Ярославского либо Курского вокзала.
История возведения собора
Владимиро-Суздальское княжество в пору правления князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо достигло зенита своей славы. «Суздальская область, еще в начале XII века — захолустный северо-восточный угол Русской земли, в начале XIII века является княжеством, решительно господствующим над остальной Русью» (В.О. Ключевский). И олицетворением этой славы должен был стать Дмитриевский собор.
Князь, получивший при крещении христианское имя Дмитрий, решил построить новый храм в честь своего покровителя, святого Дмитрия Солунского. Строительство Дмитриевского собора пришлось на промежуток между 1194-1197 гг. Возводился храм руками лучших русских мастеров, в качестве строительного материала для стен использовали белый известняк.
Из далёкого византийского города Фессалоники привезли для возведенного храма редчайшие святыни: «доску гробную» — икону с изображением Димитрия Солунского, и серебряный чеканный ковчег с «сорочкой» – кусочком одежды мученика со следами его крови.
Икона св. Дмитрия Солунского
Перед Куликовской битвой эти святыни увезли в Успенский собор Московского Кремля, где они поныне и хранятся, во владимирском же соборе сейчас остались лишь копии.
В 1237 году храм был разграблен татаро-монголами, после этого он пережил еще несколько грабежей и пожаров. Но самый большой ущерб был нанесен ему в 1837—1839 годах, когда Николай I, посетив собор и увидев, в каком состоянии он находится, распорядился срочно его реставрировать. Но «знатоки русского стиля», взявшиеся за эту работу, вместо восстановления изуродовали храм, и он начал разрушаться.
С 1919 года храм передали в ведение владимирского музея. Его известняковые стены стремительно разрушались, однако долгое время ничего по спасению храма не предпринимали, реконструкцию смогли провести лишь в 1941 году, перед самой войной.
К очередному этапу работ по сохранению каменных стен собора приступили лишь после 1974 года. А окончательную реставрацию, в результате которой храму удалось в значительной степени вернуть утраченный первоначальный облик, завершили уже в 2000-х годах. Каменные стены покрыли защитной смесью, сделали водоотливы и создали необходимый микроклимат внутри собора. Сейчас Дмитриевский собор включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Вот он, Дмитриевский собор, во всей своей красе!
Поскольку этот собор строился на территории княжеского двора и предназначался лишь для княжеской семьи, его размеры невелики, зато впечатляет богатый декор его фасада — на нем можно насчитать более 600 рельефных изображений животных, растений, мифических существ, святых. Причем, многие рельефы сохранились в своем первозданном виде, те же, которые были утрачены, восстановлены.
Фасады храма состоят из трех ярусов. На нижнем ярусе декор практически отсутствует, резьбой украшены лишь порталы.
Дмитриевский собор, 1911 год
Западный фасад
Это объясняется тем, что раньше храм с трех сторон окружала галерея, соединявшая его с домом. Заканчивалась она с обеих сторон башнями. Галерея, к сожалению, не сохранилась, а стены так и остались гладкими снизу.
Украшением среднего яруса является пояс-колоннада с богатейшим орнаментом из резных фигур.
Верхний ярус, имеющий узкие окна, сплошь испещрен резьбой.
Украшен резьбой и барабан, на котором установлен золоченый купол с ажурным золоченым крестом.
Крест на вершине купола (копия)
Крест (настоящий), хранится внутри собора
В белокаменном убранстве собора присутствует очень много мотивов, которые были широко распространены в Византии, на Балканах, да и во всей Европе. Поэтому ученые предполагают, что наряду с русскими мастерами-резчиками над каменной резьбой работали и выходцы с Балканского полуострова – болгары, сербы, далматинцы.
Однако замысел создателей восхитительной белокаменной резьбы Дмитриевского собора до сих пор до конца не изучен, расшифровка многих композиций и сюжетов является предметом споров не одного поколения ученых.
Это интересно: Успенский собор во Владимире — объясняем подробно