Лучшее время для посещения
Большой петергофский каскад открыт для посетителей с 11:00 до 20:45. Билеты покупаются онлайн или в кассах, прекращающих работу в 20:30. Проще всего заказать экскурсию «Спутника» — не придётся думать о времени и организации тура. Достопримечательность лучше всего смотреть летом, в яркий солнечный день. Ближе к вечеру каскад не теряет свою грациозности и выглядит не менее завораживающе. В летние выходные дни здесь собирается наибольшее количество туристов.
Рекомендуется приезжать сюда заранее, с утра: тогда есть возможность ознакомиться с другими интереснейшими местами Петергофа, в частности — Нижнего Парка. Это многочисленные фонтаны, памятники архитектуры и музеи. Внизу открывается прекрасный вид на Финский залив, где можно передохнуть и погулять.
История создания
Официальное строительство Большого каскада началось в 1715 году по инициативе Петра I, причём для его возведения, как и для оформления всего дворцово-паркового комплекса Петергофа, были привлечены как отечественные, так и зарубежные мастера, однако, главным архитектором считался всё же Жан-Батист Леблон, который предложил использовать в облицовке каскадов устричные раковины, что придаёт композиции большей живости и несколько сказочные нотки. Большинство оригинальных скульптур, практически не сохранившихся сегодня, также изготовляли по эскизам последнего.
Неудачно был выбран материал, из которого решили выплавить всё «народонаселение» Большого каскада, а общество подобралось весьма эфемерное и изысканное. Вот только свинец уже к концу того же столетия признал победу времени над собой, и появилась насущная необходимость – реставрировать или же изготовить новые статуи, но уже из бронзы, как из более устойчивого материала. Именно в этих целях Академия художеств представила ко двору таких признанных мастеров своего дела – И. Мартос, М. Козловский, Ф. Гордеев, вот только их вердикт оказался весьма неутешительным: статуи уже не спасти, да и их слишком разная высота нарушает баланс композиции.
Окончательная замена статуй произошла уже к началу девятнадцатого века, но уже не в бронзе, а в тонкой позолоте и великолепии. К сожалению, это великолепие нашло свой закат, когда над Петергофом небо покрылось уродливыми язвами взрывов вражеской авиации. Часть скульптурных композиций удалось перевезти в тыл, некоторые были обезображены бомбёжками, другие варварски вывезены в Германию. Реставрационные работы, официально начатые ещё с завершением Второй мировой войны, продолжают тянуться и сегодня.
Петергоф сегодня
В 2005-м город первым на северо-западе РФ получил статус наукограда. В этом же году после реставрации заработали павильоны «Царицын» и «Ольгин», которые расположены в Колонистском парке. Годом ранее работу продолжили музеи велосипедов и императорских яхт. В 2007-м отреставрировали музей игральных карт.
Петергоф в 2022 году по-прежнему входит в топ мест, которые обязательны для посещения. При этом едут за яркими фото не только путешествующие внутри страны россияне, но и иностранные гости. «Русский Версаль» в доковидную эпоху 5 лет подряд удерживал первенство по посещаемости среди российских музеев: в среднем 5 млн человек в год. Из них 40% – иностранцы.
Большой каскад / Фото: Pixabay
Туристов Петергоф активно принимает с апреля по октябрь. Сегодня у путешественников принято заранее планировать экскурсионный план. Некоторые объекты доступны для бесплатного посещения, но в большую часть мест можно попасть только с билетом.
Например, поход в Нижний сад стоит 1,2 тыс. руб. для взрослых (по состоянию на август 2022-го), а в Большой дворец – 1,5 тыс. руб. Кроме того, самые дорогие билеты на посещение павильонов «Царицын» и «Ольгин», а также Фруктового сада и огорода Стрельны – по 1,5 тыс. руб. Средняя стоимость – 500–600 руб.
Петергоф имеет богатую историю и огромную культурную ценность. По популярности среди туристов локация не уступает Красной площади или Эрмитажу.
Расцвет «русского Версаля»
Архитектор Михаил Земцов в 1730-х годах подготовил планировку Петергофа. Перестроил ряд зданий и создал для государственных крестьян Мастеровой двор, а для придворных – Кавалерский.
Перестраивали резиденцию российских монархов по приказу Елизаветы Петровны под руководством Варфоломея Растрелли. Архитектор увеличил центральную часть дворца, добавил два боковых флигеля, которые соединялись галереями с Церковным и Гербовым корпусами.
На исходе XVIII века в городе возвели Английский дворец и разбили одноименный парк. Проект подготовил садовый мастер Джеймс Медерс, который превратил дикий лес в живописное место для неспешных прогулок. Архитектором дворца был Джакомо Кваренги, который впоследствии реализовал десяток проектов в Петербурге: Академия наук, Эрмитажный театр, Ассигнационный банк, Смольный институт – лишь малая часть портфолио мастера.
В конце XVIII века в Петергофе построили каменную церковь. Улицы постепенно застраивались новыми домами, которых на исходе столетия насчитывалось 57. Александр I в 1824-м приказал определить 58 самых некрасивых зданий и перестроить их по современным проектам.
В XIX–XX столетиях в городе дислоцировались солдатские полки, обучались воспитанники военных училищ. Поэтому на улицах Петергофа можно было встретить не только крестьян и госслужащих, но и солдат действующей армии.
При Николае I появился ансамбль «Александрия», который принадлежал императрице Александре Федоровне. По приказу государя разбили пейзажный парк, возвели дворец в английском стиле, который прозвали «коттеджем». На территории усадьбы архитектор Адам Менелас нашел место для коровника. Из-за этого второе название резиденции – «Фермерский дворец». Изюминкой ансамбля является церковь Александра Невского, которую построили в готическом стиле.
Церковь святого Александра Невского / Фото: wikimedia.org
В 1830-х годах готика захватила не только императорские строения. В этот период архитектор Иосиф Шарлемань подготовил новую планировку Петергофа и построил дома в готическом стиле. В дальнейшем на карте города появились военный госпиталь, богадельня и здание Присутственных мест. При Николае I Петергоф прирос дворцом Лейхтенбергских, Кухонным и Гофмейстерским корпусами, Колонистским парком, Ольгиным и Царицыным павильонами.
В середине XIX столетия железнодорожный путь соединил столицу империи с Петергофом. А завершило век строительство православного собора Петра и Павла, который возвели по проекту Николая Султанова.
Собор Петра и Павла / Фото: Pixabay
До 1917 года Петергоф считался главной царской летней резиденцией. До революции при дворце в основном жили прислуга, офицеры и солдаты лейб-гвардейских полков.
Гроты Большого каскада
Большой верхний грот выделяется пятью арками с маскаронами. Сверху находится терраса, ведущая к Малому гроту. Они разделяются балюстрадой из мрамора, здесь располагаются позолоченные бронзовые Тритоны.
Нижний грот выглядит как просторный зал с высокими потолками. Здесь вы увидите скульптуры из мрамора и позолоченные копии античных работ. По задумке Петра уже после его смерти были установлены шутихи: когда гость тянулся к вазе с угощениями, поднимались водяные струи и забрызгивали гостей. А на выходе была завеса из воды. Здесь любили проводить время хозяева дворца и приглашенные гости, а теперь — это излюбленное место туристов.
Посещение гротов Большого каскада интересно тем, что здесь можно познакомиться с работами лучших фонтанных мастеров мира, ознакомиться со схемой устройства фонтанов. Отсюда видно, как устроена работа всего каскада, и зрелище по-настоящему фантастическое!
Водопадные лестницы
Центральная сливная лестница имеет две противоположные площадки. На них можно увидеть гладиаторов, устремлённых друг к другу. Всё здесь пропитано символикой победы: потухшие факелы в руках гладиаторов и поверженные змеи, у которых из пасти извергаются сильнейшие струи воды.
Боковые лестницы состоят из 7 ступеней, они формируют каскадную основу. От двух маскаронов Нептуна на верхнем гроте исходят струи, а на каждой ступени вверх устремлены струи фонтанов. Создаются своеобразные водяные завесы, высота струй каждого фонтана различается по мере понижения ступеней. Поэтому создаётся прозрачная завеса, а на ступенях поток воды становится всё сильнее. Он очень красив, благодаря волнообразным выступам и позолоте. По краям и у подножия лестниц — расположены фигуры древнегреческой мифологии.
Скульптуры
Большинство скульптурных композиций, украшающих сады и прячущихся среди мощных струй фонтанов, являются в большей степени метафоричными, но так или иначе ассоциативные ряды завершаются морским господством Российской империи или же восходят к годам победы над шведами.
Идейным центром Большого Каскада является Самсон, чьё мощное тело напряжено до предела, продолжая в буквальном смысле разрывать оскаленную пасть гигантского льва. Их золотые фигуры теряются среди бурлящих потоков. Примечательно, что по изначальному замыслу на месте Самсона должен был находиться иной проставленный воин – Геркулес, а на месте несчастного царя зверей – ужасающая гидра. Их фигуры, стиснутые в смертельной схватке, оканчивающейся победой Геркулеса, согласно видению Петра Великого должны были символизировать его победу в Полтавской битве, которая стала переломным моментом Северной войны. Вот только фонтан установили уже после его смерти. Идея осталась прежней, но несколько в иных декорациях. Теперь её приурочивали ко дню святого Сампсония, который так удачно совпал с датой самой битвы.
Самсон – не единственный обломок греческой мифологии, который можно заметить. Здесь и Фавн, и Персей, и Юпитер, и воинственные Амазонки, причём именно Персия традиционно ассоциируют с образом самого Великого Реформатора. Очередная легенда почти незаметно видоизменилась, и вот уже прославленный воин держит в руках вполне себе настоящий меч, но голова поверженной Горгоны очертаниями напоминает скорее такого же поверженного Карла XII.
Прекрасные женские образы – неуловимые и грациозные – наполнены молодостью и живой энергией. Среди всех богинь – земных и небесных – особое место занимает Пандора. Передать всю драматическую сложность её многогранного образа мог разве что настоящий мастер, искушённый в искусстве психологического портрета – Фёдор Шубин. Пандора и её священный сосуд – боги щедро одарили её: Афродита разделила с ней красоту, Гермес научил истинному коварству, а Афина наградила одеждами. В обмен на эти щедрые дары Пандора спустилась на изувеченную землю и выпустила лихо из своей шкатулки.
Рекомендуем ознакомиться с другими интересными и уникальными достопримечательностями Санкт-Петербурга.
Не фонтан львов, а Львиный каскад
Для воплощения задуманного зодчий применил материалы контрастных расцветок, сохранил старых львов и обошелся минимумом декора. Из белого каррарского мрамора он выполнил большую часть архитрава, базы и капители колонн, обрамления ванн. Темный сердобский гранит использовал на стволы колонн, стены ванн и среднюю часть архитрава. Из белого мрамора еще чаши одиночных фонтанов, что в промежутках между колоннами.
Нет фонтана с одиночной струей только между двумя колоннами северной стороны, обращенной к павильону Эрмитаж. Это дает возможность обозреть один из немногочисленных декоративных элементов, украшающих Львиный каскад. Это горка из гранитных глыб в центре сооружения, на которой установлена скульптура некой нимфы Аганиппы. Перелив избытка воды из верхней ванны в среднюю и далее осуществляется в основном через борта.
В промежутках между колоннами боковых рядов, на уровне каждой чаши одиночного фонтана, установлены маскароны. Это барельефы из расположенных анфас женских физиономий, со струями воды из ртов. Воды они выливают не так много, как живые прототипы, а выглядят довольно симпатично. Самое ценное — то, что делают свою работу абсолютно молча, ведь рты постоянно заняты.
Неизвестный ваятель выполнил женские маски с отрешенным выражением лица, безразличным либо задумчивым. Можно иронизировать на тему тех жизненных ситуаций, когда женщины столь сосредоточены на занятии, только молча. Маскароны – единственные детали оформления, которые Львиный каскад делают разнообразнее по цветам. Бронзовые львы либо сделаны из более темного сплава, либо потемнели от воды и времени.
Цари зверей и другие элементы в оформлении каскада
Фигуры грозных зверей установлены в южной части сооружения, по сторонам свободного от колонн проема. Звериные фигуры задействованы в системе водооборота, львиные пасти извергают струи перед собой.
Шары под передними лапами вряд ли обозначают дрессированных цирковых животных, скорее это просто дополнительная деталь. Почему-то львы развернуты хвостами к Березовой аллее, откуда подходят осматривать Львиный каскад.
Со стороны Березовой аллеи видны не только львиные хвосты, отсюда можно подробно рассмотреть центральный элемент. Крупные глыбы красноватого гранита сложены в хаотичном порядке, формируя при этом живописную горку. Темная статуя на вершине видна недостаточно четко. Если бы не каменная возвышенность и скульптура, огороженное колоннами пространство казалось бы абсолютно безжизненным.
Под лучами заходящего солнца отлично видны 8-метровые колонны, вплоть до завитков волют на капителях. Львы просматриваются тоже очень подробно, от шерсти гривы и подбрюшья до натертой на счастье пятки. Просматриваются и одиночные вертикальные струи, почти достигающие высоты архитрава. На выполненном против солнечных лучей последнем фото они видны до каждой капли. Пронзаемые струящимся сквозь них световым потоком, водяные струи похожи на диковинный хрусталь.
Львиный каскад своеобразен и на другие горки петергофского Нижнего парка не похож. Зато он содержит классические архитектурные элементы, которые в традиционно устроенные каскады на склонах не вписываются. Лаконичная простота оформления – еще одно из достоинств, из-за которых Львиный каскад нравится многим посетителям.
Как выглядит каскад в наши дни
Львиный каскад выполнен из путиловского камня в нетипичных для Петергофа традициях позднего классицизма. Двухцветные колонны и полное отсутствие золоченых украшений подчеркивают строгость и лаконичность античных линий и форм.
По центру каскада расположена скульптура нимфы Аганиппы
Фонтан обустроен на прямоугольном бассейне, который имеет размеры 30 на 18,5 м. По периметру бассейна возвышаются 14 серых колонн, вытесанных из полированного сердобольского гранита. Архитрав, база и капители ионического ордера сделаны из белого мрамора, а высота стройных колонн достигает 8 м.
Со стороны Марлинской аллеи по сторонам от фонтана стоят два бронзовых льва, из пастей которых падают пенящиеся струи воды. По центру можно увидеть фигуру нимфы Аганиппы. Автор бронзовой статуи — Ф. П. Толстой изобразил молодую девушку, которая держит на плече большой кувшин. Вода выливается из кувшина, падает на основание памятника и разбивается на мелкие брызги, ударяясь о гранит. Из внутреннего бассейна по фонтанным ступеням вода попадает в нижний бассейн, а оттуда течет по гранитному желобу.
Один из двух бронзовых львов
Каскад расположен на западе Нижнего парка. Он стоит на аллее, ведущей к живописному павильону Эрмитаж. Для туристов Нижний парк открыт с 9.00 до 21.00, а по праздникам — до 20.00. Вход сюда платный. Летом воду в фонтанном каскаде запускают ежедневно с 11.00 до 19.00.