Фонтаны нижнего парка в петергофе (санкт-петербург)

Большой каскад как символ величия России

Удачное расположение всемирной столицы фонтанов и выход к морю призваны показать неоспоримую мощь России. В центре внимания — Большой каскад как олицетворение этой силы. Состоит из 2 подземных гротов и 3 лестниц-водопадов, а также включает 75 фонтанов и 255 скульптур из бронзы, мрамора и свинца. История каскада начинается с мая 1716 года. Его создание стало возможным благодаря слаженной работе архитекторов Николы Микетти, Михаила Земцова и Жана Батиста Леблона, а также специалистов по гидротехнике Василия Туволкова и Питера Суалема.

У подножия Большого каскада расположена одна из самых известных скульптур — Самсон, раздирающий пасть льва, установленная в 1735 году. Высота самой фигуры достигает 3 метра, а струи воды устремляются на высоту до 21 метра. Данная скульптура создана мастером Бартоломео Карло Растрелли (скульптурная группа) и архитектором Михаилом Земцовым (каменное основание).

Интересно, что создание фонтана связывают с празднованием в 1734 году двадцатипятилетия со дня победы русских войск над шведами в Полтавском сражении. Сама победа состоялась в день покровителя Самсона Странноприимца, с которым и ассоциируется Самсон. Лев сравнивается со шведским врагом по причине его изображения на гербе этой страны.

Морской канал, который называет еще Самсониевским, связывает Большой каскад с Финским заливом. Имеет 12-метровую ширину. Создан архитектором Михаилом Земцовым. При Петре I он был доступен для прохождения легких судов. Двадцать два фонтана, высота которых достигает 4-х метров, установлены вдоль канала и напоминают деревья из хрусталя.

Зонтик

Не все мочильные забавы, о которых мечтал основатель Петергофа — Петр I, удалось реализовать при его жизни. Шутиху «Зонтик», сделанную по задумке императора, смогли построить только в конце XVIII века. Автором проекта этого фонтана стал архитектор Ф. П. Боуэр, который умело применил в новом водомете мотивы китайских построек из Царского села.

Фонтан имеет форму большого зонта. Широкая белая ножка поддерживает ярко-зеленую раскидистую крышу. Шутиха стоит на туфовом возвышении и имеет несколько деревянных кресел с подлокотниками. Как только посетители заходят под крышу и рассаживаются отдохнуть, по ажурному краю начинают бить вертикальные струи воды. Они устремляются к земле из тонких металлических трубочек и образуют вокруг водомета плотную струящуюся завесу. Посетителям кажется, что за фонтаном идет настоящий ливень, и выйти из-под крыши, не намокнув, невозможно.

Диванчик

Фонтан «Зонтик» много раз переделывали. Вначале он был оборудован 134 трубочками, а во второй половине XIX века количество трубочек сократилось до 80. Долгое время «мочильную забаву» называли «Грибком», потому что 1860-е годы широкую кровлю стали раскрашивать подобно грибу-мухомору. В 1949 году, когда фонтан реставрировали, архитектор А. А. Оля и мастер-резчик Г. С. Симонов решили придать ему первоначальный облик. Увидеть шутиху в действии можно с 10.00 до 19.00.

Фото и описание

Фонтан «Самсон», полное название которого звучит как «Самсон, раздирающий
пасть льва», располагается в центральной части бассейна Большого каскада в
Нижнем парке. На 3-ехметровом гранитном постаменте установлена статуя
библейского богатыря Самсона, борющегося со львом, а из пасти льва, разорванной
героем, вырывается необычайно высокая струя воды. У ног изваяния размещены 8
позолоченных дельфинов-фонтанов, а в 4-ех нишах у основания постамента бьют
потоки воды из 4-ех львиных голов, которые являются олицетворением 4-ех сторон
света.

Фонтан «Самсон» является самым крупным и мощным фонтаном Большого каскада.
Струя воды из его водомета достигает в высоту почти 21 метр.

Фонтан «Самсон» появился в Петергофе в 1735 году в честь 25-летнего юбилея
победы в Полтавской битве русских войск над шведскими. Выбор сюжета для
композиции памятника был не случаен. В годы Северной войны изображение льва на
шведском гербе являло собой символ врага, а Полтавская битва случилась 27 июня
1709 года, в день святого Сампсония. Именно по этой причине библейский Самсон,
одерживающий победу надо львом, мог наиболее полно и художественно
охарактеризовать собой победу России над Швецией.

Первоначально скульптура была выполнена из свинца. Модель разработал
скульптор Б. Растрелли. Идея постамента, по некоторым источникам, принадлежала
архитектору М. Земцову.

В 1802 году свинцовую скульптуру, изрядно оплывшую, заменили на бронзовую. Ее
отлили по модели М. Козловского. Архитектором А. Воронихиным был создан новый
постамент с нишами полукруглой формы. В них были помещены позолоченные львиные
головы, изготовленные скульптором М. Думниным.

Во время Великой Отечественной войны немцы похитили статую Самсона.
Существует версия, что бронза была использована для военных нужд.
Восстановить легендарный фонтан было делом чести. В 1947 году скульптор В.
Симонов совместно с помощником Н. Михайловым тщательно изучили довоенные
фотографии фонтана и создали модель, по которой скульптуру отлили в бронзе на
ленинградском заводе «Монументскульптура». В сентябре 1947 года фонтан «Самсон,
раздирающий пасть льва» был открыт после реставрационных работ. В 1956 году по
сохранившемуся образцу были воссозданы 8 бронзовых дельфинов-фонтанов.

В конце декабря 2010 года статуя была демонтирована и отправлена на
реставрацию, а в апреле 2011 года возвращена на своё место.

Как выглядит фонтан в наши дни

Большой прямоугольный пруд с фонтаном окружен аккуратным каменным бордюром и пешеходными дорожками. Со всех сторон к нему подступают высокие деревья, кроны которых отражаются в воде. В этом пруду любят плавать утки, и гости Нижнего парка не забывают приносить для них небольшое угощение. На двух углах пруда возвышаются мраморные статуи мальчиков-тритонов, которые сидят на спинах дельфинов.

Дельфины у основания фонтана

Живописный фонтан установлен посредине вытянутого водоема, поэтому его можно рассмотреть с довольно близкого расстояния. Округлое основание декорировано кусками туфа. Три вращающихся параллельных диска закреплены в верхней части колонны, покрыты позолотой и имеют 187 отверстий для выхода воды. Тонкие струи, при вращении, разбрызгиваются во все стороны, так что у зрителей создается впечатление, будто старинный водомет танцует. Кроме того, в солнечный день то там, то здесь вспыхивают небольшие яркие радуги.

Фонтан «Солнце» расположен на юге Нижнего парка, неподалеку от изящного дворца Монплезир. Территория этой части Петергофа открыта с 9.00 до 21.00, а в праздничные дни — до 20.00. Чтобы попасть в Нижний парк, нужно приобрести билет. Летом воду в фонтане запускают каждый день с 10.00 до 20.45.

Историография и история проблемы

Карпичечи А. К. относит первые фонтаны-шутихи к садам, созданным зодчим Сенмутом для царицы Хатшепсут (1490/1489—1468 до н. э., 1479—1458 до н. э. или 1504—1482 до н. э.). Не совсем понятно, вкладывали ли египтяне в это понятие европейский смысл Нового времени.

Фонтан-шутиха «Княжеский стол» в Хелльбрунне

В охотничей части «парка» в Эдене (на северо-западе Франции в Бургундии), созданного в XIII веке графом Робером II д’Артуа, находились фонтаны-шутихи, созданные под влиянием арабо-сицилийского садоводства (до Артуа граф Робер правил в Сицилии). Он дал имя парку «Эдем» («Эден», «Земной рай»):

В Европе Нового времени фонтаны-шутихи появляются в XVII веке. Прообразом фонтанов-шутих Петра I мог служить парк в Хелльбрунне под Зальцбургом, созданный в 1612—1617 годах в стиле маньеризм. Парк перенасыщен развлечениями, включая неожиданное поливание водой — «потешные фонтаны» (или «фонтаны-шутихи»). В гроте Нептуна и на выходе из него на посетителей обрушиваются струи воды, бьющие из отверстий в потолке, стенах, напольных плитах и скульптурных оленьих голов на портале фасада.

В Римском театре Хельбрунна располагается до настоящего времени так называемый Княжеский стол. Каменная столешница имеет специальное углубление, которое позволяет сохранять необходимую температуру вина. Сюрприз — когда гости рассаживаются за столом, то из каменных табуретов и мощения у стола начинает бить вода, обливая их с ног до головы. Вода не бьёт только из-под одного сиденья, которое предназначалось архиепископу, владельцу парка. Пётр I в своих многочисленных поездках по немецким княжествам никогда не посещал расположенный в предгорьях Альп Зальцбург, но не мог не слышать о его диковинках.

Для Версаля фонтаны-шутихи не отмечены.

Расцвет фонтанов-шутих приходится на эпоху барокко и рококо. Дормидонтова В. В. и Белкина Т. Л. выделяют для садово-паркового искусства эпохи барокко специфические приёмы: «фонтаны-шутихи», «звукоподражающие устройства», приёмы, иллюзорно раздвигающие границы — приёмы «ах-ах» и живописные «обманки».

Д. С. Лихачёв также считал фонтаны-шутихи атрибутом именно эпохи барокко:

В России фонтаны-шутихи появились при Петре I. М. Г. Земцов во Втором Летнем саду устроил Лабиринт (система дорожек, которая была окружена параллельно идущими стенами из кустов. Здесь были оборудованы фонтаны-шутихи, под струи которых часто попадали посетители Летнего сада. На мостике перекинутом через Поперечный канал стояли фонтаны-шутихи, дорожки к Лабиринту проходили по мосткам с фонтанами-шутихами. На протяжении XVIII века были созданы знаменитые фонтаны-шутихи в Петергофе.

В XIX веке фонтаны-шутихи исчезают, в XX веке архитекторы, историки искусства и парковые дизайнеры испытывали к ним весьма сдержанный интерес. Нет ни одной монографии, посвящённой именно этой проблеме.

О реставрации фонтанов-шутих в Петергофе статья Раскина А. Г. и Уваровой Т. В. Раскопки дали существенную информацию о первоначальном устройстве этих фонтанов. С результатами реставрации и раскопок можно ознакомиться в Музее фонтанного дела, созданном в Петергофе, а также на выставке Гроты Большого каскада.

Фонтаны-шутихи встречаются и в современных садах и парках, особенно южных курортов. Достопримечательностью турецкого отеля «Риксос Премиум Белек» на побережье Средиземного моря, наряду с множеством водных горок и пещерами, являются фонтаны-шутихи.

Памятник Петру Первому

Еще 5 минут ходьбы по Марлинской аллее, и мы вышли к памятнику Петру Первому, стоящему непосредственно на аллее:

Тот же памятник, снятый мной в начале мая 2003:

Елочки

Недалеко от здания Оранжереи, на зеленой куртине стоят три небольших фонтана, которые очень похожи на натуральные ели. Эта шутиха была сделана в 1784 году архитектором И. Крейзером и мастером-гидротехником Ф. А. Стрельниковым. Издалека тонкие ветви и проволочную хвою нетрудно принять за обычные деревца, но стоит не разглядевшим подвоха туристам подойти ближе, как они оказываются мокрыми из-за тонких водных струй и брызг.

Во время войны старинный фонтан был полностью уничтожен, поэтому его удалось восстановить только в 1958 году. Как и в большинстве петергофских шутих, воду в «Елочках» включают с 10.00 до 19.00.

Большой Петергофский дворец

История строительства Большого дворца в Петергофе условно делится на два главных этапа. С 1715 по 1725 год Браунштейн, Леблон и Микетти трудились над созданием двухэтажного дворца, который Петр называл Нагорными палатами. Это был дворец исключительно для дипломатических приемов и праздников, поэтому над его отделкой трудились лучшие европейские и русские мастера. В 1745 году, когда Россией правила дочь Петра Елизавета, было принято решение начать перестройку дворца. Двор Елизаветы рос, для пышных церемоний все время не хватало места, поэтому придворный архитектор Растрелли достроил над зданием еще один этаж, расширил его и добавил два флигеля. В восточном разместилась придворная церковь, а в западном были обустроены покои для проживания знатных гостей и императорской фамилии. Следуя указаниям императрицы, архитектор бережно сохранил рабочий кабинет Петра во дворце как память о великом строителе Петергофа. При Екатерине Второй некоторые залы дворца были переоформлены в классическом стиле Фельтеном и Валленом-Деламотом. Дворец продолжал быть центром летней придворной жизни и в следующем столетии. Еще одна перестройка произошла в годы царствования Николая Первого. Архитектор Андрей Штакеншнейдер в 1846 году перестроил восточный флигель дворца, выходящий окнами на Верхний сад. Это было сделано перед свадьбой дочери Николая Первого Ольги с принцем Вюртембергским специально для размещения во флигеле жениха со свитой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: