Фёдоровский собор (санкт-петербург)

Возрождение

После распада СССР стали говорить о необходимости возвращения Феодоровского собора РПЦ. Тогда же, в 1992 году началось возрождение прихода. Люди, его составившие, собрались очень быстро. А вот передача храма Церкви затянулась на долгие годы. Богослужения временно проводили в построенном рядом небольшом храме. Собор был отдан епархии только в 2005 году. Тогда же оттуда, наконец, убрали молокозавод.

За многолетнее использование сооружения не по назначению оно пришло не просто в аварийное, а в поистине ужасающее состояние. Мало кто верил, что храм можно воссоздать в былом величии. И все же был дан старт процессу восстановления. Созданный при соборе Попечительский совет возглавил Председатель Госдумы Борис Грызлов.

Полномасштабная реставрация началась в 2007 году и не прекращалась ни на один день. Для нее потребовались колоссальные средства, которые выделяли федеральные и городские власти, а также жертвовали многие меценаты.

Параллельно с реконструкцией храма вновь возводили дом причта. Деньги нужны были не только на восстановление здания, но и для написания икон и приобретения богослужебной утвари.

В 2011 году была восстановлена колокольная. А вскоре над главным входом в собор вновь появился мозаичный «Нерукотворный образ» Христа. Окончательное завершение всех работ последовало в 2013 году – ко времени не только 100-летнего юбилея собора, но и 400-летия со дня основания Дома Романовых. Тогда же состоялся возглавленный Патриархом Кириллом чин освящения верхнего храма, что знаменовало собой второе рождение собора.

Описание

До момента закрытия

Инженер-архитектор Кричинский спроектировал храм в стиле ростовских и ярославских храмов XVI—XVII вв. Феодоровский собор был построен из железобетона на всенародные пожертвования (было собрано пятьсот тысяч рублей). Величественный пятикупольный храм мог вместить три с половиной тысячи человек. Высота сооружения 48 метров, площадь — 350 квадратных метров.

К колокольне храма примыкает стена, напоминающая кремлёвскую стену, символизируя единение Москвы и Санкт-Петербурга, двух городов — столиц России.

Храм был украшен цветными изразцами и майоликой. Северный фасад, выходящий на Миргородскую улицу, был облицован белым старицким камнем, и на нём было изображено майоликовое панно «Вышний Покров Богоматери над Царствующим Домом», которое было полностью утрачено в советские годы и воссоздано при реставрации. В верхней части майолики изображена Феодоровская икона Божией Матери с предстоящими великомучеником Феодором Стратилатом и так называемым преподобным Ипатием Костромским. Икона венчает символическое древо, в ветвях которого — русские святители, благоверные князья и преподобные. В нижней части, над стенами Костромского Ипатьевского монастыря, возвышаются фигуры Патриарха Филарета и его сына, царя Михаила Федоровича Романова. Купол собора был покрыт золоченой медью, а над входом — мозаичная икона «Нерукотворный образ Спасителя», также утраченная в советские годы и воссозданная при реставрации.

Среди многочисленных колоколов на колокольне собора были в том числе и «именные», посвящённые каждому из членов семьи Николая II.

На площади перед храмом планировалось установить памятник Александру Невскому.

После восстановления

Внутри собора — два храма, очень разные по своему убранству. Нижний храм посвящён святому благоверному великому князю Александру Невскому и святой равноапостольной Марии Магдалине — небесным покровителям императора Александра III и его супруги императрицы Марии Федоровны.

Посвящая нижний храм святому Александру Невскому создатели храма ещё 100 лет назад предполагали оформить его в стиле той эпохи, когда жил великий князь, — XIII века.

Нижний храм так и не был окончательно оформлен 100 лет назад, в годы строительства и открытия. Не сохранилось ни одной фотографии, ни одного чертежа, по которым можно было бы воссоздавать нижний храм (в отличие от верхнего). Осталась лишь запись в журнале Строительного комитета от 1917 года, где высказано пожелание оформить нижний храм в стиле древних церквей.

Нынешний интерьер нижнего храма выполнен по проекту современного православного иконописца архимандрита Зинона. Он собственноручно написал все фрески в алтарной части и часть икон.

В отличие от нижнего храма, оформленного в стиле древнерусских храмов первых веков христианства на Руси, верхний храм представляет собой стилизацию под православные храмы Московской Руси начала XVII века, то есть времени воцарения Романовых и воссоздан практически в том виде, который он имел при постройке.

В настоящее время

После восстановления в соборе ежедневно совершаются богослужения. При храме открыта воскресная школа для детей, несколько раз в году проводятся т. н. «детские» литургии, рассчитанные на участие большого количества детей. Ведется работа по катехизации (воцерковлению взрослых) для полноценного вхождения в христианскую жизнь, подготовке к крещению или знакомству крещеных с Библией и Церковью. Действуют группы по совместному чтению Евангелия и Псалтири. Проводятся занятия на религиозно-просветительских курсах, тематические лекции по искусству, истории, богословию и толкованию Библии, концерты духовной и классической музыки. Открыта школа библейской филологии по изучению языков Писания. Работают группы взаимопомощи зависимых от алкоголя и наркотиков. Действует экскурсионная служба.

Описание

До момента закрытия

Инженер-архитектор Кричинский спроектировал храм в стиле ростовских и ярославских храмов XVI—XVII вв. Феодоровский собор был построен из железобетона на всенародные пожертвования (было собрано пятьсот тысяч рублей).
Величественный пятикупольный храм мог вместить три с половиной тысячи человек.
Высота сооружения 48 метров, площадь — 350 квадратных метров.

К колокольне храма примыкает стена, напоминающая кремлёвскую стену, символизируя единение Москвы и Санкт-Петербурга, двух городов — столиц России.

Храм был украшен цветными изразцами и майоликой. Северный фасад, выходящий на Миргородскую улицу, был облицован белым старицким камнем, и на нём было изображено майоликовое панно «Вышний Покров Богоматери над Царствующим Домом», которое было полностью утрачено в советские годы и воссоздано при реставрации. В верхней части майолики изображена Феодоровская икона Божией Матери с предстоящими великомучеником Феодором Стратилатом и Ипатием Гангрским (в честь которого был назван Ипальевский монастырь в Костроме и который в документах начала ХХ века был ошибочно назван преподобным Ипатием Костромским). Икона венчает символическое древо, в ветвях которого — русские святители, благоверные князья и преподобные. В нижней части, над стенами Костромского Ипатьевского монастыря, возвышаются фигуры Патриарха Филарета и его сына, царя Михаила Фёдоровича Романова.
Купол собора был покрыт золочёной медью, а над входом — мозаичная икона «Нерукотворный образ Спасителя», также утраченная в советские годы и воссозданная при реставрации.

Из одиннадцати колоколов на колокольне собора – девять «именных», посвящённых каждому из членов семьи Николая II. Все они воссозданы по сохранившимся фотографиям.

На площади перед храмом планировалось установить памятник Александру Невскому.

После восстановления

Внутри собора — два храма, очень разные по своему убранству.
Нижний храм посвящён святому благоверному великому князю Александру Невскому и святой равноапостольной Марии Магдалине — небесным покровителям императора Александра III и его супруги императрицы Марии Фёдоровны.

Посвящая нижний храм святому Александру Невскому, создатели храма ещё 100 лет назад предполагали оформить его в стиле той эпохи, когда жил великий князь, — XIII века.

Нижний храм так и не был окончательно оформлен 100 лет назад, в годы строительства и открытия. Не сохранилось ни одной фотографии, ни одного чертежа, по которым можно было бы воссоздавать нижний храм (в отличие от верхнего). Осталась лишь запись в журнале Строительного комитета от 1917 года, где высказано пожелание оформить нижний храм в стиле древних церквей.

Нынешний интерьер нижнего храма выполнен по проекту современного православного иконописца архимандрита Зинона (Теодора). Он собственноручно написал все фрески в алтарной части и часть икон.

В отличие от нижнего храма, оформленного в стиле древнерусских храмов первых веков христианства на Руси, верхний храм представляет собой стилизацию под православные храмы Московской Руси начала XVII века, то есть времени воцарения Романовых, и воссоздан практически в том виде, который он имел при постройке.

В настоящее время

После восстановления в соборе ежедневно совершаются богослужения.
При храме открыта воскресная школа для детей, несколько раз в году проводятся
т. н. «детские» литургии, рассчитанные на участие большого количества детей.
Ведётся работа по катехизации (воцерковлению взрослых) для полноценного вхождения в христианскую жизнь, подготовке к крещению или знакомству крещёных с Библией и Церковью.
Действуют группы по совместному чтению Евангелия и Псалтири.
Проводятся занятия на религиозно-просветительских курсах, тематические лекции по искусству, истории, богословию и толкованию Библии, концерты духовной и классической музыки.
Открыта школа библейской филологии по изучению языков Писания.
Работают группы взаимопомощи зависимых от алкоголя и наркотиков.
Действует экскурсионная служба.

Интерьеры и святыни

Внутри здания находятся два храма, и они отличаются своим оформлением. Нижний престол освящен в честь князя Александра Невского и Марии Магдалины — небесных покровителей российского государя Александра III и его супруги. По проекту нижний храм должен быть оформлен в традициях новгородских церквей XIII века, но задуманное так и не удалось реализовать.

Сегодня нижнюю часть собора украшают фрески, написанные современным иконописцем архимандритом Зиноном. Нежные цвета росписей гармонично сочетаются с каменными элементами декора.

Интерьеры верхнего храма напоминают церкви первой половины XVII столетия. Верхняя часть собора полностью восстановлена и выглядит, как в начале прошлого века. Внутри высокой и светлой церкви красуется пятиярусный резной иконостас, а по центру висит огромное бронзовое паникадило.

Соборные купола

Мраморный пол оформлен круглой двухцветной розеткой. Многие элементы декора Федоровского собора – это точные копии богослужебной утвари XVII-XVIII веков, которая хранится в Оружейной палате Москвы.

Место для будущей постройки

Следует отметить, что выбор места для строительства собора на пересечении Миргородской и Полтавской улиц явился довольно случайным. Он стал результатом энергичных действий настоятеля Феодоровского Городецкого монастыря, чьё подворье находилось как раз на этой территории. Желая расширить принадлежавший подворью земельный участок, а заодно и соорудить на нём за казённый счёт большой и вместительный храм, настоятель сумел склонить членов комиссии к нужному ему решению.

Впоследствии выбор места, на котором был возведён Феодоровский собор, подвергался критике многих высокопоставленных лиц, и, в частности, московского генерал-губернатора В. Ф. Джунковского, заявившего, что храм, по его мнению, построен на окраине города.

С таким категоричным заявлением едва ли можно согласиться. Расположенная в непосредственной близости от Николаевского вокзала и прилегающей к нему одноименной площади, даже в начале XX века, когда границы города были значительно уже, чем в настоящее время, постройка находилась вблизи его исторического центра.

Великое освящение престолов верхней церкви

День 15 сентября 2013 года вошел в новую историю собора Божией Матери Феодоровской в ознаменование 300-летия царствования дома Романовых (его официальное название) как один из самых знаменательных. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) совершил чин великого освящения трех его престолов в верхнем храме. На богослужении присутствовали председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко, министр культуры Владимир Мединский, председатель Попечительского совета Борис Грызлов и прихожане.

Карта расположения:

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

  Храм Спаса-на-Крови (Собор Воскресения Христова)

Похожие публикации:

Армянская церковь Святой Екатерины

Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр…

Памятник Пушкину на площади Искусств

На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин…

Московские триумфальные ворота

В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн…

Памятник Екатерине II

К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени…

Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади

Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ…

Поделиться ссылкой:

Интересные факты

  • Центральный район Петербурга, где находится Феособор, в годы его строительства считался задворками города.
  • У прихода храма есть свой официальный герб, на котором изображен грифон. В христианской традиции он символизирует единение неба и земли и тайну Боговоплощения.
  • В соборе несколько раз в году проводится детская литургия – специальным образом адаптированная для понимания ребенка служба.
  • Это один из редких российских православных храмов, где можно услышать древнее византийское пение
  • В нижнем храме священники служат в нетрадиционном для нашей страны византийском облачении. Оно представляет собой скромного вида одеяния песочного или бордового цвета.

Первое пожертвование на строительство Феодоровского собора поступило от очень почитаемого в России святого – Иоанна Кронштадтского. Он сделал его уже будучи на смертном одре.

Нанести на купола позолоту планировали еще во время возведения собора, но осуществили данную задумку только в наше время.

Взрослых здесь крестят как в первые века христианства – они надевают длинные белые одежды и совершают полное погружение в купель.

Феособор – место, где примут каждого. Сюда можно смело прийти девушкам в брюках и без платков, не страшась каких-либо замечаний со стороны прихожан и служителей. Молодежи тут рады особенно.

Автор статьи

Анастасия

Живу в Великом Новгороде. С удовольствием провожу время в Санкт-Петербурге. Люблю писать об истории и культуре этих двух городов.

Написано статей

4

Строительство собора

В 1913 году династия Романовых собиралась отпраздновать свое 300-летнее пребывание на троне. За 6 лет до этого в Петербурге решили построить собор, чтобы увековечить в истории грядущую памятную дату. В рамках заседаний созданного для данной цели Строительного комитета рассматривали присылаемые на конкурс проекты будущей постройки.

Главная идея заключалась в том, что храм следовало создать не в стиле классицизма, характерного для других соборов столицы Российской Империи, а в духе древнерусского зодчества. Так, чтобы внешне храм напоминал старые допетровские церкви, которые были распространены в России в то время, когда взошел на трон основатель династии Михаил Федорович Романов.

Стену восточного фасада здания украшают врезанные кресты. Эти архитектурные элементы считаются типичными для древних строений.

В итоге было выделено три проекта, а победителем стал тот, что принадлежал архитектору С. С. Кричинскому. В качестве места возведения собора выбрали перекресток Миргородской и Полтавской улиц, неподалеку от Николаевского железнодорожного вокзала. Этой землей тогда владело подворье Феодоровского Городецкого монастыря.

Здесь уже имелась маленькая церковь в честь Феодоровской иконы Божией Матери и святителя Алексия. Ее построили по случаю рождения долгожданного наследника престола – цесаревича Алексея. Николай II выделил на возведение нового собора 25 тысяч рублей. Остальные деньги собирали всем миром. Кроме множества частных лиц и монастырей со всей страны, пожертвования перечисляли:

  • Государственные учреждения
  • Образовательные заведения
  • Губернские и городские управы
  • Банки
  • Железнодорожное ведомство
  • Воинские части
  • Общественные организации

Главный придел верхнего храма освящен в 1914 году, а нижнего – в 1920 годуНачало строительству было положено в августе 1911 года. На торжественной закладке храма, сопровождавшейся богослужением, присутствовал брат императора – великий князь Михаил Александрович.

Из-за весьма ограниченных сроков приходилось неоднократно менять планы по строительству, и оно шло непросто.

Весной 1913 года в торжественной обстановке на центральный купол собора водрузили крест. Боковые приделы нижнего храма освятили в сентябре. В декабре на звонницу подняли первые колокола, названные в честь членов царской семьи. А в начале 1914 года в присутствии Николая II и его семейства, высших государственных чинов, военных и студентов состоялось освящение главного придела в верхнем храме.

Колокольню первого храма украшали сверкающие купола. Часть из них посвящались членам царской семьи. Всего было 11 куполов. Из них 9 именных. Вес колокола «Михаил-Николай» превышал 8 тонн.

Это было ключевое событие, однако празднование 300-летия Дома Романовых прошло раньше, в марте 1913-го. За последующие два года рядом с храмом также построили Дом причта. Новый собор одновременно был и приходским, и монастырским, так как находился на территории Феодоровской обители.

Архитектура

В дни строительства собора нижний придел освятили в честь благоверного князя Александра Невского и равноапостольной Марии Магдалины, боковые прославили во имя святого Филарета и великомученицы Марфы. В своем плане архитектор намеревался имитировать новгородский стиль XIII столетия, но воплотить идею в жизнь не удалось.


Интерьер нижнего храма

  • Художественным оформлением нижнего храма во время периода реставраций занимался архимандрит Зинон, умелый иконописец. Именно он предложил соорудить алтарную преграду и установить фрески в апсидах.
  • На восточной стене выделяется изображение причащающихся апостолов, над сенью помещены символичные образы животных, относящихся к авторам четырех Евангелий. Алтарная зона отделена невысокими ступенями, а на горнем месте, в центре, располагается трон епископа. Гармонично сочетаются цвета фресок и каменных фрагментов. Значительное оживление в общую атмосферу привносит комплекс мраморных вкраплений. Полированная плита престола покоится на массивном столбе.
  • Необыкновенной достопримечательностью считается мраморная купель, где проходят крещение взрослые люди, а также лабиринт – олицетворение пути к Господу. Пол нижнего собора выложен керамикой, на стенах и столбах размещены священные образы, написанные за счет пожертвований благотворителей.

Николай II, увидев новоявленный Феодоровский собор, отметил, что он высок, изящен и замечательно светел. Даже вечером высокие окна и белоснежные стены, а также отсутствие колонн в центре, придавали строению особой яркости. Мраморный пол выложен в шахматном порядке. Интерьер верхнего придела дополняется посредством двух нефов. В этот притвор ведет лестница из нижнего храма, отсюда также можно перейти в колокольню по крытой галерее.

Внутри второго яруса Феодоровского собора располагается три престольных алтаря. Изначально большой иконостас смастерили из липы и декорировали позолотой. Однако этот оригинал был уничтожен, в новейшее время его воссоздали по старым чертежам.


Иконостас верхнего храма Феодоровской иконы Божией Матери

В центре верхнего собора на цепях находится ажурное паникадило, удивляющее размером (диаметр 6,5 м.). Воссозданы также два киота, Голгофа и горнее место. Дополнительный объем создается за счет обширных хоров (продолговатых, четырехугольных пространств), рядом с которыми находятся помещения одной из башен.

Экстерьер

Церковь создали в неорусской стилистике по чертежам С. Кречинского. В образе можно различить церковные постройки древних городов Руси, здесь сочетаются мотивы старины и модернизма, что позволяет говорить о неповторимости фасадов.

Феодоровская церковь располагается на твердом железобетонном фундаменте, центральный купол опирается на четыре арки. Стилистической особенностью выступает часто повторяющаяся асимметричность. По периметру стоят три башни, но ни одна не похожа на другую. Храмовые стены с наружной стороны облицованы известняком и украшены специфическим орнаментом. На восточном фасаде выделяются врезанные в стену кресты, — этот архитектурный ход типичен для русской древности.

Кровлю Феодоровского собора покрывает симбиоз двух материалов: здесь частично выложена медь, остальное — черепица зеленого оттенка. Во время реставрационных работ удалось провести позолочение куполов, чего не сделали во время первого сооружения. Северный фасад храма считается главным, именно здесь размещается высокое майоликовое панно. Значимым украшением собора является мозаичная икона Иисуса Христа над центральными вратами.

История

В 1907 году, в ознаменование приближающегося 300-летия Дома Романовых, было решено сконструировать в столице собор, напоминающий допетровские храмы Верхневолжья.

В 1909 году был учреждён строительный комитет, который был принят под августейшее покровительство величавым князем Мишей Александровичем; председателем комитета стал свитский (до 25 октября 1909 года — при величавом князе Мише Александровиче) генерал-майор Д.Я. Дашков.

В конкурсе проектов одолел проект конструктора С.С. Кричинского, и в 1910 году он был принят к осуществлению. Место было выбрано на скрещении Полтавской и Миргородской улиц, около Николаевского вокзала.

Закладка храма свершилась в 5 августа 1911 года в присутствии величавого князя Миши Александровича; богослужение возглавил архиепископ Волынский Антоний (Храповицкий); после молебна присутствовавшие клали в приготовленное углубление в месте закладки монеты, причём величавый князь опустил монету времени царя Миши Фёдоровича.

14 марта 1913 года состоялось праздничное поднятие креста на центральную главу строящегося собора — после молебна, служение которого возглавил Патриарх Антиохийский Григорий IV.

7 сентября 1913 года были освящены боковые приделы нижнего храма. 15 января 1914 года освящение головного придела верхнего храма сделал митрополит Владимир (Богоявленский); находился правитель Николай II, который прибыл с дочерьми Ольгою, Татьяной и Марией, также величавой княгинею Елисаветой Феодоровной (присутствовали также председатель Совета Министров В.К. Коковцов и ряд министров, председатель Гос Думы М.В. Родзянко, другие высшие чины); к началу литургии прибыла императрица Мария Феодоровна с дочерью Ольгою Александровною.

По предложению митрополита Владимира при соборе был учреждён приход, к которому, а именно, отнесли Николаевский вокзал со всеми службами и учреждениями. Настоятелем прихода назначили священника Владимира Шамонина (1882—1967). Сразу собор служил и подворьем Городецкого монастыря Нижегородской епархии: к 1917 году на подворье жили архимандрит, 6 иеромонахов, 4 иеродиакона и 1 монах.

1 января 1918 года Строительный комитет закончил свою деятельность. В 1920 и 1921 году при храме была воскресная школа для малышей трёх возрастных групп — от 6 до 15 лет; монахи слились в Александро-Невское братство, действовавшее при Лавре. Настоятель Досифей (Степанов), как и большая часть духовенства Петрограда в 1922 году, признал власть обновленцев, которые поддерживались муниципальными властями РСФСР. Причину он потом выложил так:

Отрывок из покаянного письма к патриарху Тихону
Резолюция Тихона: «Прощаю и принимаю»:

— 1923

В октябре 1926 года настоятелем храма был назначен один из более фаворитных пастырей в городке архимандрит Лев (Егоров). Приход действовал ещё девять лет и был закрыт в 1932 году:

протокол заседания президиума исполкома облсовета по вопросу о ликвидации Романовской церкви:

— 10 мая 1932 года

Скоро после выхода этого постановления храм-памятник был преобразован в молокозавод и перестроен, его купола снесли.

В течение сорока лет церковь, вполне перепланированная снутри, стояла обезглавленной, с одиноко торчащими барабанами. Здание равномерно, со временем, зарастало уродливыми пристройками. В 1970-е годы планировался визит президента США Р. Никсона, и барабаны поспешно демонтировали, совсем лишив здание того вида, который мог хотя бы далённо припоминать церковь.

В 1993 году городские власти приняли решение о перебазировании молокозавода и передаче Феодоровского храма епархии.

В 1993 году, не дожидаясь полной передачи строения храма, рядом был сооружён и 28 марта 1998 года освящён храм святых Новомучеников и Исповедников Русских.

Храм возвращён в ведение епархии в августе 2005 года. С конца 2006 года Попечительский совет храма возглавляет председатель Высшего совета партии «Единая Россия» Председатель Госдумы Борис Грызлов; работы планировалось окончить в 2013 году к 100-летию со денька его возведения и 400-летию дома Романовых.

27 марта 2011 года завершена реставрация колокольни, на которую подняли точную копию колокольного ансамбля XIX века.

28 апреля 2013 года было завершено воссоздание мозаики вида Спасателя над парадным входом в собор.

15 сентября 2013 года патриархом Столичным и всея Руси Кириллом совершён чин величавого освящения трёх престолов верхнего храма собора в присутствии председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, министра культуры Рф Владимира Мединского, председателя попечительского совета собора Бориса Грызлова и прихожан.

Февраль 2010 года

Май 2012 года

Январь 2013 года

Нижняя церковь посвящена Александру Невскому

Нижняя Федоровская церковь – трехпридельная. Была оформлена четырьмя массивными колоннами, окнами-бойницами и стрельчатыми сводами. Внутри была выдержана в стиле новгородской архитектуры XIII века. Могла вместить полторы тысячи человек. Ее посвятили святому благоверному князю Александру Невскому. Правый и левый пределы храма – святого Филарета Милостивого и мученицы Марфы – носили имена родителей первого царя династии Романовых. Их освятили 7 ноября 1913 года.

А вот главный придел нижней Феодоровской церкви к сроку оформить не успели. Хотя мраморный иконостас (его изготовили на знаменитой фирме Оловянишникова) и образа к нему авторства Г. И. Чирикова были готовы. Украшением иконостаса должны были стать старинные царские врата. Их подарил инженер С. Н. Смирнов.

Освящение нижнего придела состоялось только осенью 1920 года. Тогда же освятили и правый придел, святителя Николая и мученицы Александры. Спустя неделю Романовская церковь (так ее тогда называли) получила статус соборной, при ней образовался небольшой приход. Богослужения, как и прежде, тут совершали монахи Феодоровского монастыря. Так продолжалось вплоть до конца июня 1932 года.

История храма

В начале прошлого века, за несколько лет до знаменательной даты в России стали готовиться к празднованию юбилея царствующей династии. Городские власти Санкт-Петербурга решили построить новый храм, который был бы похож на самые красивые допетровские церкви Верхневолжья.

Федоровский собор с высоты птичьего полёта

В 1909 году младший брат царя Николая II – великий князь Михаил Александрович Романов стал покровителем строительного комитета. Проект церкви подготовил талантливый русский зодчий, мастер эклектики Степан Самойлович Кричинский. Устроители нашли подходящее место возле Николаевского вокзала, на территории подворья Федоровской мужской обители, и собрали для будущей стройки 500 тысяч рублей.

Летом 1911 года в городе провели торжественную церемонию закладки фундамента. Высокие гости из правительства и священники опустили в подготовленную яму старинные монеты, а великий князь Михаил Александрович положил туда несколько редких монет начала XVII века.

Вид Федоровского собора с Полтавского проезда

Строительство шло споро – уже через 2,5 года в Романовской церкви провели обряд освящения. Торжество получилось пышным и многолюдным. На нем присутствовали император, его дочери, мать Николая II – Мария Федоровна, княгиня Елизавета Федоровна, несколько министров и председатель Государственной Думы.

Новый собор стал выполнять роль монастырского подворья и одновременно был приходским храмом для служащих Николаевского вокзала. Его статус был очень высоким. До революции при храме жили архимандрит и 11 священников.

После прихода новой власти, в январе 1918 года собор перестал быть подворьем обители и остался только приходской церковью вокзала. Несколько лет здесь сохраняли воскресную школу, в которой дети учились грамоте и счету. Страна бурлила от преобразований, и негативные перемены были неизбежны.

Несколько раз Романовскую церковь хотели закрыть, а здание отдать под клуб железнодорожников или кинематограф. Настоятель архимандрит Досифей насколько мог противился этому. Чтобы сохранить святыню, он вынужден был передать управление храмом общине верующих-обновленцев, которые поддерживали советскую власть.

Вид Федоровского собора с улицы Миргородской. Слева расположен храм-часовня Новомучеников и Исповедников Российских

Богослужения в соборе шли до начала 1930-х годов. Когда в стране развернули активную кампанию против церкви, храм закрыли, а здание стали использовать для молокозавода. Под сводами собора, где раньше молились люди, перерабатывали и фасовали молочные продукты. Чтобы купола не портили вид нового индустриального мира, их попросту снесли.

Бывший храм смотрелся сиротливо и быстро оброс уродливыми пристройками. О прежнем величии напоминали только высокие обезглавленные барабаны. В 1970-годы СССР принимал президента США Ричарда Никсона. Перед приездом лидера зарубежного государства в Ленинград город стали приводить в порядок. Власти решили, что храмовые барабаны портят вид постройки, и их спешно снесли.

В 1993 году было принято решение перевести молочное производство на новое место и вернуть храм верующим. Молокозавод занимал церковь 73 года, и православная община получила здание только в 2005 году. Реставрация заняла несколько лет. Она была завершена в 2013 году, к 100-летию постройки Романовской церкви.

Вид на северный фасад Феодоровского собора

Строительство и освящение Федоровского собора

Первоначально Федоровский собор задумывался в качестве церкви для Собственных Его Величества конвоя и Сводного Пехотного полка. Император Николай II лично указал место для храма. 20 августа (2 сентября) 1909 г. состоялась церемония торжественной закладки храма, император собственноручно заложил первый камень в фундамент будущей постройки.

Крестный ход 24 июня 1910 г. Фото из коллекции М.Ю.Мещанинова

Разработка проекта была поручена архитектору А.Н.Померанцеву (1849-1918). Однако уже на стадии строительства фундамента он был подвергнут критике, т.к. собор выходил слишком большим и тяжеловесным. Пригласили архитектора В.А.Покровского (1871-1931), который предложил другой проект, где за основу был взят Благовещенский собор Московского Кремля. Также в работах по созданию храма принимал участие архитектор В.Н.Максимов (1882-1942), последователь и помощник В.А.Покровского и А.В.Щусева (1873-1949). Новый проект был утвержден 1 (14) августа 1910 года.

Всего на строительство храма было затрачено 1 млн. 150 тыс. рублей, из которых 150 тыс. рублей были пожертвованы императором Николаем II и императрицей Александрой Федоровной. Остальная сумма была собрана за счет добровольных пожертвований промышленников и купцов.

20 августа (2 сентября) 1912 года храм был торжественно освящен протопресвитером военного и морского духовенства Георгием Шавельским (1871-1951). На освящении присутствовал государь император с семьей. 26 января (6 февраля) 1914 года церковь была переименована в Феодоровский Государев собор – в честь древнего списка Феодоровской иконы Божией Матери, во имя которой был освящен главный престол.

Прием Государем императором депутаций после освящения церкви, 20 августа 1912 г. Фото из коллекции М.Ю.Мещанинова

Федоровский собор являлся «приходом семьи императора». Здесь он присутствовал на воскресных и праздничных службах. Простые люди могли попасть сюда только по специальным пригласительным билетам, которые нужно было получать у дворцового коменданта. После отречения императора от престола Федоровский собор стал приходским храмом.

Феодоровский Государев собор. Дореволюционная фотография

Где находится

Адрес

Миргородская улица, 1-В, литера А

Метро

  • Площадь Восстания
  • Площадь Александра Невского

Как добраться

  • Со станции метро Площадь Восстания выйти на Московский вокзал. Пересечь площадь Восстания и идти по улице Гончарная. Дойдя до Полтавской улицы, повернуть направо и следовать до ее пересечения с Миргородской. Там и находится собор. Путь пешком займет около 10 мин.
  • Прибыв на станцию метро Площадь Александра Невского, повернуть направо – при выходе через Александра Невского-I или налево – при выходе через Александра Невского-II. Идти по Невскому проспекту до Харьковской улицы и свернуть налево. По ней – до пересечения с Миргородской и направо. Пешком – приблизительно 15 мин.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: