Настоятели
Список настоятелей
- Феогност, игумен (1511)
- Паисий, игумен (1537)
- Вассиан, игумен (1558—1566)
- Никандр, игумен (1572—1574)
- Порфирий, игумен (?-1582)
- Варлаам, игумен (1582—1584)
- Гурий Ступишин, строитель (1585—1598)
- Иаков, первый архимандрит (1597—1606)
- Феодосий, архимандрит (1608)
- Кирилл, архимандрит (1613—1616)
- Иосиф, архимандрит (1617—1622)
- Пафнутий, архимандрит (1622—1631)
- Тихон, архимандрит (1631—1640)
- Иосиф, архимандрит (1640—1641)
- Авраамий, архимандрит (1642—1646)
- Сергий (Шелонин), архимандрит (1646—1649)
- Гермоген, архимандрит (1649—1653)
- Тихон, архимандрит (1653—1663)
- Мисаил, архимандрит (1663—1666)
- Кирилл, архимандрит (1666—1670)
- Феодосий, архимандрит (1670—1674)
- Антоний, архимандрит (24 января 1675—1683)
- Пахомий, архимандрит (1683—1684)
- Феодосий, архимандрит (1684—1692)
- Паисий, архимандрит (1692—1698) скончался в Москве 28 мая 1701 года
- Симеон, архимандрит (12 сентября 1698 — 22 января 1711)
- Тихон, архимандрит (1711—1720)
- Гавриил (Бужинский), архимандрит (22 января 1721 — 24 марта 1722)
- Серапион, архимандрит (1722—1730)
- Платон (Малиновский), архимандрит (14 апреля 1730 — 12 августа 1732)
- Амвросий (Юшкевич), архимандрит (1732—1734)
- Никодим (Сребницкий), архимандрит (июль 1734 — 18 января 1736)
- Пимен (Савёлов), архимандрит (февраль 1736 — 29 июня 1740)
- Феофилакт (Губанов), архимандрит (9 октября 1740 — 14 сентября 1743)
- Симон (Тодорский), архимандрит (12 сентября 1743 — 31 марта 1745)
- Платон (18??—1845)
- Иаков (в миру Беневоленский Мартын Евплаксиевич), архимандрит
- Николай (Покровский), архимандрит (1918 — 1 марта 1919)
- Иероним (Тестин), архимандрит (17 июля — 31 октября 1996)
- Павел (Фокин), архимандрит (1996—2002)
- Иоанн (Павлихин), архимандрит (2004—2011)
- Алексий (Фролов), архиепископ (2011—2013)
- Ферапонт (Кашин), епископ (2013—по наст. вр.)
Советский период
После Октябрьской революции, в 1919 году, монастырь был упразднён, а его материальные ценности национализированы. Большая часть монастырской ризницы комиссиями Гохрана была вывезена в Москву, остатки поступили на хранение в Костромской краеведческий музей.
Монастырские постройки были приспособлены для жительства рабочих костромских текстильных предприятий, тут же размещались детский приют и военные казармы, были устроены стадион и танцплощадка. Во время массового уничтожения костромских храмов в 1934 году был разрушен храм Рождества Пресвятой Богородицы.
В середине 1950-х годов общежития в монастырских корпусах расселили, а в 1958 году в Ипатьевском монастыре создан Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Работы, произведённые костромской реставрационной мастерской, позволили освободить древние постройки от позднейших искажений.
В середине 1950-х при затоплении Костромской низины в Новый город монастыря были перевезены Спасо-Преображенская церковь из села Спас-Вёжи и четыре бани (д. Ведёрки), ставшие первыми экспонатами нового музея деревянного зодчества. В конце 1960-х гг. музейный комплекс существенно расширился на участке к югу от монастыря, на мысу, образованном впадением реки Костромы в Волгу. Выстроенные вдоль левого берега речки Игуменки церкви, жилые дома и всевозможные хозяйственные постройки формируют композиционный стержень музейного комплекса
В 1980-е гг. вокруг монастыря не раз проходили киносъёмки. Архитектурный ансамбль можно видеть в таких фильмах, как «Жестокий романс» Эльдара Рязанова и «Очи чёрные» Никиты Михалкова. В 1986 году автопешеходный мост через реку Кострому соединил территорию Ипатьевской слободы с центральной частью города.
Интересные факты
При Б. Годунове Романовы жили в ссылке в Ипатьевском монастыре, а в годы Смутного времени монастырь стал их вотчинным владением. Когда поляки расправились с И. Сусаниным, Михаил с матерью укрылись в Ипатьевском монастыре.
Усыпальница Годуновых в Ипатьевском монастыре
В результате пожертвований Годуновых и других лиц по количеству земляных владений монастырь занимал четвертое место среди крупнейших русских монастырей. В 1595 г. Б. Годунов дал Ипатьевскому монастырю двор в Москве, в Китай-городе, а в 1603 г. -два дома в Костроме. Монастырь стал называться «лаврой». На средства Годуновых в 1550-1605 гг. было проведено переустройство монастыря.
В Троицком соборе Ипатьевского монастыря в 1613 г. был совершен чин избрания Михаила Федоровича на царство.
По указу М. Романова в Ипатьевский монастырь перенесли прах И. Сусанина.
Это интересно: Достопримечательности Костромы: объясняем во всех подробностях
Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме
Древний Ипатьевский монастырь — пожалуй, самая известная достопримечательность Костромы, монастырь называют «колыбелью династии Романовых». Именно с него обычно начинают знакомство с городом. Монастырь находится не в центре Костромы: он стоит на стрелке рек, на месте впадения реки Костромы в Волгу. От центра города и Сусанинской площади лучше доехать, идти пешком будет слишком утомительно.
Монастырь основан в XIV веке, предположительно в 1330 году, первое упоминание в летописях — 1432 год. Ипатьевский монастырь — это не место духовного паломничества, а скорее политически знаковое место для Руси. Здесь был призван на царство Михаил Фёдорович — первый представитель династии Романовых.
В начале XVII века в Ипатьевском монастыре во времена польско-литовской интервенции скрывался Михаил Романов, и в 1613 году к нему пришли московские посланники с предложением стать царём. После того, как согласие Михаила было получено, в Троицком соборе отслужили торжественный благодарственный молебен за спасение России от Смуты и за процветание нового царствующего дома. Из Ипатьевского монастыря будущий царь отправляется в Москву на царство.
С 1919 по 2004 год на базе Ипатьевского монастыря существовал историко-архитектурный заповедник, в 2004 году его полностью передали Русской православной церкви, и сейчас здесь действующий мужской монастырь. Поэтому приготовьтесь облачиться в соответствующие одеяния. Женщинам у входа предложат обязательные юбки и платки (кстати, юбки чистые, аккуратные, судя по всему, специально сшитые, и одеть их не противно). В майках и шортах на территорию просто не пустят.Вход в монастырь — через Северные (Екатерининские) ворота, прорубленные в 1767 г. специально к приезду императрицы Екатерины II. До этого главные ворота были со стороны реки.
Территория монастыря, куда можно пройти туристу, довольно мала. Обитель делится на две части: Старый город, возведённый в 1586-1590 годах, и Новый город, пристроенный через полвека. На территорию Нового города проход закрыт.
Доминанта Ипатьевского монастыря, его главный храм — пятиглавый Троицкий собор, построенный в 1586-1590 на месте старинного деревянного храма
Обратите внимание на крыльцо
За собором на фото выше вы видите жилой Наместничий корпус (XVI — XIX вв.) и Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии.
Троицкий собор знаменит своими фресками: в конце XVII века его расписывали мастера артели знаменитого русского иконописца Гурия Никитина. Фресковый ансамбль собора считается вершиной русской монументальной духовной живописи XVII века. Большая часть фресок была обновлена в начале XX века.
Впечатляет огромный пятиярусный позолоченный иконостас, выполненный костромскими резчиками в XVIII веке.
В подклете Троицкого собора находится фамильная усыпальница бояр Годуновых, которые оказывали покровительство Ипатьевскому монастырю, здесь похоронены родители царя Бориса. На средства Годуновых был построен Троицкий храм, возведены каменные стены, собрана богатейшая библиотека, где, кстати, и была обнаружена летопись, названная по имени монастыря Ипатьевской, — едва ли не основной источник по истории Древней Руси.
Правее Троицкого собора, если смотреть от ворот, в которые вы вошли, стоит звонница (1601-1604 гг.). В 1645-1646 годах к ней была пристроена высокая колокольня. Здесь устроен небольшой буфет, где можно выпить чаю.
Палаты бояр Романовых («Царские чертоги») XVII — XIX в. Именно здесь жил Михаил Романов с матерью, инокиней Марфой. Сейчас здесь музейная экспозиция, посвящённая истории рода Романовых, которую вы можете посетить без дополнительной оплаты. В общем, достаточно интересная.
На территории Ипатьевского монастыря есть ещё одна экспозиция, посещение которой входит в стоимость билета. Выставочные залы разместились в бывшем Свечном корпусе: здесь представлены иконы XV-XX веков. Икон много.
За Троицким собором недавно была восстановлена ещё одна церковь, но пока внутренние работы там не закончены, и она по-прежнему закрыта для посещения — это храм Рождества Богородицы. Первоначальный храм был взорван в 1930 годы. Восстановление церкви приурочено к 400-летию династии Романовых. В июле 2015 года восстановленный храм был освящён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.
Местные называют монастырь просто «Ипатий». Любя)
Не забудьте, что совсем рядом с Ипатьевским монастырём находится костромской Музей деревянного зодчества.
- Спасо-Яковлевский монастырь в Ростове Великом, прославленный двумя святителями — Иаковом и Димитрием
- Монастыри и другие достопримечательности Углича
Что посмотреть
На территории Ипатьевского монастыря более десяти исторических построек, каждая из которых заслуживает отдельного внимания: Троицкий собор со звонницей — главный храм обители, палаты бояр Романовых, Архиерейский корпус, святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии, Наместнический и Братский корпуса, жилые кельи над погребами, Свечной и Трапезный корпуса, Екатерининские ворота, а также стены и башни Старого и Нового городов.
Великолепный Троицкий собор 17 века — визитная карточка Ипатьевского монастыря. Его пять золоченых чешуйчатых главок и изумрудный ажурный шатер колокольни видны за несколько километров со старого русла реки Кострома. Его северную сторону украшает замечательной красоты парадное крыльцо с восьмигранным шатром и обилием архитектурных украшений. Внутри стоит увидеть богатый иконостас середины 18 века в стиле барокко и стенную роспись 17 века, уникальную богатством мотивов и разнообразием цветовой гаммы.
Звонница собора была заказана боярином Годуновым в 17 веке. Сооружение интересно поясами каменных резных элементов и изящных зеленым шатром. В 2006 г. сюда был доставлен юбилейный колокол «Царь Михаил».
Главные святыни обители — часть Ризы Господней, чудотворная икона Тихвинской Богоматери, частица мощей священномученика Ипатия, частицы гробов Николая Чудотворца и Матроны Московской.
Палаты бояр Романовых, или Царские чертоги, самое знаменитое здание монастыря. Именно здесь проживал Михаил Романов со своей матерью во время призвания на престол. В 19 веке палаты были отреставрированы, и сегодня радуют глаз ярким «шахматным» фасадом в стиле древнерусского терема, изумительной царской лестницей на второй этаж и прекрасными изразцовыми печами внутри.
Непременно стоит увидеть и нежно-бирюзовые Екатерининские ворота в стиле барокко, возведенные в 1767 г. к приезду в Кострому императрицы Екатерины II, посетить Архимандритский корпус — крупнейшее жилое здание обители и побыть на службе в красивейшей церкви Хрисанфа и Дарии, чьи интерьеры расписаны артелью палехских художников.
Музей
На территории Ипатьевского монастыря работает Церковный историко-археологический музей. В его просторных залах выставлены многочисленные религиозные древности: старопечатные и рукописные церковно-богослужебные книги, фотографии не сохранившихся церквей и соборов, священные сосуды, Евангелия, кресты, иконы, облачения и старинная церковная утварь. Отдельная часть экспозиции посвящена династии Романовых.
Реликвии Ипатьевского монастыря
Ипатьевский монастырь по праву считается важной частью истории и культуры Русского государства. Святая обитель до сих пор надёжно хранит множество ценных вещей из коллекций, ранее принадлежавших династиям Годуновых и Романовых
Здесь же посетителям монастыря и верующим разрешено поклониться уникальным святым реликвиям, принадлежащим Русской православной церкви.
Частица ризы Господней представляет собой маленький кусочек одеяния Христа, в котором он был распят на Голгофе. Православную святыню передали монастырю государь Михаил Фёдорович и патриарх Филарет в 1626 году. Святую реликвию расположили над Царскими вратами, её показывали верующим во время больших церковных праздников. При советской власти она была спрятана, вернулась в монастырь в 2005 году.
Считается, что святые мощи Ипатия Гангрского обладают большой целительной силой и способны вылечить от любой болезни. Святой великомученик был епископом города Гангры и по праву считается покровителем Ипатьевского монастырского комплекса. Чудотворную икону с фрагментами останков священномученика передали монастырю в 1997 году представители Московской епархии.
Ещё одной святыней монастыря стала глава Симона Юрьевецкого. Православный святой в годы своей жизни усердно и часто молился в различных монастырях и храмах, за что получил дар чудотворца и пророка. История свидетельствует, что в 1619 году, когда из могилы были изъяты его останки, произошло чудо исцеления женщины. Симон был причислен к лику святых, небольшая часть его мощей хранится в святой обители.
В 2000 году Русская православная церковь канонизировала членов императорской семьи, причислив их к царственным страстотерпцам. Поскольку Романовы были покровителями мужского монастыря, в храмах и соборах обители хранится множество личных вещей императорской династии, а в 2005 году в монастырь был передан камень из подвала купца Ипатьева, где расстреляли царствующую семью.
Кострома — один из центров православной России
Здесь очень красиво, аж дух захватывает! И если говорить о духе, то он, русский дух, чувствуется во всём. Простота и роскошь, скромность и величие, духовное и материальное начало — всё переплетено здесь, в самом сердце России, как и в духе русского человека, духе земли русской!
Адрес, где находится костромской Ипатьевский монастырь: город Кострома, ул. Просвещения, 1.
Координаты: 57.7771, 40.89429.
Часы работы музея — в летнее время с 9 до 18 часов, а в зимнее — с октября по апрель — с 10 до 17. Богослужения проходят ежедневно в 8 и 17 часов.
Фотографировать можно, но только заплатив. Внутри храмов и священнослужителей фотографировать нельзя.
Добраться по Костроме до Ипатьевского монастыря можно на автобусе 14 или на маршрутном такси до остановки «Ипатьевская слобода».
Вы можете найти все достопримечательности Костромы на карте города (ее можно увеличить, нажав на «+», чтобы лучше рассмотреть территорию).
Для того, чтобы спокойно осмотреть разные интересные места города, мы решили остановиться на 3 дня в Костроме в квартире, которую забронировали на сайте посуточного жилья и остались очень довольны как хозяйкой, так и квартирой! Можно присмотреть гостиницу или апартаменты, используя, например, сервис Booking. Вариантов проживания в Костроме — множество!
Наша поездка в Ипатьевский монастырь состоялась 17 июля 2016 года. А далее мы отправляемся в Костромской музей деревянного зодчества под открытым небом: Костромская Слобода.
А вы готовы продолжить прогулку вместе с нами? Тогда отправляемся в Тридевятое Царство, которое мы неожиданно обнаружили на территории заповедника!
Другие достопримечательности Костромской области, где мне удалось побывать, есть на этой карте.
История Ипатьевского монастыря
По историческим данным, монастырь на стыке двух рек, Волги и Костромы, основал в 1275 году во время монголо-татарского нашествия князь Василий Квашня. Но церковная легенда предлагает более романтичный вариант его появления. В 1330-е годы татарский князь-мурза Чет во время поездки в Москву тяжело заболел. Во сне ему было видение Богородицы. Чет выздоровел, принял православную веру под именем Захария, а на месте своего ночлега заложил обитель.
Бояре Годуновы считали Чета своим прародителем, поэтому со второй половины 16-ого века монастырь находился под их особым попечением. Здесь помещалась их родовая усыпальница. При их поддержке действовала мастерская, выпускавшая рукописные книги с великолепной отделкой. Годуновы делали богатейшие вклады в монастырь. Иконы, гобелены, драгоценная посуда, ювелирные украшения – все это можно сейчас видеть на выставке в монастыре.
При таком высоком покровительстве обитель процветала. Она владела огромным количеством земель, сотнями селений.
Монастыри всегда строились как крепости, с расчетом на то, чтобы при необходимости принять под свою защиту мирных жителей и выдержать долгую осаду. Ипатьевский монастырь – не исключение. Он являлся важным оборонным пунктом на подступах к городу. В конце 16-ого века толщина его стен была 3 метра, высота – от 6 до 11 метров. Обитель окружали земляные валы и рвы. В башнях располагались пороховые склады и мощные орудия. В Водяной башне был устроен потайной проход к реке Костроме, чтобы брать воду во время осады.
В начале 17-ого века монастырь захватили сторонники Лжедмитрия II, «тушинского вора». После нескольких месяцев осады костромичи изгнали захватчиков.
Во время польско-литовского нашествия в монастыре жил вместе со своей матерью, монахиней Марфой, Михаил Федорович Романов. Романовы были древним боярским родом, и Земский Собор 1613 года, решая вопрос о кандидатуре нового царя, сделал выбор в пользу 16-летнего Михаила. Вскоре к нему прибыли посланники из Москвы с предложением стать царем. Началась 300-летняя история царской династии Романовых.
Михаил Федорович Романов
История словно отразилась в планировке обители. Ее территория делится на две части: в конце 16-ого века на средства Годуновых возведен Старый город, в 1640-е годы на средства Михаила Романова к нему пристроен Новый город. Последняя возведенная башня, названная Зеленой по цвету черепицы, построена в том месте, где останавливался крестный ход, провожая в Москву на царство юного Михаила.
Зелёная башня
Главное сооружение монастыря – пятиглавый Троицкий собор. Сначала это был деревянный храм, в котором проводились летние богослужения. По указанию Бориса Годунова в 1586 г. начал возводиться каменный собор. Через полвека случилось несчастье – взорвался порох в подвалах и храм обрушился. В 1650-е годы его отстроили заново. Иконописная артель Гурия Никитина украсила стены собора фресками. В середине 18-ого века появился великолепный позолоченный иконостас. В подклети собора находятся захоронения родителей царя Бориса.
пятиглавый Троицкий собор
Около собора расположена звонница. В 17-ом веке на ней висело 19 колоколов. Во времена Петра Первого часть их отправили на переплавку для нужд армии.
Звонница
В монастырский комплекс входят многочисленные башни, надвратная церковь Хрисанфа и Дарии, свечной корпус, архиерейский корпус, братский корпус, к которому примыкают «палаты бояр Романовых». Именно здесь находились монашеские кельи, которые занимали будущий царь Михаил и его мать. В 1839 году перед палатами была установлена памятная колонна в честь основания династии.
Палаты бояр Романовых
При Советской власти монастырь был закрыт, а его ценности вывезены в Москву. На территории размещались рабочие общежития, детский дом, военные казармы. В 1958 году монастырские помещения были освобождены для экспозиций историко-архитектурного музея.
В 1990-годы монастырь снова стал действующим, здесь появились первые монахи-насельники, начали проводиться богослужения.
К 400-летию дома Романовых в память о трагическом конце представителей династии рядом с монастырем была выстроена часовня «Царская Голгофа».
История обители
Историки считают основателем монастыря татарского мурзу Чету. Именно он в начале XIV столетия заложил первый камень костромской святыни. История о том, как мусульманин принял православие, очень интересна. Дело было, когда принц шел на Москву и остановился переночевать вблизи Костромы. Во сне ему явилась Богородица вместе со святыми Ипатием и Филиппом, а наутро Чет проснулся полностью здоровым, исцелившись от болезни, мучавшей его всю дорогу до столицы. В знак благодарности он пообещал сменить веру, а также основать на месте своего ночлега мужскую обитель.
Ипатьевский монастырь в Костроме
Оставшись на русской земле, татарский мурза выполнил обет. От рода Захария (как теперь звали Чета) впоследствии взяли корни дворянские династии Годуновых и Сабуровых. Потомки основателя Ипатьевского монастыря становились монахами, а по окончании жизни стремились упокоиться за стенами родной обители.
Первый век своего существования лавра жила бедно. Процветание ее началось с приходом к власти династии Годуновых. Царская семья жертвовала большие деньги на расширение пустыни, даровала ей ценные иконы, поставляла самых лучших мастеров и зодчих. Однако в 1608 г. монастырь пострадал от армии Лжедмитрия II, которую удалось выгнать из Костромы только год спустя.
Становление
В феврале 1613 г. на трон взошел Михаил Романов, который принял присягу в Ипатьевской обители перед чудотворным богородичным ликом «Феодоровский». С его приходом к власти лавра вновь начала процветать, а вскоре было принято решение реставрировать поврежденные войском Лжедмитрия II здания.
Над восстановлением костромской пустыни работали лучшие столичные и местные мастера. Территорию монастырского комплекса увеличили практически вдвое, а обитель пополнилась такими постройками, как Новый Град, собор Иоанна Златоуста, храм Животворящей Троицы. Последний удалось сохранить в первоначальном виде по сей день.
Активно расширялась и библиотека Ипатьевского монастыря. К концу XVII столетия она насчитывала уже не одну тысячу церковных рукописей, биографий святых и другой православной литературы. Таким образом, на начало XVIII века костромская мужская обитель являлась самой богатой на Руси не только в материальном, но и духовном плане.
Архивное фото святой обители
Относительный упадок
Во время царствования Петра I экономическое развитие Ипатьевской пустыни пошло на спад. Деньги, которые ранее шли на пожертвование лавре, теперь забирала государственная казна, а большинство монастырских построек переоборудовали под служебные помещения. Несмотря на это, новые здания все же возводились. Также не забывали и о ремонте обветшалых. С легкой царской руки костромская святыня стала архиерейской резиденцией, а главный Троицкий собор приобрел статус кафедрального.
В середине XVIII столетия при мужской обители открыли духовную семинарию, чуть позже возвели храм Рождества Богородицы
Тогда же пустынь посетила Екатерина II, которая обозначила важность лавры для рода Романовых
В 1834 г. по указу Николая II весь монастырский комплекс был обновлен. Восстановительными работами занимался известный зодчий того времени Дмитрий Васильевич Милеев. Реставрации подверглась внутренняя и внешняя отделка всех зданий, а вокруг лавры появилась высокая стена с несколькими башнями.
Период СССР
С приходом к власти большевиков костромскую святыню закрыли, монахов разогнали, а все церковные реликвии передали на хранение краеведческому музею. Монастырские здания перепрофилировали в жилье для рабочего класса. К концу 30-х годов на территории пустыни насчитывалось около 150 квартир, где размещалось порядка 300 семей.
Ближе к середине ХХ столетия мужская лавра стала историческим памятником, а живших здесь людей начали выселять. В 1956 г. обитель открылась для посетителей как музей-заповедник.
Внутренний двор Костромского монастыря
Современное состояние
Первое богослужение после длительного периода застоя состоялось осенью 1989 г., а спустя три года была отслужена Божественная литургия. В 2002 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II наказал ускорить возрождение монашества, а также окончательно вернуть все постройки под контроль лавры.
Последнее событие осуществилось в 2004 г., а уже через год костромская пустынь торжественно принимала гостей по случаю Дня единства народностей Российской Федерации. Тогда же монастырь обрел чудотворные частички Ризы Христовой, после чего начались активные восстановительные работы на всей территории обители.
Храмы и колокольня
Надвратная церковь в честь мучеников Хрисанфа и Дарии возведена в 1841 году на месте входа в монастырь. Хрисанф и Дария пострадали за христианскую церковь в 283 году в Риме. Церковь Ипатьевского монастыря – единственная на территории России церковь, посвященная этим мученикам.
Престол церкви святых мучеников, поминаемых 1 апреля, освящен в память того, что в этот день в 1613 году Михаил Федорович Романов выехал из Ипатьевского монастыря в Москву на царство. В этот же день в 1814 году император Александр I во главе русской армии вступил в Париж после победы над Наполеоном.
Церковь представляет собой бесстолпный храм, возведенный над аркой Святых ворот, увенчанный 12-гранным шатром с маленькой главкой на глухом барабане. В декоре храма – сочетание элементов классицизма и древнерусского зодчества. Церковь, в которой ежедневно проходят вечерние и утренние службы, заново расписана артелью палехских художников.
Троицкий собор построен при царе Алексее Михайловиче в 1650-1652 годах на месте «годуновского» храма. Четырехстолпный трехаспидный храм увенчан пятью главами на световых барабанах. Поднятый на высоком подклете, он с трех сторон окружен двухъярусными галереями. В торце южной галереи – придел преподобного Михаила Малеина, тезоименитого святого царя Михаила Романова.
Северная, богато оформленная сторона храма – фасад здания, оконные проемы которого включены в композицию колончатого пояса. Здесь же – парадное крыльцо с восьмигранным шатром, поднятое на четыре декоративных столба с мощными кубышками и висячими арками с гирьками.
Троицкий собор украшает великолепный иконостас середины XVIII века: объемные виноградные ветви фламандской резьбы, покрытые тонкими листками сусального золота, выполнены костромскими резчиками в стиле барокко. Иконы для иконостаса выполнены царскими иконописцами. Настенная роспись XVII века с изящным орнаментальным декором благородно выделяет искусно выполненные иконы.
Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы – каменная просторная церковь с пятью главами в русско-византийском стиле с приделом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Украшает церковь позолоченный иконостас с иконами, выполненными палехскими иконописцами.
Колокольня состоит из двух разновременных частей. Древняя часть возведена в 1604 году на средства Годуновых в стиле многопролетной аркады. В 1645 году к ней пристроили высокую колокольню с одним открытым пролетом для звона и шатром с зеленой черепицей по заказу Алексея Никитича Годунова, последнего представителя знаменитого рода.
Колокольня украшена сплошь каменными резными поясами, сдвоенными полуколоннами и оконными проемами с килевидным завершением. Западная открытая галерея, сооруженная вместо прежней, деревянной, пристроена в XIX веке. На звоннице находилось 18 колоколов. Крупнейший весом 600 пудов – вклад матери царя Бориса Годунова Стефаниды.
В 2006 году в монастырь вложен новый 500-пудовый колокол «Царь Михаил» принцем кентским Майклом – пра-пра-правнуком императора Николая II, отлитый в память 400-летия избрания на престол государства Российского царя Михаила Федоровича Романова.
Рядом с колокольней на пьедестале установлен снятый часовой колокол, вклад дяди Бориса Годунова, Дмитрия. Недалеко от колокольни – мемориальная колонна в память знаменательных событий и лиц, оставивших след в истории Ипатьевского монастыря.
Достопримечательность монастыря – палаты бояр Романовых. Здесь жил молодой Михаил Романов, когда в 1613 году сюда прибыло посольство Земского Собора с известием об избрании 16-летнего Михаила на российский престол.
Ипатьевский монастырь — развитие и процветание
Всего в результате пожертвований богатых боярских семей земельные владения обители к концу XVI века увеличились более, чем в четыре раза. Особенно значительные вклады делают представители рода Годуновых. С 1586 по 1591 год Дмитрий Иванович Годунов, дядя будущего царя Бориса Годунова, пожертвовал на строительство обители около 1000 рублей деньгами и несколько сел и деревень. На эти средства были возведены многие строения, в том числе:
- Троицкий собор. Троицкая церковь была сооружена в 1590 году, ставшая главным храмом обители
- Крепостная стена. Первая каменная крепостная стена была построена в 1586 году по приказу царя Феодора Ивановича, их протяженность составила 518 метров. Крепостная стена имела четыре башни и пять въездных ворот, особое место среди которых занимали Святые парадные ворота с надвратной церковью во имя великомученика Феодора Стратилата и великомученицы Ирины. Эта церковь была возведена в честь святых царя Феодора Иоанновича и его супруги царицы Ирины
- Звонница. В 1586–1590 годах построена каменная звонница с круглым верхом, которая простояла почти два столетия и была разобрана в 1812 году. Сохранившаяся до нашего времени звонница была возведена в 1603 году. Она расположена рядом с Троицким собором, ее высота составляет около 30 метров.
Возводились также кельи и хозяйственные постройки.
Кроме денежных средств, представители рода Годуновых делали многочисленные пожертвования в виде церковных книг и утвари, организовали мастерскую живописи и библиотеку для книг и рукописей.
Вместе с тем, укрываться в этой мощной крепости пришлось не семейству Годуновых, а их политическим противникам.
История Ипатьевского монастыря
Ипатьевский мужской монастырь был заложен в XIV веке, средства на его постройку выделил татарский вельможа Чет, ставший впоследствии родоначальником фамилии Годуновых. Согласно историческим данным, он направлялся в Москву, по пути, который вёл через Кострому, мурза серьёзно заболел. Привал был организован в дубраве. Во время отдыха татарский вельможа увидел вещий сон.
Спустя пять поколений рода Захария появились на свет два брата — Ф. И. Сабур, основатель известного рода Сабуровых, и И. И. Годун, ставший родоначальником фамилии Годуновых. Расцвет православного монастыря приходится на годы возвышения рода Годуновых. В конце XVI века уникальный монастырь был настоящим центром духовной и политической жизни древней Руси.
В те времена мужской монастырь стал настоящей неприступной крепостью. Его окружали тяжёлые дубовые стены, в самом центре монастыря был воздвигнут храм Живоначальной Троицы. Спустя годы дубовые стены заменили мощными каменными, построили звонницы и кельи для монахов. Толщина стен составляла 3 метра, высота достигала 11 метров. Со всех сторон обитель окружали глубокие земляные валы.
С началом Смутного времени святая обитель была захвачена войсками Лжедмитрия II и Филарета, однако в 1609 году горожане организовали восстание, подкреплённое силами пришедшего на помощь из Галича войска ополченцев, и отвоевали святыню спустя несколько месяцев. Во время штурма крепостную стену пришлось взорвать, в результате чего серьёзно пострадал Троицкий собор.
Благодаря своей исторической значимости Ипатьевский монастырь долгие годы был теснейшим образом связан со всеми происходящими в государстве политическими событиями. Именно здесь был призван на престол Михаил Романов. В годы его царствования территория святой обители значительно расширилась, западную её часть стали называть Новым городом. Монастырь стал одним из богатейших на Руси.
Значительно пополнилась библиотека монастыря, книги для которой теперь писали прямо в стенах святой обители. Здесь издавались рукописные экземпляры Евангелия, жития святых, небольшие синодики и помянники для поминовения в молитве усопших и живых. Здесь велась родословная семей Годуновых и Романовых, других общественных и государственных деятелей, известных исторических лиц.
В годы правления Петра I начался упадок святой обители. Несколько колоколов были сняты и отправлены на переплавку для военных нужд. Определённая часть доходов монастыря сверх положенного уходила в казну государства, что привело к серьёзному обветшанию старых построек. С появлением Костромской епархии знаменитый монастырь использовался как резиденция архиерея, для этого были проведены некоторые перестройки.
В 1767 году монастырь посетила Екатерина Великая, а через несколько лет в обитель с визитом прибыл император Николай I, по указу которого проводились активные восстановительные работы. Посещали святыню и другие члены императорской семьи. Здесь же с размахом праздновалось 300-летие дома Романовых, на празднике присутствовала вся императорская семья.
В праздничном крестном ходе через весь город принимало участие все местное духовенство. Император Николай II приложился тогда к образу чудотворной иконы Феодоровской Богородицы, которая благословляла на царствование его предка. Государь побывал на праздничной литургии в Троицком соборе, после чего вышел к людям. Кто бы мог тогда знать, что спустя 5 лет царскую семью расстреляют в купеческом доме Ипатьева.
После революции 1917 года святая обитель перестала быть духовным оплотом для православных христиан. Все постройки на территории монастыря использовались для хозяйственных нужд. Уникальные церковные реликвии отправляли в Москву на нужды революции. Небольшая часть икон, различные предметы и монастырская утварь, не имеющая ценности, пополнили запасники местного музея краеведения.
Современное состояние и режим посещения
Ипатьевская обитель – действующий епархиальный мужской монастырь, поэтому в нем следует вести себя в соответствие с церковными правилами и традициями. Войти на территорию и посетить Троицкий собор можно бесплатно. Богослужения в монастырских храмах проходят ежедневно в 8.00 и 17.00.
Для посещения музея нужно покупать билеты. В летний период (с 1 мая до 30 сентября) он открыт с 9.00 до 18.00. Зимой (с 1 октября по 20 апреля) – с 10.00 до 17.00. Фото- и видеосъемка на монастырской территории и в музее возможна только на платной основе. А внутри храмов – вообще запрещена. Также не разрешена фото- и видеосъемка монахов и священнослужителей.
Памятная колонна
Святыни монастыря
В Ипатьевском храме хранятся бесценные святыни:
- Чудотворная Тихвинская икона Божьей Матери.
- Частицы Ризы Господней.
- Частицы мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского.
- Часть честной главы Христа ради юродивого Симона Юрьевецкого.
- Камень из расстрельной комнаты Ипатьевского дома.
Тихвинская Икона Божьей Матери – чтимая святыня костромской земли. Икона – точная копия чудотворной Тихвинской иконы, написана святителем Петром, митрополитом Московским. Впервые принесена в Кострому в 1613 году посольством Земского Собора, возвестившим юному Михаилу о его избрании на всероссийский царский престол.
В 1619 году царь Михаил подарил святыню обители, где она и пребывала в иконостасе Троицкого собора. В 1919 году, изъятая из церкви, стала недоступной для поклонения. 13 апреля 2004 года святыня возвратилась в Костромскую епархию, заняв свое историческое место.
Величественный вид Ипатьевского монастыря, торжественное великолепие и звон церковных колоколов оставляют в душе русского человека незабываемые чувства и эмоции.