История монастыря
Первые упоминания монастыря в письменных источниках начинаются в XIV веке. В монастыре же его историю ведут с X века, когда здесь поселились его основатели — Сергий и Герман. По одной из версий, название острова «Валаам» связано с тем, что здесь было языческое капище Велеса — именно с целью превратить его в христианскую церковь и поселились тут два греческих монаха. Считается что преподобный Авраамий Ростовский постригся в монахи именно в этой обители. В новгородской летописи есть упоминание о том, что в XII веке в Новгород перенесли на несколько лет мощи св. Сергия и Германа, спасая от шведских нападений.
Поначалу монастырь был Троицким, но в какой-то момент — возможно после очередного разорения и временного прекращения жизни в обители — он становится Преображенским. Самые яркие страницы истории обители — это XVI век, когда ему, как и Соловкам, постоянно приходилось отбивать шведские нападения. Но здесь не было такой мощной крепости, как на Соловках, так что Валаам постоянно разорялся. В монастыре как святых мучеников почитают 33 монахов и послушников, погибших в одно из таких нападений в 1578 году. Еще через несколько лет вся братия покинула опустошенный монастырь. С 1597 года он отстраивается заново на средства, выделенный царем Федором Иоанновичем. Но в 1611 году обитель снова разорена шведами до основания. Монастырские строения были сожжены и снесены, а на этом месте было основано шведское поселение. Впрочем, место погребения святых основателей шведы все-таки уважали и отметили его часовней.
Монастырская жизнь возобновилась с 1717 года указом Петра I. Для императора это тоже было важным — возродить монастырь на только что освобожденной от шведов земле. Но настоящий расцвет обители начался в XIX веке. Здесь началось грандиозное каменное строительство, был устроен свой кирпичный завод для его нужд. Рост монастыря продолжается в течение всего XIX века. К революции Валаамский Спасо-Преображенский монастырь представляет собой огромное хозяйство со своими заводами, садами, фермами. К валаамским старцам за наставлением и утешением едут паломники со всей России.
После революции монастырь оказался на территории Финляндии, и это спасло его от закрытия. В 1920-30 годы не разоренный русский монастырь стал центром, который притягивал сюда русскую эмиграцию. По русско-финскому договору 1940 года территория снова вернулась России — и тогда монахи покинули монастырь, по возможности вывезя все имущество. Ими был основан Новый Валаам в Финляндии — сейчас этот монастырь также действует. А на территории старого Валаама в послевоенные годы был создан дом-интернат для инвалидов войны.
Возрождение обители
Монастырская жизнь возобновилась здесь с 1989 года. Началась реставрация монастырских строений. С 2005 года вновь звучат колокола на звоннице, возрожден красивейший «валаамский распев» — особой вид церковного пения.
С 1992 года здесь открылся свой музей. У него два филиала — один на берегу монастырской бухты в Каретном сарае, и посвящен он устройству монастырского хозяйства в XIX веке, а второй — это Древлехранилище, монастырская сокровищница в Свято-Владимирском скиту. У обители есть свой теплоход — «Адмирал Кузнецов», открыта гостиница для паломников. Возобновлена деятельность молочной фермы, первые здания которой построены в 1882 году. В Малом Никоновском заливе снова выращивают форель. Словом, сейчас это один из самых богатых и хозяйственных современных монастырей.
Однако на протяжении последних двух десятилетий у монастыря шел затяжной конфликт с местными жителями, которых буквально насильно выселяли с острова. Церковь видит свою задачу в превращении Валаама в чисто монастырскую территорию, присутствие на которой светских лиц ограничено.
Валаамская икона Богородицы
Рядом с собором в начале XX века была возведена небольшая церковь. Когда-то она была Никольской, а сейчас посвящена Валаамской иконе Богоматери. Это икона — местная святыня. Написана она была в 1878 году, но потом на долгие годы забыта и вновь «обретена» только в 1897 году. Богородица явилась больной женщине и обещала ей исцеление, если она помолится перед этой иконой. Но в обители такой иконы женщина не нашла, и только после нового чудесного сна икону нашли заброшенной в старой ризнице Никольского храма. С тех пор этот образ почитается здесь чудотворным. Самая первая икона была увезена в Ново-Валаамский монастырь в Финляндию, но в обители находится ее список, датируемый началом XX века.
Остальной монастырский комплекс — это окружающие собор с четырех сторон монастырские корпуса. Они очень простые и только оттеняют великолепие главного храма. Над воротами находится церковь св. Петра и Павла, построенная в начале XIX века. Тогда же была построена церковь Живоносного источника, встроенная в один из корпусов. С XIX века сохранилось каменное здание зимней гостиницы для паломников.
В монастырский комплекс входит поставленный в 2014 году памятник св. Андрею Первозванному, а также недавно установленный бюст патриарха Алексия II. Недалеко от входа находится Знаменская «Царская» часовня из карельского мрамора, поставленная в 1862 году в память о посещении обители царским семейством во главе с императором Александром II.
Скиты на Валааме
Кроме главного монастыря на самом острове и вокруг него создано множество скитов, пустыней и часовен, являющихся как бы его «филиалами». Сейчас возрождено 11 скитов из 13, и окрестности монастыря буквально уставлены памятными часовнями, часть которых сохранилась с XIX века, а часть являются новыми.
Самый близкий к монастырю и красивый — Никольский скит. Его силуэт на фоне заката является «визитной карточкой» Валаама. Храм сооружен в середине XIX века по проекту архитектора А. Горностаева. Отличительной особенностью произведений этого архитектора является идеальная вписанность строений в окружающий пейзаж. Сам по себе храм довольно прост, но находится на такой точке, что завораживающе смотрится со всех сторон.
А. Горностаев же является автором комплекса Всехсвятского скита, удивительно лаконичного и перекликающегося своими формами с окружающим его строгим хвойным лесом.
Не входит в число скитов, но фактически является им Игуменское кладбище неподалеку от монастыря — именно здесь похоронен легендарный игумен Дамаскин, при котором обитель пережила наивысший расцвет.
Самый новый скит — Свято-Владимирский, он основан в 2002 году. Его храм является совсем новым, но построен в традициях древнерусского зодчества, он продолжает традиции А. Горностаева. Здесь находится патриаршая резиденция.
Спасо-Преображенский собор
Самая главная достопримечательность монастыря, далеко видная с воды — это красивейший Спасо-Преображенский собор, построенный на высокой горе — в монастыре ее называют Фавором.
Первый деревянный собор был создан здесь в 1719 году, а нынешнее здание строилось с 1890 по 1893 год. Это величественный пятиглавый собор с остроконечной колокольней, построенный в византийском стиле.
Нижняя церковь с низкими сводчатыми потолками, теплая, освящена во имя Сергия и Германа Валаамских. Их мощи продолжают находиться под спудом, но над их погребением устроена рака, почитающаяся главной монастырской святыней.
Высокий верхний храм — Преображенский. Расписан он был тогда же, в конце XIX века, в академическом стиле с использованием картин известных живописцев Возрождения: Тициана, и Рафаэля, библейских иллюстраций Г. Доре и классической русской живописи А. Иванова и других. Росписи пострадали в советское время, и были восстановлены уже в начале XXI века при возрождении обители.