История Печерского монастыря
Основателем одной из древнейших христианских обителей на Нижегородской земле считают святого Дионисия Суздальского. Он прибыл в город из Киевско-Печерского монастыря в 1320-х годах. С тех далеких времен сохранилось очень мало исторических сведений, но считается, что новый монастырь был создан по благословению Дионисия и появился в 1328-1330 гг.
Печерский монастырь с высоты птичьего полёта
Обитель началась с нескольких пещер, выкопанных иноками в крутом известняковом берегу Волги. Молва о Дионисии быстро распространялась, и в небольшой монастырь приходили новые монахи. Вскоре места в пещерах стало не хватать, на береговом уступе принялись возводить деревянные кельи и храмы.
Дионисий пользовался большим авторитетом у верующих. Для церковных приходов Нижнего Новгорода и Суздаля этот христианский проповедник играл такую же роль, как Сергий Радонежский в землях Московии. Не меньшим почтением стали пользоваться и ученики Дионисия – монахи Евфимий и Макарий, за подвижнические подвиги причисленные Церковью к лику святых.
Общий вид на Печерский монастырь со стороны улицы Печерский съезд
Печерская монастырская братия жила по строгому уставу. Монахи не имели личной собственности, а все имущество, принадлежащее обители, считалось общим. Каждый, кто находился в стенах монастыря, включая его настоятеля, ежедневно работал для своего пропитания, стараясь следовать принципам трудолюбия, милосердия и нестяжательства. Выйти из обители можно было только с разрешения игумена.
Созданный из пещер монастырь постоянно укреплялся и развивался, несмотря на набеги, которые временно лишали его материальных ценностей. В 1378 и 1379 гг. татаро-монголы сожгли монастырь дотла, и практически ничего не осталось от Печерской обители и в 1550 году.
Восстанавливаться монастырю помогали князья или состоятельные нижегородцы, которые вносили богатые вклады в казну Печерской обители. Монастырь получал не только деньги на новое строительство или ремонт обветшавшего хозяйства. Ему отписывали целые селения, охотничьи угодья, пахотные земли и пасеки. В середине XV века обитель получила право беспошлинной торговли и провоза рыбы по реке. А к концу XVI века в монастыре выстроили шесть храмов из камня. Это говорит о большом богатстве обители, так как в это время в центральной части Нижнего Новгорода стояли всего три каменных церкви.
Летом 1597 года в Печерский монастырь пришла большая беда. И причиной ее были ни неприятели, а сама природа — гигантский оползень уничтожил практически все монастырские постройки. Частичные подвижки грунта, произошедшие за неделю до оползня, стали для настоятеля обители явным признаком грозящей беды. Поэтому он заранее вывел в безопасное место всех насельников, а также распорядился, чтобы из монастырских построек вынесли все самое ценное – иконы, церковную утварь и хозяйственный инвентарь. На глазах у изумленных монахов, кусок горы сошел вниз к реке, полностью разрушив все храмы и кельи.
Западные ворота монастыря
После природной катастрофы монастырь пришлось отстраивать заново. Но сделали это уже на выровненной площадке выше по реке. До 40-х годов XVII века здесь возводили только деревянные церкви и хозяйственные постройки. Каменные храмы, башни и стены появились в монастыре позже. Они составили удивительный по красоте архитектурный ансамбль, отличный обзор на который открывался и с горы, и от Волги.
Печерская обитель славилась своей благотворительностью. Много раз монастырь выделял деньги и провиант для русской армии. Во время войн в его стенах жили беженцы. Кроме того, монахи помогали раненым и убогим.
Вид на церковь Евфимия Суздальского (справа), собор Вознесения Господня (слева)
После прихода новой власти в 1917 году старый монастырь, как и большинство христианских обителей, ждало осквернение и запустение. Спустя год после революции настоятеля монастыря епископа Лаврентия (Князева) арестовали и расстреляли. Монастырскую ризницу разграбили, а древние колокола, металлические части ограды и кресты отдали на переплавку.
Реставрационные работы здесь начались только в 1970-е годы. А Церковь получила монастырскую территорию в 1994 году. С этого времени началось возрождение старинной Печерской обители, как духовного центра и места, где хранится история Нижегородской епархии.
Общий вид на постройки монастыря
Основание монастыря и первые подвижники
Святитель Дионисий
Основателем монастыря считается святитель Дионисий, Митрополит Киевский и всея России в 1383-1385 годах, епископ Суздальский и Нижегородский с 1374 года. Родился он около 1300 года на киевской земле, подвизался в Киево-Печерерском монастыре, где принял постиг и священнический сан. Около 1328-1330 гг. он с несколькими иноками прибыл в окрестности Нижнего Новгорода, в холме в трех верстах от кремля выкопал пещеру, где и поселился. В Степенной книге (составлена по инициативе митрополита Макария духовником Ивана IV Васильевича Грозного Андреем, будущим митрополитом Афанасием между 1560 и 1563 годами) об этом событии сказано:
С собой святитель Дионисий привез список с Печерской Нерукотворенной иконы Божией Матери, которая, по преданию, появилась на стене Успенской церкви Киево-Печерского монастыря в 1085 или 1105 году. Чудотворный образ Богородицы с предстоящими преподобными Феодосием и Антонием (Киево-Печерских подвижников) стал святыней не только монастыря, но и всего Нижнего Новгорода.
Вскоре вокруг подвижника стали селиться другие монахи, росло число пещер, которые вскоре уже не могли вместить всех желающих. И выше по склону началось строительство деревянной обители и заложена церковь во имя Вознесения Господня. Дионисий перенес сюда из Киева принцип строгого общежительства: все имущество было общим, монахи, включая и настоятеля, работали для своего пропитания и не имели права без благословения игумена выходить за монастырские ворота.
Лаврентьевская летопись
Вскоре монастырь стал духовным и культурным центром Суздальско-Нижегородского княжества, образованного в 1341 году и просуществовавшего с перерывами до 1425 года. В стенах Вознесенского печерского монастыря была создана Лаврентьевская летопись — древнейшая датированная русская летопись, которая дошла до наших дней. Она была написана с 14 января по 20 марта 6885 (1377) года монахом Лаврентием (отсюда ее название) для великого князя суздальского и нижегородского Дмитрия Константиновича, по благословению епископа суздальского Дионисия. В составе Лаврентьевской летописи до нас дошел самый древний из сохранившихся список «Повести временных лет».
Преподобные Макарий Унженский и Желтоводский и Евфимий Суздальский, Павел Высокий
В обители также подвизались двое уроженцев Нижнего Новгорода, впоследствии причисленные к лику святых и основатели различных обителей: преподобный Макарий Унженский и Желтоводский (1349-1444) и преподобный Евфимий Суздальский (1316-1404). В Нижнем Новгороде, у стен церкви Знамения Божией Матери и святых Жен-Мироносиц можно увидеть памятник, установленный в их честь — по преданию, они родились поблизости от этого храма (об этой церкви я писала в посте «Прогулка по району Започаинье и Ильинской слободе»).
Среди известных иноков монастыря того времени также нужно отметить Павла Высокого (умер в 1383/1382 по старому стилю), философа, духовного писателя, прославившегося иноческой жизнью, учителя Евдокии (св. Евфросинии Московской, 1353-1407), супруги великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского (1350-1389).
Монастырь быстро рос и развивался. В 1360-1425 годах монастырь на пожалования и вклады смог приобрести земельные угодья, князья даровали монастырю многочисленные привилегии: грамоту на беспошлинную торговлю и провоз рыбы по Волге (рубеж 1450-1460-х), бессудную грамоту о монастырском иммунитете (1512) и др
Храмы и постройки монастыря
Центральную часть монастырской территории занимает величественный Вознесенский собор. Изначально здесь стоял шатровый деревянный храм. К 1640 году на его месте построили каменный собор с трапезной и приделом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Пятиглавый храм возведен на высоком подклете, а в стенах трапезной для лучшей акустики устроены глиняные голосники. Кровлю собора первоначально сделали под закомары из осинового теса. Но во второй половине XVIII века деревянную кровлю заменили на железную и придали ей более практичную четырехскатную форму.
К собору пристроена высокая трехярусная колокольня – редкий образец сохранившихся русских звонниц допетровского зодчества. В 1701 году по распоряжению царя Петра I отсюда были сняты 11 колоколов, которые отправили на переплавку, чтобы изготовить пушки.
Собор Вознесения Господня с колокольней
В XVII веке на месте, где стоит эта колокольня, насыпной грунт частично сполз вниз по склону, и высокое строение накренилось в северную сторону. Но смекалистые нижегородские каменщики нашли необычное решение — в 1751 году они переложили верхнюю часть колокольни строго по вертикали, оставив нижние ярусы без изменений. То, что колокольня остается устойчивой уже более чем два с половиной века, говорит о правильности проведенных расчетов и мастерстве строителей.
Рядом с Вознесенским собор стоит трапезная Успенская церковь, которую возвели в конце 40-х годов XVII века. Этот одноглавый храм, как и собор, имеет высокий подклет, где в прежние времена располагались кухни и хлебня. Для обогрева церкви использовалось тепло, которое получалось при приготовлении пищи, а также от трех изразцовых печей. Поэтому помещения были приспособлены для проведения церковных служб в холодное время года.
Собор Вознесения Господня с тыла
Одно из архитектурных украшений монастырского ансамбля — надвратная церковь, посвященная преподобному Евфимию Суздальскому, ученику святого Дионисия. Она была возведена в 1645 году, а в качестве образца для этого красивого храма нижегородские зодчие использовали Архангельский собор в городском кремле. Несмотря на явное сходство, монастырский храм имеет характерные особенности. Его алтарь не полукруглый, а прямоугольный, и, кроме того, у этой церкви нет колокольни и притворов.
Вся монастырская территория обнесена белокаменной стеной, в которой существуют живописные Святые ворота и несколько башен. Кроме того, в обители расположены двухэтажные братский и игуменский корпуса, Архиерейские палаты с домовым храмом, посвященным Сергию Радонежскому, а также небольшой Петропавловский храм. Красивейший монастырский ансамбль сегодня признан архитектурным памятником федерального значения.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Интересные факты и легенды
Есть неподтвержденные сведения, что основанием монастырь обязан Святому Благоверному Великому князю Георгию Всеволодовичу в начале XIII столетия. Святой Дионисий, будучи возведенным в сан Патриарха, по возвращению из Константинополя был взят в плен литовским князем, где после годового заточения он скончался.
В обители некоторое время подвизался будущий патриарх и реформатор русской церкви Никон. Печерская обитель была запечатлена в своем историческом виде на картине великого русского художника-пейзажиста А.К. Саврасова. На территории монастыря имеется старинный некрополь с захоронениями насельников обители и архимандритов.
Кроме того здесь нашли последний приют знатные горожане, князья и бояре разного времени: Трубецкие, Приклонские, Шаховские, губернатор Руновский и многие другие. В советские годы кладбище подверглось серьезному разорению, в настоящее время могилы и надгробия по мере сил восстанавливаются.
На территории обители оформлена аллея в честь 400-летия дома Романовых с бюстами большинства представителей царской династии, выполненных скульптором Аполлоновым А.А. Планируется также создание памятной аллеи в честь Рюриковичей и Патриархов русской православной церкви.
Оползень 1597 года и перенос монастыря
18 июня 1597 года, в три часа ночи Вознесенский Печерский монастырь был разрушен гигантским оползнем. Благодаря заблаговременным действиям архимандрита Трифона (признаки оползня появились еще за неделю до катастрофы), удалось избежать жертв и спасти церковное имущество. В «Нижегородском летописце» (составлен в Нижнем Новгороде в XVII веке и повествует о ранней истории города) так описывается обвал:
Поскольку оползни могли еще повториться, было принято решение перенести монастырь вверх по течению на одну версту. На старом месте в память об обители была поставлена церковь Преображения Господня. А оползень тот многие посчитали предвестием несчастья — так оно и случилось: 1598 год знаменует собой начало Смутного времени.
Достопримечательности монастыря
Ныне существующий комплекс Вознесенского монастыря построен в 1640-1650-х годах нижегородским зодчим Антипой Константиновым (Возоулиным), который также построил шатровый Архангельский собор в Нижегородском кремле.
Пятиглавый Вознесенский собор с галереей был возведен в 1631-1632 годах. В 1640-е годы рядом были возведены две шатровые церкви — надвратная Евфимия Суздальского (1645) и Успенская с трапезной (1648). В 1630-х годах была возведена шатровая колокольня, местная «Пизанская башня».
Также были возведены настоятельские покои и братский корпус с храмом преподобного Макария. В 1765 году появились монастырская ограда и надвратный храм Покрова Богородицы.
До монастыря ходит любой общественный транспорт, расписание богослужений лучше уточнить
Монастырь готов принять паломников, желающих посмотреть на святыни и прикоснуться к многовековой истории православия.
Адрес Печерского Вознесенского мужского монастыря: 603093, г. Нижний Новгород, Приволжская слобода, дом 108.
Остановка «Сенная»
Добраться можно:
- автобусом: №2, №52, №74, №62, №28, №45, №4;
- маршрутным такси: №16, №62, №28, №182, №45, №2, №102, №145, №123, №140, №40;
- троллейбусом: №1.
Также в монастырь регулярно ездят экскурсии от различных приходов и епархий.
На сегодня актуальна такая информация:
- службы в будни проводят ежедневно с 8:00 и с 17:00;
- в четверг читают акафист Макарию Желтоводскому с 12:00;
- по воскресениям литургию проводят с 9:00.