Расширение площади экспозиции
В послевоенный период важную роль в расширении площади экспозиции сыграл Королев, который возглавил Третьяковку в 1980 году. Он уже в 1983-м приступил к активному строительству, и через два года был введен в эксплуатацию депозитарий. Это специализированное хранилище для произведений искусства, также на его базе находились реставрационные мастерские.
С 1986 году проводилась полномасштабная реконструкция основного здания. А в 1989-м даже был сооружен новый корпус, в котором открылись информационно-вычислительный центр, конференц-зал, детская студия, а также дополнительные выставочные залы. Здание стали называть Инженерным корпусом, потому что в нем сконцентрировались основные инженерные службы и системы.
А вот корпуса, расположенные в Лаврушинском переулке, с 1986 по 1995 год закрыли вовсе из-за капитальной реконструкции. На целое десятилетие в то время единственной выставочной площадкой осталось здание, расположенное на Крымском валу. В 1985 году его официально объединили с Третьяковкой.
История галереи
Художественное собрание картин содержалось за счет завещанного капитала Третьякова – 125 000 рублей. Еще 5 000 ежегодно доплачивало государство. На проценты от денег мецената приобретали новые картины.
Галерея размещалась в доме, купленном Третьяковыми в 1851 году. Однако, коллекция постоянно росла, и места для нее не хватало. Музейное здание несколько раз перестраивалось. В начале прошлого века у него появился выразительный фасад, спроектированный архитектором Василием Николаевичем Башкировым по эскизам, которые создал художник Василий Васнецов. Сегодня красивый фасад в псевдорусском стиле стал одним из узнаваемых символов московского музея.
Зал № 25 — «Утро в сосновом лесу» — 1889 (Иван Шишкин, Константин Савицкий)
В 1913 году попечителем художественного собрания избрали живописца Игоря Грабаря. Вскоре после революции, коллекция получила статус государственного музея. Грабарь ввел расположение картин по хронологии и создал фонд, благодаря которому можно было пополнять музейные коллекции.
В 1920-е годы галереей заведовал известный архитектор Алексей Щусев. Музей получил еще одно здание, и там разместились администрация, научная библиотека и фонды графических работ.
Зал № 27 — «Апофеоз войны» — 1871 (Василий Верещагин)
В 1930-х годах в стране проводили активную антирелигиозную кампанию. Власти на местах закрывали обители и церкви, забирали принадлежащее им имущество и арестовывали священников. Под лозунгами борьбы с религией был закрыт Никольский храм в Толмачах. Освободившееся культовое здание пустовало недолго, и его передали музею в качестве запасника для хранения живописи и скульптурных работ.
Позже церковь соединили с музейными залами корпусом в 2 этажа, и здесь стали демонстрировать огромное полотно «Явление Христа народу», написанное художником Ивановым. Потом появился новый «щусевский» корпус. Поначалу там проходили выставки, но с 1940 года новые залы включили в главный музейный маршрут.
Иконы в Третьяковской галерее
В начале войны, когда фашисты рвались к столице страны, галерею начали демонтировать. Все полотна аккуратно вынули из рам, скатали на деревянные валы, и, переложив бумагой, упаковали в ящики. В июле 1941 года их погрузили в железнодорожный состав и вывезли в Новосибирск. Часть галереи отправили в Молотов – нынешнюю Пермь.
Открытие музея прошло уже после Дня Победы. Экспозицию полностью восстановили на прежних местах, и, к счастью, ни одна из картин не была утрачена или испорчена.
Зал № 10 — «Явление Христа народу» — 1837–1857 (Александр Иванов)
К 100-летию открытия музея был возведен зал для работ известного русского живописца Иванова. А в 1980 году перед музейным зданием появился монумент Павлу Третьякову работы скульптора Александра Павловича Кибальникова и архитектора Игоря Евгеньевича Рожина.
К 1980-м годам здесь хранилось более 55 тысяч картин. Количество посетителей настолько выросло, что здание необходимо было срочно расширять. Перестройка заняла несколько лет. Музей получил новые помещения для хранилища картин, депозитария и работы реставраторов. Позже возле основного здания появился новый корпус, который назвали «Инженерным».
Зал № 19 — «Радуга» — 1873 (Иван Айвазовский)
Основатель музея
Павел Третьяков родился в 1832 году в семье московского купца. Он был старшим из 12 детей и воспитывался вместе с младшим братом Сергеем. Став взрослыми, братья основали несколько бумагопрядильных фабрик и сумели заработать большое состояние, которое оценивалось в огромную по тем временам сумму в 3,8 млн рублей.
Вид на вход в Третьяковскую галерею в Лаврушинском переулке. В центре — памятник Павлу Третьякову
Мало кому известно, но вначале Третьяков увлекся коллекционированием полотен западноевропейских мастеров. Он не имел опыта, совершал случайные приобретения и за несколько лет скупил несколько картин и графических работ голландских художников.
Начинающий коллекционер сразу же столкнулся с проблемой определения подлинности старых картин. Он быстро понял, как много подделок существует на рынке живописи и принял решение покупать работы у самих художников. Этому правилу основатель галереи следовал до самой смерти.
Зал № 9 — «Всадница» — 1832 (Карл Брюллов)
В середине XIX века Павел увлекся собиранием картин русских живописцев. Первыми купленными полотнами были работы художников Шильдера и Худякова. В 1851 году он стал владельцем просторного дома, приобретенного специально для растущего музея.
Через 16 лет братья Третьяковы открыли частное собрание картин для московской публики. К этому времени в галерее насчитывалось более 1200 живописных полотен, 471 графических работ, несколько скульптур и множество икон. Кроме того, здесь было выставлено свыше 80 произведений зарубежных художников.
Зал № 26 — «Богатыри» — 1881 — 1898 (Виктор Васнецов)
В конце лета 1892 года, после того, как умер его брат, Павел обратился в городскую думу Москвы и передал коллекцию городу. Его наградили званием почетного жителя и назначили пожизненным попечителем музея.
Третьяков много помогал русским живописцам. Он заказывал талантливым художникам полотна на исторические темы и портреты выдающихся россиян. Иногда меценат оплачивал живописцам дорогу до нужного места. Третьяков умер в возрасте 65 лет, в 1898 году.
Зал № 28 — «Боярыня Морозова» — 1884 — 1887 (В. И. Суриков)
История Третьяковской галереи
1856 год — Павел Михайлович Третьяков приобретает первые две картины русских художников «Искушение» Н.Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г. Худякова. Именно с этого события берёт начало знаменитая коллекция и начинается история Третьяковской галереи.
1860 год — Павел Михайлович пишет «завещательное письмо» с требованием к семье организовать в Москве художественную галерею, которая должна быть общедоступной. На эти цели он распоряжается выделить 150 000 рублей серебром от своего состояния.
1860-е годы — приобретены известные работы художника Перова, как «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и «Дилетант». И в дальнейшем Третьяков продолжает приобретать работы Перова.
1973 год — количество картин растёт и к дому Третьякова приходится построить первую пристройку для галереи живописи.
1874 год — Верещагин проводит выставку картин туркестанского похода и путешествия по Средней Азии. Павел Третьяков восхищён творчеством Верещагина и стремится приобрести всю выставку (всю серию картин) в свою галерею для обязательной постоянной демонстрации. Третьяков купил выставку за 92 000 рублей, что было очень высокой ценой для того времени.
1874 год — Закончено строительство двух первых музейных залов галереи и открыто их постоянное посещение.
1876 год — Павел Третьяков становится сторонником «Передвижников» (Товарищества передвижных художественных выставок — ТПХВ) и начинает покровительствовать их творчеству, покупая и заказывая большое количество картин И.Н. Крамского, И.И. Шишкина, А.К. Саврасова, Н.Н. Ге и др.
1882 год — к галерее пристроены 6 новых залов.
1885 год — к дому пристраивается еще 7 залов. приобретены картины В.И. Сурикова, картины И.Е. Репина, работы В.М. Васнецова, И.И. Шишкина, И.Н.Крамского, И.И. Левитана, В.Д. Поленова и другие.
1892 год — Павел Третьяков передаёт галерею со зданием и всей коллекцией в собственность Московской городской думы. Сам Третьяков получил звание Почётного гражданина Москвы и назначается пожизненным попечителем галереи.
4 (16) декабря 1898 года Павел Михайлович Третьяков скончался в Москве. Последние слова его родственникам были такими: «Берегите галерею и будьте здоровы».
1904 год — закончено строительство знаменитого фасада Третьяковской галереи, спроектированного по рисункам художника В. М. Васнецова.
16 января 1913 года — в галерее произошло трагическое событие. На картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» напал вандал с ножом. Узнав о порче картины, хранитель Третьяковской галереи (Е. М. Хруслов) покончил с собой, бросившись под поезд. Илья Репин собственноручно восстанавливал картину, практически вырисовывая заново лица.
1913 год — московская городская дума избирает попечителем Третьяковской галереи Игоря Грабаря.
САЙТЫ + САМАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПОДДЕРЖКА
1918 год — после революции галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» и стала государственной.
1926 год — директором музея стал академик А. В. Щусев.
1928 год — произведён серьёзный ремонт здания, системы отопления, организована вентиляция, проведено электричество.
1932 год — здание закрытой церкви Святителя Николая в Толмачах было передано Третьяковской галерее для запасника.
1936 год — был открыт новый двухэтажный корпус, ведутся работы по организации непрерывного маршрута посещения. Галерея пользуется популярностью, а некоторые картины передвижников используется советской властью для идеологического воспитания.
1941 год — летом начинается срочная эвакуация экспозиции в Новосибирск. Потребовался эшелон из 17 вагонов.
17 мая 1945 года — для посещений вновь открыта Третьяковская Галерея в Москве.
1956 год — отмечен 100-летний юбилей Третьяковской галереи.
1985 год — достроен депозитарий — реставрационные мастерские и хранилище произведений.
Здание на Крымском Валу д. 10, было объединено с Третьяковской галереей в единый музейный комплекс.
1989 год — к основному зданию галереи (слева от парадного фасада) был пристроен новый «Инженерный корпус». В нём размещена большая часть современных инженерных систем музея.
Музейный комплекс
Кроме главного здания в Лаврушенском переулке, Третьяковской галерее принадлежит большой выставочный комплекс на Крымском Валу, 10. В нем экспонируются произведения известных художников XX-XXI веков. Третьяковка также курирует несколько мемориальных музеев художников и скульпторов в городе.
Зал № 17 — «Тройка» («Ученики мастеровые везут воду») — 1866 (Василий Перов)
Музейный комплекс работает и принимает москвичей и туристов круглый год. Галерея – это не только большие и маленькие залы с картинами. Здесь проводят лекции, показы кинофильмов, концерты, спектакли и творческие встречи с художниками.
Двери галереи открыты для гостей во вторник, среду и воскресенье с 10:00 до 18:00, а по четвергам, пятницам и субботам с 10:00 до 21:00. Следует иметь в виду, что музейные кассы прекращают продавать билеты за час до закрытия. Посетителей до 18 лет в галерею пускают бесплатно. Билеты на выставки действительны в течение месяца, но пройти по ним можно в порядке живой очереди.
Зал № 3 — «Портрет Петра III» — 1762 (Антропов А.П.)
Экспозиции осматривают самостоятельно или в составе экскурсионных групп. Для удобства посетители могут воспользоваться бесплатными мобильными аудиогидами.
Профессиональные экскурсоводы проводят по залам обзорные и тематические экскурсии. Во время них туристам рассказывают об истории создания отдельных картин, знакомят с древнерусским искусством, шедеврами живописи XVIII и XIX веков, творчеством художников-передвижников и русским авангардом.
Зал № 26 — «После побоища Игоря Святославича с половцами» — 1880 (Валентин Байгильдин)
В годы Великой Отечественной войны
Когда началась Великая Отечественная война, в галерее стали производить срочный демонтаж экспозиции, как и в большинстве остальных музеев Москвы. Ее готовили к эвакуации. Полотна перекладывали на специальные деревянные валы, обкладывали папиросной бумагой, хранили в водонепроницаемых ящиках. Уже в середине лета 1941 года 17 вагонов отправились из Москвы в Новосибирск. Произведения искусства эвакуировали вплоть до осени 1942 года. Когда перелом в войне стал очевиден, коллекцию стали возвращать. В мае 1945 года экспозиция вновь открылось перед москвичами и гостями столицы.
Третьяковская галерея сегодня
В настоящее время коллекция Государственной Третьяковской галереи включает в себя свыше 170 тысяч экспонатов, которые позволяют проследить развитие русского художественного искусства практически от его зарождения до нынешних дней.
Древнерусское искусство (залы №№ 56-62)
В течение нескольких столетий на Руси все изобразительное искусство было посвящено и подчинено религии. Самой популярной формой искусства были иконы, которые, так же как и само христианство пришли из Византии. Поэтому в залах, посвященных этому периоду можно увидеть собрание икон всех основных школ иконописи. Интересно, что здесь представлены как работы известных иконописцев, например, Андрея Рублева и Феофана Грека, так и иконы неизвестных авторов.
Среди экспонатов двусторонняя икона «Спас Нерукотворный», изображения Святого Георгия и Устюжского Благовещения. Самые старые иконы коллекции, привезенные из Великого Новгорода, датируются 1130-1140 годами.
Помимо икон, в залах с древнерусскими экспонатами можно увидеть мозаику «Димитрий Солунский» и фреску с изображением Святого Николая из Михаило-Архангельской церкви в Киеве.
Портретная живопись и академические произведения (залы №№ 1-15)
К XVIII светская живопись и скульптура заменила иконопись. Особое распространение получили портреты и скульптурные изображения. В этих залах размещены несколько десятков скульптур и портретов, с которых на современных посетителей бесстрастно взирают царские и императорские особы, вельможи, герои античности,
Среди представленных здесь работ есть картины не только русских художников, но и иностранцев, работавших в России.
Художники-реалисты и передвижники (залы №№ 16-31 и 35-37)
Ко второй половине XIX века в живописцы все больше вдохновляются идеями реализма, начинают отражать в картинах социальные проблемы. Некоторые из них, не согласные с политикой академии художеств создают свое собственное общество передвижников и работают в различных направлениях, что называется «на злобу дня»
Параллельно развивается пейзажная живопись, причем изображают мастера не только деревенские, но и городские пейзажи. При этом многие художники показывают в своих работах сельскую жизнь и закат дворянства, продолжают совершенствовать искусство портретной живописи.
Среди других направлений, которые получают широкое распространение в этот период, можно отметить изображение природы (И. Шишкин), исторические и былинные сюжеты (В. Васнецов), сцены баталий (В. Верещагин) и ряд других.
Михаил Врубель и Николай Рерих (залы №№ 32 -34)
В центре экспозиции представлены живопись, графика и скульптуры М. Врубеля
Особе внимание привлекают витражи, которые он создавал для украшения особняков зажиточных москвичей. Гости могут увидеть такие работы мастера как «Демон», «Испания», «Пророк», «Пан», «Царевна-Лебедь» и другие
Под самым большим витражом расположена сцена с роялем, где проходят музыкальные концерты.
Два смежных зала посвящены творчеству Николая Рериха, основной темой творчества которого были Киевская Русь и восточные цивилизации.
Живопись и скульптура рубежа XIX – XX веков (залы №№ 38-48)
В этой части экспозиции представлены яркие образцы русского искусства Серебряного века. В работах художников эпохи уже заметно влияние модернизма и декаданса, появляются новые способы выражения. В частности, в работах многих художников цвет перестает передавать реальность, а служит лишь определенным символом. Образы этого периода более противоречивы, чем у передвижников, усложнены и лишь косвенно отображают современность.
Графика и сокровищница (залы № 49-55)
В разделе графического искусства представлены несколько десятков гравюр, рисунков и акварелей знаменитых художников разных эпох и направлений. Так, среди работ можно увидеть эскизы к картинам Малевича, Шагала, Кандинского, испанские картины Сурикова, наброски и гуаши ряда художников объединения «Мир искусства».
Зал № 55 представляет собой настоящую галерею сокровищ. Здесь за стеклами витрин выставлены иконы в серебряных окладах, покровы дня икон Божьей Матери, расшитые жемчугом, различные ювелирные изделия.
Зачастую посетители Третьяковки пропускают эти разделы и совершенно напрасно, так как представленным здесь экспонатам тоже есть о чем поведать любителям русского искусства и истории.
Экспозиции и залы Третьяковской галереи
Всего в здании Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке открыто 62 выставочных зала. Залы с первого по седьмой отведены искусству живописи и скульптуры XVIII века. Тут представлены работы Никитина, Левицкого, Боровиковского, Мартоса и др. Среди полотен доминируют портреты, однако также встречаются пейзажи и сюжеты древнегреческих мифов. В этих семи залах находятся самые старые картины.
Экспонаты залов с восьмого по пятнадцатый датируются первой половиной XIX века. Здесь размещён известный портрет Александра Сергеевича Пушкина, написанный в 1827 году представителем романтизма Орестом Адамовичем Кипренским. Картина была заказана другом Пушкина, поэтом и издателем бароном Дельвигом. На картине по пояс изображён Александр Сергеевич, слегка повернувший голову в левую сторону и скрестивший на груди руки.
Кроме полотен Кипренского, в 8—15 залах вывешены и картины Брюллова. Например, здесь есть «Всадница», написанная Карлом Павловичем в 1832 году в Италии в манере конного портрета. На картине художник изобразил двух приёмных дочерей своей знакомой, графини Юлии Самойловой. Итальянские критики и любители высоко оценили полотно, когда оно выставлялось в картинной галерее l’Accademia di Belle Arti di Brera.
С 16 по 31 и с 35 по 37 залы изобилуют произведениями искусства второй половины XIX столетия. Тут посетителям доступны для осмотра картины Репина, Крамского, Сурикова, Васнецова и других. Например, здесь можно увидеть «Неизвестную» Ивана Крамского, часто ошибочно именуемую «Незнакомкой». Модно одетая девушка изображается в коляске, за которой просматривается петербургский Невский проспект.
В этом же разделе Третьяковской галереи представлен эскиз Репина к полотну «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», которое хранится в Государственном Русском музее в центре Северной столицы. Первый завершённый эскиз, выполненный маслом, оказался в Третьяковке ещё при основателе музея. Павел Михайлович купил полотно у Дмитрия Ивановича Яворницкого, которому картину подарил сам Репин.
Известная саврасовская картина «Грачи прилетели», созданная в 1870-х годах, также хранится в Третьяковке. Холст демонстрировался на выставке МОЛХ. С этого пейзажа была написана самим художником копия для жены Александра II, которая экспонировалась в Вене, однако сейчас местоположение этого списка неизвестно. Помимо оригинала, в галерее находится и вариант картины, написанный Алексеем Кондратьевичем в 1894 году.
Залы 32—34 называются Врубелевскими, так как в них экспонируются картины только Михаила Врубеля. К самым знаменитым его полотнам относятся «Принцесса Греза», «Демон Сидящий» и «Царевна-Лебедь», вместе с которой к сказочному циклу относится и размещённая тут же картина «Пан». На ней изображается герой мифов Древней Греции Пан на фоне русского пейзажа. Врубелевскими залами завершается экспозиция на втором этаже.
В залах 38—48 первого этажа демонстрируются экспонаты, датируемые рубежом двух столетий: XIX и XX веков. Тут посетители могут ближе познакомиться с творчеством Левитана, Кустодиева, Коровина, с картиной «Девочка с персиками» Валентина Александровича Серова и работами первой русской женщины-скульптора Анны Семёновны Голубкиной, дом-мастерская которой относится к музейному комплексу Третьяковской галереи.
Залы с 49 по 54 заполнены графическими работами XVIII—XX веков. Экспонаты часто, примерно дважды в год, меняются, в том числе за счёт произведений искусства из коллекций других музеев. Очень отличаются экспонаты и следующего зала, именуемого Сокровищницей. Тут демонстрируются изделия с драгоценными камнями, золотые и серебряные украшения, переплёты книг, богослужебные предметы и ризы разных исторических периодов.
Филиалы
Адреса, контакты и режим работы музеев, являющихся филиалами Третьяковской галереи
Новая Третьяковка
Адрес: Крымский вал, д. 10
Единый справочный телефон: +7 (495) 957-07-27
Режим работы:
День недели |
Часы работы |
Понедельник |
закрыто |
Вторник |
10:00 – 17:00 |
Среда |
10:00 – 17:00 |
Четверг |
10:00 – 20:00 |
Пятница |
10:00 – 20:00 |
Суббота |
10:00 – 20:00 |
Воскресенье |
10:00 – 17:00 |
На карте:
Инженерный корпус
Адрес: Лаврушинский переулок, д. 12
Единый справочный телефон: +7 (495) 957-07-27
Режим работы:
День недели |
Часы работы |
Понедельник |
закрыто |
Вторник |
10:00 – 18:00 |
Среда |
10:00 – 18:00 |
Четверг |
10:00 – 21:00 |
Пятница |
10:00 – 21:00 |
Суббота |
10:00 – 21:00 |
Воскресенье |
10:00 – 18:00 |
На карте:
Музей-мастерская А. Голубкиной
Адрес: Большой Лёвшинский пееулок, д. 12, стр. 1
Касса: +7 (495) 637-56-82
Режим работы:
День недели |
Часы работы |
Понедельник |
закрыто |
Вторник |
закрыто |
Среда |
10:00 – 16:00 |
Четверг |
10:00 – 16:00 |
Пятница |
10:00 – 16:00 |
Суббота |
10:00 – 16:00 |
Воскресенье |
10:00 – 16:00 |
На карте:
Музей-квартира А.М. Васнецова
Адрес: Фурманный переулок, д. 6 (кв. 21-22)
Телефоны:
Режим работы:
День недели |
Часы работы |
Понедельник |
закрыто |
Вторник |
закрыто |
Среда |
10:00 – 17:00 |
Четверг |
10:00 – 17:00 |
Пятница |
10:00 – 17:00 |
Суббота |
10:00 – 17:00 |
Воскресенье |
10:00 – 17:00 |
На карте:
Дом-музей А.М. Васнецова
Адрес: переулок Васнецова, д. 13, стр. 1
Телефон: +7 (495) 681-13-29
Режим работы:
День недели |
Часы работы |
Понедельник |
закрыто |
Вторник |
закрыто |
Среда |
10:00 – 17:00 |
Четверг |
10:00 – 17:00 |
Пятница |
10:00 – 17:00 |
Суббота |
10:00 – 17:00 |
Воскресенье |
10:00 – 17:00 |
На карте:
Доклад-сообщение Третьяковская галерея
Нет наверно не одного человека, которому бы не нравились очень красивые вещи сделанные руками мастеров. Даже люди, которые жили в далекие времена, до наших дней не были исключениям. Им также очень нравились различные изделия ручной работы. Они расписывали стены различными картинами своего быта, вырезали фигурки с дерева, а также лепили из глины статуэтки и любовались своими трудами. У нас с вами в наше время есть уникальная возможность, полюбоваться всеми этими работами посети музей. В музеи мы можем посмотреть и полюбоваться изделиями искусства: картинами и скульптурами. В столице России в Москве есть уникальный такой музей – то Третьяковская галерея. Это очень большой по размерам музей. Назван этот музей в честь очень богатого купца Павла Третьякова около 160 лет назад. Именно он основал галерею.
Павел Третьяков был поистине настоящий ценитель искусства. Его мечта была, чтоб каждый желающий мог увидеть картины художников. Купец был очень богат, он имел возможность покупать картины знаменитых художников различные скульптуры и другие всевозможные изделия искусства.
Все эти предметы искусства находились у него в имении. И только после того как коллекция стала очень большой, он ее подарил своему любимому городу. Так и была создана эта знаменитая галерея, он до смерти распоряжался всеми предметами искусства находившимися в музее.
Третьяковская галерея состоит из нескольких зданий, которые находятся в разных районах Москвы. Но более значимая галерея, которую хотят посетить, многие ценители искусства находится по адресу Лаврушинский переулок, 10.
Самое главное достояние этого музея- это картины очень знаменитых художников разных времен.
В этом музее 62 огромных зала, по которым можно долго ходить и рассматривать эти великолепные по своей красоте и неповторимости картины. Главной особенностью этой галереи является « Сокровищница» здесь находятся экспозиции, выполненные из золота и драгоценных камней.
Третьяковский музей проводит, как постоянные выставки изделий искусства, так и временные. Для временных выставок, картины привозят из других городов и стран, чтобы ценители искусства могли полюбоваться шедеврами известных мастеров и художников.
Религиозные картины
Изюминкой коллекции стала «Троица», написанная Андреем Рублевым. Он являлся известным иконописцем. Картина была создана еще в пятнадцатом веке. На ней изображены три ангела, которые собрались для беседы. Данную работу хранит Третьяковская галерея. Картины (что посмотреть еще, мы описываем в статье) религиозной тематики не ограничиваются только этим эпохальным произведением.
Изображение помещено в отдел живописи Древней Руси. Администрация галереи оградила картину специальным стеклом, в котором всегда отрегулирована нужная температура и уровень влажности, чтобы ее смогло увидеть и следующее поколение.
Картина Крамского «Неизвестная» стала символом Петербурга. На ней девушка в карете едет по Аничковом мосту. Многие исследователи творчества художника стараются выяснить, кто эта загадочная барышня. По одной версии, это Анна Каренина — героиня художественного произведения Л. Толстого. По второй — Настасья Филипповна. А третья версия гласит, что на картине изображена дочка самого Крамского. Девушку сравнивают с шедевром Леонардо да Винчи — «Джокондой».
Экспозиция в Лаврушинском переулке
В здании в Лаврушинском переулке, со знаменитым Васнецовским фасадом, сосредоточена основная часть коллекции. В 62 залах, разделенных на 7 зон, в хронологическом порядке выставлены работы лучших мастеров России и не только. Как велика и разнообразна Третьяковская галерея. Описание залов заняло бы несколько томов печатного издания. Отправляясь на экскурсию, лучше выбрать конкретного художника или картину, которой посвятить основное время. Иначе знакомство с галерей будет очень поверхностным и неполным. Названия залов Третьяковской галереи соответствует выставленным в них коллекциям.
Так, древнерусское искусство представлено иконописью.
А в залах XVIII-XIX веков выставлены полотна великих мастеров Левицкого, Рокотова, Иванова, Брюллова. Для демонстрации картины Иванова «Явление Христа народу» была построено специальное помещение. А Рокотов прославился самым большим количеством портретов неизвестных
Ему было важно запечатлеть и передать на холсте черты и характер человека, но при этом он вовсе не обязательно должен был быть знаменитым. Из работ Брюллова можно отметить мастерски выполненную работу «Всадница», где юная девушка с поразительной грацией сидит верхом на великолепном жеребце
Также захватывает внимание зал, где представлены работы художников второй половины XIX века. Здесь можно погрузиться в волшебный мир реалистичного искусства, где каждая деталь выполнена с поразительной тщательностью. В картинах Репина физически ощущается, как припекает солнышко на лужайке, как колышется каждый листочек от ветра
А «Три богатыря» Васнецова словно и сегодня защищают рубежи страны от непрошенных захватчиков. Кстати, здесь же можно увидеть и работы Васнецова-младшего
В картинах Репина физически ощущается, как припекает солнышко на лужайке, как колышется каждый листочек от ветра. А «Три богатыря» Васнецова словно и сегодня защищают рубежи страны от непрошенных захватчиков. Кстати, здесь же можно увидеть и работы Васнецова-младшего.
Картины Сурикова «Боярыня Морозова» или «Утро стрелецкой казни» передают эмоциональный накал каждого участника тех событий. Здесь нет ни одного равнодушного лица или случайного персонажа. Все прописано с достоверностью, поражающей воображение.
В разделе, отражающем живопись рубежа XIX-XX веков, представлены работы таких гениев, как Серов, Врубель, а также представителей Союза русских художников.
Популярные сегодня темы
-
Обработка металла
В природе металлы существуют в виде руды или различных соединений. Для придания металлам различных форм или изменения их размеров, свойств и качеств, применяют различные способы обработки мет
-
Значение Пушкина для русской литературы
Первое имя, которое приходит на ум, как только мы начинаем говорить о русской литературе, будет имя Александра Сергеевича Пушкина. И это, я считаю, совершенно справедливо
-
7 чудес света
Мир состоит из множества прекрасных мест. Но есть особенные, которые заслуживают отдельного внимания. Их называют семь чудес света. Это поистине невероятные строения, которые были возведены е
-
Профессия полицейский
Профессия полицейский, одна из самых важных, ответственных, уважаемых и опасных на сегодняшний день! Благодаря их работе мы чувствуем себя в безопасности на дороге, в школьных заведениях, в м
-
Кругосветное путешествие
В более давние времена люди активно путешествовали и открывали новые земли. Тогда зародилась общечеловеческая мечта объехать всю Землю и увидеть различные народы, страны и континенты.
-
Республика Башкортостан
Республика Башкортостан это субъект Российской Федерации, который числится в составе Приволжского федерального округа Российской Федерации.
Третьяковская галерея в императорской России
Стремление Павла Третьякова стать коллекционером произведений искусства якобы было вдохновлено посещением Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге в молодости. Он принадлежал к богатой купеческой семье и жил в Замоскворечье, купеческом районе к югу от Москвы-реки, где в 1851 году приобрел особняк в Лаврушинском переулке. Именно в этом доме Павел Третьяков основал Третьяковскую галерею в 1856 году, приобретя для своей коллекции первые русские картины — «Искушение» Николая Шильдера и «Столкновение с финскими контрабандистами» Василия Худякова (обе они присутствуют в галерее и сегодня).
Благодаря своей коллекции Третьяков создал для потомков целостную картину русского искусства, культуры и общества. Благодаря своему уважаемому общественному положению и богатству он мог покровительствовать как начинающим, так и признанным художникам, приобретать ценные произведения искусства и вращаться в выдающихся культурных кругах, заказывая портреты знаменитостей того времени и принимая в своем доме таких выдающихся деятелей, как Илья Репин, Иван Тургенев, Иван Крамской и Петр Чайковский.
Хотя это была его личная коллекция, Третьяков намеревался сделать ее «галереей народного искусства, открытой для всех», заявив в 1860 году: «Для меня, истинного и пылкого любителя живописи, нет лучшего желания, чем основать общедоступное хранилище изящных искусств, которое принесет пользу многим и доставит удовольствие всем».
Желание молодого коллекционера было благополучно осуществлено в 1892 году. После смерти своего брата Сергея, который завещал городу собственную художественную коллекцию и половину особняка в Лаврушинском переулке, Павел Третьяков передал галерею в дар городу Москве. Коллекционер умер 4 декабря 1898 года, пожертвовав сотни тысяч рублей на дальнейшее содержание и приобретение картин для галереи. В течение следующих двух десятилетий коллекция была профессионально отреставрирована, каталогизирована и упорядочена, чтобы поднять Третьяковскую галерею на уровень ведущих европейских музеев.