Храмы
Богоявленский собор
Фото: Drevo-info.ru
Главный храм монастыря – Богоявленский собор. Первый камень был заложен в 1844 г., а завершено строительство – в 1853 г. Архитектор собора – Константин Андреевич Тон. Он же спроектировал Храм Христа Спасителя в Москве. Храм построен по классическим канонам в форме креста. Отличительная особенность – подвал, в котором долгое время хранилась чудотворная икона Божьей Матери «Недремлющее Око». Сегодня собор нуждается в реставрации.
Феодоровская церковь
Фото: Flickr.com
В начале XIX в. Богоявленский женский монастырь переживал период рассвета. В этот период была построен каменный храм Федоровской иконы Божьей Матери. В советский период его постигла тяжелая судьба. Некоторые пристроенные здания были разрушены, например, больница. Сам храм был перестроен в спортивный зал школы. Для придания первоначального вида требуется масштабная реконструкция.
Смоленская церковь
Фото: Sobory.ru
Храм Смоленской иконы Божьей Матери был построен в XIX в. – классический пятиглавый трапезный храм. Здание было существенно перестроено в 1970-80 годах. В настоящее время в нем живут монахини.
Музей Городского Быта
Музей Городского Быта.
81
Музей занимает всего два зала в городской библиотеке – небольшом деревянном здании, красиво отделанном резьбой. Несмотря на компактные размеры, выставка позволяет получить наглядное представление о быте и укладе горожан XIX-XX вв. Первый зал стилизован под миниатюрные торговые ряды старого Углича, а второй – под квартиру среднестатистического горожанина прошлых столетий – со всей мебелью, утварью, одеждой и элементами интерьера.
В музее проходят музыкальные и театрализованные представления и традиционные угличские чаепития. Также можно сфотографироваться в нарядах, основой для эскизов которых послужили старинные журналы мод.
Адрес: Музей Городского Быта, Успенская площадь, Углич, Ярославская область, Россия.
Церкви в честь знаменитых икон
Церковь Корсунской иконы Божией Матери
Издавна в русских городах и селах строили храмы, посвященные почитаемым иконам. Углич не стал исключением. Маленькая церковь иконы Божией Матери Корсунская
расположена на въезде в город со стороны Ярославля. Каменный храм в честь чудодейственного образа появился в Угличе в 1730 году.
Живописная церковь сочетает традиции русского деревянного зодчества и пышного «нарышкинского» барокко. Изящное пятиглавие на тонких барабанах завершает массивный четверик, и это придает постройке легкость и устремленность вверх.
Церковь Казанской иконы Божией Матери
Церковь Казанской иконы Божией Матери
находится с запада от кремля. Когда-то здесь шумела торговая площадь. В 1780-х годах архиепископ Самуил построил возле торговых рядов храм в стиле барокко. Рядом стоит колокольня. Возможно это самое высокое храмовое здание в Угличе, поэтому его хорошо видно из разных районов города.
Помогающие людям Образы
Сейчас в храмах полным ходом идут восстановительные работы. Уже проходят богослужения, но ещё многое нужно сделать для воссоздания красоты обители.
Хранятся в соборе многие почитаемые в православном мире иконы. Это Феодоровская икона Божией Матери, помогающая просящим о рождении и воспитании детей, о возвращении в семью счастья и благополучия.
Также глубоко почитаются верующими:
- икона с частями мощей благоверного Романа Угличского, который правил Угличским княжеством, построил здесь множество храмов и горячо заботился о жителях города;
- икона Иоанна-младенца, Ванечки Чеполосова, зверски убитого в 6-летнем возрасте;
- очень древняя икона «Недремлющее Око» Божией Матери, через помощь которой получили исцеление многие больные люди, излечению которых не помогла традиционная медицина;
- и другие иконы, хранящиеся в монастыре.
Каждый посетитель может поклониться им, обратиться с молитвой и попросить о помощи.
Храм Преображения Господня и Похвалы Пресвятой Богородицы
Храм Преображения Господня и Похвалы Пресвятой Богородицы.
242
Храм представляет собой характерный пример ярославского зодчества XVII в. После недавней реставрации его внешний облик потерял налет старины, но зато теперь собор выглядит нарядным и аккуратным. Он имеет небольшие размеры и увенчан пятью изящными куполами-луковками. Рядом возвышается колокольня с часовым механизмом.
Жемчужина внутреннего убранства Спасо-Преображенского собора – богатые фресковые росписи, выполненные в начале XIX в. В основе сюжетов – новозаветные предания. Особенно интересна фреска «Преображение»: ее прообраз кисти Рафаэля хранится в Ватиканской пинакотеке
Привлекает внимание и шестиярусный иконостас, украшенный иконами XVII-XIX вв.
Адрес: Спасо-Преображенский собор, улица Кремль, Углич, Ярославская область, Россия.
Слово о Василии Калашникове
Железная дорога в XIX в. Углич обошла стороной, и это не могло не сказаться на развитии капитализма в отдельно взятом городе. Кожевенное дело, например, в это же время и заглохло. Но недаром для Руси первостепенное значение имели водные пути – отлаженная за столетия система речных перевозок не дала городской экономике захиреть.
Небо над Волгой коптили дымы пароходов множества частных компаний. Направляясь вверх по реке приходилось преодолевать сильное течение, на что требовались суда с паровыми машинами большой мощности – или ватаги бурлаков. В 1868 г. на участке между Рыбинском и Тверью предприниматели организовали туерное, или цепное пароходство. По дну водной трассы проложили в нужном направлении толстую цепь, и паровая машина туера, вытягивая ее со дна, наматывала на барабан, пропуская над палубой. Подтягиваясь вдоль цепи, пароход медленно двигался против течения по заданному фарватеру, ведя за собой караван из 5-6 груженых барж. Компания работала до 1897 г., и поднятая со дна цепь украсила угличскую набережную. Отдельные ее фрагменты можно увидеть и сегодня у причала.
Дом В. И. Калашникова в Угличе
К тому времени были уже усовершенствованы старые паровые машины, и большая заслуга в этом принадлежит русскому судовому инженеру, механику и изобретателю Василию Ивановичу Калашникову (1849-1908). Он родился в небольшом двухэтажном доме напротив Богоявленского монастыря, в 1865 поступил учеником на Рыбинский механический завод. Затем переехал в Нижний, где 20 лет трудился на Курбатовском заводе, с которого и началось нижегородское судостроение, и прошел путь от простого механика до технического руководителя предприятия. Калашников начал с усовершенствования старых паровых машин Уатта, после чего построил машину с двумя цилиндрами, а вслед за ней создал целую серию новых, экономичных паровых машин «Компаунд» с тройным расширением пара, изобрел дешевую и простую в производстве форсунку, что позволило перевести флот с дров на нефтяное топливо, изменил конструкцию гребных колес… «Деньги в трубу пускать с дымом не следует!» — говаривал русский новатор. Центробежные насосы, спроектированные Калашниковым для городского водопровода в 1870-х, работали до 1926 г.! Перейдя на Сормовский завод, изобретатель строил пароходы для Каспия и там же сконструировал машину с четырехкратным расширением пара. Создав собственную верфь, он построил несколько судов, в том числе и пожарный пароход.
В. И. Калашников и Большая Бронзовая медаль Всероссийской выставки в Москве (1882 г.), присужденная ему за создание конструкции вертикального парового котла.
По инициативе Калашникова – а некоторое время и за его счет – в Нижнем выходил технический журнал – «Нижегородский вестник пароходства и промышленности». Им же был подготовлен атлас пароходных машин, за который автор получил золотую медаль Нижегородской выставки. Впрочем, медалей и дипломов у него было немало. Калашников ревностно защищал отечественное судостроение, доказывая, что завозимые из-за рубежа пароходы построены без учета волжских условий. А еще он принял самое деятельное участие в организации первого в России Нижегородского речного училища, где преподавал бесплатно. Не выдержав экономического кризиса начала XX в., верфь Калашникова разорилась… Совсем недавно в Нижнем благодарные речники отметили 170-летие гения, и на празднике побывали потомки Калашникова – одни из них живут в России, другие – в Европе.
Фото и описание
В центральной части города Углич можно заметить удивительной красоты голубые
купола – это знаменитый собор при женском Богоявленском монастыре, который очень
долго был самым большим на всей территории города. Монастырь занимал фактически
целый квартал, который расположился на четыре улицы, включая огромную Ростовскую
улицу.
Основание монастыря произошло во второй половине 14 века при поддержке
княгини Евдокии – жены Дмитрия Донского. В свое время ее насильно постригла в
монахини мать Дмитрия, когда ее сын погиб.
В период польского нашествия обитель полностью сгорела, а ее восстановление
было проведено только в 1620-х годах. На улицу Ростовскую монастырь был
перенесен чуть позднее – в 1664 году – по причине того, что в кремле он уже не
мог поместиться, ведь он стал неустанно расти.
Самой первой каменной церковью при Богоявленском монастыре стал Смоленский
храм, изначально освященный как Богоявленский. Его строительство было начато в
1689 году, а завершилось 11 лет спустя. Здание представлено высоким, стоящим на
подклете и оснащенным пятиглавием, протяженной трапезной комнатой и только одним
приделом. В соответствии с большинством храмов 17 века, Смоленский также
ориентирован вертикально, что придает его виду более торжественный вид.
Со стороны запада к храму была пристроена колокольня, очень схожая с
колокольней храма Димитрия, расположенного на территории Угличского кремля. До
наших дней колокольня не сохранилась.
Второй храм Богоявленского монастыря называется Федоровский, а выстроен он
был в 1818 году. Для него характерен довольно нетрадиционный вид – он возведен в
стиле классицизма, что особенно редко для Углича. В плане храм – крестообразный,
что напоминает выстроенные в 18-19 веках столичные соборы. Во внутреннем
убранстве сохранились фрески, датирующиеся 1822 и 1824 годами и выполненные
талантливым мастером по фамилии Медведев; росписи очень похожи на росписи в
Спасо-Преображенском соборе при Угличском кремле.
В 19 веке при монастыре была довольно обширная территория, которая была
застроена помещениями, предназначенными для настоятелей, а также кельями,
деревянными службами.
Еще одним храмом при монастыре стал Богоявленский собор, выстроенный по
проекту талантливого архитектора К.А. Тона – автора московского храма Христа
Спасителя. Считается, что он стоит на том месте, где в прошлом находился
фруктовый сад, который принадлежал семейству Буториных. Возведение на этом месте
собора было не случайным, ведь, как утверждала хозяйка дома, на протяжении
нескольких лет сюда прилетали три белых лебедя, что стало символичным знаком.
Этот собор отличается своими внушительными размерами, он является самым большом
во всем Угличе. Собор обладает лаконичными и строгими очертаниями, но все же он
торжественно величественен. Основным его украшением являются большие главы, на
сегодняшний день покрытые золотыми звездами, а также большие полукружия закомар,
причем в них были вмонтированы сделанные из металла листы, на которых имеется
роспись.
В Богоявленском монастыре когда-то хранились две иконы: чудотворная икона
Богоматери «Недремлющее Око» и икона Федоровской Богоматери, которые особенно
почитались местными жителями. Первая икона была подарена монастырю одной
горожанкой по фамилии Лебедева, которая подтвердила факт того, что икона
относится к древним временам.
В период правления советской власти монастырь закрыли, а вскоре разорили;
кельи и храмы были переделаны под хозяйственные нужды и под жилье. На протяжении
1970-х годов были проведены реставрационные работы, касающиеся исключительно
внешнего убранства. С 2003 года все монастырские храмы были переданы верующим,
после чего началось их постепенное восстановление.
Архитектурные памятники
Главный храм – пятиглавый Воскресенский собор выглядит аскетично и доминирует над всей территорией монастыря.
К зданию примыкают два придела, которые соединены крытой галереей. Южный освящен в честь апостола Иакова, а северный – в честь Архангела Михаила.
Слева направо: собор Воскресения Христова, звонница с церковью Марии Египетской, церковь Смоленской иконы Божией Матери
Стены собора оформлены фигурным кирпичом, декоративным поясом, живописными наличниками, в аркада галереи – великолепными поливными изразцами. Лестница и западное крыльцо ведут в храм и на галерею.
Кроме собора, в архитектурный ансамбль входят церковь Одигитрии, трапезная и небольшая звонница. Все здания были построены одновременно и соединены крытыми переходами – гульбищами. Старинный монастырь выглядит монументально и со стороны похож на сказочный дворец.
Вид на церковь Смоленской иконы Божией Матери (слева) и собор Воскресения Христова (справа) с улицы Академика Опарина
Небольшой храм Одигитрии сильно пострадал в годы советской власти. За ним почти не ухаживали, поэтому от роскошных росписей, сделанных костромскими мастерами, остались только фрагменты. Наружное убранство церкви гораздо скромнее декора монастырского собора.
Трапезная стоит на высокой подклети, которая прежде служила для хозяйственных нужд. Свод здания поддерживает массивный столб.
Вид церкви Смоленской иконы Божией Матери (слева) и собор Воскресения Христова (справа) с тыла
Между храмом Одигитрии и трапезной возвышается необычная звонница. Раньше на первом этаже находились проездные ворота в обитель. Второй этаж представляет часть гульбища, а наверху можно увидеть маленькую церковь Марии Египетской, открытую аркаду для колоколов и аккуратную луковичную главку.
Музей кукол Ольги Павлычевой
Музей кукол Ольги Павлычевой.
61
Музей был основан по инициативе педагога и художника Ольги Павлычевой. Своих первых кукол она начала изготавливать в 1993-м из теста. Сейчас ее коллекция пополняется куколками из полимерной глины, причем мастерица сама шьет для них и наряды, проработанные до малейших деталей.
Каждая кукла имеет неповторимый облик и собственный «характер», есть также игрушечные медвежата и домики. Отдельно стоит упомянуть роскошную коллекцию мышей, пошитых для города Мышкина. Коллекция Ольги регулярно обновляется и пополняется. В работающем при музее сувенирном магазине можно приобрести искусное и с душой выполенное изделие на память.
Адрес: Музей Галерея Кукол, улица Ольги Берггольц, Углич, Ярославская область, Россия.
Музей тюремного искусства
Музей тюремного искусства.
95
Серию неординарных музеев Углича продолжает выставка, посвященная искусству тюремных заключенных. У посетителей есть возможность взглянуть на быт и нравы арестантов под необычным углом. В музее представлены всевозможные скульптуры, фигурки, инсталляция, картины и прочие поделки, созданные заключенными.
Изготовлены они зачастую из подручных материалов – хлебного мякиша, масла, дерева, металлической стружки, каменной крошки – словом, всего, что можно беспрепятственно достать в местах заключения.
Не менее трогательная часть музейного собрания включает письма узников на волю. Также в музее оборудована тюремная камера: заглянуть в нее можно через глазок на двери. Интерьер прост: нары, стол, каменные стены.
Есть здесь и двое преступников, одетых в тюремные робы. Это всего лишь восковые куклы, но эффект получается сильный. Также в музее продается литература, знакомящая с тюремными обычаями, татуировками и жаргоном.
Адрес: Музей тюремного искусства, улица Ольги Берггольц, Углич, Ярославская область, Россия.
История монастыря
Воскресенский – один из старейших монастырей Углича. Точная дата его основания неизвестна. По одной из версий монастырь появился в XIII веке, во время правления угличского князя Романа Владимировича – с 1261 по 1285 годы. Первое упоминание о Воскресенском соборе встречается в описании жития святого Паисия Угличского – 1 октября 1485 года.
Вид на Воскресенский монастырь со стороны Угличской ГЭС
Долгое время все монастырские здания и храмы были деревянными. Во второй половине XVII века Русь активно восстанавливалась после тяжелого Смутного времени, и в городах началось активное каменное строительство. В 1674-1677 годах по указу ростовского митрополита Ионы Сысоевича монастырь был полностью перестроен.
Из-за того, что Троицкий ручей сильно разрушал берег Волги, архитектурный ансамбль решили возвести на новом месте, которое в народе называли «Лужицами». Впервые для украшения стен в Угличе были использованы поливные изразцы с изображениями различных сцены из батальной и жанровой жизни, животных, эмблем и орнаментов.
Воскресенский монастырь с высоты птичьего полёта
В 1760-е годы императрица Екатерина II инициировала масштабную церковную реформу в стране. Воскресенский монастырь был упразднен, монахи покинули родную обитель, а храмы получили статус приходских.
В советские годы в бывшем монастыре не проходило никаких церковных служб. Всеми постройками ведал местный музей и это спасло их от уничтожения.
Вид Воскресенский монастырь со стороны Спасской улицы
Много лет ушло на капитальное восстановление монастыря. В 1950-1970-х годах реставраторы укрепили грунт под просевшими фундаментами, ликвидировали трещины в стенах и обновили внутренний декор. Во время сложных земляных работ был использован проект известного советского специалиста по фундаментам – профессора Бориса Александровича Ржаницына.
Вид святых ворот с территории Воскресенского монастыря