Монастыри ростова великого. почему эти места заставляют возвращаться вновь и вновь

Современное состояние[править]

Началось возрождение Рождественского монастыря 17 февраля 1997 года, когда в стены обители вошли пять насельниц из Толгского монастыря. Перед их глазами предстала страшная картина полного запустения и разрухи.

Ничего не было у первых насельниц: ни дров, ни продовольствия, ни благодетелей — одна лишь вера в помощь Матери Божией и Ростовских святых. Во всех храмах и монастырях, возвращенных Русской Православной Церкви, восстановление начиналось с очистки территории и зданий и вывоза грязи и мусора. Так было и здесь.

Поселились в одной неотапливаемой келлии. Божия Матерь послала сестрам первых помощников: увидев их усердные труды, местные жители потянулись к обители со своими дарами: кто нес картошку, кто хлеб, а кто и свою теплую одежду.

Собрали деньги на кровельное железо и покрыли им крышу Рождественского собора, которая протекала в то время довольно сильно. Одновременно подготовили Троицкий придел к богослужению: восстановили иконостас и заполнили его пока еще бумажными иконами, поставили песочные подсвечники, устроили аналой, приобрели богослужебные книги. В Вербное воскресенье в монастыре была совершена первая Божественная литургия. Со временем были восстановлены настоятельский корпус и Патриаршии покои.

2011 год открыл следующий этап в восстановлении монастыря Рождества Пресвятой Богородицы. Он положил начало устройству жизненно важных коммуникаций. Один Господь ведает, как в течение последних трех лет при крайней скудости средств и сил были выполнены работы по устройству наружных систем водопровода и канализации, подведен подземный газопровод к монастырю и оборудовано внутреннее газоснабжение 2-х корпусов.

28 октября 2014 года, в день празднования иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» и памяти свт. Афанасия исп., епископа Ковровского, произошло историческое событие. Был осуществлен пуск газа на объекты монастыря, которые более 600 лет отапливались только дровами и углем.

Все это время не прекращается благоустройство территории обители: расчистка от мусорных завалов, металлолома и облагораживание ее цветочными посадками. Заложен небольшой монастырский сад из плодовых деревьев и ягодных кустарников, организован нехитрый монастырский огород, который уже дал первые урожаи овощей для трапезы. Одновременно с этим матушке игумении Афанасии потребовались напряженные усилия, чтобы «собрать монастырские камни и землю». За этот период были проведены все необходимые процедуры по передаче бывших келейных построек и храма в честь иконы Божией Матери Тихвинской снова в лоно обители. К настоящему времени земельный участок, на котором располагается ансамбль монастыря, юридически оформлен и передан монастырю для содержания его объектов.

Престольные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы

— 21 сентября

21 сентября /4 октября Обретение мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1752

Икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»

— 6 ноября

28 октября /10 ноября Святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1709)

4/17 декабря Великомученицы Варвары (ок. 306)

Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель

— 22 мая, 19 декабря

17/30 марта Преподобного Алексия, человека Божия (411)

23 мая /5 июня Собор Ростово-Ярославских святых: святителей и чудотворцев Рос­товских

Икона Пресвятой Богородицы «Тихвинская»

— 9 июля

Икона Пресвятой Богородицы «Толгская»

— 21 августа

Мария Черниговская

Основательница Спасо-Песоцкого или как его называли в народе, Княгининого монастыря, заслуживает хотя бы небольшого рассказа. Кто она и какой она была?

Умная и деятельная женщина. Почтительная дочь князя Михаила Всеволодовича, вошедшего в историю как Михаил Черниговский. Любящая жена князя из Ростова Василько Константиновича. Хорошая мать, вырастившая двух прекрасных сыновей. Дальновидный политик и миротворец. Родственница Александра Ярославовича, того, который станет Невским. Составительница летописей с включенными туда прочувствованными повествованиями о подвигах и доблести людей русских.

Княгиня Марья и князь Василько обвенчались в 1227 году. Как спустя почти восемь веков узнать, что чувствовали друг к другу молодые? Хроники об этом не пишут … Но многое говорит за то, что чета в своей семейной жизни была счастлива. У молодых супругов появился сначала сын Борис, а потом родился второй – Глеб …

Русским князьям в этом веке катастрофически не хватало единства, амбиции и гордыня мешали им действовать сообща. Поэтому имена, данные княжеским детям – Борис, Глеб – имели глубочайший смысл, очевидный людям того времени.

Но пришел 1237 год и на русскую землю обрушилось несчастье – нахлынули орды Батыя. В битве на реке Сить погибает мученической смертью князь Василько Ростовский. Мария Черниговская становится вдовой в 25 лет, детям ее в это время было – старшему 7 лет, младшему не было и двух. Она берет в свои руки управление княжеством и до совершеннолетия сыновей разумно правит им.

Ростовские летописи середины XIII века – необычны, они содержат много поэтичных сведений, касающихся личности князя Василька, подробностей о героической и мученической смерти от рук татар Михаила Черниговского. Мария получила их из первых рук, от сына своего Бориса, бывшего очевидцем гибели деда в орде. Написанные любящей и талантливой рукой, ее летописи имеют прямое отношение к канонизации дорогих ей людей и к почитанию их между прочими общерусскими святыми.

Экскурсионная программа

Мы решили заказали индивидуальную экскурсию, во время которой местный батюшка целый час водил нас по храмам и очень интересно рассказывал про историю этого места и о связанных с ним человеческих судьбах.

Побывали мы и на чердаке одного из храмов, что редко где разрешается. Точнее, это было место, где располагался церковный хор, почти под самым куполом. Для нас открывали и те храмы, которые были в данный момент закрыты для посещения другим паломникам.

Экскурсию можно заказать, приехав в монастырь. Стоимость на группу 500 рублей. Здесь же при входе можно приобрести билеты на смотровую площадку. Их цена 50 руб на человека.

Нужно учитывать, что забраться на юго-западную башню и прогуляться по крепостной стене можно ежедневно с 10.00 до 17.00. Кстати, при заказе экскурсии, вход на смотровую площадку бесплатен, он входит в стоимость экскурсионной программы.

Если у вас нет возможности добраться до монастыря самостоятельно, можете заказать организованную экскурсию заранее. В сопровождении профессиональных экскурсоводов вы сможете увидеть все самые главные достопримечательности Ростова Великого.

Спасо-Яковслевский монастырь расположен в городе Ростове Ярославской области по адресу: улица Энгельса, дом 44. По будням утренние службы там проходят в 7:30, а в праздники и выходные — в 9 часов. Вечерние службы проходят ежедневно в 17:30.

В Зачатьевском соборе сейчас не служат, так как он находится на реставрации, но 1 раз в неделю здесь проходит молебен. Можно оставить записку с именами родных и знакомых, чтобы о них тоже помолились во время службы, если сами не сможете присутствовать.

Рядом с монастырем есть небольшая парковка. Координаты: 57.1753, 39.39296.

Вы можете посмотреть расположение мужского монастыря на карте (нажмите «+», чтобы приблизить объекты).

Город называется Ростов Великий, но он небольшой, там проживает всего 32000 человек. Но зато здесь 5 действующих монастырей и ещё 2 в пригороде. Приходите, это место намолено веками, и здесь это ощущается!

Наша поездка В Яковлев монастырь состоялась 18 июля 2016 года. Другие достопримечательности Ярославской области, где мне удалось побывать, есть на этой карте.

Древний монастырь посещали Иван Грозный, Елизавета Федоровна, Иоанн Кронштадтский

Древний монастырь посещали Иван Грозный, князь Сергей Александрович, княгиня Елизавета Федоровна, Иоанн Кронштадтский.

Первым храм Авраамиево-Богоявленской обители был построен самим Авраамием примерно 1080 году. Первоначально была построена деревянная церковь. Каменный храм построили при Иване Грозном. В 1553 году был построен расписной Богоявленский собор. На его освящении присутствовал Иван Грозный, а также подарил несколько икон, которые сохранились и до наших дней. Второй монастырский храм был построен в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Иван Грозный не один раз посещал Богоявленский Авраамиев монастырь

С XII века начали строить третий храм в честь святителя Николая Чудотворца. В том же году Богоявленский собор отошел на задний план. Это было связано с канонизацией Димитрия Ростовского. В 1917 году были довольно тяжелые времена для Русской православной церкви. Мощи Авраамия были осквернены и переданы в музей.

В 1930 году стены монастыря были сильно разрушены. Чуть позднее в нем размещали детский сад, санаторий, зернохранилище. В 1991 году мощи Авраамия вернули Церкви, а в 1994 году Богоявленский Авраамиев монастырь принимал в себе новое учрежденное Подворье Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. Постепенно все храмы были восстановлены, и сейчас мы можем видеть их великолепный вид.

Музей Баклуши и Библиотека варенья в Семибратово

5

Самобытный музей Баклуши и Библиотека варенья в Семибратово расположены в 19 км от Ростова Великого. Открытие культурного объекта состоялось в 2012 году. В состав музейного комплекса входит небольшая парковая зона, двухэтажный деревянный дом XIX века с основной экспозицией, мини-музей «Факультет скворечников».

В XVI веке семь братьев основали в Семибратово производство деревянных ложек. Самой простой операцией в изготовлении изделия было вырезание выемки в липовой баклуше, отсюда пошло иносказательное выражение о лени «бить баклуши». Гостям музея демонстрируют процесс изготовления и разные модели деревянных ложек.

В Библиотеке варенья выставлены всевозможные сорта варенья с рецептами приготовления. В Читальном зале посетители могут попробовать лакомство, выпить чаю. «Факультет скворечников» представляет собой мастер-класс, где вам помогут сделать скворечник своими руками. Сюрприз для гостей — Медвежий угол, расположенный во дворе музея, где живут два медвежонка.

  • Адрес:

    Ярославская обл., п. Семибратово, ул. Советская, 78 На карте

История Рождественского монастыря

Временем основания монастыря считают XIV век, по некоторым источникам – 1391 год. Он возник внутри укрепленного городского вала, защищавшего город от неприятелей. Главную роль в создании новой обители сыграл родной племянник и любимый ученик Сергия Радонежского святитель Федор, в это время бывший архиепископом в Ростове.

Рождественский монастырь с высоты птичьего полёта

Помимо дипломатического и переводческого дара, Федор был известным иконописцем своего времени. Он лично написал копию знаменитой иконы Тихвинской Божией Матери и создал живописный образ Пресвятой Богородицы, и передал обе иконы в дар новому монастырю. Позже для этих почитаемых икон сделали богатые обрамления, которые украшали жемчуг и драгоценные камни. Но сегодня, к большому сожалению, судьба этих старинных образов не известна.

С момента основания до второй половины XVIII века обитель получала щедрые пожертвования от русских царей. После церковной реформы, проведенной в 1764 году, монастырь субсидировался государством и получал доходы от собственной хозяйственной деятельности. Эти средства позволяли обители возрождаться после крупных пожаров или разорений, произошедших в Смутные времена.

Общий вид Рождественского монастыря

В 60-е годы XVII века в монастыре проживало 25 насельниц и игуменья. В конце XVII века здесь выстроили первый кирпичный Рождественский храм и освятили в нем четыре придела. На верхнем этаже – в честь Рождества Божией Матери и Живоначальной Троицы, а на нижнем – в честь Дмитрия Ростовского и Алексея, человека Божия. Строительство каменных храмов в те времена началось по указу императрицы Екатерины II и затронуло всю центральную часть Ростова.

Век спустя в монастыре появились новая трапезная Тихвинская церковь, кирпичные кельи, гостиные дома и настоятельский корпус. А в 10-х годах XIX века территорию монастыря, ранее огороженную деревянной рубленной в клеть оградой, обнесли кирпичной стеной, которую украшали шесть небольших декоративных башен.

Вид на церковь Рождества Пресвятой Богородицы и приписной храм Николая Чудотворца на Подозерье

В прежние времена собственностью монастыря считался остров на озере Неро, который виден от самой обители. Его раньше называли Рождественским и использовали под сенокосные луга. Оба гостиных дома также приносили монастырю доход. Кроме храмов, на его территории размещались конюшня, коровник, амбар и большой погреб. А в центре двора – пруд.

Большая прибыль шла монастырю также от труда монахинь-рукодельниц. Среди них было немало мастериц, владевших секретами белошвейного и золотошвейного шитья. Они могли делать искусную вышивку по канве, а также вышивать гладью, используя разноцветные нити, сделанные из шерсти и шелка. В обители можно было купить приданное, куда входили вышитое постельное белье и одежда. Своему мастерству насельницы учили девочек-сирот, живущих в монастырском приюте.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Рождественского монастыря

В середине XIX века при обители открыли первую в Ростове, да и во всем уезде, церковно-приходскую школу. Она началась со школы грамотности для девочек из бедных крестьянских семей. Около полувека учебные занятия проходили на квартирах, но в 1903 году на монастырские средства рядом с обителью был выстроен кирпичный дом, предназначавшийся специально для церковно-приходской школы. Сейчас в нем находится местный ЗАГС. Школа содержалась на монастырские средства и пользовалась библиотекой, которую собрали монахини.

В конце XIX века в монастыре проживало более двухсот насельниц и игуменья Мария (Чистовская). В 1894 году им выпала честь принимать в стенах обители высокого гостя – Иоанна Кронштадтского.

Деревянная колокольня на фоне церкви Тихвинской иконы Божией Матери (до реставрации)

С приходом советской власти жизнь монастыря поменялась. В 1926 году его ликвидировали. Монашеские кельи заселили городские жители. В главном Рождественском храме разместили ростовский архив, который был здесь до 1989 года. В Тихвинском храме обустроили библиотеку, которая существует там и поныне. В 1960-е годы разобрали колокольню и главы Тихвинской церкви.

В 1997 году монастырь вернули верующим. Он находился в это время в сильно запущенном состоянии. Здесь поселились пять насельниц и настоятельница из Толготского монастыря. И начались годы непростых реставрационно-восстановительных работ, продолжающихся и в наши дни. В 1999 году к монастырю приписали расположенную с юго-запада от него церковь Николая на Подозерье. В этом храме сейчас и проходят монастырские богослужения.

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери Рождественского монастыря (после реставрации), фото: Соборы.ру, Архиповы Маргарита и Владимир

«Щучий двор»

3

«Щучий двор» при туристическом комплексе «Ростовский» — не просто ресторан. В трёх залах вас порадуют вкусной едой, интересными историями и уникальными экспонатами. На первом этаже размещается тематический «Зал Леонида Сабанеева», предлагающий в меню авторские рецепты рыбных блюд и набор рыбацких баек. Второй зал занимает «Басенный зал Ерша Ершовича», в интерьере которого развивается тема «Повести о Ерше Ершовиче» — русского сатирического произведения начала XVII века. Президентский VIP-кабинет предлагает познакомиться с подлинными документами и фотографиями из личного архива первых лиц государства и Президента РФ. Атмосферный интерьер и многолетние традиции ресторана делают его знаковой достопримечательностью Ростова Великого.

Адрес:

ул. Достоевского, 41 На карте

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: