Ростов Великий Спасо-Яковлевский монастырь и его святыни
Главными святынями, хранящимися здесь, считаются:
- Митрополита Ростовского Димитрия святые мощи.
- Епископа Ростовского Иакова мощи, покоящиеся под спудом.
- Архимандрита Ростовского преподобного Авраамия, сокрушившего идола Велеса и основавшего Богоявленский монастырь, перенесенные сюда мощи.
- Особенно чтимый список с чудотворной иконы Божьей матери из Ватопедского монастыря, что на Афоне.
Ничего не поделаешь: проходит время, тускнеют и уходят из памяти какие-то детали поездки в Ростов Великий, но вот в чем я уверена – то общее радостное и светлое впечатление, полученное от посещения Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, еще долго будет греть душу. ..
Рубрика: Россия
Мария Черниговская
Основательница Спасо-Песоцкого или как его называли в народе, Княгининого монастыря, заслуживает хотя бы небольшого рассказа. Кто она и какой она была?
Умная и деятельная женщина. Почтительная дочь князя Михаила Всеволодовича, вошедшего в историю как Михаил Черниговский. Любящая жена князя из Ростова Василько Константиновича. Хорошая мать, вырастившая двух прекрасных сыновей. Дальновидный политик и миротворец. Родственница Александра Ярославовича, того, который станет Невским. Составительница летописей с включенными туда прочувствованными повествованиями о подвигах и доблести людей русских.
Княгиня Марья и князь Василько обвенчались в 1227 году. Как спустя почти восемь веков узнать, что чувствовали друг к другу молодые? Хроники об этом не пишут … Но многое говорит за то, что чета в своей семейной жизни была счастлива. У молодых супругов появился сначала сын Борис, а потом родился второй – Глеб …
Русским князьям в этом веке катастрофически не хватало единства, амбиции и гордыня мешали им действовать сообща. Поэтому имена, данные княжеским детям – Борис, Глеб – имели глубочайший смысл, очевидный людям того времени.
Но пришел 1237 год и на русскую землю обрушилось несчастье – нахлынули орды Батыя. В битве на реке Сить погибает мученической смертью князь Василько Ростовский. Мария Черниговская становится вдовой в 25 лет, детям ее в это время было – старшему 7 лет, младшему не было и двух. Она берет в свои руки управление княжеством и до совершеннолетия сыновей разумно правит им.
Ростовские летописи середины XIII века – необычны, они содержат много поэтичных сведений, касающихся личности князя Василька, подробностей о героической и мученической смерти от рук татар Михаила Черниговского. Мария получила их из первых рук, от сына своего Бориса, бывшего очевидцем гибели деда в орде. Написанные любящей и талантливой рукой, ее летописи имеют прямое отношение к канонизации дорогих ей людей и к почитанию их между прочими общерусскими святыми.
Архитектурные памятники на территории Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря
Самые первые монастырские строения были деревянными и не сохранились. Собор, освященный в честь Зачатия праведной Анны, возвели за 5 лет с 1685 по 1691 годы. Эта церковь не имеет подклета. В монастырях, в отличие от приходских храмов, нужды в подклете, выполнявшем роль склада, не было. Первоначально собор был перекрыт подзакомарно, но со временем для него сделали более практичную четырехскатную кровлю.
Зачатьевский собор
Храм пятикупольный. Его центральная золотая глава установлена на мощный световой барабан, в остальные синие, украшенные золотыми звездами главы покоятся на глухих барабанах меньшего размера. Такое сочетание цветов в христианских традициях связано с именем Божией Матери. Удивительно, но в соборе сохранились старые, выполненные сразу после его возведения, настенные росписи, сделанные знаменитыми ярославскими изографами.
В 60-е годы XVIII века для храма мастерами из Осташкова был вырезан великолепный деревянный позолоченный иконостас. Спустя почти два десятка лет иконы для него написал художник Венедикт Вендерский, работавший при дворе.
Димитриевский собор
Огромный Дмитриевский собор построен в традициях классицизма в конце XVIII – начале XIX века на средства, выделенные графом Николаем Петровичем Шереметьевым.
Собор увенчан маленькой главкой на большом куполе. Со всех сторон его украшают большие портики с колонами и барельефами. А роспись стен внутри собора принадлежит кисти известного ярославского изографа Порфирия Рябова. Яковлевская церковь много раз перестраивалась. В последний раз это произошло в XIX веке, когда храм был разобран практически до основания и возведен заново. Архитекторы старались придать ее пропорциям и внешнему декору сходство с более крупным Дмитриевским собором.
С востока от монастырских храмов стоит большая трехярусная колокольня, которая появилась здесь в 70-е годы XVIII века. Это самая высокая постройка обители, декорированная весьма строго и органично вписывающаяся в архитектурный монастырский ансамбль. Кирпичные здания настоятельных и братских корпусов, а также хозяйственных построек возведены в традициях классицизма в последней трети XVIII века.
Северные ворота
История канонизации митрополита Димитрия
Таким образом, к концу 17 века на территории монастыря стояли каменный Троицкий храм, чуть позже переименованный в Зачатьевский. При нём была колокольня, каменная трапезная и деревянные кельи. Примерно в это время здесь был похоронен митрополит Димитрий, согласно его завещанию, но вопреки обычаю, по которому такой высокий чин как митрополит должен быть похоронен в кафедральном соборе города.
Это событие имело большое значение для дальнейшей судьбы Ростовского монастыря, так как меняло его статус в глазах сильных мира сего. Очень почитали Димитрия Ростовского царствующие особы, и после его захоронения монастырь вообще стал неприкасаемым. Через 50 лет мощи святителя были обретены нетленными. И произошло это так.
Когда при ремонтных работах в храме вскрыли гроб Димитрия, то увидели нетленные мощи его. Тут же стали происходить чудесные исцеления, молва о которых пронеслась по всей России. Дело в том, что до Димитрия более 100 лет не было в России случаев канонизации. Поэтому этот удивительный факт дошёл аж до самой царицы!
И она, императрица Елизавета Петровна, преподнесла серебряную раку и одежду из золотой парчи для мощей святого Димитрия. В Ростовском музее хранится реальная книга, в которой описано более 300 удивительных, доказанных врачами, фактов исцеления людей у нетленных мощей святого митрополита Дмитрия.
После революции 1917 года рака с мощами была передана в музей Ростовского Кремля. А в 1991 году святые останки были с крестным ходом возвращены в Яковлевский монастырь. Но пока находятся не в Зачатьевском храме, где были обретены, а в Дмитриевском.
Великая, святая Русь!
Весть о новом святом быстро разлетелась в православном мире. Русские люди свято верят в чудеса. Жители Темерницкой крепости в честь нового святого решили переименовать своё поселение-крепость и назвать её в честь святителя Димитрия Ростовского.
Слобода вокруг этой крепости стала называться Ростовской. А позднее, там возник город Ростов. И чтобы не было путаницы с именами городов, к его названию стали прибавлять «на Дону». Так и возник Ростов-на-Дону. А в центре города стоит памятник святителю Дмитрию.
Вот так и появилось в России два города с одинаковым названием. И что интересно, во втором городе, который расположен на Дону, проживает сейчас более 1 миллиона человек. В то время как в более старинном Ростове Великом — всего чуть более 30 тысяч.
А на территории монастыря продолжалось каменное строительство и обустройство его земель. В начале 20 века восхитительный колокольный звон Яковлевского монастыря создавали 22 колокола. Самый большой из них весил около 13 тонн, и считался одним из трёх самых тяжёлых колоколов Ростова Великого.
Был здесь разбит и великолепный сад с плодовыми деревьями. Для ухода за растениями нанимали садовника, который получал 10 рублей в год! Тогда это были большие деньги…
Города и страны
Европа
Париж, достопримечательностиУлицы ПарижаСтрасбург, ФранцияЛурд, ФранцияКольмар, ФранцияНормандия, ФранцияТрувиль, ДовильАнси, Французские АльпыШамони, Французские Альпы
Кельн, ГерманияФрайбург, ГерманияОффенбург, ГерманияВупперталь, ГерманияГельзенкирхен, ГерманияХаттинген, ГерманияМюнстер, Германия
Венеция, ИталияСтреза, ИталияВерона, Италия
Жирона, ИспанияКадакес, ИспанияПорт Льигат, Музей Сальвадора ДалиФигерас, Музей Сальвадора ДалиТенерифе, Канарские острова, ИспанияЛансароте, Канарские острова, ИспанияГран Канария, Канарские острова, Испания
Хорватия, ИстрияВенло, НидерландыБратислава, СловакияПарки городов России и мираГибралтар Великобритания
Ближний и Дальний Восток
Китай туристическийИерусалим, ИзраильМертвое море, ИзраильЭйн-Бокек, ИзраильЭйлат, ИзраильЕгипет, Марса АламЛечение в ИзраилеПетра, Иордания
Россия
Александров, Александровская СлободаКалининград — КенигсбергБалтийск — ПиллауКуршская косаСветлогорскСочиКисловодскТроице-Сергиева ЛавраВеликий НовгородПереславль-ЗалесскийРостов ВеликийЯрославльСочиРоза ХуторСириус СочиПросторы России
Улицы Москвы
Берсеневка — Золотой Остров»
Кузнецкий мост
Варварка
Никольская улица
Никольская пешеходная
Остоженка
Маросейка — Покровка
Поварская улица
Солянка улица
Воздвиженка
Театральный проезд
Камергерский переулок
Арбатская площадь
Арбат Старый
Площадь Яузские Ворота
Елохово
Площадь Европы
Лермонтовская площадь
Карачарово, Москва
Проспект Академика Сахарова
Матросская тишина, СИЗО-1
Вилюйская ул., СИЗО-4
Изумрудная улица
Старообрядческая улица
Школьная улица
Музеи Москвы
Развлекательные центры
Туристическая полиция в Москве
История обители
Место, где находится в Ростове Спасо-Яковлевская обитель, знает каждый в этом городе — располагается она в одном из живописнейших мест города. Окруженный каменными стенами, монастырь представляет собой богатый архитектурный ансамбль с несколькими церквями, колокольней и святым источником, вода которого, по словам служителей, исцеляет от многих недугов.
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, Ростов Великий
Спасо-Яковлевский монастырь — первая обитель, которая после трудного периода, связанного с закрытием церквей и преследованием священников советской властью, была отреставрирована и возвращена Ростовской епархии. Издревле на месте, где вот уже шесть столетий устремляется своими куполами в самое небо Спасо-Яковлевская обитель, располагались несколько храмов, принадлежащих женскому монастырю, относящемуся по времени к XIII веку.
Интересно! Считается, что основала монастырь жена ростовского князя — Василька Константиновича, Мария. Случилось так, что в начале XIII столетия супруг Марии был убит в битве с татарами, происходящей на реке Сить. Мария же, переживая кончину мужа, ушла жить в женскую обитель, которая именовалась Спасо-Песоцкой, где прожила до самой смерти, незадолго за которой приняла постриг и стала монахиней.
Известно, что в качестве посвящения Марии эту женскую обитель, зная историю жизни этой княгини, довольно часто именовали Княгининой. В наше время о тех временах напоминает лишь небольшая, чудом сохранившаяся, церковь Спаса на Песках.
Возведение монастыря
Через 150 лет, в 1389 году, неподалеку от Спасо-Песоцкой обители начали возводить мужской монастырь. Изначально было принято решение именовать мужскую обитель Зачатьевской, но после смерти святителя Иакова, погребенного на территории монастыря, монастырю было присвоено имя Спасо-Яковлевской обители. К началу XVIII века многие храмы мужской обители пришли в негодность, равно как и храмы обители женской. По той причине, что содержать и проводить ремонтные работы сразу в двух монастырях стоило больших финансовых вложений, Екатерина Великая издала указ, в соответствии с которым все строения, а также земли женского монастыря были переданы в собственность обители мужской.
Другие православные храмы в Ростове:
- Иверский женский монастырь в Ростове-на-Дону
- Храм Казанской иконы Божией Матери в Ростове-на-Дону
Произведенное объединение двух православных святынь ростовской земли позволило в этот же временной период обновить монастырские постройки, провести ряд реставрационных работ, а также построить небольшую кирпичную церковь в том месте, где был погребен святитель Иаков и некогда был выстроен Зачатьевский храм, не сохранившийся до XVIII века.
Интересен тот факт, что в этот временной период Спасо-Яковлевскую обитель прикрепили к Архиерейскому дому, находящемуся в Ростове, спасая тем самым монастырь от гибели. Говоря в целом о том, насколько важным для истории мужской Спасо-Яковлевской обители стал XVIII век, можно заметить, что уже к 1850-м годам территория монастыря разрослась несколькими постройками из камня, заменившими старые деревянные, также появилась новая ограда, с башнями на углах (одна из которых смотровая), храм и колокольня и множество помещений, предназначенных для хозяйственных нужд. Ближе к концу века на территории мужского монастыря появился большой храм, который был освящен в память о Дмитрии Ростовском.
Историческое фото монастыря в начале ХХ века
К середине XIX века монастырь стал таким, каким знают его сегодня многие. Именно в это время был возведен храм Иакова, находящийся и сегодня на территории обители. Все те изменения, которые происходили со Спасо-Яковлевским мужским монастырем на протяжении века, превратили некогда разрушающиеся мужскую и женскую обитель в законченный архитектурный ансамбль, демонстрирующий величие русского православия.
Период разрушений
В годы правления советской власти, Спасо-Яковлевская мужская обитель, как и многие храмы и монастыри России, была закрыта. В некоторых храмах, правда, продолжались еще некоторое время богослужения, однако в 1938 году прозвучал последний для горожан колокольный звон, призывающих к заутрене. Строения, где были размещены кельи монахов, довольно быстро занял детский сад, некоторые из них были отданы под квартиры и даже склады и военную базу. Но самым жутким для наставников теперь уже бывшего монастыря был не этот факт — была разграблена и уничтожена вся церковная утварь.
Лишь к 1991 году Спасо-Яковлевскую Димитриевскую обитель удалось вернуть ростовской епархии. А дальше монастырь ждал длительный период реставрационных и восстановительных работ.
Как добраться до Спасо-Яковлевского Димитриевского монастыря
Монастырь расположен в Ростове Великом на берегу озеро Неро по адресу: улица Энгельса, 44.
На автомобиле. В Ростов ведет федеральная автотрасса М8, связывающая Москву и Архангельск. От столицы до города — 220 км, а от Ярославля – 55 км. Доехав до ж/д вокзала, нужно свернуть к городскому центру. Отсюда, следуя по улице Луначарского, выехать к Ростовскому кремлю. А от кремля — двигаться по ул. Ленина до перекрестка с ул. Московской, где повернуть влево к озеру Неро. Вскоре открывается панорама монастырских стен.
Слева направо: Настоятельский корпус, Трапезный корпус, Келейный корпус
Своим ходом на поезде и автобусе. Из столицы до Ростова удобно доехать на Ярославских экспрессах. Они отправляются дважды в день – в 8.20 и в 16.20. До Ростова поезд идет порядка трех часов. Из центра Ростова к обители можно подъехать на рейсовых автобусах или маршрутках.
Рейтинг достопримечательности:
← РОСТОВ-ВЕЛИКИЙ | РОССИЯ → |
Другие достопримечательности
Существующая ныне каменная стена с четырьмя восьмигранниками башен сооружена в XVIII веке. Для входа в монастырь предусмотрены двое ворот. В стену ограды встроена высотная доминанта обители – трехъярусная колокольня со шпилем. Между нею и храмами расположен древний монастырский погост. У противоположной монастырской стены разместились братские кельи и покои наместника. За стеной находятся хозяйственные постройки и Спасо-Преображенский храм.
В центре двора стоит небольшая часовенка, в которой бьет святой источник. Водичку можно набрать бесплатно, на вкус она своеобразная, говорят в ней большое количество железа.
История обители насчитывает немало перенесенных бед: ее грабили и жгли татары, во времена смуты – польские интервенты, после революции закрыли и запретили здесь богослужения. Долгое время в ее зданиях были склады, жилые помещения, учреждения.
С 1991 года здесь снова живут монахи. Их 18 человек, они ведут службы, занимаются хозяйством, пишут иконы.
Современное состояние и режим посещения монастыря
Сегодня на территории монастыря живет братия из 15 человек. В обители уделяют много времени и сил научно-исследовательской и издательской деятельности – проводят международные конференции и семинары, издают книги по истории Ростова, монастыря и жизни святителя Дмитрия. Здесь есть собственные библиотека, ризничная, иконописная и производственные мастерские, Школа искусств и музыки, а также воскресная школа. Кроме того, на территории постоянно проводятся локальные работы по реставрации и ремонту зданий.
Северные ворота
Для обеспечения монастырского хозяйства существуют пекарня, прачечная, просфорная, баня, а также ведутся работы на собственных огородах, сенокосных лугах и скотном дворе. Для всех желающих монастырь продает вкусный хлеб собственной выпечки, который внешне похож на высокий пасхальный кулич.
Попасть на территорию монастыря можно в любой день свободно, всем желающим – и паломникам, и туристам. Здесь разрешено бесплатно вести любительскую фото- и видеосъемку. А для организованных групп проводятся экскурсии. Туристы могут побывать на одной из башен монастырских стен, с которой открываются великолепные виды на озеро, храмы и весь монастырский комплекс.
Слева направо: Южные (Водяные) ворота, Юго-восточная башня
Прогулка по обители очень приятна. Ее территория вымощена аккуратными дорожками. Внутри монастырских стен есть собственный молодой яблоневый сад, а также красиво оформленные цветники, газоны и аллеи ягодных и декоративных кустарников. В центре, над источником построена деревянная часовня.
Утренние службы в храмах монастыря проходят по будним дням в 7.30, а по выходным и праздникам – в 9.00. Вечерние службы – ежедневно в 17.30.
Часовня Иакова Ростовского над Святым источником
Настоятели, наместники
- Павел (1623 — 1624)
- Иоаким (1686)
- Никодим (март 1703)
- Иаков (1720 — 1734)
- Иосиф (1734)
- Рафаил (1735)
- Боголеп (1736)
- Пармен (1737 — 1740)
- Савватий (1740 — 1750)
- Серапион (1750 — 1753)
- Гавриил (1753)
- Киприан (1754 — 1757)
- Иларион (Завалевич) (1757 — 1761) 14 мая 1758 — в Спасский Ярославский. Он же управлял и Яковлевским монастырем.
- Лука (1761 — 30 сентября 1763)
- Павел (30 сентября 1763 — март 1764)
- Иероним (1764 — 1765)
- Павел (26 марта 1765 — 1-17 марта 1769)
- Ириней (Братановский) (4 августа 1770 — 26 апреля 1775)
- Феоктист (Мочульский) (16 июля 1775 — 1775)
- Амфилохий (Леонтович) (1776 — 1787)
- Авраамий (Флоринский) (9 февраля 1786 — 30 апреля 1797)
- Мелхиседек (Короткий) (14 июня 1797 — апрель 1806)
- Аполлинарий (Пуляшкин) (9 апреля 1806 — 1818)
- Досифей (Немчинов) (1818 — 1819) и/о
Иннокентий (Порецкий) (11 августа 1818 — 27 февраля 1847)
Поликарп (Соснин) (14 марта 1847 — 4 ноября 1867)
Иларион (4 ноября 1867 — ?)
…
Иаков (1898 — 1906) архим.
Анатолий (Юнгер) (23 июня 1906 — 27 февраля 1909)
Иосиф (Петровых) (27 февраля 1909 — 1923)
С 1923 по 1991 год монастырь был закрыт
- Евстафий (Евдокимов) (16 мая 1991 — 27 января 2000)
- Димитрий (Буров) (2000 — 2003)
- Серафим (Симонов) (7 мая 2003 — (8 октября) 10 октября 2009)
- Савва (Михеев) (8 — 10 октября 2009) и.о.
Савва (Михеев) (10 октября 2009 — 22 марта 2011)
Августин (Неводничек) (23 марта — 30 мая 2011) и.о.
Августин (Неводничек) (с 30 мая 2011)
Современный вид обители
Все три храма, находящиеся на местности монастыря, выстроены в единую линию повдоль восточной стенки обители — это придаёт внешнему виду монастыря серьезный традиционный вид.
Современное здание собора (сначало освящённого в честь Троицы) построено в 1686 году в узорочном стиле. Своды поддерживают четыре столпа. Алтарь отделён каменной стенкой с иконостасом. Меж столпами и стенками переброшены арки.
В XIX веке собор был окружён пристройками. Северный каменный Иаковлевский (первоначалльно — Зачатьевский) придел выстроен в 1725 году. Паперть собора построена в 1836 году. На паперти поставлены гробницы в виде саркофагов: слева погребены гробовой иеромонах Амфилохий (разум. 1824) и архимадрит Иннокентий (разум. 1847), справа — Полежаевы Миша Михайлович (разум. 1876) и Вера Леонидовна (разум. 1885).
Снутри сохранились древнейшие фрески 1689 года. На алтарной стенке (на уровне местного ряда иконостаса — в правой нише) сохранилась надпись в четыре ряда:
Фрески выдержаны в жёлтых, голубых, карих тонах. В настенных нишах по сторонам иконостаса изображены: справа — праведные Иоаким и Анна, слева — святитель Иаков. В верхнем ярусе стенных росписей изображены ветхозаветные действия, связанные с праотцем Авраамом и явлением ему Святой Троицы. Нижний ярус стенок расписан фресками на евангельские действия. На столпах изображены воины-мученики.
Зачатьевский собор. Фрески 1689 года
Зачатьевский собор. Фрески 1689 года
Зачатьевский собор. Фрески 1689 года
Димитриевский собор часто называют Шереметьевским в честь его строителя — графа Н. П. Шереметева, также его отпрыска Д. Н. Шереметева (устроившего тут в 1869—1870-х годах новый иконостас) и отпрыска
С. Д. Шереметева (также сделавшего несколько больших вкладов в обитель).
Собор возведён в 1795—1801 годах в классицистическом духе по проекту столичного конструктора Е. С. Назарова и крепостных зодчих Шереметева Миронова и Душкина. Храм бесстолпный, большой купол опирается на очень выступающие пилоны, увенчанные 2-мя парами пилястр, выполненных из искусственного мрамора. В соборе очень светло благодаря окнам алтаря, высочайшим боковым окнам и продолговатым окнам барабана.
Перед входом в храм — трапезная со сводчатыми перекрытиями, которые опираются на два квадратных столпа. В трапезной два придела, посвящённых св. Дмитрию Солунскому и св. Николаю Чудотворцу.
Димитриевский храм построен как прохладный; отапливались только приделы, где службы совершались ежегодно.
Сначало все иконостасы храмы были древесными, но в 1860-х годах иконостас головного храма были заменен на новый — в виде триумфальной арки из искусственного мрамора (проект К. А. Докучиевского).
Храм украшен лепниной работы Ивана Фохта и Г. Замараева. Главное скульптурное изображение храма — «Обретение мощей святителя Димитрия Ростовского» — находится на фронтоне северной стороны.
Настенные росписи исполнены большей частью ростовским художником Порфирием Рябовым сначала XIX века. В центральном куполе изображена Святая Троица, на 12-ти овалах — апостолы, на парусах — евангелисты, на стенках — страдалица Александра, преподобный Иларион, св. Александр Невский, св. Сергий Радонежский, на столпах — св. Леонтий Ростовский, св. Николай Чудотворец, в трапезной — орнаменты и сцены из жития св. Димитрия Ростовского.
Храм пристроен впритирку к Зачатьевскому собору и имеет с ним общую паперть. Яковлевская церковь была тёплой, отапливалась круглый год (в отличие от летнего Димитриевского и нерегулярно отапливаемого в XIX веке Зачатьевского соборов).
Росписи, выполненные Тимофеем Медведевым, не сохранились.
Построена во 2-ой половине XVIII века. Трёхъярусная, достаточно обычная по архитектуре, она несколько пропадает на фоне храмов монастыря. Отделка колокольни отличается краткостью.
Количество колоколов изменялось в протяжении времени: в конце XVIII века их было 4, к началу XX века их было 22, причём наибольший весил 12,5 тонн (около 3 тыс. пудов).
Построена над источником, который известен местным жителям издавна, считается лечебным и, по легенде, связан с именованием Св. Иакова (хотя достоверных подтверждений этому не имеется).
Древесная часовня построена в 1996 году (конструктор — М. Панкратов, Москва).