Успенский собор в ярославле: новое рождение древней святыни

Церковь Андрея Критского

Старинный храм, в архитектуре которого гармонично сочетаются элементы древнего византийского стиля с новшествами XX столетия стиля модерн, передан Православной церкви России только в 2010 году. Восстановление прежнего величия храма идёт медленно, многие его декоративные элементы ещё предстоит заново создать. Стены огромного светлого зала храма в своём первоначальном виде были заполнены копиями картин известных художников, например» Крещение Руси» Васнецова.

В центре зала находилось двухъярусное паникадило (не сохранилось), трёхъярусный иконостас (не сохранился). Варварское ограбление храма после его закрытия в 1923 году уничтожило основные ценности. Многие ценные мозаики были закрашены черной краской. Часть из них восстановлена. Методы создания мозаичного искусства получили второе рождение.

Находится по адресу ул. Стачек, 58.

Пятый собор

Следующий храм, сооруженный в начале 70-х годов 17 столетия

, имел формувизантийского куба , который венчало пять крупных глав. Внутренние храмовые стены в этот же период были расписаны, и эта роспись сохранялась довольно долго.

Успенский собор, постройки 17 века

В дальнейшем этот собор несколько раз перестраивался, что связано с присвоением ему статуса кафедрального. Появлялись дополнительно пристроенные помещения. Расширялся храм за счет западной паперти, и за счет теплой церкви с Константино-Васильевским престолом, которая впоследствии объединяется с основным храмовым сооружением и т.д.

Ансамбль Ярославского кремля в конце 19 века

В 30-е годы 19 века

старая, шатрового вида колокольня была заменена на новую, 70-метровую с арочным проездом, возведенную архитекторомА.Мельниковым . А в 40-х годах соборные купола становятсязолотыми . Это были первые в Ярославле купола, которые подверглись золотому покрытию.

Золотые купола собора

К началу 20 столетия собор имел прекрасный иконостас

, состоящий из пяти ярусов, многочисленные редкие иконы в драгоценных окладах, престолы Успенский и Владимирский и т.д. В соборе имелись погребения известнейших архиепископов.

В 1918 году

при подавлении белогвардейского мятежа, когда практически уже был разрушен близлежащий Демидовский лицей, очень сильно пострадал и сам собор. Именно он был последним укрытием и оплотом восставших, сражающихся в нем до конца.

Разрушения после Ярославского восстания

Впоследствии руины Лицея разобрали, а собор после изъятия сокровищ церковной ризницы и небольшого ремонта стал функционировать как Биржа труда

, затем как пошивочная мастерская, а впоследствии какзернохранилище .

В 1937 году

это храмовое сооружение 17 века по идеологическим соображениям уничтожается при помощи взрывов. Колокольню разобрали еще в 1929 году. Вместо бывшего храма для культурного отдыха советских трудящихся разбивается территория городского Парка.

История строительства Успенского собора

В 1215 году ростовский князь Константин Всеволодович (1186-1218, княжил в Ростове с 1208 по 1216 года) заложил «церковь камену на Ярославли на дворе своем во имя Богородицы Успения». В то время это была территория деревянного Ярославского кремля, или, как его еще называли, Рубленого города. В 1219 году ростовский епископ Кирилл I (епископ с 1216 по 1229 год) торжественно освятил его. Это была первая каменная постройка в Ярославле.

Советские археологи во главе с Николаем Николаевичем Ворониным (1904-1976), одним из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре, уже после уничтожения собора в 1937 году пытались найти остатки фундамента древнего домонгольского храма, но безуспешно. Однако по отдельным археологическим находкам удалось воссоздать его облик. Построен он был из тонкого красного кирпича — плинфы. Стены украшали белокаменные вставки с резными орнаментами и масками. Пол был выстлан разноцветными майоликовыми плитками, напоминавшими ковер; это было одно из главных украшений храма. Двери были обиты золоченой медью.

В первой половине XIII века для Успенского собора была написана икона «Спас», «моленная» икона ярославских князей Василия (1238-1249) и Константина (1249-1257). В 1238 году Ярославль, как и многие другие русские города, был сожжен Батыем. Успенский собор уцелел, но был полностью разграблен.

В 1501 году в Ярославле случился большой пожар, в результате которого обрушились своды храма. При разборе завалов обнаружили мощи благоверных князей Василия и Константина Всеволодовичей. К 1516 году был возведен новый храм, небольшой по размеру. По некоторым данным, своим обликом он напоминал Благовещенский собор Московского кремля. С запада к нему был пристроен небольшой придел «на полатях». В 1612 году в Успенском соборе митрополит Кирилл II благословил князя Дмитрия Пожарского идти с ополчением освобождать Москву.

XVII век — время расцвета Ярославля, становление самобытной школы ярославского зодчества. Старый Успенский собор уже не мог вместить всех верующих, и потому в 1643 году началось строительство нового собора, немного в стороне от прежнего. Старый собор было приказано разобрать, оставив лишь погреб, где хранилась «зелейная и церковная казна». Над ним на основании частично разобранных стен была надстроена казенная палата.

В 1646 году новый собор был освящен. Это был небольшой пятиглавый храм с 55-метровой шатровой колокольней. 10 июля 1658 года во время очередного пожара в Ярославле он пострадал: сгорели главы, крыша и некоторые другие наружные постройки. Поэтому в 1659 году он был перестроен в шестистолпный пятиглавый храм. К северному, западному и южному входу были пристроены каменные крыльца, характерные для ярославских построек того времени. Рядом с ним заложили новую шатровую колокольню.

В 1670 году случился новый пожар, после чего храм был отстроен вновь. В 1671-1674 годах его стены были покрыты росписью, которая сохранилась до 1825 года. В 1788 году в связи с переносом центра епархии в Ярославль, он стал кафедральным. Это потребовало дальнейших перестроек и переделок.

В 1832-33 годах к южной стене была пристроена небольшая теплая церковь во имя благоверных князей Константина и Василия. В конце XIX века её объединили с расширенной западной папертью. В 1836 году по проекту архитектора Авраама Ивановича Мельникова, ректора Императорской академии художеств, вместо старой колокольни была построена новая многоярусная, высотой 70 метров. Внизу была сделана арка для проезда.

На старых фотографиях можно увидеть, как выглядел Успенский собор в Ярославле в начале XX века.

Внутреннее убранство Успенского собора

Церковь Ильинско-Тихоновская

В самой древней церкви города не идут богослужения, не слышатся церковные песнопения. Только торжественный внешний вид здания напоминает о том, что давно в этом месте происходили события, ставшие легендой.

Ярослав Мудрый велел возвести здесь церковь в честь святого Ильи Пророка после победы над лютым медведем. Каменное здание выросло в 1694 году. Пристроенный придел во имя святого Тихона Чудотворца. Отразился в названии церкви. «Ружное» архитектурное сооружение (содержащееся за счет казны) до сих пор не передано в ведения церкви.

Некоторые реставрационные работы выполнялись в честь празднования тысячелетия Ярославля. Сейчас в каменной одноглавой церкви, здании находятся запасники художественного музея, мастерские. Но храм, построенный в неоклассической форме, с нарядной лестницей, высоким одноглавым куполом, аккуратными башенками (колокольней и ризницей) вызывает восхищение, любопытство. Находится церковь на Волжской набережной в Кировском районе города.

Крестобогородская церковь

Несмотря на то, что эту церковь пытались неоднократно закрыть, она действует и на ней возвышается новый 200 пудовый колокол (один из самых больших в городе), пристроена паперть, обновлен пол, смонтировано отопление, выполнены новые росписи стен.

Возникновение храма связано с наступлением страшного бедствия средних веков чумы. Люди искали любые пути спасения жизни, в том числе и помощь бога. На самой высокой точке окраины города (Поклонной горе) местное духовенство читало молитвы, прося о помощи. Беда отступила.

В честь победы над эпидемией построили небольшую часовню. Вокруг неё постепенно зарождалась жизнь поселения, названного Кресты. Рядом с деревянной церковью построили каменный храм (около 1760 года).

Главную святыню в виде трёхметрового креста митрополита Ионы со святыми иконами, старинной надписью перенесли в новый храм, где он находится и сейчас. После реставрации в нижнюю часть креста помещены мощи святых. Местоположения церкви позволяет увидеть красивые окрестности, город Ярославль.

Адрес: Московский проспект, д. 161.

Церковь Ильинско-Тихоновская

В самой древней церкви города не идут богослужения, не слышатся церковные песнопения. Только торжественный внешний вид здания напоминает о том, что давно в этом месте происходили события, ставшие легендой.

Ярослав Мудрый велел возвести здесь церковь в честь святого Ильи Пророка после победы над лютым медведем. Каменное здание выросло в 1694 году. Пристроенный придел во имя святого Тихона Чудотворца. Отразился в названии церкви. «Ружное» архитектурное сооружение (содержащееся за счет казны) до сих пор не передано в ведения церкви.

Некоторые реставрационные работы выполнялись в честь празднования тысячелетия Ярославля. Сейчас в каменной одноглавой церкви, здании находятся запасники художественного музея, мастерские. Но храм, построенный в неоклассической форме, с нарядной лестницей, высоким одноглавым куполом, аккуратными башенками (колокольней и ризницей) вызывает восхищение, любопытство. Находится церковь на Волжской набережной в Кировском районе города.

Благое желание

В годы перестройки, когда всеобщая борьба с религией сменилась повсеместным восстановлением ранее попранных, а зачастую и разрушенных святынь, вопрос о возрождении главного городского храма был поднят и в Ярославле. Добровольным спонсором работ стал столичный бизнесмен В.И. Тырышкин, являющийся президентом крупной строительной корпорации.

Успенский собор решили возводить на прежнем месте, и с этой целью был объявлен конкурс на лучший проект будущей постройки, в котором приняли участие многие российские архитекторы. Наибольшего внимания жюри удостоились две работы.

Автором одной из них был ярославский зодчий Вячеслав Сафронов, предложивший восстановить храм в том облике, который был ему присущ в последние предреволюционные годы. Осуществить задуманное позволяло большое количество сохранившейся с прежних времён технической документации.

Однако комиссия отдала предпочтение проекту московского архитектора А.М. Денисова, имевшего к тому времени опыт восстановления храма Христа Спасителя. Возведённый по его проекту собор своим обликом выходит за рамки верхневолжской традиции и отчасти напоминает Смоленский собор московского Новодевичьего монастыря.

Четвертый собор

Если бы даже не произошел пожар, уничтоживший многие строения Ярославского кремля, Успенский собор все равно ждала перестройка. Его скромный вид не соответствовал соборному статусу, и на основании царского указа уже через год после пожара строится новое храмовое строение.

Ярославль в 17 веке

Этот собор возводится в виде шестистолпного пятиглавого сооружения

, с типичными для каменного зодчества Ярославля 17 столетия крылечками с трех сторон. Около храма вырослашатровая из восьми гранейКолокольня .

Однако и этому храму не повезло. В 1670 году происходит очередное пожарное бедствие, приведшее к невосполнимому разрушению храмового строения.

Церковь Ильи Пророка

Рекомендовать место

15

4

Церковь Ильи пророка — православный храм в центре города, является выдающимся образцом ярославской архитектуры XVII века. Храм является туристической достопримечательностью города, и объектом культурного наследия России.

Церковь была построена на месте деревянных церквей, которые, согласно легенде, были построены одновременно с самим городом.

Храм многократно реставрировался, только в советское время — трижды. В 1920 году был передан городскому музею-заповеднику, что спасло храм от сноса.

Здание храма было украшено сверкающей зеленой черепицей, которая позже была заменена чешуйчатым покрытием и кованым крестом. Внутреннее убранство храма украшают различные росписи известных мастеров, фрески и золоченный резной иконостас с древними иконами.

Церковь Ильи Пророка располагается на Советской площади города Ярославля. Вернее, Советская площадь располагается вокруг этого храма. Храм расположился в самом центре культурной жизни Ярославля.

Шестой собор

К концу 90-х годов

прошлого века по всей стране началась эпоха восстановления храмовых сооружений и возвращения их верующим. Была решена и судьба нового Успенского храма на Ярославской Стрелке, который должен был возродиться к жизник 1000-летию основания города Ярославом Мудрым.

Современный собор на территории Стрелки

Был проведен конкурс проектов, среди которых были и проекты, предлагающие воссоздание полного аналога взорванного храма. Но победителем проекта оказались москвичи (арх.А.Денисов

), и началось сооружение очередного Успенского собора на территории уничтоженного в 30-е годы его предшественника. Перед началом строительных работ были проведены тщательные археологические раскопки. Экспонаты, найденные в период этих работ, можно увидеть в соборном Музее.

Новый пятидесятиметровый

Собор Успения сооружался в центре исторической территории бывшего Рубленого города с 2004 года. Его внешний вид и грандиозные габариты (площадь равна почти двум тысячам кв.м) вызывали в процессе строительства множественные споры и критику, а также опасения за остальные архитектурные памятники Рубленого города, которые могли бы обрушится при повреждении грунта под весом нового гиганта.

Мозаика «Успение Пресвятой Богородицы»

В связи с этим, запланированное строительство новой 70-метровой колокольни рядом с храмом временно заморожено, а колокола

размещены на стационарную наземную звонницу. Кстати, колокола эти частично ярославские, вывезенные в московский Свято-Данилов монастырь из закрывающихся городских храмов в советский период.

Колокола Успенского собора

Освящение не вполне достроенного собора было проведено в сентябре 2010 года. Сегодняшний храм имеет внушительных размеров цокольный этаж, на котором разместились помещения Трапезной и церковного Музея, Соборный зал и Архиерейские покои.

Внутреннее убранство

Княжеские мощи Василия с Константином, чудом обретенные в начале 16 века, и сегодня являются основными храмовыми святынями, наряду с Иконой Ярославской Богоматери.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Второй собор

Новый Успенский храм, вероятнее всего был построен по образу московского Благовещенского храма. Небольшой по размеру собор, построенный вместо своего погибшего предшественника, был освящен в 1516 году

. В помещении его мощного подклета хранились казенные сбережения.

Древний Ярославль

Тот собор памятен очень важным для нашей страны событием Смутного времени

. Ведь именно в нем в 1612 году местным митрополитом Кириллом был благословлен военный руководитель Народного ополченияД.Пожарский перед началом освободительного похода на Москву. И этот же собор в марте следующего года торжественно встречал проезжающего из Костромского Ипатьевского монастыря на царствование юногоМихаила Романова .

Фото и описание

Успенская «Дивная» церковь является выдающимся памятником древнерусского угличского зодчества первой трети XVII столетия. Расположена на территории Алексеевского монастыря.

Храм был построен при настоятеле Мисаиле в 1628 году. Местная легенда повествует о том, что эта церковь представляет собой памятник защитникам обители, которые погибли в период Смутного времени. Первое упоминание об Успенской церкви имеется в писцовых книгах, датируемых 1628-1631 годами. Во второй половине XVII столетия храм был оборудован под настоятельские покои.

В начале XX века, а точнее в 1905 году, здание отремонтировали на пожертвования Н.Н. Войтяговского, пристроили каменное крыльцо. В 1918 году храм был включен в список памятников архитектуры, для которых необходимо первоочередное изучение и восстановление. После закрытия Алексеевского монастыря в 1920-х годах здание использовалось под хозяйственные нужды.

Для архитектуры Успенской «Дивной» церкви характерна простота и монументальность. Основное место занято небольшим объемом, поставленным на высокий подклет. Его завершают три шатра. Примечательно, что два малых боковых шатра смещены в восточном направлении относительно большого главного. Вместе с тем каждый из них приобретает практически самостоятельное значение. Центральный шатер, в настоящее время отделенный сводом от внутренней площади храма, по своей величине и конструкции не может считаться декоративным завершающим элементом. Скорее всего, первоначально он был открытым внутри и имел функциональное значение. Малые шатры внешне похожи на центральный, хотя представляют собой чисто декоративные составляющие, поскольку поставлены на цилиндрические своды, перекрывающие расположенные под ними помещения.

Под храмом оборудован подвал. С востока церковь венчают три апсиды полукруглой формы. С западной стороны к ней примыкает двухэтажное трапезное помещение с огромным четырехгранным столбом в середине, который поддерживает своды.

Декоративное оформление Успенского «Дивного» храма сохранилось не полностью. В наши дни вся трапезная, а также южная и северная стены здания лишены убранства. Наибольший интерес представляет фасад с восточной стороны. Все апсиды церкви украшены аркатурно-колончатым поясом. Нижняя часть колонок держится на верхнем полувалике межэтажного пояса, а наверху их завершают двойные килевидные арочки. Две «дыньки» украшают» каждую колонку. Орнамент пояса схож с несколько измененной обработкой московских церквей XV–XVI веков, а также с аркатурой Успенского собора из Ростова.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Сейчас в стенах церкви, построенной в упрощённом стиле Ярославских церквей (нет трапезной, подклета, галерея только на западной части) совершаются божественные литургии, проходят богослужения. В единый ансамбль Благовещенской церкви входят два храма, построенные в разное время. Первоначальной являлся холодный деревянный храм. Именно, с него начался знаменитый пожар, уничтоживший большую часть Ярославля в 1658 году.

Каменное здание храма возвели почти через столетие. Внутри храма хорошо сохранились росписи, сделанные под руководством известных мастеров Игнатьева, Федорова. В красивом пятиглавом храме, возвышающемся над Волгой, ежедневно проходят молебны, работает Воскресная школа.

Для многих церквей XVIII века церковь стала образцом архитектуры.

Находится церковь по адресу ул. 3-я Яковлевская,9.

Спасо-Преображенский собор

Появление первого варианта монастыря относят к 1186 году. Духовный центр Ярославля превратился в каменное строение при поддержке Ростовского князя Константина. На его территории вырос величественный каменный Спасо-Преображенский Собор.

Старинный храм XVI века вошел в списки всемирного наследия. В библиотеке собора хранились старинные рукописи. Среди них было найдено «Слово о полку Игореве». Сейчас полная информация о книге, способе её создания предоставляется интересной экспозицией музея при Соборе. Но пожар уничтожил и эту постройку.

Сейчас существует, возведённый на остатках фундамента, новый Собор. В архитектурный комплекс города входят Священные ворота, Трапезная палата, Келейный корпус, Архиерейский дом, колокол «Благовестник». В Соборе хранятся священные реликвии, иконы Богоматери Владимирской, Смоленской, Преображения Господне. Основная часть выполнена в стиле барокко.

Находится на Богоявленской площади, рядом с Московским мостом над рекой Которосль.

Рекомендуем прочитать:

  • Достопримечательности Ярославля – ТОП-30 мест
  • Что посмотреть в Ярославле за 1 день
  • ТОП-25 развлечений в Ярославле для детей

Владимирская церковь

Один из последних памятников шатрового зодчества Руси, к сожалению почти заброшенный, с непонятным хозяином сохранил только холодную часть церкви. В центре города, среди алей Власьевского сада, раскинувшегося на месте старинного кладбища, в XIX веке находится знаменитая церковь Божедомка.

Её архитектура, история появления имеют особенности. Храм на «убогом доме» (месте захоронения бездомных, безымянных странников по древним обычаем язычества).

С 1771 года (церковь построена в 1678 году) стал действовать запрет на убогие дома, а захоронения стали проводить на кладбищах за городом. Так церковь Владимирской Божией Матери на Божедомке постепенно оказалась в центре города, на улице Свободы.

Особенности архитектуры церкви заключаются в том, что основной куб сделан по принципам крестовокупольного варианта. Три шатра выполняли только декоративную роль. Храм для бедных никогда не имел богатой внешней, внутренней отделки.

История

Первый каменный храм Ярославля начали строить в 1215 году по воле ростовского князя Константина Всеволодовича на территории княжего двора (кремля). Храм был торжественно освящён в 1219 году ростовским епископом Кириллом и, как главный храм города, назван, по существовавшей традиции в честь праздника Успения Богоматери — Успенским собором. В отличие от других соборов Северо-Восточной Руси, построен он был из кирпича, но в убранстве фасадов зодчие широко использовали резьбу по белому камню, пол был выстлан разноцветными майоликовыми плитками, а двери украшены золоченой медью.

Файл:SeloVelikoe2.jpg Ансамбль шестистолпного Успенского собора с высокой шатровой колокольней был буквально повторён в первые годы XVIII века в зажиточном селе Великом под Ярославлем

В 1501 году случился пожар, и у церкви обрушились своды. При расчистке завалов были обнаружены мощи ярославских князей XIII века — Василия и Константина Всеволодовичей, которые впоследствии стали главной соборной реликвией. Заново отстроили и освятили храм около 1516 года, вероятно, на месте предшествующего. Успенская церковь была небольших размеров, на подклете или подвале и имела в своей западной части придел «на полатях». Её ближайшим аналогом можно считать Благовещенский собор Московского Кремля. После 1605 года в Успенском соборе начинает составляться иллюстрированный синодик. В 1612 году во время Смутного времени митрополит Кирилл (Завидов) благословил здесь Дмитрия Пожарского на поход на освобождение Москвы.

Когда Успенский собор обветшал, по царскому указу 1642 года было велено новую каменную соборную церковь сделать на новом месте, а старую разобрать, сохранив лишь бывший под церковью погреб, где находилась «зелейная и свинцовая казна», укрепить его и использовать по тому же назначению. Но, так как это помещение было сырое, по предложению воеводы, на основании недоразобранных стен верхнего яруса старого собора построили казённую палату. В 1646 году был возведён и освящён одноэтажный, без погреба, пятиглавый собор с 55-метровой колокольней.

Файл:Yarsobor.jpg Апсидная сторона собора незадолго до сноса.

Во второй половине XVII века в Ярославле происходило казённое строительство, и в 1659 году появился указ царя о постройке новой соборной церкви, так как старая имела скромные размеры и пострадала (крыша, главы и прочие наружные постройки), хотя и менее других, в пожаре 10 июля 1658 года, в котором сгорела большая часть строений Ярославля. Новый собор представлял собой шестистолпное пятиглавое здание, при северном, западном и южном входах были построены каменные крыльца, характерные для многих ярославских храмов XVII века. Одновременно с ним была заложена восьмигранная шатровая колокольня.

Файл:Yar sobor icons.jpg Интерьер Успенского собора на фото И. Ф. Барщевского, 1881

Храм сильно пострадал в пожаре 1670 года и через несколько лет был выстроен вновь. Здание имело византийскую кубическую фигуру и пять больших глав. Интерьер собора был расписан в 1671—1674 годах, это письмо сохранялось без обновления до 1825 года. В дальнейшие два века храм подвергался ряду перестроек, особенно значительных после 1788 года, когда он стал кафедральным в связи с переносом центра епархии в Ярославль. В 1720-х годах пристроили западную паперть, в конце века переделали крыльца, в 1832—1833 годах к южной стене пристроили теплую церковь с престолом во имя святых князей Василия и Константина. В 1832—1836 годах по проекту архитектора А. И. Мельникова построили новую колокольню вместо старой, шатровой, в 1844 году купола собора — первыми в городе — покрыли золотом, в конце XIX века расширили теплую западную паперть и объединили её с церковью Василия и Константина.

В конце XIX века в соборе было 2 престола: Успения Пресвятой Богородицы и Святого князя Владимира; пятиярусный иконостас с драгоценными окладами; ряд замечательных икон и других древностей. Под сводами храма были погребены архиепископы Павел, Симеон и Леонид.

Успенский собор сильно пострадал во время антибольшевистского восстания в 1918 году, частичная реставрация была проведена осенью 1924 года. В 1922 году храм был отдан под биржу труда, с 1930 по 1937 год в нём размещался склад зерна. 26 августа 1937 года собор был взорван, а на его месте — разбит городской парк культуры и отдыха. При проведении неоднократных раскопок усилия Н. Н. Воронина и других археологов по отысканию фундаментов кирпичного собора домонгольской эпохи не увенчались успехом.

Возведение второго по счёту собора

Из документов той эпохи известно, что Успенский собор по своим размерам был весьма невелик, а по внутреннему устройству во многом напоминал Благовещенский собор Московского Кремля. К середине XVII века он порядком обветшал, и в 1642 году государь Михаил Фёдорович повелел его разобрать, а новую одноименную церковь возвести чуть в стороне. Находившийся же в соборной подклети (подвале) пороховой склад предполагалось сохранить и, надстроив соответствующим образом, превратить в сугубо казённое сооружение.

Однако, разобрав верхнюю часть стен и убедившись в необычайной прочности основания всего здания, городской воевода бил челом государю с просьбой дозволить отступиться от его повеления и, используя хорошо сохранившиеся части постройки, возвести на них новый храм. Так явился миру одноэтажный пятиглавый собор, над которым возвышалась пятидесятипятиметровая колокольня.

Церковь Дмитрия Солунского

Храм считается образцом двухстолпного типа ярославского зодчества XVII столетия. Холодная церковь возводилась в честь Смоленской иконы Богоматери Одигитрии на месте старой деревянной церкви.

В ней были три предела во имя Великомучеников Дмитрия, девяти мучеников Кизических.Солунского, Георгия Победоносца. Первоначально её украшали пять куполов. Теплый храм во имя Похвалы Богородицы имел двухъярусный расписной иконостас (интерьер храма исчез) был воздвигнут в 1749 году.

Считается, что автором росписей храма был известный мастер Плеханов. Тематика росписей основана на использовании сюжетных клейм из сцен Евангелия, жизни Богородицы.

Основными изображениями считаются «Вседержитель», находящийся в куполе, фигуры восьми пророков, расположенных между окнами. Их выбор, исполнение во весь рост символизирует вселенское величие Русской церкви. Хорошо сохранилась нарядная алтарная живопись с композицией «О тебе радуется».

Находится на улице Большая Октябрьская (раньше Рождественская).

История Успенского собора

Этот поистине величественный собор неоднократно страдал от стихии и злых рук. Современное здание не является копией древнего оригинала, однако это пример традиций древнерусских мастеров.

Историческое фото собора в начале ХХ века

История храма в XIII-XX веках

Первый храм был заложен в 1215 г. по указу ростовского князя Константина Всеволодовича. В течение многих столетий он возвышался на живописном берегу реки и был украшением города. Несколько раз стены собора страдали от вражеских снарядов и огня, но их восстанавливали, а порой строили заново. Сохранились данные о служивших в соборе протоиереях, а также ведущих дела прихода старостах в период XVIII–XIX вв.

В середине XVII века обитель была небольшой и уже довольно обветшалой. Государь Михаил Федорович велел устранить первый храм, а немного поодаль построить ему замену с тем же названием. Когда мастера, следуя царскому указу, разобрали верх здания, оказалось, что его основание очень крепкое. Тогда было испрошено царское разрешение на имеющемся основании возвести новые стены, не перенося храм.

За всю многовековую историю самым страшным периодом для храма стало время правления большевиков. Уже в 1918 году во время войны «белых» и «красных» в храм угодил снаряд, но прихожане смогли организовать ремонт. В 1922 году безбожная власть издала указ о разграблении церквей. Беда не миновала и собор в Ярославле. В нем тогда была богатая ризница, древние реликвии, утварь великолепных мастеров. В 1929 г. по приказу властей снесли колокольню, а община храма была ликвидирована.

Здание уцелевшего храма большевики использовали для различных целей. Изначально в обители устроили пошивочную мастерскую. Затем в нем было складское помещение для хранения шедевров искусства, которые готовились для продажи за границу. После этого в храме держали зерно. В итоге древние стены были разрушены в 1937 г.

Восстановление Успенского собора

С распадом СССР прекратились гонения на православие, начали возрождать древние обители и возводить новые. В честь знаменательного события – 1000-летия крещения Руси (в 2021 г. отмечалось его 1030-летие) – было решено возродить Успенский собор. За основу был взят проект архитектора А. Денисова. В соответствии с задумкой новое здание должно было превышать масштабы предыдущего, а цокольный этаж – помещать ряд залов для разных нужд.

Осенью 2005 г. был освящен первый камень, а на следующий год началась постройка. Работами в течение четырех лет занималась «Корпорация ВИТ», финансирование предоставил Виктор Тырышкин. В 2010 г. (1000-летие города) готовый храм освятил патриарх Кирилл.

В 2011 году в обитель вернули ее ценность – мощи св. кн. Василия и Константина, поставили список Ярославского образа Пресвятой Богородицы. Были принесены мощи князя Феодора и его сыновей Константина и Давида.


Мозаичная икона «Успение Пресвятой Богородицы» над входом


Золотые купола


Массивные колокола

Современное состояние

Храм действует со времени освящения, в нем регулярно проводятся богослужения. Кроме главных святынь собора – княжеских мощей – паломники приезжают поклониться иконам, украшающим храм. Особенно впечатляющий вид на храм открывается со стороны Волги.

Возле храма стоит скульптура Святой Троицы. Там же размещается звонница. В ней нашли обиталище более 10 колоколов, которые ранее принадлежали различным храмам. Их привезли к собору из Данилова монастыря, чтобы поместить в колокольне, но вопрос о ее строительстве все еще не решен. Самым большим колоколом является образец, отлитый в 2010 году в Тутаеве. Его масса составляет 2, 5 т.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Не только в Сочи
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: